200 Арх. к. ч. 1, т. 3, XVI; Киевск. епарх. вед. за 1864. г., ч. неофиц., стр. 307–310. Морозовский после этого пленения не возвратился на приход, а умер в изгнании в 1778 г. Там же, Киевск. епарх. Ведом., стр. 310. 208 Известие об этом деле находится в донесении Гервасию от Мельхиседека, которое не могло быть написано раньше 20 или 21 июля, хотя в Арх. к., где оно напечатано, показано под 28 июля (см. ниже), когда Мельхиседек уже был арестован (23 июля) и не мог писать донесений. 234 Сборн. укр. пес. изд. Максимовича; См. так же Записки о южной Руси–Кулиша, ч. 1, стр. 96–101. 279 Арх. к. ч. 1, т. 4, стр. 596–601. Все эти пункты обставлены указаниями на законы и привилегии прежних времен. 302 Арх. к. ч. 1, т. 3, ст. 80, 111, 129, 149, 151, 169, 186–187; Журнал Кречетникова, Чт. М. Общ. Истр. 1853, кн. 3, ч. 2, стр. 16. 318 Журнал Кречетиикова, занимавшегося этим именно делом, полон известиями об его напряженных усилиях добиться благоприятных инструкций. Чт. м. общ. истор. 1863 г., т. 3, ч. 2. 326 Арх. к. ч. 1, т. 3, стр. 433–434; Истор. пад. Польши. Сол., стр. 63; Собр. соч. Георг. Кон., ч. 2, стр. 224, 234. 327 Впрочем, есть известие, что Репнин не имел поручения принимать такого пункта и согласился на него самовольно. Арх. ун. м. 991. Письмо Левинского к Смогоржевскому от 17 (6) ноября 1785 г. 330 Арх. к. ч. 1, т. 3, стр. 437 – польский текст; русский текст Киевск. епарх. вед. за 1862 г. ч. неоф., стр. 705.; касательно времени его написания см. там же., Арх. стр. 436 и 443 примеч. изд. Писано не раньше 5 января 1767 г. 331 Арх. к. ч. 1, т. 3, стр. 678. Вероятно, к этому времени относятся многочисленные описания православных церквей, изданные в Киевск. еп. вед. за 1861 г. ч. неоф., стр. 449–457; за 1862 г., стр. 109–117, 341–349, 376–384, 405–418, 443–446, 447–453, 533–536, 596–607; за 1864 г., стр. 109–117. 340 Журн. Креч. Чт. м. общ. истор. 1863 г. кн. 3, ч. 2, стр. 44, 84; Сол. Истор. пад. Польши, стр. 75. 350 Барская конфедерация – объединение, созданное католической шляхтой Речи Посполитой для защиты внутренней и внешней самостоятельности Речи Посполитой от давления Российской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Nicephon 69, Theoph 432, 28, ср Известия VIII 34 16 Nicephon Ρ 69 Και δυο χρυσο λουτρες, οι εν τη νσω κατεσκευασ9ησαν Σικελια, δημοσιεονται 17 Ibid Ρ 70 το δυστυχς Τελεσσιου 18 Theoph 433, 18 Прекрасное место Χομβεντον ποιησαντες ο Βολγαροι ντεστησαν στερρς τω Σαβινω λγοντες, τι δια σου Βουλγαρα μλλει δουλουσ&αι τοις ρωμαιοις 19 Theoph 436, 14 20 Ibid ποστειλας δε βασιλες λα9ρα ες Βουλγαριαν 21 Σκαμαρεις Основное место у Μ e n a n d e r Fragm 35, Bury II Ρ 117 22 Theoph 436, 23 Места писателей разобраны в «Известиях» Т X С 547 Чаталарская надпись вполне разъясняет известие 23 Theoph 447 Και εποησαν γγραφα και μοσαν λληλοις Сноски к главе VI 1 Hefele-Leclercq Histoire des Conciles III 694 n 2 Theoph 427, 20 Σιλεντια καθ " καστη ν ποιν τον λαον πεισε προς το διον αυτο φρνημα δολιω πεσδαι 3 Acta SS apr 1 Ρ 260, Ibid XXX С 27, приложения 4 Ibid XXX С 29 5 Это знаменитые «Возражения» патр Никифора См Migne Patrol Т 100 Col 206 и ел 6 Migne Patrol 100 Ρ 342, Lombard Constantm V, Empereur des Ro-mains V Ρ 114—115 7 Новые хронологические разыскания — см Hubert Chronologic de Theophane Byz Ζ 1097 Τ V Ρ 491—доказали необходимость исправить хронологию на 1 год 8 Mansi Concilia XIII Col 205 Но здесь сохранились не деяния собора, а лишь окончательные постановления 9 Русский перевод «Деяния вселенских соборов» Т VII Казань, 1873 С 408 Hefele-Leclercq III 698 n Μ an si XIII Col 336 12 Ibid Col 348—349 13 Ibid Col 353 14 Migne Pair 100 Col 340 15 Ibid Col 341 Огайо contra Caballmum Ар Migne Vol 95 Theoph Ρ 435,14 Другие места у Hefele-Leclercq III Ρ 795η Nicephori P 71 Nicephon Ρ 72, 73,Jheoph P 437 20 Niceph Ρ 73 Εφ " ος δρκοις βεβαιον βουλευσαντο παν ατος το πηκοον ως το λοιπν εκονι μη προσκυνεν αγων τνα " Theoph 443, Mann Les momes de Constantinople Pans, 1897 Lombard Constantm V P 152 squ Theoph P 455 Ibid P 437, 26 25 Жизнь ев Стефана См Lombard P 159, 165 26 В защиту и оправдание политики Константина следует назвать главней-ше Paparrigopoulo Histoire de la civilisation hellenique Pans, 1878, Lombard Constantm V Paris, 190227 Theoph 435, n

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

Оокайдо – 890 Оомия – 13, 39, 44, 163, 557, 776, 847, 853, 893, 909 Оомори – 329, 624 Оонсо – 405 Оосака – 20, 27, 28, 55, 67, 81, 84, 89, 142, 162, 166, 176, 199, 211, 213, 216, 217, 222, 228, 232, 235, 247, 253, 255, 256, 271, 286, 296, 309, 315, 317, 320–323, 325–327, 335, 344, 345, 350, 352, 356, 365, 368, 374, 376, 413, 419, 420, 422, 425, 450, 476, 483, 489, 495–498, 506–508, 520, 566, 570, 574, 594, 620, 626, 627, 633, 634, 655, 742, 748, 753, 755, 760, 768, 769, 782, 783, 784, 790, 809, 810, 820, 837, 847, 859–861, 867, 891, 892 Оота – 30, 32, 124, 163, 186, 251, 317, 333, 334, 337, 338, 340, 341, 344, 515, 570, 584, 622, 790, 840, 886 Оотавара – см. Одавара Ооцу – 251 Ооцуцу – 189, 290, 550, 798, 844, 883, 896 Оою – 115, 226, 247, 377, 458, 480, 488, 492, 514, 532, 566, 581, 743, 857 Ооямада-мура – 177 Опу – 273 Осака – см. Оосака Отака – 611, 870 Отару – 43, 169, 173, 365, 558, 619, 625, 870, 890, 910 Оцу – 75, 76, 87, 112, 118, 120–122, 132, 152, 186, 227, 230, 254, 328, 391, 415, 425, 448, 537, 592, 637, 659, 812, 911 Палестина – 125, 523, 563, 699 Парамушир – 79, 80, 162, 255, 541, 734, 797 Париж – 169, 171, 342, 446, 557, 606 Пекин – 117, 119, 216, 253, 266, 270, 273, 274, 275, 279, 283, 287, 291, 303, 325, 329, 339, 343, 467, 491, 640, 687, 701, 702, 784, 843 Перу – 772 Петропавловск – 396 Польша – 114 Порт-Артур – 47, 52, 53, 58, 66, 80, 84, 91, 113, 217, 264, 270, 289, 382, 395, 425, 442, 544, 639, 697, 698, 736, 747, 761, 794, 825, 826, 863, 868, 910 Приамурский край – 80, 234, 331 Приамурье – 240 Приморский край – 695 Приморская область – 527 Рикиу – 818 Рим – 641, 758, 759, 793 Россия – 13, 17, 19, 22, 26, 27, 39, 41, 46, 47–52, 54–56, 63, 65, 74, 84, 85, 89, 92, 94, 97, 99, 101, 103, 105, 107, 115, 125, 126, 133, 147, 160, 162, 172, 179, 182, 184, 188, 193, 202, 205, 208, 212, 217, 220, 236, 240, 251, 253, 255, 256, 260, 264, 274, 275, 279, 283, 284, 285, 287–289, 308, 309, 311, 322, 333, 335, 349, 352, 379, 380, 382, 388, 390, 393–397, 400, 409, 410, 413, 424, 425, 427, 429, 432–435, 445, 447, 450, 455, 464, 465, 472, 480, 483, 484, 486, 493, 508, 513, 515, 525, 526, 530, 534, 541, 542, 544, 548, 553, 554, 557, 561, 563, 565, 574, 575, 577, 580, 582, 588, 589, 591, 597, 600, 602, 604–608, 610, 613, 616, 617, 619, 625, 629–634, 636, 644, 645, 672–676, 678, 680, 683, 695, 702, 705, 709, 710, 712, 724, 725, 734, 740, 747, 751, 756, 757, 759, 761, 772, 774, 778, 784, 789–791, 795, 798, 803, 810–813, 815–817, 822, 824, 831, 836, 837, 841–843, 848–850, 856, 858–861, 863, 867, 868, 871, 873, 875, 878, 880, 881, 884, 885, 889, 891–895, 898, 899, 901–903, 904, 906

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Col. 216. 436 Op. Max., t. II. col. 280 — 281. 437 Τω γρ §εΛματι κα τν γνοιαν οι Πατρες (Афанасий Великий в слове против ариан, Григорий Богослов в I слове о Сыне и др.) συνταξαν, τον ατν ατη φυΛξαντες Λγον [Ибо отцы к воле присоединили и неведение, сохраняя за ним тот же смысл]. Col. 216. 438 Op. Max., t. II, col. 128. 439 Col. 317. 440 Επειδ πιτηδειτης εκ μαθσεως ποιεται τν ξιν κα τν προχερησιν· απ μαθσεως ρα κα προκοπς σχεν Χριστς κατ " αυτος τν ξιν το κα τν προχερησιν· κα προκοπτεν, γνον προ τς μαθσεως τ μαθματα [Поскольку способность от научения делается навыком и мастерством; от научения, стало быть, и преуспеяния возымел, по их мнению, Христос навык воли и мастерство, и преуспел, не зная науки прежде научения]. Col. 313; сравни: Ин. VII: 15. 441 Так, между прочим, смотрит на вопрос о знании Христа и такой смысл усвояет ответным словам Христа относительно будущей судьбы мира преосвященный Иннокентий, епископ Херсонский. См.: сочинения Иннокентия, т. VI, стр. 207. 442 Braun, s. 156,157. 443 «Дисп. с Пир.», col. 329 — 332. 444 Ει ον εις Χριστς, ς εις πντως κα θελε ν· ε δ ς εις θελε ν, ν πντως ατο κα τ θλημα· κα ο δο. Col. 289. Ε ον εις νεργν, κα μα, ς νς, νργεια [Итак, если один Христос, то, несомненно, как один Он и хотел; если же как один Он хотел, то, несомненно, и воля Его одна, а не две]. Col. 340. 445 Т. I, col. 141; t. II, col. 341, 272, 53. 446 «В твоих сочинениях, — говорит Максим Пирру (col. 333), — я нашел, что ты учишь об одном действовании Христа, как целого» (μιαν Χριστο, ς λου, νργειαν). Сравни: письмо к сицилийцам, col. 117: «Что же припишем мы, говорят (монофелиты), целому (τω Λω), если не признаем в Нем вследствие соединения одного действования, как одного целого» (ε μ τν μαν ς ν τω οΛω δι τν νωσιν διδομεν νργειαν). 447 Δυνατν δ σπερ κ τν δο φσεων ν τι σνΟετον Λγομεν, οτω κα κ τν δο φυσικν θελημτων ν τι σνθετον Λγειν [Возможно — так же, как мы говорим о чем–то сложном из двух природ — говорить и о некоей сложной [воле] из двух природных воль]. «Дисп. с Пир.», col. 296. 448

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Возникшее до создания пространной редакции книги Иосифа Волоцкого, «Слово об осуждении еретиков» было затем включено в эту редакцию и обработано. Чтобы убедиться в этом, приводимый ниже текст «Слова» необходимо сопоставить с текстом 13-го «слова» в пространной редакции и в первую очередь с двумя наиболее ранними списками этой редакции, происходящими из Волоколамского монастыря, — ГИМ, Епарх. 340 и Епарх. 339. Сопоставляя печатаемое здесь «Слово об осуждении еретиков» с 13-м «словом» в списке Епарх. 340, мы можем отметить весьма примечательное явление: первоначальный текст 13-го «слова» в Епарх. 340 почти совпадает с текстом печатаемого «Слова»; однако текст 13-го «слова» в этом списке подвергся обработке (произведенной, повидимому, той же рукой, которой писан сам список) — вычеркиваниям, вставкам; в списке Епарх. 339, а вслед за ним во всех остальных списках пространной редакции «Просветителя», все вставки списка Епарх. 340 включены в текст, и 13-е «слово» здесь соответствует обработанному тексту списка Епарх. 340. Так, например, к словам «подобает казнем лютым предаяти иже сына божия похулившаго» в Епарх. 340 добавлено «паче иже закона Моисеева отвергъшихся»; в Епарх. 339 и во всех остальных списках пространной редакции это добавление читается в тексте. В числе других «святителей», наказывавших еретиков, в «Слове» дважды приведен «святый Порфирие епископ Газский иже и манихейскую прелесть дръжащих молитвою немы и безгласны сотвори»; в Епарх. 340 во втором случае этот пример вычеркнут; в Епарх. 339 и всех остальных списках пространной редакции его нет. В «Слове об осуждении еретиков» не приводятся конкретные примеры наказания отступников из Ветхого завета — здесь только кратко упоминается о «пророках и праведниках», «оружьем убивающих или казнем предав ающих повинных»; в Епарх. 340 слова «или казнем предавающих повинных» зачеркнуты и на поле вписаны конкретные примеры библейских казней отступников; в Епарх. 339 и всех остальных списках эта поправка — в тексте. Так обстоит дело и со всеми остальными поправками списка Епарх. 340 (см. их в подстрочном аппарате к издаваемому тексту); все они учтены последующей рукописной традицией, начинающейся со «списка Иосифова» Епарх. 339.

http://sedmitza.ru/lib/text/433619/

Пертинакс † 192. Олимпиан † 203. Mapk I † 216. Св. Кириллиан или Кириак † 232. Св. Кастин или Кистин † 240. Тит или Трат, Торат † 276. Дометий или Дометиан † 301. Пров † 313. Патриархи: Св. Митрофан 315–325. Св. Александр 325–340. Св. Павел I 340 скоро изгоняется. Евсевий 340–341. Македоний I 341–360. Павел вторично 347–350. Оба современно или попеременно. Евдоксий 360–370. Св. Евагрий 370 скоро изгоняется. Демофил 370–380. Св. Григррий I 381 сейчас отказывается. Св. Нектарий 381–397. Св. Иоанн I 398–404. Св. Арсакий 404–405. Св. Аттик 406–425. Св. Сисиний I 426–427. Несторий 428–431. Св. Максимиан 431–434. Св. Прокл 434–447. Св. Флавиан I 447–449. Св. Анатолий 449–458. Св. Геннадий 458–471. Акакий 471–489. Франт или Флант, по другим Флавиан II 489–490. Св. Евфимий 490–496. Св. Македоний II 496–511. Тимофей I 511–518. Св. Иоанн Каппадокианин 518–520. Св. Епифаний 520–535. Анфим I 535–536. Св. Мина 536–552. Св. Евтихий 552–565. Св. Иоанн III Схоластик 565–577. Св. Евтихий вторично 577–582. Св. Иоанн IV постик 582–595. Кириак 595–606. Св. Фона I 607–610. Сергий I 610–638. Пирр 639–641. Павел II 641–654. Пирр онять или второй по другим 654–655. Петр 655–666. Св. Фома II 667–669. Св. Иоанн V 669–674. Св. Константин I 674–676. Св. Феодор I 676–678. Св. Георгий I 678–683. Св. Феодор опять 683–686. Павел III 686–693. Св. Каллиник I 693–705. Св. Кир 705–711 или 712. Иоанн VI (по иным святой) 711 или 712–715. Св. Герман I 715–730. Анастасий 730–753. Константин II 754–766. Никита I 766–780. Св. Павел IV 780–784. Св. Тарасий 784–806. Св. Никифор I 806–815. Феодот I Басситер 815–821. Антоний I 821–832. Иоанн VII 832–842. Св. Мефодий 1 842–846. Св. Игнатий 846–857. Св. Фотий. 857–867. Св. Игнатий втор. 867–877. Св. Фотий вторично 877–886. Св. Стефан I 886–893. Св. Антоний II Кавлей 893–895. Св. Николай I 895–906. Евфимий 906–911. Св. Николай втор. 911–925. Св. Стефан II 925–928. Св. Трифон 928–931. Вдовство церкви 931–933. Феофилакт 933–956. Св. Полиевкт 956–970. Василий I 970–974.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И Афанасий им казался впавшим по дружбе с «западными» в савеллианство. A Маркелл как бы на опыте всем показывал, к чему ведет «омоусиос.» Β нашей старой учебной и ученой литературе под влиянием западных пособий, да и древнего романизирующего Сократа, освещению Антиохийского собора 341 г. придан отрицательный, еретический оттенок, но нерешительный. И понятно почему. Хотя бы этот же собор и подтвердил низложение Афанасия и избрал на его место Григория Каппадокийца, но канонические постановления Антиохийского собора 341 г. без споров и Востоком и Западом приняты в свод общеобязательных церковных правил. Есть ряд данных полагать, что собор в Антиохии заседал ежегодно, и в 339, и 340, и 341, и в 342 гг., и сливался как бы в один собор с продолжающимися сессиями. Из них особенно многолюдной и торжественной была сессия в 341 г. Она при кодификации и притянула к себе все протоколы и постановления других близких сессий. Как же, в конце концов, оценивать авторитет этого собора? Раскольничий он или даже еретический? Ведь он же и осудил Афанасия, и благословил хождение четырех видов вероизложений с устранением «единосущия.» Но вот IV Вселенский собор цитирует правила этого собора как «правила святых отцов.» Св. Иларий Пиктавийский называет собор «synodus sanctorum.» Да и сам папа Юлий в его письме к «собравшимся в Антиохии» адресуется как к «соепископам» и «возлюбленным братьям.» Из 97 епископов 341 г. евсевиане составляли незначительное меньшинство. Но они командовали. Среди прочей массы были и люди с репутацией святости. Таков канонизованный вскоре св. Иаков Низибийский. Также Дианий Кесарийский, человек малосамостоятельный, но честный. Его чтил и ему служил юный Василий Великий. Наиболее острые антиникейцы — Евсевий Никомидийский и Феогнис Никейский — рассматривались как православные, поскольку принесли раскаяние в арианстве. Осуждали они Афанасия не за веру, не за православие, a за то, что он вернулся неканонически , по распоряжению светских властей. Итак, эти антиохийские соборяне — не ариане, но они и не «никейцы,» они восточные «консерваторы.» Свое до сих пор если не немое, то невнятное сопротивление «омоусиос» они сочли своим долгом выразить в терминах восточной традиции.

http://sedmitza.ru/lib/text/435002/

Интересно замечание историка Руфина: «Он (Дидим), в малом времени быв богообучен (θεοδδακτος) всяким божественным вещам, приобрел такое образование и мудрость, что стал преподавателем Церковной школы, быв весьма предпочтен епископом Афанасием перед иными мудрыми мужами божьими в Церкви» 163 . Это был уже не первый случай, когда школу возглавляло лицо не в священном сане 164 . Достойна внимания фраза «в малом времени», означающая, несомненно, что Дидим в молодом возрасте принял учительство в катехизической школе в Александрии. Слово «преподаватель» не означает, что он принял начальствование над школой немедленно, поэтому многие и утверждали, что хотя он и был призван преподавателем в 337–338, однако возглавил школу в 341 или 342 году. Последнее утверждение подтверждается и рукописью 11 века Георгия Кедрина 165 , который говорит, что в 6 год царствования Константина, то есть в 341–342 был известен муж именем Дидим мудрый, но слепой. Единственное несоответствие относится к 341–42 годам – началом возглавления школы Дидимом. Видимо, после решения Антиохиского собора 339 года, созванного против него, Афанасий Великий в начале 340 бежал в Рим, где был дружественно принят папой Юлием I. Как же можно признать, что Дидим был почтен высоким званием начальника школы без одобрения местного епископа? Так как Афанасий Великий находился тогда в ссылке, и на престоле с 340 по 346 год был сочувствующий арианам епископ Георгий, то мы считаем, что в 340 году, а именно в начале года и до отшествия Афанасия Великого , Дидим принял управление школой после Макария, ушедшего в пустыню для подвигов 166 . Об этом пишет Филипп Пусидит 167 в слове 24-ом своего учения: «Первым в Александрийской школе был Афинагор,... четвертым – Ориген , после него Иракалас, после него Дионисий, затем Пиерий, Феогност, затем Серапион, потом Петр, великий епископ и мученик, потом Макарий, которого называют местные жители, затем Дидим, после Дидима Родон, который и против Филиппа написал трактат в городе Сити во времена Феодосия Великого» 168 . II. 2. 4. Место и роль Дидима в Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

3, 19). Свидетель Иеговы: Итак, вы поклоняетесь иконам? Православный: Не совсем... Обратите внимание на Церковный догмат 7 Вселенского Собора (Никейского). Здесь сказано, что мы «поклоняемся» иконам «почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает Единому Божескому Естеству, но почитанием по тому образу, яко же изображению» . Иными словами, мы не поклоняемся иконам так же, как и Богу, т.е. истинным поклонением , а только почитаем их. То же самое относится и к Пресвятой Деве Марии, ангелам и святым. Это и значит — поклоняться «почитательным поклонением». Рейтинг: 9.8 Голосов: 375 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Перевод Нового Мира.  Апостольское Преемство Русской Поместной Церкви: В 37 году апостол Андрей основал Церковь в городе Византии и рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне (Рим. 16, 9). Он, в свою очередь, рукоположил Онисима (54–68 г). Епископ Онисим рукоположил Поликарпа (68–70 г). и так далее сквозь 20 веков: Апостол Андрей 37 г., Апостол Стахий 38 по 54 гг., Поликарп 68–70 гг. Плутарх 70–84(–86) гг., Седекий 86–95 гг., Диоген (Диомен) 95–110 гг., Епевферий 110–123(–127), гг. Филикс 127–137 гг., Афинодор (Афиноген) 137–141 гг., Евзой 141–157 гг., Олимпий (Алипий) 157–171 гг., Пертинакс 171–192 гг., Олимпиан 192–203 гг., Марк I 203–216 гг., Кириллиан (Кириак) 216–232 гг., Кастин (Кистин) 232–240 гг., Тит (Трат, Торат) 240–276 гг., Дометий (Дометиан) 276–301 гг., Пров 301–313 гг., св. Митрофан 315–325 гг. I Вселенский Собор. Св. Александр 325–340 гг., св. Павел 340–350 гг., Македоний I 341–360 гг., Евдоксий 360–370 гг., Евагрий 370 г. изгнан. Демофил 370–380 гг., св. Григорий Богослов 381 г., Нектарий 381–397 гг. II Вселенский Собор. Свт. Иоанн I Златоуст 398–404 гг., Арсакий 404–405 гг., Аттик 406–425 гг., Сисиний I 426–427 гг., Несторий 428–431 гг., св. Максимиан 431–434 гг., св. Прокл 434–447 гг., св. Флавиан 447–449 гг.

http://pravoslavie.ru/106353.html

463 Theoph.339, 15–28; Eutych. 1099. Подробный рассказ эпизода об одежде халифа дает Михаил Сириец – XI, 7, 425–426. Илия Нисибинский. Scr , Syri. VII, 64 – помещает посещение Омаром Иерусалима в 17 год геджры – с 23 января до 11 декабря 638 года. Омар пробыл в Иерусалиме 10 дней. 465 Mich. Syr.XI, 8, 430; Theoph. 341, 23, De-Goeje. о. с. 167. – Феофан помещает взятие арабами Кесарии в 641 год (р. 341, 21–23); Михаил Сириец в более подробном сообщении об этом событии (XI, 8, 430–31) относит его к маю 951 года эры Александра, т. е. 640. Де-Гуэ в своем исследовании о покорении Сирии (изд. 2, стр. 167–168), разбираясь в арабских свидетельствах, принимает 641 год. Проф. Медников в своей Истории Палестины (стр. 633), после тщательного сопоставления тех же арабских свидетельств, высказывается зà 19 год геджры, который начался 24 сентября 639 года и окончился 12 сентября 640. Мюллер. Ист. Ислама, т. I, стр. 289, принимает дату – октябрь 640 года. Не принятый во внимание исследователями источник, Иоанн Никиуский, выставляет взятие Вавилона в Египте и Кесарии в Палестине как события одновременные. Дата взятия Вавилона точно установлена – 8 апреля 641 года. Таким образом, взятие Кесарии произошло в мае 641 года. 466 Theoph.399, 33–340, 10; 340, 20–26; Mich. Syr. XI, 7, 126; S с r. Syri. VII, 64; Eutych. Ann. P. G. Ill, 1101, D: Beladhori, франц. перевод – Jour. Asiatique, 1892, т. 19, 55–58. 467 Theoph.341, 8–10; Mich. Syr. XI, 5, 419. – Река Балиха – Belius у Амм. Mapg., II, 161 (23, 3, 7), ныне Белих, приток Евфрата. 469 Подробное изложение судьбы последних представителей рода Сасанидов см. N ö ldeke . Tabari, 390–399. 470 «Айн-Темр лежал по середине узкой полосы, простирающейся между Евфратом и пустыней, от оконечности Персидского залива до большой излучины реки». Мюллер. I, стр. 279. 472 В персидской армии были армянские войска под начальством Мушега Мамиконьяна и Григория Сиунийского. – Себеос. гл. 30, стр. 119. 473 В летописи Илии Нисибинского основание Куфы отнесено к 16 году геджры (со 2 февраля 637 г. – по 22 января 638), а переселение иудеев – к 20 году (с 21 декабря 640 г. – по 9 декабря 641).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010