15:1–8 Пророк уподобляет Израиль срезанной виноградной лозе, которая ни на что больше не годится, и ее предают огню. 15 отдается огню на съедение. «Предание огню» Израиля подразумевает, вероятно, частичное изгнание, которое состоялось в 597 г. до Р.Х. Тогда был уведен в плен царь Иоаким и с ним почти вся городская знать (см. ком. к 1,1–3). Так что теперь, когда лес, т.е. Иерусалим, уже повырублен, его цена намного упала. его огонь поел. Отсеченную виноградную лозу нельзя употребить даже на самое примитивное изделие. Бог напоминает уведенным в плен, что не по каким-то особым достоинствам Израиль стал избранным народом, а исключительно по Его милости ( Втор. 7,6–8 ). Глава 16 16:1–63 Иезекииль рассказывает историю девочки-найденыша, ее замужества и неверности. Ср. Ос, гл. 1–3, Еф. 5,22–33 ; Откр. 19,7; 21,2.9 . По его словам, Бог был и остается обличителем Своего народа вплоть до сего дня. 16 твой корень и твоя родина. Иерусалим был в свое время во владении язычников. Населяющих области вокруг Иерусалима (до прихода израильтян) называли по-разному: аморреями, Хананеями, иевусеями и хеттеями (ст. 45; Быт. 10,15.16 ; Нав. 10,5 ; 2Цар. 5,6 ). С этой точки зрения, первые жители города ничем не отличались от еврейских патриархов, также происходивших от арамейцев-язычников ( Втор. 26,5 ; Нав. 24,14 ). 16 ты выброшена была на поле. Нежеланных детей незаконнорожденных, уродов или больных немедленно по появлении на свет выбрасывали из дома, так что младенцы тут же умирали. Ср. Быт. 21,15.16 ; Исх. 2,1–10 . Девочку-младенца выбросили сразу же, как только была перерезана пуповина. Ее даже не обмыли. 16 ты выросла и стала большая. Подобранная девочка-найденыш выросла и стала красивой девушкой. 16 простер Я воскрилия риз Моих на тебя. Когда мужчина накрывал женщину своей одеждой, это означало, что он берет ее в жены ( Руфь 3,9 ). С этого момента женщина могла появиться перед мужчинами (за исключением мужа), только тщательно закутавшись в свои одеяния. См. Втор. 22,30 . и поклялся тебе... и ты стала Моею. Ср. 36,28; Лев. 26,12 ; Иер. 11,4 ; Ос. 1,9 , а также Быт. 15,7–21; 26,3 ; Втор. 1,8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

ПЛАЧ (См. также ДЕЛАНИЕ, МОЛИТВА, МОНАШЕСТВО, ПАМЯТОВАНИЕ СМЕРТИ, ПОКАЯНИЕ, САМОПОЗНАНИЕ, СТРАХ БОЖИЙ) Каждую ночь омывай ложе твое слезами, – обливай слезами Рогозину, на которой спишь; смиряй себя пред Господом Иисусом Христом, чтобы Он простил тебе грехи твои, обновил тебя, даровал тебе силу к совершению добродетелей и, наконец, представил в наследство тебе бесконечное Царство Свое ( Антоний Великий ). VI, 29. Истинному монаху не должно смеяться – должно плакать о тех, которые ругаются Богу, преступая закон Его, и о тех, которые проводят всю жизнь в творении грехов. Будем рыдать и плакать, непрестанно умоляя Бога, чтобы не восхитила их смерть, прежде нежели они успеют принести покаяние ( Антоний Великий ). VI, 35–36. От того угнетают нас враги наши, что мы не познали с должною подробностию и точностью немощей и грехов наших, не стяжали плача в духовном разуме. Если бы открылся в нас плач, то он соделал бы для нас явными грехи наши. Если б мы увидели грехи наши такими, каковы они на самом деле, то объял бы нас такой стыд, что мы не осмелились бы смотреть в лице братиям нашим, отдавая всем предпочтение пред собою. Мы сочли бы себя худшими блудниц! Они грешат в неведении Бога, а мы, знающие Бога, служим греху, наравне с блудницами, в сердцах наших ( авва Исаия ). VI, 146. Принудь себя к обильным молитвам, соединенным с плачем, – и Бог, в свое время, умилосердится над тобою, совлечет с тебя ветхого, согрешающего человека ( авва Исаия ). VI, 188. Плач сердца исцеляет язвы, нанесенные сердцу внутренними врагами ( авва Исаия ). VI, 218. Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы с целию удовлетворения своему тщеславию ( авва Исаия ). VI, 221. Далек от плача последующий воле естества падшего ( авва Исаия ). VI, 221. Если плачущий скажет о ком- либо, что он хорош или худ: то одно суждение это уже служит для него стыдом и укоризною. Такое суждение обличает его, что он мог увидеть то, чего не должен бы видеть: человека грешнее себя. Покушение узнать о чем-либо, не касающемся собственно его, есть начинание противное совести, признак незнания пути Божия, лукавое увлечение и пленение, не допускающее видеть грехов своих ( авва Исаия ). VI, 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

27 для ворот двора. Ворота во двор скинии (их ширина составляла 10 м) устанавливались на восточной стороне и прикрывались завесой (ст. 16). Окружающие двор пятьдесят шесть столбов (по двадцать на северной и южной сторонах, десять на западе и по три столба с каждой стороны входа) с медными подножиями должны были поддерживать завесы из виссона. Еще четыре столба поддерживали завесу при входе. Их устройство специально не оговаривается; в 35,18 подразумевается, что эти столбы удерживались при помощи кольев и веревок. 27 двора. Двор включал в себя саму скинию и пространство перед ней. Восточная половина двора служила местом, где приносились жертвы и где народ израильский собирался для поклонения Богу. высота пять локтей. Высота завес двора составляла приблизительно 2,2 м, а высот скинии 5 м, поэтому сама скиния не была сокрыта от человеческих глаз. 27 елей чистый. Чистое оливковое масло. 27 вне завесы. Светильник, находившийся в святом месте (см. ком. к 26,31), стоял перед ковчегом, хотя и отделенный от него завесой. Глава 28 28 Надава, Авиуда. Это сыновья Аарона, которые впоследствии были убиты за свои беззаконные действия ( Лев. 10,1,2 ). Елеазара. Он стал преемником Аарона ( Втор. 10,6 ). он был священником Мне. Священники (потомки Аарона) служили при жертвоприношениях, заботились о месте поклонения, выступали в роли судей, учителей, архивариусов, бросали священный жребий, а также передавали Божие благословение народу. 28 сделай священные одежды. Облачение Аарона как первосвященника имело определенное значение: оно изготавливалось из тех же материалов, что и сам скиния, что символизировало его причастность к скинии. В этой главе перечислены восемь элементов священнического одеяния, четыре из них мог носить только Аарон. О шести говорится в ст. 4, а о двух упоминается позднее: это полированная дощечка на передней стороне кидара (ст. 36–38) и нижнее льняное платье (ст. 42,43). 28 ефод. Верхняя одежда первосвященника, состоявшая из двух кусков дорогой ткани, соединявшихся на плечах двумя нарамниками, к которым прикреплялись два камня оникса с вырезанными на них именами двенадцати колен Израилевых. Поверх ефода надевался наперсник с уримом и туммимом (ст. 27; 1Цар. 23,9.10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

в храме. Очевидно, в скинии. ковчег Божий. Ковчег Божий, в других местах ВЗ именуемый «ковчегом завета» или «ковчегом откровения», представлял собой особый переносной деревянный сундук, изнутри и снаружи выложенный золотом. Впервые о нем говорится в Исх. 25,10–22 как о первом из предметов, помещенных в скинии. 3 Самуил еще не знал тогда голоса Господа. В данном случае о Самуиле говорится почти в тех же словах, что и о сыновьях Илия, которые «не знали Господа» (2,12). Такое сближение на лексическом уровне служит, однако, не уподоблению пророка нечестивым священникам, а, напротив, его противопоставлению им. Тогда как в случае с сыновьями Илия незнание Господа объясняется их испорченностью, Самуилу просто еще «не открывалось слово Господне». 3 Тогда понял Илий. Если вспомнить о непонимании Илием того, что делала в храме Анна (1,12–16), а также о его долго продолжавшемся неведении в отношении поступков собственных сыновей (2,22), настоящий эпизод следует рассматривать как признак того, что престарелому священнику отказывает не только физическое (ст. 2), но и духовное зрение. См. ком. к 1,13. 3 все то, что Я говорил. Имеются в виду слова, прежде сказанные Богом через человека Божиего (2,27–36). Самуил повторяет это пророчество и тем самым, во-первых, подтверждает отвержение Богом дома Илия и, во-вторых, заявляет о себе как о пророке (ст. 20). 3 сыновья его нечествуют. Данное место, по всей вероятности, правильнее было бы читать как «проклинают Бога», «богохульствуют». Трудность здесь состоит в том, что оба варианта перевода, будучи записанными по-древнееврейски, т.е. с использованием одних только согласных, оказываются практически идентичными. Согласно Лев. 24,15.16 , наказанием виновному в богохульстве могла быть только смерть. не обуздывал их. Илий, учитывая его положение в семье и в обществе, был обязан прибегнуть к более решительным действиям в отношении своих сыновей, когда оказалось, что его устный упрек не возымел на них должного воздействия. 3 не загладится ни жертвами, ни приношениями. В то время как о неумышленных грехах священников сказано, что они могут быть заглажены жертвоприношениями ( Лев. 4,1–12 ), вопиющие грехи дома Илиева явно относятся к тем, что совершаются «дерзкой рукой» ( Чис. 15,30.31 ). Невозможность прощения за них усугубляете тем, что сыновья Илия препятствовали тому, что, собственно, и являлось естественным путем к прощению жертвам и приношениям (2,17.29).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Об этом говорит Ионафан, и это в результате осознает весь народ. 14 до Аиалона. Аиалон находился к западу от Михмаса, т.е. между ним и землями филистимлян. По окружающей Аиалон одноименной долине, судя по всему, они и спасались бегством. 14 народ грешит пред Господом, ест с кровью. В ВЗ неоднократно говорите о запрете есть мясо с кровью (напр. Быт. 9,4 ; Лев. 3,17; 7,26.27; 17,10.12; 19,26 ; Втор. 15,23 ; Иез. 33,25 ). 14 то был первый жертвенник, поставленный им Господу. О том, чтобы Саул воздвиг какие-либо еще жертвенники Господу, нигде не говорится. В то же врем древнееврейский текст данного стиха неоднозначен и допускает иное прочтение: «он начал строить жертвенник Господу». Как полагают некоторые толкователи, Саул заложил жертвенник, использовав камень, о котором сказано в ст. 33, однако не завершил его строительства, поскольку увлекся преследованием разбитых филистимлян. 14 Священник же сказал. Такая инициатива должна была бы принадлежать царю, а не священнику (по всей видимости, Ахии; ср. ст. 3). То обстоятельство, что с ней все-таки пришлось выступить священнику, вполне соответствует растущему нежеланию Саула руководствоваться указаниями свыше (см. ком. к 14,10). 14 Но никто не отвечал ему из... народа. Молчаливое согласие народа (ст. 36: «делай все, что хорошо в глазах твоих»), оборачивается молчаливым протестом при словах Саула о том, что и Ионафан может подвергнуться наказанию смертью. 14 Да не будет этого. Из-за упрямства Саула (ср. ст. 39,44) народ вынужден выбирать между ним и Ионафаном. Жребий указывает на последнего, но именно в нем израильтяне признают человека, через которого в этот день осуществлялось вмешательство Бога в ход земных дел. Неразумные действия Саула (гл. 13) привели его к разрыву с Самуилом, но он не одумался и теперь отталкивает от себя всех, в том числе и собственного сына. Однако изоляция, в которой таким образом оказался Саул, не продлится долго, ибо вскоре Ионафан снова станет его доверенным лицом (20,2), народ опять начнет выказывать свою преданность ему (23,19; 24,1), и даже Самуил возобновит отношения с ним (гл. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 приятно душе. Нарушение установленного Богом миропорядка (грехопадение) повлекло за собой искажение нравственных ориентиров; требуется время (и усилия), чтобы «знание» стало «приятно душе». 2 от чужой. Нарушение супружеской верности расценивается как вероломное отступление от установленного Богом порядка в человеческих взаимоотношениях (5,1–23; 6,20–29; 7,1–27). В данном случае словом «чужая» называется женщина, которой чуждо понятие о святости брака, т.е. неверная жена или блудница (6,26; 7,10). 2 руководителя. Т.е. мужа. завет Бога своего. Если под словом «чужая» в предыдущем стихе подразумевалась не израильская женщина, то слово «завет» в данном случае относится к браку, заключенному перед лицом иноплеменного бога. Однако предпочтительнее считать, что речь идет об израильтянке, преступившей Синайские заповеди. 2 к смерти. Слово «смерть» в данном случае подразумевает окончательное и безвозвратное падение в пучину греха (ср. 5,23, где об умершем говорится, что он «теряется»). 2 никто... не возвращается. См. ком. к ст. 18. 2:20–22 Жизнь является достоянием праведников и навсегда утрачивается грешниками. В этих стихах жизнь осмысливается в понятиях завета. Среди других обетовании, предвещающих христианское понятие вечной жизни ( Исх. 20,12 ; Втор. 1,8; 26,1–9 ), главное обетование земли. Непорочные и мудрые наследуют землю, а грешные будут извержены из нее ( Втор. 28 ). В таком случае мудрость понимается как способность разобраться в превратностях существования, сообразуясь с Божиим планом спасения. Как Христос делает верующих в Него свободными ( Ин. 8,36 ), так и ветхозаветное избавление наделяет народ Божий свободой властвовать над землей и приобретать знание о мире и о своем месте в нем. Глава 3 3:1–12 По всей вероятности, данные стихи представляют собой отдельное наставление. Оно начинается с обращения «Сын мой», повторенного в ст. 11, и выражается в обычных для наставления повелительных (ст. 1,3,5–7,9,11) и причинно-следственных (ст. 2,4,8,10) предложениях. Стих 12 поясняет смысл наказания и тем самым склоняет мудрого следовать предписаниям ст. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

По прочтении адреса духу, совершается как и прежде двойное возлияние, и пробуются кушанья с жертвенного стола. Затем церемониймейстер, совершив благодарение духу, удаляется, за ним – главный официант и все слуги; уходя из зала простираются четыре раз пред духом, благодарят его за внимание и удаляются. Потом все идут кушать за общий столь, приготовленный на общественный счет города или местечка; и так кончается праздник. Почитание духов-покровителей совершается в разное время года с подобающими церемониями, при чем молитвословия занимают видное место. Время празднования и жертв следующее: в первые дни первого месяца, совершается молитвословие о мирной жизни, ki-yen – ци-янь, prière de tranquillité; в 10-й месяц совершается жертва. Com-vua – ком-вуа, offrande des prémices; в 11-й месяц, молитва о благополучии, ki-phuc – цифук, prière de bonheur. В конце последнего месяца, сверх поименованных случаев, приносятся жертвенные кушания духу в благодарение за полученные благодеяния в продолжении года. В случае морового поветрия или других эпидемических болезней в известной местности, приносится особая жертва об удалении и отгнании несчастья, Ton-ach. В случае засухи, опасной для земледелия, совершается молитва о дожде, dao-vu – дао-ву. Существуют и другие жертвы, приносимые разными лицами, особенно богатыми, с разрешения местных властей и общин, сопровождаемые доставлением местному населению удовольствий, с утолением их желудка сытым обедом в честь почитаемого духа. Кроме того, почти ежегодно, если не попрепятствуют общественные неурядицы и голод, в 1, 3, 9 и 11 месяцы происходит народное гулянье, продолжающееся день и ночь в течении нескольких дней, даже – месяца; главным пунктом увеселений бывает общественный дом. Там поются песни, рассказывается быль и небывальщина, играются комедии и музыка, происходит за деньги – угощение. Это в своем роде клуб – трактир и театр. По смерти императора, эти празднества отменяются на три года, т. е. на все время траура. В известной китайской энциклопедии Ма-дуан-лян (см. Nouveau Journal Asiatique, T. X., 1832, p. 36) содержатся любопытные сведения о различных божествах китайских и жертвоприношениях им. Таковы жертвы цзяо-киао, мин-тхан – ming thang, сю-тху – heon thon (царице земле), ней – yu или в честь дождя, ву-ди – ou-ti (пяти императорам; солнцу – жи, луне – юэ, звездам – син и планетам, холоду и теплу, шести достопочтенным – six venirables (т. е. четыре времени года, тепло и холод, небесные тела, вода и сухость), четырем странам мира; сюда же относятся жертвы духам полей, недели, гор и рек, горным ветрам фын-шань и проч. Самые подробности времени жертв в разных храмах богам и духам, определяются в китайском календаре, нами воспроизводимом в русск. переводе в особом приложении к астрономическому календарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

7 По настоящей нужде. Некоторые толкователи считают, что Павел имеет в виду какую-то нетипичную проблему. Однако слова: «будут иметь скорби по плоти» (ст. 28), позволяют сделать более общий вывод: речь идет о трудностях, с которыми сталкиваются все христиане в своем стремлении служить Христу в настоящем лукавом веке ( Гал. 1,4 ). Мы должны учитывать этот фактор, принимая решение о браке, хотя не следует упускать из внимания и другие соображения (ст. 6–9 и ком.). 7:36–38 Возможны два истолкования этого текста. «Девица» может быть дочерью, а может быть обрученной невестой. Не ясно, к кому обращается Павел: к отцу «девицы» или к ее жениху. 7 связана законом. Павел считает брак обязательством на всю жизнь. свободна выйти, за кого хочет. Вдова, как и другие лица, о которых шла речь в этой главе, свободна остаться таковой или вступить в брак. Единственная оговорка: если она вновь вступит в брак, это должно быть сделано «в Господе». Глава 8 8 О идоложертвенных яствах. В главе, начинающейся с этого стиха, речь идет об идолопоклонстве; этой же теме посвящена и десятая Глава (гл. 9, развивая другую тему, поддерживает главный аргумент Павла). Вопрос подняли сами коринфяне в своем письме (см. Введение: Время и обстоятельства написания), однако суть его не вполне ясна. Известно, что между ними были разногласия относительно употребления в пищу идоложертвенных яств. Павел в своем послании решительно отвергает такую практику. По мнению некоторых толкователей, в гл. 8 и 10,25–30 обсуждается одна и та же тема. Другие (на основании 8,10) утверждают, что в этой главе Павел занят проблемой христиан, участвующих в языческих пиршествах и употребляющих ритуальную пищу. мы все имеем знание. В ст. 1–3 Павел говорит о грехе самонадеянности. Эти слова раскрывают, что поступки коринфян являлись выражением принципиальной позиции. Ими руководила не любовь (ср. гл. 13), а гордыня. 8 дано знание от Него. Иной перевод: «тот познан Им». Коринфянам следовало не надмеваться тем, что они знают, а сосредоточиться на Том, Кто знает их (ср. 13,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

28 соберу дом Израилев из народов. Господь вернет Свой народ в его страну. И тогда начнется процветание Израиля. С лица земли исчезнут все враждебные ему народы. 28 насадят виноградники. Предстоящее благословение Божие Израиля ассоциируется с плодородием земли (36,29.30; Ис. 65,21.22 ; Иер. 32,15 ; Мих. 4,4 ; Зах. 3,10 ). Глава 29 2932,32 До сих пор обличения были направлены против небольших государств, непосредственных соседей Израиля. Последующие четыре главы направлены против Египетской империи, одного из могущественнейших государств в древнем мире. В этих главах содержатся семь пророчеств-обличений. 29 В десятом году. Десятый год царствования Иехонии, десятый месяц, двенадцатый день это январь 587 г. до Р.Х., примерно через год после начала осады Иерусалима Навуходоносором (см. ком. к 24,1). 29:2–5 царь Египетский, большой крокодил. Еврейское слово, которое здесь употреблено, может обозначать как нильского крокодила, так и морское чудовище, символизирующее хаос в мифологии древнего Ближнего Востока. В Библии это мифологическое творение называется то «чудовищем», то «левиафаном», то «Раавом» (32,2; Пс. 73,13.14; 88,11 ). В мифологиях народов, соседей Израиля, это морское чудовище было богом, восставшим против других богов, но в Библии оно представлено просто как одно из творений, живущее в подчинении воли Яхве. 29 Я вложу крюк в челюсти твои. Бог столь же легко извлечет огромное чудовище из моря, как рыбак на удочку ловит рыбешку. 29 отдам тебя на съедение зверям земным и птицам небесным. Животные и птицы даны для употребления в пищу человеку ( Быт. 9,2 ); если же, напротив, животные и птицы съедают человека, это знак проклятия (32,4; Втор. 28,26 ; Пс. 78,2 ; Иер. 7,33 ). 29 они... были подпорою тростниковою. Иезекииль описывает Египет как расщепившийся тростник. Ср. 4Цар. 18,21.24 . 29 от Мигдола до Сиены. Т.е. от севера до юга. Мигдол это местность в северном Египте, вероятно, в восточной дельте Нила; здесь некогда Израиль стоял станом во время исхода из Египта (30,6; Исх. 14,2 ; ср. Иер. 44,1; 46,14 ). Сиена это территория в южном Египте, здесь находился конечный пункт глубоководной навигации по Нилу и проходила южная граница Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

от Авеля... до... Захарии. Авель – первый человек, которого убили за праведность ( Быт. 4,8 ). Кто такой Захария, не совсем ясно, в каждой гипотезе – свои трудности. Наиболее вероятны следующие: 1) пророк ( Зах. 1,1 ), сын Варахиин; однако неизвестно, был ли он убит; 2) Захария, сын Варуха, убитый зилотами и упоминаемый у Иосифа Флавия («Иудейская война», 4,334–44); он был убит в храме или около храма, но, вероятно, не между храмом и жертвенником; 3) Захария, сын Иодая, последний из мучеников, упоминаемых ВЗ, согласно еврейскому расположению книг Библии ( 2Пар. 24,20–22 ). Он был убит во дворе храма по приказу царя Иоаса. Если бы не слова «сына Варахиина», последняя гипотеза была бы самой вероятной; тогда фраза «от Авеля... до Захарии» обозначала бы «от первого до последнего мученика в еврейском каноне». Можно предположить, что слова эти добавил ранний переписчик (у Луки они отсутствуют). 23:36 Наказание «рода сего» – разрушение Иерусалима и храма в 70 г. по Р.Х. (см. ком. к 24,34). 23 не увидите Меня... доколе. Некоторые толкуют эти слова как обещание обращения иудеев в конце времен ( Рим. 11,25–32 ), хотя у Матфея, судя по контексту, речь идет, скорее, о суде над народом израильским и о даровании завета Израилю духовному, в который войдут и язычники, и верные иудеи (ст. 38, ср. 21,43). Глава 24 24– 25,46 Главы эти содержат последнюю из пяти основных частей Иисусовых речений. Она называется «эсхатологической» – по содержанию или «Елеонской» – по месту произнесения. Большая часть ее есть у Марка (гл. 13). Толкование затруднено: язык – символический и речь идет не об одном событии, а о нескольких. Основных подходов к ее пониманию три: 1) вся или почти вся гл. 24 (во всяком случае, до ст. 35) посвящена только разрушению Иерусалима, а «пришествие» здесь – вознесение Иисуса на небо; 2) вся проповедь – о Втором пришествии и суде; 3) то и другое совмещено, Иерусалим – образ суда над миром, так что едва ли возможно четко разделить обе темы. 24 камня на камне. Это исполнилось в 70 г. по Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010