СПб., 1877; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.332–394, 664–700; Приселков М.Д. (прим. 73). С.48–51, 116–164 [см. также: Poppe А. Werdegang der Diözesanstruktur der Kiever Metropolitankirche in den ersten drei Jahrhunderten der Christianisierung der Ostslaven//Tausend Jahre Christentum in Rußland: Zum Millennium der Taufe der Kiever Rus’. Göttingen, 1988. S. 251–290; idem. Christianisierung und Kirchenorganisation der Ostslawen in der Zeit vom 10. bis zum 13. Jahrhundert//ÖOH. 1988. Jg.30. S. 457–506. – Прим. изд. (А.Η.)]. (Янин В.Л. (доп. к прим. 132). С.53–59, 176–179, 254, 287 см. также: Soloviev A.V. Metropolitensiegeln des Kiewer Rußlands//BZ. 1962. Bd.55. S. 292–301; idem. Zu den Metropolitensiegeln des Kiewer Rußlands//BZ. 1963. Bd.56. S. 317–320 (перепеч.: idem. Byzance (доп. к прим. 226) (IXa, IXb)); Щапов Я.Н. Государство и церковь (прим. 184), с.33–73; здесь на с.207–213 см. список архиереев домонгольского времени; с некоторыми исправлениями и дополнениями см. такой список также: Макарий (Булгаков) . История Русской Церкви. Кн.2. Μ., 1995. С.664–667.) 143 ПСРЛ. Т.1. Стб.126 и сл.; Молдован А.Μ. (прим. 55). С.93, 96; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S.117 f. (44.9–12). 145 Щапов Я.Н. Смоленский устав князя Ростислава Мстиславича//АЕ за 1962 г., 1963. С. 37–47; Poppe A. Fundacja biskupstwa smoleskiego//PrzHist. 1966. R. 57. Zesz.4. P. 538–557; Поппэ А. Учредительная грамота Смоленской епископии//АЕ за 1965 г., 1966. С.59–71. (Критич. изд.: Древнерусские княжеские уставы (прим. 894). С. 144–146; см. также коммент, изд. Я.Н. Щапова: Законодательство Древней Руси. Μ., 1984. Т. 1. С. 212–223; Янин В. Л. Заметки о комплексе документов Смоленской епархии XII века//Отечеств, история. 1994. С. 104–120.) 146 ПСРЛ. Т. 2. Стб.524; Янин В.Л. (прим. 142). С. 206 (три буллы). (Но оттиснуты они двумя матрицами: Янин В.Л. (доп. к прим. 132). С. 178, 254, 287 Посвящение, совершенное митрополитом Константином, не могло произойти прежде прибытия последнего на Русь в 1156 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

117 См. также письмо на с. 106–107. – Прим. сост. (См. сноску 97 – примечание электронной редакции). 119 Вопрос о действенности крещения через обливание при приеме в Православие от католичества был поднят о статье Палмера (см. о нем прим. на с. 485). – Прим. сост. (См. сноску 492 примечание электронной редакции). 124 Неофит (Соснин, † 1868), епископ, впоследствии архиепископ Пермский и Верхотурский. Филофей (Т. Г. Успенский, 1808–1882), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. – Прим. сост. 126 Михаил (М. М. Десницкий, 1762–1821), митрополит Петербургский и Новгородский, почитаемый святителем Филаретом архипастырь. Речь идет о труде «Беседы, объясняющие церковное богослужение для простого народа». – Прим. сост. 127 Лаодикийский Собор (363–364 ?) принял правила, касающиеся различных подробностей богослужебного чина, дисциплины клира и пр. – Прим. сост. 128 Левисон, бывший раввин, под влиянием книги А. Н. Муравьева «Письма о богослужении» принявший Православие, преподававший в СПбДА, а позже находившийся при Русской духовной миссии в Иерусалиме. Одно время увлекался идеей построения тысячелетнего царства Христова на земле. – Прим. сост. 129 Об обер-прокуроре графе Протасове, скоропостижно скончавшемся 16 января 1855 г. – Прим. сост. 130 Ефесский, Третий Вселенский Собор (431) созван против неправославного учения Нестория, патриарха Константинопольского (428–431), о Божией Матери. Иоанн, патриарх Антиохийский (423–440), сторонник Нестория. Кирилл, архиепископ Александрийский (412–444), главный защитник Православия против ереси Нестория. Прокл, патриарх Константинопольский (436–446), один из близких свт. Иоанну Златоусту людей и первый обличитель неправославных взглядов Нестория. – Прим. сост. 131 Амвросий (А. И. Подобедов, 1742– 1818), митрополит Новгородский и С.-Петербургский. – Прим. сост. 133 Сергей Николаевич Муханов (1796–1858), московский обер-полицмейстер, тайный советник, генерал-майор. Впоследствии губернатор Харьковской (1840–1849) и Орловской (1849–1851) губерний. Первый председатель Харьковского благотворительного общества. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

99.187 9. Вымирание видов Позднего Эоцена. Первые обезьяны. 99.292 Первые человекообразные обезьяны. Олигоцен 99.521 Приматы, мастодонты. Увеличивается площадь Сахары в северной Африке. Миоцен 99.854 Ответвление двуногих гоминидов от человекообразных обезьян. 99.896 Рост ногтей.     Плиоцен 99.958 Австралопитеки . Закрывается Панамский перешеек, от чего изменяются океанские течения и начинаются резкие колебания климата. Мамонты достигают огромных размеров. Человек умелый 99.962     Человек ergaster, Бизоны         Плейстоцен                 Сотворение Адама 99.973 10. Плейстоценовое вымирание гигантских млекопитающих. Разветвление Неандертальцев и предков Человека разумного. 99.998 Человек разумный: орудия труда. Организованная охота за большими животными. Ледники периодически покрывают Европу и доходят до Африки. 99.999     Человек делает украшения, расписывает пещеры, хоронит умерших, изготовляет символические изображения, следит за фазами луны. Расселение современного человека по разным континентам. Первые люди, перейдя Берингов пролив, доходят до Чили И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 1:26–28, 2:7 ).       99.999 Конец последнего Оледенения. Возникает земледелие, одомашнивание животных Начало культурного и технического прогресса. Седьмой День 1. Мнения Святых Отцов и научные открытия Сторонники буквального понимания каждого слова в библейском повествовании о сотворении мира, нередко ссылаются на Святых Отцов Церкви для защиты своей позиции. Делая это, они не столько оправдывают правильность своих взглядов, сколько невольно 2обнажают наготу отца» ( Быт. 9:22 ). Действительно, хотя многие из святых отцов были людьми высокого образования, однако, как богословие так и естественные науки того времени еще не достигли полной зрелости. Поэтому не следует каждую мысль, высказанной тем или другим святым отцом, принимать, как учение Церкви – тем более в вопросах науки, которая тогда находилась в зачаточной стадии. Только Церковь в своем соборном разуме безошибочна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

62 Откр. 3, 20. 63 Молитва Святому Духу. Молитвослов. Москва, 2003. С. 4. 64 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Москва, 1993. С. 384. 65 3 Цар. 19,12. 66 1 Пет. 1,16. 67 Втор. 22, 5. 68 Ср.: Ин. 6, 35–67. 69 Ин. 6,66–67. 70 В Элладской Православной Церкви не каждый священник может принимать исповедь, то есть быть духовником. Существует молитва на посвящение в духовники. Ответственное дело исповеди поручается архиереем лишь самым опытным и достойным священникам епархии. — Прим. перев. 71 Коринф — город на северо–востоке полуострова Пелопоннес. — Прим. перев. 72 Истма — небольшой городок недалеко от Коринфа. — Прим, перев. 73 Ин. 3,36. 74 Мф. 10,15. 75 Одна из центральных больниц Афин. — Прим. перев. 76 77 Один из самых известных театров Афин. — Прим. перев. 78 Канон на Святую Пасху//Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 5. 79 Аллюзия на византийские агиографические тексты. — Прим. перев. 80 Свт. Мефодий, патриарх Константинопольский († 847). — Прим. перев. 81 В 20–х годах XX века Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Кипрская и некоторые другие Поместные Церкви перешли на новый стиль. — Прим. перев. 82 После перехода Элладской Православной Церкви на новый стиль небольшая часть верующих, желающих жить по старому стилю, откололась от нее. Отколовшиеся стали называться старостильниками. С тех пор в среде старостильников произошло много расколов, и в настоящее время они представляют собой несколько церковных группировок, не имеющих канонического общения ни между собой, ни с одной из официальных Поместных Церквей. — Прим. перев. 83 Прем. 3,1. 84 Октоих. Москва, 1991. С. 169. 85 Деревня в Южной Греции в номе Виотия. — Прим. перев. 86 Второй смертью в Священном Писании Называется смерть души. См.: Мф. 10, 28; Лк. 12, 4. 5. — Прим. перев. 87 Ин. 5,24. 88 Канон на Святую Пасху//Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 2. 89 1 Фес. 4,14. 90 Ин. 15,20. 91 Пс. 117,10. 92 Ср.: Иов. 14, 4. 93 1 Ин. 3,5–6. 94 Гал. 2,20. 95 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Потом учить и обличать в проповедях, без близкого указания на лица. […] 5 мая 1867 года Самоубийство душевнобольного студента академии. - Прим. сост. Мал. 3, 1. Мк. 1, 2. Мал. 3, 1. См.: Ис. 7, 12. Цензора. - Прим. сост. Канон святому Иоанну Предтече, песнь 9-я, тропарь 2-й. - Прим. сост. Речь при постриге Ивана Тихомирова, впоследствии архиепископа Саввы. Письма к нему см. на с. 552–553. - Прим. сост. Речь идет о сочинении архимандрита Алексия «О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа», напечатанном в Прибавлении к творениям святых отцов, 1848, VII. Т. е. Таинства. - Прим. сост. Замечания к сочинению архимандрита Алексия «Об Ангелах Хранителях», напечатанному в Прибавлении к творениям святых отцов, 1849, VIII. 2 Пет. 1, 21. Симеон Метафраст (+ 940 или 976), святой Элладской Церкви. По поручению императора собрал и пересказал древние жития святых, дополнив их от себя для «красоты и силы» речи и устранив из них все, что, на его взгляд, было ошибками и могло вызвать у читателя «насмешки и даже презрение». Кирилл, епископ Туровский, выдающийся церковный писатель XII в. Память 28 апреля/11 мая. - Прим. сост. 1 Пет. 5, 8. 1 Ин. 5, 18. «Православно-догматическое богословие» архимандрита Макария (М. П. Булгакова, 1816–1882), впоследствии митрополита Московского и Коломенского (1879–1882), первоначально было издано в пяти томах (1849–1853). О мытарствах см. часть II, §§ 250, 260. - Прим. сост. См.: Откр. 6, 9. - Прим. сост. См.: Откр. 19, 4. - Прим. сост. Палмер Вильям (1811–1879), английский богослов и диакон Англиканской Церкви, искавший соединения с Православной Церковью, но позже перешедший в Римско-Католическую Церковь. Свою поездку в Петербург и свои впечатления он описал в «Заметках о посещении Русской Церкви». Его визит в Россию пробудил интерес к Англиканской Церкви. - Прим. сост. Гал. 1, 9. Феофан (Е. Прокопович, 1681–1736), архиепископ Новгородский и Великолуцкий (1718–1736), сподвижник Петра I. А. Ф. Адашев, окольничий, воевода, советник Ивана Грозного.

http://pravoslavie.ru/2412.html

Издания: Устав кн. Ярослава Владимировича: Бенешевич В.Н. (прим. 196). С.78–89 (две редакции); Памятники права (прим. 909). С. 257–285 (три редакции) [Древнерусские княжеские уставы (прим. 894). С.85–139 (6 редакций, подробный археографии, обзор); Устав князя Ярослава о церковных судах/Подг. текста и комм. Н. А. Семидеркина, Я.Н. Щапова//Российское законодательство Х–ХХ веков. Т.1: Законодательство Древней Руси. Μ., 1984. С. 163–208 (простр. и крат, редакции). – Прим. изд. (А.Н.)]; нем. перев.: Fritzler К. (прим. 896). S.18, 45–57 (простр. ред.); франц, перев.: Szeftel Μ. (прим. 894). Р.251–262 (простр. ред.). Хотя подлинность этого Устава 896 , равно как и подлинность Устава Владимира, энергично оспаривалась Н.Μ. Карамзиным и Е.Е. Голубинским , явные следы его древности можно найти не только в начале и заключении документа, но и в отдельных покаянных клаузулах, которые имеют аналогии в других церковноправовых источниках XI в. (митрополит Иоанн II). В начале Ярослав, как и отец его Владимир, ссылается на греческий “номоканун”, предписания которого относительно самостоятельной церковной юрисдикции он намерен строго соблюдать, хотя решающей при этом, как кажется, была инициатива митрополита Илариона. Однако сосредоточен Устав главным образом на наказаниях (денежных и в форме лишения свободы) за различные преступления, которые подпадают под двоякую, государственную и церковную, юрисдикцию, такие как умыкание девиц, разврат, воровство, несоблюдение ограничений на вкушение пищи (особенно с неверными и отлученными от церкви), а также государственная измена и некоторые проступки, могущие повлечь за собой расторжение брака. Прочие три княжеские грамоты, о которых следует упомянуть здесь, не столь важны и имеют лишь местное значение. Зато подлинность по меньшей мере двух из них не подлежит сомнению. Издания: Грамота новгородского кн. Всеволода Мстиславича Софийскому собору (о церковных судех, и о людех, и о мерилах торговых): Бенешевич В.Н. (прим. 196). С.91–95; Памятники права (прим. 897). С. 162–173 [Древнерусские княжеские уставы (прим. 894). С. 153–158; Российское законодательство Х–ХХ веков, Т.1: Законодательство Древней Руси. Μ., 1984. С. 249–261 (подг. текста и комм. Я.Н. Щапова). – Прим. изд. (А.Н.)]; франц, перев.: Szeftel Μ. (прим. 894). Р. 270–275.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наполеон Зервас (1891–1957) — лидер антифашистского движения «Национальный Греческий Демократический Союз», действовавшего против нацистов в Эпире и некоторых других областях Греции. — Прим. перев. Гора неподалеку от Салоник. — Прим. перев. Мирское имя старца Паисия. — Прим. перев. Тургут Озал (1927–1993) — премьер-министр (1983–1989) и президент (1989–1993) Турции. — Прим. перев. Лидер греческих коммунистов. — Прим. перев. Греческая территория, входящая ныне в состав Албании. — Прим. перев. Преподобный Арсений Каппадокийский () 1924; память 28 октября/10 ноября), односельчанин отца Паисия, крестивший его в свое время (с именем Арсений) и предсказавший ему монашеский путь. Жители Фарас называли святого Арсения Хаджефенди. Написанная старцем Паисием книга «Преподобный Арсений Каппадокийский » вышла на русском языке виздательстве Свято — Троицкой Сергиевой Лавры в 1997 г. — Прим. перев. Константинос Караманлис (1907–1998) — премьер — министр Греции в 1955–1958, 1958–1961, 1961–1963 и 1974–1980 гг., президент страны в 1980–1985 и в 1990–1995 гг. Основатель и лидер партий Национальный радикальный союз (1956–1967 гг.) и Новая демократия (1974–1980 гг.). — Прим. перев. Георшос Папандреу (1888–1968), премьер — министр греческого эмигрантского правительства в 1944 г., премьер — министр Греции в 1944–1945, 1963, 1964–1965 гг. — Прим. перев. Андреас Папандреу (1919–1997) — премьер — министр Греции в 1981–1989 и в 1993–1996 гг., основатель, лидер и с 1984 г. председатель партии Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК). — Прим. перев. Имеется в виду проблема помаков — одной из народностей, населяющих северо — восточную область Греции — Фракию. Представители этой народности некогда были христианами, а потом были насильно обращены в мусульманство. В настоящее время Турция, в том числе и посредством разного рода экономических стимулов, пытается воздействовать на помаков с тем, чтобы они говорили по — турецки, отождествляли бы себя с турками и представляли бы собой своего рода турецкий форпост на греческой территории. — Прим. авт.

http://azbyka.ru/fiction/otec-paisij-mne...

В Константинополе это развитие наиболее явно проявилось в эволюции Великого входа, хотя начало этого процесса окутано мраком. Иерусалим можно исключить, потому что ни Кирилл, ни Эгерия не упоминают ни о какой церемонии перенесения даров. 225 Дикс определяет местонахождение истока этой новации в процессиях, происходивших в областях Сирии или южной части Малой Азии, духовно тяготевших к Антиохийской церкви, 226 хотя все свидетельства достаточно противоречивы. Процессиям не придается большого значения ни в «Апостольских постановлениях», ни в проповедях Златоуста в Антиохии или Константинополе. Но творения Феодора Мопсуестского и Нарсая показывают, что торжественные шествия в их времена уже прочно вошли в обиход. Обратимся к византийскому обряду. Таблица 1 Феодор Мопсуестский (388392 гг.) «Апостольские постановления» IV в. Bk VIII ОТПУСТ (ниже, 13)? (ниже, 8) Двери закрыты Литания верных Молитва Молитва Молитва (ниже, 19) (ниже, 18–19) «Мир тебе» PAX (ниже, 1819) (ниже, 13) Рубрика о внимании народа и «Двери, двери» (ниже, 17) (ниже, 22) LAVABO (ниже, 13) Последнее предупреждение ПЕРЕНЕСЕНИЕ ДАРОВ Рубрика о внимании народа и последнее предупреждение (выше, 8, 10) Карозута и молитва (ниже, 22)? LAVABO (ниже, 22) (выше, 9) «Мир тебе» (выше, 7) «Мир всем» (выше, 7) (выше, 15)? Литания и епископское благословение (выше, 17) LAVABO (выше, 9) ДUNTUXI Условные обозначения : + наличие – отсутствие или нет упоминаний В случае Иоанна Златоуста мы полностью зависим от Ван де Паверда (Messliturgie). Другие схемы являются нашей собственной реконструкцией на основании вышеуказанных источников. «Кафолический гимн» Дионисия может быть пространной редакцией Символа веры , наподобие того, что есть в Арабской дидаскалии (Funk. II. P. 133136). → Таблица 1 (продолжение) ПсевдоДионисий (конец V в.) Нарсай († 502) Кодекс Рахмани (конец VI в.) ОТПУСТ Двери закрыты Кафолический гимн (СИМВОЛ ВЕРЫ?) (ниже, 15) (ниже, 15) (ниже, 21) (ниже, 1819) (ниже,19) (ниже, 19) (ниже, 19?) (ниже, 19) (ниже, 23)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

500 Кто подразумевается под этим именем, с определенностью установить невозможно ни на основе краткой цитаты, ни из контекста. 501 Об этом воззрении православия, родственном гностико-манихеиским представлениям, см.: Jugie Μ. La doctrine des fins dernières dans l’église grécorusse//EchOr. 1914/1915. T.17. P. 17–22. 502 Согласно неоднократным указаниям Лаврентьевской и Ипатьевской летописей, это место располагалось южнее Киева, на правом берегу Днепра: Срезневский И.И. Поучение Зарубского черноризца Георгия в списке XIII в.// Срезневский И.И. Сведения (прим. 357). С.50–57 Каргер Μ.К. Развалины Зарубского монастыря и летописный город Заруб//СА. 1950. Вып.13. С. 30–32; Раппопорт П.А. О местоположении смоленского города Заруба//КСИА. 1972. Вып. 129. С. 21–23; Древнерусские княжества X–XIII вв. Μ., 1975. С. 38–40. 504 Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.826 (прим.); Tschiewskij D. (прим. 477). S.262; Hemmerdinger-Iliadou D. L’Ephrem (прим. 357). Р.346; Fedotov G.P. (прим. 430). Vol. 1. Р.233–236. 505 Вероятно, здесь имеется в виду нерукотворный лик (αχειροποητος εκν) Христов, который, согласно легенде, был дарован эдесскому правителю Авгару и представлял собой изображение лика Спасителя на плате (образец для всех позднейших изображений Христа): von Dobschütz Е. Christusbilder. (TU. Bd.l8). Leipzig. 1899. S. 102–196, а также прим. 779. [См. также: Мещерская Е.Н. Легенда об Авгаре – раннесирийский литературный памятник. Исторические корни в эволюции апокрифической легенды. Μ., 1984. – Прим. изд. (К.А.)]. 506 При включении в сборник все пять слов Серапиона подверглись единообразному сокращению: Picchio R. Compilation and Composition: Two Levels of Authorship in the Orthodox Slavic Tradition//Cyrillomethodianum. 1981. Т.5. P.3. 507 См. Воскресенскую летопись·. ПСРЛ. Т.7. С. 172 (под 1274/75 г.). Известная языковая близость прежде всего второго слова к Правилу митрополита Кирилла II, возможно, указывает на участие Серапиона в соборе во Владимире в 1274 г. г.: см. прим. 1270. – Прим. изд. (А.Н.)]: Колобанов В.А. К вопросу об участии Серапиона Владимирского в соборных “деяниях” 1274 г.//ТОДРЛ. 1960. Т.16. С.442–445.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

659 Есаул Емельян Данилов, принесший митрополиту Филарету запись бывших ему откровений. – Прим. сост. 665 С 1816 г. святитель Филарет деятельно работал над переводом на русский язык книг Священного Писания и перевел Евангелие от Иоанна и Книгу Бытия. Полный перевод Библии был закончен в 1868 г. – Прим. сост. 670 В памятной книжке митрополита Филарета приводятся слова Франциска Сальского: «Мы возвращаемся в самих себя, любя любовь, вместо того чтобы любить Вселюбезного». 671 Преподобный Макарий (М. Н. Иванов , 1788–1860, память 7/20 сентября). См. о нем подробнее (сноска 706 примечание электронной редакции), а также письма к нему митрополита Филарета на с. 689–699. – Прим. сост. 673 А. П. Толстой (1801–1873), обер-прокурор Святейшего Синода. См. письма к нему с. 186–190. – Прим. сост. 678 Антоний (Я. Г. Амфитеатров, 1815–1879), впоследствии еп. Казанский и Свияжский. В связи с празднованием тысячелетия России предполагалось возобновить празднование памяти святых Кирилла и Мефодия. – Прим. сост. 680 Святитель написал тропари 2-й песни канона равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям словенским, см.: Минея май, ч. 1. С. 411–412. М. 1987. Евгений (М. Сахаров-Платонов, † 1888), епископ Сибирский и Сызранский. Филофей (Т. Г. Успенский, 1808–1882), митрополит Киевский и Галицкий. См. письма к нему на с. 471–472 (выше). – Прим. сост. 684 Афанасий (Федоров, 1777–1831), пострижен в монашество в 1802 г., иконописец. Наместник Троице-Сергиевой лавры (1818–1831), архимандрит. – Прим. сост. 696 Речь идет об эпидемии холеры в Москве. Митрополит Филарет в 1826–1842 гг. ежегодно с конца октября до начала мая находился в Петербурге, на заседаниях Синода, а в конце мая испрашивал разрешения у императора на возвращение в Москву до осени. – Прим. сост. 697 Иоанникий (Холуйский, † 1878), архимандрит, наместник Чудова монастыря в Москве (1834–1857). – Прим. сост. 699 Преподобный Исаакий Оптинский (И. И. Антимонов, 1810–1894, память 22 августа/4 сентября). Поступил в Оптину пустынь в 1847 г. В 1862 г. с одобрения митрополита Филарета отец Исаакий заменил почившего схиархимандрита Моисея в управлении обителью. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010