1455 А король Гунтрамн повелел Баддону... как мы говорили выше... – явиться к нему... – См. кн. VIII, гл. 44. Из этой главы видно, что Баддон был только арестован, а не отправлен в изгнание. 1456 Если Фредегонда с помощью достойных мужей признает его невиновным... – По германскому праву, через очистительную клятву в присутствии соприсяжников. 1459 Жена Вилиульфа в третий раз вышла замуж, теперь за сына герцога Бепполена. – См. кн. VIII, гл.42. 1462 ...который, как мы упоминали выше, был отстранен от должности герцога. – См. кн. VI, гл. 4. Здесь говорится лишь о том, что Урсион и Бертефред, первые люди при короле Хильдеберте, угрожая расправиться с герцогом Лупом, вынудили его удалиться к королю Гунтрамну. Видимо, в преследовании герцога Лупа повинен и епископ Эгидий, поддерживавший Урсиона и Бертефреда. 1463 ...созвал епископов своей веры... – Т. е. арианского вероисповедания. См. прим. 2 к кн. I и прим.139 к kh.II. 1465 ...еретики привели те доводы, которые, как мы уже не однажды писали... – См. кн. V. гл. 43; кн. VI, гл. 40. Григорий подробно излагает свои прения с арианами по поводу Символа веры в христианстве. См. прим. 139 к кн. II. 1466 Епископы нашей веры – привели те доводы, которыми, как мы показали в предыдущих книгах... – См. кн. V, гл. 43; кн. VI, гл. 40, в которых Григорий защищает догматы вселенской (католической) церкви о единосущности Троицы. См. прим. 139 к кн. II. 1470 ...арианской ереси... – Т. е. арианского вероисповедания. См. прим. 2 к кн. I и прим. 139 к кн. II. 1471 ...как рассказывает историограф Евсевий – О нем см. прим. 7 к кн. I. О кончине Ария упоминается в «Истории Церкви» Руфина (III, 13/PL. T. 21), переводчика и продолжателя «Церковной истории» Евсевия на латинском языке. 1477 ...эти города принадлежат сыновьям короля Хлотаря... – Хлотаря I. Имеются в виду города Нант и Ренн. 1479 Распря между жителями Тура, которая, как мы говорили выше, уже было окончилась... – См. кн. VII, гл. 47. 1480 ...родственников Храмнезинда... – Имеются в виду отец Храмнезинда Авнон, брат и его дядя Эберульф. См. кн. VII, гл. 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

11 В приделе св. Еразма помещены современные мозаичные изображения святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, крестителя Руси (прим. ред.). 12 В приделе св. Вячеслава находятся современные мозаичные изображения свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия Солунских, учителей Словенских (прим. ред.). 14 О падении Симона-волхва, по молитвам св. апостола Петра, подробно сказано в описании церкви во имя Божией Матери «Новой» (см. 36). 15 Папы III в. и начала IV в., кроме троих, погребены были в Каллистовых катакомбах (см. 18). С торжеством Церкви при Константине обычай погребать пап в катакомбах прекратился; их стали погребать, начиная с папы Сильвестра, на поверхности земли, преимущественно же – в церквях. (В 1941 г. папа Пий XII повелел провести раскопки в гротах, и здесь нашли древнюю гробницу апостола с греческой надписью «Петр здесь»; к сожалению, рака оказалась пустой. Несколько лет позже вблизи от этой раки обнаружили стену с граффити, за которой скрывалась погребальная мраморная ниша и другая рака, на сей раз с мощами св. апостола Петра – вероятно, они были перенесены из места первоначального погребения из-за его заболоченности – прим. ред.). 16 Из вновь устроенных в крипте собора приделов можно назвать капеллу во имя Ченстоховской иконы Божией Матери (прим. ред.). 17 Мозаика, исполненная по рисунку Джотто, изначально украшала древнюю Константиновскую базилику (прим. ред.). 18 Сейчас историками единодушно считается, что св. апостол Петр был распят в цирке Нерона у Ватиканского холма (прим. ред.). 20 В середине XX века здесь вырос новый городской квартал EUR, a вместо скромной первоначальной церкви появилась современная монументальная базилика свв. апостолов Петра и Павла (прим. ред.). 23 Сень находится под большим готическим балдахином, сооруженным Арнольфо ди Камбио в 1285 г. (прим. ред.). 24 К интересным деталям интерьера базилики следует отнести малахитовую облицовку алтарей в трансепте, пожертвованную российским императором Николаем I, a также расположенные над колоннами 263 медальона с образами всех римских пап, включая и нынешнего. Необыкновенно красив не тронутый пожаром 1823 г. старинный монастырский двор, с его двойной колоннадой, поверху которой пущен мозаичный пояс (прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

159–164; Кузьмин А.Г. Сказание об апостоле Андрее и его место в Начальной летописи//ЛХ. 1974. С.37–47; Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород//Там же. С.48–63 (я благодарю коллегу Л. Мюллера за возможность познакомиться в рукописи с полным текстом этой работы – 34 с.) [ср.: Müller L. Die Taufe Rußlands (прим. 63). S.9–16. – Прим. изд. (К.А.)]; Μ.Μ. Виникення легенды про апостола 1987. С. 105–111 [см. также: Rolland Р. Legenda šwitoandrzejowska w Powiešci minionych lat – mit i ródlo mitu//SOr. 1989. T. 38/3–4. P. 301–310; Poppe A. Two Concepts of the Conversion of Rus’ in Kievan Writings//HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. P. 488–504, особ. 498–501. – Прим. изд. (K.A.)] [Чичуров И.С. “Хождение апостола Андрея” в византийской и древнерусской церковно–идеологической традиции// Церковь , общество и государство в феодальной России/Сб. ст. под ред. А.И. Клибанова. Μ., 1990. С. 7–23; он же. “Хождение Апостола Андрея” в византийской и древнерусской литературной традиции//The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow: Proceed, of the Intern. Congress on the Millennium of the Conversion of Rus’ to Christianity, Thessaloniki. 26–28 Nov. 1988/Ed. A.E. Tachiaos. Thessaloniki, 1992. P. 195–214. – Прим. изд. (А.Η.)]. 51 Петровский С. В. (прим. 49). С. 180–183; von Rauch G. Frühe christliche Spuren in Rußland//Saec. 1956. Bd. 7. S. 43–45; Мурьянов М.Ф. [Андрей Первозванный (прим. 49). С. 163 и сл.], вопреки Л. Мюллеру, полагает возможным посещение апостолом Киева. 52 См. отрицательные суждения: Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.28– 30; Dvornik F. (прим. 49). Р. 181–222; Мюллер Л. (прим. 49). С.63. 53 BHG. 99b, 100; Сперанский М.Н. Апокрифические “Деяния ап. Андрея” в славяно-русских списках (опыт критики текста)//Древности. 1894. Т.15. С.35–76. В древнерусском летописании этот эпитет появляется лишь в обработке легенды об апостоле Андрее в составе Степенной книги (1560 г.): Книга степенная царского родословия. (ПСРЛ. Т.21. 4.1). СПб., 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

268 О надписи на памятнике сыну. В. Новоспасском монастыре, где был погребен В. Новосильцев, на памятнике, в частности, было написано, что мать полагает «единственное утешение только в молитве о нем и в надежде, на непоколебимой вере основанной». – Прим. сост. 304 Головня – заболевание злаковых, при которых они превращаются в черную пыль или твердый черный нарост. – Прим. сост. 313 Евгений (А. Е. Казанцев, 1778–1871), архиепископ Тобольский и Сибирский, впоследствии архиепископ Ярославский. В 1825 году, по личному прошению, был назначен на Тобольскую кафедру. Прошение о переводе в Сибирь вызвано трехкратным сновидением, в которых сначала его мать, затем отец и, наконец, митрополит Платон настойчиво указывали ему о необходимости просить перемещения в другую епархию, а митрополит Платон указал именно Тобольскую. Состоял в переписке с митрополитом Филаретом, мнение которого высоко ценил. – Прим. сост. 315 И. Каподистрия (1776–1831), граф, греческий государственный деятель. В 1809–1827 гг. на русской государственной службе. В апреле 1827 года избран президентом Греции. Пал жертвой заговора. – Прим. сост. 333 Написано 24 ноября/7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Е. В. Новосильцевой. – Прим. сост. 348 Речь идет о тяжко болевшей В. Н. Паниной, племяннице Е. В. Новосильцевой. См. о ней также в письме на с. 306. – Прим. сост. 366 А. А. Орлова-Чесменская (1785–1848), графиня, духовная дочь архимандрита Фотия и благотворительница Юрьевского монастыря. – Прим. сост. 367 Евгений (Е. А. Болховитинов, 1767–1837), митрополит Киевский и Галицкий, ученый иерарх, отличавшийся трудолюбием. Архиепископ Казанский – Филарет (Ф. Г. Амфитеатров, 1779–1857), впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, выдающийся подвижник и иерарх. – Прим. сост. 386 Екатерина Петровна Ростопчина, ур. Протасова (1775–1858), графиня, супруга главнокомандующего в Москве графа Ростопчина, перешедшая в 1806 г. под влиянием иезуитов в католичество. По воспоминаниям М. М. Евреинова (письма к нему см. на с. 90–93), однажды, в 1825 г., он услышал ее рассуждения о книге митрополита Филарета «Разговор между Испытующим и Уверенным». По утверждению графини, в Париже на эту книгу составлено опровержение в несколько книг и что она «желала бы знать, что скажет теперь ваш Филарет». Зная, что Евреинов часто посещает владыку, граф А. П. Протасов, хозяин салона и родственник графини, предложил передать этот разговор митрополиту. Не имея много времени на опровержение всех книг, митрополит Филарет на другой день получил вопрос и через час дал на него ответ. Так завязалась переписка. Ответы для графини писали аббаты, и она, не имея что возразить на суждения митрополита, начинала все новые и новые споры. Владыке это наскучило, он сказал, что не желает более вести споры, которые ни к чему не ведут. Эта переписка хранилась у М. М. Евреинова и была издана в 1865 г. без указания имени автора. Записки с вопросами сохранились не все. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

24 Иначе, агаряне и сарацины. Этим именем христианские писатели называли всех, вообще, магометан. Ахемениды получили название от основателя этого рода Ахимена, из поколения Пассаргадов; он владел Персией и от него вели свой род Дарий и Кир (см. Настольный слов. Толля под словом Ахеммид). – Прим. перев. 29 У Афанасия Парийского (см. выше); племя албанское. Албанцы, коих турки называют арнаутами, воинственные полуобразованные горцы, служили наемными войсками в других государствах, и в описываемое время служили, несомненно, и завоевательному Риму, и Восточным императорам (см.: Арх. Антонин. Из Румелии. 1886 г.). – Прим. перев. 34 Нил–ученик святителя Иоанна Златоуста , из Константинопольского префекта сирский монах; по сочинениям наставник в созерцательной жизни, писавший «о порочных помыслах, о молитве, о жизни аскетов, о 33 духовных степенях и правила аскетам» (Начертан. церковн. истории Иннокентия, отд. I, с. 254). – Прим. перев. 35 Епископ Фотики в Иллирии (V в.), написавший «Сто глав о духовных совершенствах». Изданы вместе с «Изречениями» святого Нила на греческом языке в 1878 г. во Флоренции. – Прим. перев. 39 σφιγμνου (от σφγγω – сжимаю, стесняю), что в переводе значило бы: стиснутого, сжатого. – Прим. перев. 40 Евдоким – Εδκιμος, то есть пользующийся хорошей славой, отличный во всех отношениях. – Прим. перев. 44 Последователи Евтихиева лжеучения, кроме многих других имен, получили и наименование «безглавых» (акефалов) оттого, что потеряли главу, или начальника, в лице Петра Монга. Защитником учения евтихиан был Севир, Антиохийский епископ. (См. начерт. церков. истор. Иннокентия, отд. I, с. 294–296). – Прим. перев. 50 Патриарх Филофей, автор жития святого Григория, был в это время монахом в Лавре святого Афанасия (Примеч. Афанасия Парийского. См. Παλαμς κενος. Σ. 117). – Примеч. перев. 51 У Афанасия Парийского (См. Παλαμς κενος. Σ. 119) и в «Афонском Патерике» (ч. 1, с. 30) вместо Дорофея назван Феодор. Не случайная ли это, от руки переписчика, перестановка слогов: δωρο +ϑεο (ς) – ϑεο + δωρο (ς)? – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т.6. С. 435). 170 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812AB (ПСТСО. Т.6. С. 436). 172 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т6. С. 435). 174 Подробно об этом у А. П. Доброклонского : Доброклонский А. П. Указ. соч. Ч. 1. С. 452–456. Особо заслуживают внимания параллели с аналогичными местами в писаниях других подвижников, см.: Там же, С. 453 (примечание 2). 176 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т.6. С. 435). 178 Эти обличения современного прп. Феодору монашества так же указывают на то, что речь здесь идет не просто о восхвалении традиционных монашеских обетов (отрицательные примеры едва ли были тут уместны), а о личностном их восприятии Студийским игуменом и прп. Платоном. 179 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812BC (ПСТСО. Т.6. С. 436). 181 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812D (ПСТСО. Т.6. С. 436). 182 Об этом прп. Феодор, обращаясь к братии, говорит: «...откуда в вас своевольные поступки и рождающиеся отсюда неуместные действия? Не от того ли, что вы не открываете, но скрываете свои пагубные помыслы (λογισμος)?», – см.: Theod. Stud. PC. 133//NPB. P. 314 (ПСТСО. T.6. C. 239). 183 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812D–813A (ПСТСО. Т.6. С. 437). 189 Подробно «о послушании» в трудах прп. Феодора см. у А.П. Доброклонского : Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 506–510. Параллели с аналогичными местами в писаниях других подвижников, см.: Там же, С. 510–511 (примечание 5). 191 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 825A (ПСТСО. Т.6. С. 443). 192 А.П. Доброклонский склонен видеть в этих словах не более чем скромность и инициативу проведения реформы, вслед за житиями, приписывает Феодору, а не Платону. При этом доводы ученого следующие: во-первых, Платон «тяготел к созерцательно-аскетической жизни», и не проявлял себя как организатор; во-вторых, не ясно, что помешало Платону начать реформу ранее, когда он был игуменом монастыря Символов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Живоносный луч приняв от единого триипостасного божества, ты явился солнцем для пребывавших во тьме и заблуждавшихся: благословите, (воспевая) Господа (все) дела и превозносите Его во (всв) веки. Акр. ζ – ωηφρον Вм. δεδογμνος СМ слав. 127 научен 98. 211. 213: сказая, чит. лучше δεδεγμνος печ. и ркп. 290, – слав, теп. и 99 приим, а Вен. авг. и ркп. 291 и 292 δεδειγμνος. Вместо κα πλανωμτοις СМ. печ. авг. и слав. тип. чит. πεπλανημνοις без κα печ. янв. и ркп. 290. 291 292. слав. теп. и староп. Проч. см. примеч. к предш. стихам. В тип. слав. 125 этого стиха нет. Слав; Живоносну зарю от (99 из) единого Божества триипостасного (так и тип. 127, но 98. 211. 213 трисоставна, а 99 трисставьна бозачалия?) прием (99 приим, 127 наоучен, 98. 211 сказан 213 сказуя), явился ecu (99 и др. явися) сущим во тме (99 тьмныим, 127 иже в тме) солнце заблуждшым (99 и 127 и блоудящиим): благословите, (воспевая) Господа (все) дела и превозносите Его во (все) веки. Песнь IX Доселе кровь твоя, как Авелева ( Быт.4:10 и Евр.11:4 ), и во веки громким голосом возвещает Церкви Христовой ( Церковь Христова) богодухновенные догматы, Максим всеблаженный и всевеликий. Акр. – τι. Конст. τι – опечатка, – и опуск. ς авг. Вм. κκλησ СМ. печ. авг. и слав. одни чит. τ κκλησ Афин. янв. и ркп. 290. 291. 292 и слав, другие. Слав. Еще твоя яко Авелева кровь (в 99 этого стиха нет, 125 яко Авеля, 98:211. 213 единаче якоже Авелева твоя кровь) и во веки богодухновенные догматы (125 повеления, 98. 211. 213 учения) гласом ясным (125 велиемь, 98. 211. 213 немолчным) Христове Церкви (125 хва цркы, 98. 211. 213 Христова цркви) проповедует, Максиме всеблаженне 125. 98 др. преблаженне) и превеликих (125 оп. и др. чит. 125 прибогате). [Автор не установлен.] К 50-летию священнослужения Святой Церкви Христовой Иоанникия [Казанского], епископа бывшего Архангельского [Прилагается речь архимандрита Иоанникия при наречении его во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии]//Богословский вестник 1914. Т. 2. 6. С. 209–234 (2-я пагин.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Того же, книга 2, число 30, и 31 В алтаре хиротонисуемых, в трех чинах разделяемых: епископа, пресвитера и диакона, и свещательного убо глаголемого, явлено архиерея, и преподательна божественных светов: все бо приемлют чрез него хиротонию убо и печати, иереи же и клир, освящения храмов, крещение, и оставление грехов, таинств же общение людини: яже все, яко из источника света, епископские суть благодати. Пресвитера же, глаголемаго совершительного, яко благодать имущего токмо совершительную в таинства, не убо преподательную: крещает бо и свящоннодействует, не может же хиротонисать, ниже иного действовать иерея, или елицы чину причаствуют священному. Приложение Н 1) Того же книга 1, 77 Слыши: ни един же священнодействовать иерей может в дусе, или ино что действовать, аще не хиротонию имать, сия же от архиерея есть: убо архиерейство чрез того действует. Паки: иерей тайноводств не действует без жертвенника, сей же чрез миро освящается, миро же чрез архиерея самого совершается. Темже кроме архиерея, ниже жертва, ниже иерей, ниже жертвенник весьма: убо вся сия чрез архиерея суть. Паки: никтоже крещает, аще не хиротонию имать: сия же от архиерея. И паки: не может крестить без мира, сие же архиерейства есть. Тем все божественные тайны, и во всех священных архиерейство действующее есть, и без того ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане: чрез тое убо истинное христианство , и Христовы чрез тое вся тайны. 2) Того же книга 2, число 88 Понеже (без священнических молитв) ниже крещение, яко предрехом, ниже хризму, ниже покаяние, ниже елей святой, ниже грехов оставление, или божественное священнодейство, или монашескую схиму, или храм святой, или честный брак, или некое весьма священие приемлет: сия бо вся чрез священнические молитвы действуется. 3) Беседы св. Иоанна Златоустог о, на 2-е послание святого Апостола Павла к Тимофею, нравоучение 2, стр. 2552 Не веси ли, что есть священник? Ангел Господень есть. Еда бо своя глаголет? Аще нерадиши о нем, не о нем нерадиши, но о рукоположившем и Бозе. И откуду явлено, яко Бог рукоположил есть и, рече? Темже аще не таково имаши мнение, надежда твоя истощися. Аще бо тем ничтоже Бог действует, ниже баню имаши, ниже тайиам причащаешися, ниже благословения приимаеши: убо не христианин еси. Приложение О

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

London, 1951 (машиноп. дисс.); Casey R.P. Early Russian Monasticism//OChP. 1953. T.19. P. 372–423; Smolitsch I. Russisches Mönchtum. (OChr. NF. Bd. 10/11). Würzburg, 1953 (рец.: Devos P.//AnBoll. 1955. T. 73. P. 215–218); Ammann A. Untersuchungen (прим. 23). S. 53–59, 93–106; Stökl G. Zur Geschichte des russischen Mönchtums//JbbGO. 1954. Bd.2. S. 121–135; Назарко 1963. Ser. 2. Т.10. P. 503–512; Vlasto A.P. (прим. 62). P. 296–307; Фроянов И.Я. Церковно-монастырское землевладение и хозяйство на Руси вв.//ПОВИ. 1973. Вып.2. С.87–95 [Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. Т. 1–3. СПб., 1892 (Riasanovsky A.V. Pseudo-Varangian Origins of the Kievo-Peerskii Monastery//RH. 1980. Vol.3. P. 265–282.); Vo doff W. (прим. 184). Р.155–185; Щапов Я.Н. Государство и церковь (прим. 184). С. 131–163; Макарий (Булгаков) (прим. 142). С.668–674 (список домонгольских монастырей). – Прим. изд. (А.Н.)]. [Из новейших работ отметим: Piovano A. La vie quotidienne au monastère des Grottes de Kiev//Irén. 1989. Т.62. P.486–530; von Lilienfeld F. The Spirituality of the Early Kievan Caves Monastery//Christianity (прим. 76). P. 63–76; Grimstad К. The Anagogical Significance of the Kievan Caves Monastery in Nestor’s преподобнаго отца нашего игумена Печерьскаго манастыря//ScSl. 1993. Т.39. Р.37–51. – Прим. изд. (К.А.)]. 281 Там же. Стб. 160; Абрамович Д.И. (прим. 156). С.39. Источники не согласуются в том, откуда исходила инициатива этого шага, из Константинополя (студийский монах Михаил) или из Киева (инок Ефрем). О древнеславянском переводе Студийского устава см.: Menges К. Die Sprache der altslavischen Übersetzung des Stoudios-Typikon: Handschrift der Moskauer Synodalbibliothek nr. 330 (380). Frankfurt/M., 1935; Ищенко Д.С. Старейший русский список Студийского устава//Исследование источников по истории русского языка и письменности. Μ., 1966. С. 140–161; он же. “Устав Студийский” по списку XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   О святом Сервии говорится в «Посмертных вещаниях» преп. Нила Мироточивого. — Прим. пер.    Обол — мелкая древнегреческая монета, весом около 1 г серебра, равная 16 драхмы. — Ред.    Талант — древнегреческая денежная единица, соответствующая по весу примерно 30 кг серебра, равная 6000 драхм. — Ред.    В «Лествице» о преподобном Аввакире говорится, что он в течение 17 лет безропотно терпел обиды от братии и, умирая, благодарил их за то, что они его искушали, поскольку из-за этого был свободен от искушений бесовских. См.: Лествица. Слово 4. Глава 29. — Прим. пер.    В этих словах содержится намек на повествование Отечника о том, как один монах, закрывшись у себя в келлии, молился об исцелении от страсти гнева и у него выходил во время молитвы дым из ноздрей. — Прим. пер.    Имеется в виду святитель Нектарий Пентапольский (1846–1920), канонизированный Константинопольской Церковью в 1958 году. — Ред.    Имеется в виду преподобный Евфросин Палестинский. В его житии содержится повествование о следующем чуде. В монастыре, где жил преподобный Евфросин, был один пресвитер. Он молился о том, чтобы Господь показал ему чувственным образом райские блага. И вот однажды видит во сне, что находится в раю и встречает Евфросина, имевшего там прекрасную обитель. Тот дал ему несколько райских яблок. Проснувшись, пресвитер обнаружил у себя в руках яблоки, Придя в храм, он поведал братии о чуде. Когда это произошло, Евфросин, избегая славы человеческой, незаметно ушел из монастыря. — Прим. пер.    Старец так называет себя самого. — Прим. пер.    По–видимому, речь идет о деньгах — пятистах драхмах. — Ред.    Стадия — греческая мера длины. — Прим. пер.    Речь идет о пятом гласе византийского церковного пения, который отличается радостным звучанием. — Прим. пер.    Имеется в виду евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15:11—32). — Прим. пер.    Валахия — область в Румынии. — Ред.    Слова плача святого царя Давида о смерти его сына Авессалома (2 Цар. 18:33). Здесь употребляются как выражение глубокой отеческой любви. — Прим. пер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3411...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010