Если тексты из души чтеца переходят в душу внемлющих – служба длинная, а ты и не замечаешь, как она проходит Много вопросов и, конечно, немного ответов. Как это все актуализировать? То есть как этот громадный комплекс слова Божия доносить до нас, чтобы мы пребывали в этом? Что греха таить, сам чтец и даже священник часто пребывает в службе, как в некоем потоке. Воспринимает произносимые слова как некий фон. А чтобы действительно прочувствовать и уразуметь все эти тексты (тем более простому прихожанину), надо сильно потрудиться в этом направлении. Хотя бы научиться благочестивому, молитвенно-разумному чтению текста, а не просто прогонять, тараторить его. Служба прошла быстро – а уходишь разбитый. Но если тексты из души чтеца переходили в душу внемлющих – служба была длинная, а ты и не заметил, как она прошла. Это очень важно. Теперь более конкретно. Дневной круг у нас начинается с вечерни. Тут очень интересно. Мы служим начало: 103-й псалом, «Господи, воззвах», малый вход, иногда и без него. Но всегда с прокимном. Прокимен, как семинаристы, а тем более священники, естественно, знают, – это фраза, предваряющая чтение Священного Писания. Прокимен у нас произносится непременно, за счет него никто службу не сокращает. Прокимен мы читаем, а Священного Писания после этого нет. То есть подошел к книжной полке, взял предисловие, а книги нет. Прокимен – предисловие, даже не предисловие, скорее эпиграф. Надписание. Конечно, всегда должна читаться паремия. Кстати, уже были попытки составить круглогодичные паремии, чтобы на всякой вечерне всегда была паремия. А исторически она там и была. Во времена древней Апостольской Церкви там всегда читалась паремия – ветхозаветное чтение. И после этого произносилось поучение по тексту этого чтения. Вечерня сконцентрирована на Ветхом Завете, а утреня – на Новом Завете. Конечно, имеет значение, как мы читаем. Паремии у нас есть не всегда. В абсолютном большинстве служб никаких паремий нет. Захочешь – надо лекционарий составлять. Когда я служил в Енисейске, мы составляли паремийник на весь год, даже немножко им пользовались, но это не прижилось. Паремия, если она прочитывается той же тональностью и тем же образом, что и шестопсалмие, – это не то. Шестопсалмие – это наша молитва. Все смотрим на восток, даже свет погашен. Все углубились в молитву, и это прекрасно. А во время чтения паремии чтецу следовало бы смотреть на людей и читать, может быть, даже простым, обычным голосом, чтоб люди понимали, что это им читают и чт о им читают. И вот здесь как раз возможно использование русского языка в богослужении. Здесь вполне можно было бы прочитать что-нибудь из Иезекииля, из Иеремия на русском языке и произнести краткое поучение, разъяснение и наставление по этому тексту.

http://pravoslavie.ru/144894.html

Завершаются изобразительны 16-ю поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина . Вечерня Вечерня начинается без возгласа «Благословен Бог наш…» после поклонов на изобразительных (как и в седмичные дни Великого поста). Кафисма рядовая. На «Господи, воззвах…» стихиры поются в соответствии с тем, какая служба совершается на следующий день (в зависимости от знака святого). Прокимен Триоди. Паремия Триоди 2-й прокимен Триоди Обратим внимание, что на сырной седмице, в отличие от седмичных дней поста, читается только одна паремия! «Сподоби, Господи…» (читается). Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. «Ныне отпущаеши…» (читается). Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь святого, «Слава, и ныне» Богородичен 4-го приложения (накануне сырной субботы – Богородичен воскресный по гласу тропаря). Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…». Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь». «Всесвятая Троице, Единосущная Державо…». Хор: «Буди имя Господне…» (трижды). Чтец: «Слава, и ныне» и 33-й псалом. Священник: «Премудрость». Хор: «Достойно есть …» до половины и далее переход на отпуст по чину. Отпуст вседневный. Таким образом, мы видим, что эта вечерня совершается уже по чину, близкому к вседневному (чему соответствует и схема пения стихир на «Господи, воззвах…», и тропарей по «Ныне отпущаеши…»). В принципе, нужно запомнить только три ее отличительные черты, сходные с особенностями великопостного чина: 1) вечерня не имеет начального возгласа, но сразу после поклонов на изобразительных читается «Приидите, поклонимся…»; 2) после «Свете Тихий…» поются два прокимена Триоди и читается одна паремия (между прокименами); 3) Окончание вечерни (после ектении «Помилуй нас, Боже…») полностью соответствует схеме вечерни накануне праздника полиелейному святому в седмичный день Великого поста (для сравнения см. далее § 8.1 следующей главы). Кроме того, точно такую же схему в Уставе имеет окончание вечерни накануне суббот 2–6-й седмиц Великого поста в том случае, если в пятницу не совершается литургия Преждеосвященных Даров. Однако в практике такой вариант (за редчайшими исключениями) не встречается: обычно у нас или служат литургию Преждеосвященных Даров, или же служба в пятницу утром не совершается вообще (в малых храмах). § 2.4. Сырная суббота

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт 49:33, 50:1–26). В сей паремии повествуется о смерти и погребении Иакова и о последних днях Иосифа.   Быт.49:33 .  Преста Иаков завещая сыном своим: и возложив Иаков нозе свои на одр умре, и приложися к людем своим. «Преста Иаков завещая сыном своим». Свою пророчес­кую речь о судьбе сыновей своих Иаков заключил тем, что завещал им погребсти его в земле Ханаанской в пещере Махпельской, которую с прилежащим к ней полем купил Авраам для погребения Сарры ( Быт 23,4 – 20 ), и в которой кроме ее погребены сам Авраам, Исаак, Ревекка и Лия ( Быт 49, 31 ). Иаков утешал себя тем, что хоть кости его будут лежать в той земле, которою, по обетованию Божию, завла­деют его потомки. Объявив последнюю свою волю, Иаков замолк, «и возложив нозе свои на одр, умре». Пророческую речь и завещание Иаков произносил, сидя на одре, свесив ноги; но теперь поднял их на одр, лег и умер спокойно, в мире с совестью, с сознанием исполненного долга и своего назначения. Скорая и тихая смерть его тем поразительнее, чем сильнее было в нем то воодушевление, с каким он, за минуту пред сим, открывал детям внушения о их судьбе Духа Божия и  свою последнюю волю. «И приложися к людем своим», – соединился душою с отшедшими отцами своими и сродниками ( Быт 15, 15 , паремия XXII).   Быт.50:1–2 .  И припад Иосиф на лице отца своего, плакася [горько] о нем, и облобыза его. И повеле Иосиф рабом своим погребателем погребсти отца своего: и погребоша погребателие Израиля. «Иосиф припаде на лице отца своего», конечно для того, чтобы закрыть ему очи, как Господь обещал Иакову, уте­шая его ( Быт. 46, 4 ). Под погребением, которое Иосиф приказал устроить для отца своего, разумеется не перене­сение тела с обычными церемониями в усыпальницу, ко­торое совершено, как увидим, после, – а собственно при­готовление к погребению. Это приготовление состояло в набальзамировании. «Погребатели» – класс людей, зани­мавшихся этим искусством с целью предохранять тела от гниения. Для сей цели они употребляли разные благовон­ные смолы и бальзамы, и ими натирали трупы снаружи и наполняли их внутри, для чего предварительно вынимали из головы мозг через ноздри, а внутренность чрева через отверстие в левом боку. Набальзамированное тело погру­жаемо было в селитру, потом обвивалось полотном, покрывалось смолистым веществом и полагалось в ящик. Приго­товленные таким образом тела называются мумиями, ко­торые до сих пор находятся в Египте. У египтян бальзами­рование имело связь с поверьем, будто душа не удаляется от тела, пока оно не сгниет. Иосиф, без сомнения, не разделял этого поверья и приказал набальзамировать тело своего отца единственно для того, чтобы оно во время продолжительных обрядов оплакивания его и перенесения в Ханаан не издавало неприятного запаха. «Погребатели» [бальзамировщики] были, обыкновенно, люди свободные и за свою работу получали условленную плату. Но у такого вельможи, как Иосиф, они принадлежали к числу его «рабов».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

3.2.      Новые паремии. Некоторые из этих новых текстов весьма примечательны. Так, например, 2-я паремия в службе праведному Филарету Милостивому (1 декабря ), имея средний объем, включает как первый стих книги Иова, так и один из последних, и представляет собой, по сути дела, краткое изложение истории этого знаменитого библейского персонажа. Напротив, паремии в службе княгине Ольге (11 июля) производят странное впечатление: не заметно ни малейшей попытки «округлить» текст, придать первому стиху вид начала текста: первая паремия открывается союзом «и», во второй после первого слова видим частицу «же», третья — вероятно, вообще одна из самых коротких паремий: это первые четыре стиха (из 23 в церковнославянском тексте ) гимна доброй жене (Прит. 31:10—32). Однако при всех достоинствах и недостатках новых паремий их объединяет одно: все они скопированы из Елизаветинской Библии, и, таким образом, не являются образцами служебного текста. Это относится и к таким паремиям, которые включают в себя (полностью или частично) старые (например, 2-я и 3-я паремии в службе Царственным страстотерпцам, 4 июля): общая часть также воспроизводится по библейскому тексту. 3.3.      Старые паремии в новой редакции. Можно указать по меньшей мере три случая, когда в новых службах использованы старые паремии, однако их текст приведен в соответствие с Елизаветинской Библией; в старых же службах, унаследованных ЗМ от дореволюционных изданий Миней, эти же паремии сохраняются в служебной редакции. Первое из этих чтений — «Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая... отбеже болезнь, печаль и воздыхание»  (Ис. 35:1–10). В КбМ она помещена в службе 1-го часа в навечериеБогоявления, а также входит в состав великого освящения воды, совершаемого в тот же день. В ЗМ это чтение (уже без специального инципита и с несколько отличным началом: «Радуйся, пустыня жаждущая... отбеже болезнь, печаль и воздыхание») входит, например, в состав служб праведному Симеону Верхотурскому (12 сентября), преподобному Михею Радонежскому (6 мая) и преподобному Нилу Сорскому (7 мая). Однако в службе крещенского сочельника (6 января) паремия дана в служебной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После псалмов тропарь «Христе! Когда Ты распялся, исчезло насилие (диавола) и уничтожено могущество врага. Не ангел, не человек, но Сам Ты, Господи, спас нас; да будет Тебе слава», и стихиры. Их по три на каждом часе. и поются они по дважды. Вот стихиры первого часа. «Сегодня раздирается церковная завеса в обличение беззаконников, и солнце скрывает свои лучи при виде распинаемого Господа». «Христе царю! Как овча, Ты был веден на заклание, и как кроткого агнца пригвоздили Тебя ко кресту беззаконники – за наши грехи, человеколюбивый». «Господи! Когда взяли Тебя беззаконники, то, среди истязаний, Ты взывал: пусть вы поразили пастыря и рассеяли двенадцать овец – учеников Моих, но Я мог бы призвать больше двенадцати легионов ангелов. Однако же долготерплю, чтобы исполнилось все то недоведомое и сокровенное, что Я открыл вам через своих пророков. Господи, да будет Тебе слава!» Потом паремия из пророчества Захариина ( Зах. 11:10–13 ). Здесь предсказывается о предательстве Господа Иисуса, и именно за тридцать сребреников, и о возвращении их в сокровищницу храма... «И отвесили в уплату тридцать сребреников... И взял я тридцать сребреников, и бросил в дом Иеговы в сокровищницу» и т. д. После паремии апостол из послания к Галатам, зачало 215, ( Гал. 6:14–18 ). «А меня сохрани Бог от того, чтобы хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым мир для меня распят и я для мира» и т. д., и Евангелие Матфея, зачало 110 ( Мф. 27:1–56 ), которое почти все читалось на утрени (пятое и седьмое Евангелие страстей). Поели этого: «Стопы моя направи по словеси Твоему» и пр. и обыкновенное окончание первого часа. Точно в таком порядке идут и все часы. Дальше я уже не буду больше делать выписок, а лишь укажу на состав их. Час третий. Псалмы XXXIV, CIII и L. Паремия из пророчества Исаина ( Ис. 8:4 –11 ). Апостол из послания к Римлянам, зач. 88 ( Рим. 5:6–10 ). Евангелие Марка зачало 66 ( Мк. 15:1–41 ). Час шестой. Псалмы LIII, CXXXIX и ХС. Паремия из пророчества Исаина ( Ис. 52:13–15, 53:1–12, 54:1 ). Апостол из послания к Евреям, зачало 306 Евр. 11:11–18 ). Евангелие Луки, зачало 111 ( Лк. 23:32–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Отроки не покорились. Пришедший в ярость царь приказал, разжегши печь всемеро, бросить туда юношей-исповедников. Приказание исполнено, печь разжжена до того, что бросившие мучеников палачи, сами были сожжены вырвавшимся из жерла огнем. Отроки исповедники избавленные Ангелом, «вид Которого был подобен Сыну Божию», стоя посреди яростно бушуюшего пламени, воссылали благодарственную молитву Богу, прославляя Его промысел. Паремия здесь читается потому, что описанное в ней чудо спасения трех отроков, было прообразом «несравненно более чудесного, воспоминаемаго в великую Субботу, избавления Христа от смерти через воскресение» (еп. Виссарион, op. cit. т. 11,ст. 652). По своему внутреннему смыслу, также как и по формальной структуре, эта последняя паремия аналогична паремии 4-й (молитва Ионы во чреве китовом и избавление его) и паремии 6-й (чудесный переход евреев через Чермное море и благодарственная песнь). Только последняя паремия как бы сосредоточивает в себе всю силу упомянутых двух паремий и своим последним и окончательном взлетом переносит молящихся к воскресению Христову, которым увенчал Себя Божий Промысел на путях спасения рода человеческого. Образом правильного и истинно благочестивого отношения к путям Господним останется Навсегда песнь трех отроков в пещи. Ее внутренний смысл следующий: Огненная печь, куда ввергнуты были «богомудрии, не послужившие твари паче Создавшего (больше чем Создателю)», как будто бы предел несправедливости с точки зрения простого рационалистического соответствия подвига и награды (это несоответствие и есть основной мотив критики неприемлющего Провидения пессимизма). Огненная печь – образ ада с его огнем неугасающим, чему часто уподобляется грешная и страстая земная жизнь. И любящие Бога оказываются ввергнутыми именно в этот пламень, подобно тому, как и Сам Богочеловек на кресте и Его Матерь у креста, оставленные Богом, оказались ввергнутыми в адскую бездну. И отроки, прообразуя непоколебимое упование и любовь Самого Христа, вооружась этим упованием, побеждают силу огня, подобно тому, как и Он победил всю силу адову.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В итоге в русской библеистике становится почти аксиомой достаточно свободное отношение к неканоническим книгам: они считаются не богодухновенными, а просто «добрыми и полезными», в их исследовании применяются все принципы и идеи библейской критики (тогда как в отношении канонических книг методика библейской критики, как правило, отвергается). В частности, такой знаменитый дореволюционный библеист как профессор П. А. Юнгеров , известный своим консерватизмом и категорическим неприятием критических мнений в отношении канонических книг, применительно к книгам неканоническим с относительной легкостью соглашается с многими, подчас радикальными мыслями западных исследователей. При этом долгое время (с середины XIX до середины ХХ века) термин «неканонические книги» оставался малоизвестным и был достоянием только академических кругов. Общеупотребительным он становится только с 1968 г., со 2-го издания Библии Московской Патриархией, где было опубликовано приложение «О книгах канонических и неканонических» и сами неканонические книги с тех пор стали помечать звездочкой в оглавлении. В то же время в греческой православной традиции до сих пор нет ни самого термина «неканонические книги», ни разделения книг Ветхого Завета по принципу авторитета; все «наши» неканонические книги (кроме 3 Ездры, которая отсутствует в греческой Библии) в греческих Церквах считаются каноническими. Важно также, что многие из этих книг и отделов используются в нашем богослужении, а этот факт лучшим образом подтверждает их авторитет для верующих. Перечислим далее эти книги и отделы, кратко обозначив их богослужебное употребление. Неканонические книги: Иудифи — паремия на праздник блгв. кн. Ольги (11 июля); Премудрости Соломона — особенно широко представлена в богослужении, берется 5 различных паремий на многие праздники святых; Премудрости Иисуса, сына Сирахова — паремия в службе Всех святых, в земле Русской просиявших (Неделя 2-я по Пятидесятнице) и на полиелейный праздник 70-ти апостолов (4 января). Варуха — паремия на Рождество Христово

http://azbyka.ru/nekanonicheskie-knigi-b...

Свете тихий... Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем. Прокимен: Разделиша ризы моя... со стихом. Премудрость. Исхода чтение. Вонмем. Паремия. Вонмем. Прокимен: Суди, Господи... со стихом. Премудрость. Иова чтение. Вонмем. Паремия. Премудрость. Пророчества Исаийа чтение. Вонмем. Паремия. Вонмем. Прокимен: Положиша мя в рове... со стихом. Премудрость. К Коринфянам послание... Вонмем. Зач. 125. Мир ти. И духови твоему. Премудрость. Аллилуиа и три стиха аллилуиария Спаси мя, Боже... и т. д. Премудрость, прости, услышим св. евангелиа. Мир всем. И духови твоему. От Матфеа св. евангелия чтение. Слава тебе, Господи... Вонмем. Зач. 110. Слава тебе, Господи, слава тебе. Ектения: Рцем вси... и возгл.: Яко милостив и человеколюбец... Ампиь. Сподоби, Иосподп... Исполним вечернюю молитву... Возглас: Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава... Аминь. Стихиры на стиховне Триоди, первая: Егда от древа тя..., просто, вторая с припевом: Господь воцарися..., третья с припевом: Ибо утверди вселенную..., четвертая с прип.: Дому твоему... Слава, и ныне, Тебе одеющагося... Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь: Благообразный Иосиф.. Слава, и ныне, другой тропарь: Мироносицам женам... Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе..., Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст: Иже нас ради человеков... Многолетие 751 . На великой вечерни после стихир на стиховне во время пения Благообразный Иосиф по установившейся богослужебной практике совершается обряд выноса плащаницы таким образом. Во время пения в вечерних стихирах: Слава, и ныне, Тебе одеющагося..., иерей с диаконом с 4-х сторон кадит плащаницу, предварительно положенную на престоле, 3-жды обходя его кругом. После стихир на клиросе читаются Ныне отпущаеши... трисвятое и поется тропарь: Благообразный Иосиф...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

XI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник третьей седмицы Великого поста (Быт 6, 9–22). В сей паремии идет речь об избрании и приготовлении Ноя для сохранения во время предстоящего потопа чело­веческого рода и других тварей.   Быт.6:9 .  Ное человек праведен, совершен сый в роде своем, Богу угоди Ное. Перед сим Бытописатель говорил о всеобщем нравст­венном растлении людей, об угрозе Божией истребить их и о том, что один Ной обрел благодать пред Богом ( Быт.6:1–7 ). Теперь же замечается, чем Ной заслужил эту благодать, это благоволение Божие. Он был праведен, т. е. благочестив и добродетелен. Он был «совершен в роде своем», т. е. в нрав­ственном отношении был образцом совершенства между людьми современного ему поколения, нечестивыми и раз­вращенными. «Богу угоди Ное». Его благочестие и доброде­тель тем выше были в очах Божиих, чем труднее было сохранить их тому, кто, живя среди общества людей нечес­тивых, на каждом шагу встречал искушения и соблазны.   Быт.6:10 .  Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. О сих сыновьях Ноя, родившихся у него спустя 500 лет его жизни, бытописатель упоминал в родословии допотоп­ных патриархов ( Быт.5, 32 ). Теперь он снова упоминает о них, как о предназначенных к спасению от потопа вместе с отцом.   Быт.6:11 .  Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды. «Растлеся земля пред Богом.» Нечестие и разврат достиг­ли такой степени, что самая земля явилась оскверненною ими и непотребною в очах Божиих. – «И наполнися земля неправды». На всех местах обитания людей обитали и гос­подствовали всякого рода неправды, т. е. насильственные посягательства на честь, собственность и жизнь ближнего. От насилий нигде не было безопасности.   Быт.6:12 .  И виде Господь Бог землю, и бе растленна, яко растли всяка плоть путь свой на земли. Если сказано, что Бог увидел растление, осквернение земли, это значит не то, что Он только теперь заметил оное, – оно от века было известно Всеведущему, – а то, что теперь Он обратил на него особенное внимание. Поло­жение дел на растленной земле было таково, что Он уже не мог оставаться долготерпеливым зрителем их. Долее тер­петь растление земли и ее обитателей нельзя было, потому что уже совсем не стало людей благочестивых, потому что «всяка плоть растлила путь свой на земли», т. е. все люди, обратившись в плотоугодников, совершенно сбились с пра­вого пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

V. Паремия, положенная на вечерне в пяток первой седмицы Великого поста (Быт. 2:20–25, 3:1–20). В сей паремии содержится повествование о создании жены Адаму и о грехопадении их.   Быт.2:20 .  И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным. Адаму же не обретеся помощник подобный ему. Обозревая животных и нарекая им имена, Адам не встретил между ними ни одного, с которым бы мог разде­лить владычество над земными тварями, предстоявшие ему труды телесные, также мысли и чувства. Все это были неразумные и бессловесные существа, ни одного между ними не было похожего на человека. Адам, нарекая имена животным, произносил членораздельные звуки, в которые облекал свои мысли и суждения; но эти звуки замирали в воздухе без разумного на  них отзыва, эти мысли оставались без обмена. Адам не мог не чувствовать своего одиночества и нужды в подобном ему существе. Чувство это могло в нем возбудиться с особенною силой под влиянием наблюдения, что животные, которых он рассматривал, сотворены по четам. При взгляде на эти четы естественно могло воз­никнуть в нем желание сожития с существом, не только подобным ему по природе, но и парным ему.   Быт.2:21 .  И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. Господь навел сон на Адама для того, чтоб он в сем состоянии не мог чувствовать боли при изъятии из его тела кости. Господь в сем случае поступил подобно врачам, которые искусственно усыпляют больного, когда хотят совершить над ним тяжелую хирургическую операцию. Но сон Адама не был обыкновенным и сопровождался не одним притуплением чувствительности к боли. В душе уснувшего Адама открылись видения, подобные тем, каких способлялись пророки и апостолы, когда приводимы были Духом Святым в восторженное состояние, и, находясь в сем состоянии, не могли дать себе ясного отчета, в теле ли они оставались, или были вне тела. Подобно им, и Адам введен был Богом в «изступление» ( εχστασις), или в востор­женное состояние, в котором душа его, при бездействии внешних чувств, видела ясно, что совершал Бог над его телом, и понимал значение творческого действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010