После гибели Деция войска провозгласили императором Требониана Галла (251-253), который, по-видимому, был наместником Мёзии. Установив контроль над Римом, он приступил к решению острых военных и политических проблем (нашествия варваров в северной части империи и персов - на востоке, выступления узурпаторов в Сирии и Мёзии и т. д.). Обстановка в империи осложнилась из-за смертоносной эпидемии, которую в народе связывали с «безбожием» христиан. В послании, направленном в Рим от имени 42 африканских епископов, говорится об их решении принять в Церковь каявшихся «отпавших» ввиду ожидавшегося гонения на христиан ( Cypr. Carth. Ep. 57. 1. 2; cp.: Ibid. 58). В мае 253 г. Киприан Карфагенский узнал об аресте К. и его ссылке в г. Центумцеллы (ныне Чивитавеккья, Италия). По его словам, Римский епископ был арестован неожиданно (repentina persecutio nuper exorta sit... saecularis potestas subito proruperit - Ibid. 61. 3. 1) и возглавил рим. христиан в исповедании Христа (ducem confessionis fratribus exstitisse... praecessisse ad gloriam - Ibid. 60. 1. 2). Киприан направил К. послание, в котором восхвалял его подвиг и порицал Новациана, который, невзирая на мужественное поведение Римского епископа перед языческими властями, отказывался примириться с ним. Вскоре после этого К. скончался в изгнании. По свидетельству Дионисия Великого, имп. Требониан Галл попытался начать гонение на христиан: он приказал отправить «святых» в ссылку, и это стало причиной его свержения ( Euseb. Hist. eccl. VII 1). Возможно, Дионисий подразумевал ссылку К. и его преемника Луция I (253-254), т. к. др. сведений о преследованиях христиан при Требониане Галле нет (см.: Franchi de " Cavalieri. 1920). По-видимому, ссылка К. была «единичным инцидентом» (см.: The Letters. 1984-1989. Vol. 3. P. 4-17, 154-157). Нек-рые исследователи, опираясь на датировку кончины К. в Каталоге Либерия, полагали, что он умер в 252 г. ( Rossi. 1864. P. 275; Amore. 2013. P. 159), но большинство историков считают эту датировку ошибочной: из посланий Киприана Карфагенского следует, что Римский епископ скончался в июне 253 г.

http://pravenc.ru/text/2458665.html

Досифей Иерусалимский (февраль 1189 и 1189–1192) Георгий II Ксифиллин (1192–1199) Иоанн X Каматир (1199–1206) Михаил IV Авториан (1206–1212) Феодор II Ириник (1212–1215) Максим I (6 месяцев) (1215) Мануил I Харитопул Сарантин (1215–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий II (3 месяца) (1240) Около 1240 – около – 1243/4 г. – вакантен. Мануил II (1244–1255) Арсений Авториан (1255–1260 и 1261–1267) Никифор II (1260–1261) Герман III (несколько месяцев) (1267) Иосиф I (Галисиот, омологит) (1267–1275, 1282–1283) Иоанн XI Векк (или Век, Векон) (1275–1282) Григорий (Георгий) II Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293 и 1303–1309) Иоанн XII Косьма (1294–1303) Нифонт I (1310–1314) Иоанн XIII Гликис (1316–1320) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1334) Иоанн XIV Калека (Априн) (1334–1347) Исидор I (1347–1350) Каллист I Святогорец (1350–1354 и 1355–1363) Филофей Коккин («Красный») (1354–1355 и 1364–1376) Макарий (1376/7–1379 и 1390–1391) Нил (1379–1388) Антоний IV (1389–1390 и 1391–1397) Каллист II Ксанфопул (несколько месяцев) (1397) Матфей I (1397–1402 и 1403–1410) 1402–1403 гг. – вакантен. Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Георгий III Мамма(с) Мелиссин (1443–1450) 173 Афанасий II (1450–1453) Георгий (Геннадий II) Схоларий (1454–1456, 1458, 1464–1465) Исидор II(1456–1462) Софроний I Сиропул (1463–1464) Римские папы и антипапы 1-й период: три первых столетия развития папства до утверждения папской власти при Константине I Великом. Апостол Петр Лин Клет Климент I (92–101?) Эварист (100–109?) Александр I (109–119?) Сикст I(119–126?) Телесфор (126–136?) Гигин (136–140?) Пий I (141–157?) Аникет (157–168?) Сотер (168–176?) Элевтер (176–189) Виктор I (190–202) Зеферин (202–217) Каллист (Калликст) I (217–222) Урбан I (223–230) Понциан (230–235) Антер (235–236) Фабиан (236–250) Корнелий (251–253) Люций I (253) Стефан I (253–257) Сикст II (257–258) Дионисий (259–269) Феликс I (269–274) Евтихиан (274–283) Гай (283–296) Марцеллин (296–304) Марцелл I (307–309)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из писем известно о конфликтах Л. с франк. королями. В письме Карла Великого неназванному ученику св. Бонифация в сане архиепископа, к-рым мог быть только Л., король упрекает его в том, что клир диоцеза неграмотен (Epistolae Karolini aevi. 1895. N 22). Позднее о Л. достаточно сдержанно отзывался св. Лиудгер ( Palmer. 2005. Р. 273). За время своего епископского служения Л. расширил территорию своей церковной провинции, включив в нее еп-ства Бюрабург и Эрфурт. Кроме того, благодаря поощрению фризских купцов при Л. улучшились экономические связи Майнца с др. землями ( Staab. 2000. S. 145). Л. заботился о распространении почитания св. Бонифация. Ок. 760 г. Л. заказал св. Виллибальду, ученику св. Бонифация, составить его Житие (BHL, N 1400). Вплоть до своей кончины Л. оставался настоятелем аббатства Херсфельд. 31 авг. 786 г. в Вормсе он получил грамоту для Херсфельда, после чего вернулся в мон-рь. В соответствии со своим желанием был погребен в этом аббатстве. Почитание Почитание Л. начало складываться вскоре после его кончины и получило распространение при Айстульфе, архиеп. Майнца (813-825), который был учеником Л. В 852 г. мощи святого были перенесены в заново возведенную церковь в Херсфельде. В Фульде и Зальцбурге почитание Л. фиксируется с сер. IX в. Примерно в это же время (по-видимому, в период пребывания на Майнцской кафедре Рабана Мавра (847-856)) письма Л. и св. Бонифация были помещены в один сборник ( Palmer. 2005. Р. 249-253). В 1040 г. состоялось 2-е перенесение мощей Л. и св. Вигберта в крипту новой монастырской церкви в Херсфельде; вскоре на монетах, чеканившихся в мон-ре, появляется изображение Л. ( Fleck. 2007. S. 13). Ок. 1060 г. Отлох из Санкт-Эммерама в составленной им редакции Жития св. Бонифация (BHL, N 1403) впервые назвал Л. святым. Создание Ламбертом Жития Л. стало важнейшим этапом в распространении его почитания. В одной из ранних рукописей Жития (Erlangen-Nürnberg. Universitätsbibliothek. 321) содержатся также жизнеописания святых Бонифация, Бурхарда Вюрцбургского, Лиобы, Стурма, Вигберта и Григория Утрехтского; т. о., Л. был включен в число наиболее почитаемых в архиеп-стве Майнц святых ( Palmer. 2005. P. 253). Ок. 1125 г. Уильям Малмсберийский упомянул Л. как ученика и преемника св. Бонифация, а также воспитанника монастыря Малмсбери, что свидетельствует о распространении культа Л. в Англии ( Palmer. 2005. Р. 253-254). Мощи Л. хранились в крипте монастыря в Херсфельде по крайней мере до Реформации (1521-1525). Впосл. они были утрачены (точная дата неизвестна).

http://pravenc.ru/text/2110885.html

Основными элементами евхаристической модели Зизиуласа являются Евхаристия, собрание и епископ. Причем Евхаристия является тем элементом, которым конституируется местная церковь . Зизиулас пишет: Фундаментальным экклезиологическим принципом в православной традиции, применительно к местной церкви, всегда выступало отождествление Церкви с евхаристической общиной . Там, где Евхаристия, – там присутствует и церковь в своей полноте как Тело Христово с. 253]. В Евхаристии народ Божий, составляющий местную церковь , соединяется с Христом, становясь единым Телом Христовым. Все харизмы Церкви находят свое выражение в Евхаристии р. 135]. Евхаристия при этом обладает двумя основными свойствами. Во-первых, она кафолична, т. е. «каждое ехваристическое собрание должно включать в себя всех членов церкви данной местности, независимо от возраста, профессии, пола, национальности, языка и т. д.» с. 253]. Во-вторых, она географична, т. е. «евхаристическое собрание… есть всегда община, живущая в [географически] определенном месте» с. 253]. Евхаристия невозможна без собрания, в котором она совершается, и предстоятеля, который ее совершает. Этим предстоятелем является епископ. Первенство в местной церкви выражается, прежде всего, в предстоятельстве епископа на евхаристическом собрании, которое идентично местной церкви. Епископ же является центром единства местной церкви, в котором сходятся все церковные служения р. 280]. В Евхаристии Церковь становится отображением эсхатологической общины Христа с. 260]. В этом смысле Церковь Божия, как эсхатологическое собрание святых вокруг Христа, становится предельным случаем евхаристической модели Зизиуласа. Он говорит о Евхаристии как о событии, в котором предвосхищается «eschata». В этом смысле, каждая местная церковь «являет образ грядущего Царства» с. 261]. Через Евхаристию, собрание местной церкви во главе с епископом, становится идентичным с эсхатологическим собранием святых во главе со Христом р. 195]. Между тем, евхаристический подход к местной церкви для Зизиуласа является ограниченным, прежде всего, потому что делает местную церковь самодостаточной. Если, как утверждает евхаристическая экклезиология, в местной церкви через Евхаристию содержится вся полнота церкви Божией, то ее отношения с другими церквами становятся не обязательными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

И прежде всего приносим искреннюю благодарность г. Яновскому за такое внимательное отношение к нашим статьям не только настоящим, но и писанным 20 лет назад – в начале нашей профессорской службы. Нам не чужда была мысль предупредить г. Яновского, т. е. в предыдущей же статье и установить отношение ее к нашей же статье: «О бракоразводном процессе». Но мы удержались от этого единственно потому, что не предполагали возможным, чтобы кто-либо из наших читателей интересовался тем, что писали мы 20 л. тому назад. Оказалось, что мы ошиблись. Но все к лучшему: теперь мы вынуждены без укоризны в тщеславии заняться установлением отношения своих настоящих статей к прежде писанным и этим яснее выразить свой истинный взгляд на дело, быть может доселе для некоторых читателей оставшийся не вполне ясным. Дело в том, что на наш взгляд г. Яновский несколько сгустил краски, выставляя так резко антагонизм между сравниваемыми статьями. Г. Яновский теперешний наш взгляд характеризует так: «Проф. Заозерский по вопросу о каноническом основании пожизненного безбрачия.... высказался в отрицательном смысле, причем полагает, что Церковь может и должна ограничивать свое наказание только епитимией». Между тем в своей последней статье мы писали: опровергать каноническую основательность этого закона – нет возможности»; следовательно, не против канонического основания § 253, которым служит Закон Христов, мы ратовали в статье своей, а только против редакции § 253 Уст. Дух. Кон. «Посему – писали мы вслед за приведенными словами, – присоединяясь к мнению Арх. Феофана Прокоповича , мы попытаемся в виду непреложности этого закона указать возможность смягчить применение его на осно- —296— вании иных вполне канонических соображений и оснований (стр. 78). Затем, окончив эту попытку, мы в самом конце статьи писали: проектируемая нами замена ее (т. е. двойной кары, на которую безусловно осуждает прелюбодеев § 253) имеет в виду не ослабление силы Евангельского закона, а только смягчение наказания за нарушение его, с целью сделать иго Христово удобоносимым» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

преподобным Федором, племянником Сергия Радонежского; современный адрес: Восточная улица, 4; закрыт в 1923 г. — 287 Смольный монастырь — см. Воскресения Христова Всех учебных заведений собор (Воскресенский Смольный собор). Спасский монастырь в Казани — Спасо–Преображенский монастырь; основан в 1555 г. — 300 Сретенский мужской монастырь в Москве — основан в 1395 г.; современный адрес: Лубянка, 19–21; разрушен в 1928–1930 гг. — 286 Страстной женский монастырь в Москве — основан в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем; современный адрес: Пушкинская площадь; закрыт в 1928 г. — 244, 246, 253, 259, 274, 275, 291, 292 Супрасальский монастырь, Белостокского уезда Гродненской губернии, Литовской епархии — Благовещенский мужской монастырь при колонии Супрасаль; основан в 1498 г., воссоединен из унии в 1839 г. — 224 Хотьков монастырь под Москвой — Хотьков Покровский монастырь, вблизи Троице–Сергиевой лавры; впервые упоминается в 1422 г. — 286 Чудов мужской монастырь в Москве — основан в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским; современный адрес: Кремль, Ивановская (Царская) площадь; закрыт в 1918 г. — 244, 247, 266, 268, 280, 283, 289 Юрьевский (Юрьев) монастырь вблизи Новгорода — основан в XI веке новгородскими князьями — 88, 93, 95, 159, 92 ПОДВОРЬЯ Подворье — см. Саввинское подворье Саввинское подворье — подворье Саввино–Сторожевского монастыря на Тверской улице в Москве; основано в 1787 г.; современный адрес: Тверская улица, 6; закрыто в 1922 г. — 242, 245, 253, 281, 283, 286, 287, 294, 295, 313 Троицкое подворье — подворье Троице–Сергиевой лавры в Петербурге; основано в 1770 г.; современный адрес: набережная реки Фонтанки, 44 — 196 Угрешское подворье в Москве — подворье при Николо–Угрешском мужском монастыре; основано в 1380 г. великим князем Дмитрием Донским; современный адрес: рабочий поселок Дзержинский; закрыто в 1920–х гг. — 253 Чижовское подворье (вблизи Богоявленского монастыря) в Москве — 95, 294 ПУСТЫНИ Аносинская пустынь в Москве — Аносин–Борисоглебский монастырь Звенигородского уезда; основан княгиней Е.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

сказал: «Матфей робячье чинил и не ведает того, что чинил своим самосмышлением, а в Писаньи того не обретается и в ересех того не писано» (ААЭ. Т. 1. С. 253). Нестяжатели считали, что покаявшихся вольнодумцев следовало прощать, а нераскаявшихся - отправлять в заточение, но не предавать смерти. Ссылаясь на свт. Иоанна Златоуста, А. писал царю: «Учити бо достоит, а не мучити» (РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 1385). На суде А. сказал митр. свт. Макарию : «По меня посылали еретиков судити и мне так еретиков не судити, что казни предати, да ныне еретиков нет и в спор никто не говорит» (ААЭ. Т. 1. С. 253). А. был снисходителен к религ. исканиям. «Нест бо уже се еретичество,- писал он царю,- аще кто от невидениа о чем усумнится или слово просто речет, хотя истину навыкнути, паче же о догматех и обычаех неких» (РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 1437). Самым тяжелым для А. оказалось обвинение в клевете на духовного отца, якобы разрешившего А. перед его назначением в троицкие игумены «переступити... блудные грехи». За это А. был лишен сана и отлучен от Церкви. А. не признал своей вины и заявил в ответ на предложение митр. Макария покаяться в грехах: «Яз… так не мудрьствую, как на меня сказывали, то на меня все лгали» (ААЭ. Т. 1. С. 253). Тем не менее есть основания полагать, что А. не всегда точно проводил границу между учением заволжских старцев и рационалистическими ересями. «Почто ученици твои не ходят по преданию старческу?»-еще до суда упрекали его противники (РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 1387). По свидетельству «Послания многословного», в Белозерье учениками А. были еретики Игнатий, Вассиан и Феодосий Косой (С. 1). Позднее, уже будучи в Литве, А. частично признал свою вину в послании «К брату, отступившому и жену понявшу». По-видимому, этим «братом» был или Феодосий Косой, или Игнатий - к нач. 1575 г. они оба оставили монашество, женились, жили на Волыни и проповедовали крайние реформационные идеи, пользовавшиеся большой популярностью. А. упрекает «брата» за то, что он «к неправедным наукам приложился… ихже иногда и мы сами, не ощутивше сущая в них прелести антихристова духа, не дръзнухом хулити, но в неких речах не разнствовахом.

http://pravenc.ru/text/76378.html

Основание аббатства Сазавы, как главной школы туземного богемского монашества; Кончина Стефана Венгерского Обращение датчан в христианство в Ирландии Три папы в Риме Низложение папы Григория VI Основание Вендского королевства Готтшалком и ревность его о введении христианства среди своих подданных Собор при Льве IX, постановивший отменять все рукоположения, сделанные симонийцами; Собор в Реймсе и тело св. Ремигия Постановление Льва IX против наложниц духовенства Обличение Михаилом Керуларием и Львом, архиепископом Ахридским, митрополитом Болгарским, латинян по вопросу об Евхаристическом Хлебе Кончина папы Льва IX Разделение церквей Приложение 2. Список Римских пап, Константинопольских патриархов, императоров Римской, Восточной и Западной империи, и королей, и князей других народов, принявших христианство Последовательно хронологический список императоров Римских и Византийских, пап Римских и патриархов Константинопольских, а также королей и князей позднейших народов, принимавших христианство. Римские императоры Годы от Р. Х. Тиверий Калигула Клавдий Гальба Вителлий. Веспасиан Домициан 98–117 Адриан 117–138 Антонин 138–161 Марк Аврелий 161–180 Коммод 180–192 Пертинакс 192–192 Дидий Юлиан 192–193 193–211 Каракалла 211–217 Макрин 217–218 Елагабал 218–222 Александр Север 222–235 Максимин 235–238 Гордиан 238–244 Филипп 244–249 249–251 251–253 Валериан 253–260 Галлиен 253–268 Клавдий 268–270 Аврелиан 270–275 275–276 276–282 282–283 283–285 Нумериан 283–284 Диоклетиан 284–305 Максимин 284–305 Констанций I 305–306 Галерий 305–311 Константин I 306–337 Лициний 307–324 Максимин 308–313 Константин II 337–340 Констанций II 337–361 Констанс 337–350 361–363 Иовиан 363–364 Валериан I 364–375 Валент 364–378 Грациан 367–383 Валентиниан 375–392 Феодосий 375–395 Императоры Западной империи Годы после Р. Х. Гонорий 395–423 Валентиниан 423–455 Максим 455–455 455–456 Майорант 457–461 Север (Рицимер) 461–467 Антемий 467–472 Олибрий 472–472 Глицерий 472–474 472–475 Августул 475–476 Императоры Восточной империи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. А. Дружинин Глава третья. Пастырская и литературная деятельность св. Дионисия от окончания гонения Декия до начала гонения Валериана Возвращение св. Дионисия в Александрию. Моровая язва в Александрии. Раскол Новациана и отношение св. Дионисия к вопросу о падших. Борьба св. Дионисия с хилиастами. Споры о крещении еретиков и послания, написанные св. Дионисием по поводу этих споров. Гонение, воздвигнутое Декием в конце 249 или в начале 250 г., продолжалось более года и кончилось со смертью Декия, убитого в войне с готами на берегах Дуная в ноябре 251 г. 464 Но уже в начале 251 г., когда Декий оставил Рим для войны с готами, оно значительно ослабело в Риме и Карфагене, и св. Киприан Карфагенский мог возвратиться к своей пастве вскоре после праздника Пасхи. 465 Что касается св. Дионисия, то судя по его словам в послании к Домицию и Дидиму, 466 едва ли он мог возвратиться в Александрию ранее смерти Декия. Преемником Декия был Галл (251–253). Новый император повторил ошибку своего предшественника. В послании к Ермаммону св. Дионисий писал о нем: «Галл также не понял Декиева зла, не заметил, что было причиной его падения, но споткнулся о тот самый камень, который лежал перед его глазами... Он изгонял в ссылку тех святых мужей, которые молились о его спокойствии и здравии». 467 Впрочем, гонение при Галле, по-видимому, ограничилось только Римом, где один за другим сосланы были в ссылку Римские епископы Корнилий и Лукий, и Карфагеном, где св. Киприан имел утешение видеть, с каким замечательным мужеством христиане, не исключая женщин и детей, выносили страшные пытки. 468 После смерти Галла и трехмесячного правления Эмилиана, 469 о котором Евсевий в своей «Истории» даже не упоминает, на престол вступил император Валериан (253–260), разделивший власть со своим сыном Галлиеном (253–268). Первые четыре года своего правления Валериан настолько благосклонно относился к христианам, что св. Дионисий в послании к Ермаммону 470 ставит его в этом отношении выше всех «предшествовавших государей, не исключая и тех, которые явно назывались христианами». Самый дом Валериана «наполнялся людьми благочестивыми и был церковью Божией». Таким образом, около шести лет (251–257) св. Дионисий мог оставаться в Александрии и более спокойно, чем при Декии, управлять своей паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Рассуждения об организации Высшего Учебного Управления были предметом разговора, когда Обер-Прокурор посетил меня, в присутствии тех же лиц, т.е. ректора А[кадемии] и ректора с инспектором Виф[анской] семинарии. При этом выражался, что он и Государю высказался, что не будет так уступчив, как князь Сергей Николаич, что твердость нужна для борьбы: в Государственном Совете между министрами нет ни одного, который искренно стоял за церковь . По признанию самой Императрицы прежде было сочувствие к ней, а теперь развивается даже враждебность. При этом Обер-Прокурор рассказал о проекте, уже проведенном чрез Св. Синод, относительно пенсии духовенству, – о своих сношениях с государственным контролером Татариновым касательно отпуска процентных сумм с капитала в 4½ миллиона, еще в 1861 г. отпущенных на пенсии духовенству». На стрнц. 252 6 напечатано: «Зачем опущен Греческий язык в богословии, а Еврейский сделан обязательным?» – —414— Нужно добавить: «разве хотят сделать неопытными в Новом Завете?». Стрнц. 253 13 : «Да дарует же мне Господь " … Стрнц. 253 13 : «тело – гроб душе», а в скобках: (σωμασημα). 253 стрн. 1869 г. 3 февраля А.В. Г-ским выписан в «Дневник» попавшийся текст: « 2Тим.2:15 – Право правяще слово истины». 254 стран. Из записи 5-го февраля 1869 г., после первого абзаца, пропущено: «В Синоде часто изучаются донесения от преосвященных о разных непорядках по случаю введения нового Устава в семинариях. Я говорил, Владыка, только молчу. – Недавно был вопрос, принимать ли снова в семинарию исключенных из нее не за пороки? – Дан ответ: дозволить, если лета не ушли. – А скольких лет, возразил Владыка, дозволим принять с известной церковной начитанностью? – Отвечали: двадцати восьми лет. Как же это? возразил Владыка. Свыше 16 лет нельзя принимать по великовозрастию; а 28 можно допускать? – Обер-Прокурор, заметил Святитель, – ничего не возражал». 254 9 . Нужно читать: «Спрашивал Владыка о болезни о. Михаила». 255 стрнц. Письмо 5 февраля заканчивается таким образом 2994 : «О церкви сделать вопрос Владыке забыл. В Синоде было рассуждение о избрании нового епископа в Нижний. Предлагали один того, другой-другого (СП-Бургский своего викария, Киевский своего). Преосвященный наш указывал на Феофана, и когда Бажанов заметил, что не было примера, чтобы сошедший на покой снова вступал на епархию, то напомнил о Петре. Но и этого по той же причине только считают кандидатом. Указывал на Филарета из западных губерний; – среди этих рассуждений Обер-Прокурор указал на какого-то своего кандидата. Бажанов заметил, что это полезно: уж посмеялись! – Но, кажется, дело осталось нерешенным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010