11 к последнему времени... время до срока. См. ком. к 8,17. 1112,3 Отдельные подробности сообщаемого в 11,36 12,3 не позволяют отнести эти стихи к описанию царствования Антиоха IV Епифана. По этой причине многие толкователи интерпретируют данный отрывок как рисующий правление антихриста, который в преддверии Второго пришествия Христа воздвигнет против народа Божиего гонения, подобные тем, что воздвиг Антиох IV (ср. 12,1–3). В соответствии с такой интерпретацией, рассматриваемое место делится на три части, сходные с теми, на которые делится рассказ о царствовании Антиоха IV Епифан (11,21–35): признаки, свойственные антихристу (11,36–39); его деяния (11,40–45); участь народа Божиего (12,1–3). В таком случае следует полагать, что между событиями, представленными в 11,21–35, и теми, что описываются в 11,36 12,3, лежит некоторый временной промежуток. Помимо рассмотренной выше, существует и другая точка зрения, согласно которой 11,36–39 рассматривается как своего рода подведение итога действий Антиоха IV в отношении религии. Повествование о воображаемом вторжении в Святую Землю можно, кроме того, понимать как краткое изложение истории походов Навуходоносора, пощадившего из всех народов только заклятых врагов Израиля (ст. 41) и в конце концов одержавшего победу даже над Египтом (ст. 42, 43; ср. Иез. 29 ). Достигнув расцвета славы, он встретил смерть у горы Сион, в самом сердце Святой Земли (ст. 44,45). Его окончательное поражение (12,1–3) описано так, как мог бы быть описан абсолютный конец истории. Но поскольку данная часть пророчеств не нашла конкретного исполнения в истории, нельзя с уверенностью сказать, следует ли их понимать в метафорическом или буквальном смысле, и поэтому любая интерпретация 11,36 12,3 может быть лишь умозрительной. Дальнейшие Комментарии к этому фрагменту составлены исходя из предположения, что оно содержит в себе предсказание о грядущем явлении антихриста. 11 доколе не совершится гнев. Как и в случае с Антиохом IV (11,35; см. ком. к 8,17), время гонений при антихристе точно отмерено Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22 города Давидова. Иерусалима. в нижнем пруде. Водоем, служивший резервуаром воды во время осады, был построен в правление Езекии; в других местах Писания он носит название «купальня Силоам», «водоем Селах» ( Неем. 3,15 ; Лк. 13,4 ; Ин. 9,7.11 ). 22 чтобы укрепить стену. Готовясь к осаде, жители Иерусалима разрушили некоторые дома, чтобы получить материал для укрепления городских стен (ср. 2Пар. 32,5 ). 22 старого пруда. См. ком. к ст. 9. не взираете, и не смотрите. Охваченные суетой и смятением, жители Иерусалима позабыли о Боге. 22 Господь Саваоф. См. ком. к 1,9.24. в этот день. См. ком. к 2,11. плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Действия, являющиеся свидетельством покаяния. 22 не будет прощено вам это нечестие. См. Ам. 7,1–9 . 22:15–25 В этих стихах Исаия предсказывает участь Севны одного из самых высокопоставленных иерусалимских чиновников. 22 здесь. Исаия говорит о местности, расположенной к востоку от долины Кедрона и ныне носящей имя Сильван. гробницу... в скале жилище. Стремясь увековечить свое имя, Севна высекает в скале гробницу, подобную царской усыпальнице. Однако эта гробница не понадобится, поскольку по воле Господа, Севна будет пленен, уведен из Иерусалима (ст. 17, 18) в Месопотамию («землю обширную»), где и умрет. 22 столкну тебя. В 701 г. до Р.Х. Севна был смещен со своей высокой должности и назначен писцом, а вместо него начальником дворца был поставлен Елиаким (36,3.22). 22 в тот день. См. ком. к 2,11. раба Моего. Это имя свидетельствует об особой близости Елиакима к Господу. 22 одежду... поясом. Речь идет об особом одеянии начальника дворца. отцом. Этот эпитет относится к благочестивому правителю, заботящемуся о своем народе. 22 ключ дома Давидова. Ключ, о котором говорит Исаия, давал право на вход в царские покои и потому служил символом власти (ср. Мф. 16,19 ; Откр. 3,7 ). 22:23–24 седалище славы... слава. Елиаким стяжает славу себе и своему потомству, в то время как Севна станет «поношением для дома господина» его (ст. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

уменьшить... неверными весами. Подобные обманные действия противоречат Закону Божию (ср. Лев. 19,36 ; Втор. 25,14 ), поэтому виновные в них будут осуждены Господом. 8 покупать неимущих за серебро. См. ком. к 2,6. бедных за пару обуви. См. ком. к 2,6. высевки из хлеба. Землевладельцы продавали даже высевки, осыпавшиеся при молотьбе пшеницы, смешивая их с мукой и, таким образом, обманывая покупателей. 8 славою Иакова. См. ком. к 6,8. Здесь «слава» может относиться к Самому Господу или к земле израильской, о которой в другом месте говорится: «наследие наше, красу Иакова» ( Пс. 46,5 ). 8 Не поколеблется ли? Вопрос риторический. Ответ на него очевиден: «Да». Взволнуется... как река,... опускаться как река Египетская. Каждый год вода в Ниле поднимается и выходит из берегов, затопляя окрестности и оставляя после себя на полях толстый слой наносного ила. Этот образ служит для передачи надвигающегося потока гнева Божия (ср. Ис. 8,7,8 ), который принесет с собой великие потрясения. 8 в тот день. См. ком. к 2,16; 5,18. закат солнца. Солнцу поклонялись в Иудее (ср. 4Цар. 23,5–11 ) и, вероятно, в Израиле, поскольку Израилю было не чуждо поклонение звездам (ср. 5,26), запрещенное заветом ( Втор. 4,19 ). Слова о том, что Господь заставит солнце закатиться, подтверждают истину, что только Он есть Единый Бог, а солнце лишь одно из Его творений. землю. Более точный перевод: «страну», так как речь здесь идет о том, что Израиль будет наказан. Это напоминает о тьме, которую Господь наслал на землю египетскую (ср. Исх. 10,21.22 ; Пс. 104,28 ). Господь намерен судить Израиль подобно тому, как Он некогда судил Египет. См. Ис. 59,10 ; Иер. 15,9 . 8 вретище. Грубая материя, из которой шили мешки. Она раздражала кожу и не годилась для повседневного ношения. Одежду из такой ткани надевали только в знак траура (ср. Быт. 37,34 ; 2Цар. 3,31 ). плешь на всякую голову. Указание на обычай брить голову в знак траура, который был запрещен заветом ( Втор. 14,1 ) потому, вероятно, что представлял собой нарушение телесного образа Божия в человеке и практиковался язычниками (ср. Ис. 15,2.3 ; Иез. 27,30.31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

35 пустыня. Народ иудейский во время вавилонского пленения. 35 Ливана... Сарона. Благословения Господа вознесут Иудею над цветущими землями Ливана и т.д. они увидят славу Господа. Народы, взирая на расцвет Иудеи, увидят в нем действия Бога Израилева. 35 Укрепите ослабевшие руки. Т.е. укрепите дух. 35 слепых... глухих. См. ком. к 29,18. 35 хромой... немого. Этот стих, как и ст. 5, содержит пророчества, которые полностью проявятся с приходом Иисуса Христа ( Мф. 11,5; 12,22 ; Мк. 7,37 ; Лк. 7,22 ; Деян. 3,1–8; 26,18 ). 35 призрак вод. Мираж, иллюзорная надежда. жилище шакалов. Земля (или народ), понесшая наказание Божие; безводное место; состояние безнадежности. 35 путем святым. Путь спасения, ведущий на Сион, будет открыт лишь для тех, чье сердце освятится чистотой веры (см. ком. к 4,3.4; 29,23). 35 Льва... хищный зверь. Символы злых и нечестивых людей. искупленные. Здесь имеются в виду не столько освобожденные из вавилонского плена, сколько искупленные от рабства греха. 35 возвратятся... придут. Спасенным праведникам предстоит войти в обиталище Самого Бога. Глава 36 3639,8 Данные главы книги пророка Исаии образуют своего рода исторический мост, соединяющий гл. 1–35 и 40–66, и, в свою очередь, распадаются на два больших раздела: повествование об исполнении предсказаний Исаии (гл. 36–37) и рассказ о вере царя Езекии, которая принесла ему спасение от ассирийцев (гл. 38–39). В первом разделе подтверждаются пророчества Езекии о том, что, повинуясь воле Господа, ассирийские полчища окажутся возле самых стен Иерусалима, где им будет суждено принять Его кару; верный же остаток Израилев затворится в городе и будет спасен. Повествуя о болезни Езекии, Исаия противопоставляет этого царя, принявшего верою знамения свыше (37,30), его отцу Ахазу, отказавшемуся от знамения (7,12). 3637,38 Центральное место в этих главах пророк отводит противостоянию войск Сеннахирима и защитников Иерусалима. 36:1–3 Описание военных успехов Ассирии. 36 в четырнадцатый год. В 701 г. до Р.Х. Известно, что Езекия был соправителем своего отца Ахаза с 729 г., а в 715 г. до Р.Х. началось его самостоятельное правление, продолжавшееся до 686 г. до Р.Х. По мнению некоторых исследователей, текст книги в данном месте испорчен, и вместо «в четырнадцатый» следует читать «в двадцать четвертый год»; другие же ученые полагают, что Исаия имеет в виду только время самостоятельного правления царя с 715 по 701 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

ради избранных. Т.е. ради народа Божиего (ст. 22,27). 13 вот, здесь Христос. См. ком. к ст. 6. 13 знамения и чудеса. Иисус считает знамения и чудеса прерогативой Мессии, хотя признает, что они будут сопровождать и лжемессий. 13 в те дни. Поскольку в ВЗ слова «те дни» специальный термин для обозначения конца времен ( Иер. 3,16 ; Иоил. 3,1 ; Зах. 8,23 ), возможно, Иисус здесь также говорит об этом (ср. 13,7), подтверждением чему служит и слово «тогда» (ст. 26), где речь явно идет о Втором пришествии (см. ком. к ст. 26). солнце померкнет. Эсхатологические образы, созвучные Ис. 13,10 и 34,4. 13 грядущего на облаках. Облака символизируют Божие присутствие ( Исх. 19,9; 24,15–18 ). Если отличительными особенностями первого прихода Сына Человеческого были Его страдания и унижение (см. ком. к 8,31), то Его пришествие в «конце времен» станет откровением Его божественной славы. Иисус описывает Свое пришествие в образах, заимствованных из Дан. 7,13.14 . 13 от четырех ветров. Т.е. со всего света. 13 От смоковницы возьмите подобие. В Писании смоковница служит обычно символом Израиля. Однако в данном случае Иисус имел в виду иное. В отличие от остальных лиственных деревьев, растущих в Палестине, смоковница теряет листья на зиму и зацветает поздней весной. Так и ученики, в отличие от остальных людей, которые будут устрашены надвигающимися «болезнями», должны возрадоваться, ибо бедствия знак того, что Второе пришествие Христа «близко, при дверях» (ст. 30). 13 род сей. Поколение живущих в упоминаемое время; общность людей, происходящих от одного общего предка (см. Мф. 23,36 ). В данном контексте следует, по-видимому, принимать оба значения. 13 Небо и земля прейдут. Небо и земля существуют во времени, слова же Иисуса имеют вневременной, вечный характер. См. статью «Учение Иисуса». 13 ни Сын. Иисус указывает здесь на два момента: 1) исключительность Своих отношений с Отцом, основанных на том, что Он является Сыном от вечности; 2) во время земной жизни Иисуса в человеческой плоти Его знание ограничено.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

17 поступали... по всем грехам Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,30; 14,15 . 17 царь Ассирийский. Очевидно, Саргон II. Одновременно с выселением из Израильского царства евреев ассирийцы заселяли их земли другими народами полагая, что тем самым будет исключена возможность восстановления уничтоженного ими царства. из Вавилона. В описываемое время Вавилон находился под властью Ассирии. из Куты. Этот город располагался приблизительно в двенадцати километрах к северо-востоку от Вавилона. из Аввы. Авва (или Ивва 18,34; 19,13), по-видимому, находилась в Сирии. из Емафа. Емаф, располагавшийся на берегу реки Оронт (см. ком. к 14,25), также находился под властью Ассирии. из Сепарваима. Этот город, по-видимому, находился в Сирии. овладели Самариею. Северное царство, после захвата его ассирийцами, стало называться Самарией (см. 3Цар. 16,24 ). 17 Господь посылал на них львов. Как орудие наказания за грехи ( 3Цар. 13,24; 20,36 ; Ам. 3,12 ). 17 не знают закона Бога той земли. Ассирийцы, как и другие ближневосточные народы, были убеждены в необходимости отдавать должное божествам покоренных народов, которые, как они считали, в противном случае могли всячески вредить победителям на завоеванных землях. 17 сделал каждый народ и своих богов. Приглашение в Вефиль израильского священника отнюдь не привело к обращению пришельцев в веру Израиля. Несмотря на его проповедь, они устанавливали в старых языческих святилищах изваяния своих богов и отправляли там свои обряды. в капищах высот, какие устроили Самаряне. См. 23,19; 3Цар. 12,31; 13,32 . «Самарянами» или «народом Самарии» население северного царства называется не только в Библии, но начиная с VIII в. до Р.Х. также и во многих небиблейских письменных источниках. 17 Между тем чтили и Господа. Религия нового населения Самарии была синкретической поклонение Господу сочеталось в ней с культами языческих богов. 17 До сего дня. См. ком. к 3Цар. 8,8 . сынам Иакова, которому дал Он имя Израиля. Отношения между Богом и избранным Им народом были закреплены в завете, заключенном на горе Синай (ст. 35; Исх., гл. 19–24) и возобновленном на «равнинах Моавитских» (Втор., гл. 1 –34). Принадлежность к Израилю определялась не по этническому, а, главным образом, по религиозному признаку: к Израилю принадлежал тот, кто чтил Господа, как того требовали условия завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

31 Ангел Божий. См. 16,7 и ком. 31 Я вижу все. Праведный Бог вступается за притесняемых. 31 он продал нас. Дочери осуждали Лавана за то, что он «продал их в замужество». Платой за каждую из них была работа Иакова на Лавана (29,18.22 и ком., 27). съел... серебро наше. Эта фраза означает «растратить деньги» и встречается в аналогичных контекстах в клинописях из города Нузу (ок. 1500 г. до Р.Х.). По закону денежная сумма, подаренная Лавану при замужестве Лии и Рахили, хотя бы частично должна была достаться дочерям. 31 богатство... есть наше. Их утверждение противоречит заявлению Лавана (ст. 43). отнял. В Исх. 12,36 это древнееврейское слово переводится как «обобрал». 31 похитила идолов, которые были у отца ее. Считалось, что семейные идолы обеспечивали покровительство и благословение. В отличие от Сарры и Ревекки, которые, прийдя в обетованную землю, приняли Бога патриархов, Рахиль не могла расстаться со своими языческими представлениями и домашними идолами. 31 пришел Бог. Бог защищает Иакова, как когда-то защищал Авраама (12,17; 20,3) и Исаака (26,8). ни доброго, ни худого. Ранее Бог открылся Лавану через провидение (24,50), а теперь через сновидение. 31:27 Лаван выражает свое возмущение тайным бегством Иакова, напоминая ему о существовавшем тогда обычае (29,26). 31 у меня обыкновенное женское. Младшая дочь обманула своего отца, как в гл. 27 младший сын Иаков обманул Исаака. 31 Если бы не был со мною Бог. См. 28,15; Пс. 123,1 . страх Исаака. Или «наводящий ужас Бог Исаака» (см. ст. 53 и ком.). ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Исаак называет вещи своими именами и не ощущает страха перед Лаваном он во всем положился на Бога. 31 все, что ты видишь, это мое. Все в этом мире принадлежит Тому, Кто этот мир создал и Кто управляет им, т.е. Богу. 31 заключим союз. Это же выражение встречается и в 21,27, и в 26,28 (ком.); этот союз подобен мирному договору, заключенному Авраамом и Исааком с филистимлянами. 31 назвал его. Используя язык Ханаана, а не арамейский, Иаков тем самым проявляет твердую решимость связать свою дальнейшую судьбу с обетованной землей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7:19–20 Женщина отдает себе отчет в том, что и юноша, и она сама, вступая в недозволенную связь, становятся соучастниками обмана, который, будучи раскрытым, лишит их всякой надежды избежать мести ревнивого супруга, о чем говорится в 6,33–35. 7:21 Обольстительная сила слов является постоянной темой книги (см. 2,16; 5,3; 6,24; 9,16). Однако ей противостоит целительная сила мудрости (см., напр., 2,1–6; 3,1.2; 5,1.2; 7,24.25). 7 как вол идет на убой. Сравнение с бессловесным животным прием, акцентирующий внимание на присущем только человеку свойстве обладании мудростью. 7 доколе стрела не пронзит печени. Т.е. пока не будет окончательно погублен. 7 слушайте меня. Заключенный в этих словах призыв противопоставляет слова мудрости лживым речам обольстительницы. См. ком. к 7,22. 7 сердце. Под этим словом подразумеваются, скорее, воля и разум, нежели чувства. 7 в преисподнюю... смерти. См. ком. к 1,12; 2,18; 5,5. Глава 8 8:1–36 В ст. 1–7 премудрость предстает как осознание человеческого опыта, проникнутое чувством страха Господнего. В данном поэтическом отрывке премудрость является наставницей и свидетельствует о себе сама. Было бы слишком смелым видеть в персонификации премудрости (особенно в 8,22–31) непосредственные черты Божественного Лица, однако совершенно ясно, что воплощенной премудростью Божией стал Иисус Христос, явивший суть и могущество мудрости (см. Ин. 1,1–18 ; 1Кор. 1,24.30 ; Кол. 1,15.16 ; Евр. 1,1–4 ). Данная Глава состоит из нескольких фрагментов, объединенных одной темой: премудрость как цель, к которой должен стремиться человек (ст. 1–11), ее власть над миром (ст. 12–21) и, наконец, свидетельства ее божественного происхождения и особого места в процессе творения (ст. 22–31); в заключительном обращении премудрость отождествляется с жизнью (ст. 32–36). Помимо мудрости, приходящей из человеческого опыта, существует предвечная премудрость Божия, которая обустраивает весь тварный мир и устанавливает необходимые связи всех созданий с Богом и друг с другом. Это означает, что человеческая мудрость приобретает силу только тогда, когда основывается на откровении Божием, то есть со страхом внимает Его слову (1,7; 9,10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

24 Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих. См. 22,17. 24 покрылась. Ревекка вела себя так, как того требовал обычай. 24 Раб же сказал Исааку. Авраам прожил еще 35 лет (21,5; 25,7.9.20), однако повествование опускает ответ раба перед Авраамом и переходит непосредственно к будущему патриарху Исааку. 24 в шатер... матери своей. Ревекка заняла место Сарры в истории спасения. возлюбил ее. Бог благословил поиски невесты для Исаака и содействовал их успешному завершению. Глава 25 25:1–18 Родословие, предшествующее повествованию о смерти Авраама (ст. 1–4; ст. 7–11), а также следующее за ним родословие Измаила (ст. 12–18) представляют собой родословные сыновей Авраама, рожденных по плоти. Эти родословия убедительно свидетельствуют о том, что только от Сарры произошло потомство, рожденное по обетованию; многочисленные же потомки Авраама, рожденные по плоти, никоим образом не могут претендовать на землю, обещанную в наследство Исааку (ст. 5 6). Избранные сыны связаны с плотскими сыновьями не духовными, а кровными узами. Сын Авраама, рожденный по обетованию, является его «единственным сыном» (22,2 и ком.). 25 взял... еще жену. Хеттура была наложницей Авраама ( 1Пар. 1,32 ), поэтому Писание нигде больше не говорит о ее детях как о потомстве Авраама. 25:2–4 Некоторые из этих имен встречаются в качестве географических названий в районе Аравийской пустыни к востоку от реки Иордан. 25 отдал... все, что было у него, Исааку. См. 24,36. Авраам выслал потомков Хеттуры так же, как когда-то изгнал Измаила с Агарью (21,10 и ком.). 25 подарки. Это было их наследство. еще при жизни своей. Сам Авраам закрепил законное право Исаака на наследование обещанной земли. 25 умер. Авраам умер, верой увидев исполнение обетования в будущем ( Евр. 11,10.13 16). в старости доброй. См. 15,15. 25 погребли... в пещере. См. гл. 23; 35,27 29; 49,29 32. 25 Вот родословие. См. 2,4 и ком. 25:13–15 Некоторые из этих имен являются арабскими, другие же, согласно небиблейским источникам, представляют собой названия северо-западных аравийских племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

45 Да будут у вас правильные весы. Археологические находки свидетельствуют о том, что в древнем Израиле гири и другие меры весьма различались. До настоящего времени еще не найдено хотя бы двух гирь, которые имели бы одинаковый вес; таким образом, употребление фальшивых гирь и весов было широко распространено ( Лев. 19,35.36 ; Втор. 25,13–16 ; Притч. 11,1 ). 45 Ефа и бат должны быть одинаковой меры. Ефа это единица объема для твердых продуктов, а бат для жидкостей; они соответствовали примерно двадцати двум литрам. 45 В сикле двадцать гер; а двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей составлять будут у вас мину. Шекель составлял примерно двадцать пятую часть унции; мина из шестидесяти шекелей составляла примерно полтора фунта. Мина обычно состояла из пятидесяти шекелей. 45 на обязанности князя будут лежать всесожжение и хлебное приношение, и возлияние. На израильских князьях лежала обязанность совершать жертвоприношения за дом Израиля (ст. 13–17). Народ был обязан передавать приношения князю, а князь затем вносил их в святилище (ср. 2Пар. 30,24 ; см. ком. к 37,24; 44,3). 45:18–25 Настоящие установления относятся к праздничным жертвоприношениям первого (в день Нового года; 45,18–20) и седьмого (пасхальный период, 45,21–25) месяцев. Эти установления, вероятно, представляли собой модификации более ранней литургической практики. Вслед за Моисеем Иезекииль сообщав культовые законоположения для Израиля (см. ком. к 43,10.12). 45 Священник пусть... покропит... у жертвенника. См. Исх. 29,35–37 . 45 по гину елея на ефу. Гин составлял одну шестую часть бата, или примерно три и три четверти литра. Глава 46 46:1–12 По праздничным дням князю для жертвоприношения было позволено входить даже до порога восточных ворот во внутренний двор. В рядовые дни князь оставался среди народа (ст. 9,10), если только не намеревался принести добровольную жертву (ст. 12). В последнем случае князь пользовался особыми привилегиями, включавшими в себя вход до порога восточных ворот, которые вели во внешний двор (см. ком. к 44,1 и 44,3). Находясь на этой точке, князь мог видеть все священнодействия во внутреннем дворе и у великого жертвенника; тем не менее он не имел права идти дальше во внутренний двор, потому что вход туда был предоставлен лишь священникам и левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010