337-340 341-357 КАРСКИЙ Евфимий Федорович (1860-1931), славист, академик Российской АН, основоположник белорусоведения 357-360 360-361 КАРСТЭРС Уильям (1649-1715), представитель шотл. протестантизма, один из идейных руководителей Церкви Шотландии 361-367 367-372 372-373 Антон Владимирович (1875-1960), общественный и гос. деятель, последний обер-прокурор Синода, историк Церкви, богослов, публицист 373-377 377-378 КАРТЕРИЙ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КАРТЛИ историческая область в центральном регионе Грузии; название Восточногрузинского царства Иверия 378-387 387-392 КАРТРАЙТ Томас (ок. 1535 - 1603), один из основоположников пуританизма; религ. писатель, богослов, полемист, проповедник 392-414 414-420 КАРТУЛЯРИИ в средневек. Зап. Европе сборник копий документов, связанных с к.-л. лицом, родом или институтом 420-425 425-426 426-445 445-447 КАРФАГЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Североафриканская Церковь), иногда используемое наименование одной из древнейших христ. Церквей 447-461 461-463 463-465 465-467 467-469 469-473 473-475 475-476 КАСОМУЛИС Николаос (1795-1871), греческий писатель, участник греческого национально-освободительного движения КАСПЕР Вальтер (род. 1933), кард., председатель папского совета по содействию христ. единству в 2001-2010 гг., деятель совр. экуменического движения 476-479 КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота 479-480 480-481 481-482 482-484 КАССИАН Босой (1438 или 1439 - 1532), Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 484-487 КАССИАН Грек (1432 (?) - 1509 или 1504), Учемский, Угличский, прп. (пам. 21 мая и 2 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 487-495 КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/vol/xxxi.html

– Ред.]. Cm. Eusebius Caesariensis. De vita Constantini IV, 36–37, PG 20, 1185. 618 Gregorius Nyssenus. In resurrectionem oratio 2, PG 46, 644–645, 652. [Вероятнее всего данное сочинение принадлежит Северу Антиохийскому. -Ред.] 619 См. схолии в издании Крамера. [Имеется в виду издание: Сатепае Graecorum patrum in Novum Testamentum/Ed. J. A. Cramer. Vol. 1. Oxford, 1840. P. 261–447. -Ред.] 620 Hieronymus Stridonensis. Epistula 120, ad Hedibiam, 3, PL 22, 987; cp. Mai A. apud Eusebius Caesariensis. Quaestiones evangelicae ad Marinum I, 1, not. 25, PG 22, 937. 622 Παρ πλεστοις ντιγρφοις ο κενται , ς νθα νομσαντες ατ ε ναι, λλ μες ξ κριβν ντιγρφων ν πλεστοις ερντες ατ, κα κατ τ Παλαιστιναον εαγγλιον, ς χει λθεια Μρκου, συντεθεκαμεν κα τν ν ατ πιφερομνην δεσποτικν νστασιν [В большинстве копий не содержится , как считающийся подложным, но мы, найдя его в многочисленных безупречных списках, и в согласии с Палестинским Евангелием, которое содержит истину Марка, присовокупили и изложенный в нем рассказ о Владычнем воскресении]. [См. Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum. P. 447. -Ред.] 625 Цитаты см. у Comely R. Introductio specialis in singulos libros Novi Testamenti. Paris, 1888. P. 96; и к нему cp. Scrivener II, p. 340–341. 627 Досл.: «спутник». Книга, содержащая указатель фрагментов или сами фрагменты Нового Завета, которые следует читать на мессе. -Ред. 628 См. Conybeare F. С. Aristion, the Author of the Last Twelve Verses of Mark//The Expositor. 1893. Vol. 10. P. 241–254; cp. Idem//The Expositor. 1894. Vol. 9. P. 219–220. 629 Cp. Harnack A. [Rezension]//Theologische Literaturzeitung. 1893. No. 23. S. 561 ss. – Rez. op.: Conybeare F. C. Aristion, the Author of the Last Twelve Verses of Mark; Zahn T. Aristion der Verfasser der letzten 12 Verse des Markus//Theologisches Literaturblatt. 1893. No. 51. S. 591–594 (перепечатано в: The Expositor. 1894. Vol. 9. P. 220–226); Resch A. Aussercanonische Paralleltexte zu den Evangelien. Hf. 2: Paralleltexte zu Matthaeus und Marcus (TU 10/2). Leipzig, 1894. S. 449–456 (перепечатано в: The Expositor. 1894. Vol. 9. P. 226–232).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

38 Prof. Paul Wendlond, Die hellenistiscli-römischc Kultur в Handbuch zum Neuen Testament herausg. von Hans Lietzmann I, 2, S. 05. 39 Prof. D. Otto Pfleiderer, Vorbereitung des Christentums in der griechischen Philosophic в «Religionsgeschichtliche Volksbticher» herausg. von Fr. Michael Schiele III, 1 (Halle a. Saale 1904), S. 59. Privatdoz. Johannes Leipoldt в «Zeitschrift für Kirchengeschichte» XXYII (1906), 2, S. 155. Проф. Ст. В. Ешевский Сочинения, ч. I (Москва 1870), стр. 340–341. 45 Prof. E. W. Mayer, Das christliche Gottvertrauen und der Glaube an Christus; eine dogmatische Untersuchung auf biblisch- theologischer Grundlage und unter Berfücksichtigung der symbolischen Litteratur (Göttingen 1899), S. 8. По вопросу о личности или безличности божества у стоиков см. еще Prof. William L. Davidson, The Stoic Creed, p. 214–216. 46 Prof. Francesco Orlando, Lo stoicismo a Roma, p. 175. См. Эпиктета Энхиридион, гл. 49 (73) no ed. Prof. Joh. Schweighaeuser, Lipsiae 1798, p. 99, Johannes Uptoni I, Londini 1741, p. 733, Fred. Dubner, Parisiis 1840, p. 13, Nic. Schwebelii, Norimbergae 1771. p. 144–145, по переводу Григ. Политики, изд. 2 (Спб. 1767), стр. 127, В. Алексеева (Спб. 1888), стр. 15. 47 Ferd. Chr. Baur, Drei Abhandlungen zur Geschichte der alten Philosophie, S. 443, 447. См. и выше стр. 389. 49 См. И. А. Невзоров, Мораль стоицизма и христианское нравоучение, стр. 24 сл. См. и Prof. William L. Davidson, The Stoic Creed, p. 93. 103. 209 sq. 52 Prof. Dr. Friedrich Ueberweg, Grundriss der Geschichte der Philosophie I (Berlin 3 1867). S. 191 (§ 52). Ad. Bonhöffer, Die Ethik des Stoikers Epictet, S. 134. 53 См. Prof. Francesco Orlando, Lo stoicismo a Roma. p. 158. Cp. A. Schmekel Die Philosophic der mittleren Stoa in ihrem geschichtliclien Zusammenliange (Berlin 3892), S. 244 ff. 318 if. Ad. Bonhöffer, Die Ethik des Stoikers Epictet. S. 249. Amédée de Margerie в «Annales do philo ophie chrétienne» LXIX: Avril 1899, p. 23 suiv.; Juin 1899, p. 310. M. A. Невзоров, Мораль стоицизма и христианское нравоучение, стр. 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Prof. Dr. Adolf Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte, II Band: Die Entwickelung des kirchlichen Dogmas I, vierte Auflage (Tubingen 1909), S. (40, 3.). 340 Anm. 341, 3. 350 Anm. 354 Anm. 366, 2. 3. 386, 1. 393.3. 419 Anm. 504 – 505. Prof. Dr. Reinhold Seeberg, Lehrbuch der Dogmengeschichte, II Band: Die Dogmenbildung in der Alten Kirche, zw. Auflage (Leipzig 1910), S. 224 – 229. Prof. Dr. TheodorZahn, Forschungen zur Geschichte des neutestamentlichen Kanons und der altchristlichen Literatur, 1-ter Theil (Erlangen 1881), S. 39 – 40. † Frederich W. Farrar, History of Interpretation (London 1886), p. 219. 240. Cursus Scripturae Sacrae, pars prior, vol. Ï † Rudolphus Comely S. J„ Introductio generalis sive de Utri usque Testamenti canonis, textus, interpre­tations historia (Parisiis 1885), p. 627 – 628, а пофранцузски сокращенно: Manuel d " introduction historique et critique a, toutes les Saintes Ecritures par R. P. Comely S. J., tome I (Paris 1909), p. 225 – 226. Prof. Dr. C. P. Georg Heinrici, Zur patristischen Aporienliteratur. Des XXVII. Bandes der Abhandlungen der philologisch-historischen Klasse der Konigl. Sachsischen Gesellscbaft der Wissenschaften XXIV. Leipzig 1909. S. 848 (а по оттиску – 8), где заметка о Феодоритовых Τ πορα τς θεας γρας κατ’ κλογ ν (Migne gr. LXXX, 77 – 858; Творения, ч. I). Для библейского текста у блаж. Феодорита см. еще Kleine Texte filr theologische Vorlesungen und Uebungen herausgegeben von Hans Lietzmann, Nr. 15 – 16 (Bonn 1905): Der Prophet Amos hebraisch und griechisch he­rausgegeben von Prof. D. Johannes Meinhold und Prof. Lie. Hans Lietz­mann (ср. к сему „Theologische Literaturzeitung” 1910, 23, Sp. 709). „Ecclectic Museum” 111 (New York 1843), p. 447. „Biblical Review” (London) V (January 1849), p. 289 – 303: P. S., Life and Writings of Theodoret, Bishop of Cyrus. Prof. Dr. Joseph Zishmann, Das Eherecht der orientalischen Kirche (Wien 1864), S. 420,i, где утверждается, что χειροτνησα в письме 110-м (см. Творения VIII, стр. 110) Феодорит влагает в уста Домна, яко бы, в интересах своего оправдания пред императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«Искренне любящий тех, которые его оскорбляют, или бесчестят, или ненавидят, или обижают, и молящийся о них – быстро достигает великого преуспеяния», – замечает Симеон Новый Богослов 202 . Он видит в любви к врагам источник смирения, духовного плача (высшее выражение сокрушения сердечного – πνθος), отречения от мира, бесстрастия, путь к созерцанию 203 . Преподобный Максим убеждает, что любовь к врагам позволяет освободиться от страстей, связанных с гневливостью 204 . Святой Варсануфий считает, что она способствует умалению «всякой скверной мысли, всякого лукавого и душегубительного помысла» 205 . Преподобный Иоанн Газский видит в ней, так же как и святитель Иоанн Златоуст , средство, помогающее обрести прощение грехов 206 . Иоанн Златоуст , опираясь на Мф. 5:45–48 , неоднократно подчеркивает, что любовь к врагам делает нас, насколько позволяет наше естество, подобными Богу 207 . Блаженный Диадох Фотики йский , подобно преподобному Симеону, считает ее условием достижения созерцания ( θεωρα) и познания божественных таинств ( θεολογα) 208 . Сходные положения находим и в учении святого Силуана. Для него смирение – это одновременно и условие стяжать любовь к врагам, и ее проявление 209 . «Если будем любить врагов, то в душе не будет места для гордости, ибо в любви Христовой нет превозношения» (см. с. 340–341,447). Он отмечает, что те, кто терпит своих врагов, прощает им, молится за них и любит их, тому Бог подает отпущение его собственных грехов (см. с. 340–341,447). По утверждению старца, молящийся за врагов получает дар непрестанной молитвы, и это – одно из наиболее примечательных положений в его учении, свидетельствующих о его собственном духовном опыте. «Чтобы удержать молитву, надо любить тех людей, которые тебя обижают, и молиться за них до тех пор, пока душа не примирится с ними, и тогда даст Господь непрестанную молитву, ибо Он дает молитву молящемуся за врагов» (с. 517). Тому, кто любит своих врагов, «Господь даст радость непрестанно славословить Его день и ночь» (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

444 Покровский И. А. История Римского Права. СПб., 1999. С. 498. О. Роллер также обращает на этот факт особое внимание (см.: Roller О. Das Buch… S. 106). 445 Zahn T. Introduction to the New Testament. Vol. 3. S. 394. Цит. nö Morton R. One upon the Throne… P. 139. 447 См.: Morton R. One upon the Throne… P. 141. См. символическое толкование печатей в пунктах 4.3.4, 4.4.5 настоящей главы, с. 138–140, 163–165. 457 Resignatio sigillorum apertio est veteris testamenti praedicatorum et praenuntiatio in novissimo tempore futurorum (Victorin de Poetovio. Sur l’Apocalypse. P. 78). 464 См.: Beale G. К. The Book of Revelation. R 340–341. Можно отметить, что некоторые сторонники понимания запечатанной книги как книги жизни также сближают ее с завещанием Божиим – по их мнению, в ней содержатся имена «наследников обетований Божиих» (см.: Herzer J. Der erste apokalyptische Reiter… S. 245–247). 466 Глубоковский H. H. Благовестив христианской славы… С. 86. Далее ученый продолжает: «…никто из сотворенных не оказался в состоянии раскрыть книгу и посмотреть в нее, ибо Божественное деяние допускало лишь Божественное соучастие, которое в Ветхом Завете принадлежало колену Иудину». По мысли Н. Н. Глубоковского , принадлежность Христа к колену Иудину и Его божественная природа позволяют Ему наследовать обетования завета. 470 Г. Бил сочетает толкование запечатанной книги как завещания с ее пониманием как эсхатологического замысла Божия, Н. Н. Глубоковский далее также говорит о запечатанной книге как о «книге мировых судеб», – словом, очевидно, что эти толкования ни в какой мере не исключают друг друга. 471 Относительно совмещения толкований см. также статью: Андросова В. А. Книга, запечатанная семью печатями ( Откр 5: 1 ): три ярких святоотеческих толкования//Вестник ПСТГУ Ï Богословие. Философия. Вып. 1 (45). М„ 2013. С. 71–87. 474 См. анализ мотива Исхода во всем повествовании Откровения Иоанна Богослова: Bauckham R. The Theology… Р. 70–72. 475 Dominum nostrum signihcat, sicut superius enarravimus de facie eiuis tamquam solis… – Victorin de Poetovio. Sur l’Apocalypse. P. 88; Primasius. Comm, in Apoc. 3. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

   Дюканж К. 447, 460, 503, 505, 546, 556, 564, 567, 597, 599, 603    Евдокия, жена Никифора III Вотаниата 477    Евдокия, императрица 119, 255, 441, 451, 476, 477, 496, 538, 549, 550    Евдокия, Комнина, дочь Алексея I 15, 17, 430, 512, 626    Евдокия Комнина, сестра Алексея I 463, 470    Евдокс 186, 520    Евмафий Филокал, Филокал 250, 308, 314, 373—375, 377, 380, 547, 580    Еврипид 18, 34, 440, 521    Евстафий, брат Готфрида Бульонского 560    Евстафий, друнгарий 194    Евстафий, евнух 315    Евстафий II Бульонский 560    Евстафий Камица, Камица 28, 244, 245, 304, 351, 355, 386— 391, 393, 406, 407, 546    Евстафий Киминиан 272, 340    Евстафий Солуньский 564    Евстратий Гарида 120, 123, 175, 267, 477, 501, 514, 552    Евстратий Никейский 36, 37, 397, 613    Евфимиан 100, 422    Евфимий Зигавин, Зигавин 24, 560, 622—624    Евфорвин 355    Евфорвин, см. Георгий Евфорвин    Евфорвин, см. Константин Евфорвин Катакалон    Екатерина 467    Елевтерий 187, 521    Елегм (Илигмиш?) 415, 618    св. Елена 200    Елена, дочь Роберта Гвискара 78, 79, 86, 149, 452, 455, 497    Еналь А. 600, 604    Жанен Р. 17, 467, 471, 475, 565    Жослин де Куртней, Яцулин 379, 608    Жофруа Мали 372    Заррад, см. Пирр    Захарий 152, 498    Звонимир 537    Зевс 155, 413    Зет 140, 491    Зигавин, см. Евфимий Зигавин    Златарский В. 48, 449, 503, 516, 529—531, 533, 540, 541, 589, 621    Зонара, см. Иоанн Зонара Зопир 271, 556    Зоя, императрица 179, 516    Зоя, дочь императрицы Евдокии 119, 476, 550    Иалей 304    Ибн аль-Асир 523, 575, 576, 580, 582, 609    Ибн Чакан 548    Иван-Владислав, царь болгарский 467, 534, 598    Ивон 505    Иисус Христос 127, 341, 437, 460, 500, 551, 576, 589, 624    Илигмиш, см. Елегм    Илхан 199, 200, 278, 528    Илья (Вильгельм Карпентарий? Церпентирий?) 279, 563    Иоанн, алан 88    Иоанн, архиепископ Болгарии 544    Иоанн, евнух 470    Иоанн, квестор императора Тиверия 598    Иоанн, основатель павликианства 395, 515    Иоанн, проедр 465    Иоанн, сын Анны Комниной 68

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

PG 40, 604. 330 Амбигва; 91, 1077D; аналогично высказался о реальности Логоса против Павла Самосатского еще Антиохийский собор (260 г.): ς ζσαν νργειαν κα νυπστατον (Mansi I, 1036 В). Иоанн Скифопольский обозначает идеи в платоновском смысле как παραδεγματα νυπστατα «воипостасные парадигмы» (О Божественных именах 5, 4, 332 С), а ангелов — как νεργειαι νυποσταται «воипостасные энергии». (Там же 4, 4, 24 °C). 331 Амб, 91, 1036В. 332 Амб, 91, 1250D. 333 Немецкое Person мы контекстуально переводим либо как личность, либо как лицо. — Пер. 334 Ор. 91, 294АВ. 335 Там же, 205А. 336 Послания 15, 91, 557D–560A. 337 Почти то же самое сказано еще яснее в Творениях 91, 149ВС, ср. 91, 261–264. 338 О Божественных именах 1, 4, 189АВ (Иоанн Скифопольский). 339 Амбигва 91, 1228С. 340 Амбигва 91, 1245А и сл. 341 Там же, 1228D–1229A. 342 Там же, 1184ВС; ср. об этом: комм. Иоанна Скифопольского к «О Божественных именах»: 8; 4, 372В. 343 Амбигва 91, 1189А. 344 Послания, 15, 91, 560А. 345 Творение, 91, 204А. 346 Ταυττης στιν παραλλαξα καθ " ν του σημαινομνου λγος τ παντ κκτηται μοναδικν, μηδεν τρπω διαφορς γνωριζμενον (Послания, 15, 91, 561 А). 347 Вопросоответы…, Пролег.; 90, 245D. 348 Послания 2; 91, 404В. 349 Послания 13; 91, 521С. 350 Там же, В; Творения; 91, 61C. 351 Там же, 73С. 352 Гомилия 4 на кн. Еккл.; 4, 153А. 353 Мистагогия 13; 91, 692D. 354 Там же, 24; 91, 704D. 355 Амбигва; 91, 1312В. 356 Мистагогия 1; 91, 665А. 357 Переводчики благодарят Е. Шохину за помощь в работе. 358 Начало см. (14) за 1997 г., (16) за 1998 г. и (19) за 1999 г. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus " des Bekenners. Zweite, völlig veränderte Auflage. Johannes " Verlag, Einsiedeln, 1961. Переводчик выражает глубокую благодарность А. Р. Фокину за помощь в работе. © Перевод, примечания. М. С. Першин, 2000. 359 Straubinger H. Die Lehre des Patriarchen Sophronius. Bonn, 1906. S. 91. 360 K истории этой проблематичной аналогии: дальнейшие места в Grillmeier А., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. 3 Bände. Würzburg, 1951–1954 (далее — Chalk. I). S. 133, 447–451, 473, 705 сл. [См. также прим. 5 в Урс фон Бальтазар X. Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник.//Альфа и Омега. 1999. (19) С. 104.] В поздних проявлениях она является аполлинаристской. 361

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Согласно 2-й, наиболее краткой версии Сказания, И. и. находилась первоначально в соборной церкви в Фассо («Фасье») в Грузии и чудесным образом переместилась на Афон, покинув город, к-рый «за людское согрешение потонул». Эта версия, ограниченно распространенная даже в рус. письменной традиции, входит в состав надписанной именем Максима Грека статьи «Вопрошение известно от некоих...», к-рая в полном виде содержится только в Сборнике его сочинений 1660 г.- РНБ. Солов. 495/514 ( Буланин. 1989. С. 362-363; текст издан по этому списку: Максим Грек, прп. Соч. Каз., 1862. Ч. 3. С. 112-113; Порфирий (Успенский) . Афон: История Афона. СПб., 1892. Ч. 3. Отд. 2: Афон монашеский. С. 455). Третья версия Сказания об И. и., связанная с Никеей и приуроченная ко времени правления имп.-иконоборца Феофила, представлена в греч. традиции (см. выше) и впосл. стала преобладающей. Ее слав. перевод выполнен и отредактирован Стефаном Святогорцем не позднее нач. XVII в. (ок. 1568-1574). В этом варианте, озаглавленном «О священней обители Иверской и честней иконе Портаитской», Сказанию предшествует история основания Иверского мон-ря. Во всех вариантах этой версии Сказания происхождение И. и. не связано с Грузией, название икона получает по афонскому Иверскому мон-рю. Сюжет о ранении иконы и чудесном истечении крови ( Kretzenbacher. 1977. S. 89-90) появляется только в никейской версии, причем не во всех вариантах (его нет, в частности, в книге Агапия Ланд(ос)а и в клеймах афонской иконы 50-х гг. XVII в., принадлежавшей позднее царевне Софии Алексеевне - см.: Евсеева, Шведова. 1996. С. 340-341). По словам Павла Алеппского, архидиакона Антиохийского патриарха Макария III, оставившего сочинение о путешествии иерарха в Россию, «Ея ланита поранена и кровь течет из нея, ибо, как рассказывают, магребиты, завладев Святой Горой, ударили по иконе ножом, и тотчас потекла из нея кровь» ( Павел Алеппский. 2005. С. 447). Согласно печатному варианту «Рая мысленного», И. и. была ранена имп. воинами-иконоборцами; это же предание слышал архиеп. Кутаисский Тимофей (Габашвили), посетивший Иверский мон-рь в 1755 г. В. Г. Григорович-Барский в 1744 г. сообщал о ранении иконы «древле» неким варваром, позднее раскаявшимся и ставшим иноком-отшельником с именем Варвар ( Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 138-139).

http://sedmitza.ru/text/836999.html

Nicephon 69, Theoph 432, 28, ср Известия VIII 34 16 Nicephon Ρ 69 Και δυο χρυσο λουτρες, οι εν τη νσω κατεσκευασ9ησαν Σικελια, δημοσιεονται 17 Ibid Ρ 70 το δυστυχς Τελεσσιου 18 Theoph 433, 18 Прекрасное место Χομβεντον ποιησαντες ο Βολγαροι ντεστησαν στερρς τω Σαβινω λγοντες, τι δια σου Βουλγαρα μλλει δουλουσ&αι τοις ρωμαιοις 19 Theoph 436, 14 20 Ibid ποστειλας δε βασιλες λα9ρα ες Βουλγαριαν 21 Σκαμαρεις Основное место у Μ e n a n d e r Fragm 35, Bury II Ρ 117 22 Theoph 436, 23 Места писателей разобраны в «Известиях» Т X С 547 Чаталарская надпись вполне разъясняет известие 23 Theoph 447 Και εποησαν γγραφα και μοσαν λληλοις Сноски к главе VI 1 Hefele-Leclercq Histoire des Conciles III 694 n 2 Theoph 427, 20 Σιλεντια καθ " καστη ν ποιν τον λαον πεισε προς το διον αυτο φρνημα δολιω πεσδαι 3 Acta SS apr 1 Ρ 260, Ibid XXX С 27, приложения 4 Ibid XXX С 29 5 Это знаменитые «Возражения» патр Никифора См Migne Patrol Т 100 Col 206 и ел 6 Migne Patrol 100 Ρ 342, Lombard Constantm V, Empereur des Ro-mains V Ρ 114—115 7 Новые хронологические разыскания — см Hubert Chronologic de Theophane Byz Ζ 1097 Τ V Ρ 491—доказали необходимость исправить хронологию на 1 год 8 Mansi Concilia XIII Col 205 Но здесь сохранились не деяния собора, а лишь окончательные постановления 9 Русский перевод «Деяния вселенских соборов» Т VII Казань, 1873 С 408 Hefele-Leclercq III 698 n Μ an si XIII Col 336 12 Ibid Col 348—349 13 Ibid Col 353 14 Migne Pair 100 Col 340 15 Ibid Col 341 Огайо contra Caballmum Ар Migne Vol 95 Theoph Ρ 435,14 Другие места у Hefele-Leclercq III Ρ 795η Nicephori P 71 Nicephon Ρ 72, 73,Jheoph P 437 20 Niceph Ρ 73 Εφ " ος δρκοις βεβαιον βουλευσαντο παν ατος το πηκοον ως το λοιπν εκονι μη προσκυνεν αγων τνα " Theoph 443, Mann Les momes de Constantinople Pans, 1897 Lombard Constantm V P 152 squ Theoph P 455 Ibid P 437, 26 25 Жизнь ев Стефана См Lombard P 159, 165 26 В защиту и оправдание политики Константина следует назвать главней-ше Paparrigopoulo Histoire de la civilisation hellenique Pans, 1878, Lombard Constantm V Paris, 190227 Theoph 435, n

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010