95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

234 О “праве сопротивления” (Widerstandsrecht) в Византии см.: Michel А. (прим. 187). S. 135–138; Beck H.-G. Das byzantinische Jahrtausend. München, 1978. S.46–59; см. также прим. 190. 235 ПСРЛ. Т.1. Стб. 139, 145, 200, 216–219; Молдован А.Μ. (прим. 55). С.99; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S.139 (51.13): см.: Вальденберг В.Е. Понятие о тиране в древнерусской литературе в сравнении с западной//ИпоРЯС. 1929. Т.2. С.214–236; он же (прим. 184). С.108–112; Корф С.А. Заметка об отношениях древнерусского летописца к монархическому принципу//ЖМНП. Нов. сер. 1909. Июль. Т. 22. С.50–71. 236 В литературе XIX в. часто не делается различия между древними и более поздними источниками, равно как и между простыми собраниями епископов и настоящими (т.е. канонически созванными) соборами; см., например: Григорович В.И. Историческое исследование о соборах, бывших в России со времени введения в оную христианской веры до восшествия на престол царя Uoahha IV //ЛЗАК. 1862/1863. Вып.2. С.25–53, особ. 25–30; Малышевский И.И. Киевские церковные соборы//ТрКДА. 1884. С. 487–538; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.З. С. 243 и сл.; Goetz L.K. (прим. 113). S.68–72; подробную библиографию см.: Palmieri A. Theologia dogmatica orthodoxa. Firenze. 1911. T.l. P.595–601; Herman Ae. (прим. 123). P. 11–13. Отсутствие четких критериев ведет к тому, что среди исследователей нет и подобия согласия относительно того, какие епископские собрания следует считать соборами, а какие нет. 238 Руднев Н. Рассуждение о ересях и расколах, бывших в Русской церкви со времени Владимира Вел. до Иоанна Грозного. Μ., 1838. Особ. с. 1–67 (см. с. 2, где делается различие между ересью и расколом); Игнатий (Семенов) . История о расколах в церкви российской. СПб., 1849. Особ. с. 11–86; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С.791–795; Казачкова Д.А. Зарождение и развитие антицерковной идеологии в Древней Руси XI в.//ВРА. 1958. Т. 5. С. 283–314; Клибанов А.И. К изучению генезиса еретических движений в России//ВРА. 1959. Т. 7. С. 186–217 (выходит за пределы интересующей нас эпохи); Hösch Е. Orthodoxie und Häresie im alten Rußland. (Schriften zur Geistesgeschichte des östlichen Europas. Bd.7). Wiesbaden, 1975. Особ. S.52–57;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1207 Соболевский А.И. Два русских поучения с именем Григория//ИОРЯС. 1907. Т.12. С.250–253; см. прочие попытки идентификации этого Григория: Бенешевич В.Н. “Заповеди св. отец” домонгольского периода//Там же. 1917. Т.22. С. 10–12 (новгородский архиепископ Григорий Пихоя Р.Г. Церковь в Древней Руси (конец X – первая половина XIII в.). Свердловск, 1974 (автореф. канд. ист. н.). С. 14 и сл. (Григорий – учитель Клима Смолятича, игумен Андреевского монастыря); Смирнов С. И. [(прим. 248). С.340 и сл.], опираясь на чтение в одном из списков, говорит о белгородском епископе Максиме († 1190 г.); ср. выше, прим. 888. [См. также: Рыков Ю.Д., Турилов А.А. Неизвестный эпизод болгаро-византийско-русских связей XI в.: Киевский писатель Григорий Философ//ДГ, 1982 г. 1984. С. 170–176 (на основе новонайденных рукописных материалов об атрибуции Григорию Философу, прибывшему на Русь в свите митрополита Георгия в 1062/1063 г.). – Прим. изд. (А.Н.)]. О другом Поучении попом св. Григорья Богослова см.: Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т.З. С.267 и сл. (здесь издание). 1209 Соболевский А.И. Материалы и заметки по древнерусской литературе//ИОРЯС. 1912. Т.17. С.77; Гальковский Н. (прим. 98). Т.2. С. 133–136. О другом Слове того же Моисея (о ротах и клятвах) (там же. С. 138–140) см. также: [ Срезневский И.И. ]//ИпоОРЯС. 1861/1863. Т.10. С.703 и сл. [см. также: Колесов В.В. Моисей//СлККДР. Вып.1. С. 256–257. – Прим. изд. (А.Н.)]. 1210 Бегунов Ю.К. (прим. 571) (подробная библиография); Tschiewskij D. (прим. 477). S.263–265; по поводу чуда об утопшем отрочати (на Западе) см.: Toubert Н. “Rome et le Monm-Cassin”: Nouvelles remarques sur les fresques de l’Eglise inférieure de S.Clément de Rome//DOP. 1976. Vol. 30. P. 14–16; Dujev I. Images byzantins méconnus de Cyrille et Méthode?//Byz. 1966. T.35. P.51–73 (перепеч.: idem. Medioevo [прим. 318]. T.2. P. 169–190, особ. 174–180). 1212 “...он просит о том, чтобы отцы (т.е. князья)... более их «любили и присвоили»”. Здесь автор, на наш взгляд, вольно толкует вполне ясный текст оригинала: “По истине блажен еси! (обращение к Клименту. – Прим, перевод.) Того ради вся ны схрани тебе любяща, и отци бо суть чадолюби, не гнушаются младенствующих при разуме и губнующи[х] языком, но паче любят и присвояют”, – т.е. любовь “блаженного” Климента к своей новой земной пастве сравнивается со снисходительной любовью “чадолюбивых отцов”, в которых вовсе нет повода видеть киевских князей. (А.Н.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится датированный 1863 г. черновик письма М. П. Погодина к митрополиту Филарету (НИОР РГБ. Пог. I, к. 46, ед. хр. 5, л. 1). На днях я видел во сне В[аше] В[ысоко] П[реосвященство]. Вы благосл[овил]и меня св[ятою] (иконою?). Тотчас хотел я ехать к Вам, но была ночь и было известно о Вашем нездоровье]. Прошу теперь письменно, в дни прощения (дни подготовки к Великому посту, который начался в 1863 г. 11 февраля. – Прим. сост.), Вашего архипа[сты]р[ского] благослов[ения], и если позволите, явлюсь лично. Хотя я считал себя, по недоразумени[ю], под гневом Вашим, но никогда не извинялся, а ныне пробил час (прощения?). – Прим. сост. 160 Алексей Кириллович Разумовский (1748–1822), граф. Попечитель Московского университета (1807–1810), министр народного просвещения (1810–1816), инициатор создания Лицея в Царском Селе (1810). – Прим. сост. 162 Федор Яковлевич Репнинский, отставной капитан, и его родственница Е. С. Герард († 1851), благочестивые москвичи, друзья митрополита Филарета. – Прим. сост. 165 Александр Петрович Толстой (1801–1873), граф, обер-прокурор Святейшего Синода (1856–1862), член Государственного совета. – Прим. сост. 166 Даниель Юм (Hume), шотландец, известный в то время спирит, которым увлекались в Петербурге. – Прим. сост. 167 Онуфрий Крайнев, отставной солдат, утверждавший, что в сонном видении ему открылось место, где скрыты мощи митрополита Крутицкого Феодора. – Прим. сост. 171 Петр Васильевич Хавский (1771–1876), действительный статский советник, законовед и исследователь русской хронологии, автор работ о церковной хронологии, пасхалии и генеалогии. – Прим. сост. 172 Елизавета Ростиславовна Вяземская, урожденная Татищева (внучка историка В. Н. Татищева (1786–1860)), княгиня, известная общественная деятельница, попечительница благотворительных комитетов. Помогала способным ученикам-сиротам. – Прим. сост. 174 Г. Е. Головина и Е. П. Головина (письма к ней см. на с. 199), представители рода Головиных, в имении и на средства которых был устроен в 1852–1854 гг. Спасо-Влахернский женский монастырь. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

9 Имеется в виду оккупация Греции войсками Германии, Италии и Болгарии в 1941–1944 гг. – Прим. перев. 11 Официальное, завизированное Священным Кинотом Святой Горы письмо с просьбой о пожертвованиях. – Прим. перев. 13 Гиппократ (460–356 гг. до Р.Х.) – знаменитый греческий врач, заложивший важнейшие научные, практические и этические основы современной медицины. – Прим. перев. 16 Здесь отец Паисий проводит различие между двумя случаями болезни. В первом случае речь идет о людях крепких духовно и телесно, как правило, молодых, имеющих силы терпеть боль при своем недуге; второй случай – это в основном пожилые люди, которым трудно выносить телесные страдания и которым Старец советует с самого начала обращаться за помощью ко Христу. – Прим. авт. 17 Прозвище Маккавей (это слово, по всей вероятности, означает “сокрушающий врагов”) было дано вождю иудейского восстания 166 г. до Р.Х. Иуде и впоследствии его преемникам. Маккавеи были самоотверженными борцами за отеческую веру и государственную независимость Израиля (см. книги Маккавейские). – Прим. перев. 18 Речь идет об обмене населением 1924 года, в ходе которого греки из Малой Азии переселились в Грецию, а жившие в Греции турки возвратились в Турцию. – Прим. перев. 20 Георгиос Кондилис (1879–1936) – видный военный и государственный деятель Греции. Активный участник боевых действий в Малой Азии в 1920-е годы. В последующие годы занимал посты министра обороны, министра внутренних дел и премьер-министра Греции. – Прим. перев. 21 Наполеон Зервас (1891–1957) – лидер антифашистского движения “Национальный Греческий Демократический Союз”, действовавшего против нацистов в Эпире и некоторых других областях Греции. – Прим. перев. 24 Тургут Озал (1927–1993) – премьер-министр (1983–1989) и президент (1989–1993) Турции. – Прим. перев. 27 Преподобный Арсений Каппадокийский († 1924; память 28 октября/10 ноября), односельчанин отца Паисия, крестивший его в свое время (с именем Арсений) и предсказавший ему монашеский путь. Жители Фарас называли святого Арсения Хаджефенди. Написанная старцем Паисием книга “Преподобный Арсений Каппадокийский ” вышла на русском языке в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1997 г. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

В целом сходные, они различаются в существенных деталях, что позволяет многим современным экзегетам, вслед за Оригеном, видеть здесь двух разных женщин (см. например: Lagrange M. J. L’Йvangile de Jйsus-Chrism. Paris, 1920, p. 159 s. — Прим. пер.). 56 Под девушками Ориген здесь подразумевает “души веры”, а под Невестой — душу, достигшую совершенного ведения и любви. Все толкование Оригена строится на двойственности символов Невесты и девушек: Невеста — это и Церковь, и совершенная душа, девушки — и ищущие просвещения язычники, и “души веры”. — Прим. пер. 68 Заключенная в скобки фраза отсутствует во многих рукописях и является, по всей видимости, позднейшей глоссой. — Прим. пер. 72 Рим 11:30, в синод. переводе (Рим 11:30—31): Как и вы (язычники — Ред.) некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их (Израиля — Ред.), так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами были помилованы. — Прим. пер. 76 Песн 1:6, в синод. переводе (Песн 1:5): разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла. — Прим. пер. 79 В несколько темных выражениях Оригена заключена следующая мысль: Церковь стережет “чужие виноградники”, то есть языческие народы, но при этом не сберегла своего собственного, то есть иудеев — Прим. пер. 87 Песн 1:8, в синод. переводе (Песн 1:7): Если ты не познаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских. — Прим. пер. 90 Песн 1:9, в синод. переводе (Песн 1:8): Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя. — Прим. пер. 96 Числ 24:9, в синод. переводе: Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? — Прим. пер. 97 Песн 1:11, в синод. переводе (Песн 1:10): золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. — Прим. пер. 98 Все цитаты из Священного Писания даны в переводе с латыни по тексту Sources Chretiennes. При расхождении нумерации стихов и/или перевода с синодальным изданием Библии приводится параллельный синодальный перевод.

http://pravmir.ru/gomilii-na-pesn-pesnej...

88 Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874), писатель, поэт, церковный историк, паломник по святым местам, коллекционер, чиновник Святейшего Синода, камергер. Происходил из семьи выдающихся деятелей русской истории и культуры. Святитель Филарет поддерживал близкое знакомство с А. Н. Муравьевым в течение тридцати пяти лет, с 1832 года до своей смерти в 1867 году, рассматривал и исправлял все его церковные произведения. – Прим. сост. 92 Митрополит говорит о духовном настроении моего брата, который, будучи удручен скорбью о кончине жены, увлекался внушениями одного мечтателя, будто бы через некое вещественное очищение можно достичь духовного видения усопших. – Прим. А. Н. Муравьева. 96 Я просил владыку приобщить меня у себя на подворье; посему обращает он мое внимание на самое Таинство, а не на лицо приобщающего. – Прим. А. Н. Муравьева. 97 См.: 2Мк.12:39–43. – Прим. сост. Перевод сделан для меня владыкою с греческого, из Книги Маккавеев, в обличение протестантам, о необходимости церковного поминовения. – Прим. А. Н. Муравьева. 106 Священномученик Зинон, епископ Веронский (Веронийский) († ок. 380, память 12/25 апреля). «Слово о надежде, вере и любви» было напечатано во втором томе Христианского чтения за 1843 г. – Прим. сост. 108 Corpus Christi – праздник, совершаемый в четверг после католического праздника Троицы в воспоминание об установлении Таинства Евхаристии. Обычай почитания Святых Даров впервые возник в 1247 г. в Бельгии. – Прим. сост. 110 Речь идет о статье в Прибавлении к творениям святых отцов, издававшемся МДА, и отклике на нее А. Н. Муравьева «Рассуждение о времени преложения Святых Даров», написанном по поводу неточно употребленных терминов в опубликованной статье. Переписка по этому вопросу составила несколько обширных писем. – Прим. сост. 111 Афанасий Паросский (Парийский) (1721–1813), греческий богослов и просветитель, автор многочисленных апологетических, литургических и догматико-канонических сочинений. – Прим. сост. 112 Английский монарх – глава Англиканской Церкви – присягает на коронации: «Объявляю и искренне клянусь перед Богом в том, что верую, что в Таинстве причащения не происходит пресуществления хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Святых Даров, кем бы оное ни совершалось…» – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Инициированный советской властью Архиерейский собор в 1961 году вынужден был принять новое положение об управлении приходом, которое давало возможность властям контролировать приходскую жизнь. — Прим. изд. 6 Об известном «Зоином стоянии» см. напр.: Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Сергиев Посад: Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1998. С. 21–32. — Прим. изд. 7 Так называли последователей не принимавшего советскую власть патриарха Тихона. — Прим. изд. 8 Как-то я подарил своей крестной матери Анастасии Ивановне Цветаевой одну из лучших фотографий о. Серафима, сделанную Владимиром Пархоменко, тогда еще малоизвестную. Взглянув на нее, она сразу же приняла в сердце старца, он стал ей духовно родным своим страданием и любовию, которые она увидела в его лице. Эта фотография всегда находилась в ее рукописном молитвослове, а в Доме творчества писателей в Переделкино, куда Анастасия Ивановна иногда уединялась для работы, я увидел это фото на ее письменном столе. В жизни они не встретились, Анастасии Ивановне оказалось достаточно смотреть на образ старца. — Прим. архим. Виктора. 9 Это был не первый его уход, он неоднократно умирал и возвращался к жизни. В 1933 году, по рассказу старшей дочери батюшки, Нины, во время отпевания супруги о. Димитрий лишился чувств, дыхание его прекратилось. Его отнесли в дом и в суете забыли. Уехали на кладбище. Вскоре он тоже появился там. — Прим. архим. Виктора. 10 Позже я прочел у архимандрита Серафима (Батюгова): «Вне устава — когти дьявола». — Прим. архим. Виктора. 11 Т. е. — станем прямо, будем внимательны! — Прим. изд. 12 Преп. Силуан Афонский. Псалмы и молитвы. М.: Свято–Филаретовская московская высшая православно–христианская школа, 2000. С. 96. 13 Ныне канонизированный Русской Православной Церковью. 14 В Синодальном переводе этот стих звучит так: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! (Пс 41:2). — Прим. изд. 15 Между республиками бывшего СССР. — Прим. изд. 16 Речь идет о Свято–Успенском Почаевском монастыре. — Прим. изд. 17

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В начале 1360-х гг., будучи в монастыре Акаталипт, свт. Филофей написал гимнографические и литургические сочинения в честь свт. Григория Паламы . Последование службы свт. Григорию дошло до нас во множестве рукописей, о которых см. на С. 95 (посл. 2 строки), С. 96 (строки 1–2). Последование было издано: Philotheos Kokkinos. κολουθα το ν γοις πατρς μν Γρηγορου ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης το θαυματουργο το Παλαμ. Edited by Basil E. Boloudakes. Athens, 1978, 73–136; Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou. “Φιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου ποιητικ ργα.” PhD disssertation. Aristotle University of Thessalonike, 1992, 1–52. О канонах свт. Филофея, посвященных свт. Григорию Паламе , М. Митреа не пишет, предлагая читателю эту информацию получить в монографии Цендикопулоса на С. 331–332 (см. прим. 397 на С. 96). Также свт. Филофеем были сославлены: ü Последование и канон всем святым (о рукописях данных текстов см. на С. 96 строки 5–7); ü Канон свт. Николаю Мир Ликийских (о рукописях см. прим. 399 на С. 96; критическое издание: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 74–106); ü Канон вмч. Димитрию Солунскому (о рукописях см. прим. 400 на С. 96; критическое издание: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 107–113); ü Канон свт. Иоанну Златоусту (см. прим. 401 на С. 96; издание: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 114–141); ü Канон вмч. Георгию (о рукописях см. прим. 402 на С. 96; издание: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 142–148); ü Канон 3 святителям (о рукописях см. прим. 403 на С. 96); ü Каноны на Воздвижение Креста Господня (см. прим. 403 на С. 96); ü Просительные каноны, тропари, гимны и молитвы Христу и Богородице на разные нужны и случаи (засуха, чума, землетрясение и против врагов; изданы некоторые из них в: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 149–287; о рукописях и проч. см. в прим. 404 на С. 96);

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Там же. Стб.279 (под 1103 г.); ср. описание визита Святополка Изяславича в Печерский монастырь: там же. Стб. 282 (под 1107 г.). 1035 В противоположность А.А. Шахматову, который считает наиболее вероятным, что это произошло в момент составления “третьей редакции” Повести временных лет (1118 г.), Н.Н.Воронин отстаивает 1177 г. (после смерти Андрея Боголюбского): О времени и месте включения в летопись сочинений Владимира Мономаха //Историко-археологический сб. (прим. 369). С.265–271. Точка зрения Воронина подкрепляется тем фактом, что в Молитвах есть выдержка из Канона молебного Кирилла Туровского (см.: Матьесен Р. [прим. 1036]). Следует также помнить, что гипотеза о “третьей редакции” Повести оспорена Л. Мюллером (прим. 961). 1036 Воронин Н.Н. (прим. 1035). С. 268–270 (ввиду отдельных аналогий с текстами на праздник Покрова автором Молитвы считает Андрея Боголюбского; однако приведенных данных недостаточно для обоснования этой гипотезы); Матьесен Р. (Mathiesen). Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха //ТОДРЛ. 1971. Т.26. С. 192–201, особ. 193– 195 (подробный анализ; ранее работа вышла на англ.яз.: RicSl. 1968/1969. Т. 16). Текст молитвы Кирилла Туровского см.: Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.З. С.318 окончание). См. прим. 1184–1189. 1037 Специально о важности и значении этой части Поучения см.: Кучкин В.А. “Поучение” Владимира Мономаха и русско-польско-немецкие отношения 60–70-х годов XI в.//СС. 1971. 2. С. 21–34; Копреева Т.Н. К вопросу о жанровой природе “Поучения” Владимира Мономаха //ТОДРЛ. 1972. Т.27. С.94–108; см. также: Приселков М.Д. (прим. 73). С.322–335. Малоизвестным документом, относящимся к периоду правления Мономаха, является проложное Сказание о перенесении в Киев в 1092 г. перста Иоанна Предтечи: Никольский Н.К. Материалы (прим. 90). С.56 и сл. 1038 Никольский Н.К. (прим. 272). С.54, 87 (Завещание 12 патриархов); Шляков Н. О поучении Владимира Мономаха //ЖМНП. 4.329. 1900. Май. С. 96–138; Июнь. С. 209–258; Июль. С. 1–21; Истрин В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010