Настоящий очерк, конечно, не охватывает всех сторон богословского учения св. Иоанна Дамаскина о Пресвятой Богородице, Многое можно было бы добавить о Преблагословенной Деве из проповедей Дамаскина и из богослужения нашей Церкви, для которого столь много гимнов составил именно этот Святой Отец, и в котором величание, прославление и благодарение Пресвятой Богородице не кончаются никогда, ибо «честь, воздаваемая Ей, восходит к воплощенному из Нее Сыну» (Точн. изл. IV, 16; Усп. I, 14). Выше были обозначены лишь основные темы проповедей св. Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники, и все они имеют своим центром «единственную новость под солнцем» (Рожд., 2; Усп. I, 9), «главное из чудес» (Рожд., 2) Божиих, «великое благочестия таинство» ( 1Тим. 3:15 ) – спасительное воплощение Сына Божия «от Святого Духа и святой Марии – Приснодевы и Богородицы» (Точн. изл. III, 1). Свящ. Максим Козлов 3 Ср. у св. Афанасия Великого : «Вся цель и вся особенность Св. Писания в том, что в нем, как мы уже часто указывали, обещание о Спасителе двоякое: во-первых, что Он всегда был Богом и Сыном и Сиянием и Премудростию Отца; и, во-вторых, что он потом взял нас ради плоть от Девы и Богородицы Марии и стал человеком» (Против ариан III, 29. PG 26, 385). 5 Ср. Воскресный Догматик 8 гласа, написанный Дамаскиным: «Един есть Сын, сугуб естеством, но не ипостасию. Тем же совершенна Того Бога и совершенна человека воистину проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего; Его же моли, Мати безневестная, помиловатися душам нашим». 6 Ср. свидетельство св. Кирилла Александрийского , который, может быть, более всех боролся в защиту Православной веры о Богородице, но все же говорил: «Мы никогда никого из тварей не считали Божеством, ибо мы научены считать Богом Единого по природе и истинного; блаженную же Деву мы знаем человеком, как и мы» (Против Нестория I, 10. PG 76, 57). 12 См. также: Слово на иссохшую смоковницу, 3 (PG 96, 581); Слово на Великую Субботу, 24 (PG 96, 624). 19 См.: Jugie М. S. Jean Damasc04;ne et l’Immacul04;e Conception, Bessarione, 1923, р. 1–7; Chevalier С. La mariologie de S. Jean Damasc04;ne//Orientalia Christiana analecta, 1936, 109, р. 140 и сл.; Voulet Р. Вводная статья в издании проповедей Дамаскина, SC, 80, р. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

на Рожд. Хр. Козьмы Маюмского, песнь VI); «побеждаются естества, уставы в Тебе, Дево чистая: девствует бо рождестворождении сохраняется девство) и… по рождестве Дева“ (песнь IX из кан. на Успение. Козьмы Маюмского); «чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася“ (совершилось то и другое – Кан. на Рожд Бог. Андрея Критского , IX песнь) 176 Камень Веры. О призн свят. II ч. 2 гл. В богослужебных песнопениях так же часты указания на эти события, как прообраза Матери-Девы. 177 Амврос. De instit. virg. с. 8, п. 52; epist. LXXI1. к папе Сирицию. Дамаск. Излож. веры IV, 14. 178 Филарета, митр. моск Сл. на Благовещение. Изд. 1848 г. его слов и речей. I ч. III отд 161–162 стр. 179 У св. Епифания записано предание, будто Иосифу было уже «около 80 лет и даже более“, когда св. Дева вверена была ему для охранения Ее девства. Ер. 78, гл. 8. 180 См. о сем в ст. архим. Алексия. О преблагословенной Деве, Матери Господа нашего И. Христа. Приб к твор. св. отц. в рус. пер. 1848 г. VI т. 206–209 стр. Лебедева А. П. проф. Братья Господни. Душ. Чт. 1904 г. март, 413–415 стр. 182 Так, в 6 определении V всел собора говорится: «если кто коварно и не в собственном смысле принимает наименование святой и преславной Приснодевы (ειπαρϑνου) Марии Богородицею, употребленное св. халкидонским собором, тот да будет анафема». Деян. всел соб. в рус. пер. V т. 375 стр. по изд. 1868 г. Сн. 2 опред. того же собора и VI всел. соб. 1 прав. 183 Из древних еретиков отвергали приснодевство Богоматери евиониты (Епиф. 30 ер.), Керинф с последователями (Федор. Наег Fabul lib. V. сар. VII), некто Гельвидий, распространявший свое лжеучение в Риме, антидикомарианиты (т. е. враждовавшие против Марии), равно как димириты и евномиане Все они утверждали, что будто бы Иосиф и Мария, после чудесного рождения Иисуса Христа, находились в брачном сожитии и имели детей. Многие отцы церкви опровергали такое лжеучение при истолковании относящихся мест св Писания, а некоторые написали и особые сочинения в защиту Ее приснодевства: Епифаний – против антидикомарианитов (ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Апостол. Евангелие. х 10 х Торжественное воспоминание мира между Российскою Империею и Оттоманскою Портою, заключенного в Кучук-Кайнарджи, и присоединения к Российской Державе Таврического Царства (1774 г.). Ап. и Ев. см. 27 Июня. х 11+ Тезоименитство Е. И. В., Благоверной Государыни Великой Княгини ОЛЬГИ НИКОЛАЕВНЫ и Е.И. В., Благоверной Государыни Великой Княжны ОЛЬГИ КОНСТАНТИНОВНЫ. На молебне со Княгине Ольге: Ев. Мф. з62. Мф.15:21–28 . х 15+ Тезоименитство Е. И. В., Благоверного Государя Великого Князя ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА. На молебне св. равноапост., вел. Князю Владимиру: Ев. Ин. з36: Ин.10:9–16 . х 22+ Тезоименитство Е. И. В., Благоверной Государыни Цесаревны и Великой Княгини МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ, Е. Μ. В., Благоверной Государыни Великой Княгини МАРИИ НИКОЛАЕВНЫ, и Е. И. В. Благоверной Государыни Великой Княгини МАРИИ ПАВЛОВНЫ. На молебне св. равноап. Марии Магдалине: Ев. Мф. з115: Мф.28:1–7 . х 27 х + Рождение Е. И. В., Благоверной Государыни и Великой Княгини МАРИИ АЛЕКЕАИИДРОВНЫ. Рожд. и Тезоименитство Е. И. В., Благоверного Государя Великого Князя НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИМА. На молебне св. блаж. Николаю, Новгородскому чудотворцу. Εв. Мф. з43: Мф.11:27–30 . х – Взятие фрегатов. при Гангуте и Гренгаме (1720 г.). Ап. и Ев. см. 27 Июня. М. августа х 6 Рождение Е. И. В., Благоверной Государыни Великой Княгини ΜΑΡИИ НИКОЛАЕВНЫ. Ап. и Ев. см. 1-го Июля. 9 х Взятие Нарвы (1704 г.) Ап. и Ев. см. 27 Июня. х 16 Рождение Е. И. В., Благоверной Государыни Великой Княгини ЕКАТЕРИНЫ МИХАИЛОВНЫ. Ап. и Ев. см. 1-го Июля. 10 х Воспоминание одержанной над Прусскою армиею победы. Ап. и Ев. см. 27 Июня. х Коронование Его Величества, Благочестивейшего Государя ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, Самодержца Всероссийского, и Супруги Его, Ее Величества, Благочестивейшей Государыни ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ. Рождение Е. И. В. Благоверной Государыни Великой Княгини ОЛЬГИ КОНСТАНТИНОВНЫ. Ап. и Ев. см. 20 Ноября. х 30 Тезоимен. Е. И. В. Благоверного Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О богослужении ежедневном в Четыредесятницу см. выше 392 Синаксарь в четверг 6 седмицы Четыредесятницы. 393 Феодорит. История, кн. 3, гл. 15. 394 Никифор, История, кн. 10, гл. 12. 395 Там же и синаксарь и чин богослужения в субботу первой недели св. Четыредесятницы. 396 См. Рождество Христово. 397 29 sermo catecheticus Theodori Studitae. 398 Последователи Манеса. 399 Стихир, на хвалитех в первую неделю Великого поста. 400 Theophan. chronograph, ad an. Isauri 7. 401 О монофизитах см. выше, Рожд. Хр. 402 Theophan. Chronograph, ad ann. Zenon. 16. 403 Монтанисты — последователи Монтана, лжеучителя, начавшего проповедовать в половине 3 столетия, что он есть обещанный Иисусом Христом Утешитель (Ин. 14, 16. 26; 15, 26; 16, 7. 13). Так как главный город их был Пепуз во Фригии, то монтанистов называли также пепузианами, фригами, катафригами. 404 Theophan. Chronograph, ad ann. Leon. Isaur. 6. 405 Theophan. Chronograph, ad an. Isauri 9–10. Чет. Мин. 28 ноября. Житие св. Стефана Нового. 406 Евсевий. Церковная история, кн. 7, гл. 18. 407 См. празд. Нерук. Образа. 408 Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. ad ann. Isauri. 13. 409 Bibliothec. orient, pag. 311. 410 Дамаск. Об иконах слов., 11, гл. 12. Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. Chronograph, ad ann. 13. 411 См. праздник в день св. равноапостольного Константина. 412 Чет. Мин. 28 ноября. Житие Стефана Нового. 413 Чет. Мин. 29 мая и 9 августа. 414 Anastas. Bibliotec. 90. s. Gregorius 2. Чет. Мин. 14 июня. Житие св. Мефодия. Павел диакон, кн. 6, гл. 3. 415 Theophan. Chronograph, ad ann. Leon. Usaur. 10. С этого времени папы обратили взоры свои на королей франкских, которых успели сделать послушными себе. Таким образом иконоборство отчуждало Запад от Востока и пролагало дорогу к будущему отпадению Запада от единения со вселенскою Церковью. Беккер. Истор., т. 3 с. 158. 416 Theophan. Chronograph, ad ann. Barron, annal. 12, p. 339–342, 359. 417 Акефалитами (безглавыми) называются последователи Евтихия, лжеучителя, быв. в 5 веке, потому, что потеряли главу, или начальника, своего в Петре Могге (Евагрий. История, кн. 3, гл. 15 и 16). 418

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Гл. 1. В шестый месяц Архистратиг послан бысть к Тебе – Деве и чистей, возвестите Тебе слово спасения, вкупе же и звати Тебе: радуйся, обрадованная, Господь с Тобою! Родиши Сына превечнаго из Отца, и спасет люди Своя от грех их. В 6-й месяц (после возвещения о зачатии Иоанна Предтечи (см. Луки 1:5–25 ) Архистратиг (Гавриил) был послан к Тебе, Деве и Чистой, возвестить Тебе слово о спасении (людей), с сим вместе и приветствовать Тебя: радуйся, обрадованная, Господь с Тобою! Ты родишь Превечного от Отца Сына; Он спасет людей Своих от грехов их. Слава и ныне: «Благовествует Гавриил» (см. ниже). Паремий 5 см. Рожд. Б-цы, л. 116, и Исх. 3:1–8 , Притч. 8:22–30 . Стихира на стиховне. Гл. 4. В шестый месяц послан бысть Архангел к Деве Чистей, и радоватися Ей прирек, благовести из Нея Избавителю проити. Темже приимши целование, зачат Тя, Превечнаго Бога, несказанно благоволившаго вочеловечитися, во спасение душ наших. В 6-й месяц Архангел послан был к чистой Деве и он, сказавши Ей: «радуйся», возвестил о рождении от Неё Избавителя (мира); посему Она, принявши приветствие (с верою), зачала Тебя, Превечного Бога, неизреченно благоволившего вочеловечиться для спасения наших душ. Тропарь. Гл. 4. Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Сегодня начало нашего спасения и проявление (открытие) бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает радость о ниспослании благодати. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, исполненная Божественной благодати, Господь с Тобою! Величание. Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся Благодатная, Господь с Тобою! Архангельским голосом (словами Архангела) взываем Тебе, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Прокимен: Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Благовествуйте со дня на день спасение Бога нашего. Чтение Евангелия Лк. 1:39–49, 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

166 Dölger F. Nachrichten über den «Alten Codex A» des Johannes-Prodromosklosters bei Serrai//BZ. Bd. 36. 1936. S. 278. 167 О тюрьме и ссылке с 25.11.1928 по 13.03.1933 сообщает сам В.Н. Бенешевич в письме Н.П. Горбунову (см.: Медведев И.П. В.Н. Бенешевич: судьба ученого, судьба архива//Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995. с. 340). 168 В 2008 г. в предисловии к переизданию монографии А.А. Дмитриевского об истории палестинского общества Н.Н. Лисовой написал, что могила ученого не сохранилась (см.: Лисовой Н.Н. А.А. Дмитриевский и его труды по истории Русской Палестины... С. 69). Это обстоятельство заставило автора настоящих строк предпринять дополнительные разыскания места погребения ученого. Из литературы известно, что захоронен он на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры г. Санкт-Петербурга. После долгих и упорных поисков в сентябре 2008 г. нам удалось обнаружить могилу ученого. Оказалось, что тело Алексея Афанасьевича покоится на указанном кладбище в третьем ряду участка 1, крайняя могила слева. 170 Запись от 26 июля/9 августа 1929 г., пятница. Публ. по: Дневник ректора ВБК настоятеля Николо-Богоявленского Морского собора в Ленинграде прот. Н.К. Чукова. Тетрадь 29. 1928–1929 гг. С. 148//Архив «Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова)» © Александрова Л.К. СПб., 2011. Автор приносит сердечную благодарность Л.К. Александровой за возможность ознакомиться с материалами дневника о. Николая Чукова. 176 См. публикацию его отзыва о достоинствах собрания Дмитриевского: Медведев И.П. Материалы к истории рукописных собраний Санкт-Петербурга//Православный палестинский сборник. Вып. 98 (35). СПб., 1998. С. 134–135. 179 Это предположение основывается на следующем соображении: Алексей Афанасьевич до конца своих дней писал в старой, дореволюционной орфографии и трудно себе представить, чтобы он заказал под конец своей жизни экслибрис с написанием слов в новой орфографии. 180 1) Материалы к биографии (д. 1–28); 2) Материалы служебной деятельности (д. 29–107); 3) Работы и лекции печатные и находящиеся в рукописях (д. 108–203); 4) Материалы к работам Дмитриевского (д. 204–298); 5) Переписка ученого (д. 299–751); 6) Изобразительные материалы (д. 752–759); 7) Материалы А. И. Дмитриевской (рожд. Никоновой) (д. 760–773); 8) Материалы других лиц (д. 774–933).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Лествица. Марта 27. О любви и хранении сердца. Апр. 16. Авг. 27. Магомет Турецкий Султан. Авг. 24. Мануил Царь. Июня 2. Мария Всеволожна Вел. Княгиня. Марта 19. Марк старец Печерский. Повесть. Авг. 31. Сент. 3. Мартирий авва. Марта 30. Матой авва. Авг. 28. Мелхиседек Царь. Мая 21. О Молитве, -поучение аввы Пимена. Авг. 27. Молитва муч. Анастасы и Параскевы Пятницы. Окт. 29. Молитва к Препод. Серию. Сент. 25. Монашеское житие. См. иноческое. Монастырь, что на Киржаче. Сент. 25. Москва. Повести о ней. Нояб. 23. Февр. 29. Август. 2. Мучеников 42-х – слово похвальное. Март. 6. Мытарства; см. Василия Нового. Март. 27. Навечерие Рожд. Христова. Дек. 23. Настоятель. Каков должен быть настоятель братии. Септ. 30. Нектарий Архиеп. Константиноградский. Февр. 17. Нестора Препод. летописца сказание о Печерском монастырь. Мая 3. Никиты Мидийск. слово надгробное. Апреля 3. Николай Немчин (Латвиянин); против него слово Максима Грека . Июня 30. Нила Синайского слово к инокам. Авг. 19. 27. Нила черноризца к Хараклию (Харкилию) пресвитеру послание. Авг. 19. Обновление храма Воскресения Христова во Иерусалиме. Сент. 13. Образ нерукотворенный Спасов. Повести о нем. Октября 18. Августа 16. См. Иконы. Олимпиада диаконисса. Послание к ней И. Златоуста из Кукуз. Генваря 27. Олимпий иконописец. Авг. 17. Мая 3. Отроки три. Дек. 17. Отроки семь Ефесские. Авг. 4. Окт. 22. Отцы Ефесские, бывшие на Соборе против Нестория. Поля 16. Палладия Преп. слово о втором пришествии Христовом , о страшном суде и о умилении души. Март. 31. Патерик Печерский. Мая 3. Патрикий церковный ключарь. Июн. 2. Петр Архиеп. Александрийский. Ноябр. 25. Петр мытарь. Повесть. Сентября 22. Печерской Богоматери песни. Августа 31. Печер. Киевск. монаст. Мая 3. Печерский Псковский монаст. Авг. 31. Июл. 11. Пилат Понтийский, послание его к Тиверию Кесарю о распятии Иисуса Христа. Марта 31. Пимен авва. Авг. 27. Пинуфий авва. Июн. 11. Плотская брань, – поучение аввы Пимена. Авг. 27. Повесть о приходе Богородицы в Афонскую гору. Окт. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

ниже, 4 прим.). 164 Жезл в руках Богоматери, изображаемый на некоторых иконах, есть символ Спасителя, именуемого жезлом от корене Иессеева (см., кап. на Рожд. Христово, ирм. 4-й песни). 165 Известны еще другие чудотворные иконы Неопалимой Купины: в селе Кубенском, Вологодской губ., в гор. Славянске, Харьковской губ. (прославившаяся в 1822 г.), в Лопатовом мон. (см. Волог. еп.) и др. мест. 166 Московская церковь Неопалимой Купины построена в царствование Феодора Алексеевича царским конюхом Колошиным, а находящаяся в ней св. икона первоначально была в святых сенях при Грановитой царской палате. Колошин неопустительно молился пред этой св. иконой, приходя по служебным делам во дворец. Будучи однажды невинно предан суду, он просил Божию Матерь о своем оправдании, с особенным усердием молясь пред Ее св. иконой Неопалимой Купины. Пресвятая Богородица, явившись во сне царю, объявила Колошина невинным, и Феодор Алексеевич оправдал его. Благодарный своей Небесной Защитнице, Колошин, выпросив у царя св. икону, по молитве пред которой он был освобожден от суда, поставил эту св. икону в новосозданном им храме. Перенесение св. иконы с крестным ходом в этот храм и освящение последнего было в 6-ю неделю по Пасхе, в каковой день и доныне совершается в Неопалимовской церкви ежегодно (кроме 4 сент.) празднество. В этой церкви имеется особая служба, рукописная, св. иконе Неопалимой Купины, с таким заглавием: «Служба сия поется в св. горе Синайской, егда кто произволит и егда бывает молния страшна». По преданию, св. икону Неопалимой Кутины во время одного из сильных пожаров в Москве обносили вокруг Неопалимовского прихода, и все его дома остались целыми (см. выше, 1 прим.). 167 Еще при жизни пр. Феодосия Черниговская паства чувствовала, что он – истинный раб Божий, верный строитель в дому Божьем, «страж церкви бдительный, труженик неусыпный, молитвенник и предстатель за всех пред Господом благонадежный». После блаженной кончины пр. Феодосия, последовавшей 5 февр. 1696 г., Господь прославил его чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

в песненной утрени занимали видное место. – На каноне, о числе стихов на котором молчит Ипотипосис, и для которого Диатипосис назначает 8 стихов 1644 для будней Пятидесятницы, 10 для ее воскресений и праздников, 10 и более для остальных дней года 1645 (у Симеона Солунского 8, 6 или 4, см. выше, с. 384), простейшую практику дает Криптоферратский Типикон, не указывающий числа стихов для канона и иногда только упоминающий об удвоении ирмосов (например, на Р. Х. удвоялись вторые ирмосы «Спасе люди») 1646 ; не указывают часто числа стихов и Типиконы Сицилийской (напр., для Рожд. Богородицы), они же дают для канона и самое меньшее число стихов – 8 (например, для Воздвижения) 1647 ; далее по количеству стихов на каноне следует Студийско-Алексеевский устав, назначающий их часто 10, maximum 12 (в великие праздники, даже Р. Х., и при стечениях) 1648 ; Типиконы Калабрийской редакции делают шаг далее, назначая для великих праздников, например, Р. Х., и 14 стихов и с особенною точностью регламентируя количество стихов 1649 ; наконец Евергетидский устав назначает большей частью, 12 или 14 стихов, а для великих праздников и 16 1650 .– На хвалитех, вслед за Ипотипосисом, требующим для воскресения удвоения (4-х) воскресных стихир 1651 , западные и Студийско-Алексиевский устав для во устав для воскресений назначают стихиры на 8, Евергетидский на 6; – для праздников из западных одни 4, другие 6, Студийско-Алексиевский – 6, Евергетидский – 6, но для свв. последний – 4, а для Рождество Христово – 8 1652 . – Что касается (с. 408) великого славословия и конца утрени, то в недрах древнейших Студийских уставов произошло значительное преобразование этой части утрени, именно ей придан неодинаковый вид для будней и для праздников. сохранились ясные следы постепенного проведения этой реформы. Студийско-Алексиевский устав на праздничной и воскресной утрене кроме хвалитных стихир указывает и стиховные стихиры 1653 . Если прибавить к этому, что великое славословие и в нынешнем виде его, особенно будничном, состоит из двух чисто механически присоединенных частей – собственно славословия и утренней молитвы «Сподоби Господи в день сей», соответствующей вечернему «Сподоби Господи»; если далее принять во внимание, что нынешние хвалитные стихиры в воскресенье представляют такое же механическое соединение собственно хвалитных стихир (со стихами хвалитных псалмов) и стихир с особыми воскресными стихами, иначе говоря «стиховных», то несомненным станет, что конец всякой утрени в древнейших уставах имел такой же вид, как ныне вторая часть праздничной вечерни от «Свете тихий»: после хвалитных стихир (соотв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

5 В 14-ую неделю приходится иногда неделя перед Воздвижением, а в 15-ю неделю по Воздвижении. См. в сентябре месяце. 6 В 19 неделю приходится иногда неделя седьмого Вселенского собора. См неделю перед Троицыным днем. 7 Евангелие по большой части не читается, как положено читать его, в 28 неделю, чтобы не повторять его в неделю св. праотец, за два воскресенья до Рождества Христова. Вместо него в 28 неделю обыкновенно читается евангелие 29 недели и т.д. – в 28 недели положено читать евангелие святых праотец потому, что недели святых праотец часто приходится в 28 нед. С недели святых праотец обыкновенно изменяется порядок чтения воскресных евангелий: так как за ней следуют недели: 1, пред Рожд. 2 по Рождестве, 3 пред Просвещ. И 4 по Просвещении. За тем, как совершается чтение? За тем, чтения располагаются сообразно с неделею 33-ю о мытаре и фарисее, или с началом Триоди, что иногда бывает чрез одну, две и три недели по Просвещ. Так как неделя мытаря и фарисея есть 33-я, то неделю предшествующую ей, читается евангелие 32-ой нед., за две недели до недели мытаря и фарисея есть 33-я, то в неделю, то в неделю предшествующую ей, читается евангелие 32-ой нед., за две недели до недели мыт. и фрис. читается еванг. 31, за три – 30-ой недели. 8 Неделя мытаря и фарисея, кроме евангелия, имеет еще некоторые особенности, приготовляющие к посту. Со дня недели этой начинается особая богослужебная книга «Триод постная», употребляющая в течение великого поста, до Пасхи; на утрени поются особые стихиры: «Покаяния отверзи мне двери». Слово Триодь греческое, значит, тритьенец, потому что в течение великого поста поются каноны трехпесные, тогда как каноны обыкновенно состоят из 9 песней. Каноны триоди – покаянные. Стихиры «Покаяния отверзи мне двери» весьма умилительные церковные песни. Они поются для пробуждения в душе чувства сокрушения о грехах и раскаяния. 9 В сие и два следующие воскресенья на утрени поется псал. 136. На реках Вавилонских, в коем церковь уподобляет нашу греховную жизнь Вавилонскому плену евреев, и возбуждает к воздыханию о потере небесной отчизны и к желанию вновь возвратится в рай. Это – еще, кроме евангелия, особенность недель: блудного сына и двух следующих за нею, приготовляющая к посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010