462 Святитель Иннокентий, митрополит Московский (И. Е. Вениаминов-Попов, 1797–1879), в период переписки епископ Камчатский, Курильский и Алеутский (1840–1868). Впоследствии преемник митрополита Филарета на московской кафедре (1868–1879). Канонизирован в октябре 1977 г. Память 31 марта/13 апреля. – Прим. сост. 463 Иосиф (И. И. Семашко, 1798–1869), митрополит Литовский и Виленский, один из инициаторов воссоединения униатов Западного края с Русской Православной Церковью (1839). – Прим. сост. 464 Трудности, вызванные угождением представителей русской администрации польской партии. – Прим. сост. 466 Исидор (И. С. Никольский, 1799–1892), в период переписки митрополит Киевский, впоследствии митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. – Прим. сост. 469 Нектарий (Н. С. Надеждин, 1819–1874), епископ Нижегородский, впоследствии архиепископ Харьковский и Ахтырский. Нестроения были связаны с неисполнением предписания Святейшего Синода об управлении Дивеевским женским монастырем, учрежденным в 1861 г. – Прим. сост. 470 Филофей (Т. Г. Успенский, 1808–1882), в период переписки ректор Вифаиской духовной семинарии, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. – Прим. сост. 471 С. П. Шевырев (1806–1864), историк русской филологии, критик, поэт. Речь идет о «Чтениях по истории русской словесности», главном научном труде С. П. Шевырева, первая часть которого была напечатана в 1845 г. – Прим. сост. 473 Алексий (Р. И. Ржаницын, 1812–1877), архиепископ Тверской и Кашинский (1876–1877). С 1838 г. инспектор, а с 1843 г. ректор Московской духовной семинарии. С 1847 г. ректор Московской духовной академии. В 1853 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, в 1857 г. епископ Тульский и Белевский, в 1860 г. переведен в Таврическую епархию. С 1867 г. архиепископ Рязанский и Зарайский. Пострижен в монашество митрополитом Филаретом. – Прим. сост. 481 Речь при постриге Ивана Тихомирова, впоследствии архиепископа Саввы. Письма к нему см. на с. 552–553. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

196 Издания: а. Устав Владимира: Бенешевич В.Н. Сборник памятников по истории церковного права преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. Пг., 1914. Т.1. С.59–77; б. Устав Ярослава: там же. С.78– 89 [Древнерусские княжеские уставы (прим. 894). С. 13–139. – Прим. изд. (А.Н.)]; см. также ниже, Приложение к разделу III, 5. 198 В византийском церковном праве термин κκλησιαστικς как обозначение четко очерченной общественной группы неизвестен: Joannou Р.-Р. Discipline générale antique (IVe–IXe s.). (Pontif. Commiss. per la redazione del codice di diritto canon, orient., FONTI, fasc. IX). Rome, 1964. Index analytique, col. 114. 201 Молдован А.Μ. (прим. 55). С.96; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S.117 f. (44.9–12). 202 В качестве документов, иллюстрирующих растущую (хотя и не всегда оказывающую положительное воздействие) независимость древнерусских князей и митрополитов, можно привести послания константинопольских патриархов к Андрею Боголюбскому (ок. 1160 г.) и митрополиту Кириллу I (1228 г.) (если, конечно, думать, что предупреждения и запреты предполагают противоположную им практику); см. изд.: Памятники древнерусского канонического права, 4.1. (РИБ. T.VI). СПб., 1908. С.63–76, 79–84; ср.: Goetz L.K. (прим. 113). S. 175–195. 207 Правда Русская/Под ред. Б.Д. Грекова. Т.1–2. Μ., Л., 1940–1947 (перепеч.: Düsseldorf, The Hague, 1967) [Т.З. Μ., 1963 (факсимиле). – Прим. изд. (А.Н.)]. Относительно влияния византийского права см.: Soloviev A.V. Der Einfluß des byzantinischen Rechts auf die Völker Osteuropas//ZRG. Romanist. Abt. 1959. Bd.76. S. 432–479. (Soloviev A.V. L’influence du droit byzantin dans les pays orthodoxes//Relazione del X Congr. Intern, di Scienze Storiche, Roma, 1955. Firenze, 1955. T.6. P.599–650 [перепеч.: idem. Byzance (доп. к прим. 226) (XV)].) 208 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 275 (под 1101 г.); Послание митрополита Никифора I к Владимиру Мономаху //Рус.Дост. 4.1. 1815. С. 71 и сл. (общие призывы к милосердию и прощению) [новое критич. изд.: Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси, XI–XIII вв.: Исследования, тексты, комментарии. СПб., 1992. С.66–71. – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Поппэ А. Русские митрополии Константинопольской патриархии в XI столетии//ВВ. 1968. Т.28. С.85–108; он же. [прим. 156]; см. также ниже, раздел III, 4). 135 Очевидно, автор имеет в виду планы Андрея Боголюбского, направленные на создание отдельной митрополии во Владимире-на-Клязьме в 60-е годы XII в. Однако эти планы не были реализованы, и фактически Владимирской митрополии в киевский период не существовало. (А.Н.) 136 См. обзорные работы: Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской церковью. СПб., 1878 (устарела); Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913; о XIII в.: Irmscher J. Das nikänische Kaisertum und Rußland//Byz. 1970. T.40. P. 377–384; Avenarius A. Nikaia und Rußland zur Zeit der tatarischen Bedrohung//ByzSlav. 1980. T.41. S.33–43. 137 Поппэ А. Русско-византийские отношения (прим. 113). С. 109–120; Poppe А. La tentative du réforme ecclésiastique en Russie au milieu du Xie siede//ΑΡΗ. 1972. Т. 25. P. 5–31 [перепеч.: Poppe A. The Rise (прим. 83) (V). – Прим, изд. (А.Н.)]. Л. Мюллер, учитывая молчание источников, рассматривает поставление Илариона как вполне нормальное явление: Müller L. (прим. 113). S. 100; idem. (прим. 104). S.243 f. О симонии на Руси см.: ПСРЛ. Т.1. Стб.390 и сл. (под 1185 г.). 139 ПСРЛ. Т.1. Стб.208. В общем и целом Русь получила весьма много от носителей греческой культуры, таких как митрополит Иоанн II (см. о нем ниже, в разделах III, 4:5): Podskalsky G. Der Beitrag der griechischstämmigen Metropoliten (Kiev), Bischöfe und Mönche zur altrussischen Originalliteratur (Theologie), 988–1281//CMRS. 1983. T.24. P.498–515. 140 О многообразных контактах на государственном и церковном уровне см.: Abraham M.L. Mniši irlandzcy w Kyowie//Anzeiger der Akad. der Wiss. Krakau. Philol.-hist.-philos. Klasse. 1901. Bd.7. S.137; Abraham Wl. Powstanie organizacyji kosciola laciskiego na Rusi. (Prae naukowie. T.I/1). Lwow, 1904. Т.1.; Соболевский А.И. (прим. 123); Стороженко А. О существовавших в Киеве римско-католических храмах//Eranos.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

96 В первые века экзорцистами (от греч. ξορκισμς) назывались люди, изгоняющие бесов. В древней христианской Церкви экзорцисты составляли особый чин. — Прим. перев. 97 Название одного из холмов в Афинах. — Прим. перев. 98 Ср.: Иер. 2, 7. 99 Часослов. Москва, 1980. С. 16. 100 Пс. 45,11. 101 В греческих храмах практикуется византийское пение. Мелодию, как правило, исполняет один старший певчий — псалт, остальные создают ему музыкальный фон. — Прим. перев. 102 Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 9. 103 Согласно греческой церковной традиции, при чтении на Пасху Огласительного слова святителя Иоанна Златоуста народ вслед за священником хором, с воодушевлением повторяет некоторые слова. — Прим. перев. 104 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 120. 105 Там же. С. 124. 106 Мф. 26,27. 107 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 135. 108 Указ. соч. С. 109. 109 Там же. 110 Там же. С. 142. 111 Указ. соч. С. 92. 112 Ср.: Мф. 5,8. 113 Еф. 6,12. 114 Лк. 18,13. 115 Память 15/28 января. — Прим. перев. 116 Ин. 14,15. 117 Мф. 10,37. 118 Старец имеет в виду низкую скамеечку, которую некоторые святые отцы советуют использовать для умной молитвы. Иными словами, он говорит: «Понуждала ли себя эта девушка?» 119 Молитва на повечерии//Часослов. Москва, 1980. С. 213. 120 Прем. 15,13. 121 Деян. 4, 32. 122 Отец Порфирий редко употреблял слова «спасибо» и «пожалуйста» при обращении к монашествующим. Он предпочитал слова «простите» и «благословите». В данном случае он, вероятно, делает исключение, учитывая характер взаимоотношений в конкретном монашеском братстве. Но и в этом случае в слово «спасибо» он вкладывает смысл благодарности, обращенной к Богу. 123 Кириакон — главный храм скита, в котором скитская братия собирается на богослужения по воскресным дням и на праздники. — Прим. перев. 124 После сотен лет турецкого владычества и немецкой оккупации слова «турок» и «немец» приобрели в Греции отрицательный оттенок. — Прим. перев. 125 Ср.: Рим. 12,14. 126 Агия Румели — небольшой городок на юге Крита. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Следы литературного труда Андрея Боголюбского//Археологические известия и заметки. 1895. С.37–49; Воронин Н.Н. Археологические заметки//КСИИМК. 1956. Вып.62. С. 19–22; он же. (прим. 556). С.87; он же. Сказание о победе над болгарами 1164 г. и праздник Спаса//Проблемы общественно-политической истории (прим. 447). С.88–92; Miller D.B. Legends of the Icon of Our Lady of Vladimir//Sp. 1948. Vol.43. P. 660 f.; Hurwitz E.S. Andrej Bogolubskij (прим. 651) [см. также: Плюханова Μ. (прим. 660). С.52–62. – Прим. изд. (К.А.)]. (Филипповский Г.Ю. “Слово” Андрея Боголюбского о празднике 1 августа//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983. Вып.1. С.75–84 (здесь и изд.); Ebbinghaus А. Andrej Bogoljubskij und die “Gottesmutter von Vladimir”//RM. 1987. T.VI/1. S. 157–183; Филипповский Г.Ю. Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике Спаса 1 августа//СлККДР. Вып.1. С.411 и сл.; он же. Андрей Юрьевич Боголюбский//Там же. С. 37–39; Жучкова И.Л. Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери//Там же. С.416–418.) 663 Дело не столько в содержании памятника (едва ли оно может служить аргументом в пользу авторства князя Андрея), сколько в том, что Андрей прямо назван его автором в рукописной традиции: “Слово великого князя Андрея Боголюбского о милости Божией”. (А.Н.) 664 Относительно обвинений Авраамия в ереси перед епископом Игнатием см.: ПСРЛ. Т.1. Стб.425 (под 1206 г.); см. также выше, прим. 275–277. 666 См. прим. 597, а также жития Антония (BHG. 140), Илариона (BHG. Евфимия (BHG. Савы (BHG. Феодосия (BHG. Также упомянутый иерусалимский патриарх Илия (I) († 518 г.) собственного жития не имеет, а фигурирует в Житии Савы. 667 Например, Чтение о Борисе и Глебе, жития Василия Нового (BHG. и Авраамия (BHG. автор – Ефрем), а также Слово о казнях Божиих (см. выше) и Повесть некоего отца духовного к сыну духовному. 668 Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т.2. С. 115–122; он же. Памятники (прим. 651). С. 114–122; Ключевский В.О.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 Пролог. Памятн. древне-рус. церковно-учит. литерат. Вып. 2, Спб. 1896. Стр. 55–58. Прим. авт. 20 Слова и речи Преосв. Макария еп. Томского и Семипалат. Вып. 1. Речь при встрече Государя Императора. Стр. 1. Прим. авт. 21 Прибавление к Казанским Губ. Вед. 1845 г. 1. При Иоанне III некоторые племена Северо-Западной Сибири уже были обложены данью; следовательно, сюда уже простиралось русское влияние и власть. Прим. авт. 27 Древняя Росс. Вивлиофика. Изд. 2. Часть IV. М. 1784 г. Стр. 120–140 Сибир. Вестн. 1818. Прим. авт. 30 Настоящий документ, как и следующие за ним из архива Воеводской канцелярии нигде до сих пор не были напечатаны. Пользуясь случаем, передаем текст их дословно, для иллюстрации взаимоотношений, при обязательности для всех путешествующих в Китай и Монголии тех правил и условий, какие, согласно договоров, были установлены. Прим. авт. 33 По Китайскому тарифу тогда пошлина взималась с тюков, ящиков, мешков, бочек, коробьев и ломовых телег, полагая в них известный вес товара, или известное число кусков материи, лекарств, листов и т. п. (Китай в граждан. и нравств. состоянии. Сочин. м. Иакинфа. ч. 1. Основания Государ. Управл. Спб. 1848. Стр. 80). Прим. авт. 34 Историч. очерк сношений русских с Китаем и описание пути с границы Нерчинского округа и Тянь-дзин. Ст. Бр. Бутиных Иркутск. 1871. Прим. авт. 35 Сибирская торговая монета, только что появившаяся в Китае, возбудила подозрение, относительно надписи непонятных Китайцами трех слов, а не Царского имени. Прим. авт. 36 В 1864 г. пишущему эти строки, в бытность Забайкальским миссионером, доводилось говорить о Цаган-Убугуне в Гусиноозерской кумирне с ширетуем Гыденовым. Желая удостовериться, действительно ли буряты чтут Свят. Николая, я просил лам указать мне в кумирне его изображение. Ширетуй предупредил, что в дацане такого бурхана нет, но по юртам у народа он имеется везде. На вопрос: почему народ почитает его? Ширетуй объяснил, что Цаган-Убугун являет свою чудесную помощь погибающим на морях и водах. Впоследствии чрез гл. Тайшу Минеева ширетуй выслал мне это изображение. Цаган-Убугум представлен созерцающим пустынником и не со сложенными под себя ногами, как изображаются обычно будды языческие, в одеянии с широкими рукавами и с посохом странника, около него мирно пасутся звери и птицы. За эту посылку я отдарил ширетуя житием святителя Николая с изображением его, снятым с чудотв. Новгородской иконы 1113 г. (Труды православн. миссий Восточн. Сибири. т. I. стр. 144). Прим. авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Смотрите Киево-Печерский патерик (или “Отечник” святителя Игнатия Брянчанинова) — Прим. редакции. “Под покровительством королевы Марии” — В дальнейшем раскроется смысл этих слов старца — Прим. редакции. В Югославии матушка пребывала под старческим руководством Феофана, архиепископа Полтавского [и Переяславского], духовника царской семьи, который до отъезда во Францию много лет жил в Софии (в миру Быстров Василий Дмитриевич: 1872–1940, с 1920 года жил в Сербии, с 1925 — в Болгарии, а в 1931 отошел от церковных дел, переехал во Францию, где вел аскетическую и отшельническую жизнь. Умер во Франции в 1938 году, или, по другим сведениям, на Святой Горе Афон в 1940 году) — Прим. составителя владыки Гавриила и редакции. В игуменский сан мать Мария была возведена в Югославии. — Прим. сост. Говоря о Святейшем Патриархе Максиме, матушка не раз подчеркивала, что «он монах» — Прим сост. Игумения Михаила, много лет прожившая под руководством матери Марии, управляет Благовещенским монастырем под Крагуевацем (Югославия) — Прим. сост. Это было 8/21 мая — в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. — Прим. ред. Письмо написано в праздник Преображения Господня. Письмо написано и попразднство Рождества Христова. Отрекаясь, мы обретаем опять все в Боге, но уже без пристрастия к тварному, а как благодарение Промыслителю. — Прим. авт. Письмо написано ко дню Ангела епископа Парфения, В этом письме схиигумения Мария убеждает епископа Парфения принять постриг в великую схиму, заменив имя Парфений (греч. «девственный») на имя Макарий (греч. «блаженный»), в честь святого, книга которого была впервые издана на болгарском языке владыкой Парфением. Письмо написано в четверг первой седмицы Великого поста. Отмешуших (ц.-сл.) — отвергающих. В этом письме схиигуменяя Мария поздравляет епископа Парфения с днем Ангела. Письмо написано на первой седмице Великого поста. 1Евр.4:12 — Прим ред. Биография, периоды жизни схиигуменьи Марии (Дохторовой, или иногда пишут Дохтуровой) Дохторова Лидия Николаевна родилась в Киеве в 1896 году.

http://azbyka.ru/fiction/gody-stranniche...

  В рукописных дневниках отца Иоанна, разбросанных по сохранившимся после него тетрадкам, можно встретить много еще мелких заметок о погоде, поездках, разных лицах и случайных обстоятельствах. Имея в своих руках почти все указанные тетради, мы, к сожалению, далеко не все то переписали, что не вошло в печать, но и приведенного здесь довольно для полной характеристики великого пастыря. Дух его весьма запечатлелся в оставленных им письменных памятниках. Если ты начнешь читать их, то по примеру славного светильника Церкви и сам возымеешь веру ко Господу, полюбишь нравственную чистоту, почувствуешь свежесть, бодрость сил душевных, — словом, станешь переживать то высокое, святое, божественное, чего искал всю жизнь свою приснопамятный батюшка. Больше того, если поедешь в Петербург в Иоанновский монастырь к его гробнице, где он продолжает призывать к тому, чем жил, — к молитве, покаянию и причащению Святых Животворящих Тайн Христовых, то и сам воодушевишься всем этим, ставши как бы реально лицом к лицу с никогда не умирающим духом отца Иоанна. Вечная память тебе да будет, Великий Российский наш пастырь!         notes Примечания 1 Община сестер милосердия " Утоли моя печали " , основанная в 1868 году княгиней Н.Б. Шаховской, находилась в Лефортове напротив храма святых апостолов Петра и Павла. — Прим. ред. 2 Иверская община была учреждена в 1894 году, находилась на Большой Полянке. — Прим. ред. 3 Боевская богадельня, построенная в 18V4 году на пожертвования московского купца Н.И.Боева, находилась на Стромынке. — Прим. ред. 4 Здесь: прибывшая из Ярославля охрана от иоаннитов. — Прим. ред. 5 людей, человеческого рода, всей твари. — Прим, ред. 6 описание книг в очерке Владыки Арсения уточнено и дополнено. — Прим. ред. 7 кроме перечисленного, в течение жизни отца Иоанна много печаталось о его деятельности в газетах и журналах. — Прим. авт. 8 Пример самоукорения. — Прим, авт. 9 воспоминание навеяно событием, описанным в 3-м томе Сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Ямщику Федору Казакину, выжигавшему уголья в лесу, троекратно являлись бесы, сидящие на деревьях, играющие на разных музыкальных инструментах, торжествовавшие и бесчинно припевавшие: " Наши годы! Наша воля! " (СПб., 1905, с.252). — Прим. ред. 10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

да в нем узрим свет неприступный...», из Часослова. 170 Отпустительный тропарь после Трисвятого в конце утрени в период Великой Четыредесятницы, из Часослова. 173 Уставших (греч. τυπικρης) – монах, отвечающий за отправление службы в строгом соответствии с Уставом, то есть Типиконом; алтарник (греч. εκκλησιαστικς) – клирик, следящий за благолепием собора: чистотой, горением лампад и др. (прим. ред.). 176 Тропарь Великого Понедельника и Вторника, поющийся после Трисвятого в начале полунощницы, из Часослова (прим. ред.). 177 «Всенощное» греки называют «агрипния» (греч. αγρυπνα), что в переводе на русский обозначает бодрствование или бдение (прим. ред.). 178 Экзапостиларий, или светилен – краткое песнопение, поющееся после девятой песни канона на утрени, по содержанию повествующее о воссиявшем свете Христовом (прим. ред.). 179 Μ. Βασιλεου, " Ομιλα εις τν πεντηκοστν ψαλμν 2, PG 29: 464ВС; Επιστολ 207, 3, PG 32: 764Β. 180 Пение тропарей канона перемежается чтением седальна после третьей песни, кондака, икоса и синаксаря после шестой и светильна после девятой (прим. ред.). 182 Стихиры на Хвалитех – стихиры, припеваемые к стихам хвалитных псалмов: 148: 149: 150 (прим. ред.). 183 Священническая молитва главопреклонения – «Господи, Боже наш, приклонивый Небеса» читается после просительной ектении на вечерне и утрене, из Служебника (прим. ред.). 187 Евангельские, равно как и апостольские, чтения распределены по дням церковного года. Круг чтений начинается от Пасхи (прим. ред.). 188 Строки 118 псалма (стих 126), возглашаемые диаконом перед начальным возгласом Божественной литургии, из Служебника (прим. ред.). 193 Γρηγορου Παλαμ, Κεφλαια κατν πεντκοντα 75,78, Χρστου, т. 5, с. 77 (стих 31), стих. 14–24. 194 Ирмос девятой песни канона Космы Мариумского на утрене Рождества Христова 25 декабря (7 января), из Минеи. 197 Θεαι Λειτουργαι των ποστολικν Διαταγν, εχαι γιας ναφορς, Φουντολη, т. 13, с. 41–47. 201 Тропарь, читаемый священником на облачение в подризник перед служе­нием Литургии, из Служебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Прим. изд. (К.А.)]. Рорре А. (прим. 172); idem. Le prince et l’église en Russie de Kiev depuis la fin du Xe siècle et jusqu’au début du Xlle siede//APH. 1969. T.20. P. 95–119 [перепеч.: Poppe A. The Rise (прим. 83) (IX). – Прим. изд. (А.Н.)] (сокращенный вариант названной выше книги; мы кладем эту работу в основу последующего изложения; ср. рец.: Müller L. [прим. 104]). Из прочей литературы можно рекомендовать: Дьяконов Μ. К истории древнерусских церковно-государственных отношений//Историческое обозрение. 1891. С. 79–91; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.394–444, 547–557; Goetz L.K. (прим. 113); idem. Zur Frage nach dem Umfang der kirchlichen Gerichtsbarkeit im vormongolischen Rußland//ZOG. 1913. Bd.3. S. 327–341; Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916. С. 1–132 (перепеч.: The Hague, 1966); Шахматов Μ.В. Учения русских летописей домонгольского периода о государственной власти. (Опыты по истории древнерусских политических учений, 1). Прага, 1927 (гектографии, изд.); Pszywyj А. Die Rechtslage der Kirche im Kiever Staat auf Grund der fürstlichen Statuten. Graz, 1950 (дисс., машиноп.); Hellmann Μ. Staat und Recht in Altrußland//Saec. 1954. Bd.5. S. 58–62; Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль древней Руси (XI–XIV вв.). Μ., 1960; Dvorník F. Byzantine Political Ideas in Kievan Russia//DOP. 1956. Vol. 9/10. P. 73–121; Щапов Я.Н. Церковь в системе государственной власти Древней Руси//Древнерусское государство и его международное значение. Μ., 1965. С.279–352; он же. Церковь и становление древнерусской государственности//ВИ. 1969. 11. С.55–64; он же. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI–XIV вв. Μ., 1972; Hanak W.K. Some Conflicting Aspects of Byzantine and Varangian Political and Religious Thought in Early Kievan Rus’//ByzSlav. 1976. T.37. P. 46–55 [cm. также: Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси Х–ХШ вв. Μ., 1989; Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь. Μ., 1990.Прим. изд. (А.Н.)]. [Отметим также: Hanak W.K. The Impact of the Byzantine Imperial Thought upon Vladimirian-Iaroslavian Russia//Byz.Stud.-Et.byz. 1981, 1984, 1985 (ed. 1986). Vol. 8, 11, 12. P. 117–129; Vodoff V. Naissance de la chrétienté russe: La conversion du prince Vladimir de Kiev (988) et ses consequences (IXe–XIIIe siècles). Paris, 1987. P.93–107, 126f., 184–196, 261–275, passim; Hannick Chr. Kirchenrechtliche Aspekte des Verhältnisses zwischen Metropoliten und Fürsten in der Kiever Rus’//HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. Р.727–742. – Прим. изд. (К.А.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010