Неопалестинское монашество (после 1009 г.) 172 Третий том «Описания» Дмитриевского (ДМИ-3) посвящается целиком Иерусалимскому Типикону (не считая 3-х последних страниц дополнительного характера). Дмитриевский распределяет все рукописи на два главных раздела: палестинские Типиконы Св. Саввы и Типиконы Афонской горы. 2-й раздел содержит всего 20 рукописей, не очень древних. 1-й раздел – самый интересный; он разделяется опять- таки на несколько глав или редакций: а) Иерусалимская редакция: 5 рукописей XIIXIII вв.; б) Иерусалимо- 116 рукописей XIIIXVI вв.; Константинопольская: в) Синайская: 3 рукописи XIVXV вв.; г) Трапезундская: 4 рукописи XIVXV вв.; д) Сербо-болгарская: 7 рукописей XIIIXVII вв.; е) Старопечатная венецианская: 8 изданий (без 1-го) 1546–1738 гг. Классификация Дмитриевского усовершенствуется работой Упенского («Чин всенощного бдения.»). Изучая первую главу Иерусалимского Типикона, посвященную описанию «Агрипнии», т. е. всенощного бдения, которое во время Никона Черногорца являлось якобы различительной чертой между Студийскими Типиконами (не имеющими всенощной) и Савваитским (имеющими ее), Успенский разбирает весь собранный Дмитриевским материал и уточняет по нему историю редакций, определенных Дмитриевским. Там же реконструирует довольно вероятный исторический процесс становления самого чина всенощного бдения и распространения его по всему Востоку. Четыре последних главы работы Успенского могут, безусловно, считаться самой лучшей историей Иерусалимско-Савваитского Типикона, до сих пор существующей. Успенский не пользуется только материалом Дмитриевского (греческими и сербо-болгарскими рукописями), но прибавляет грузинские и русские списки Савваитского Типикона. См. также: МАН: 75, 168, 197, 222, 249, 265, 269, 311, 323; и СКА:410, 418, 480, 488. а. Иерусалимский Устав в Палестине и окрестностях 173 1 . Типиконы Лавры Св. Саввы: рукописи: Синай 1094 (XIII в.), Синай 1095 (XII в.), Синай 1096 (XII в.): ДМИ-3 2 . Типикон монастыря Св. Екатерины на Синае: Синай 1097 (1214 г.): ДМИ-3

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Затем читаются тропари канона, которые по Уставу соединяются со стихами соответствующих библейских песней (причем используется праздничный вариант «Поем Господеви», см. Ирмологий). На практике же тропари канона читаются с припевами. Перед предпоследним тропарем читается «Слава» , перед последним – «И ныне» (на практике, однако, допускается чтение «Слава, и ныне» по окончании всех тропарей данной песни). Катавасия рядовая (см. Типикон, 19-ю главу), поется по каждой песни. По 3-й песни канона хор исполняет катавасию . Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...». Священник (возглас): «Яко Ты еси Бог наш ...». Чтец читает седальны по Уставу. По 6-й песни канона хор исполняет катавасию. Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...». Священник (возглас): «Ты бо еси Царь мира...». Чтец читает кондак и икос по Уставу. На 8-й песни диакон совершает каждение алтаря. В конце 8-й песни вместо «Слава» чтец говорит: «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа» . По 8-й песни канона хор поет: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…» и исполняет катавасию . Диакон (стоя на амвоне с кадильницей пред иконой Богоматери): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор запевает песнь Пресвятой Богородицы ( «Величит душа Моя Господа…» и припев «Честнейшую...» ), в это время диакон совершает каждение храма. По 9-й песни канона хор исполняет катавасию. Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...». Священник (возглас): «Яко Тя хвалят...». Чтец читает светильны по Уставу. Хор поет: «Всякое дыхание да хвалит Господа…». Чтец: «Хвалите Его солнце и луна...» и последующие стихи хвалитных псалмов (148, 149, 150 – Часослов). Хор поет хвалитные стихиры на 6 (начиная со стиха «Сотворити в них суд написан…» ) или на 4 (начиная со стиха «Хвалите Его на силах Его…» ). Во время пения стихиры на «И ныне» диакон отверзает царские врата. Священник: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Хор поет великое славословие «Слава в вышних Богу…». По окончании славословия поется Трисвятое следующим образом: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды). «Слава, и ныне». «Святый Безсмертный, помилуй нас». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. Если на праздник полагаются вместо седальна ипакои, то это песнопение читается один раз, без повторения (например, 31 декабря, 23 августа). По 6-й песни: кондак и икос праздника. На 9-й песни «Честнейшую» не поется. Перед ирмосом, каждым тропарем и катавасией поются припевы праздника. По 9-й песни: светилен праздника; «Слава, и ныне»: другой (или этот же) светилен праздника. Стихиры на «Хвалите...»: стихиры праздника на 4; «Слава, и ныне»: стихира праздника. По славословии: тропарь праздника. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма и рядового святого Минеи (только в отдания подвижных праздников). В отдания Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы. На часах Тропарь и кондак праздника (на каждом часе). Литургия «Блаженны»: 9-я песнь обоих канонов праздника на 8 (если праздник имеет один канон, то поется 9-я песнь канона праздника на 6, см. 9 февраля). Входный стих: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуиа» (в отдание Господского праздника вставляется припев 2-го антифона праздника, а Богородичного – «во святых Дивен сый»). По входе: тропарь праздника; «Слава, и ныне»: кондак праздника. Прокимен, Аллилуиа и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – рядовые (в отдания Богородичных праздников читается еще Апостол и Евангелие праздника). Отпуст полный праздничный с поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме святого) и рядового святого (только для подвижных праздников). В отдания Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы. §5. Службы в дни памяти святых, «поемых на 6» В Месяцеслове немало богослужебных дней, обозначенных черной скобой с тремя точками внутри (). В Уставе такие службы святым называются «поемые на 6» (см. Типикон, главу 5-ю) или «шестеричные». Название связано с тем, что в дни памяти этих святых стихиры Минеи на «Господи, воззвах…» поются на 6 (кроме недели) и канон Минеи на утрене также поется на 6 (во все дни, в том числе и в неделю).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Следующая часть Утрени – великая ектения. Затем произносится «Бог Господь» со стихами: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» ( Пс. 117:26-27 ). «Явися» – это глагол в прошедшем времени. Бог Господь пришел на землю, явился нам, и мы встречаем Его теми же словами, которые произносил народ при торжественном входе Его в Иерусалим ( Мф.23:39 ). (3, с. 117). «Бог Господь…» поется четыре раза. Стихи на «Бог Господь» взяты из того же, 117-го, псалма. Это один из самых радостных псалмов. В ветхозаветной Церкви он предназначался для пения в какой-то большой праздник, по случаю явлению израильскому народу великой милости Божией, спасения от смерти и уничтожения (см. текст псалма) (4, с. 626). В нем содержится пророчество о Спасителе мира (стих о камне, который отверзли строители, но который стал «во главу угла», см. притчу о злых виноградарях в Мф.21:33-42 ). Подбором стихов 117 псалма нам дается «живое предощущение спасения» (4, с. 629). Таким образом, «Бог Господь», как и ангельское славословие «Слава в вышних Богу», очень ясно отражает литургическую тему утрени – явление Мессии, пришествие на землю Сына Божия. После «Бог Господь» поются тропари. Именно в этом месте утрени мы слышим тропарь праздника или один из воскресных тропарей (их восемь, по числу гласов). Далее читаются кафизмы. На утрене воскресного Всенощного бдения звучат 2я и 3я кафизмы (напомним, что чтение Псалтири начинается с воскресенья, первого дня церковной седмицы, и 1я кафизма «Блажен муж» читается на великой вечерне воскресного Всенощного бдения). На будничной (вседневной) утрене читается две или три рядовые кафизмы. После каждой кафизмы на Всенощном бдении произносится малая ектения и седален. На вседневной утрене, если это не суббота, малая ектения после каждой кафизмы не произносится (2, с. 90). Далее начинается самая торжественная часть праздничной утрени – полиелей. Он совершается при открытых царских вратах и зажженных светильниках. Первая часть полиелея – это пение полиелейных псалмов, 134-го и 135-го. Слово «полиелей» в 17 главе Типикона переведено как «многомилостиво». Это название, очевидно, связано с тем, что в 135 псалме часто повторяются слова «яко век милость Его», многократно прославляется милость Божия. В настоящее время полиелейные псалмы редко поются полностью. Большей частью звучат всего четыре стиха:

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

– в храме Богородичном: а) в пред- или попразднство Господского праздника: тропари: воскресный, праздника, храма и святого; кондаки воскресный и храма, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника. б) в пред- или попразднство Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника; – в храме святого: тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. Задостойник праздника (только в попразднство). Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием только празднуемого святого. §3.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае храмового праздника в неделю в храме святого В случае храмового праздника в воскресный день богослужение в целом имеет те же особенности, которые характерны для бденного святого в неделю, о чем, в частности, сказано в 3-й храмовой главе («Аще храм святаго или святыя будет в неделю»). Однако есть специфические особенности, указанные в 1-й храмовой главе, главной из которых является чтение Евангелия храмовому святому на утрене (соответственно, отменяется воскресное утреннее Евангелие). Еще одно существенное отличие службы храмового праздника в том, что если храмовый праздник случится в неделю в период пред- или попразднства, то служба пред- или попразднства полностью отменяется (см. 23-ю храмовую главу). В этом заключается особая торжественность храмового праздника, выделяющая его среди служб бденным святым, которые в случае совпадения с воскресеньем в период пред- или попразднства соединяются со службой праздника. Устав службы на храмовый праздник в неделю можно составить посредством комбинации указаний 1-й храмовой главы и 3-й главы основной части Типикона. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого храма; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих). Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: воскресный на 4, крестовоскресный на 3, Богородице из Октоиха на 3, святого на 4. Катавасия – рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос святого, седален святого; «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Если святой не имеет светильна, то читается эксапостиларий евангельский; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Стихиры на «Хвалите…»: стихиры Октоиха 8 (последние две стихиры с воскресными припевами « Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя…» и «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим…»); «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. §4.4.2. Особенности воскресной утрени в случае двух святых В Типиконе нет отдельной главы, где были бы указаны все особенности, которые имеет богослужение в таком случае; в 52-й главе говорится только о пении тропарей в случае двух святых в неделю (однако это указание ценно еще и тем, что предполагает саму возможность соединения воскресного богослужения со службой двум святым). Основным и единственным источником служит 4-я уставная глава Общей Минеи «О непразднуемом святом или дву, прилучающихся в неделю». По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (единожды), тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря 2-го святого. Седальны по кафисмам: седальны воскресные Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря 2-го святого), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу, «В неделю на утрени на Бог Господь»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

2-го антифона 7-ой кафисмы и «Хвалите Господа», т.е. 3-го антиф. 20-й кафисмы, с особыми аллилуиарияями, о припевах к хвалитным псалмам и Господи воззвах), – эти отделы посвящены поведению в церкви монахов. Здесь прежде всего определяется время для утрени: она начинается в Пятидесятницу в начале 9 ч. (3 ч.н.) 1812 ; от Пятидесятницы (с. 475) до великого поста. а также в воскресенья и Господские праздники всего года в 7 ч. (1 ч.н.); в пон.-четв. великого поста в пол. 4 ч. (полов. 10 ч.в.), в пят. и суб. вел. поста в нач. 7 ч. (2 ч.н.). С наступлением часа будильщик (убужаяй») встает и идет прежде всего к келии игумена, кланяется до земли и говорит у дверей совне: «Благослови и помолися за мя св. отче»; тот отвечает извнутри: «Бог спаси тя»; тогда будильщик у келии же возглашает очень громко «Благословите святии» и повторяет это также кромко, проходя мимо всех келий. Между тем начинается клепание сначала на «горничьним гостиньника биле» (в верхнее било у заведующего гостиницей), затем в большое было и наконец в малое (л. 246 об.–247). При входе в церковь делают земной поклон пред царскими дверьми, но не подходя для этого к алтарной преграде; чье место близ игумена, тот делает земной поклон и ему; братии поклона не делается (л. 253 об-254). Утреня начинается в притворе, а зимою (с Воздвижения) в церкви. В церкви братия стоят у стен, впереди священники в порядке их посвящения, затем диаконы и т.д.; впереди всех на правой стороне – игумен, на левой – эконом. Стоять требуется не нагнувшись, бодро, ноги вместе, руки соединив под мантиею, не чесаться («еже бо блъсе, схмуши, въши или иному чему спадшю, абие на то помывл превращати и чесати, сему убо главу, сему же нозе, овомуже и ино нечто от телесе чясть, или влагати hewt внутрь одеяния, не становита мужа будет, к зело нероды и нетерпелива», – л. 245 об.–249). Начинать пение, оканчивать его и творить поклонение после него нужно одновременно со старейшим (л. 254). Указываетя, какого характера должно быть пение шестопсалмия, троичных и Бог Господь (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

435 Martene E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antverpen, 1737, t. III, col. 588. 436 Kellner, р. 150. 437 Martene, ubid. 438 Martene, col. 589. 439 Nilles, рр. 249—250. 440 Сергий, архиеп., там же. 441 Деян. 4. Martene, col. 588. 442 Кекелидзе Κ ., прот. Иерусалимский канонарь VII в. (Грузинская версия). Тифлис, 1912, стр. 123—124. 443 Дмитриевский А., проф. Описание литургических рукописей. Киев, 1895, стр. 105 и далее. 444 Дмитриевский, стр. 220. 445 Дмитриевский, стр. 231. 446 Но на литургии предпразднства прокимен и причастен праздника, а у нас — дня. 447 Дмитриевский, стр. 607. 448 Впрочем, на Рождество Богородицы паннихида имела два канона праздника. 449 На отдание Успения, когда нет праздничных кафизм, этот ипакои по Евергетидскому уставу положен уже по 3 песни канона. 450 См. Типикон, Маркову главу «аще Иоанна Богослова в четверток вознесения» или «в неделю Пятидесятницы». 451 Дмитриевский, стр. 487—489. Сравнение с другими праздниками — там же, стр. 256—656 passim. 452 Дмитриевский, стр. 767, 820. Это теперь положено на Преображение. 453 Кекелидзе К., прот. Литургические памятники. Тифлис, 1908, стр. 270. 454 Рукопись Московской Синодальной библиотеки 330/380, л. 189 об. — 192. 455 Рукопись Московского Румянцевского музея, Сев. 491/35 л. 168 об. Τυπικν . Венеция, 1643, стр. 59. 456 Τυπικν κκλησιαστικν . Венеция, 1884, стр. 231—232. 457 Око церковное, л. 779 об. — 783. 458 Сведения о Гефсиманском праздновании Успения заимствуем из статьи проф. Дмитриевского «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» в «Сообщениях Императорского Православного Палестинского Общества» 1905 г., т. XVI, вып. 3, стр. 392 и далее. Статья издана и отдельной брошюрой. 459 Ср. вышеприведенное место из предпраздничного канона: «сионяне свещы возжгите». 460 Ср. приглашение женщин к празднику в церковных песнях. 461 Отдание Успения почему-то в упомянутой статье приурочивается к 24 августа. 462 Радость христианина, 1896 г., 9 кн., стр. 19 и далее. 463 Дмитриевский. Празднества в Гефсимании, стр. 400.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3679...

По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: седален праздника. Величание и избранный псалом святого. Седальны по полиелеи: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: седален праздника (если в чинопоследовании службы святому праздничный седален отсутствует, его можно заменить седальном по одной из кафисм или (в попразднство) прочитать седален самого праздника). Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме святого. Канон: праздника на 6 и канон святого (один или два канона) на 8. Катавасия – рядовая по Уставу (в попразднства большинства праздников, кроме Рождества Богородицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, поются на катавасию те же самые ирмосы канона праздника). По 3-й песни: кондак и икос праздника, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: светилен праздника. Стихиры на «Хвалите…» на 6: стихиры праздника 227 – 3; стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. §4.3. Особенности в последовании воскресной утрени в отличие от полиелейной утрени, совершаемой в седмичный день Последование воскресной утрени подробно излагается во 2-й главе Типикона и имеет ряд особенностей, присущих только воскресным дням. Полиелей на воскресной утрене поется в следующих случаях (см. Типикон, 17-ю главу): – от Отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова (то есть от 22 сентября до 19 декабря включительно); – в Недели о блудном сыне, мясопустную, сыропустную; – в остальные периоды года полиелей поется, только если в неделю случится полиелейный праздник. 17-я кафисма («Непорочны») поется вместо полиелея на воскресной утрене в следующие периоды (если не случится в неделю полиелейного праздника): – от 1-й Недели Великого поста до Отдания Воздвижения;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По Трисвятом: – в храме Господском: тропарь храма (в среду и пятницу тропарь храма опускается), тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...»; – в храме Богородичном: тропарь храма (в среду и пятницу сначала поется тропарь дня, затем – тропарь храма), тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...»; – в храме святого: тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропарь храма 412 , тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...» (см. Типикон, главу 52-ю). Полунощница Вседневная полунощница без особенностей. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь 1-го святого (дважды); «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря 2-го святого. Седальны по кафисмам – из Октоиха. Канон: 1-й канон Октоиха на 6, канон 1-го святого из Минеи на 4, канон 2-го святого из Минеи на 4 (2-й канон Октоиха не поется). Катавасия – ирмос канона 2-го святого; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: кондак и икос (если есть) 2-го святого; седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого; «И ныне»: Богородичен (в среду или пятницу – Крестобогородичен) Минеи. По 6-й песни: кондак и икос 1-го святого 413 . По 9-й песни: – если в Минее есть два светильна (каждому из святых), то следует читать эксапостиларий Октоиха (в четверг – два эксапостилария 414 ), светилен 1-го святого; «Слава»: светилен 2-го святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду или пятницу – Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»); – если в Минее только один светилен, то читается эксапостиларий Октоиха (в четверг – два); «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду и пятницу – Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010