Симеон Фрёйсхов Предисловие Октоих (от греч. κτ χος, «восьми (сложный) звук»), богослужебная и музыкальная система восьми гласов, является важным компонентом большей части богослужебных традиций начиная уже с первого тысячелетия от Р.Х. В течение XX в. шла дискуссия о месте и времени его возник­новения в христианской среде; в самых главных чертах эта дискуссия вы­глядит следующим образом. В 1910 г. Антон Баумштарк высказал мнение, что Антиохийский патриарх Севир (ок. 465 – ок. 538 гг.) написал осмогласный сборник гимнов, который Баумштарк назвал «Октоихом Севира» и датировал началом VI века. 1 Это мнение было поддержано Жанненом и Пюйадом, которые в своей статье 2 , опубликованной в 1913 г., утверждали, что музыкальная восьмигласовая система в Антиохийском Патриархате существовала уже в начале VI века. Их работа получила широкое при­знание, до тех пор, пока Коди, в своем замечательном труде, изданном в 1982 г., решительно отверг «севировскую» гипотезу, указав на более веро­ятное палестинское происхождение гимнографического Октоиха. В по­следние годы Питер Джеффри, поддерживая Коди, защищал предложен­ное им святоградское происхождение системы октоиха 3 , то есть что в хри­стианском контексте она впервые появилась в Святом граде Иерусалиме 4 . В то же время Коди и Джеффри предложили датировать происхождение богослужебной системы восьми гласов более консервативно, нежели это было принято на протяжении большей части XX века. Согласно Коди, «до восьмого века нет ни одного реального свидетельства существования Октоиха в каком бы то ни было понимании» 5 . В 1991 году. Джеффри предпо­ложил, что первый гимнал (Древний Иадгари, см. ниже), включавший раз­дел Октоиха, мог появиться ранее VIII века 6 , однако позже, в статье, опубли­кованной в 2001 году, воздержался от датировки появления восьмигласовой системы раньше времени первых свидетельств о ней, то есть VIII и IX веков. 7 Однако серьезное развитие святоградской литургиологии в по­следние десятилетия, продолжающиеся открытия грузинских источ­ников, которые в основном сохранили наиболее древние богослужеб­ные книги кафедрального собора Иерусалима, требуют нового изуче­ния раннего периода системы осмогласия. Новые находки позволяют по настоящему исследовать богослужение Святого града. В основном именно по грузинским источникам мы и рассмотрим вопросы о вре­мени и месте происхождения Октоиха, соглашаясь с Джеффри (и Коди, в более широком смысле – с палестинской теорией) в том, что Октоих возник в Иерусалиме, но предлагая более раннюю дату, чем они.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Практические наставления, и О Божественной правде Отцы и братия, кто хочет быть учеником нашего отеческого Предания, которое преображает всякого человека, тот должен начать свой подвиг с разумного и правильного исправления своего нрава, то есть стараться иметь благопорядочный вид и благопристойный характер. Потому что наш внешний облик свидетельствует о нашем внутреннем расположении и устроении. Взгляд, походка, голос, смех, общение и речь – все это является критерием, по которому можно оценить, чему человек отдает предпочтение и кем стремится стать. Человек – сам себе господин, а значит его намерение сподобиться божественной Благодати оправдано и является выражением его свободной воли. Но как возможно, чтобы кто-либо считал, что он сподобится духовной свободы с помощью Благодати, когда сам он не старается быть свободным, а, напротив, допускает всякий беспорядок и неустройство в своей душе? Состояние необузданности, безволие и расслабление означают рабство и пленение страстям, что одним словом именуется как грех . «Яко в злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает Бог в телеси повиннем греху»; а если Благодать и «внидет» в такую душу, то скоро исходит из нее (ср. Прем. 1, 4–5 ).Но от этого не бывает пользы. Благодать не усваивается характеру распутного человека, который живет вне определенного строя и порядка, сколько бы он ни вычислял сроков своей жизни в монастыре – бесцельно упущенного, в таком случае, времени. Но как бы ни утвердились дурные привычки в характере человека, всесильная Благодать Божия не затруднится искоренить и уничтожить их, если тот, кто страдает, действительно хочет от них избавиться. Ради этого Господь и пришел в наш мир. Он пришел, чтобы спасти страстных, больных и грешников. И, конечно, чем больше рана, тем больше времени требуется для ухода и заботы. Тяжело раненные приобретенными страстями и пороками не должны отчаиваться. Тридцать восемь лет расслабленный находился возле купели Вифезда и только с явлением Иисуса сразу же исцелился (см. Ин. 5, 2–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Скачать epub pdf Книга 23 Титул I. О брачном сговоре (О сговоре, предшествующем вступлению в брак) (De sponsalibus) 1 . (Флорентин). Сговор есть соглашение и обещание (Repromissio – обещание, даваемое при стипуляции. См. ниже, фр. 2) будущего брака. 2 . (Ульпиан)... У древних был обычай стипулировать себе будущих жен (Stipulare et spondere – устанавливать путем стипуляции обязательство лица, под властью которого была девушка, выдать ее замуж за контрагента по стипуляции. При этом могло быть установлено и приданое)... 4 . (Ульпиан). Достаточно голого согласия для совершения сговора. § 1. Также установлено, что можно совершить сговор между отсутствующим и отсутствующей, и это делается ежедневно, 5 . (Помпоний) с тем что сговор совершается с ведома тех, кто отсутствует или же если они позднее это одобрят. 6. (Ульпиан). Если опекуны девушки послали вестника для прекращения сговора, то я не считал бы, что вестник является достаточным для оставления надежды на брак, не более как если бы они одни установили сговор, [разве что все это было сделано по воле девушки]. 7 . (Павел). При сговоре не имеет никакого значения, совершен ли сговор при участии свидетелей или же кто-либо совершает сговор без составления письменных документов. § 1. При сговоре требуется согласие тех же, что и при браке. Однако Юлиан пишет, что отец дочери, (о предстоящем браке которой совершается сговор), всегда признается давшим согласие, если он не выражает ясно своего несогласия. 8 . (Гай). Более чем ясно, что безумие является препятствием к сговору, но позднее наступившее безумие не лишает сговор силы... 10 . (Ульпиан). Если дочь находится во власти отца, то отец может послать сообщение об отказе и расторгнуть сговор; если же она эманципирована, то (отец) не может ни сообщить об отказе (от сговора), ни истребовать обратно то, что дано в качестве приданого, ибо сама дочь выходом замуж устанавливает наличие приданого (То, что данное имущество является приданым) и погашает кондикцию о возвращении того, что дано для определенной цели, если эта цель не осуществилась...

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

Спустя год тема получила своё неожиданное и, вместе с тем, долгожданное отражение и даже развитие в государственных документах, что, безусловно, радует. Из указа президента РФ от 9 ноября 2022 года « Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей». Здесь четко и недвусмысленно объявлено, что сохранение и укрепление традиционных, в т.ч. семейных ценностей, является государственной политикой и вопросом обеспечения национальной безопасности. Определено, что является этими ценностями. Традиционные ценности - это исторические нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение, идентичность, культуру и духовность. Традиционные семейные ценности - это институт брака (союза мужчины и женщины), преемственность поколений и забота о старшем поколении. Установлен приоритет духовного над материальным. Указано, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию (п.1-6). Более того, в документе целью государственной политики указано формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей (п.23 «в»). Иными словами, наше государство прямо объявило себя одним из центров формулирования традиционных духовно-нравственных ценностей и их защиты (см. Третий Рим – Катехон) от экспансии западного «Содома». Очень хотелось бы предположить, что имеются ввиду как минимум ценности библейские, а еще лучше если бы сразу и прямо – Православные. Но пока об этом не говорится. Видимо из-за желания оставить возможность формирования идеологии, объединяющей две антагонистичных системы, о которых ниже. Так, п. 5 Общих положений Указа гласит: К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/29/pr...

ЧАСТЬ III. Святоотеческое Учение о Сотворении Мира ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА: Следующее письмо было написано отцом Серафимом доктору Александру Каломиросу, православному греку, медику, церковному писателю и «христианскому эволюционисту» Это ответ отца Серафима на письмо доктора Каломироса, в котором последний пытался показать, что Священное Писание и учение святых Отцов совместимы с современной эволюционной теорией. Согласно док­тору Каломиросу, Адам был «эволюционировавшим зверем», кото­рый на определенной стадии своего эволюционного развития полу­чил благодать Божию и таким образом стал человеком. Доктор Каломирос писал: «Когда Господь Бог вдунул в лице Адама дыхание жизни, тогда эволюционировавший зверь становится умным со­зданием... Я не удивлюсь, если тело Адама было во всех отношени­ях телом обезьяны... Биологически Адам находился, вероятно, на стадии ниже по эволюционному развитию, чем современный чело­век... Он является продолжением вершины лестницы эволюцион­ного развития антропоидов. Человек происходит не от обезьяны, но от иной ветви антропоидов с параллельным эволюционным раз­витием. Мы не располагаем никакими доказательствами, кото­рые позволили бы нам сделать вывод о том, на какой стадии эволюции Божие дыхание жизни было дано животному». Ответ отца Серафима доктору Каломиросу, опубликованный посмертно в Журнале Богоявления (осень 1989 – зима 1990), а позднее в сокращенном виде в Деятельном христианине (весна/зима 1998), становится своего рода введением в святоотеческое учение о сотворении мира и определенным опровержением совре­менной теории эволюции. Здесь письмо разделено на главы, им даны заголовки редактором данного издания. Дополнительно о переписке отца Серафима с доктором Каломиросом см.: Предисловие Редактора и избранные письма отца Серафима в Части V. Неделя 5-ая Великого поста, 1974 Дорогой доктор Каломирос, Господь наш Иисус Христос да будет с Вами. Наконец пишу ответ на Ваше письмо об эволюции. В ответе отражен взгляд нашего Братства на этот вопрос. Повторяю, что я даю ответ не как «эксперт» по святым Отцам, а как человек, любящий святых Отцов, – надеюсь, как и Вы. Большая часть приведенных мною здесь цитат из святых Отцов переведена мной из русских святоотеческих изданий XIX века, а частично из английских переводов XIX века, напечатанных в эрдмановой серии «Никейские Отцы». Даю источники как можно полнее, чтобы Вы могли прочесть их по-гречески. Если у Вас есть воп­росы по этим иди другим отеческим цитатам, буду рад обсудить их с Вами. Я вовсе не стараюсь выискивать цитаты «в подтвер­ждение моей точки зрения», и Вы сможете убедиться, что я вклю­чаю и цитаты, которые не «подтверждают моей точки зрения», так как я прежде всего и всего лишь заинтересован в том, чтобы выяснить, что думали святые Отцы по этим вопросам, ибо я считаю, что и нам следует думать так же. Христос Бог да благо­словит меня говорить правдиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Скачать epub pdf Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа 388. Ангелы – служебные духи Весь воздух наполнен ангелами, как говорит Писание (см.: 1Кор. 11:10 ; Быт. 48:16 ; Деян. 12:15 ); и еще Иаков: я видел, говорит, полк ангелов (см.: Быт. 32:2 ). Почему он видел полк и воинство ангелов на земле? Как царь повелевает войскам находиться в каждом городе, дабы неприятель не сделал нападения и не вторгся в город, так точно и Бог, поскольку в этом воздухе находятся жестокие и свирепые бесы, всегда воздвигающие войны, и враги мира, противопоставил им воинства ангелов, чтобы они одним появлением своим укрощали бесов, а нам всегда доставляли мир. А чтобы тебе знать, что есть ангелы мира, послушай, как диаконы всегда произносят в молитвах: ангела мирна просим (Просительная ектения). Минь. Т. II. С. 444 Творения Т. II. С. 493 389. В Вознесении Своем Господь возвысил выше небес наше естество, падшее до ада К какому естеству Бог сказал: седи одесную Мене ( Пс. 109:1 )? К тому, которое выслушало: земля еси и в землю отъидеши (ср.: Быт. 3:19 ). Не довольно ли было для него возвыситься над небесами? Не довольно ли было стать вместе с ангелами? Но оно превзошло ангелов, прошло мимо архангелов, превзошло херувимов, вознеслось выше серафимов, миновало начальства, и остановилось не прежде, как достигши престола Владыки. Видишь ли это пространство от неба до земли? Или – лучше – начнем снизу: видишь ли, какое расстояние от ада до земли, также от земли до неба, потом от неба до неба горнего, а от этого до ангелов, до архангелов, до вышних сил, до самого престола царского? Выше всего этого расстояния и этой высоты Он вознес наше естество. Смотри, как низко (человек) находился и как высоко вознесен; невозможно было ни сойти ниже того, куда нисшел человек, ни вознестись выше того, куда вознес его Христос. Это выражая, Павел говорил: сшедый, Той есть и восшедый ( Еф. 4:10 ). Куда Он нисходил? В дольнейшия страны земли ( Еф. 4:9 ); а восшел превыше всех небес ( Еф. 4:10 ). Заметь, кто восшел, или какое естество, или в каком состоянии оно было прежде… Мы были землею и прахом; мы сделались несмысленнее бессловесных животных (см.: Пс. 48:21 ), и даже хуже их (см.: Ис. 1:3 ); мы были бессмысленнее и птиц (см.: Иер. 8:7 ); см.: Прит. 6:6 – сотворенные по образу Божию, мы сделались учениками муравьев. Мы были бесчувственнее камней (см.: Мих. 6:2 ) и даже оказываемся равными змиям (см.: Пс. 57:5 ). Но нужно ли говорить о бесчувственности бессловесных, когда мы, оказывается, именуемся чадами самого диавола? (см.: Ин. 8:44 ). И однако наше естество презренное, безумнейшее всех, ныне стало выше всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

1 О терминах «Отец Церкви», «церковный писатель», «латинская патрология», «латинская патристика» и некоторых других, принятых в данной работе, см. ниже, п. 2. 6 Калачинский П.А. Богословско-философские воззрения Св. Отцов и учителей Церкви первых веков. Харьков, 1900. 12 Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. 17 Барсов Н.И. История первобытной христианской проповеди. СПб.1885; Певницкий В. Арелатские проповедники V–VI вв.//Труды Киевской Духовной Академии, 1870. T. I-II. 18 См., например, Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Майоров Г.Г. Формирование Средневековой философии М., 1979, Неретина С.С. Слово и текст в Средневековой культуре. М., 1994; она же, Верующий разум: к истории Средневековой философии. Архангельск, 1995 и некоторых других. 19 Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996. Следует отметить, что данная книга представляет собой лишь первую часть подробного курса патрологии, разработанного А. И. Сидоровым . См. Сидоров. Указ. соч. С. 5. Однако до сих пор этот курс опубликован лишь частично и не включает латинских авторов. 20 Скурат К. Е. Святые отцы и церковные писатели (I–V вв.). Воронеж,1998; он же, Золотой век святоотеческой письменности (IV–V вв.). М., 2003. 22 См. Тертулиан. Избранные сочинения/Вступительная статья Столярова А.А. М., 1994; О плаще/Перевод Тыжова А.Я., сопроводительные статьи, комментарии Довженко Ю.С. СПб., 2000. О душе/Перевод, вступительная статья, комментарии и указатель Братухина А.Ю. СПб., 2004. 23 См. Лактанций. О смертях преследователей/Перевод и вступительная статья Тюленева В.М. СПб., 1998; Божественные установления (фрагменты)//Тюленев В.М. Лактанций : христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000. 24 Блаж. Августин. Исповедь//Богословские Труды, 19. М., 1978; О предопределении святых/Перевод Мамсурова И.М., 2000; О христианском учении. кн. II/Перевод Неретиной С.С. М., 2001; О свободе воли. кн. II/Перевод Ермаковой М., Шарниной A.M., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

О лицейских годах Пушкина (рекомендуем! из серии «не обязательно, но желательно», можно добавить к списку ): Ю.Тынянов «Кюхля» (о лицее А.С.Пушкина), •Л. Рубинштейн " В садах Лицея " (о лицее А.С. Пушкина) •М. Басина " Город поэта " (о лицее А.С.Пушкина). Пожалуйста, обязательно добавьте в своё летнее чтение что-то по выбору из второго списка (II часть), который мы назвали список «Выбираем, пробуем, открываем…»  ( см. этот список ниже )   II часть списка: «Выбираем, пробуем, открываем…» Вторая часть — разные произведения, которые могут заинтересовать 12-13-летних детей, здесь можно выбирать, пробовать, откладывать, перечитывать, искать что-то похожее, открывать что-то новое. И. Шмелев  «Лето Господне» Ю.Олеша «Три толстяка» А.Рыбаков «Кортик», « Бронзовая птица», «Последнее лето детства» В.Каверин «Два капитана» Л.Кассиль «Кондуит и Швамбрания» К.  Паустовский «Золотая роза» (рассказы по выбору) В. Гарин – Михайловский «Детство Темы» П. Астафьев  «Васюткино озеро» К.Булычёв «Приключение Алисы» В. Крапивин «Дети синего фламинго», «Самолет по имени Сережка», «Мальчик девочку искал», «Мушкетер и фея», «Болтик», «Трое с площади Карронад», «Оруженосец по имени Кашка», «Тень каравеллы» и др. Зарубежная литература (внеклассное чтение, примерный список) 1. Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес» 2. Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» 3. Д. Гринвуд «Маленький оборвыш» 4. Рэй Бредбери «Дядюшка Эйнар» 5.Р. Стивенсон «Остров сокровищ» 6.Ж.Верн «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» 7.Т Янсон «Всё о Муми -тролях» 8.Дж. Кросс «Тим Талер или проданный смех» 9.О Генри «Рассказы» 10. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» Уважаемые родители, конечно, Вы можете расширить весь предлагаемый список по собственному вкусу. Учитывайте интересы и возрастные запросы ребёнка. Как и чем дополнить список? Это решать Вам – родителям ? Приведём только один пример. Допустим, если Вашему ребёнку нравятся книги о животных, то можно что-то выбрать из тематического списка ниже (то, что он ещё не читал ? ).

http://gymnasia-radonezh.ru/summer_readi...

327 Cap.de charitate III,30 [p.n.I, 125]. 12Quaest. et dubia 61, PG.90, 833B, p.323. 1S Ambigua, PG.91, 1240C-D, f.195a-b. 330 Сар. de charitate II,32; III,33 [p.n.I,112,125]. Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 336B, p.55 [p.n.II, 86–87]. 334 К характеристике их греховного настроения см. Cap.de charitate III,5 [p.n.I,121–122]; Quaest. ad Tahl. LXI,PG.90, 633C, p.218 (cap.quing. IV, 48); XXVI,341A-B, p.57 [p.n.II, 88] (cap.quing. I,80); XI,293A, p.29 ( περι το μη ν) [p.n.II,52]; LXII,653B-C, p.228–229. О деятельности их речь будет ниже, см. гл. «Аскетика», прим. 33–39. 340 Ambigua, PG.91, 1153B, f.157Ъ. Пространство и время – необходимые формы, τα ων ουκ νευ, чувственного бытия: Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 708B, p.259; LXV, 757C. D, p.287. 342 Ibid. 1217A. 1412B, f.185a, 262b, ср. 1104А-В, f.134a-b; Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 749B, p.282 (cap.quing. V, 34). св. Григорий Богослов , Or.16, n.5, PG.35, 940BC; p.n.II, 43; Or.14, n.30, 897B; p.n.II, 31; Or.32, n.8, PG.36, 184B; p.n.III,116; cp. Or.17, n.4, PG.35, 972A; p.n.II,76 (в чувственном мире постоянно одно лишь его непостоянство). 343 Ambigua, PG.91, 1216С, f.184b ( εδη и σχματα). Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353C, p.65 [p.n.II,96]. 344 Quaest. ad Tahl. LVIII,PG.90, 597A-B, p.196; XXXII,372C, p.75 [p.n.II,107]; XLIX, 452A, p.119 [p.n.II,154]; schol.10, 461A, p.125 [p.n.II, 276]; L, 472C, p.131 [p.n.II, 165]; – LIX, 604C, p.199 ( απτη). Prol. ad Tahl. I,PG.90, 261B, p.12 [p.n.II,31]. Quaest. et dubia 21, PG.90, 801C, p.307. Ambigua, PG.91, 1112B, f.138a. 345 Quaest. ad Tahl. LVIII,PG.90, 596D, p.195–196 (cap.quing. IV,2); XXVII,353C, p.65 [p.n.II, 96]; LXV, 749B, p.282 (cap.quing. V,34). 346 Ambigua, PG.91, 1085A, f.126a; Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 728D, p.271 (cap.quing. V, 16); cP.XI,293A, p.29 [p.n.II, 52]; LXII,653B-C, p.228–229. Μη ν у преп. Максима иногда означает и безотносительно прямо небытие: Ambigua, PG.91, 1308С, f.222b; 1329B.D, f.231b; Ad Thomam, PG.91, 1048A, f.110a; Mystagogia 1, PG.91, 668B, p.495 [p.n.I,158].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ трехъязычный клинописный текст на скале Бехистун в 30 км от Керманшаха (совр. Иран). Один из важнейших источников по политической истории державы Ахеменидов , отражающий события 522-519 гг. до Р. Х. Б. н. была высечена по приказу персид. царя Дария I (522-486) на древнеперсид., эламском и вавилонском языках. Дешифровка систем письменности Б. н. заложила основы научного исследования древней Передней Азии. Надпись, сопровождаемая рельефными изображениями, высечена в искусственном углублении на поверхности выступа конечной части Загросского хребта с левой стороны караванного пути, соединявшего Вавилон и мидийскую столицу Экбатаны (совр. Хамадан), на высоте примерно 105 м. Высота надписи составляет 7 м 80 см, ее длина - 22 м. В центре, под рельефами, располагаются 5 столбцов древнеперсид. текста, слева от него, на одном уровне, помещен эламский вариант, над последним находится вавилонский текст. На рельефе изображен Дарий I, попирающий левой ногой Гаумату, своего главного политического противника. Правая рука царя поднята в молитвенном жесте, в левой он держит лук. За спиной Дария стоят 2 воина, как предполагают ученые, копьеносцем является Гобрий, лучником - Аспатина. Оба воина ниже Дария, но значительно выше 9 мятежных правителей, изображенных слева от фигуры Дария. Они идут шеренгой, связаны длинной цепью за шеи, их руки скручены за спиной. Только вождь скифского племени тиграхауда выделяется благодаря своей высокой остроконечной шапке. Надо всей этой группой изображена парящая фигура Ахура Мазды . Божество представлено в человеческом облике, на голове корона с рогами, оно выступает из солнечного диска, похожего на птицу, с крыльями, хвостом и лапами. Левой рукой оно протягивает кольцо Дарию, что символизирует обряд вручения царской власти, правой благословляет Дария. Средняя высота всей скульптурной группы - 3 м, длина - 5 м 48 см. Помимо основных Б. н. имеет еще 11 малых надписей на 3 языках, они находятся над изображением лиц или под ступнями.

http://pravenc.ru/text/149093.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010