Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛАНИЯ СТАРШАЯ [Греч. Μελνεια, Μελνιον; лат. Melanium, Melanius] (ок. 340 или ок. 350, Рим - ок. 410, Иерусалим), прп. (пам. греч. 8 июня), бабка прп. Мелании Римляныни (Младшей). М. С. иногда тоже называется Меланией Римляныней. Подвижница благочестия, основательница мон-ря на Елеонской горе . Существует неск. основных источников, содержащих сведения о жизни М. С.: «Лавсаик» Палладия, еп. Еленопольского ( Pallad. Hist. Laus. 5, 9, 10, 18, 38, 46, 54, 58); письма свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского, с к-рым она состояла в родстве ( Paul. Nol. Ep. 29, 31/Ed. W. Härtel. W., 1894. (CSEL; 29)), и его стихотворения (Carm. 31, 72, 79); «Хроника» и письма блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Ep. 3. 3; 39. 5; 45. 4-5; 133. 3); письмо блж. Августина Аврелия, еп. Гиппонского ( Aug. Ep. 94). Согласно совокупным данным этих источников, М. С. происходила из Испании, из богатой знатной семьи, была внучкой консула 341 г. Антония Марцеллина (PLRE. Vol. 1. P. 592); в «Лавсаике» ( Pallad. Hist. Laus. 46) указывается, что он был ее отцом. Год ее рождения вычисляется на основании сведений разных авторов, в основном еп. Палладия. Однако у него есть хронологические ошибки, что сильно затрудняет определение точной датировки. Согласно «Лавсаику» (Ibid.), М. С. овдовела на 22-м году жизни, а в Палестине провела 27 лет (очевидно, считается время до 400, когда она вновь приехала в Рим; ср. у еп. Павлина Милостивого: «...пять пятилетий» (Ер. 29. 6)). У блж. Иеронима Стридонского в «Хронике» указан 378 г. как год ее прибытия в Палестину. В этом случае годом рождения М. C. может быть 350-й или 351-й. Однако в др. главе «Лавсаика» ( Pallad. Hist. Laus. 54) говорится, что она прожила в чужой стране (Палестине) 37 лет и в Рим приехала в возрасте 60 лет. В таком случае год ее рождения - 340-й. Но, возможно, в данном случае счет идет от времени ее смерти - 410 г. В просопографическом словаре А. Х. Джонса и Дж. Мартиндейла указывается 340-й как год рождения М. С. и 373-374 гг.- как время переезда в Палестину (PLRE. Vol. 1. P. 592). Э. А. Кларк не указывает год ее рождения ( Clark. 1999. P. 552).

http://pravenc.ru/text/2562806.html

—363— языке, – это краткая каталогизация грузинских рукописей восточных и отечественных книгохранилищ, но насколько подобная краткая каталогизация может способствовать «правильности конечных выводов» (стр. 340) наших, в этом легко убедиться из следующих курьезов. В отчете Импер. Публич. Библиотеки за 1883 г. описанный у нас Илитарий XV века 335 (из собр. царев. Иоанна), заключающий в себе только чины литургий свв. Василия В. и Иоанна Златоуста , назван Требником XII–XIII в. с указанием в нём интересного чина венчания (sic.). В описании грузин. рукописей Азиатского Музея Импер. Академии Наук рукопись 123, представляющая собою служебную Минею за Июль и Август месяцы, названы Литургией. И это в столичных каталогах, а что сказать относительно провинциальных описаний, изобилующих смешением одних чинов с другими, одних книг с другими?! Тем не менее, всё, чем можно было воспользоваться в печатной литературе, привлечено нами к делу, что видно из подстрочной цитации у нас. Рецензент, говоря, что нами не привлечены к делу списки, известные в литературе, ссылается для примера на книгу Ф. Жордания – хроники, т. II (стр. рецен. 340). Просим знатоков грузинского языка просмотреть названную книгу и лично убедиться, что никаких литургических списков в ней нет, разве только на стр. 103 упоминается рукопись цер. музея 82, бывшая и у нас в руках (смотр. стр. нашей книги XXVII, пр. 7). Наконец, к числу крупных недостатков работы, говорит г. Авалиани, должна быть отнесена система описания… В научных интересах необходимо было бы, в конце описания хронологического Евхологиев и Типиков, свести их к однородным редакциям (стр. 340–341). Мы не гнались за оригинальностью в данном отношении, но держимся исторической системы, принятой в нашей науке и приобретшей в ней право гражданства. Что же касается сведения описанных у нас памятников к однородным редакциям, то нужно иметь в виду, что богослужебные чины, как выражение кипучей, не останавливавшейся в своем развитии жизни церковной, отличаются подвижностью, а отсюда поразительным разнообразием, следовательно, не всегда удается точно их классифицировать; бывает так,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1085 В 337 г. сыновья Константина – Констанций, Константин II и Констант – съехались в город Виминация в Мезии. Утвердив здесь раздел империи, они постановили возвратить всех сосланных епископов в свои епархии. 1086 Афанасий был отпущен из Трира и прибыл в Александрию 23 ноября 337 г. В данном случае Филосторгий ошибается. Григорий Каппадокийский, арианский епископ Александрии, в 337 г. был жив. Он умер только 26 июня 345 г. 1087 Православные, да и сам Афанасий, не признавали законным его низложение на Тирском соборе. Поэтому Афанасий не счел нужным требовать нового беспристрастного рассмотрения тех обвинений, которые были выдвинуты и приняты в Тире против него. 1088 После раздела империи в 337 г. Константин II, которому был 21 год, как старший, получил в управление Константинополь, а также Галлию, Испанию и Британию. Младший, Констант, которому было 17 лет, получил Италию, Африку и Западную Иллирию. В начале 340 г. Константин II стал требовать себе Африку. Поскольку переговоры ни к чему не привели, Константин II со своими войсками вторгся через Альпы в Италию, т.е. во владение Константа, который в это время находился в Дакии. Констант направил свои войска против брата. Константин II неосторожно, будучи пьяным, недалеко от Аквилеи попал в засаду вместе с немногими спутниками, был убит, а тело его было сброшено в реку Альс. 1090 Был воздвигнут храм Всех Апостолов (см. Zonar., III, 275, 23; Procop., De Aedif., I, 4, 9–19), который ко времени Юстиниана пришел в ветхость, был разобран и отстроен заново. Констанций решил сделать этот храм родовым склепом, перенес сюда гробницу Константина Великого и распорядился, чтобы в дальнейшем в храме хоронили всех из его рода, и мужчин и женщин (Procop., De Aedif., I, 4, 19). 1091 Афанасия ариане обвинили в том, что он, будучи низложен на Тирском соборе, занял епископский престол без соборного определения. Кроме того, его обвиняли в насилиях над арианами и мелетианами во время его возвращения в Александрию, а также в том, что он удерживал у себя хлеб, предназначенный Константином Великим для раздачи народу. Евсевий Никомедийский на соборе в Антиохии, не признавая Афанасия, предложил поставить епископа в Александрию и провел назначение арианина Писта (см. подробнее кн. II, прим. 39). Когда Пист явился в Александрию и стал проводить явно арианскую политику, был собран по-местный собор в Александрии в 340 г., который оправдал Афанасия по всем обвинениям и разослал это решение всем епископам. Но в марте 340 г. был убит покровитель Афанасия, император Константин II. Констанций, сторонник арианства, созвал в Антиохии собор для освящения т.н. «золотой церкви». На соборе Александрийским епископом вместо Писта был избран Григорий из Каппадокии, который вступил в Александрию 23 марта 340 г. Афанасий покинул город еще 19 марта и скрывался. Вскоре он получил приглашение от папы Римского Юлия прибыть на собор и отправился в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII в. М., 1995. 45. С. 94). Для большинства композиций основой послужили сюжеты из лицевых Псалтирей и восходящих к ним уставных церковных или частных молитвословий: молящийся в храме Н. стоит, подняв голову, у стены храма либо лежит на одре, переживая сонное видение (тонкий сон). По набору сюжетов - Н. молится, видит святых или нечистых духов в тонком сне и наяву - цикл иллюстраций ГИМ. Муз. 340 сродни лицевым Лествицам, Канонам на исход души, к-рые появляются в визант. искусстве с XII в. Др. лицевое Житие было создано в эпоху царя Иоанна Грозного (3-я четв. XVI в., БАН. 34.6.61). На его выходной миниатюре Н. представлен как преподобный, в молитве Христу, благословляющему его с облаков, текст иллюстрирован с помощью 384 миниатюр, восходящих к рукописи ГИМ. Муз. 340 ( Свирин А. Н. Древнерус. миниатюра. М., 1950. С. 103 (ил.), 114-116; Антонова. 2006). В. Н. Щепкин обратил внимание на сходство миниатюр Жития ГИМ. Муз. 340 по стилю с миниатюрами из Книги Космы Индикоплова из успенского списка ВМЧ свт. Макария, митр. Московского (ок. 1542, ГИМ. Син. 997, см.: Щепкин. 1903. С. 5; Антонова. 2006. С. 68), Л. И. Антонова указала на сходство с миниатюрами из Книги Индикоплова для софийского списка ВМЧ (ок. 1539 г., РГАДА. Архив МИД. Ф. 201. 161/159, см.: Антонова. 2006. С. 69), предположив, что как переписчик Жития Н., так и иллюстратор принадлежали к окружению свт. Макария в Новгороде (Там же). Различия в стилистике миниатюр, а также в формах архитектуры, воспроизведенных в них, между новгородским Житием Н. (ГИМ. Муз. 340) и московской рукописью (БАН. 34.6.61), наличие в последней архаичных художественных форм позволило Антоновой допустить существование более раннего лицевого Жития Н., послужившего образцом для 2 ранних рукописей; она же отметила сходство бумаги Жития из собрания БАН с рукописью Апокалипсиса и Житий святых 1552 г., созданной для московского Новоспасского мон-ря, настоятелем к-рого был игум.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Краснопевков, протопресв. 277 Красносельцев Н. , проф. 318 Красовский Иоанн, прот. 359 Криднер, баронесса 340 Ксения Петербургская, блаженная 337, 495 Ксенов Иларион 350 Кузнецкий 401 Кузнецов Н. , проф. 402, 403 Кукша, муч. 14 Кульман, лютеранин 232 Кунцевич Иоасафат 244, 245, 247 Куракин А., князь 333 Курбатов А. 260, 261 Курбский Андрей, князь 79, 112, 125, 148,236 Лабзин А. 321,340 Лавр Шкурла, архиеп. 495 Лаврентий, архиеп. 254 Лаврентий, преп. 98, 101 Лаврентий, монах 3,117 Лагарп 277 Лагофет Симеон 116 Лазарь, архиеп. 497 Лазарь, епископ 193 Лазарь Баранович 250, 251, 257, 258 Лазарь, инок 132 Лазарь, поп 198, 205, 208 Ландышев Стефан, прот. 366 Лебедев А. , проф. 316, 373 Лев, император 89 Лев Философ 7 Лев, еп. 26, 30 Лев Юрлов, епископ 268, 270, 272 Лев Оптинский , старец 336 Левитин-Краснов А. 416 Левицкий, иезуит 231 Ленин (Ульянов) В. 386, 390, 393, 407, 409 Леон (Лев, Леонтий), митроп. 33, 34, 119 Леон, еп. 30 Леонид Краснопевков , епископ 351 Леонид Лобачев, архим. 454 Леонид, епископ 270, 416, 419 Леонид Оптинский, старец 336 Леонтий, свят. 13, 87, 116, 119, 120, 127 Леонтий Лебединский, митроп. 281 Леонтий, митроп. 491 Леонтий, епископ 238, 239, 416, 476 Лжедмитрий 157,158, 161, 162, 164, 165, 172, 173,231, 232 Лжедмитрий II 173 Лигарид Паисий 225 Линдль 340 Лисица 258 Лисовский, воевода 171, 174, 176 Лихуда Иоанникий 228, 229, 230, 303 Лихуда Софроний 228, 229, 230, 304 Логин Корова 197, 198, 200, 303 Логин Муромский, протопоп 200 Ломако Г., прот. 469 Ломоносов М. 250, 314 Лопухин 193, 340 Лосев А. 434 Лоти 326 Лука,патриарх 95 Лука, митроп. 241 Лука Войно-Ясинецкий, архиеп. 443 Лука Жидята, епископ 35, 118, 127 Лука Конашееич, епископ 306, 353 Лукьянов С. 286 Луначарский А. В. 402 Львов А. 297, 298 Львов В., обер-прокурор 416 Львов, князь 286 Любарт Гедиминович, князь 138 Любимов, протопресвитер 379 Людмила, св. 87 Лютер М. 141 Ляпунов Захарий 167 Лащевский 313 Магнус, король 136, 141 Магомет, султан 68 Макарий, патриарх 53, 190, 202, 208, 226 Макарий Булгаков , митроп. 280, 281, 315, 316, 317

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Первый период в истории тринитарной догматической формулы (325–340 гг.). Учение единосущника Маркелла Анкирского о Троице, дискредитировавшее эту формулу и заставившее большинство православных сделаться противоникейцами. Второй период борьбы ариан с православными никейцами (340–360 гг.) Попытки установить компромисс между ними посредством «датированной веры» 22 мая 358г.; неподобники и подобники. Сознание бесплодности этих попыток и постепенное сближение подобников-подобосущников (омиусиан) с единосущниками (омоусианами) в течение третьего периода (360–381 гг.). Время с Первого до Второго Вселенского собора (с 325 по 381 гг.) есть время борьбы православия с арианством и вместе с тем время созидания тринитарной догматической формулы; оно естественно, и внешне и внутренне, распадается на три периода: первый (325–середина 340 гг.) – время борьбы арианства с сознательными защитниками Никейской формулы «единосущие»; второй (340–360 гг.) – время бесчисленных попыток создать такой Символ веры , вместо Никейского, который бы примирил ариан с православными антиникейцами и доставил бы арианам возможность оставаться внутри Церкви посредством какого-либо компромисса между учениями православия и арианства; этот период получил название довольно характерное, название – «лабиринта символов»; третий период (360–381 гг.) – время постепенного сближения православных антиникейцев с православными никейцами, устранения недоразумений, их разделявших, рост взаимопонимания ими друг друга, в особенности благодаря церковной и догматической деятельности Василия Великого . Первый период носит характер личной борьбы ариан с сознательными никейцами, окончившейся устранением ими последних если не от деятельности, то от власти. Константин Великий после Никейского собора стал опять на ту точку зрения, на которой стоял до него, именно – что арианский спор в сущности праздный, и что важнее всего единение и внешнее единомыслие. Уже в 328 г. все сосланные ариане (не исключая самого Ария – на основании представленного им бесцветного вероизложения) были возвращены из ссылки, и в 330 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Отзыв (...) о сочинении студента Комнино Пантелеймона (...) «Списки греческих Евангелий X–XI вв. в библиотеке СПб. Духовной академии. Обследование текста их и порядка евангельских чтений»//Там же. С. 446–447. Отзыв (...) о сочинении студента иеромонаха Никодима (Кононова) (...) «Соловецкие святые: их жизнь и церковное чествование (по рукописям)»//Там же. С. 447. Отзыв (...) о сочинении студента Левицкого Ивана (...) «Византийские мозаики в храмах Равенны»//Там же. С. 447–449. Отзыв (…) о сочинении студента Рождественского Василия (...) «Церковное пение в России в эпоху замены крюковой нотной системы линейною»//Там же. С. 449. 1901 Из воспоминаний о Константинополе. СПб., 1901. 19 с. Памятники христианской архитектуры, особенно византийские и русские. изд.] СПб., 1901. 160 с., 58 рис. 355 Рецензии: А. Л(опухин)//ХЧ. 1901. T. 1 ч. 2. С. 631–632; Дм. Шемякин//ЦВд. 1904. 39. С. 1539–1542; ВВ. 1904. Т. 11. С. 743. К вопросу об иконе «Коронование Божией Матери»//ЦВс. 1901. 8 февр. 6. Стб. 197. Подпись: Η. П. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания: (Исторические справки)//Там же. 3, 10, 17, 24, 31 мая, 7, 14, 28 июня, 2, 23, 30 авг. 18–24, 26, 31, 34, 35. Стб. 561–563, 593–596, 625–631, 657–663, 689–693, 721–726, 753–758, 817–822, 977–982, 1073–1076, 1105–1108. Без подписи. То же (отдельное издание). СПб., 1901. 77 с. 356 Областной съезд исследователей истории и древностей ростово-суздальской области//ЦВс. 1901.13 сент. Стб. 1169–1172. Подпись: Η. II. [Отзыв] о сочинении Георгиевского Матвея «Символ креста в памятниках письменности и искусства»//ЖЗСДА за 1900–1901 уч. г. (в извлечении). 1901. С. 291. [Отзыв] о сочинении Пападопуло-Керамевса К. «Церковное пение в Византии (музыкальная сторона)»//Там же. С. 291–292. [Отзыв] о сочинении Соколова Петра «Древнерусские церковные песнопения»//Там же. С. 292. [Отзыв] о сочинении Стефановича Димитрия «Стоглав: его состав и историко-литургическое значение»//Там же. С. 292–293. Отзыв о курсовом сочинение студента IV курса Д. Ф. Стефановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§4. Кроме сего Таинство Елеосвящения не совершается над нераскаянными грешниками и явными безбожниками, ибо кроме других условий для его действенности, требуется сознание грехов своих, вера в Бога и надежда на Его милосердие, а сего-то именно не бывает и быть не может у людей неверующих и нераскаянных ( Иак. 5:15 . Требн. П. Могилы, стр. 447. Догм. Б. пр. Филар. §276). Сюда же надобно отнести также и тех больных, которые потеряли употребление рассудка и находятся в беспамятстве. Ибо апостол Иаков предполагает в больных, принимающих Таинство Елеосвящения, столько силы и присутствия духа, чтобы они сами могли призвать пресвитеры церковные и молиться ко Господу молитвою веры ( Иак. 5:15 ). Впрочем, если бы священник заранее узнал от больного о желании его принять Таинство, или родные сего последнего сказали священнику об этом, или больной сам, не будучи в состоянии выражаться словом, дал бы знать об этом каким-либо знаком, –  движением руки или глазами, и т.п., – то хотя бы больной после этого и впал в совершенное беспамятство, священник однако может совершить над ним Елеосвящение в надежде на милость Божию и всепрощение небесное (Требн. П. Могилы, стр. 447). §5. Опасно совершать Таинство Елеосвящения над такими больными, которые, находясь в состоянии умопомешательства или исступления, предаются неистовству, и своими неблагопристойными поступками могут нанести оскорбление святыне Таинства и ее служителям. Над такого рода больными Таинство это не должно быть совершаемо, пока они не успокоятся и не будут в состоянии принять оное в мире души и спокойствии, необходимом для сознания грехов и обращения к Богу (Требн. П. Могилы, о елеосвящ. стр. 447). §6. Священник в своей ставленной грамоте читает, что «елеопомазание нужно над болящими совершати; над здравыми же, никако же да не дерзнет творити “. Между тем есть в некоторых местах нашего отечества обычай, унаследованный с востока, в силу которого Таинство Елеосвящения иногда совершается торжественно в церкви, именно в Великий Четверток или субботу, не только для больных, но и для здоровых, и в этом случае священники, совершающие Таинство, помазывают самих себя и всех присутствующих без разбора.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Из вышесказанного легко заключить, что верующий получает от Духа Святого также и мир, который является одним из величайших Его даров (см. с. 311, 313, 447) 491 . Святой Силуан повторяет это много раз: «Не может душа иметь мира, если она не будет поучаться в законе Божием день и ночь, ибо закон сей написан Духом Божиим...» (с. 341; ср. с. 367); «...благодать Святого Духа... радует душу и дает ей глубокий и сладкий мир» (с. 370; ср. с. 371); «В Духе Святом душа обретает покой» (с. 384); Он «упокоевает [душу в Боге] совершенным покоем» (с. 326), и только в Духе Святом душа обретает такое упокоение (см. с. 345). Преподобный Силуан предупреждает своего читателя: «...когда придет к тебе смиренный Дух Божий, то... будешь в покое...» (с. 361). Этот мир – не просто покой или умиротворение душевных сил – оно было бы всего лишь естественным психологическим состоянием, с легкостью достижимым при помощи медитативных или иных техник. Этот покой проистекает оттого, что Дух Святой рассеивает не только отчаяние, но и всякое беспокойство; и еще он проистекает от победы в духовной брани и искоренения страстей, терзающих душу и тело; и кроме того, этот мир – божественное свойство, к которому приобщается христианин. Этот мир, воспринятый в первую очередь внутренне, воспринимается другими как спокойствие (см. с. 409) 492 , которое и их успокаивает, и им передается. «Кто носит в себе мир Духа Святого, тот и на других изливает мир...» (с. 341) 493 . Еще один дар Духа Святого, идущий рука об руку с миром, (- это свобода: благодать Святого Духа «дает душе мир и свободу умом и сердцем быть в Боге» (с. 366–367; ср. с. 447) 494 . Действительно, Дух Святой снимает препоны греха и страстей, которые нас разобщают с Богом и отделяют от Него, и ломает преграды, замыкающие нас в этом мире, раскрывая для нас божественную бесконечность. Но свобода бытия в Боге – это еще и родство с Богом, которое у ранних греческих отцов называется paressia; они говорят, что оно было свойственно в раю отношениям Адама со своим Творцом. Это еще и «свобода славы детей Божиих», о которой говорит апостол Павел (см.: Рим. 8:21 ). 3. Дар добродетелей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Курбатов Артемий, иконописец из Мстеры 197 Кэмпфер Ф. 153, 367, 464, 465 Кюнг Г. 69, 120, 465 Кюстин Адольф де (1790–1857). маркиз, французский писатель, автор описания путешествия по России (1839) 408, 465 Л Лаврентьева А. И., владелица литографии в Москве 429 Лазарев Виктор Никитич (1897–1976), историк искусства 155, 163, 313, 425, 465 Лазарь (Баранович. 1620–1693), архиепископ Черниговский, политический деятель 312 Лазарь, епископ, иконописец, святой 129 Лазарь, поп (ум. 1682), деятель раннего старообрядчества, автор полемических сочинений и челобитных 468 Ланген Л. 100, 154, 465 Ланн Е. 411, 465 Ланской Сергей Степанович (1787–1862), граф, государственный деятель, министр внутренних дел при Александре 235 Ларионов Михаил Федорович (1881–1964), художник 440, 441, 445, 453, 465 Лебедев Владимир Васильевич (1891–1967), художник 445, 447, 450, 453 Лебединский Я. 230, 465 Лебрен Шарль (1619–1690), французский художник 296, 310 Лев (ок. 675–741), византийский император (с 717), основатель Исаврийской династии 41 Левин Василий (упом. 1722), старовер, мученик за веру 150, 151 Ле Гофф Ж., французский историк 138, 313, 465 Лелекова О. В. 161, 465 Леонардо да Винчи (1452–1519), итальянский художник, ученый, инженер 295 Леонид (Кавелин Лев Александрович) (1822–1891), архимандрит, историк, археограф 241 Леонтий, епископ Кипрский, святой 34, Леонтьев Константин Николаевич (1831–1891), писатель 237, 465 Леонтьев П. 14, 156, 166, 168, 171, 177, 203 Леруа-Ладюри Е., французский историк-медиевист 76, 465 Лесков Николай Семенович (1831–1895), писатель 80, 113, 127, 210, 211, 254, 312, 408, 429, 469 Лидон А. 460, 471 Лилеев М.М. 163, 465 Лихачев Д.С. 49, 60, 335, 338, 409, 447, 465 Лихачев Николай Петрович (1862–1935), историк искусства, палеограф, коллекционер 269, 275 Логгин Муромский 96 Логинов Алексей (упом. 721), иконописец из Переславля-3алесского 338, 341, 344, 346, 446 Логинов И., владелец литографии в Москве 429 Логинова А.С. 458 Лойола Игнатий (ок. 1491–1556), основатель ордена иезуитов, святой 240, 299

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010