Вот мы открываем Евангелие от Иоанна и читаем ( Ин.13:15 ): «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Открываем первое послание апостола Петра и читаем: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Петр.2:21 ). Открываем первое послание Иоанна, читаем ( 1Ин.2:6 ): «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал». Открываем послание апостола Павла к Филиппийцам, читаем: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ). Неужели, прочтя эти слова, можно хоть на минуту согласиться с тем, что правы принимающие христианство «постольку поскольку»? Оно не мешает кинематографам, театру, нашему мирскому благополучию, нашему мирскому времяпрепровождению? Это ли значит – в нас не должны быть те же чувствования, как и во Христе Иисусе? Это ли значит, что «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 )? Это ли есть пример, это ли есть дорога, указанная Спасителем? Нам и более определенно, в Слове Божием, раскрывается, в чем именно ждет от нас Господь подражания Христу. В послании к Ефесянам апостол Павел говорит ( Еф.5:2 ): «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас». Так вот чему мы должны подражать – любви Христовой, должны иметь такую любовь в сердце своем, которая была бы подобна той любви, которою возлюбил нас Христос. В Евангелии от Матфея читаем: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Вот чему научитесь – кротости и смирению, дабы нам быть такими же, как Господь наш Иисус Христос , показующий этот пример. Можно ли, будучи все время в раздражении, ведя постоянную и озлобленную борьбу со всеми окружающими, можно ли, возвеличивая свою человеческую волю, впадая в гордыню, можно ли «брать пример» со Спасителя и Его кротости и смирения? И как можно соединить это «постольку поскольку» с образом Христа, который, как предмет подражания, стоит перед внутренним зрением человека?! Увещевая Тимофея подвизаться добрым исповеданием апостол Павел говорит: «Добрым исповеданием подражай Христу, который засвидетельствовал перед Пилатом доброе исповедание, неукоризненно» (См.: 1Тим.6:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Источники и литература 1. Смирнов Ф.И. Богословское учение славянофилов перед судом проф. Линицкого//Православное обозрение. 1883. Ч. 3. 10. С. 273–295. 2. У Троицы в Академии. 1814–1914 гг. М., 1914. 3. Феофан Затворник , свт. Письма к протоиерею В. П. Нечаеву //Душеполезное чтение. 1909. Ч. 3. 4. Феофан Затворник , свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам (Главы I–VIII). М., 2006. 5. Феофан Затворник , свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам (Главы IX–XVI). М., 2006. 6. Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого. М., 2006. 7. Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам второго. М., 2006. 8. Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Галатам. М., 2005. 9. Феофан Затворник , свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004. 10. Феофан Затворник , свт. Творения: толкования посланий апостола Павла: послание к Колоссаем и Филиппийцам. М., 1998. 11. Феофан Затворник , свт. Толкования Посланий апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. 12. Феофан Затворник , свт. Толкования Посланий апостола Павла: пастырские послания. М., 2005. 13. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: в 8 т. М., 1900. Т. 2. 3 Смирнов Ф.И. Богословское учение славянофилов перед судом проф. Линицкого//Православное обозрение. 1883. Ч. 3. 10. С. 292. 4 Критическая систематизация хомяковской экклесиологии представлена мной в монографии « " Церковь не Академия»: русское внеакадемическое богословие XIX в.», в настоящее время принятой к печати издательством ПСТГУ. Вследствие этого ниже даются ссылки только на самые важные цитаты или приводятся выходные данные уже опубликованных статей по известному конкретному вопросу. 6 См. подробнее: Khondzinskiy P., archpr. Yuri F. Samarin as a Commentator on Alexei S. Khomiakov’s Theological Works.//Religion and Culture in Russian Thought. Kraków, 2014. P. 86–93. 8 «Общины христианские, оторвавшиеся от Святой Церкви, не могли уже исповедывать (так как уже не могли постигать духом) исхождение Духа Святого от Отца одного, в самом Божестве; но должны были уже исповедывать одно только внешнее послание Духа во всю тварь, послание, совершаемое не только от Отца, но и через Сына» (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

К уму также относятся понятия чистоты, мрачности, гордости и смирения. Ясно, что, какие могут быть у искусственного интеллекта чистота или мрачность, смирение или гордость? Никаких. Но о человеческом уме, пораженном гордостью, говорит Священное Писание , упоминая «гордых мыслию сердца» (см.: Песнь Пресвятой Богородицы 4, Лк 1: 51 ). Или можно вспомнить выражение апостола Павла из Послания к ефесянам «помраченные смыслом» ( Еф 4:18 ), он говорит здесь о некоей мрачной мысли. Как чисто технически можно описать мрачность мысли – это отдельный вопрос, но Евангелие об этой мрачности говорит. Именно в уме первоначально происходит развращение или падение человека: «не развратитеся вслед мыслей своих» ( Числ 15:39 ). Кроме того, в Священном Писании описывается способность человека работать со своим умом. В словах Первого соборного Послания апостола Петра: «препоясав чресла помышления вашего» ( 1Петр 1:13 ) подразумевается некая собранность, передаваемая через образ препоясывающегося человека, упоминаются «чресла помышлений», то есть мысли, которые можно собрать. Эту способность работать со своим умом, собрать свой ум, можно определить как метафизическое свойство, возводимое к богословию личности. Кто этим умом работает? Как раз тот, кто обладает им, – личность человека. И, конечно, искусственный интеллект такой способности не имеет, будучи полностью зависимым от моделирующих его программ. Вспомним также цитату из Послания к Филиппийцам апостола Павла: «Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» ( Флп 4:7 ). Речь здесь идет о мире Божьем, превосходящем человеческий ум, который находится не где-то на небе, у недоступного и трансцендентного Бога, как думали западные философы, но который, превосходя ум человека, таинственным образом соединяется с ним и соблюдает мысли человека в определенном образе и состоянии, во Христе Иисусе. То есть здесь описывается метафизичность человеческого ума засчет синергии с Богом. Это дает нам основания утверждать, что ум человека, который живет в Церкви, в Таинствах, в молитве, будет выше технического понятия мыслительного аппарата, и человеческое «я» с благодатию содействующею будет превосходить ментальные способности просто мозга, который сейчас пытаются моделировать с помощью современных технических средств. Понятие ума у святых отцов

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Однако, за одним возможным исключением, мы не видим никаких следов, чтобы апостол модифицировал или существенным образом переориентировал свои главные доктрины. Конечно, он по-разному мог расставлять акценты, уделять внимание разным вещам (см., например, выше раздел 2.1–2), но его учение о Боге, Христе, человечестве, благодати, искуплении, оправдании, освящении и многом другом оставалось неизменным. И это не удивительно, ибо еще до начала того периода, который отражают сохранившиеся послания, у Павла была масса возможностей глубоко продумать эти вопросы. Почти 20 лет прошло между обращением Павла и его вторым миссионерским путешествием, во время которого он начал писать послания, дошедшие до наших дней. Поэтому в отношении базовых вопросов апостол давно сформулировал, сознательно или бессознательно, свои взгляды и терминологию. Пожалуй, единственное, в чем прослеживаются изменения, это его воззрения на сроки второго пришествия Христова, а также детали воскресения и будущего Суда. Начиная с Послания к Филиппийцам (1:20–23) Павел начал считаться с возможностью того, что Христос придет уже после его смерти (ср. также 1Сол.4:13–18 2Сол.2:1–12 1Кор.15:35–57 2Кор.5:1–5 ). 2) В XX веке в некоторых кругах было модно искать в Павловом богословии следы влияния мистериальных религий. В частности, некоторые утверждали, будто таинство вечери Господней и представления об умирающем и воскресающем божестве заимствованы из языческих культов того времени. Однако сейчас большинство исследователей пришли к выводу: Павлово наследие следует считать по преимуществу не эллинистическим, но раввинистическим; более того, основные христианские позиции Павла разделялись многими его предшественниками в первоначальной палестинской церкви. Далее, как показывает анализ Павловой лексики, из двух десятков (с лишним) распространенных слов, связанных с культом и верой в тайны, – слов, которые можно было бы ожидать у Павла, если бы он в самом деле задумал создать синкретическую смесь, – только слово «тайна» используется мало-мальски регулярно, причем даже оно имеет смысл отличный от того, какой придавался ему в мистериях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Эти частные наставления переходят в общие увещания избегать еретиков – докетов и «пребывать в молитве и посте» (7), подражая терпению Христа и блаженных мучеников, в том числе Игнатия (8–9) и вообще творить добрые дела и вести себя безукоризненно (10). По поводу поступка Валента Поликарп выражает глубокую скорбь (11), но просит филиппийцев не быть по отношению к нему жестокими, но простить его во имя христианского незлобия. В заключение Поликарп предлагает молиться за всех – за царей, за язычников – преследователей, обещает переслать их письмо в Антиохию и отправляет к ним Послания св. Игнатия через Кресцента (13). Особенность Послания. Послание св. Поликарпа написано очень простым слогом, без определённого плана и весьма незамысловато по содержанию. Характерно отсутствие в нём литературной самостоятельности у автора. Большею частью он говорит словами апостольских Посланий, особенно 1-го Петрова и часто пользуется Климентовым Посланием к Коринфянам. Вообще Послание Поликарпа не выказывает в нём ни литературного таланта, ни богословской силы мысли. Поликарп – натура несамобытная и не способная к творчеству: она может лишь сохранять то, что ей предано и притом сохранять твёрдо, с необычайным консерватизмом. Но в этом и достоинство св. Поликарпа, ибо он преимущественно ценен для нас, как в древности для св. Иринея, в качестве верного свидетеля апостольского Предания. Учение св. Поликарпа Смирнского . Послание Поликарпа имеет, главным образом, нравственно-увещательный характер, а в догматическом отношении даёт мало материала, имеющего хоть какую-нибудь степень оригинальности. В 7 главе он имеет в виду тех же лжеучителей докетов, против которых боролся св. Игнатий: он решительно объявляет «первенцами сатаны» тех, кто не признает плоти Христа, Его страданий и будущего Воскресения и Суда – и их лжеучению противопоставляет – «изначала преданное слово». Сущность этого «слова» в положительной форме он кратко обозначает во 2 главе, где представляет, в чём должна заключаться вера во Христа, причём речь его во многих пунктах напоминает христологическую часть Символа веры . В других местах он называет Христа Сыном Божиим и вечным Первосвященником (Polyc. Ep. ad Phil., 12, 2//PG. T. 5. Col. 1013–1016; р. п.: C. 365) и часто повторяет, что Он будет судить всех людей в день Суда (гл. 2, 1//PG. T. 5. Col. 1008А; р. п.: С. 360; см. также: гл.6:7). В нравственном учении св. Поликарп сводит всю жизнь христианскую к трем добродетелям: вере, надежде и любви (гл. 3//PG. Т. 5. Col. 1008BC; р. п.: С. 360), но в частности говорит и о необходимости аскетических упражнений – молитвы и поста (гл. 7//PG. Т. 5. Col. 1012В; р. п.: С. 362). Характерны советы о милостыне (гл. 10//PG. Т. 5. Col. 1013AB; р. п.: С. 363) и христианском незлобии (гл. 12//PG. Т. 5. Col. 1015–1016; р. п.: С. 364), в силу которого христиане обязываются молиться за врагов своих, в частности за язычников и царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

17–20). Глава 3-я. Заботливость апостола о Солунянах Итак, апостолу нельзя было лично утешить Солунян поэтому, не будучи в силах пребывать далее в неизвестности о них, он и Силуан решились одни остаться в Афинах, а Тимофея, верного своего сотрудника, послать в Солунь, чтобы он убедил солунских христиан не смущаться в скорбях, ибо христианам, замечает ап., Самим Богом суждено претерпевать в этой жизни скорби (1–5 ст.). Возвратившийся из Солуни, Тимофей принес добрые известия о Солунянах, и это утешило апостола, ибо он живет только сознанием того, что они, как и другие христиане, твердо стоят в христианской вере (ст. 6–8). Говоря так, ап. нисколько не преувеличивает своей любви к Солунянам: он даже не может воздать Богу достаточную благодарность за те духовные радости, какие доставляют ему Солуняне своей верой. На это божественное благодеяние он может отвечать только усердной молитвой о том, чтобы Бог дал ему опять возможность послужить Солунянам при личном свидании с ними. И теперь ап. молится, прежде всего, о том, чтобы Бог сделал ровным путь его в Солунь, а в Солунянах, – придет или не придет к ним апостол, – усилил бы любовь. Дело апостола содействовать пополнению познаний Солунян о вере христианской, дело Божие – умножить в христианах любовь и, притом, такую, которая бы обнимала всех людей (какой любовью было проникнуто в особенности сердце ап. Павла, ибо он полюбил Солунян еще прежде, чем они соделались его братьями во Христе). Эта любовь утвердит их сердце в чистоте совершенной (пред Богом), каким оно и должно явиться ко дню 2-го пришествия Христова (ст. 9–13.). Глава 4-я. Увещание к святой жизни. Учение о втором пришествии Христовом и воскресении мертвых В предшествующих главах ап. сказал много радостного для церкви солунской и потому мог надеяться, что сердце Солунян после этого будет вполне расположено к нему. Таким образом, он, естественно, переходит к увещаниям, которые должны дополнить то, что недоставало в вере Солунян (см. 3, 10 и 13). Надеясь, что слова его не останутся без действия, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Рассмотрим подробно первую часть ( Ис.52:13–15 ), в которой кратко изложены основные идеи всей песни, а также особо – стих 53:11, содержащий важное разночтение в кумранском Великом свитке. 52:13 Синодальный перевод : «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится». Букв, перевод М. Д. Муретова : «Вот, преуспеет Слуга Мой: возвысится и вознесется и возвеличится весьма» 101 . В этом стихе, еврейский текст которого совпадает в МТ и 1QIs a , пророк излагает основную мысль всего пророчества: прославление Слуги Господня является результатом Его деятельности . Далее Исаия описывает преимущественно страдания Слуги Ягве, но для пророка они представляют интерес не сами по себе, а как причина прославления Мессии. Исаия характеризует деятельность Слуги выражением «будет благоуспешен» (, «йаскил»), которое по-еврейски имеет буквальный смысл «быть благоразумным, действовать благоразумно». Но благоразумная деятельность всегда сопровождается положительным результатом, поэтому указанное выражение (, «йаскил») употреблено здесь в значении «действовать успешно, преуспеть» (ср. Нав.1:8 ; Иер.10:21 ). Успех Слуги Ягве – это следствие «самостоятельного и сознательного преследования сознательно поставленной себе цели». И. А. Орфанитский подчеркивает, что в случае, когда успешный результат зависит не от самого действующего лица, а от сторонней, внешней причины, понятие успеха обозначается иным еврейским словом («гицлиа») происходящим от глагола («цалах») – «стремительно, настойчиво двигаться» (например, в повествовании Второисаии о Кире; Ис. 48:15 ). 102 В последующих трех глаголах («возвысится и вознесется, и возвеличится») Исаия показывает три этапа возвышения Слуги Ягве : начальный, серединный и кульминационный. Первый глагол ( 103 «йарум», исходная форма , «рум») означает «приподниматься над уровнем чего-либо» (см. Притч.11:11 ), второй (, «нисса», исходная форма (, «наса») – «подниматься так, чтобы стать заметным, славным», т.е. достигнуть определенной степени величия, и, наконец, третий глагол ( «гаваг)», исходная форма , «гаваг») означает простое «пребывание на высоте без дальнейшего стремления вверх», а, значит, предполагает достижения апогея славы и наивысшее величие. По мнению многих толкователей, на Господе Иисусе Христе эти три состояния исполнились в Его воскресении, вознесении на небо и седении одесную Бога Отца, что было следствием Его преуспевания в деле искупления человеческого рода от греха. Интересно, что третье еврейское выражение, использованное Исаией для обозначения полного прославления Слуги Ягве – «возвеличится весьма» ( , «гаваг мэод») по смыслу тождественно греческому выражению ап. Павла из послания к Филиппийцам (2:9): «[Христос] смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог Его превознес» ( θες ατν περψωσεν).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

T. 6. Col. 429B; р. п.: C. 98–99). Из них Иустин не раз упоминает πομνημονεματα Апостолов (1 Apol., 67//PG. Т. 6. Col. 429В; р. п.: С. 98–99), употребляя ввиду язычников этот термин вместо Евангелий (πστολοι ν τος γενομνοις π’ ατν πομνημονεματα, καλεται εαγγλια – 1 Apol., 66//PG. T. 6. Col. 429A; р. п.: C. 98). Ввиду своей специальной темы Иустин не мог ни часто ссылаться на Евангелия, ни выставлять их исключительного значения: для язычников или иудеев это не имело бы силы убеждения, при всём том он иногда цитирует их, как Писание (γγραπται – Мф. 17:13 в Dial., 49//PG. Т.6. Col. 584; р. п.: С. 209:210). Определённо упоминается с указанием имени автора Апокалипсис Иоанна Богослова, как книга, написанная по Божественному откровению (Dial., 81//PG.T. 6. Col. 669A; р. п.: C. 267). Трудно сказать предпринимал ли Иустин (ввиду известной попытки Маркиона составить свой канон) исследования о количестве признаваемых Церковью книг; во всяком случае, он знал Павловы Послания (кроме Послания к Филиппийцам) и соборные, кроме 2 и 3 Иоанна и Иуды. Иустин [кроме того] пользовался «Первоевангелием Иакова», «Евангелием Фомы» и «Актами Пилата» (см. Эрхард). 4) Сведения о таинствах Крещения и Евхаристии и о совершении (воскресной) Литургии. Их Иустин предлагал в последних главах (1 Apol., 61, 65–66//PG. T. 6. Col. 420–421, 428–29; р. п.: C. 92–93, 97–98) 1-й Апологии: «Кто убедится и поверит, что учение и слова наши истинны и обещается жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвой и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как мы сами возродились, то есть омываются водою во имя Бога Отца и Владыки всего и Спасителя нашего Иисуса Христа и Духа Святого. А омовение это называется просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это (1 Apol., 61//PG. T. 6. Col. 421B; р. п.: C. 93). После того, как омоется таким образом уверовавший и давший своё согласие, мы ведём его к нашим братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы, как о себе, так и о просвещённом и о всех других повсюду находящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

В 1955–1956 гг. швейцарский библиофил Мартин Бодмер (1899–1971) приобрел несколько папирусных кодексов, датируемых началом 3 в., в которых содержатся большие фрагменты Евангелий от Иоанна и Луки ( папирусы Бодмера 2, 14 и 15, хранящиеся в Женеве и Ватикане). Рубежом 3–4 вв. датируются папирусы Бодмера с фрагментами 1 и 2 посланий Петра и послания Иуды (Я Bodmer 7, 8I; Женева). [См.: Papyrus Bodmer 2: Evangile de Jean chap. 1–14/Ed. Martin 5. Cologny–Geneva, 1958 (rev. ed./Ed. Martin V., Bams J.W.B. Cologny–Geneva, 1962); Papyrus Bodmer 14–15: Evangiles de Luc et Jean/Ed. Martin 5., Kasser R. 2 vols. Vol. 1. Papyrus Bodmer 14: Evangile de Luc chap. 3–24; Vol. 2. Papyrus Bodmer 15: Evangile de Jean chap. 1–15. Cologny–Geneva, 1961. Cm. также: Robinson J.M. The Story of the Bodmer Papyri, the First Christian Monastic Library. Nashville, 1987; Voicu S.H. Bodmer Papyrus: History Becomes Reality. (Bodmer Papyrus 14–15 arrives at the Vatican)/L’Osservatore Romano: Weekly Edition in English. 2007. 7 Febr. P. 8.] Один из наиболее важных документов для ранней истории канона Нового завета – канон Муратори, опубликованный в 1740 г.; кодекс, где содержится рукопись, датируется 8 в. Предполагают, что этот латинский текст является переводом с греческого, который сделан после начала 5 в.; при обсуждении его датировки исследователи склоняются к тому, что он написан в конце 2 в. – не позднее 200 г. Есть подозрения (впрочем, необоснованные), что канон Муратори может быть латинским переводом какого–то труда Ипполита Римского . В каноне упомянуты Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, 13 посланий Павла (по два – к Коринфянам и Фессалоникийцам, по одному – к Ефёсянам, Филиппийцам, Колоссянам, Галатам, Римлянам; при этом отвергаются два послания – к Лаодикийцам и Александрийцам – за их маркионитский дух), послания Иуды и два – Иоанна и два апокалипсиса – Иоанна и Петра, в связи с которыми упоминается и «Пастырь» Ерма . По непонятным причинам канон включает также книгу «Премудрости, написанной друзьями Соломона в его честь». Отсутствуют в каноне оба послания Петра, послание Иакова и послание к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тот самый Апостол, который, желая отвести Господа от крестного пути, в период своей ветхости говорил Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою», и который заслужил за это суровый упрек от своего Учителя, сказавшего ему: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф.16:22–23 ), этот Апостол, озаренный Духом, убеждает, как вы, надеюсь, помните, чад Христовой Церкви «не чуждаться огненного искушения ... как приключения для них странного, радоваться участию в Христовых страданиях» ( 1Пет.4:12–14 .). Писания и жизнь другого первоверховного Апостола Павла преисполнены, можно сказать, раскрытием и выявлением тайны и силы крестной, неведомых и чуждых миру. «...Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость... я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого», – пишет он Коринфянам ( 1Кор.1:23–24, 2:2 ). «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира», – говорит он в послании к Галатам ( Гал.6:14 ). Это устремление ко Христу распятому, сораспятие Ему, «ношение язв Его на теле своем» ( Гал.6:17 ), вообще вседушное и всестороннее приятие крестного пути (см. 2Кор.11:23–29 ) соделало великого Апостола языков причастником силы Христовой в такой мере, в какой едва ли кому сообщалась эта сила. Приобщившись ей, он мог дерзновенно исповедать в послании к Филиппийцам: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп.4:13 ). И точно, только укрепляемый безмерной силой Христовой, мог святой Апостол переносить все то, что перенес он на своем изумительном жизненном пути. И посмотрите, с какою бодростью и почти радостью говорит он о испытываемых им неисчислимых скорбях: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» ( 2Кор.4:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010