Невский А. (составитель). Русская духовно-нравственная хрестоматия. М., 1861. (Святитель Василий Великий. Из беседы на память мученицы Иулитты: О молитве. С. 80—81 ...Преподобный Ефрем Сирин: О молитве. С. 108—112 ...О значении церковного молитвословия на Новый год. С. 245—247. Сущность утренних и вечерних молитв. С. 247—253. Всенощные бдения. С. 253—256 ...О зове к богослужению в Христианской Церкви. С. 276—279. и др.).     Невский А., священник. Уроки Пространного православно-христианского катихизиса. Пособие к изучению катихизиса. Тверь, 1908. (О молитве вообще. О молитве Господней. С. 105—117).     Нейгум М., священник. Святоотеческое понимание зла в мире. Курсовое сочинение по кафедре Патрологии. Приложение. Т. З. Загорск, 1980. Машинопись. («Молитва». С. 155—286).     Неплюев Н. Н. Полное собрание сочинений. Т. 2. Благовест Библейский. Благовест Псалтири. Молитва Господня. 5 гл. Евангелия от Матфея. 10 гл. Евангелия от Матфея. Христианское мировоззрение. Христианская гармония духа. СПб., 1901. – 399 с.     Нефедов Г., протоиерей. Основы христианской нравственности. Учебное пособие для Регентской школы. Сергиев Посад, 1994—1995 учебный год. Машинопись. (О молитве. С. 90—95).     Нефедов Г., протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. Учебное пособие по Литургике. Ч. 4. М., 1992. (О молитве. С. 32—33).     Никитский С. Вера Православной Восточной Греко-Российской Церкви по ее символическим книгам. М., 1890. (О молитве. Молитва Господня. Другие молитвы... Общественное богослужение... С. 83—111).     Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. Иллюстрированная полная популярная. В 4-х выпусках. М., 1891. (Молитва. С. 484).     Никольский А., священник. Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск, 1903. – 304 с.     Никольский П. Молитва. Тамбов, 1901. – 53 с.     Никольский Т., священник. О молитве за умерших. (Рассуждение). СПб., 1847. – 173 с.     Нилус С. Сила Божия и немощь человеческая. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. (...Повесть о пяточисленных молитвах. С. 311—316).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

238-239 ГАВРИИЛ ДИОНИСИАТСКИЙ (в миру Георгий Казасис; 1886-1983), архимандрит, старец и игумен афонского монастыря Дионисиат 239-240 ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) (XI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля) 240-241 241-242 ГАВРИИЛ КАТРАЯ бар Лифе (нач. VII в.), восточносир. писатель, автор значительного для истории сир. литургической традиции соч. «Толкование служб» 242-243 243-246 ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист 246-247 ГАВРИЛЯК Иосиф Адамович (1900-1969), протоиерей Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке 247-248 248-249 ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер 250-251 ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма 251-253 ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) 253-254 ГАДАНИЕ искусство или практика получения знаний о прошлом или будущем (судьбе) отдельного человека или целой общности (в т. ч. народа) 254-259 259-260 260-261 261-262 262-265 265-267 ГАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ 60 визант. солдат во главе со стратигом Каллиником из гарнизона Газы, к-рые в 637 или 638 г. были казнены арабами за отказ принять ислам (пам. зап. 6 нояб. и 17 дек.) 267-268 ГАИЙ ап. от 70, еп. Эфесский, ученик апостола Павла (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов) 268-269 ГАИЙ мч. Анкирский - см. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские (пам. 23 июня) 269--270 270-275 275-276 276-277 277-282 282-283 283-284 ГАЙОЗ РЕКТОР педагог, литератор, переводчик, дипломат- см. Гаий (Такаов), архиепископ Астраханский и Кавказский

http://pravenc.ru/vol/x.html

Светилен. Праздника: Свете неизменный, Слове, Света Отца нерожденна, в явленнем свете Твоем,/ днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа,/Светом наставляющаго всю тварь. Слава, и ныне, тойже. На стиховне стихиры, глас 6. Подобен: Ангельския: Возсияв паче ума/от Девы Пресвятыя, Слове Божий,/во Адама весь облекся,/иже прежде омрачившееся естество все просветил еси/Божественным зрака Твоего изменением,/преображся на горе Фаворстей, Владыко,/прежде Честнаго Твоего Креста, Христе Боже наш. Стих: Твоя суть Небеса,/и Твоя есть земля. Гора, яже иногда бяше мрачна и дымна,/се ныне честна и свята есть:/Иже первее убо Израиля наставивый,/якоже пишет, столпом огнезрачным и облаком,/ днесь просия неизреченно,/паче солнца, Христос на сей,/яко Бог просветив всяческая. Стих: Фавор и Ермон/и Имени Твоем возрадуетася. Ныне раболепно беседующу Владыце,/виде Кифа на Фаворе два мужа:/добро есть, – вопияше,– зде быти,/сотворим три сени, аще хощеши комуждо,/Тебе, Христе мой, едину,/с Моисеем же и Илии, Твоим рабом./Еже глаголаше не ведый,/ужасом же содержим бяше. Слава, и ныне, глас тойже: Владычице Чистая, Богородице Пресвятая,/избави на Тя надеющияся от бед/и спаси от всякаго вреда/в нощи Тя и во дни,/ныне же и присно молящия,/и будущаго Суда избавити,/молящи Твоего Сына,/на Фаворе неизреченно облиставшаго. НА ЛИТУРГИИ Блаженны праздника, песнь 5-я обоих канонов со ирмосом на 6. Святые мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские, пострадали в 258 году при императоре Валериане (253–259), воздвигнувшем гонения на христиан. Святой Папа Сикст, грек, родившийся в Афинах, отличался образованностью. Он проповедовал в Испании и был возведен на Римскую кафедру после мученической кончины епископа Римского Стефана (253–257, память 2 августа). Святой мученик Сикст был схвачен и брошен в темницу с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда их вели в темницу, то Лаврентий, родом из Испании, главный из семи диаконов Римской Церкви, воскликнул: «Куда, отче, идешь без сына? Куда, архиерей Божий, спешишь без архидиакона своего? Разве ты когда-нибудь без меня приносил Жертву Богу? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!» Святитель Сикст отвечал: «Не оставлю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты последуешь за мной. А теперь иди и позаботься о том, чтобы разделить между бедными церковное имущество». Святой архидиакон Лаврентий с усердием исполнил волю святителя. Находя нуждавшихся христиан, он омывал им ноги. Услышав, что святитель Сикст поведен с диаконами на суд, святой архидиакон Лаврентий поспешил туда же, чтобы видеть их подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

191. Октоих (5–8 гласы), в лист, 260 л.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–13 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви великомученика Георгия что на Окве отобрана в консисторию». Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–253); 2) светильны воскресные и стихиры евангельския (253–257); 3) пениа троична 5–8 гласов (257–258); 4) светильны чрез всю седмицу (258–260). 192. Октоих (1–4 гласы), в лист, 291 л., полууставом XVI–XVII вв., в поврежденном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–20 приписки древнею скорописью: 1) «Сию книгу Охтай приложн Поспел Тимофиев сын Шеглин Всемилостивому Спасу Боголепному Преображению в дом по своих родителех и кому благоволи Бог у Всемилостивого Спаса служити и вы Бога ради поминайте да и меня по смерти не забудите, а родителей имена в синодике»; 2) «Сию Спасову домову книгу продал Николе чудотворцу в дом в Заозерки». Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–282); 2) светильны воскресные и евангельския стихиры (282–286 об.); 3) светильны на каждый день седмицы (286 об.–288); 4) троичны гласа (288–289 об.); 5) молитва Святей Троице инока Марка (290–291). 193. Октоих (5–8 гласы), в лист, 245 л.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете; многие листы подклеены. Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–243 об.); 2) светильны дневные (244–245). 194. Октоих (1–4 гласы), в лист, 316 л.л., без конца, полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 136, 231, 239 и 240. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви Рожества Пресвятыя Богородицы что на Устюге». Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–308); 2) светильны воскресные и стихиры евангельские (308–315); 3) пениа троичная, ихже поем в Великий пост, без конца (315–316). 195. Октоих (5–8 гласы), в лист, неполный, 296 лл., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви Рожества Пресвятыя Богородицы что на Устюге». Состав 1) службы 5–8 гласов (1–293 об.), без конца: текст обрывается на стихирах на «хвалитех» 8-го гласа на утрени в субботу; 2) светильны воскресные и стихиры евангельские – не все (294–295); 3) пениа троична 5–8 гласов (395 об.), не все: текст обрывается на светильне 7-го гласа; 4) светильны чрез всю седмицу (296), без начала. Эта рукопись составляет вторую половину Октоиха, первая половина которого в предыдущей рукопиеи за 194.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 196 об. Мес. тогоже 14 день, Андрея иерусалимлянина епископа критскаго Слово (на) Здвижение честнаго Креста. Нач. Креста праздник творимый церковное все просвещается исполнение. л. 208 об. Мес. тогоже 25, житие препод. Ефросиньи, нарицаемыя Измарагд. Нач. Бе муж в Александреи граде богать зело и честен, имя ему Пафнотий. л. 217. Мес. нояврия 11, Тимофея архиеп. александрьнскаго сказание, чюдо св. и славнаго мученика Мины. См. 783 л. 552. л. 226. Иже в святых отца нашего Германа, бывшаго архиеп. Констянтинаграда пресвятейшаго, госпоже Богородици похвала, егда принесена бысть в церковь родителема своима, трею лет сущи. Нач. В сей пакы и другый сборник и светлый праздник Матере Господня, се предшествие безприрочныя невесты. л. 234 об. Мес. марта 17 день, житие Алексея человека Божия. См. 761 л. 310. л. 243 об. Мес. маия 23, иже в святых отца Леонтия епископа ростовьскаго чюдотворца. Там же л. 227. л. 253. В той же день, Слово о внесении телеси св. отца нашего Леонтия великаго епископа ростовьскаго в новую церковь , (и) о муже, исцелевшем у гроба св. Леонтиа. См. 630 л. 54. л. 257. Мес. сеньтемвриа в 20 день, мучение св. мученика Еустафил и Феописты жены его и чад его Феописта и Агапия. См. 782 л. 211. л. 277 об. Мес. октомврия в 20 день, мучение св. Арефы и с ним 4 тытящи и 253, словеса всех Святых. См. 755 л. 347. л. 290. Похваление св. и славному великому мученику миротворцу (мироточцу) Дмитрию. См. 777 л. 151. л. 300. Мес. декамврия в 20 день (21?) преставися пресвященный митрополить Петр всеа Руси в 3 час нощи в лето 6834 (1325), нас церковь Божию лет 18 и 6 месяць. Слово св. святителя Петра, митр. киевскаго, волыньскаго, суздальскаго. Нач. Сий святый митрополит Петр родися от родителю крестьяну, от отца Феодора. Житие святителя Петра, составленное Прохором еписк. ростовским († 1327 г.), издано при Духов. Вестнике в Материалах для истории русс. церкви 1862 г. т. 1 стр. 17–22. л. 306. Мес. ноемвриа 20, св. мученици Екатерины, мучение Виргилия и Вития. Без конца. См. 778 л. 117.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В решительный антагонизм стали бы мы со своею прежнею статьёю или – выражаясь языком г. Яновского – «основательную перемену фронта» учинили бы в таком случае, если бы, отвергнув каноническую основательность § 253, потребовали бы замены его таким, например, положением: «осуждение на всегдашнее безбрачие отменяется: прелюбодеи беспрепятственно вступают в новые браки по желанию». Но от такого требования мы и в настоящее время также далеки, как и 20 лет тому назад. Преступность прелюбодеяния мы взвешиваем теми же каноническими весами, какими взвешивали и 20 лет тому назад. Но теперь мы выступаем ходатаями лишь за тех прелюбодеев, которые, омыв грехи свои добросовестным несением узаконенной епитимии и не имея – по выражению арх. Феофана – «дара воздержания», обратятся потом к Церкви с просьбою о дозволении вступления в брак. При этом мы отправляемся на подвиг этот совершенно с тем же маршрутом, с каким отправлялись в путь и 20 лет назад, защищая каноническую основательность § 255-го, т.е. с каноническими источниками своей науки (но лишь с большим количеством оных), и пытаемся дать технически более совершенную редакцию этому параграфу (чего тогда не пытались делать), а именно: Предлагаемая нами теперь редакция § 253 имеет то преимущество пред действующей, что она отделяет вопрос о епитимии за прелюбодеяние, как наказании (функция судебной власти), от вопроса о правоспособности на вступление в новый брак (функция административной власти). А такое отделение, на наш взгляд, очень важно: ибо возможно, что иной прелюбодей, понесший епитимью и осознав тяжесть греха, настолько возлюбит Закон Христов, что и не подумает утруждать Церковь просьбою о дозволении вступить в брак, а решится и, быть может, окажется в силах понести иго Христово до конца и останется безбрачным. Другой, наоборот, вместо исправления, падёт еще ниже: в таком случае за Церковью останется всегда присущее ей полномочие продлить епитимию, а вместе с тем отдалить для нераскаянного и приобретение правоспособности на вступление в брак. Наконец, третий, добросовестно понеся епитимью и возлюбив Закон Христов, заявит, однако же, например, словами полковника Глебова, что «он чувствует себя доброго здоровья и сложения корпуса своего» и не может далее оставаться безбрачным: таковому и можно благословить вступление в новый брак, да не горше, что будет – и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Во 2-й пол. II в. формируется централизованная система церковного управления во главе с Римским епископом, принимаются меры для достижения доктринального и организационного единства, упрочения авторитета Римской Церкви среди др. христ. общин ( La Piana. 1925). Несмотря на первоначальную организационную раздробленность, в отношениях с др. Церквами Римская Церковь выступала как единое целое. Вероятно, власть Римского епископа над всеми христ. общинами города утвердилась только после сер. II в. (нек-рые исследователи относят завершение этого процесса к 1-й пол. III в.- Brent. 1995). Установление обрядового и вероучительного единства рим. христиан являлось целью Римского еп. Виктора I (при нем была принята единая система вычисления пасхалии , впоследствии отлучены монтанисты) и его преемников Зефирина (198-217/8) и Каллиста I (218-222). Оформление прерогатив Римского епископа сопровождалось разногласиями, носившими богословский и церковно-дисциплинарный характер и впоследствии принявшими форму дискуссии о т. н. отпавших (lapsi; см. статьи Исповедники , Новациан ). Численность римских христиан, статус Рима как «столицы мира» и представления об апостольском преемстве обеспечили Римским епископам особое положение в христ. ойкумене. С 1-й пол. III в. количество сведений о Римской Церкви увеличивается. К этому времени относится начало широкого использования христианами подземных некрополей - катакомб, в к-рых сохранилось множество археологических, иконографических и эпиграфических памятников. События, связанные с новацианской схизмой и с гонениями рим. императоров Деция (249-251) и Валериана (253-260), получили освещение в сочинениях сщмч. Киприана Карфагенского. Римский еп. Корнелий (251-253) в послании к Фабию, еп. Антиохийскому, сообщал, что в Римской Церкви было 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 субдиаконов, 42 аколита, а также экзорцисты, чтецы и остиарии (52 чел.); на содержании общины находилось более 1,5 тыс. вдов и нуждающихся ( Euseb. Hist. eccl. VI 43). Исследователи полагают, что в понтификат Корнелия христиане составляли от 5 до 10% населения Рима (возможно, ок. 40 тыс. чел.- Trombley F. Overview: The Geographical Spread of Christianity//The Cambridge History of Christianity. 2006. Vol. 1. P. 306-307). К этому времени в Риме сформировалась сложная и многоуровневая система церковного управления. Несмотря на то что исповедание христ. веры в Римской империи оставалось противозаконным, христиане подвергались гонениям (см. Гонения на христиан в Римской империи ), Церковь располагала значительными средствами, осуществляла контроль над домовыми храмами и находившимися за пределами Рима катакомбами.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Charlier, «Notion» Charlier, Jean-Pierre. «La notion de signe (semeion) dans le IVe évangile.» Revue des sciences philosophiques et théologiques 43 (1959): 434–48. Charnov, «Shavuot» Charnov, Bruce H. «Shavuot, »Matan Torah,» and the Triennial Cycle.» Judaism 23 (1974): 332–36. Chennattu, «Women in Mission» Chennattu, Rekha. «Women in the Mission of the Church: An Interpretation of John 4 .» Vidyajyoti 65 (10, 2001): 760–73. Chernick, «Application» Chernick, Michae1. «Internal Restraints on Gezerah Shawah " s Application.» JQR 80 (1989–1990): 253–82. Chernick, «Responses» Chernick, Michae1. «Some Talmudic Responses to Christianity, Third and Fourth Centuries.» Journal of Ecumenical Studies 17 (1980): 393–406. Chernus, «Individual» Chernus, Ira. «Individual and Community in the Redaction of the Hekhalot Literature.» HUCA 52 (1981): 253–74. Chernus, «Visions»   Chernus, Ira. «Visions of God in Merkabah Mysticism.» JSJ 13 (1982): 123–46. Cheung, «Women» Cheung, L. «Women in the Gospel of John.» (In Chinese.) CGST Journal 18 (1995): 89–124. Chevallier, L " Esprit Chevallier, Max-Alain. L " Esprit et le Messie dans le bas-judaïsme et le Nouveau Testament. Études d " histoire et de philosophie religieuses 49. Paris: Presses Universitaires de France, 1958. Chevallier, «Filioque» Chevallier, Max-Alain. «L " évangile de Jean et le «filioque.»» RevScRel 57 (1983): 93–111. Chevallier, «Pentecôtes» Chevallier, Max-Alain. ««Pentecôtes» lucaniennes et »Pentecôtes» johan-niques.» Recherches de science religieuse 69 (April 1981): 301–13. Chevallier, «Pierre» Chevallier, Max-Alain. « " Tu es Pierre, tu es le nouvel Abraham» ( Mt 16 /18).» Études théologiques et religieuses 57 (1982): 375–87. Chevallier, Souffle Chevallier, Max-Alain. Souffle de Dieu: Le Saint-Esprit dans le Nouveau Testament. Vo1. 1: Ancien Testament, hellénisme et judaïsme, la tradition synoptique, l " oeuvre de Luc. Le point théologique 26. Paris: Éditions Beauchesne, 1978. Chilton, «Announcement» Chilton, Bruce. «Announcement in Nazara: An Analysis of Luke 4:16–21.» Pages 147–172 in Studies of History and Tradition in the Four Gospels. Vo1. 2 of Gospel Perspectives. Edited by R. T. France and David Wenham. Sheffield: ISOT Press, 1981.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Исходя из этого, автор «Ареопагитик» перечисляет все возможные понятия, характеризующие З. Они представляют собой отрицания положительных качеств и состояний: З. есть отсутствие (στρησις), умаление (λλειψις), немощь (σθνεια), несоразмерность (συμμετρα), грех (μαρτα), бесцельность (σκοπον), безобразие (καλλς), безжизненность (ζωον), безумие (νουν), бессловесность (λογον), несовершенство (τελς), безосновательность (νδρυτον), беспричинность (νατιον), неопределенность (ριστον), бесплодность (γονον), бездеятельность (ργν), безуспешность (δρανς), беспорядочность (τακτον), несхожесть (νμοιον), неограниченность (πειρον), темнота (σκοτεινν), бессущественность (νοσιον) и само никоим образом никогда не является сущим (μηδαμς μηδαμ μηδν ν - Ibid. 4. 32). Прп. Максим Исповедник (VI-VII вв.) в целом придерживался тех же взглядов, что и предшествующие христ. авторы. При этом заметно сильное влияние на его представления о З. взглядов автора «Ареопагитик». Согласно прп. Максиму, «зло не было, не есть и не будет самостоятельно существующим по собственной природе, ибо не имеет ровно никакой особой сущности, природы, ипостаси, силы или деятельности; оно не есть… ни действование, ни движение, ни обладание, ни претерпевание, так, чтобы по природе созерцалось в каком-либо из сущих; оно вовсе не существует во всем этом по естественному усвоению; оно не есть ни начало, ни средина, ни конец, но... зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к цели и решительно не есть что-либо другое» ( Maximus Conf. Quaest. ad Thalas.//PG. 90. Col. 253). Творение по своей сущности не может быть злым, поскольку З. есть «неразумное движение естественных сил, руководимых ошибочным суждением, к [чему-либо] иному, помимо цели» (Ibid. Col. 253), т. е. Бога. Своеобразный итог рассмотрению проблемы З. в греч. святоотеческой лит-ре подвел прп. Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.), основывавшийся на предшествующей традиции. Противопоставляя благо и З., он утверждал: «Благо есть бытие и источник бытия, а зло - отсутствие блага или бытия» ( Ioan. Damasc. De fide orth. I 12). В др. месте им приводится уточненная формулировка: «Зло есть не что иное, как удаление от блага (ναχρησις το γαθο), подобно тому как тьма есть удаление от света» (Ibid. II 30). Развивая эту мысль, прп. Иоанн писал: «Зло не есть какая-либо сущность (οκ οσα), ни обозначение сущности, но лишь привходящий признак (συμβεβηκς), или, иными словами, добровольная перемена того, что соответствует природе (κατ φσιν), на то, что противно природе (παρ φσιν)» (Ibid. IV 20).

http://pravenc.ru/text/199913.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010