В Евангелии от Луки как обетование смеха в будущем, так и осуждение его ныне обусловлены внутренним состоянием человека. Почему он смеется? Из-за чего плачет? Как отмечал апостол Павел, печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть (2 Кор 7:10). Но если не всякая нынешняя скорбь спасительна, быть может, и не всякое веселье предосудительно, пусть даже оно совершается ныне? Во всяком случае, в той же проповеди Спасителя, приведенной евангелистом Лукой, говорится о том, как реагировать верующим, когда их бесчестят за Сына Человеческого: возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь. Синодальный перевод облагораживает новозаветное койне: повеление ‘возвеселитесь’ ( skir­t»­sate) буквально переводится как «запрыгайте» 5 . Церковнославянский перевод ближе к оригиналу по смыслу: “возрадуйтеся в той день и взыграйте”. Так всегда ли осторожность в чем-либо предполагает полный отказ? Все же смех — дар; как и все качества человеческой природы, он дан от Бога. Более того, как представляется, в некоторых случаях можно говорить о том, что к нему прибегают авторы и Ветхого Завета. Ветхий Завет: горький сарказм и мягкий юмор Коль скоро антропоморфизмы приложимы к Богу 6 , то не только гнев, но и иные человеческие чувства могут передавать отношение Творца к созданному Им миру. И уже в Ветхом Завете это участие Бога в судьбах мира могло быть выражено по-разному. Горький сарказм обличений пророка Исаии сменяет мягкий юмор книги пророка Ионы. Трудно удержаться от улыбки, слушая в канун Пасхи чтение о том, как Бог вразумлял пророка Иону (четвертая паремия вечерни Великой Субботы). Как известно, Иона предвещал жителям языческого города Ниневии гибель. Ниневитяне покаялись, и Господь помиловал город. Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.

http://pravmir.ru/smeh-tyikva-proroka/

  Быт.1:28 .  И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, [и зверьми] и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли. " Раститеся [плодитесь] и множитеся». Нет сомнения, что в лице первых людей получил сие благословение и весь род человеческий. Оно сохранилось посреди всеобщего проклятия, ибо глубоко насаждено в природе человечес­кой. Нет также сомнения, что сего благословения, данного первой чете, достаточно, чтобы от нее одной произошел весь род человеческий. «От одной крови Бог произвел весь род человеческий, для обитания по всему лицу земли» ( Деян 17,26 ). В слове Божием нет ни одного твердого основания к тому, чтобы предполагать многих родоначальников че­ловечества. А резкие различия между племенами рода че­ловеческого по цвету кожи, по строению черепа, по языкам, по образованию легко объясняются различием климатов, различием в пище, в образе жизни, в обычаях, наследствен­ными болезнями, рассеянием племен и смешением языков. «И наполните землю». Вследствие сего благословения Божия человек не только может обитать во всех углах твердой земли, но и на воде устрояет себе подвижные жилища, и в них двигается по всем направлениям океана. «И господствуйте ею [землею] и обладайте рыбами..». Грех ослабил и ограничил власть человека над подчинен­ною ему тварию, но не мог совершенно отнять ее у чело­века. Доныне разум человеческий порабощает и покоряет себе то ту, то другую силу природы. «Всякое естество зверей, – говорит ап. Иаков, – и птиц, пресмыкающихся , и морских животных, укрощается и укрощено естеством человеческим» ( Иак 3, 7 ). Доныне неодушевленная приро­да служит разнообразным потребностям человека: возде­ланная им земля доставляет ему плоды; вода, огонь, воздух обращаются им в послушные орудия для достижения многоразличных целей, духовных и житейских.   Быт.1:29 .  И рече Бог: се дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земля всея: и всякое древо, еже имать в себе плод Семене семеннаго, вам будет в снедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Пища растительная назначается и бессловесным, как человеку, с тем различием, что им не дано права на древес­ные плоды, а только на зелень травную. На сем основании можно предполагать, что в первобытном состоянии живот­ные не были плотоядными и жили не только в полном подчинении человеку, но и в полном согласии между собою. О сем можно также заключить из пророчества Исаии о временах Мессии, как временах всеобщего мира. Тогда, по слову пророка, «волк будет жить вместе с агнцем, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок,, и молодой лев, и бык будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет питаться соломою. И будет играть младенец над норою аспида, и дитя направит руку свою на гнездо змей» ( Ис 11,6–8 . слич. Ис.65, 25 ). Все это, конечно, образы: под образом мирных отношений диких животных к домашним и к людям пред­ставляются мирные отношения между людьми: в среде их уже не будут попадаться люди с зверскими свойствами, – все сделаются кроткими, миролюбивыми и доброжелатель­ными. Но образные черты, которыми пророк описывает нравственное состояние будущего христианского общест­ва, взяты из того блаженного времени, когда на земле еще не было греха и разрушительных его последствий в чело­веке и в окружающей его природе, когда не только человек жил в мире с животными, но когда и между животными господствовал мир. Все это тем более вероятно, что и впоследствии бывали случаи, когда враждебные челове­ку животные являлись кроткими в отношении к тем, в которых сила греха ослаблена благодатию. Вспомним при­меры праведников: Ноя, безопасно жившего в ковчеге среди всех родов животного царства; Даниила, «заградив­шего уста львам " ( Дан 6, 22 ); апостола Павла, не потерпев­шего уязвления от ехидны, обвившейся вокруг руки его ( Деян 28, 5 ); некоторых мучеников, брошенных на растер­зание зверям и не тронутых ими, и преподобных, пользо­вавшихся служением диких зверей (например, Герасима на Иордане).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Здесь вполне уместно озадачить себя вопросом: почему Превечный Бог является в этот мир как «отроча младо», беспомощный Младенец, Которого Дева Мария «спеленала… и положила… в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 7)? Только Бог, соделавшийся Младенцем, Своим умалением может сокрушить и разрушить нашу взрослость во грехе Возможно, это связано с тем, что мы слишком взрослые в своей греховности и пробить ее коросту нам более чем трудно. И только Бог, соделавшийся Младенцем («отроча младо»), Своим умалением (греч. κνωσις) может сокрушить и разрушить нашу взрослость во грехе, когда во дни Рождества Христова мы все начинаем чувствовать себя немного младенцами и детьми. «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя (то есть Дитя. – прот. О.С .), тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 3–4). Да испытаем же в эти Рождественские дни умаление (κνωσις) перед Умалившимся «нас ради человек и нашего ради спасения». И последняя паремия в навечерие Рождества Христова, из Книги пророка Исаии, содержит в себе более чем известные слова: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). На этом пророчестве мы более всего заострим наше внимание, обратившись к свидетельствам древних отцов и учителей Церкви. «Если рождающая не дева, то какое это знамение? И если рождение не божественнее, чем у прочих, то почему это – пришествие Еммануила?» Святитель Василий Великий писал: «Иудеи оспаривают издание Семидесяти (то есть Септуагинту. – прот. О.С. ), говоря, что в еврейском стоит не “дева”, а “отроковица”, между тем как отроковицей можно назвать цветущую возрастом, а не женщину неискусобрачную. Ответ им удобен и сам собой готов. Ежели знамение есть показание чего-либо чудного и отличного от общего обыкновения людей, то удивительно ли, чтобы одна из многих женщина, живущая с мужем, стала матерью отрока? И как бы рожденное от похоти плотския (ср.: 2 Пет. 2: 18) могло быть наименовано Еммануилом? Поэтому если даруемое есть знамение, то и рождение да будет необычайно. А если образ рождения Отрока обыкновенный, то не называй и знамением, не именуй и Еммануилом. Посему если рождающая не дева, то какое это знамение? И если рождение не божественнее, чем у прочих, то почему это – пришествие Еммануила?» .

http://pravoslavie.ru/99900.html

Премудрость предстает здесь некоей творческой силой Божией, посредством которой Господь творит мир. Мы знаем, что Господь творит мир через Сына, «имже вся быша». Неожиданно мы видим, что Премудрости усваивается сотворение мира и украшение его. Дар Премудрости подобен жемчужине и сокровищу. Ищущий мудрости познает ее учение. По содержанию этот отрывок напоминает нам евангельскую проповедь Спасителя (особенно речи, содержащиеся в Евангелии от Иоанна). И, наконец, третье воззвание содержится в девятой главе. Оно известно лучше двух других, поскольку обычно читается в качестве третьей паремии на Богородичные праздники. По-русски она звучит так: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!” И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни» (Притч. 9, 1-6; 10). Здесь легко увидеть апостолов, посылаемых по устроении Христом Церкви на всемирную проповедь. Все уже совершилось и все приглашаются на эту торжественную трапезу Агнца. Понятно, что поскольку это принесение жертвы и устроение этого дома на семи столпах, то есть Церкви, стало возможным только посредством Боговоплощения, которое совершилось с участием Божией Матери, то эта паремия и читается на Богородичные праздники. Такое понимание этого отрывка зафиксировано и в гимнографии3: «Всевиновная и подательная жизни, безмерная Мудрость Божия созда храм Себе от Чистыя Неискусомужныя Матере: в храм бо телесен оболкийся, славно прославися Христос Бог наш. Тайно водящи други своя, душепитательную уготовляет трапезу, безсмертия же воистинну Мудрость Божия растворяет чашу верным: приступим благочестно и возопиим: славно прославися Христос Бог наш. Услышим вси вернии созывающую высоким проповеданием несозданную и естественную Премудрость Божию, вопиет бо: вкусите и разумевше, яко Христос Аз, возопийте: славно прославися Христос Бог наш». Под трапезой, приготовленной Премудростью, можно понимать не только Евхаристию, но и учение Спасителя. Святитель Василий Великий говорит, что Писание «все говорит в высшем знаменовании, под образом телесного давая нам разуметь духовное. Ибо словесную пищу души называет трапезою, к которой созывает с высоким проповеданием, то есть учениями, не заключающими в себе ничего низкого и презренного» ч. 4, с. 198].

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

Верные! никто не дерзай приступать к вечери Господней, не понимая всего значения ее; никто не участвуй в божественной трапезе с расположениями Иуды. Он, приняв часть Хлеба, восстал на самый Хлеб жизни; по наружности ученик, а на деле убийца, вступил в заговор с евреями, а вечер проводит с апостолами; с ненавистью в душе – лобызал, лобзая – предавал Того, Который избавил нас от проклятия, Бога и Спасителя наших душ». На первом часе паремия из пророчества Иеремии. В ней пророк, преданный за свои правдивые речи на смерть своими соотечественниками, представляется живым образом Спасителя. «Я как кроткий агнец, ведомый на заклание, не знал, что они составили на меня заговор: истребим дерево с плодами его, и свергнем его с земли живых, чтобы и имя его уже не упоминалось ( Иер. 11:19 ). Поэтому, так говорит Иегова Бог воинств: юноши их умрут от меча, сыновья и дочери их умрут от голода, и остатка не будет у них ( Иер. 11:22–23 ). Господи! изложу пред Тобою дело: почему путь беззаконных благоуспешен и все вероломные благоденствуют? Ты их посадил, и они укореняются, растут и приносят плод. В устах их Ты близок, а от сердца их далек ( Иер. 12:12 ). (Господь объясняет, в ком главная вина нечестия и бедствий народа). Пастыри повредили виноградник мой, разграбили участок мой, любимый участок мой сделали пустыней непроходимой» ( Иер. 12:10 ). Литургия Василия Великого . Ей предшествует вечерня. После стихир на «Господи воззвах» и входа – три паремии. После них ектения малая, трисвятое, апостол и затем совершается самая литургия. Апостол – зачало 149, из Первого послания к Коринфянам ( 1Кор. 11:23–33 ). Здесь апостол Павел предает верным об установлении таинства причащения, и передает не на основании рассказов чьих-либо, а по особенному откровению от Самого Господа Иисуса. «От самого Господа принял я то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан» и пр. Вместе с тем, указывает на условия достойного причащения и на те бедствия, к которым ведет причащение недостойное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Часы Великого пятка по внутреннему составу также отличны от обыкновенных великопостных часов. Прежде всего, все четыре часа поются за один раз и совершенно отдельно от всякой другой службы. Потом, псалмы избраны особенные, в которых есть соотношение с воспоминаемыми событиями. Дальше, на каждом часе поются стихиры, читаются паремия, апостол и Евангелие. Наконец, все это заключается чтением блаженных и пр., как заключаются часы пред преждеосвященной литургией. Так составленные часы поются трижды в году в навечериях величайших праздников: Христова Рождества, Крещения и в Великий пяток. Они называются царскими, потому что в Греции, когда она еще процветала, установлено было петь их в придворной церкви в присутствии государя. Памятником этого доселе сохраняется торжественнейшее возглашение многолетия, по окончании часов, царствующему лицу, с самым подробным исчислением всех подвластных земель и народов, и всему царствующему дому. Часы Великого пятка составлены Кириллом, архиепископом Александрийским. По уставу их должно начинать во втором часу дня, в восьмом утра по нашему счету. Вот состав первого часа. После обыкновенного начала псалмы: пятый, второй и двадцать первый. В них, как и в псалмах прочих часов, пророчества о воспоминаемых в этот день событиях. «Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Боже мой! ( Пс. 5:3 ). Кровожадного и коварного гнушается Господь ( Пс. 5:7 ). Нет в устах их истины, внутри их разврат, гортань их открытый гроб ( Пс. 5:10 ). Почто мятутся народы и племена замышляют тщетное? Вельможи собираются вместе против Господа и против помазанника его ( Пс. 11:1–2 ). Боже мой! Боже мой! внемли мне, почто ты оставил меня, удаляясь от спасения моего, от слов вопля моего? ( Пс. 21:2 ). Я в поношении у людей, в презрении у народа. Все, видящие меня, ругаются мне, расширяют уста, кивают головой и говорят: он положился на Господа, пусть избавит его, пусть спасет его, если благоволить о нем (что за точность предсказания! Как будто Давид стоял у самого креста и слышал эти вопли: «уповал на Господа, пусть теперь избавит его, если Он угоден Ему» и т. д.). Сила моя иссохла, как череп, язык мой прилипнул к устам; и в персть смерти Ты полагаешь меня. Окружили меня псы, толпа злых ходит вокруг меня, пронзили руки мои и ноги мои. Они смотрят и делают из меня зрелище. Делят ризы мои по себе, и об одежде моей мечут жребий. Вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена язычников» ( Пс. 21:7–9, 16 –19, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Ст. 11–12. …И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли (Ханаанской)... А манна перестала падать... Как первоначальное появление манны в пустыне Син 78 , так и внезапное исчезновение ее на полях Иерихонских показывает, что это был хлеб небесный и чудесный. Прекращается она тогда именно, когда Господь провел народ свой через пустыню Аравийскую, и довел до земли Обетованной, и когда евреи получили возможность питаться естественными произведениями земли. Ст. 13–14. Иисус, находясь близ Иерихона (вероятно, для осмотра и военных наблюдений над окрестностями Иерихонскими), взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч... Наш ли ты, или из неприятелей наших?... я вождь воинства Господня!... По мнению большей части отцов и учителей церкви 79 , сей небесный вождь был ни кто иной, как Михаил Архангел, богопоставленный покровитель и хранитель народа еврейского 80 . Посему-то, в православной церкви на день Архангела Михаила, 8 ноября, и читается паремия, заимствуемая из этого, именно, места книги Иисуса Навина. Чудесное и ободрительное явление архистратига воинств небесных было как нельзя более благовременно для вождя еврейского; ибо для него наступил великий и решительный день, которым должна была открыться борьба с сильнейшими и враждебными Ханаанскими племенами, для постепенного введения народа Божия в обетованное наследие!... Ст. 15. …Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих... Иисус так и сделал... Из этого обстоятельства видно, что явление архистратига Господня было не во сне, или в некотором восхищении чувств, а на самом деле. Снятие обуви было в древности знаком благоговения к святыне. Поскольку же Ангел Господень говорит от имени Иеговы, то он требует обычных знаков богопочтения 81 . Глава 6. Взятие Иерихона а) Откровение о способе завладения Иерихоном (ст. 1–4). б) Порядок шествия Израильтян вокруг Иерихона (ст. 5–15). в) Заклятие, произнесенное Иисусом Навином на город Иерихон (ст. 10–18). г) Падение Иерихона и спасение семейства Раави (ст. 19–24). д) Завещание Иисуса относительно Иерихона (ст. 25–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Цитаты из Книги притчей в Новом Завете . Несколько цитат из Книги притчей встречается в Посланиях апостольских. В Послании апостола Иакова в 4-й главе ( Иак. 4:6 ) и в Первом послании апостола Петра ( 1Пет. 5:5 ): «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»,– цитата из 3-й главы Книги притчей ( Прит. 3:34 ). В Первом послании апостола Петра: «Иесли праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1Пет. 4:18 ) – это тоже цитата из Книги притчей, из 11-й главы ( Прит. 11:31 ) и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. Во Втором послании апостола Петра во 2-й главе: «но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» ( 2Пет. 2:22 ),– тоже цитата из Книги притч ( Прит. 26:11 ). В Послании к римлянам в 12-й главе: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» ( Рим. 12:20 ) – это цитата из 25-й главы Книги притчей ( Прит. 25:21–22 ). В Послании к евреям в 12-й главе говорится: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр. 12:4–6 ) – это 3-я глава ( Прит. 3:11–12 ), причем Книга притчей цитируется по тексту Септуагинты, а не по масоретскому. Можно изучать притчи еще и по богослужебному употреблению, обращая внимание на то, как они употребляются в паремиях. Мы уже говорили, что само греческое слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, Книга притчей дает название всем ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из Книги притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А. Олесницкого , «после псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния, больше чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» 257 . 22.2. Екклесиаст

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

По содержанию этот отрывок напоминает нам евангельскую проповедь Спасителя (особенно речи, содержащиеся в Евангелии от Иоанна). И, наконец, третье воззвание содержится в 9-й главе. Его обычно знают лучше, чем два предыдущие, поскольку оно читается в качестве третьей паремии на Богородичные праздники: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!” И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни» ( Прит. 9:1–6, 10 ). Если продолжать линию привязки этих речей к священной истории, здесь легко увидеть апостолов, посылаемых по устроении Христом Церкви на всемирную проповедь. Всё уже совершилось, и все приглашаются на торжественную трапезу Агнца ( Апок. 19:9 ). Понятно, что поскольку принесение жертвы и устроение Церкви (дома на семи столпах, понимаемых как таинства) стало возможным только посредством Боговоплощения, которое совершилось с участием Божией Матери, то эта паремия и читается на Богородичные праздники. Такое понимание этого отрывка зафиксировано и в гимнографии: «Всевиновная и подательная жизни, безмерная Мудрость Божия созда храм Себе от Чистыя Неискусомужныя Матере: в храм бо телесен оболкийся, славно прославися Христос Бог наш. Тайно водящи други своя, душепитательную уготовляет трапезу, безсмертия же воистинну Мудрость Божия растворяет чашу верным: приступим благочестно и возопиим: славно прославися Христос Бог наш. Услышим вси вернии созывающую высоким проповеданием несозданную и естественную Премудрость Божию, вопиет бо: вкусите и разумевше, яко Христос Аз, возопийте: славно прославися Христос Бог наш» 253 . В качестве средства исправить скудоумных (т.е. страдающих от недостатка добродетели) людей предлагаются хлеб и вино, от которых обычно ума не прибавляется. Эта трапеза указывает на Евхаристию, которой исцеляется душа человеческая и делает его вместилищем Премудрости, потому что Евхаристией человек соединяется со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010