10 встретился с Ионадавом, сыном Рихавовым. Ионадав принадлежал к общине, проповедовавшей аскетический образ жизни в пустыне вдали от городов. Видя в этом вернейший путь служения Богу, они не занимались земледелием и не употребляли вина ( 1Пар. 2,55 ; Иер. 35 ). 10 Ахав мало служил Ваалу; Ииуй будет служить ему более. Хитрость Ииуя имела целью выявить скрытых поклонников Ваала. Уничтожив до основания дом Ахава (ст. 17), Ииуй взялся очистить Израиль от культа Ваала. 10 дом Ваалов. Имеется в виду культовое строение (капище), воздвигнутое Ахавом в Самарии ( 3Цар. 16,32 ). 10 статуи. См. ком. к 3Цар. 14,23 . сожгли их. Раскалили в огне, а затем облили водой. 10 сделали из него место нечистот. Этим актом не только осквернялось место отправления культа, но и предотвращалась возможность восстановления храма Ваала на прежнем месте. 10 ходить в законе Господа. См. ком. к 3Цар. 2,3 . 10 на восток от Иордана. Азаил сумел покорить израильские колена, населявшие Заиорданье, и тем самым исполнил пророчество Елисея (8,12). от Ароера. Ароер находился в нескольких километрах севернее потока Арнон, впадающего в Мертвое море с востока ( Втор. 2,36 ; Нав. 12,2; 13,9.16 ). 10 Прочее об Ииуе и обо всем, что он сделал. Ассирийский правитель Салма-нассар III в надписи, известной под названием «черный обелиск», утверждает, что Ииуй начал платить ему дань вскоре после своего восшествия на престол. В Третьей и Четвертой книгах Царств об этом обстоятельстве не упоминается. в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 10 И воцарился Иоахаз. См. 13,1–9. 10 двадцать восемь лет. Следовательно, Ииуй царствовал с 841 по 814 г. до Р.Х. Глава 11 11 Гофолия. Гофолия, дочь Ахава, не останавливалась ни перед чем ради утверждения в Иудее культа Ваала (8,18; 11,18). Предпринятое ею истребление царского дома поставило род Давидов на грань полного исчезновения. 11 Иосавеф. Иосавеф, по-видимому, не была дочерью Гофолии и, таким образом, была лишь единокровной «сестрой Охозии». Во Второй книге Паралипоменон (22,11) о ней сказано, что она была женой священника Иодая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

44 лжепророков. Букв.: «хвастунов» ( Иер. 50,36 ). волшебников. Т.е. тех, кто занимался ворожбой и предсказаниями. мудрецов. Речь идет о людях, которые являются мудрыми лишь в собственных глазах и которых Господь наказывает за самонадеянность ( Притч. 3,5 ). прогоняет назад... глупостью. История знает множество примеров тому, как Господь ниспровергал земные знание и мудрость, в конечном счете оказывавшиеся предрассудками (ср. 17,1–14; 29,14; 47,10–15; 1Кор. 1,20 ). 44 слово... изречение. Откровение промысла Божиего, данное людям через пророков. раба. См. ком. к 20,3. Иерусалиму... городам Иудиным. Эти слова относятся ко всем областям земли иудейской, опустошенной Вавилоном. построены... восстановлю. Восстановление разоренного вавилонянами царства ознаменовало наступление нового века в истории спасения. 44 бездне... реки. О спасении Израиля рассказывается языком, весьма похожим на тот, каким описывается переход евреев через Чермное море (43,16.19). Исполнением данного пророчества можно считать день, когда Кир осушил Евфрат, воды которого наполняли рвы, опоясывавшие Вавилон (45,2). 44 о Кире. См. ком. к 41,2. Персидский царь, в 536 г. до Р.Х. позволивший евреям возвратиться в Палестину. пастырь Мой. Именуя царя пастырем ( 2Цар. 5,2 ; Иер. 3,15 ; Мих. 5,4 ; ср. Иер. 27,6 ), Господь дает понять, что своим правлением Кир исполняет Его волю. Иерусалиму... храму. Иерусалимский храм был восстановлен по повелению Кира ( Езд. 1,2–4; 6,3–5 ). Глава 45 45:1–7 Господь воздвиг Кира против Вавилона, дабы тот исполнил Его спасительную волю. 45 Так говорит Господь. См. ком. к 43,1. помазаннику. Этот исключительный по своему высочайшему достоинству эпитет, применяемый в данном стихе к чужеземному царю, обычно допускался лишь в отношении патриархов ( Пс. 104,15 ), пророков, первосвященников и царей Израиля и Иудеи, а также членов нового сообщества завета ( Авв. 3,13 ) и, в особенности, Мессии ( Дан. 9,25 ). Вне всяких сомнений, именование Кира помазанником потрясло современников Исаии (45,9.10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

23 на Моисеевом седалище. Хотя Иисус везде осуждает книжников и фарисеев за то, что в исполнении закона они придерживаются человеческих, устных традиций и казуистическими доводами уклоняются от духа закона (ст. 13–32; 15,1–9), здесь Он признает, что они вправе занимать места учителей закона ( Втор. 17,8–13 ). 23:4 См. статью «Законничество». 23:8–10 Запрещая называть кого-нибудь «учителем» (ст. 8), «отцом» (ст. 9) и «наставником» (букв.: «вождем», «тем, кто ведет», ст. 10), Иисус не отменяет иерархической структуры в Церкви или обращения по должности (см. Деян. 20,17 ; 1Кор. 9,1 ; 1Тим. 3,1.2.8.12 ; Тит 1,5–7 ). Он, скорее, предостерегает против искушения присвоить людям ту власть и те прерогативы, которые принадлежат одному только Богу. 23:13–36 В Евангелии Луки (11,37–54) Иисус прежде этого шесть раз провозгласил: «Горе вам...» Данная серия из семи «горе вам...» имеет форму пророческого провозглашения. Бог, в соответствии с постановлениями завета, начинает тяжбу против Своего народа и возвещает, что проклятия эти непременно сбудутся. (Ср. Ис. 5,8–23 ; Ав. 2,6–20 ). Пророчества эти – не приговор, они вызваны тем, что Бог печется о Своем народе и ждет от него покаяния (ст. 37–39). 23 лицемеры. См. ком. к 6,2. затворяете Царство Небесное. Книжники и фарисеи отвращали людей от Христа и Его правды. Ученики должны совершать обратное, открыто провозглашая Евангелие. 23 геенны. См. ком. к 5,22. Людей обращали не в иудейство, а в фарисейство, в законничество, чем лишали возможности обрести ту праведность, которую дает вера. 23 если кто поклянется. См. 5,33–37. Казуистичность клятв напоминает детское обещание, когда ребенок дает слово, тайком скрестив пальцы. Бог хочет, чтобы дети Его были абсолютно правдивы (5,37). 23 комара... верблюда. Комар был самым мелким из нечистых животных, верблюд – самым крупным. На арамейском здесь игра слов, имеющих сходное звучание. 23:26 См. 15,11. 23:35 Преследуя Христа, фарисеи отождествили себя со своими предшественниками – убийцами. Примечательно, что Иисус говорит: «Захарии... которого в убили».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

10 даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию. Поскольку змеи и скорпионы упоминаются в контексте со словами «на всю силу вражию», их следует понимать как образное обозначение демонов. 10 младенцам. См. 9,48 и ком. 10:22 См. Ин. 6,44; 14,6 . 10 так поступай, и будешь жить. См. Лев. 18,5 . 10:30–37 Притчу о добром самарянине можно рассматривать в двух аспектах. Прежде всего, Иисус говорит, что человек, подобно самарянину, должен помогать другим людям в их нуждах (ст. 37). Но притчу эту можно трактовать и в свете неприятия Иисуса. Религиозные вожди отвергли попавшего в беду человека. Единственный, кто помог ему, самарянин, сам «отверженный» в глазах иудеев. Иисус подобен доброму самарянину. Отвергаемый вождями Израиля, Он стремится помочь погибающим людям. Идея притчи перекликается со словами, сказанными Иисусом Симону фарисею (7,44–50). 10 возливая масло и вино. В Библии масло символизирует любовь, а вино откровение Слова Божия. 10:36 Человека, спросившего Его: «Кто мой ближний?», Иисус ставит перед вопросом: «Кому сам я являюсь ближним?» 10 в одно селение. Имеется в виду Вифания, находившаяся приблизительно в трех километрах от Иерусалима ( Ин. 11,1 ). 10 Марфа! ты заботишься и суетишься о многом. Эти слова Иисуса перекликаются с его ответом фарисеям, которые пытались «уловить Его»: «...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22,21 ). См. также 12,33. 10 одно только нужно. См. ком. к ст. 41. Глава 11 11:2–4 Приводимый Лукою текст молитвы несколько отличается от того, который содержится в Мф. 6,9–13 . Это естественно, поскольку, во-первых, Иисус предлагает ученикам лишь образец, руководство к молитве («когда молитесь, говорите так...»), а не некий канонический, должный оставаться неизменным текст; во-вторых, у Матфея Он учит молитве в проповеди, а у Луки в ответ на конкретный вопрос одного из учеников. 11 Отче. Этим словом передано арамейское «авва», слово, которым обращались к своим отцам палестинские дети. да святится имя Твое. Букв.: «пусть будет освящено имя Твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22 во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Иисус описывает вечную кару. Нейтральной полосы между раем и адом нет. 22:14 См. статью «Действенное призвание: составные части обращения». 22 подать. Ненавистная иудеям подушная подать символизировала подчинение Риму. Если бы Иисус просто велел платить ее, от Него отошли бы многие; если бы Он сказал, что платить не надо, сторонники Ирода могли бы законно обвинить Его в измене. Его же ответ выходит за пределы спора и акцентирует внимание на главном – на отношениях с Богом. Монета с изображением кесаря принадлежит кесарю, а на ком запечатлен образ Божий – те принадлежат Богу. 22:21 См. статью «Христиане и государственная власть». 22 не читали ли вы. Иисус приводит здесь слова из Пятикнижия ( Исх. 3,6 ) – той части Писания, которую особо ценили саддукеи. Бог есть (а не был) Бог праотцев, и это доказывает воскресение, ибо «Бог не есть Бог мертвых, но живых». Вечный Бог призывает Своих святых к вечному единению с Собой. Он заключил с праотцами завет, дал им обетования, которые не исполнились во время их земной жизни, однако не утратили силы. Из этого следует, что Бог воскресит праотцев к жизни. 22:37 См. статью «Любовь». 22 весь закон и пророки. Т. е. весь Ветхий Завет. Любовь исполняет закон, ибо она включает в себя все заповеди Божий и мотивирует подчинение им ( Рим. 13,8–10; 1 Кор., гл. 13). Она не отменяет заповедей Божиих, но освещает их изнутри и углубляет (5,17; Рим. 8,4 ). См. статью «Закон Божий». 22 что вы думаете..? Фарисеи испытывали Иисуса; теперь Иисус испытывает их. Он сосредоточил внимание на самом главном – Мессия ли Он (Христос ли)? А цитата из Пс. 109,44 показывает, что бытовавшие представления о Мессии были слишком ограниченны. Глава 23 23:1–39 Некоторые полагают, что эта глава – еще одна речь Иисуса (тогда получается 6 речей, а не 5; см. Введение: Характерные особенности и темы) или же часть Его эсхатологической речи в гл. 24; 25. Как бы то ни было, она не заканчивается фразой «И когда Иисус окончил...», и, в отличие от других пяти, в конце Иисус обращается к Своим противникам. Скорее, ее следует воспринимать как часть повествования, отражающую пророческое служение Христа («Горе вам, вожди слепые...»; см. ком. к 23,13–36). Однако она связана и со следующей речью, т.к. объясняет причину осуждения Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

12 веельзевул. См. ком. к Мк. 3,22 . 12 не свяжет сильного. Победой над сатаной в пустыне и изгнанием бесов Иисус показал, что «связал сильного» и тот бессилен помешать пришествию Царства. В иудейской апокалиптической литературе слова «связать сатану» означали мессианскую эру (см. 20,2). 12:31–32 Хула на Духа – называть Его дела, делами сатаны. Кощунственную хулу на Духа Святого невозможно простить, поскольку она предполагает явное, осознанное, твердое отвержение той самой Силы, которая приводит к покаянию. Ясно, что любой, уверовавший в истину, уже не может этого совершить. См. статью «Грех, не имеющий прощения». 12:36–37 Иисус указывает здесь, что слова, даже необдуманно произнесенные, влияют на наше положение в вечности. Грехи словом – ложь, сплетни, оскорбления – осуждаются в Писании не менее сурово, чем прелюбодеяние и убийство (5,22.37; 2Кор. 12,20 ; 1Тим. 1,10 ; Иак. 3,6 ; Откр. 21,8 ). 12 знамения. Поразительно, что они ищут знамений при том, чему только что были свидетелями. 12 знамения Ионы. Иона был как бы мертв и ожил. Воскресение Сына Человеческого – самое великое из знамений того, что пришло Царство. 12 три дня и три ночи. Образное выражение, означающее «три дня». 12:43–45 Если в сердце не обитает Святой Дух, там могут поселиться нечистые духи ( Рим. 8,9 ). Глава 13 13:1–53 Это собрание притч о сущности Царства Небесного – третья из основных частей Евангелия от Матфея. 13 притчами. Притча – это иносказание, уподобление, содержащее мудрость. Большинство Иисусовых притчей являются иллюстрациями, поясняющими Его главные мысли, но в них есть внутренняя глубина, постичь которую помогут только правильные взаимоотношения с Иисусом. Только Своим ученикам Иисус пояснял смысл притч (о сеятеле – ст. 18–23 и о плевелах – ст. 36–43). 13:10 См. статью «Учение Иисуса». 13:11–17 Здесь трудно не заметить учения об избранничестве. Даже способность понимать весть Божию, не говоря уже о том, чтобы ей следовать, – дар Божий. Уши, что слышат, благословятся Богом. 13 вам дано... а им не дано. Иисус отвечает здесь на вопрос: «Для чего притчами говоришь им?» (ст. 10). «Тайны» Царствия – это то, о чем завуалированно говорится в ВЗ, а сейчас, когда пришел Царь, тайны были открыты ученикам. См. статью «Просвещение и приведение к сознанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

36:31–39 Этот перечень имен свидетельствует о том, что власть от старейшин переходит к назначаемым царям. 36 прежде царствования царей у сынов Израилевых. Это замечание связано с обетованием в 35,11: «Цари произойдут от тебя». Глава 37 3750,26 «Родословие Иакова» посвящено его семье. Оно начинается с разлада в семье завета (гл. 37), затем следует рассказ о том, как члены этой семьи породнились с хананеями (гл. 38), и завершается все примирением семьи и ее переселением в Египет. Бог использовал благочестивого Иосифа, отверженного своими братьями, чтобы спасти Ханаан и Египет, сохранив в тех землях семью завета (50,24), а также для того, чтобы очистить эту семью. Иосиф олицетворял собой Божию власть во вселенной. Паскаль писал об этом: «Иосиф является прообразом Иисуса Христа. Любимый сын отца, он был послан к своим братьям и, будучи безвинным, был продан ими за двадцать Серебреников, а в результате всего этого стал их господином». 37:2–36 Мир в семье нарушен из-за безрассудства братьев и соперничества между ними, но, тем не менее, Бог использует эту ситуацию, чтобы исполнить предвозвещенное в пророческих снах: восстановить благополучие семьи завета (45,5–7) и привести народ Израиля в Египет (15,13; Пс. 104,23 ). 37 житие. То же, что «родословие». Иосиф. Единственный из всех сыновей назван здесь потомком Иакова. Это объясняется тем, что внешне и внутренне он больше всех похож на отца. с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы. Это были Дан, Неффалим, Гад и Асир (30,4–13). худые... слухи. Их зло обернулось против Иосифа (см. также 35,22; 38,1–26). 37 любил... более всех сыновей своих. Т.е. чувствовал духовное родство. сын старости. См. 30,22–24; 31,41. разноцветную одежду. Из раскопок в Бене-Хасейне в Египте известно, что одежда из разноцветного материала считалась отличительным признаком людей, наделенных властью и занимающих особое положение в обществе. 37 не могли говорить с ним дружелюбно. Или «не могли даже приветствовать его». 37 видел Иосиф сон. Иаков также получал откровения во сне (28,12). Этот дар Божий Иосиф унаследовал от отца (см. ком. к ст. 2), т.е. он стал, по определению Божию, духовным преемником своего отца Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

32:22–32 В борьбе с Иаковом Бог лишает Иакова его природной силы. Однако Иаков, удерживая Бога для того, чтобы обрести благословение, выходит из этой борьбы победителем: он победил не Бога, а себя. Эта сцена символизирует борьбу плотских и духовных устремлений в Иакове. Бог пытается «побороть» в Иакове чисто человеческое (мирское), а Иаков, охваченный этой борьбой, изо всех сил «цепляется» за Бога. Ценой поражения плоти Бог делает Иакова победителем в духе Израилем. 32 остался... один. С ним не было никого, кто бы помог ему. Некто. Этот таинственный Некто был невидимым Богом (ком. ниже), Ангелом Господним ( Ос. 12,4; 16,7 и ком.). боролся с ним. См. ком. к 32,22–32. 32 не одолевает его. Случай с получением отцовского благословения свидетельствует, что Иакова трудно «одолеть». коснулся состава бедра его. Т.е., ослабив плоть, дал превосходство духу. 32 отпусти Меня. Иаков, стремясь к Богу, так упорно не хотел осваивать тот путь, который к Нему приводит, что Бог поставил его перед необходимостью принять решение: «Отпусти Меня и иди своим путем». Но Иаков готов не подчиниться Самому Господу, чтобы только быть с Ним. ибо взошла заря. Т.е. заря взошла для Иакова «бедро» (плотские устремления) было ослаблено, дух возобладал и «стало видно». не отпущу Тебя. Иаков всю свою жизнь (даже когда ошибался) держался за Бога. 32 как имя твое? «Некто» задает риторический вопрос (3,9), чтобы противопоставить прежнее имя Иакова (27,36) его новому имени. 32 имя тебе будет. Иаков стал другим, сущность его подверглась изменениям, теперь ему необходимо новое имя, которое будет выражать его новую сущность. Израиль. Это имя можно перевести и как «борющийся с Богом», и как «правящий силой Бога». 32 на что ты спрашиваешь о имени Моем? Имя Бога не отражает Самого Бога, ибо Бог превосходит все имена и определения, доступные человеческому пониманию. 32 Пенуэл. Точное местонахождение Пенуэла неизвестно. я видел. Он видел невидимого Бога не глазами; но это было переживание, равное зримой встрече с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

131 Сион. См. ком. к Пс. 2,6 . 131 Это покой Мой на веки. Сион избран Господом местом возведения храма, земного отражения Его небесного величия. 131 нищих его насыщу хлебом. Т.е. никто не будет испытывать ни физического, ни духовного голода. 131 рог. Символ величия. светильник. См. 3Цар. 11,36 . Глава 132 Пс. 132 Этот псалом посвящен теме братского единства как великого благословения, даруемого Господом. Он относится к песням восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ). Братское единство символ единения всего Израиля в служении Господу на горе Сион. Для христиан Пс. 132 является выражением братской гармонии между всеми верующими, будь то в рамках одной общины или вселенской Церкви. Такая гармония может существовать лишь при условии, что средоточием ее является Иисус Христос. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . Давида. См. Введение: Автор. Сказанное в псалме получило подтверждение от противного в жизни сыновей Давида. Вражда между Амноном и Авессаломом, Адонией и Соломоном показала, сколь трагично, когда братья восстают друг против друга. 132 как приятно жить братьям вместе! Под словом «братья» могли бы подразумеваться и братья по крови, но в песне восхождения этот термин, скорее всего, означает представителей племени или народа, объединенных в своем служении Господу Богу. 132 как драгоценный елей. Речь идет о помазании Аарона на первосвященство специально составленным маслом, называемым миро ( Исх. 30,22–33 ). Единство народа Божиего драгоценное благовоние, которое делает служение Господу угодным Ему. 132 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские. Ермон гора на северной границе Израиля, известная тем, что на ее склонах выпадает чрезвычайно обильная роса. В данном псалме роса ассоциируется с благословениями Божиими. там. Т.е., где есть единство между братьями. Глава 133 Пс. 133 Этот краткий псалом, завершающий ряд песен восхождения, состоит из призыва восславить Господа (ст. 1, 2), за которым следует обращенная к Нему просьба о благословении (ст. 3). По мнению многих комментаторов, первые два стиха обращены покидающими храм верующими к священникам, которые остаются там на ночь. Те, в свою очередь, благословляют верующих. Пс. 133 служит напоминанием о том, что славить Господа следует не время от времени, но непрерывно (ср. 1Фес. 5,16.17 ). Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

При приближении вавилонского войска он предчувствует мучения народа задолго до того, как они начались (см. 4,19–21; 10,19–22; 14,19–21 и ком.). Страдание Божие при виде греха, о котором свидетельствует пророк, также открыто Иеремии (см. 8,21 9,3 и ком.). Таким образом, Иеремия выступает как бы посредником между Богом людьми. Эта его роль особенно заметна в ряде фрагментов, которые часто (но неточно) называют «исповеданиями» пророка (см. 11,18–23; 12,1–6; 15,10–21; 17,12–18; 18,19–23; 20,7–18). В них Иеремия говорит, сколь мучительно тяжко бремя его пророчества; он молит Бога о том, чтобы возмездие настигло его недругов, и даже упрекает Господа за то, что Тот отошел от него (15,18.19.21). Слова ободрения, услышанные Иеремией в 15,19–21, откликаются впоследствии в молитве Ефрема, которая тоже не осталась безответной (31,18–20). Благоволение Бога к Иеремии предстает, таким образом, залогом Его стремления к нерушимому союзу со всем народом, который наступит, когда свершится грядущее наказание. Если обработка книги полностью завершилась уже во времена плена последнего названного в книге исторического события, ее назначение можно видеть в том, чтобы уяснить изгнанникам смысл их пленения. В то же время цель книги возродить в их сердцах надежду, ибо Иеремия, чье пророчество о суде не замедлило исполниться, вместе с тем проповедовал грядущее возрождение родной земли иудеев и их первенство перед Богом. По-видимому, деятельное участие в составлении книги принимал сам Иеремия, а помогавший ему Варух, возможно, был автором тех ее мест, где повествование ведется от третьего лица Некоторые указания на то, каким именно образом различные пророчества и проповеди смогли составить единую книгу, имеются в гл. 36, где говорится о том, что Варух записал все изреченные к тому времени слова пророка и затем читал их народу. Когда же по велению Иоакима рукопись была уничтожена, Варух составил другую, добавив к ней новые слова Иеремии (см. также 51,60). Содержание I. Господь призывает пророка (1,1–19) II.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010