334-337 АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ - см. Оксфордское движение, Англиканская Церковь, Высокая Церковь, Ритуализм, Трактарианизм 337-338 ANDACHTSBILD [благочестивый образ] тип неканонич. изображения с религ. сюжетом, распростр. в североевроп. странах в XIV-XV вв. 338-339 АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) АНДЖОЛИНИ представители католич. ордена иезуитов, братья-итальянцы, работавшие в России ( XVIII-XIX вв.) 339-340 АНДЛАУ Петрус (1415 или 1425-?), нем. канонист и юрист, автор труда " De imperio Romano " (О Римской империи) 340-341 341-342 342-343 343-344 344-345 345-346 АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев 346-347 347-348 348-350 АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог 350-351 351-352 АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона 352-355 АНДРЕЙ Николаевич Бенедиктов (1885-1937), свящ., сщмч., (пам. 21 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Петрович Быстров (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Владимирович Воскресенский (1884-1937), прот., сщмч. (пам. 18 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 355-356 АНДРЕЙ Иосифович Дальников († 1920 или 1921), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Николаевич Добрынин (1874-1938), свящ., сщмч. (пам. 8 февр. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Косовский (1878-1920), прот., сщмч. (пам. 3 дек. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

   Свт. Игнатий обращает внимание на то, что на сколько в молитве нашей должно наблюдать постепенность, на столько же в ней должно быть постоянство. Необходимо понуждать себя к все более частому совершению молитвы Иисусовой. Остановка или длительный перерыв в этом делании способны нанести душе существенный вред. Свт. Игнатий сравнивает такую душу с землей обработанной и удобренной, а затем заброшенной, на такой земле с особенной силой вырастают плевелы. С молитвой Иисусовой поэтому необходимо и ложиться спать, и с нею же просыпаться. Со временем нашу частую молитву Господь может преобразовать в непрестанную.    Аскетические опыты. Т. I. С. 497. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 196—197, 391    Аскетическая проповедь. С. 340    Лествица. С. 231, 238    Приношение современному монашеству. С. 96, 101    Фудель С. Путь отцов. М. Сретенский монастырь. С. 27—30    Аскетическая проповедь. С. 340—341    Слова подвижнические. С. 396, 381, 426    Аскетические опыты. Т. I. С. 498—499. Аскетическая проповедь. С. 341, 369. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 138, 194, 200—201    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 332    Слова подвижнические. С. 126, 123—124    Аскетические опыты. Т. I. С. 87    Духовные беседы. С. 45—46    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 734    Слова подвижнические. С. 183    Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 555    Слово о молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 209    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 736    Аскетические опыты. Т. II. С. 203. Аскетическая проповедь. С. 337    Слова подвижнические. С. 218    Аскетические опыты. Т. I. С. 150    Аскетические опыты. Т. II. С. 257—258    Там же. С. 150    Аскетические опыты. Т. II. С. 232    О деятельной и созерцательной жизни.//Добротолюбие. Т. 3. С. 388    Лествица. С. 236    Аскетические опыты. Т. II. С. 313    Аскетические опыты. Т. II. С. 74    Слова подвижнические. С. 257    Там же. С. 13—14    Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 316    Аскетические опыты. Т. II. С. 167

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

1222 ОАСС V CCLXV. Крест благословящий резной, обложен серебром, ручка серебряная круглая, по концам того креста 7 яблочек маленьких позлащенных, в репьях серебряных белых, ввертные. 1224 ААНЛ. 1724 г. 198, лл. 17–18. – ОАСС. V. CCLXVI–CCLXVII. Панагии были золотые и серебряные, с алмазами, яхонтами, изумрудами. На них были изображена Распятия, Снятие со креста, Спасителя, Пресвятой Троицы. На двух, на оборотной сторон, была «персона Императорского Величества». 1229 На нем разные образы, в верхней части напреди образ Спасителев, одесную Богоматерь, ошуюю Иоанна Предтечи, на средине задней Распятие Господне, под венчиком подпись такова: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемые во оставление грехов». На яблоке 1 серафим, 2 херувима, на поддоне Страсти Господни в 6-и местах да 3 херувима. Ныне, по осмотру ризничего Феодосия, весу в нем 2 фунта 14 золотников. 1230 ОАСС V CCLXXII. Потир в корпусе прорезном, спереди образ Спасителев, по правую сторону Богоматерь, по левую сторону Иоанна Предтечи, позади Распятие с предстоящими Богоматерью и Предтечею; все оные образы на особливых чашечках резные, под верхним краем кругом подпись: «пийте от нее вси, сия есть кровь Моя Нового Завета, изливаемая во оставлена грехов»; на поддонке корпус прорезной же, по поддону в 6-и клеймах Страсти Христовы; 6 травочек серебряных белых, в них по 3 искры алмазных, 6 херувимов, в возглавиях по 7-и искр яхонтовых, по поддону подпись такова: «сии сосуды отданы вкладом в Санкт-питербурх в Монастырь Александра Невского по князе Алексее Юрьевиче Одоевском». Весом в том потире 3 фунта 6 золотников без четверти. 1261 Гаврилов А. В. «Очерк истории СПБ. Син. Типографии» I, 32–33. 66–67. – ОАСС. VIII, 45–46; X, 145, – ААНЛ. 1722 г. 9, лл. 9. 23. 35; 1722 г. 182, л. 3; 1728 г. 55, лл. 1–37; 1729 г. 24. лл. 1–2. – ОААНЛ. III, 270–271. – «Сведения о Тип. Ал.-Невск. Мон.», – ХЧ. 1857 г. I, 340–341. В напечатанные здесь сведения настоящая глава вносит многие поправки. Так, не точно указано время «учреждения» Типографии, не верно сказано, будто первый печатный стан был куплен (стр. 340). Неизвестно, откуда заимствовано сведение, будто наблюдение за ходом работ поручено было наемному справщику Степану Рудину (341). Неправильно приписано Типографии печатание Библии (349–351). – Пекарский П., «Наука и лит.» II, 665–666. – Богданова А., «Опис. СПБ.», 107.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

292-295 295-296 296-298 ЛЕВ VI МУДРЫЙ (866 - 912), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии 298-305 ЛЕВ I ДАНИЛОВИЧ (ок. 1228/29 - 1299/1300), вел. кн. Галицкий, Перемышльский, Дорогичинский и Мельницкий (с 1264), Холмский, Белзский и Червеньский (с 1269), Львовский (ок. 1240/41) 305-307 307-309 313-316 316-317 309-310 317-319 319-329 329-333 331-333 333-336 336-337 337-338 338-340 ЛЕВКИЙ († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря 340-341 ЛЕВКИЙ (I-III или IV-V вв.), еп. Врунтисиопольский (Брундизийский), исп. Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.) 341-343 ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки 343-344 ЛЕВ МЕФОНСКИЙ (X-XI вв.), прп. (пам. греч. 12 мая и в Соборе Мессинийских святых в Неделю Жен-Мироносиц) 344-345 310-311 ЛЕВ, ФЕОДОР И ГРИГОРИЙ († ок. 360), исповедники (пам. греч. в Неделю Всех святых и в Соборе Самосских святых в первые субботу и воскресенье авг.) ЛЕВ ХИРОСФАКТ (40-е гг. IX в.- после 913 (по др. данным, после 919), К-поль), визант. писатель, дипломат 311-313 ЛЕГАТ представитель папы Римского в к.-л. гос-ве, области, поместной Церкви или на церковном Соборе 345-348 348-350 350-351 ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646 - 1716), нем. философ, ученый-энциклопедист, юрист, историк, дипломат, общественный деятель; ведущий представитель философского рационализма Нового времени 351-378 379-381 ЛЕКЦИОНАРИЙ литургическая книга, содержащая чтения из Свящ. Писания, расположенные в соответствии с порядком их использования в богослужении, который определяется лекционарной системой 381-382 ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА в христ. богослужении регламентация набора и распределение чтений Свящ. Писания в течение церковного года 382-384 ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ вспомогательные паратекстуальные элементы, маргинальные пометы и др. знаки в рукописях и печатных книгах Свящ. Писания, облегчающие его чтение, использование за богослужением, изучение и понимание

http://pravenc.ru/vol/xl.html

326-327 327-329 329-330 АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств 330-332 АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом 332-333 333-334 334-335 335-337 337-338 АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни 338-339 339-340 340-341 АЙДАН († 651), еп. Нортумбрии (с 635), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших; зап. пам. 31 авг.) 341-342 342-343 АЙН-КАРЕМ сел. юго-западнее Иерусалима,почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи 343-344 344-345 АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в. 345-347 347-349 349-352 352-353 АКАДЕМИИ ПАПСКИЕ научные учреждения, занимающиеся исследованиями в области церковных и светских наук под патронатом Римской курии 353-355 АКАДЕМИЯ 1). организованное сообщество ученых, художников, литераторов и др.; 2). спец. среднее или высш. учебное заведение 355-356 356-359 359-360 АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ творческое объединение художников и гос. учреждение, осуществляющее научно-методическое руководство и подготовку кадров в области изобразительного искусства и архитектуры 360-361 362-363 АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) 363-364 АКАКИЙ († 251), еп. Мелитинский (Антиохийский?), исп., свт. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта) 364-365 365-366 АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/vol/i.html

80 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 38. Д. 87. Л. 5. В другом черновом протоколе 83 заседания Президиума ВЦИК исследуемое постановление не записано вообще: здесь нет текста ни левой, ни правой колонки. – Там же. Д. 94. Л. 576–579. 83 Выписку с постановлением Президиума ВЦИК получил и патриарх Тихон. В своем письме Калинину от 25 февраля 1922 г. глава Русской церкви писал: «Но на наше стучание в дверь мы не удостоивались (так! – С.П.) ответа до 9-го Декабря прошлаго года, когда, наконец, в чрезвычайно узких рамках нам было дозволено прикоснуться к этой работе». – ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 97. Д. 54 a. Л. 38; Дело Патриарха Тихона... С. 53–54; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 61. 84 ГАРФ. Ф. 1065. Оп. 1. Д. 16. Л. 36, 46, 47; Следственное дело Патриарха Тихона... С. 340–341. К сожалению, 9 декабря 1921 г. воспринимается некоторыми исследователями как дата постановления Президиума ВЦИК о помощи религиозных организаций голодающим. – Дело Патриарха Тихона... С. 47; Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917–1945 гг. СПб., 1995. С. 54; Крапивин М.Ю. Непридуманная церковная история... С. 64; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 27; и др. Этому способствует и то обстоятельство, что некоторые участники описываемых в настоящей работе событий, получив выписку с постановлением и не зная всех нюансов его принятия, не смогли разобраться в особенностях оформления документа и посчитали 9 декабря 1921 г. датой утверждения постановления Президиумом ВЦИК. Так, например, член Президиума ЦК Помгола и зампред ЦК Последгола при ВЦИК А.Н. Винокуров в подготовленных им документах и газетных сообщениях упоминает постановление Президиума ВЦИК исключительно с датой 9 декабря 1921 г. – Известия ВЦИК. 1922. 26 янв. 19); ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 38. Д. 87. Л. 128; Оп. 97. Д. 54 a. Л. 48 (см. рукописную помету Винокурова); Следственное дело Патриарха Тихона... С. 338–340. 85 Это постановление было утверждено 31 декабря 1921 г. на заседании Президиума ЦК Помгола при ВЦИК (протокол N9 33, пункт 6) по итогам рассмотрения доклада А.Н. Винокурова «Об участии священства в деле помощи голодающим». – ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 96. Д. 167. Л. 10–11; Оп. 97. Д. 54 а. Л. 48; Следственное дело Патриарха Тихона... С. 341.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цит. по: свт. Феофан Затворник. Творения. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998, с.305. Св. Киприан Карфагенский. Творения. М., 1999, сс.223-224. Вступительное слово//Православие или смерть! Публицистический альманах. Вып.15. Предпоследний выбор. М., 2000, с.3. Если бы христиане, не ведая о происшедшем, приняли бы идоложертвенные яства, в этом не было бы для них греха и не было бы ничего их сквернящего. Но император (знающий христианские правила) на следующий день предал бы затеянное им огласке и использовал бы этот казус для пропаганды язычества: мол, вы все равно уже сделали нечто, несовместимое с вашей христианской верой, так что, раз вы все равно потеряли Христа, то давайте уж без церемоний! продолжайте сотрапезничать с нами… И люди, неискушенные в богословии, сочли бы это императорское передергивание правдой, подумали бы, что они и в самом деле совершили нечто ужасное и, отчаявшись, сами себя отлучили бы от Церкви и вступили в общение с язычниками… Вот ради таких «немощных» и было даровано знамение от Бога. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т.4. М., 1994, с.74. См. также т.3. сс.310-311. Отчего-то в нынешних версиях «Житий Святых» еретик Евдоксий фигурирует как святитель, причем издательский комментарий к Житию св. Феодора поражает своей абсурдностью: «Юлиан вступил на царство в 361 году и царствовал до 363 года… Святитель Евдоксий занимал константинопольскую кафедру с 340-341 год» (Житие св. ФеодораТирона//Жития святых, изложенные по руководству свт. Димитрия Ростовского. – М., 1905, кн.6, сс.313-314). Ясно, что если бы Евдоксий управлял церковью в 340-341 годах, то он никак не мог бы быть участником событий, развернувшихся при императоре Юлиане двадцать лет спустя… В то же время в Синаксаре все сказано верно: «Архиерею Евдоксию, аще и не правому и не православному бывающу, посылает великого Своего страстотерпца Феодора». - «Если бы от принявших ИНН отходила благодать Святого Духа и они уже в дальнейшем поклонятся антихристу, то в настоящее время (лучше сказать, уже лет 20 назад) мы видели бы проповедующими и запрещающими принимать штрих-коды не некоторых благочестивых отцов и братии, а сошедших с неба пророков Еноха и Илию. Именно проповедь сошедших с неба пророков сделает, по слову преп. Ефрема Сирина, безответными на Суде всех уверовавших в антихриста», – говорит старообрядческое издание (Памятка для православного христианина о последнем времени (к вопросу об ИНН). Новосибирск, 2001, с.6).

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

317 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 52. 318 Иоанн Мосх. Духовный луг. Сергиев Посад, 1915. С. 10. 319 Древний Патерик. М., 1899. С. 118. 320 Авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. С. 123. 321 Древний Патерик. С. 282. 322 Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. С. 271. 323 Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. С. 135. 324 Святой Григорий Богослов. Творения. Т. 2. С. 132. 325 Святой Григорий Богослов. Творения. Т. 2. С. 132. 326 Гарнак А. Сущность христианства. М., 1907. С. 22–23. 327 Розанов В.В. Уединенное. М., 1990. С. 461. 328 Успенский Л.А. Смысл и язык иконы. С. 51. 329 Святой Иоанн Златоуст. Беседа на надписание псалма 50-го.//Творения. Т. 4. С. 455. 330 Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. С. 145 и 132. 331 Преподобный Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев. С. 260. 332 Преподобный Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев. С. 262. 333 Преподобный Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев. С. 262. 334 Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. С. 143. 335 Фудель С.И. У стен Церкви. С. 260. 336 Lossky N. Icone et image.//Supplement. Revue d’ethique et theologie morale. N. 181. Esthetique de l’ethique. Paris, 1992. P. 146. 337 Раушенбах Б.В. Иконография как средство передачи философских представлений//Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 320–322. 338 Олсуфьев Ю.А. Параллельность и концентричность в древней иконе. Сергиев, 1927. С. 1. 339 Добротолюбие. Джорданвиль, 1986. Т. 1. с. 26. 340 Ouspensky. L. L’essai sur la theologie de l’icone dans l’eglise orthodoxe. Paris, 1952. Р. 207. 341 Шпенглер О. Закат Европы. М., 1923. С. 251. 342 Зноско-Боровский, Митрофан, протоиерей. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. Джорданвилль. С. 29. 343 Святой Кирилл Иерусалимский . Огласительные слова. с. 340–341. 344 Августин. Исповедь. С. 172. 345 Веббер Р.Э. Критика массового евангелического христианства.//Диспут. Историко-философский религиоведческий журнал. 1992. 3. С. 85–93.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

«Вот комедия, которую играет Евсевий! Вот козни, которые он ковал давно, и он добился цели при помощи клевет, которыми он осаждает императора. Но этого ему не довольно: он жаждет моей головы, он старается запугать моих друзей угрозами смерти и ссылки. Но это не заставит меня склониться перед неправдой; напротив, я буду защищаться и протестовать против гнусностей, которых я стал жертвой... Если бы в то время, когда вы мирно руководите с высоты своих кафедр собраниями верной вам паствы, вдруг по чьему-то приказу явился к вам заместитель, разве вы его потерпели бы? Разве не призывали бы к мести? Так вот пришло время, когда надо подняться: иначе, если вы промолчите, бедствие распространится на все церкви, наши епископские кафедры станут предметом низкой жадности и бесстыдного торга... Не допускайте таких вещей, не потерпите, чтобы славная александрийская церковь была попрана ногами еретиков». Выпустив это воззвание, Афанасий сел на корабль и отправился в Рим. Это ему было нелегко сделать, так как порт находился под особым наблюдением; но моряки любили его: ему дали проскользнуть. Почти в одно время с ним высадился в Италии Карпон, один из александрийских пресвитеров, низложенных вместе с Арием: он вез послание от Григория. Такой посланец способен был как-раз подтвердить то, что уже было известно, а именно, что Григорий и те, кто его поставил, были споспешниками арианства. В Риме, где считались только с Никейским собором, эта партия не могла иметь никакого успеха. Между тем римские легаты Елпидий и Филоксен отправились на Восток. Их там долго задерживали под разными предлогами, так что они могли пуститься в обратный путь лишь в январе 340 г. Та церковная среда, в какой им пришлось обращаться, отнеслась к ним не очень приветливо. Приглашение, которое они привезли с собой, было отклонено: их снабдили весьма высокомерным письмом, в котором заключался протест против мысли пересматривать на Западе решения восточных соборов и намек на то, что папе надо выбирать между обществом людей, подобных Афанасию и Маркеллу, и общением с восточными епископами. Это письмо, которое до нас не дошло 340 , было помечено Антиохией и составлено от имени епископов Кесарии Каппадокийской (Диания), антиохийского (Флакилла) 341 , константинопольского (Евсевия) и некоторых других. Папа был очень оскорблен им, но отказался от мысли о соборе. Составленный из пяти десятков епископов, он собрался в церкви (titulus) пресвитера Вита, одного из легатов Сильвестра на Никейском соборе, летом или осенью 340 года. Афанасию было нетрудно оправдаться и разоблачить козни, жертвой которых он был.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точная дата гангрского собора весьма спорна. Основываясь на дошедшем до нас каталоге епископов этого собора, во главе которого стоит имя Евсевия и на свидетельствах Сократа я Созомена (III, 14, 32. 33) одни (Tillemont IX, 650; Н. М. Gwatkin, Studies of Arianism, Cabridge. 1882, р. 185, Loofs. Eustathius von Sebaste. Halle. 1898 S. 82. 83, Loofs in Prot. Real-Encycl. Bd. 5. S. 628) относят его к 340 году, видя в поставленном во главе каталога Евсевии знаменитого никомидийского епископа, другие (Hefele Bd. 1. S. 777), полагаясь на Сократа, относят этот собор ко времени после 360 года, связывая его с именем Евсевия епископа Кесарии каппад. (362–370). Как это указал Лоофс в данном случае надо давать больше веры Созомену, так как он, опираясь на единственный источник с Сократом, именно арианского историка Сабина, целиком следует последнему, между тем, как Сократ отступает от него, хотя говорит о соборе в том же месте и в связи с теми же событиями (дело Евстафия севастийского). Господствующее мнение высказывается за 340 год. Данными для этого являются 1) тождественность имен епископов гангрского собора с именами епископов филиппопольского собора 343 г. По Гваткину участниками гангрского собора были следующие лица: Eusebius (Nicomedia) Olympius (Aenos, Sardica) Philetus (Juliopolis, Cratia) Eulaljus (Sebastia) Pappus (?), Basilius (Ancyra) Bithinicus (Zela) Heratius (?), Hypatius (Gangra) Bassus (Carrae в Осроене), Eugenius (Eucapria, Nicaea), Gregorius (Naziaz), Pressius (Sinope). 2) Во всех древних канонических сборниках соборы расположены: никейский, анкирский, неокесарийский, гангрский, антиохийский 341 г. (Maassen Gesch. d. Quellen Bd. 1 S. 123 ff.). 3) Взгляд на этот собор Сабина исповедника подобосущия, как на собор православный. Все это заставляет признать правильной дату Тиллемона и высказаться за 340 г. Близко к этому времени определяет время собора Браун (Histor. Jahrbuch. in Auftrage der Görres. Gesellschaft Bd. 16, Münch. 1895 S. 586, Dr. Braun, Die Abhaltung der Synode von Gangra) по одному древнему несторианскому синодику, находящемуся в римской библиотеке Propaganda (Signatur. К, VI, 6), в котором на стр. 116–122 помещены «каноны гангрского собора в числе 20. Эти каноны более поздние, чем никейские». В конце рукописи имеется дата, что собор этот имел место под «πατεα pe " kundws и dmn " ws в 890 антиохийском году». Антиохийский 390 год соответствует времени иля октябрь 343 – сентябрь 344 (по сирийской эре) или сентябрь 342 – август 343 (по греч. эре). Вернее последняя дата; А так как по римским консулским годам в 343 г. консулами были Placidus et Romulus, имена которых в греч. родительном падеже дают Πλακτου κα ‘Ρομλου, то отсюда датой гангрского собора можно считать 343 год (начало).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010