II. Паремия, читаемая за вечернею во вторник первой седмицы Великого поста (Быт 1, 14–23). В сей паремии содержится повествование о четвертом и пятом днях творения.   Быт.1:14–16 .  И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию: и да будут в знамения и во времена, и во дни, и в лета. И да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако. Бытописатель повествует о четвертом дне творения. До сего дня в нашей солнечной системе, равно как и в других, светящая материя, хотя и начала сгущаться и собираться к одному центру, но еще не успела так плотно обложить собою темную массу тел небесных, чтобы они могли явить­ся светилами. Она представлялась светящим туманом без определенных очертаний и вследствие своей разреженнос­ти не имела той яркости, какую получила в четвертый день. В этот день она, так сказать, окончательно вошла в берега, т. е. улеглась около солнца и других центральных тел, которые называются неподвижными звездами. Светила, без сомнения, устроены не для одной земли, едва приметной части в составе мироздания, но бытописа­тель, имея в виду преимущественно земной шар, рассматривает их только в их отношении к земле. В сем отношении им дано от Бога то назначение, чтобы «освещати землю и разлучати между днем и нощию». Одно из них освещает землю днем, другие умеряют темноту ночи. Что же касается до разлучения между днем и ночью, то и до четвертого дня творения были на земле дни и ночи, но пока свет не был окончательно сосредоточен в солнце, последнее нельзя было назвать причиною смены дня и ночи: свет независимо от солнца озарял попеременно то одну, то другую сторону земли, обращавшейся вокруг своей оси. – Яснее и подроб­нее о назначении светил говорится далее: «и да будут в знамения, и во времена, и в дни, и в лета». Светила называ­ются знамениями не в том смысле, чтобы по ним (т. е. по положению и течению звезд), можно было гадать о буду­щих событиях, чем занимается астрология, – а в том, что по цвету солнца и луны можно предугадывать иногда со­стояние погоды. «Вечером вы говорите: будет ведро, пото­му что небо красно, а поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово» ( Мф 16,2–3 ), сказал Господь фарисеям. Кроме того для мореплавателей и для караванов в пустыне непо­движные звезды служат указателями направления в пути. Эта услуга светил небесных имела великое значение, пре­имущественно до времени изобретения компаса. – «И во времена», т. е. для измерения времен года: весны, лета, осени, зимы, для счисления месяцев, и вследствие того, для определения времени праздников, полевых работ и т.п., – «Во дни, и в лета», т. е. для измерения долготы дней и для счета годов. Долгота дней определяется вступлением со­лнца в то или другое созвездие, как то: овна, тельца, близ­нецов и т. под. Год измеряется обтечением земли вокруг солнца, а у древних евреев измерялся числом новолуний.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт 49:1–2, 8–12). В сей паремии содержится предречение патриарха Иа­кова о судьбе потомства сына его Иуды.   Быт.49:1–2 .  Призва Иаков сыны своя, и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни. Соберитеся и послушайте мене, сынове Иаковли, послушайте Израиля, послушай­те отца вашего. «Призва Иаков сыны своя». Это было во время предсмерт­ной болезни Иакова, спустя 17 лет по переселении его в Египет. Всех же лет жития его было 147 ( Быт 47, 28 ). У Иакова было 12 сыновей, рожденных от Лии (Рувим, Си­меон, Иуда, Иссахар, Завулон), от Рахили (Иосиф и Вени­амин), и от их служанок (Дан, Неффалим, Гад и Асир). Кроме того, на смертном одре он усыновил внуков своих, детей Иосифа: Ефрема и Манассию, и преподал им благо­словение ( Быт.48 ). Благословив внуков, Иаков теперь созы­вает к себе сыновей и к  ним одним обращается с предсмерт­ной речью, имеющею в еврейском подлиннике стихотвор­ный склад подобно вдохновенной песни Моисея по переходе чрез Чермное море ( Исх 15, 1 – 19 ), его же пред­смертным обличениям и благословениям к израильтянам ( Втор 32:1–43, 33:2–29 ) и пророчеству Валаама ( Чис.23–24 ). Когда сыновья Иакова явились на его зов, он до двух раз повторяет: «соберитеся», т. е. соберитеся вокруг моего одра, станьте поближе ко мне, чтобы могли удобно расслышать мой слабый старческий голос. «Да возвещу вам, что срящет вас в последния дни». Иаков ощущает в себе движение пророческого духа; пред его духовным зрением открывается в далеком будущем судьба избранного народа, имеющего от него произойти он хочет возвестить своим сыновьям то, что с ними лично имеет случиться, но именно то, что ожидает их в последния дни, в далеком будущем, следственно хочет возвестить им, как родоначальникам 12 колен, судьбу этих колен. Главным предметом его предска­заний служит занятие будущими 12 коленами земли обе­тованной, имеющее последовать чрез  250 лет по его смерти, распределение их по известным уделам, степень внешнего благосостояния их и их отношения между собою и к внеш­ним врагам. Но в предречении об Иуде взор патриарха обнимает судьбу его потомства не только в земле обето­ванной, но преимущественно в царстве Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

III. Паремия, положенная на вечерне в среду первой седмицы Великого поста (Быт 1:24–31, 2:1–3). В сей паремии повествуется о шестом дне творения и о седьмом покоя.   Быт.1:24 .  И рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая [п](точнее с еврейского: скот) и гады, и звери земли по роду. И бысть тако. Идет речь о сотворении животных, живущих на суше. Между ними различаются скоты, пресмыкающиеся и звери земли [полевые]. Различие между скотами и зверями состо­ит в том, что первые большею частию принадлежат к четвероногим домашним, легко привыкающим жить вмес­те с человеком ( Быт 47, 18 ; Исх 13, 12 ), последние назна­чены для обитания только в степях и лесах.   Быт.1:25 .  И сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их. И виде Бог, яко добра. «И сотвори Бог звери...». Это значит, что земля, которой повелено извести назначенных для обитания на ней живот­ных, могла быть только орудием в руках Творца для про­изведения их, а не виновницею их бытия, – одно Творчес­кое всемогущество могло даровать им бытие по роду их, т. е. с разделением их на существующие теперь роды, вслед­ствие которого животные одного рода  не могут выродиться в животных другого рода. «И виде Бог, яко добра». Одобрение Творца простирается на животных не только в первоначальном, но и в последу­ющем их состоянии. Вследствие грехопадения Адамова они утратили часть своих совершенств, но и доселе не перестают являть на себе следы премудрости и благости Творческой. В устройстве их тела заметно приспособление к потребностям их питания и защиты. Кроме того, живот­ные приносят великую пользу человеку, служа разным его потребностям. В общей экономии природы полезны и пло­тоядные животные: истребляя других животных, они пре­пятствуют излишнему размножению их ко вреду человека и прочих существ; пожирая трупы естественною смертию умерших животных, они не дают воздуху испортиться от тления разлагающихся трупов. Творец, предвидя, что под­чиненные человеку звери некогда восстанут на падшего своего владыку и сделаются опасными для его жизни и благосостояния, разъединил их от него и местом житель­ства, и временем деятельности. Зверям диким Он установил жить в лесах, в степях, в местах, необитаемых людьми. Временем деятельности определил им ночь; с наступлени­ем ее «бродят все лесные звери; львы рыкают, ища добычи, и требуя от Бога пищи себе. Воссиявает солнце, и они скрываются и ложатся в свои логовища. Выходит человек на дело свое, и на работу свою до вечера». Пораженный мудростию такого распоряжения псалмопевец восклицает: «как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» ( Пс 103, 20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Господи, воззвах поется во глас стихир на Господи, воззвах, помещенных в Триоди Постной. Со стиха: Аще беззакония назриши..., начинается пение стихир на Господи воззвах, которых полагается 6, и именно: 3 из Постной Триоди и 3 святаго из Минеи 662 . Слава – святаго из Минеи, если есть. И ныне, богородичен по гласу Славы, напечатанный в дополнительной части Минеи и Ирмологионе 663 . Если Славы святаго нет, то Слава, и ныне, богородичен по гласу стихир святаго, а во вторник (пред средой) и четверток (пред пятком) крестобогородичен. Иерей в алтаре: Премудрость, прости 664 . Предстоятель или лик: Свете тихий... Далее – возглашения, указанные нами при изложении порядка вседневной вечерни во дни пения Октоиха, а также в 12 гл. 2 ч. (подстрочн. примеч. После того чтец: прокимен, глас N, и самый прокимен, напечатанный в Триоди Постной 665 . Первый лик поет этот прокимен. Чтец – стих. Второй лик поет прокимен. Чтец сказывает первую половину прокимна, лик поет вторую. Священник (но не диакон, даже по означен. москов. изд., л. 71 на об., хотя по этому изданию диакон принимает участие в отправлении описываемой вечерни): Премудрость. Чтец именует чтение. Священник: Вонмем. Чтется паремия из книги Бытия, напечатанная в Триоди Постной. Священник: Вонмем. Чтец: прокимен, глас N, и самый прокимен, так же напечатанный в Триоди Постной. Первый лик поет прокимен: Чтец – стих. Второй лик поет прокимен. Чтец сказывает первую половину прокимна, лик поет вторую. Священник: Премудрость: Чтец именует чтение. Священник: Вонмем. Чтется паремия из книги Притчей, напечатанная в Триоди Постной. Предстоятель (по 49 гл. Типик.) или чтец (по 9 гл. Тип. и по Чину повседневн. вечерни, напечат. в издании Киево-печ. лавры, л. 3): Сподоби, Господи... Иерей 666 пред царскими вратами (чит. Чин вечерни во вся дни св. Четыредесятницы в изд. Киево-печ. лавры, л. 3 на об.) произносит ектению: Исполним вечернюю молитву... и возглас: Яко благ и человеколюбец... Священник: Мир всем (См. Служебн., Послед. вечерни, стр. 21, и особ. изд. Служб на каждый день 1 седм. св. Четыредесятницы л. 73 на об.). Лик: И духови твоему. Диакон (если он служит): Главы наша Господеви приклоним. Лик: Тебе, Господи. Священник читает молитву главопреклонения (см. Служ.) и говорит возглас: Буди держава царствия твоего... Лик: Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Это может показаться странным, но у секулярных гуманистов «капеллан» (военный священник) «обеспечивает пастырское попечение» (provides pastoral care), основанное на принципах гуманизма, причём гуманизм назван верой в возможность жить полноценной жизнью без Бога 167 . Другой «гуманистический капеллан» Грег Эпштейн (Greg Epstein) является автором книги «Хорошо без Бога: Во что верит миллиард нерелигиозных людей» (Good Without God: What a Billion Nonreligious People Do Believe) 168 . Подобная постановка вопроса удивляет, в том числе, соотечественников таких «капелланов». В частности, доктор и психолог Линда Минтл (Dr. Linda Mintle), излагая своё возмущение использованием атеистами священного сана для пропаганды атеистических идей, отмечает, что в Гарвардском университете, основанном в 1636 году для обучения духовенства и становления христианского образования, гуманизм причисляется к религии 169 . Итак, мы видим, что светский гуманизм, в настоящее время стремительно распространяющийся на Западе, является квазирелигией, имеющей собственные непререкаемые вероучительные установки, нравственные нормы, культ и символику. Как и советская антирелигиозная идеология, он претендует на мировоззренческую монополию и не терпит конкуренции. Светский гуманизм, несмотря на маскировку под нерелигиозную организацию, остаётся такой же «системой подмен, приучающей человека забыть о его земной цели, забыть о Боге, о заповедях, данных в Откровении и записанных в сердце человеческом» 170 , как и коммунизм. С православной точки зрения любая квазирелигия, как и атеистическое мировоззрение в целом, эксплуатирует душу человека, обманывая религиозное стремление души к Богу и счастью (миру, душевному покою), направляя все силы на обманчивую реализацию желаний в мире материи. А настоящим источником всех здравых гуманистических идей, без сомнения, было именно христианство , которое гораздо гуманнее светского гуманизма, являющегося по своей сути глубоко антигуманным и настолько же антицерковным 171 . Раздел II. Библеистика Восхождение пророка Илии на небо: интерпретация события Кашкин А.С., кандидат богословия, доцент, преподаватель СПДС Среди всех событий, описанных в Книгах Царств, пожалуй, одним из наиболее известных широкому кругу верующих является восхождение пророка Илии на небо. Это событие представлено в 4Цар.2:1–11 , причём о самом восхождении на небо пророка Илии говорится весьма кратко: только в стихах 1 и 11. Отметим также, что данный фрагмент дважды читается в нашем православном богослужении: это 5-я паремия праздника Богоявления и 3-я паремия в день памяти пророка Илии (20 июля по старому стилю). Целью нашего исследования не является толкование всего фрагмента, но мы ставим задачу более узкую: представить анализ библейского текста, в котором говорится о восхождении пророка Илии на небо ( 4Цар.2 :11г), а также попытаться ответить на вопрос: куда именно был возведён Богом пророк Илия?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

     Быт.9:28—29. Поживе же Ное по потопе лет триста пятьдесят. И быша вси дние Ноевы лет девятьсот пятьдесят: и умре.    Примеры подобного долголетия уже не встречаются после потопа. Господу угодно было продлить жизнь Ноя на столь долгое время до потопа для сохранения чрез него древних благочестивых преданий и божественных откро­вений и для передачи их в целости, чрез устные рассказы, грядущим родам. Что мог он сам слышать до потопа от Малелеила, который помнил Адама, то же мог слышать от него после потопа Сала, отец Евера, от которого получил название избранный народ.      Быт.10:1. Сия же [суть] бытия [n] [родословия] сынов Ноевых, Сима, Хама, Иафета. И родишася им сынове по потопе.   Сей стих, которым оканчивается паремия, составляет заглавие следующего за тем подробного родословного списка ближайших потомков Ноя от трех его сыновей. В составе Моисеева повествования это родословие имеет то значение, что пролагает путь к разумению пророчества Ноева в соображении с его исполнением, и постепенно вводит бытописателя в историю народа Божия. По сей последней причине родословие оканчивается членами Си-мова потомства, к которому принадлежит народ Божий (Быт 10:2—31). XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе...    В сей паремии содержится повествование о столпотво­рении Вавилонском, о смешении языка и о рассеянии пле­мен.      Быт.10:32. Сия племена сынов Ноевых по родом их, по языком [n] [в народах] их: от сих разсеяшася острови языков на земли по потопе.   Сии слова составляют заключение предшествующего родословного исчисления тех потомков от трех сынов Ноя, которые имена свои оставили странам и народам [языкам], современным бытописателю и достойным особенного вни­мания по их судьбе. Бытописатель насчитывает таких по­томков 14 в племени Иафета, 31 в племени Хама и 27 в племени Сима. Группы народов, происшедшие от сих по­томков Ноевых и расселившиеся по лицу земли, бытопи­сатель называет «островами» в том смысле, что каждая из них существовала отдельно одна от другой, как острова на море, — не смешиваясь с другими ни границами, ни язы­ком, ни учреждениями, ни обычаями. Это разделение и рассеяние повсюду народов произошло, главным образом, от чуда смешения языка, которое описывается в следую­щих стихах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Перед Литургией Преждеосвященных Даров всегда совершаются великопостные часы (третий, шестой и девятый) и изобразительны. Литургия Преждеосвященных Даров совершается на вечерне, которую положено в эти дни совершать в 3-4 часа пополудни. Поэтому, чтобы причаститься на этой литургии, необходимо почти весь день не вкушать пищи, соблюдать совершенный пост. В 1968 г. определением Священного Синода Московской Патриархии литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером в тех храмах Московского Патриархата, где правящий архиерей найдет это полезным (3, с. 217). Литургия начитается с обычного возгласа «Благословенно царство». После него совершается последование вечерни: звучит предначинательный 103-го псалом, перед Царскими вратами священник читает Светильничныя молитвы. После 103-го псалма произносится великая ектенья, первая ектенья каждой службы, и стихословится 18-ая кафизма: «Ко Господу внегда скорбети ми…» Во время чтения 18-й кафизмы совершается важной священнодействие: Преждеосвященный Агнец переносится с престола, где он хранился в дарохранительнице, на жертвенник. При начале первого антифона, священник вынимает из дарохранительницы Преждеосвященный Агнец и кладет его на дискос. Во время второго антифона, священник кадит престол с Агнцем. Во время третьего антифона священник, сотворив земной поклон Св. Дарам, поднимает дискос со Св. Агнцем и переносит его на жертвенник, вливает в чашу вино с водой и покрывает священные сосуды покровцами. В этот момент уместно сделать земной поклон. По окончании кафизмы следует пение «Господи, воззвах» со стихирами. На литургии Преждеосвященных Даров всегда поется десять стихир. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата и совершается Вечерний вход. В тех случаях, когда на литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие (в дни праздников и в первые три дня Страстной седмицы), вход совершается с Евангелием. После «Свете Тихий» произносится прокимен из Триоди и бывает чтение двух паремий. Как уже говорилось, в дни св. Четыредесятницы первая паремия всегда бывает из книги Бытия, как изображающая грехопадение человека и пагубные последствия его. Вторая паремия берется из книги Притчей, повествующей о Божественной премудрости, которую надлежит искать кающимся грешникам, если они действительно желают исправить свою греховную жизнь (2, с. 160).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Разделы портала «Азбука веры» изучающим православное христианство Слова Дела Возглас « Благословенно Царство… ». Хор: « Аминь » Чтец: « Приидите, поклонимся… » и 103-й псалом. Мирная ектения Священник читает светильничные молитвы. Кафизма (обычно 18-ая, но на 5-й седмице Поста — другая) 1-ая «слава». Малая ектения Священник достаёт Агнец из дарохранительницы и кладёт Его на дискос. 2-ая «слава». Малая ектения Каждение Преждеосвященного Агнца с иерейской свечой. 3-ья «слава». Малая ектения. Перенос Агнца с престола на жертвенник . Звонок в колокольчик при подъёме Агнца с престола и 2-й звонок при поставлении на жертвенник. Наливание вина в чашу. Покрытие Даров (кадило, свеча на жертвенник). «Господи воззвах» и стихиры Каждение алтаря и всего храма. « И ныне… » Богородичен « Свете тихий… » Прокимен, 1-ая паремия (из Бытия) После прокимна ЦВ закрываются. 2-й прокимен ЦВ снова открываются. « Премудрость, прости » Свящ-к начертывает крестн. знамение свечой и кадилом, лицом к престолу. Дьяк.: « Повелите » Свящ.: « Свет Христов просвещает всех » … Священник возвышает свечу с кадилом лицом к народу. 1-й колокольчик. После возгласа — сразу второй раз в колокольчик. … и сразу 2-ая паремия (из Притчей) Врата закрываются. Великий прокимен « Да исправится молитва моя… » 1-й колокольчик. Священник непрерывно кадит у престола; на пение последнего стиха кадит у жертвенника; на последнее пение прокимна возвращается к престолу, а у диакон у жертвенника продолжает каждение. В самом конце прокимна — второй колокольчик. 3 земных поклона, после чего ЦВ закрываются Каждение. Сугубая ектения (« Рцем… ») Священник разворачивает антиминс. Ектения об оглашенных Ектении верных 1-ая и 2-ая. В конце 2-й ектении открываются ЦВ. « Ныне силы Небесныя… » Аналог Херувимской песни на обычной литургии. Каждение (½ — только внутренняя половина алтаря). Вход с Преждеосвященными Дарами (пономарь идёт лицом к Дарам): колокольчик до и после перенесения Даров с жертвенника на престол 3 земных поклона. ЦВ закрываются; завеса закрывается на ½.

http://azbyka.ru/shemy/liturgija-prezhde...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010