Под именем Ильи, фигурирующим в заголовке третьей части Вопрошания Кирика (каким бы ни было происхождение этого заголовка), вероятно, имеется в виду не кто иной, как новгородский архиепископ Илья (28 марта 1165–7 сентября 1186), происходивший из белого духовенства и незадолго до смерти принявший монашество под именем 886 . После поставления Ильи на кафедру митрополит Иоанн IV († 1166 г.) возвел его в сан архиепископа и πρωτθρονος (вместо белгородского епископа). Илья построил в Новгороде несколько каменных храмов и монастырей, в том числе и церковь Свв. мучеников Бориса и Глеба (1173 г.). Часть этих каменных церквей заменила сгоревшие при пожарах деревянные храмы 887 . Сохранилось два сочинения, достоверно принадлежащих перу Ильи: Поучение к духовенству (и мирянам), которое по содержанию примыкает к обсуждавшейся выше казуистике, и краткое Постановление, изданное совместно с не названным по имени белгородским епископом 888 и посвященное некоторым вопросам евхаристии. Из введения к Поучению видно, что оно было составлено в 1166 г., вероятно, как меморандум ежегодного епархиального собора 889 . Издания: а. Поучение (без заглавия): Павлов А. (прим. 879). С. 285–300 (editio princeps, позднее воспроизведенное без аппарата А.И. Пономаревым) [Памятники (прим. 16). Т.З. Стб.240–250. – Прим. изд. (А.Н.)]; Goetz L.K. (прим. 27). S.354–389 (нем. перев.); ( Бенешевич В.Н. ) Поучение новгородского архиепископа Ильи (Иоанна)//Памятники (прим. 202). Т.1. Прилож. Стб. 347–376 (критич. изд.); б. Постановление о евхаристии 890 : Калайдович К. Памятники (прим. 218). С.223 и сл. (editio princeps, с погрешностями); ( Павлов А.С. ) Постановление Илии, архиепископа новгородского, и неизвестного белгородского епископа по двум случаям при совершении литургии//Памятники (прим. 202). Т.1. Стб.75–78; Смирнов С. И. (прим. 248). С. 107–109 (позднейшие редакции: Правило Илии, архиеп. новгородского, и белгородского епископа) [Древнеславянская Кормчая XIV титулов (прим. 369). Т.2. С.75–76. – Прим, изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

72 Михаил Михайлович Евреинов (1788–1878), многолетний знакомый митрополита Филарета, в 30-х гг. староста церкви Святой Троицы на Капельках, попечитель Набилковской богадельни в Москве, писатель, автор воспоминаний о святителе Филарете. – Прим. сост. 78 А. И. Карасевский (1796–1856), возглавлял Комиссию духовных училищ (1832–1839), затем занимал ту же должность в новом Духовно-учебном управлении (1839–1855), с января 1855 г. назначен исполняющим должность обер-прокурора Святейшего Синода, но в сентябре 1856 г., вследствие тяжелой болезни, от этой должности был уволен. – Прим. сост. 79 Платон (П. Г. Левшин, 1737–1812), митрополит Московский и Коломенский (1775–1811). В 1759–1762 гг. префект, а позже ректор Троицкой семинарии. – Прим. сост. 80 В письме к ректору было, в частности, написано: «Скажут ли: предмет маловажный не требует строгого внимания? Но Вы почему же не откажетесь от маловажного предмета, а держитесь за него упорно; и хотите, чтобы другие отказались от него в пользу вашей прихоти? Маловажно ли сие слово: горе человеку тому, имже соблазн приходит ( Мф. 18, 7 )?» – Прим. сост. 81 Гавриил (П. П. Петров-Шапошников, 1730–1801), митрополит Новгородский и Олонецкий (1775–1799). Амвросий (А. И. Подобедов, 1742–1818), митрополит Новгородский и С.-Петербургский (1799–1801). – Прим. сост. 83 Имеется в виду недавняя (18 февраля 1855) смерть императора Николая I и неблагоприятный для России ход Крымской войны. – Прим. сост. 84 Александр Семенович Ковалевский, генерал-лейтенант, председатель Московского военно-окружного суда. – Прим. сост. 85 Федор Петрович Литке (1797–1882), адмирал, граф, президент Императорской академии наук (1864–1881). Русский мореплаватель и исследователь Арктики, почетный член многих иностранных научных учреждений. – Прим. сост. 86 Н. М. Карамзин (1766–1826), русский писатель, публицист, историк. Автор «Истории государства Российского». Чтение главы об Иване Грозном состоялось 12 января 1820 г. в С.-Петербурге. – Прим. сост. 87 Иван IV Васильевич Грозный (в иночестве Иона). Великий князь Московский (1533–1547). Первый русский царь (1547–1584). – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

626 Спасо-Вифанский училищный монастырь (до 1797 г. – пустынь) в трех верстах от лавры был основан в 1783 г. московским митрополитом Платоном и был местом его первоначального погребения (ныне в храме Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре). – Прим. сост. 635 Преподобный Дионисий Радонежский (около 1570–1633, память 12/25 мая), архимандрит Троице-Сергиевой лавры. За исправление ошибок в богослужебных книгах претерпел гонения и заточение. – Прим. сост. 637 Совет Цезарю римского философа-стоика Афинодора (кон. I в. до н. э.–нач. I в. н. э.). – Прим. сост. 640 Игнатий (Д. А. Брянчанинов, 1807–1867), впоследствии епископ Кавказский и Черноморский (1857–1861). Фома Кемпийский (1380–1471), немецкий монах и священник, предполагаемый автор книги «О подражании Христу». – Прим. сост. 645 Евдокия Никитична Дроздова, мать святителя Филарета (родилась в 1766 г.) с 1844 года жила в Москве по соседству с Троицким подворьем. Скончалась 20 марта 1853 г. В памятной книжке митрополита Филарета под этим числом записано: «1853. Преставися раба Божия Евдокия, мати моя, в 9 часов утра». Похоронена в Москве, на Пятницком кладбище. – Прим. сост. 647 А. У. Веллингтон (1769–1852), английский военачальник, командующий союзными войсками против Наполеона. П. С. Нахимов (1802–1855), адмирал, под командованием которого русский флот разгромил турецкую эскадру в Синопском сражении 18 ноября 1853 г. – Прим. сост. 648 Иннокентий (И. А. Борисов, 1800–1857), архиепископ Херсонский и Таврический, который ехал в город с Касперовской иконой Божией Матери, оградившей Одессу от высадки английского десанта. – Прим. сост. 649 Ф. А. Голубинский (1797–1854), протоиерей, основатель школы русской богословской философии, профессор МДА. – Прим. сост. 650 Первый Вселенский Никейский Собор в 325 г., участником которого, по преданию, был святитель Николай. – Прим. сост. 657 Догмат о непорочном зачатии Девы Марии был провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объявление особой буллой (без решения Собора). – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

17 Многолетняя братоубийственная война между партизанами (коммунистами) и регулярными войсками захлестнула Грецию после окончания Второй мировой войны. – Прим. пер. 19 Сведения, составившие основу этого краткого биографического очерка, получены от его дочери Каллиопы и внучек Марии и Ольги. Поблагодарить следует Панагиота Климентидиса и правнука отца Илии – Михаила Пилитцидиса, старательно записавших эти рассказы. Старец Паисий Святогорец читал публикуемые заметки и сделал по тексту свои замечания. Старец подчеркнул, что отец Илия с детства получил Благодать Божию за то, что кротко претерпевал мучения от своей мачехи. – Прим. авт. 25 Вориоипироты – жители Северного Эпира – области, населённой преимущественно греками, которая сейчас находится на территории Албании. – Прим. пер. 27 Имя Сотирис ему дали от его фамилии Сотириу, а фамилию Варелас от профессии: варелас – по-гречески «бондарь». – Прим. пер. 31 В 1974 году часть Кипра была оккупирована турками, а греки изгнаны из своих домов. – Прим. пер. 32 Обычная практика для Греции. По просьбе семьи или какой-то группы людей священник совершает Божественную Литургию в один из будних дней, когда обычно службы в храме не бывает. – Прим. пер. 33 Кофейня в греческих деревнях представляет собой что-то вроде клуба, где люди отдыхают после дневных работ. – Прим. пер. 38 В Греции принято переносить останки усопшего через несколько лет после его погребения. – Прим. пер. 43 По воспоминаниям Константина Грамменоса из селения Курумадес, что на острове Керкира. – Прим. авт. 45 «Лишь несколько слов, дитя моё, скажу тебе, собирающемуся стать священником. Прежде всего, ты должен быть чистым, как Ангел, и хорошо знать греческий язык, чтобы уметь объяснять Святое Евангелие и Священное Писание. В восемнадцать лет стань чтецом, в двадцать – иподиаконом, в двадцать пять – диаконом. А когда тебе исполнится тридцать лет, если тебя попросят миряне и владыка, стань священником, не платя за это никаких денег. Пусть твоя келья будет рядом с храмом, охраняй его, как продавец свою лавку, чтобы всегда, в какое бы время ты ни понадобился мирянам, тебя могли найти. Как пастух следит за своими овцами, так и священник должен посещать дома христиан днём и ночью. Долг священника состоит в том, чтобы всю свою жизнь посвятить христианам». ( Косма Этолийский . Слова. М., 2009.) – Прим. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/books/16250-po...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

А.И. Малеина и А.В. Назаренко; вступ, ст. А.Л.Хорошкевич; под ред. В.Л. Янина. Μ., 1988. С.92–95, 311–312. прим. 282–290. – Прим. изд. (А.Н.)]. Имеется редакция с сокращенным началом, контаминирующая текст с отрывками из Послания митрополита Никифора I к князю Ярославу Святополчичу: “Поучение от седми сбор на латину” ( Никольский Н.К. [прим. 37]. С.222–225). 809 Икономос (Ρ.γ–ις′, особ. ιε′) в качестве основы своего издания называет одну венскую рукопись; благодаря сведениям, любезно предоставленным проф. О. Мазалом (О. Mazal) в письме от 20.03.78, рукопись может быть идентифицирована с Cod. Vindob. theol. gr.288 (XV в.). Foil.5–7 (западного происхождения). См. об этом: Mazal О. Byzanz und das Abendland. Graz, 1981. S.206 Сочинение опубликовано в Патрологии Миня среди произведений, ложно приписываемых Иоанну Дамаскину (PG. Т.95. Col. 388А– 396С). Издание Икономоса, за исключением небольших вариантов текста и отсутствующего конца, соответствует Col.393A–396C. А.С. Павлов [(прим. 28). С.62] без объяснений квалифицировал его как схолию Петра III Антиохийского или Никиты Стифата . 811 PG. Т. 102. Col.721A–741 С. [Новое критич. изд.: Photii... Epistulae et Amphilochia (прим. 63). Ер. 2. Р.40–53. – Прим. изд. (К.А.)]. 812 Впоследствии оно было переведено Феодосием Греком на славянский: см. прим. 835. [Обосновывая критику латинских заблуждений ссылками на деяния Вселенских соборов и указанное Послание папы Льва I, митрополит Иоанн II, видимо, также следовал за Фотием (обзор семи Вселенских соборов см. в Послании Фотия Борису-Михаилу Болгарскому: Photii... et Amphilochia [прим. 63]. Ep.l. Р.2–39; ссылки на Tomos Leonis – в его же Послании архиепископу Аквилейскому, а также в Мистагогии: ibid. Vol.III. Ер.291. P.141; Photii Mystagogia, 79 sq.//PG. T.102. Col.361–364 ). Дошедшие до нас славянские переводы посланий Фотия, вероятно использованных Иоанном II, ранее возводились к рубежу IX–X вв. (см., например: Голубинский Е. [прим. 19]. T.I/1. С. 279; Гюзелев В. Цариградският Фотиев модель на христианизиран владетель – бивш езичник//Die slawischen Sprachen.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– в 3 слове на Притч. 9:1 (см. С. 108, прим. 3) – «одушевленное Обиталище... Премудрости Божией»; – в Гомилии (см. С. 109, прим. 1) – «скиния жизни»; – в Гомилии на Успение (см. 110, прим. 1) – раскрывается связь со словами «град Божий» из Пс. 86:3 . С. 112, абзац 1 – Наконец последний образ в данной главе для сравнения Пресвятой Богородицы – «Кивот», с этим образом тесно связан образ Богородицы как Сосуда. Автор предполагает, что «эта система образов (Богородица – Сосуд, Христос – Манна)… могла быть заимствована Феофаном… вероятнее, из Гомилии на Успение св. Филофея Коккина, в которой золотой сосуд с манной ( Исх. 16:33 ) назван «неложным образом (τπος) Богоматери». Глава 7. Богородица стоит на границе между Ветхим и Новым Заветами. Богородица как новозаветное Святое Святых. С. 120, посл. абз. с переходом на С. 121; прим. 7 на С. 120 и 1 на С. 121 – Говорится, что рассуждения Феофана о ветхозаветном законе опиралось на «Первую речь св. Филофея Коккина соепископу Игнатию, посвященную истолкованию Притч. 9,1 », в которой свт. Филофей «различает два рода символов: устаревшие ветхозаветные… и новозаветные». Глава 9. Учение Феофана Никейского о Богородице как Отце верующих и Посреднице между Богом и Церковью в деле нашего спасения. С. 133, абз. 3, строки 1–4, прим. 5, 6 – Говорится о том, что у свт. Филофея (Коккина) Богородица называется «посредницей (μεστις) между Богом и человеческим родом». Также присутствует у святителя понятие посредничества Богоматери (μεσιτεα). С. 135, посл. 2 строки, прим. 1 – Указывается, что у свт. Филофея в Гомилии на Успение есть еще одно более выразительное наименование Богородицы в смысле ее посредничества и заступничества – «Спасительница (στειρα)». Автор в прим. 1 поясняет, что подобные наименования следует сближать с таким именем Богородицы, как «Подвигоположница». С. 146, строки 4–7, прим. 2 – Указывается, что выражение у Феофана Никейского «вместилище Божества» встречается и у свт. Филофея (Коккина): «А как воистину Матерь Божия, Вместилище (δοχεον) и Дом (οκος) превышеестественный, и Она вся украшена и укреплена вот этими семью дарами ( Ис. 11:2 ) Всецелого Духа (καθλου το πνεματος)». В другом месте у святителя – «Вместилище Божественности» (см. прим. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

91 См. его брошюру под заглавием: «Граф Н.П. Игнатьев как церковно-политический деятель на православном Востоке. (По неизданным письмам его к начальнику Русской Духовной миссии в Иерусалиме о. архимандриту Антонину Капустину) ». 93 См. у митрополита Милетия цитированное сочинение «...» (название не вписано. – прим. ред.). С. 71. 94 См. то же самое у митрополита Мелетия цитированное сочинение. С. 61 и следующая. Ср. у профессора Дмитриевского в цитированной брошюре его о графе Н.П. Игнатьеве на с. 15 и следом. 95 См. цитированное сочинение профессора Дмитриевского под заглавием «Русские на Афоне...» С. 189. 99 См. у М. Гедеона в цитируемом сочинении «...» (название не вписано. – прим. ред.). С. 46. Ср. у П. Каролидиса цитированное сочинение «...» (название не вписано, – прим. ред.). С. 94. 100 Упомянув о кавиотах, он говорит о них, что они «в каждый четверг ходят за милостыней в Русский монастырь святого Пантелеимона, который даёт мантийным монахам по 1/4 меджида; или одному франку (1,64 драхмы), простым рясофорным по 100 пар, или 2 1/2 грош. (75 лепт)... Такою своею показной милостыней приходящим упомянутым кавиотам в количестве до 800 человек, но совсем малой в сравнении с великими жертвами стекающимся в Русский монастырь, направляемый из России на нужды различных греческих монастырей, Руссик развёл на Святой Горе праздность и тунеядство: он часто фотографирует толпы вышеназванных кавиотов и посылает фотографии в Россию для показания своей благотворительности и для сбора большого количества рублей, которые идут не на устройство новых священных зданий, но на сооружение военных крепостей и складов (!?)... См. ци-тир. соч. его »...» (название книги Г. Смирнаки не вписано. – прим. ред.). С. 344. 101 Подробности см. в книге проф. Дмитриевского: «Русские на Афоне». С. 134 и след. (Полное название книги: Дмитриевский А.А. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена священноархимандрита Макария (Сушкина). – прим. ред.) 104 См. цитированную брошюру П. Каролидиса «...» (название не вписано, – прим. ред.). С. 57, 60, 65, 68–74, 99–100, 102 и 107.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я закончу не словами преподобного Андрея, а словами преподобного Феодора Студита, кто, как я уже сказал, был автором трипеснцев, включаемых в наш великопостный круг богослужения, один из которых мы переплетаем с Великим Каноном вечером в среду Пятой седмицы, которая наступит скоро. Связывая покаянную жизнь с апостольским свидетельством, он говорит так: Апостольская двоенадесятице Богоизбранная, мольбу Христу ныне принеси, постное поприще всем прейти, совершающим во умилении молитвы, творящим усердно добродетели, яко да сице предварим видети Христа Бога славное Воскресение, славу и хвалу приносяще. Аминь! Рейтинг: 10 Голосов: 117 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  В Джорданвильском издании – песнь 1.4.  Прим. перев .  Кондак в неделю о мытаре и фарисее. (см. The Lenten Triodion, p. 106) –  Прим .   автора . Церковнославянский текст: Триодь Постная. Издательство Московской Патриархии, 2015. С. 9 –  Прим. перев.  Кондак в неделю о мытаре и фарисее. (см. The Lenten Triodion, p. 106) –  Прим .   автора . Церковнославянский текст: Триодь Постная. Издательство Московской Патриархии, 2015. С. 9 –  Прим. перев.  Стихира на хвалитех в неделю о мытаре и фарисее. (см. ibid, p. 110) –  прим. автора . Церковнославянский текст: там же, с. 14–  Прим. перев .  Как комментирует сам преподобный Андрей, Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все Заветное Писание [Я воспроизвел пред тобою, душа, сказание Моисея о бытии мира и затем все Заветное Писание], т.е. Ветхий Завет… Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению [Из Новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие в тебе умиление] (Песнь 9.2,4) –  Прим. автора .  Эта речь произнесена на Великопостном пастырском совещании духовенства Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, в 2017-м году, в епархиальном центре в Лэйквуде, штат Нью-Джерси. В епархии находится Свято-Троицкий монастырь и семинария, главная семинария РПЦЗ. –  Прим. автора . скрыть способы оплаты Смотри также

http://pravoslavie.ru/159250.html

Без достаточного основания Феодосию Греку приписывают также труд по каноническому праву, упоминаемый в Вопрошании Кириковом к Нифонту 832 , Житие св. Владимира 833 и ряд других сочинений 834 . Издания: а. Слав, перев. греческого Послания папы Льва I к патриарху Флавиану: Бодянский О. (прим. 351). С.5–20; б. Оба послания: а) О постах в среды и пятки (Вопрошенье Изяславле) (две редакции): Макарий (Булгаков М.П.). Сочинения преп. Феодосия Печерского в подлинном тексте//Уч. зап. II отделения АН. СПб., 1856. Кн.2. Вып.2. С.213–215; он же. (прим. 21). Т.2. С.320–322; Еремин И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского //ТОДРЛ. 1947. Т.5. С. 168–170 (критич. изд.) [Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси (прим. 208). С. 14–16 (раздельное издание обоих известных списков, как и в издании Еремина; послание атрибутируется Феодосию Печерскому ). – Прим. изд. (А.Н.)]; б») О вере крестьянской и латынской (четыре или две редакции): Макарий//Уч. зап.... С.215–223 (раздельное издание трех редакций); он же. (прим. 21). Т.2. С.322–324 (по другим рукописям первой редакции); Яцимирский А.И. (прим. 844). С.23–26 (прочие редакции с важной интерполяцией о Петре Гугнивом); Ангелов Б.Ст. (прим. 1137). С. 214– 218 (редакция Макария с привлечением дополнительных рукописей); Еремин И.П. Из истории древнерусской публицистики XI века//ТОДРЛ. 1935. Т.2. С.34–38 (две редакции); см. также: там же. 1947. Т.5. С. 170–173 [Красноречие Древней Руси, XI–XVII вв. Μ., 1987. С. 58–63 (подг. текста и перев. Т.В. Черторицкой) (по изд. Еремина); Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси...С. 16–18 (по двум спискам первой редакции). – Прим. изд. (А.Н.)]; нем. перев. (по Паисиевскому сборнику, см. изд. Еремина, левую колонку): Rose К. Grund und Quellort des russischen Geisteslebens. Berlin, 1956. S. 192–194; в. Приписываемые Феодосию Греку сочинения: Обычное житие св. Владимира: Соболевский А.И. (прим. 558). С. 24–28 (см. также введение: С.7–14). Неясно, что послужило поводом для перевода Послания папы Лъва 835 которое хотя и пользовалось всегда полным признанием со стороны восточной церкви, по сути дела представляло собой типично римский 836 . Во вводной части прежде всего излагается предыстория Халкидонского собора 630 отцов (епископов): повествуется о лжеучении Евтихия (монофизитстве) и “разбойничьем соборе” 449 г. в Эфесе, по инициативе Диоскора Александрийского, о созыве Халкидонского собора и единой в двух природах, по его определению, личности Христа и, наконец, о вкладе в его подготовку папы Льва Великого , “столпа православия”. Затем следует обращение к заказчику, князю-монаху Николаю-Святоше: он отказался от мирской власти, всецело посвятив себя Христу и направив все свои помыслы к церковному преданию. Поэтому он и обратился к нему, Феодосию Греку, с юных лет знающему толк в сочинениях Гомера и 837 , с просьбою перевести сочинение, которое “от Рима твоея веры ради к нам прииде” 838 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010