2 не знали. В древнееврейском тексте здесь использовано то же слово, что и в 3,7, благодаря чему возникает противопоставление сыновей Илия юному Самуилу. 2 долга священников. См. Лев. 7,28–36 ; Втор. 18,3 . 2 прежде, нежели сожигали тук. Со времени приношения Авелем «от первородных стада своего и от тука их» ( Быт. 4,4 ) тук, т.е. жир, считался лучшей частью жертвенного животного. В качестве лучшей части он, естественным образом, предназначался Богу. Священникам предписывалось сжигать тук на жертвеннике, производя этим приятное Господу благоухание ( Лев. 3,16; 7,31 ). Употреблять же его в пищу, как и кровь, строжайше воспрещалось ( Лев. 3,17 ; ср. 7,33; Иез. 39,19; 44,7.15 ); о тех, кто вздумал бы нарушить этот запрет, сказано: «истребится душа та из народа своего» ( Лев. 7,25 ). 2 Отрок же Самуил. Злоупотреблениям сыновей Илия противопоставляете благочестивое служение как Самуила, так и самого престарелого Илия, должным образом благословляющего Елкану и его жену (ст. 20). льняной ефод. Своего рода передник, бывший частью облачения священника при исполнении им обязанностей в храме (ср. 22,18). Ефод, в частности, был на царе Давиде во время торжественного перенесения ковчега завета в Иерусалим ( 2Цар. 6,14 ; см. ком. к 2,28). 2 Верхнюю одежду. Поверх льняного ефода священники надевали особого рода верхнюю одежду, в ношении которой также заключался некий сакральный смысл. Данное место не единственное в книге упоминание об одежде Самуила. Так, например, когда Саул отрывает кусок одежды пророка, тот объясняет это происшествие как знамение того, что Господь отторгнет от Саула его царство (15,27.28). В 28,14 Саул узнает Самуила, когда ему сообщают о «престарелом муже, одетом в длинную одежду» (см. ком. к 19,24). 2 даст тебе Господь... ты отдал Господу. Эти слова Илия перекликаются со словами Анны (1,27.28). Оба слова имеют основу, от которой образовано им «Саул» (см. Введение: Характерные особенности и темы). 2 возрастал у Господа. Это же древнееврейское выражение, использовано в ст. 26 в составе фразы: «в благоволение у Господа и у людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

10 Елам. Название территории, расположенной к востоку от Вавилонии и к северу от Персидского залива, и народа, населявшего ее. Ассур. См. ком. к 10,11. Арфаксад. Некоторые лингвисты читают это имя как «Страна Хасд» (ср. Ур-Касдим, т.е. Халдея). Луд. Лидийцы из Малой Азии ( Ис. 66,19 ; Иез. 27,10 ). Арам. Арамейцы, заселявшие Месопотамию. 10 Уц. Страна, где жил Иов ( Иов 1 ). Хул, Гефер и Маш. Земли в Сирии, точное расположение которых неизвестно. 10:24.25 Эти стихи подробнее раскрываются в 11,12–17. 10 Арфаксад родил Салу. В древнейших греческих рукописях сказано: «Арфаксад родил Каинана, Каинан родил Салу»; такое греческое добавление обнаруживается в родословной Иисуса Христа ( Лк. 3,36 ). 10 Фалек. См. 11,18. Его имя в избранной линии, возможно, предсказывает рассеяние народов из Вавилона (см. пророчество Ламеха в 5,29). В Пс. 54,10 во фразе «раздели языки их» употреблено то же древнееврейское слово. Это может означать и отделение избранной линии от неизбранной. Иоктан. Считается родоначальником южных арабов. 10 Офира. Вероятно, его земля была богата месторождениями золота. 10:27–30 Точное местоположение перечисленных далее земель не установлено. Народы, представленные в книге Бытие (Бытие гл. 10) Глава 11 11:1–9 Этот фрагмент начинается и заканчивается словами язык и вся земля. Здесь сообщается о разобщении народов и о причинах, его вызвавших. 11:1 Слова об одном языке указывают, безусловно, на исторический период, предшествовавший описанию «семьи народов», данному в гл. 10. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратический», из которого вычленились индоевропейские (иафетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидические, картвельские и др. языки. См. Введение: Трудности истолкования. одно наречие. Более правильный перевод: «и немногочисленные слова». 11 нашли в земле Сеннаар равнину. См. 10,10. Это место было колыбелью ранних цивилизаций. 11 построим. См. Пс. 126,1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

77 славу Господа. В NIV букв.: «славные дела Господа». 77 постановил устав... и положил закон. Бог связал Себя со Своим народом узами милосердной любви. И этой же любовью были продиктованы законы, которые Бог дал израильтянам и по которым они должны были жить и славить Бога. Эти законы изложены в общем виде в Десяти Заповедях (Исх., гл. 20; Втор., гл. 5), а непосредственно применительно к Израилю в Исх., гл. 21–23, а также в кн. Левит, Числа и Второзаконие. 77 чтобы... возвещали своим детям. См. ком. к ст. 3. 77 хранить заповеди Его. Автор псалма напоминает, что данный исторический экскурс продиктован не праздным интересом к древности, но стремлением укрепить веру богоизбранного народа и призвать его к безусловному послушанию Господу. 77 неверному... духом своим. Израиль не раз восставал против Господа. Наиболее вероятное время создания псалма период царствования Давида. К этому времени история взаимоотношений Бога и Израиля насчитывала несколько поколений; часто эти тесные взаимоотношения омрачались «упорством и мятежностью» израильтян. Далее псалмопевец называет несколько таких печальных моментов истории своего народа. 77 Сыны Ефремовы... обратились назад. Этот стих следует сопоставить со ст. 67,68, в которых рассказывается, как Бог, избрав колено Иудино, отверг колено Ефремово. 77 завета Божия. Бог обещал Своему народу покровительство, если он будет исполнять законы, установленные заветом, или гибель в случае отступления от них ( Втор. 27,9–28,68 ). 77 разделил море. Величайшим из великих деяний Господа было избавление евреев из египетского рабства и их приход в землю обетованную. Переход евреев через Красное море стал впечатляющим проявлением могущества Господа, о котором часто вспоминают псалмопевцы и пророки. 77 вел их. См. Исх. 40,36–38 . 77 рассек камень в пустыне. Чис. 20,1–13 . 77 искушали Бога в сердце своем. См. Исх. 15,24–27 . 77 Может ли Он дать и хлеб..? См. Исх. 16,2–4 . 77 воспламенился гневом. См. Чис. 11,1–3 . 77:26–31 О событии, которому посвящены данные стихи, см. Чис., гл. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19 остаток. См. ком. к ст. 4. Этот остаток не только останется в живых, но и умножится. 19 Я буду охранять город сей. Исаия возвращается к тому, с чего он начал свою речь: по милости Господа Иерусалим будет спасен (ст. 21). ради Давида, раба Моего. См. ком. к 3Цар. 11,36 . 19 пошел Ангел Господень и поразил... сто восемьдесят пять тысяч. См. Быт. 19,15 ; Исх. 12,12 ; 2Цар. 24,16 . Тяжелые потери, понесенные ассирийским войском явились исполнением пророчеств, содержащихся в ст. 21,32–34. 19 в Ниневии. Ниневия была столицей Ассирийской империи. 19 в доме Нисроха, бога своего. В ассирийских письменных источниках имя этого божества не встречается. сыновья его, убили его мечом. Согласно ассирийским письменным источникам, в 681 г. до Р.Х. Сеннахирим был убит собственным сыном, жаждавшим занять отцовский престол. в землю Араратскую. Так иногда называли государство Урарту, занимавшее территорию нынешней Армении (ср. Быт. 8,4 ). воцарился Асардан. Асардан правил Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х. Глава 20 20 В те дни. Есть основания полагать, что болезнь Езекии и эпизод с посланниками царя вавилонского (ст. 12–19) относятся ко времени, предшествовавшему ассирийскому вторжению в Иудею 701 г. С одной стороны, как сообщают вавилонские источники, Беродах Баладан, царь, от которого приходили к Езекии посланники, умер в 703 г. до Р.Х., т.е. за два года до этого вторжения. С другой стороны известно, что Езекия умер в 686 г. до Р.Х. Прибавив к этому числу те пятнадцать лет жизни, которые ему даровал Господь (ст. 6), мы получим, что болезнь Езекии относится самое позднее к 702 г. до Р.Х., а то и к более раннему времени. Повествование здесь организовано по тематическому, а не хронологическому принципу. заболел Езекия. Что это была за болезнь и что явилось ее причиной, неизвестно. 20 Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Бог проявил сострадание к Езекии и прибавил ему пятнадцать лет жизни (ст. 6). Проведенные Езекией преобразования (18,4.5) и его твердое упование на Господа во время ассирийского нашествия (18,7.22.30.32.35; 19,4.10) свидетельствуют о цельности его характера и последовательности поступков, благодаря которым он считается образцовым правителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

10 через завесу, то-есть плоть Свою. Образное выражение. Автор идентифицирует завесу в храме и тело Христа. Уподобление основано на том, что завеса, закрывавшая вход в Святое Святых, разорвалась сверху донизу (6,19; 9,3; Мф. 27,51 ), также и тело Христа было распято, чтобы кровь Его открыла доступ в небесное святилище (ст. 19). 10 верен Обещавший. Эти слова в равной степени имеют отношение и к Отцу, и к Сыну. 10:25 См. статью «Определение подлинности местных церквей». дня оного. Или «дня Господнего». Имеется в виду Второе пришествие Христа. 10 произвольно грешим. Христиане, считающие себя безгрешными, подвергаются самообольщению ( 1Ин. 1,8 ); те же, кто осознает свою греховность, не должны отчаиваться в получении благодати (4,16; 1Ин. 2,1.2 ). Умышленный же грех направлен против жертвы Христовой, очистительной силы Его крови и является оскорблением Духу Святому (6,6; 10,29). Грешащий преднамеренно тем самым отвергает дарованную во Христе благодать, прощение грехов и мир с Богом. 10 отвергшийся закона Моисеева. Обратившийся от Бога к идолам ( Втор. 17,2–7 ). 10:29 Насколько благодать нового завета превосходит закон ветхого, настолько отвержение ее серьезнее пренебрежения законом. 10 Господь будет судить народ Свой. Две цитаты из песни Моисея ( Втор. 32,35.36 ) свидетельствуют, что Бог намерен судить согласно завету, при этом выделяя тех, кого Он считает Своими, из прочих (ср. 1Пет. 4,17 ). 10:32–39 Как и в 6,19 7,12, автор уравновешивает суровость предупреждения ободрением, описывая плоды благодати. 10:33 Публичные поношения, аресты и другие преследования сопровождали эдикт Клавдия (49 г. до Р.Х.), которым евреи изгонялись из Рима (см. Введение: Время и обстоятельства написания). 10 моим узам сострадали. Эти слова позволяют отождествлять автора послания с апостолом Павлом (см. Введение: Автор). имущество лучшее и непреходящее. Небесный Иерусалим и непреходящая ценность вечной жизни. 10:36 См. ком. к 6,11. 10:37–38 В этих стихах подразумевается Второе пришествие Христа, которое принесет воздаяние верным и отступникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Обо всем этом летописец рассказывает с целью показать, что условия существования Израиля всегда зависели от того, насколько он оставался верен идеалам объединенного царства. Такой верности неизменно сопутствовало Божие благословение, в то время как отвернувшийся от Бога столь же неизменно бывал наказан. Победа, благоденствие и процветание были с теми, кто искал Господа; тех же, кто забывал о Нем, преследовали поражения, смуты и болезни (см. Характерные особенности и темы: Благословение и суд Божий). Эта часть исторического повествования объясняет членам восстановленной после плена общины их положение и определяет необходимый образ действий. Подобно тому, как некогда иудейские цари испытывали на себе Божий гнев за неверность завету, так и община наказывается трудностями за то же самое. Испытания эти были вызваны не нарушением Господом Его заветных обетовании, а несоблюдением обязательств перед Ним самой общиной. Воцарением Езекии открывается новая эпоха истории Израиля. Летописец рисует этого царя в образе нового ДавидаСоломона, поскольку он сплотил всех верных сынов Израиля и Иудеи вокруг престола Давидова, восстановив храмовое богослужение и празднование в храме Пасхи (см. ком. к 29,1 36,23). Однако и этому объединившемуся народу пришлось не раз пережить периоды падения, каковыми стали времена отступничества Манассии (33,1–10), нечестивое царствование Амона (33,21–25) и эпоха последних перед вавилонским пленением царей (36,2–14). И все же после каждого из таких падений Бог по милости Своей восстанавливал народ: Манассия раскаялся и был возвращен на царство (33,11–17), за нечестивым царствованием Амона последовали благотворные преобразования Иосии (34,3 35,19), а пленники в конце концов возвратились на родину (36,22.23). Эта часть произведения летописца также должна была вселить в читателей надежду. Трудности, переживаемые вновь объединившимся царством, отступали. Стоило народу Божиему покаяться, как Бог снова возвращал ему Свое благословение. Летописец напоминал читателям, что милость Божия распространяется и на них, что и им также будет сопутствовать Его благословение. Описанные им события, кроме того, объясняли, каким должен быть народ, который стремился полностью восстановить царство после возвращения из плена: такому народу надлежало со смирением обратиться к Богу и жить, храня верность Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13:10–12 Пролом в стене (ст. 5) определяющий образ описания действий лжепророков. Их предсказания уподобляются стене, построенной недобросовестным каменщиком: она может показаться основательной, но перед непогодой не устоит. И, конечно, падет в день Господа, когда Сам Бог сотворит над городом суд. 13:17–23 Библия повествует об истинных пророчицах, таких как Мариам, Девора, Олдама и Анна ( Исх. 15,20 ; Суд. 4,4 ; 4Цар. 22,14 ; 2Пар. 34,22 ; Лк. 2,36 ), и о лжепророчицах ( Неем. 6,14 ; Откр. 2,20 ). Лжепророчицы занимались волшебством и колдовством, а и то и другое было строго запрещено в Израиле (см. ком. к 12,21 14,11). Они продавали амулеты и другие предметы, будто бы хранившие от несчастья. Лжепророчицы подобны охотникам, расставляющим капканы и раскидывающим силки (см. ком. к 12,13). Глава 14 14 поставили соблазн нечестия. См. 18,30; 44,12. Скорее всего, имеется в виду тайное идолопоклонство. 14 Я простру на него руку Мою. Реальность Божественного предопределения ни при каких условиях не может служить оправданием нравственного падения (ср. Есф. 4,12–14 ; Иоил. 2,32 ; Мф. 26,24 ; Деян. 2,23 ). Даже пророк, пусть и действующий от Бога, несет личную ответственность за предосудительные поступки ( 3Цар. 22,19–25 ). 14 если бы нашлись... сии три мужа. Пророк считает, что присутствие в Иерусалиме определенного количества праведников могло бы спасти город. Ной, Даниил и Иов. Хотя Ной был праведником и в своем поколении слыл беспорочным ( Быт. 6,9 ), все же ради него одного мир не был спасен и наступил потоп. Иов также был во всем непорочен и богобоязнен ( Иов 1,1 ), но семья его всё-таки погибла. Что же касается Даниила, вероятно, речь идет о личности, известной по одному древнему угаритскому тексту справедливом правителе (ср. 28,3), который заботился о вдовах и сиротах. Все три лица, названные пророком, не были израильтянами их праведность засвидетельствована с древности. Благочестия этих праведников недостаточно, чтоб они явились спасителями чьих-то душ, кроме своих собственных. Глава 15

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Побивание камнями за нарушение закона имело и символический смысл. Поскольку закон, начертанный Господом Богом на каменных скрижалях, символически ассоциировался с камнем, а одна из его Десяти Заповедей запрещала убийство: «Не убивай» ( Исх. 20,13 ), то побивание камнями как бы означало, что преступника казнят не люди, а сам закон. То обстоятельство, что синедрион, обвинив Иисуса в нарушении закона, не смог подвергнуть его побиванию камнями, символически выражает мысль, что Иисус не нарушал закон и обвинения были ложными. 14 Назарянином. См. ком. к 1,24. 14 Галилеянин. Евреи из Иудеи презирали галилейских евреев как неполноценных в культурном и религиозном отношении. Петр резко выделялся из толпы своей манерой поведения и галилейским акцентом. 14 клясться и божиться. Петр, начавший с простого формального отречения, доходит до ложных клятв. С человеческой точки зрения, теперь мало что отличает отречение Петра от предательства Иуды. В этот момент кажется, что вся работа Иисуса по подготовке двенадцати учеников закончилась полной неудачей: ученики спят, когда Иисус терпит невыносимые страдания (ст. 37), Иуда предает Его синедриону (ст. 44,45), все покидают Иисуса после Его ареста (ст. 50), а Петр даже отрицает знакомство с Ним (ст. 71). Глава 15 15 Немедленно поутру. Рано утром. Пилату. Фраза из Апостольского символа веры : «Который пострадал при Понтии Пилате» связывает начало христианской веры с конкретным историческим фактом. Пилат был римским правителем Иудеи с 26 по 36 г. по Р.Х. Лишь ему одному, как верховному правителю, принадлежало право выносить смертные приговоры (см. ком. к 14,64). 15 Царь Иудейский. Это выражение можно трактовать двояко. В политическом смысле иудейскими царями были Ироды, а не Иисус. Тем не менее, Иисус принес на землю Царство Божие, Он обещанный Богом и возвещенный пророками Царь. См. Пс. 2,6; 9,37; 46,7.8 ; Ис. 52,15 . ты говоришь. Т.е. «ты сам это сказал». Иисус никогда не называл Себя Царем, хотя Он Царь царствующих ( 1Тим. 6,15 ). 15 Ты ничего не отвечаешь? Пилат хотел, чтобы Иисус высказался в Свою защиту. Как это ни поразительно, но прокуратор Иудеи выступал не столько обвинителем Иисуса, сколько Его защитником.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22 не будет прощено вам это нечестие. См. Ам. 7,1–9 . 22:15–25 В этих стихах Исаия предсказывает участь Севны одного из самых высокопоставленных иерусалимских чиновников. 22 здесь. Исаия говорит о местности, расположенной к востоку от долины Кедрона и ныне носящей имя Сильван. гробницу... в скале жилище. Стремясь увековечить свое имя, Севна высекает в скале гробницу, подобную царской усыпальнице. Однако эта гробница не понадобится, поскольку по воле Господа, Севна будет пленен, уведен из Иерусалима (ст. 17, 18) в Месопотамию («землю обширную»), где и умрет. 22 столкну тебя. В 701 г. до Р.Х. Севна был смещен со своей высокой должности и назначен писцом, а вместо него начальником дворца был поставлен Елиаким (36,3.22). 22 в тот день. См. ком. к 2,11. раба Моего. Это имя свидетельствует об особой близости Елиакима к Господу. 22 одежду... поясом. Речь идет об особом одеянии начальника дворца. отцом. Этот эпитет относится к благочестивому правителю, заботящемуся о своем народе. 22 ключ дома Давидова. Ключ, о котором говорит Исаия, давал право на вход в царские покои и потому служил символом власти (ср. Мф. 16,19 ; Откр. 3,7 ). 22:23–24 седалище славы... слава. Елиаким стяжает славу себе и своему потомству, в то время как Севна станет «поношением для дома господина» его (ст. 18). 22 В тот день. См. ком. к 2,11. Даже верный раб Божий Елиаким не мог уберечь Иудею от Божиего суда. Глава 23 23:1–14 пророчество о разрушении Тира. Говоря о судьбе этого торгового города, пророк ясно дает понять, к каким последствиям приводит пренебрежение Божественной волей. Язык данного фрагмента отличается особой образностью и почти лишен исторических реалий. 23 Пророчество. В пророчестве говорится об осаде и взятии Тира ассирийским царем Саргоном (преемником Салманассара и отцом Сеннахирима). По ассирийской хронике он царствовал с 722 по 706 г. до Р.Х. При археологических раскопках в районе Ниневии найден глиняный цилиндр, с текстом об осаде Тира Салманассаром и Саргоном (в то время бывшим военачальником у Салманассара): «Сильный и желающий сражения, прошедший под парусами Эгейское море, переплыв его, подобно рыбе, я покорил землю Куй и город Тир».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

23 блудницы ... блудника. Букв.: «посвященная» («посвященный»), т.е. поклоняющиеся иным богам. Библия называет блудодеянием не только адюльтер, но и идолопоклонство ( Иез. 16,17; 23,5 ; Ос. 4,15 ). 23 в рост. См. ком. к 15,1. 23 обет Господу. Такой обет давался добровольно и был ответственным поступком. Закон об обетах наиболее полно излагается в Лев., гл. 27 и Чис, гл. 30. Глава 24 24:1–4 См. Мф. 5,31.32 ; статью «Брак и развод». 24 берет в залог душу. Взяв два жернова (верхний и нижний) в залог, заимодавец обрекал должника на голодную смерть, т.е. отнимал у него жизнь «душу». 24 украл кого-нибудь из братьев своих. Похищение человека с целью порабощения его было запрещено под страхом смерти. Закон разрешал рабство по договору, однако, как уже упоминалось ранее (15,12), в древнем Израиле его условия были смягчены и рабство носило только временный характер. 24 в язве проказы. Под проказой подразумевается не только лепра, но и любые болезни с наружной сыпью. 24 наемника, бедного и нищего. См. Лев. 19,13 . 24 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей. Этот справедливый закон практически слово в слово повторяется в 4Цар. 14,6 и 2Пар. 25,4 , причем в каждом случае оговаривается, что так написано «в книге закона Моисеева» или «в законе, в книге Моисеевой». 24 Когда будешь жать. См. Лев. 23,22 . О том, как исполнялся этот закон, можно узнать из трогательного рассказа о моавитянке Руфи (Руфь, гл. 2). Глава 25 25 сорок ударов. Это послужило началом иудейской практики назначения «по сорока ударов без одного» ( 2Кор. 11,24 ). Иудеи заботились о том, чтобы кто-нибудь не ошибся при подсчете ударов, поэтому предпочитали ошибаться в меньшую сторону. 25 Не заграждай рта волу. Данное предписание дважды цитируется Павлом ( 1Кор. 9,9–12 ; 1Тим. 5,18 ), доказывающим, что если этот принцип относится к волам, то тем более к человеку. 25 деверь ее. Закон о левиратном браке (латинское levir деверь, т.е. брат мужа) дается только здесь. 25 двоякие гири. К этому закону, изложенному в Лев. 19,35.36 , книга Второзаконие добавляет слова о неприязни, которую питает Бог к нечестному ведению дел (см. Притч.11,1;16,21;20,10.23 ; Мих.6,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010