1 Господь... снова изберет Иерусалим. Общая тема видений (2,12; 3,2). Бог избрал Свой народ, и это отличает последний от народов языческих. Сделанный Богом выбор принесет народу процветание («переполнятся города Мои добром»). 1:18–21 Главное во втором видении четыре рога. Рог был символом могущества и гордости на древнем Ближнем Востоке ( Пс. 74,5.6 ). Это видение дополняет первое: Сион будет восстановлен, а другие народы сокрушены. Ср. Дан. 2,36–45; 7,17–28 . Возможно, эти символы относятся к «четырем углам земли» ( Откр. 20,7 ). 1 сбить роги народов. Четверо рабочих приходят, чтобы сокрушить силу народов. Их появление символизирует грядущее осуждение Богом тех народов, которые причинили зло Израилю, во исполнение обещания Господа Аврааму, что Он проклянет всех злословящих его и потомков его ( Быт. 12,3 ). Глава 2 2:1–13 Тема видения будущее благополучие Иерусалима (2,1–5) и обращенный к евреям призыв (2,6–13). 2:1–5 В третьем видении Захарии предстает человек с землемерной вервью. Смысл этого видения в том, что Бог защищает Свой народ непосредственным присутствием среди него (см. ком. к 2,5). Стены Иерусалима, вероятно, еще не были восстановлены, и город подвергался нападениям разбойников. 2 землемерная вервь. Образ (ст. 2), который стал символом восстановления Иерусалима в пророчестве Иеремии ( Иер. 31,39 ). 2 заселит окрестности. Ветхозаветные пророки предвидят наступление времени, когда Иерусалим станет центром поклонения для всех народов (ст. 2, 11; 8,20–23; Ис. 2,1–5 ). множества людей и скота. См. ком. к ст. 11. 2 огненною стеною вокруг него. День окончательного восстановления Иерусалима уподобляется пророками второму исходу, с которым связан образ огненного столпа ( Ис. 4,5.6 ). Как уже однажды Израиль был защищен Самим Богом от врагов, так и теперь Бог избавит Свой народ от угнетателей. прославлюсь посреди него. Присутствие Бога не ограничивается только защитой с Его стороны, оно станет источником благословений Его народу. Суть восстановленного завета выражена в словах: «и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер. 31,33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4:1–5 Бог предъявляет Самарии обвинение в безнравственности. 4 Слушайте слово сие. См. ком. к 3,1. телицы Васанские. В данном контексте женщины из богатых семей Самарии, которых холили и лелеяли как отборное стадо в Васане плодородной долине к западу от Иордана. Ранее Васан был царством Ога ( Чис. 21,33–35 ). господам. Евр.: люди высокого общественного положения. 4 Клялся... святостью Своею. Это выражение ( Пс. 88,36 ) означает верность Господа исполнению завета как в благословениях, так и в том, что касается проклятий. Никакая клятва не может превзойти клятву Бога ( Евр. 6,13.14 ). Господь Бог. См. ком. к 3,7. крюками... удами. Ассирийцы вели пленных на веревках, привязанных к кольцам или крюкам, продетым через нос или нижнюю губу. 4 Вефиль... Галгал. Вефиль ( Быт. 28,10–22 ) и Галгал ( Нав. 4,19.20 ) играли заметную роль в раннем периоде истории Израиля как важные центры религиозного культа. Вефиль был святилищем в период Судей ( Суд. 20,18–26 ), в нем и в Галгале вершил суд Самуил ( 1Цар. 7,16 ). Оба города сохраняли свое значение в качестве мест поклонения Господу и в дни пророка Амоса (ср. 5,5; Ос. 4,15; 9,15; 12,11 ). каждые три дня. Здесь содержится критика исполнения религиозных предписаний израильтянами, которые в своем показном рвении старались «перевыполнить» требования закона. Но такой энтузиазм они проявляли только по части ритуала, не имея при этом живого общения с Богом. В религии они следовали внешней форме и не принимали ее спасительную силу. 4 квасное. Завет ясно предписывал не «сжигать в жертву Господу» хлеб из дрожжевого теста ( Лев. 2,11; 6,17; 7,12 ). Пресный же хлеб напоминал о тех лепешках, которые израильтяне испекли накануне исхода из Египта. Здесь, безусловно, в ироническом смысле пророк «призывает» израильтян продолжать упорствовать в своей непокорности. ибо это вы любите. Эта фраза может означать: «Именно так вы любите поступать». Следует отметить, что в древности на Ближнем Востоке слово «любить» имело специфическое значение в контексте завета: оно означало любовь к своему господину, которая требовала повиновения ему (ср. Ин. 14,15 : «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»). Поэтому здесь смысл осуждения, видимо, таков: «Так-то вы любите Меня, что даже не исполняете Мои повеления».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

суета. См. ком. к 1,2. Здесь подразумевается бессмысленность труда, плоды которого достаются другому (ср. ст. 20,21). Глава 3 3 Всему свое время. Времена и сроки назначены Богом («под небом»; ср. 1,13). То, о чем говорится в парных противопоставлениях 3,2–8, также установлено свыше. 36,7 Что пользы работающему. Эта фраза начинает второй из трех циклов книги Екклесиаста (1,3 3,8, ком.; 6,8 12,7), посвященный противопоставлению временного труда человека непреходящим делам Божиим. Автор призывает людей наслаждаться теми благами, которые дает им Бог. (См. Введение: Особенности содержания и темы). 3:9–14 Имеется в виду Бог как Творец. Его совершенные, вечные и непостижимые дела должны вызывать благоговение у Его народа. 3 мир. Евр.: «вечность». Люди бессильны полностью осознать смысл происходящих событий. 3 ничего лучшего. Автор придает первостепенную важность вновь и вновь повторяемому им совету (2,24–26; 3,12.22; 5,18–20; 8,15) и повелению (9,7–10) довольствоваться тем, что Бог назначил каждому человеку. 3 дар Божий. Ср. 2,26. 3 благоговели. Т.е. признавали и почитали Бога как суверенного Господа. 3:15–21 Имеется в виду Бог как Судия. 3 время. Бог определяет, чему должно происходить на земле (ст. 1–8). Он назначил также день для суда над делами всех людей ( Иоил. 3 ). праведного и нечестивого. В наказание за грех люди смертны ( Быт. 3,19 ) также, как и животные (ст. 18–20). Но при этом разделение на праведников и нечестивцев еще не происходит по смерти человека, окончательно оно свершится на суде Божием. 3 Кто знает: дух сынов человеческих. Иначе: «кто знает дух человека, который ...». Физическое тело вновь становится прахом, но дух человека возвращается к Богу (12,7). Глава 4 4:1–3 увидел всякие угнетения... И ублажил мертвых. Повсеместно царящая несправедливость привела Соломона к выводу, что умершим и неродившимся лучше, чем живущим. злых дел. Первопричина, которая заставила Соломона дать горькую оценку земному существованию, зло. 4:4–16 Недовольство и зависть питают суетное стремление человека к земному удовлетворению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7 исходящее из человека. См. Рим. 1,24–32; 2,17–24 . оскверняет. Иисус вскрывает саму суть дела: обрядовая нечистота является всего лишь символом нечистоты человеческих сердец. 7 Тирские. Иисус движется на север, в чисто языческую область (ср. Мф. 11,21.22 ), в окрестности древнего финикийского портового города Тира (находившегося на территории современного Ливана). 7 сирофиникиянка. Родом из Сирии. 7 вложил персты Свои в уши ему. В этих действиях Иисуса нет никакой магии, скорее, это язык жестов (ср. Ин. 9,6 ), с помощью которого Иисус показывает человеку, что Он собирается делать. 7 еффафа. Арамейское слово, означающее «откройся». Марк сам дает перевод этого слова, тем самым показывая, что он писал для читателей-неевреев. 7 не сказывать. Иисус не желал, чтобы о Нем шла молва как о чудотворце, поскольку это привлекало к Нему людей, падких на зрелища. Он же стремился, чтобы к Нему шли люди, ищущие Царства Божия, а не острых впечатлений. Служение Иисуса в Галилее Глава 8 8 жаль Мне. См. 6,34 и ком. Это насыщение, по всей видимости, имело место в Десятиградии (7,31). уже три дня находятся при Мне. При описании чуда насыщения пяти тысяч сказано, что «времени прошло много» (6,35). Матфей однозначно указывает, что Иисус провел с этими людьми один день ( Мф. 14,15 ). Здесь же речь идет о трех днях. Первому чуду предшествовали события, о которых сказано в 6,7–13. Пять тысяч это, по-видимому люди, слышавшие проповедь учеников и исцеленные ими. В данном же случае пришедшие нуждались и в проповеди покаяния, и в исцелениях, и во многом другом, поскольку были язычниками (ст. 3). 8 пришли издалека. См. Ин. 10,16 . По-видимому, пришедшие «издалека» были язычниками, поэтому, в отличие от первого чуда, инициатива накормить людей исходит не от учеников (6,35.36), а от Иисуса. 8:4 Своим ответом Иисусу ученики как бы говорят, что накормить этих людей вообще не представляется возможным (ср. 6,35.36). Следует особо отметить, что Иисус в данном случае не предложил ученикам: «...вы дайте им есть» (6,37). Если исходить из того, что под хлебом, помимо прямого значения слова, подразумевается учение Христа (духовная пища), то нежелание учеников Иисуса давать хлеб язычникам (а не заблудшим овцам дома Израилева) становится более понятным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

( Иоан. 6:53, 56 ). Ещё он приводить из кн. «Сын церковный» следующее: «велик убо есть чин священнический: то бо есть апостольское наследствие». (гл. 62). О ком здесь говорит писатель? об епископах или пресвитерах? Вероятнее всего, что об епископах, потому что далее в том же месте говорится то, что приложимо только к епископам: «дана ему от Бога власть над душами человеческими (39 апост. пр.; Игн. бог. л. 7 – см. выше), ихже могут вязати и разрешати ( Иоан. 20:23 ) и того ради имена ему многа дана быша: чиститель, ходатай к Богу, свет миру, соль (см. Мф. 5:13–14 ) и пр. и пр. (гл. 62. л. 29). Из сказанного видно, что речь идёт не о пресвитерах, а об епископах, хотя этот чин и назван священническим. Но если бы даже он говорил и о пресвитерах, то и тогда из этих слов нельзя выводить заключения, что писатель, подобно беглопоповцам, считал священников наследниками апостолов по власти и управлению церковью. Как же понять слова: «то бо (т. е. чин священнический) есть апостольское наледствие»? В деяниях апост-х читаем, что апостолы рукополагали пресвитеров ( Деян. 14:23 ), а потому пресвитеры могут быть названы наследниками апостолов, как получившие от них наследство – дар священства. Но у нас речь идёт не о рукоположении пресвитеров и о преподании им дара или наследства, а о том: получают ли они одинаковый дар благодати (см. выше) и одинаковые права на управление церковью с епископами? Нет. (см. 39 апост. пр.; Тим. 5:17, 19, 20–22 – см. выше). – Ещё он приводит из Кормчей (гл. 36) следующее место: «Токмо бо яко не поставляет иерей от епископа разнствует: священство же совершенно имать», которое выше разобрано и объяснено. Выходит, что все приведённые Усовым места не доказывают того, что он хотел доказать, т. е. что пресвитеры равны епископам, почему могут быть правителями церкви и заменить епископов. Но зато усилие Усова доказать это показывает, что беглопоповцы есть ученики и последователи еретика Аэрия, потому что и они подобно ему обнаруживают неверие в безумном учении, что пресвитер равен епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

104 хлебом небесным насыщал их. Т.е. манной. Господь по милости Своей не только вывел евреев из Египта, но и хранил их в пустыне, предоставляя им пищу и питье. 104 святое слово Свое к Аврааму. Среди обетовании завета Божиего с Авраамом было и обещание сделать Израиль «великим народом» ( Быт. 12,2 ). 104 дал им земли народов. Псалмопевец имеет в виду завоевание евреями Ханаана. 104 чтобы соблюдали уставы Его. Отношения завета, связывающие Бога с Его народом, установил и охраняет Сам Бог. Люди же обязаны с благоговением хранить Его заповеди и следовать Его воле, запечатленной в законе. Глава 105 Пс. 105 Псалом посвящен истории спасения. Основной темой данного псалма является человеческий грех и сохраняемое, вопреки ему, милосердие Божие. Псалом объединяет характерные черты хвалебного гимна (когда в нем говорится о Боге) и плача (когда речь идет человеческих грехах). Последнее молитвенное восклицание псалма в ст. 47 (ст. 48 представляет собой славословие, завершающее четвертую книгу Псалтири) призывает Господа помочь Своему народу в одолевающих его бедствиях. Стихи 1,47 и 48 данного псалма повторяются в 1 Пар., гл. 34–36. 105 Славьте Господа. Псалом начинается и заканчивается (ст. 48) призывом славить Господа. ибо Он благ. Псалмопевец сознает, что источником переносимых Израилем несчастий являются грехи народа, а не природа Божия. 105 Блаженны. См. ком. к Пс. 1,1 . творящие правду. Как вскоре признает сам псалмопевец, Израиль не столько творил правду, сколько, напротив, непрестанно грешил. Этим и объясняется отсутствие Божиего благословения. 105 Вспомни. См. ком. к Пс. 104,5 . о мне. Псалмопевец нисколько не сомневается в том, что Господь придет на помощь Своему народу, однако не уверен, удостоится ли он сам Божиего благословения. 105 Согрешили мы. Этот стих открывает тему упорного непослушания Израиля воле Господа. 105 возмутились у моря. Псалмопевец вспоминает, как предки его соплеменников, бывшие свидетелями десяти казней египетских, усомнились в могуществе Божием, оказавшись между египетским войском и Чермным морем (Исх., гл. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Л. и дискуссиях вокруг нее см.: H ä ring. 1951; Glorieux. 1957; Santiago-Otero. 1969; Châ tillon. 1982; Nielsen. 1982; Colish. 1994. Vol. 1. P. 427-438; Eadem. 1996; Rosemann. 2004. P. 124-133; Monagle. 2013. P. 73-111). Позиция П. Л. в вопросе об онтологическом статусе человеческой природы Иисуса Христа оказала определенное влияние и на его сотериологию. Согласно П. Л., Бог Слово добровольно воспринял немощи и страсти человеческой природы, чтобы уврачевать их. При этом вслед. соединения с Богом Словом человеческая природа Иисуса Христа сразу же приобрела все возможные добродетели и совершенства, полноту знания и благодати. Считая ошибочными утверждения о том, что Иисус Христос по человечеству достигал совершенства постепенно, П. Л. настаивал, что постепенным было лишь проявление вовне внутреннего преображенного состояния человеческой природы. Используя уже сложившийся в зап. богословии понятийный язык, в рамках к-рого добродетели рассматривались как «заслуги» (merita), являющиеся залогом спасения, П. Л. подчеркивал, что Иисус Христос Своими добровольными страданиями и смертью приобрел бесконечные заслуги, распространяющиеся по благодати на всех верующих. При представлении учения об искуплении П. Л. не использовал юридическую теорию Ансельма , архиеп. Кентерберийского, и не ссылался на него. Он предпочитал синтезировать юридический и органический подходы на основе традиц. святоотеческих рассуждений и рассматривать совершённое Иисусом Христом искупление сразу в неск. взаимодополняющих аспектах (см.: Colish. 1994. Vol. 1. P. 459-470; Schmidt. 1982. S. 602). По мысли П. Л., Христос посредством страданий и смерти заслужил для людей искупление от греха, от наказания и от власти диавола; Он стал жертвой, принесенной ради освобождения всех; Он есть причина славы, освобождения и блаженства для верующих (см.: Petr. Lomb. Sent. III 18. 5. 1-2). При этом страдания и смерть Иисуса Христа имеют для человека не только прямое сотериологическое значение, будучи причиной спасения, но косвенное воспитательное значение, являя образец пути, ведущего к спасению. Иисус Христос есть высший образец добродетельной жизни и смирения, послушания Богу вплоть до смерти, но прежде всего - образец любви. П. Л. видел в любви основание для получения всех духовных даров, источник и связь всех добродетелей: «Поскольку любовь есть мать всех добродетелей, в том, в ком пребывает эта мать, пребывают и все ее дети» (Ibid. III 36. 1. 1-2; подробнее об учении П. Л. о добродетелях см.: Rosemann. 2004. P. 139-143). Сакраментология

http://pravenc.ru/text/Петр ...

78 Bredenkamp, 31; Ф. Я. Покровский, По поводу возражений современной критики против существования Моисеева закона раньше пророков писателей, Киев, 1892, 24. 79 В этом именно значении – действия однажды совершившегося – katav понимается у Симмаха и в Пешито (см. Бродович, 300). Понимание katav, как формы praes. histor. («я пишу ему множество законов», Keil, 89; Schmoller, 78; Nowack, 152) не изменяет существенно мысли, заключающейся в первом понимании; остается мысль, что в руководство религиозной жизни Израилю издавна даются писанные откровения Иеговы. 81 Smend, Stud. u. Krit. 1876. S. 633. E. König (O. B. Π, 344), защищая Himzig’a, находит, впрочем, что гипотетическое «если напишу множество законов» – не только не исключает существования писанных законов в прошлом, но напротив, предполагает таковые законы (хотя и в более ограниченном количестве, чем как сказано в рассматриваемой, условно выраженной фразе). См. также Bredenkamp, 36–40; Hoonacker, 84–85. 82 Перевод Wellhausen " а. «если бы я предписал ему еще большее количество моих наставлений (Weisungen), то они сочтены будут, как наставления чужого» – неудовлетворителен. 1) katav, как сказано, не значит «предписывать»; 2) слова «еще большее количество...» – суть совершенно произвольное изменение стоящего в тексте слова «множество» (Bredenkamp, 36–37). Nowack (Haudkomm. III, 4, 55) соглашается, что изречением Ос, 8:12 без сомнения предполагается собрание писанных thorôth. Marti (Dodekapropheton, 69) тоже признает, на основании этого выражения, что ко времени Осии была уже писанная тора. 86 Глагол не означает здесь узнать, познакомиться, приобрести знание о ком-нибудь, но – признать кого чем. Божественное же признание есть решительное, объемлющее человека в его внутреннейшем существе признание, когда божественная любовь обнимает и проникает все существо человека; так что глагол jada заключает в себе не только понятие любви и попечения, как у Ос.13:5 , но выражает вообще милостивое общение Господа с Израилем, как в Быт. 18:10 , что по существу равно избранию, соединяющему в себе мотив и действие избрания (Keil, 185, Sellin, I, 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

9 не ходит за нами. Вероятно, данное выражение не означает, что этот человек не был последователем Иисуса (он изгонял бесов именем Иисуса и хорошо говорил о Нем, ст. 39), скорее, он не принадлежал к числу двенадцати и потому не получал официального поручения совершать подобную работу (6,7). Иисус не отвергает инициативу этого человека, а, напротив, утверждает, что следует с благодарностью признавать всех тех, кто поддерживает Его дело, и относиться к ним доброжелательно. 9 кто напоит вас чашею воды во имя Мое. Все акты милосердия, заботы и исцеления, совершаемые во имя Иисуса, т.е. с пониманием значения Его личности, Его дела и цели Его служения, заслуживают признания как свидетельства истинной принадлежности к числу Его учеников. 9 кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня. Слово «малых» может относиться либо к детям (ст. 36), либо к неизвестному верующему, упомянутому в ст. 39. 9 отсеки ее. Это следует воспринимать как гиперболу (см. также ст. 45,47). См. статью «Ад». 9 огнем осолится... солью осолится. В Ветхом Завете для очищения от грехов требовалось принесение жертвы всесожжения (см. Быт. 8,20 ; Исх. 20,24; 29,18.42 ). В таком контексте слово «огонь» подразумевает очищение. Слово «соль», подразумевая чистоту (личную святость и сохранение в чистоте и неискаженности учения Христа), приобретает то же значение, что и «огонь». 9 Имейте в себе соль. См. ком. к ст. 49. Помимо уже истолкованного значения, слово «соль» связано с понятием сохранения. Применительно к понятию «тайны Царства Божия», соль может символизировать именно сохранение этих тайн от искажения (ср. «не давайте святыни псам», Мф. 7,6 ). Тогда и слова: «...ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?», приобретают глубокий смысл. Следует особо отметить, что, говоря о тайне, Иисус имел в виду не сокрытие истин, а напротив, раскрытие их людям, но такое раскрытие, которое бы ни на йоту не повреждало и не искажало самой истины (как теми, кто будет излагать учение Христа, так и теми, кто будет воспринимать его). Глава 10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Оно первоначально характеризуется ощущением Божия милосердия и умягчением души. С такой печатью благоволит действовать Пресвятой Дух милосердия при обращении грешных к Богу. Отсюда «благодать в смысле милости, милосердия, благоволения – понятие, встречающееся несколько раз еще в Ветхом Завете (см., напр.: Исх.3:21, 11:3, 12:36 ). В Новом Завете слово “благодать” удерживает основной смысл благоволения, милости и любви » ( Лк.6:32–36 ; Еф.4:29 ; 1Кор.13:3 ; 2Кор.8:1–4, 6, 7, 9, 19, 9:8, 14 ). Люди в состоянии благодати прежде всего чувствуют Божие помилование и сами начинают искренне относиться к Богу, как неизреченно Милующему, и к людям. Благодать Божия усиливает нашу природную способность любить умерщвлением в ней действия страстных влечений и сообщением ей неизменности, крепости и чистоты . Порывы человеческой свободы к добру под благодатным влиянием становятся какими-то вдохновенно-приподнятыми и возвышенными. И весь человек тогда делается самособранным в одном Боге и простым. Видимо, благодатные обнаружения внутри человека на первых порах духовной жизни должны быть названы силой свыше на укрепление в богоугодной жизни и самоотверженное жертвование всем для всех. Человеческий дух предназначен всегда находиться в благодати Святого Духа и ее иметь силой своей любви. Всякий, оставленный благодатию, сразу начинает охлаждаться в любви к Богу и ожесточается действием страстей. Даже одно оскудение благодатной силы в ком-либо обрекает того на увлечение всяким злом. И наоборот, обильное орошение живою водою благодати ( Ин.4:10 ) составляет «богатство человеческого безгрешия». Существо христианства как раз и состоит в возведении человека к ощутительному единению с Богом и к явному и неотступному ношению Его силы. Применительно к этому благодать не есть что-то безличное или отдельное от Бога, а есть восстановление богообщении, прерванного падением. Она – форма явления Божества человеку в общении Святого Духа. Христианину свойственно определенно чувствовать приливы и отливы в себе благодатного действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010