В остальном же будем руководствоваться наставлениями апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Ореханов, Георгий, прот. Русская православная Церковь и Л.Н. Толстой: конфликт глазами современников: монография. – М.: ПСТГУ, 2010. – С. 253. [vi] Ореханов, Георгий, прот. Русская православная Церковь и Л.Н. Толстой: конфликт глазами современников: монография. – М.: ПСТГУ, 2010. – С. 252-253. [ix] Быков В.П. Тихие приюты. – Репринт. – [Б. м.]: Изд. Св.-Успенского Псково-Печерского мон-ря, 1993. – С. 194. [xi] Ореханов, Георгий, прот. Русская православная Церковь и Л.Н. Толстой: конфликт глазами современников: монография. – М.: ПСТГУ, 2010. – С. 254. Комментарии ( 1): Андрей Горбачев 12 мая 2018г. 09:13 В анонсе неточность. Губительность художественной литературы для народного мировоззрения - вот основная мысль статьи, а не - " большое воспитательное значение литературы " . Литература как подрыв основ народного христианского благочестия. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/5800602

664 В Иосифо-Волоколамском монастыре, где Вассиан Кошка принял постриг, среди слуг был известен Данила Кошкин. См.: Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина... С. 149. 665 В описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. значатся четыре Евангелия, три Псалтири, шесть сборников «Фотеева письма». См.: Дмитриева Р.П. Фотий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 484–486; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г.... С. 25, 28, 29, 31, 32, 34, 40. По предположению ряда исследователей, Фотий, возможно, был автором еще одного послания к старице Александре «о скимном пострижении» (РГБ. Волоколамское собр. 491. Л. 64–67) и Жития Кассиана Босого (ГИМ. Синодальное собр. 927. Л. 104–112об.; РГБ. Музейное собр. 1257. Л. 16об.–23об.; РНБ. Общее собр. ркп. книг Q.XVII.64. Л. 252об.–253), изданного по Синодальному списку Питиримом Волоколамским в «Богословских трудах» (М., 1973. Т. 10). 667 См.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых... С. 295–296; Дмитриева Р.П. Житие Кассиана Босого//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 285–286. Ср.: Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы... С. 213; Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина... С. 115–117. 669 См.: Писцовые книги Московского государства. СПб., 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 287; Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина... С. 309. Ср.: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877. Стлб. 247, 271. 670 Писцовые книги Московского государства... Ч. 1. Отд. 2. С. 218–219. См. также: С. 176, 252–253, 256–257, 287. 671 См.: Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892. Вып. 3. С. 131. 674 См.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых... С. 295; Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы... С. 44; Кадлубовский А.П. Очерки... С. 257; Будовниц И.У. Словарь русской, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII века. М., 1969. С. 37 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Петра до Аникиты (Eus. IV, 22, 3). Около 180 г. дает сведения об епископском римском листе Ириней (adr. haer. Ill, 3, 2) см. подробно Sohm S. 215 anm. 10. 542 Ср. 1 Clem. 44, 22 Апостолы назначили первых епископов, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Новый епископ есть преемник своего предшественника: Сург. ер. 59, 6: римский епископ Стефон есть vicarius atque successor своего предшественника; episcopus in locum defiincti substituitur и т. д. 544 В анонимном сочинении de aleatoribus c. 10 апостол Павел называется procurator et vicarius Christi. По мнению Зома (S. 215 f.) и Harnack (Texte u. Untersuchungen Bd. V, Heft 1 S. 98. 99) мысль об апостольском преемстве апостолов есть следствие древнего образа мыслей, что еппскоп (учительствующий) занимает место Христа. Ср. Sohm. S. 253. 254. 545 В основе Иринея III, 1–3 лежит мысль, что всякий епископ есть преемник апостолов и отсюда, что у всякой общины епископский лист, подобно римскому, может быть доведен до апостолов. Ср. также места в прим. 18 и 35. Во всех общинах епископы те самые старшие, qui saccessionem habent ab apostolis. Существо общины покоится на successionnes episcoporum, quibus apostoli eam quae in unoquoque loco est ecclesiam tradiderunt. 546 Из сочинения Тертуллиана de prundentia вытекает, что уже римский епископ Каллист при издании своего покаянного эдикта ссылался на свое преемство от ап. Петра и на Мф. 17:18–19 . Этого мало. Правительственная власть римского епископа принадлежит, по Тертулиану, всякому епископу, так как всякий епископ есть преемник Петра: ad te derivasse solvendi et alligandi potestatem, id est ad omnem ecclesiam Petro propinquam, t. e. если ты, римский епископ, требуешь эту власть для себя, то знай, что эта власть принадлежит всякой близкой Петру церкви. См. Harnack, Dogmengesch. Bd. 367 u. anm. Также Sohm S. 221 anm. 24. 223 anm. 32. 224–253. 254. 547 Эта мысль лежит в основе Сург. ер. 55, 24: cum sit а Christo una ecclesia per totum mundum in multa membra divisa, item episcopatus unus episcoporum multorum concordi numerositate diffusus (один и тот же епископат, именно Петра, принадлежит всем епископам).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Витовт, 1350 (1344) – 1430, великий князь Литовский в 1392– 1430 гг. 163 Виктриций, епископ Руана, написавший около 396 г. трактат «О похвале мученикам» 79, 80 Воронец Иоанн, 1864–1937, протоиерей, священномученик, с 1891 г. осуществлял пастырское служение в местечке Смиловичи Минской губернии, был настоятелем сначала Свято-Троицкой, затем – Свято-Георгиевской церкви. За духовное окормление солдат и офицеров в 1916–1917 гг. был награжден орденом святой Анны. В 1930-е годы неоднократно арестовывался, а 19 августа 1937 г., в праздник Преображения Господня, был расстрелян 154 Всеволод Большое Гнездо (в крещении – Димитрий), 1154–1212, сын князя Юрия Долгорукого, великий князь Владимирский 157 Высоцкая Надежда Федоровна, наиболее авторитетный современный искусствовед Беларуси, профессор БГУ, доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии Республики Беларусь. Автор более 200 работ по искусству Беларуси XII–XVIII вв. 151 Гай Марий, ок. 156 – 86 до н. э., римский полководец и политический деятель. Консул в 107 г. до н. э., 104–100 гг. до н. э. (избирался ежегодно) и 86 г. до н. э. В историю Марий вошел не только как победоносный полководец, но и как реформатор. Он изменил принцип комплектования армии, начав набирать в нее добровольцев из числа граждан без ограничения прежним имущественным цензом. Воины стали получать оружие и амуницию от государства и жалованы за службу, которая длилась 16 лет. Это означало, что римская армия перестала быть ополчением граждан (отныне понятия «гражданин» и «воин» перестали быть тождественными) и превратилась в особую силу в римском обществе, стала наемной и профессиональной. Марий также ввел знамена для легионов (серебряный орел на древке) 34 Галлиен Публий Лициний Эгнаций, 218–268 н. э., римский император в 253–268 гг., с 253 по 259 г. – соправитель своего отца Валериана. На время его правления пришелся апогей кризиса III века. Римская империя находилась на грани развала. В условиях смертельной опасности для Рима Галлиен проявил себя отличным полководцем и умелым политиком. Он провел военную реформу, создав мощные кавалерийские корпуса. Одновременно использовал и тактику компромиссов, признав главой восточной части Римской империи пальмирца Одената. Одним из компромиссов Галлиена, направленных на стабилизацию внутренней ситуации в государстве было его распоряжение об отмене антихристианских эдиктов Валериана 50

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феофил (кон. III – нач. IV в.), готский епископ, бывший участником Никейского I Вселенского собора (325 г.) – 141 Феофил , византийский император в 829–842 гг. – 365, 369, 370, 374, 380, 382, 383, 390, 394, 396, 397 Феофил († ок. 536), византийский юрист, комит священного консистория, профессор высшей школы в Константинополе, в 528–533 гг. член кодификационных комиссий по изданию первого и второго Кодексов, Институций и Дигест Свода законов Юстиниана Великого , автор Парафразы к Институциям – 207, 208 Феофилакт Болгарский († ок. 1107), блаженный, архиепископ Охридский, византийский экзегет – 428 Феофилакт Симокатта (Симокатт, VII в.), византийский историк – 168, 253 Фидий (V в. до н. э.), знаменитый древнегреческий скульптор – 139 Филипп II (ок. 382–336 до н. э.), македонский царь в 359–336 гг., отец Александра Македонского – 110 Филокалес , знатный землевладелец в Каппадокии – 458 Филосторгий (кон. IV- нач. V в.), церковный историк арианского направления- 133, 181 Филофей (кон. IX – нач. Х в.), автор сочинения «Клиторологий» – 460 Финлей Георг (Джордж, George Finlay, 1799–1875), английский византинист – 53–57, 72, 335 Фока, византийский император в 602–610 гг. – 192, 238, 242–245, 259, 267, 268, 312 Фома Аквинский (Thomas Aqinas, ок. 1225–1274), итальянский теолог и философ, систематизатор схоластики, доминиканец, католический святой – 391 Фома Славянин , глава одноименного восстания в Малой Азии – 367–369 Фотий (между 810 и 828 – ок. 893), патриарх Константинопольский в 858–867 и 877–886 гг., церковный и политический деятель, ученый и писатель – 253, 372, 387, 388, 395–397, 399, 433, 434 Фравитта (кон. IV – нач. V в.), готский вождь на службе Империи – 151, 152 Франциск I (1494–1547), французский король в 1515–1547 гг. (из династии Валу а) – 41 Фримэн Эдуард A. (Freeman, 1823–1892), английский историк – 49, 56, 57 Фукидид (ок. 460 – ок. 400 до н. э.), древнегреческий историк, один из классиков аттической прозы – 48, 172, 230, 251 Фурд Эдуард (Foord), английский византинист – 73

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Службы русского происхождения: 1) Покрову Богородицы (22–37об.); 2) июня 26 – Явлению иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы (38–68); 3) мая 21 – Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы (71–91); 4) июля28 – Явлению иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы (92–105 об.) и 5) отрывок из службы Явлению иконы Казанския Пресвятыя Богородицы (1–2, 68–70 об. и 106–107). 837. Сборник избранных служб преимущественно русским святым, в четвертку 271 л., полууставом XVIII в., в дощатом с кожею переплете; 270 и 271 листы чистые. Состав; службы: 1) сентября 7 – аще прилучится предпразднество Рождества Богородицы и Иоанна архиепископа Новгородского в неделю, из церковного устава (1–3); 2) сентября 14 – Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы Мирожския во Пскове (3–20 об.); 3) октября 4 – Гурию архиепископу Казанскому и Варсонофию епископу Тверскому (21–51 об.); 4) октября 5 – митрополитам: Петру, Алексию и Ионе (52–68 об.); 5) октября 19 – царевичу Димитрию (69–86 об.); 6) октября 21–Иллариону епископу Меглинскому (87–97); 7) октября 22 – Явлению иконы Казанския Пресвятыя Богородицы (97 об.–108 об.); 8) октября 23 – Иакову Боровицкому (108 – 125 об.); 9) октября 28 – Арсению архиепископу Сербскому (126 – 140); 10) ноября 5 – Ионе архиепископу Новгородскому (140 об. –157 об.); 11) ноября 11 – Максиму юродлвому Христа ради Московскому (158–175 об.); 12) ноября 14 – Григорию архиепископу Солунскому (176–191 об.); 13) ноября 16 – священномученику Ипатию, епископу Гангрскому (192–204); 14) ноября 19 – Варлааму и Иоасафу (204 об.– 216 об.); 15) ноября 22 – князю Михаилу Ярославичу Тверскому (217–232 об.); 16) ноября 26 – великомученику Георгию, в воспоминание освящения церкви во имя великомученика в Киеве пред враты святой Софии (233–253); 17) ноября 27 – Иакову епископу Ростовскому (253 об.–265); 18) богородичны воскресны восьми гласов (265– 269). 838. Сборник служб , в четвертку, 110 лл., полууставом конца XVIII в., с разрисованными буквами, без переплета; 107 лист порван с ущербом для текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. 1. С. 145. 176). 29 дек. 1534 г. К. подписал ставленую священническую грамоту Василию Евстафьевичу (РИБ. Т. 32. Стб. 239-240. 132). В июне 1535 г., находясь на Ростовском подворье в Дорогомилове под Москвой, К. выдал жалованную грамоту причту Афанасиевского храма в Усолье (ныне Сольвычегодск) (ГАВО. Науч.-справ. б-ка. 7846. Л. 8 об.). Архиепископ отправил грамоту в Вел. Устюг протопопу Успенской ц. Дементию о том, что «попом церкви не свящати без соборнаго протопопа, и без священника, и без диакона без соборнаго» (РИБ. 1890. Т. 12. Ч. 1. Стб. 123-125). Годами архиепископства К. датируется владычная отпись митр. Даниилу с обязательством не вступаться в митрополичьи езы (рыболовные угодья) на р. Шексне (АФЗХ. Ч. 1. С. 253-254. 303). По благословению К. инок Пахомий составил в 1526-1533 гг. Житие св. ярославских князей Василия и Константина Всеволодовичей. Имя К. встречается в приписках к рукописям того времени ( Клосс. 2001. С. 181, 301; Востоков А. Х. Описание. Рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 245). В 1535, 1536 и 1538 гг. К. сделал неск. вкладов деньгами и драгоценной утварью в Троице-Сергиев мон-рь (см. Троице-Сергиева лавра ) (ВКТСМ. С. 38), передал в обитель Следованную Псалтирь. Вклады в Троице-Сергиев мон-рь, по-видимому, указывают на московские связи К. Вероятно, благодаря этим связям К. смог занять Ростовскую кафедру (2 его предшественника на Ростовской кафедре были настоятелями Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря ). Отсутствие К. на поставлении Московского митр. Иоасафа (Скрипицына) 9 февр. 1539 г., где собрались все рус. епископы, говорит о том, что к тому времени Ростовский архиепископ, возможно, был болен или скончался. В марте 1539 г. в архиепископа Ростовского был поставлен игум. Кириллова Белозерского мон-ря Досифей. Ист.: ААЭ. Т. 1. С. 145. 173; С. 148. 176; ПСРЛ. Т. 8. С. 271, 280; Т. 13. Ч. 1. С. 45, 65; Т. 20. Ч. 1. С. 404; Т. 22. Ч. 1. С. 520; АФЗХ. Ч. 1. С. 253-254. 303; РИБ. Т. 12.

http://pravenc.ru/text/1840431.html

385 . Наследие преподобного Паисия Нямецкого (Величковского). Сост. Жгун М., Жгун П., Лысенко В. 2003. 253. [В печ. Вкл. След. соч., публикуемые по ркп: 1) Поучение на пострижение монашеского чина; 2) Устав общежительный, или Донесение Молдовлахийскому митрополиту Гавриилу; 3) Послание Амвросию, Афанасию и Феофану; 4) Послание к иеромонаху Агафону; 5) Послания к Феодосию; 6) Послание к Никифору Феотоки; 7) Послание к отцам Николаю и Онуфрию. Библ. 245–253]. См. также 13 .119–127. Исследования и материалы 386 . А. П. [Просвирник Анатолий, свящ.]. Схиархимандрит Паисий Величковский (К 250-летию со дня рождения, 1722–1972)//ЖМП 1972. 12. 62–64. 387 . Артемов Н., свящ. Прославление преподобного Паисия Величковского на святой горе Афонской//Правосл. путь. 1994. 21–25. 388 . Баракки-Баваньоли М. Максим Грек и Паисий Величковский //ОПРК 9 .986). 100–116. 389 . Боголюбов К. Л. «Внешнее учение» и литературная деятельность: о трех юго-западнорусских книжниках XVII-XVIII веков: Дмитрий Савич, Иоанн Величковский, Паисий Величковский //Святой Димитрий, митрополит Ростовский: Исследования и материалы. М. 1994. 1. 177–202. 390 . Боровкова-Майкова М. С. Нил Сорский и Паисий Величковский //Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб. 1911. 27–33. 391 . Владимирова Е. Преподобный Паисий Величковский //ЖМП 1989. 11. 392 . Ганицкий М., свящ. Блаженные памяти отца нашего Паисия сочинения//Кишиневские епарх. ведомости. 1881. 4. 571–578; 1882. 2. 118–131. [Вкл. тексты нек-рых неопубл. соч. св. Паисия]. 393 . Ганицкий М., свящ. К жизнеописанию старца Паисия Величковского //Кишиневские епарх. ведомости. 1883. 4, 8. 103–111, 278–290. 394 . Гуцул Л. А., Слуту К. Я. Переводческая деятельность Паисия Величковского //Библиотечно-библиографическая деятельность и история книги в Молдавии/Отв. ред. Павлик Т. Ф. Кишинев 1990. 35–43. 395 . Давид монах. Старац Naucuje Величковски и допринос духовном paзbojy Pycuje у 18. и 19. Веку//ТР 1990. 22:1–3. 139–152. 396 . Добронравов В. Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни. Владимир 1908. [Старец Клеопа – ученик св. Паисия, хранитель Умного Делания, сам имевший многих учеников].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

474 Арх. Мин. Юст. Каз. Патр. Пр. кн. 97, л. 975. Чт. М. Общ. Ист. и Древ. Рос. 1894 г. III, стр. 14. Ср. Каз. Патр. Пр. кн. 106 (1682), 110 (1683), 121 (1686), 132 (1689 г.), 171 (1699 г.). Тут по богаделенным сборам значится всего 525 церквей. 475 Историк Рязанского княжества Д. Иловайский вслед за Татищевым (III, 329) годом учреждения рязанской кафедры признает 1198 г. Учреждена она по просьбе князя Ярослава Глебовича соизволением его тестя вел. князя киевского Рюрика Ростиславича и м. Иоанна. Первым её епископом был Арсений (Ист. Ряз. кн. 115). В 1187 г. Рязанская область называется частью Черниговской епархии, но под 1207 г. упоминается уже епископ рязанский Арсений. Проф. Голубинский, не указывая точно года учреждения Рязанской епархии, не признает, однако, за таковой 1198 (Ист. Цер. 1 т. 1 ч. 574). Строев открытие Рязанской епархии относит к началу XIII в. и добавляет, что это требует розысканий (Списки... 412). Опыт этих розысканий можно находить в сведениях о Рязанской епархии архимандр. Макария (Чт. М. Общ. Ист. и Др. 1863 г. кн. II, стр. 79–93). Автор соглашается с Татищевым. 476 Е. Голубинский . Истор. Церк. 1 т. 1 ч., стр. 575. О территории Рязанского княжества см. у Д. Иловайского, Истор. Рязанск. княж. стр. 93–109; несколько замечаний о начальной территории Рязанской епархии есть у арх. Макария (Чт. Моск. Общ. Ист. и др. Рос. 1863 г. II, 55 и др.). 477 Первоначально выделившаяся из Черниговской Рязанская-Муромская епархия имела кафедру в самом старинном стольном городе Муроме, хотя на то помимо титула указаний нет, однако признается всеми исследователями (Чт. Моск. Общ. Истор. и Др Рос. 1803 г. II, 93–96. Иловайский. Ист. Ряз. княж. 253, 284–286). Столицей рязанских князей, равно и епископов, после Мурома была не нынешняя, а Старая Рязань, теперь село с тем же именем на р. Оке в 3 вер. от уездного города Спасска и в 50 верст. по Оке от настоящей Рязани, известной раньше под именем Переяславля-Рязанского. Когда перенесена столица Рязанского княжества и кафедра в нынешнюю Рязань, не известно, но после монголов. Как в старой, так и в новой Рязани кафедра находилась при храме Бориса и Глеба, из которых последний считался патроном Муромо-рязанской области (Иловайский. Истор. ряз. кн. 94, 253, 256. Голубинский. Истор. Церк. I т., I ч., стр. 575).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Между тем в правление нового императора Галла вновь возобновились гонения на хри стиан. Кроме того, в 253 году во многих областях империи, и в том числе в Африке, началась эпидемия, во время которой святитель Киприан организовал помощь страждущим, притом не только христианам, но всем нуждающимся, без различия вероисповедания, чем снискал уважение многих язычников. Для ободрения в этих тяжелых обстоятельствах своей паствы он пишет работу «О смертности». Гонения Галла прекратились с гибелью его в 253 году (он был убит своими же солдатами), а преемник Галла император Валериан в течение первых лет своего правления не возобновлял гонений.  Этот непродолжительный, спокойный для Церкви период дал возможность Киприану уделить должное внимание некоторым вопросам внутренней церковной жизни. С 254 по 256 годы он проводит в Карфагене ряд церковных Соборов, на которых решался вопрос о крещении, совершаемом в еретических и раскольнических обществах. Учение святителя Киприана о Церкви определило и его отношение к таинствам у еретиков. «Я не знаю, каким предубеждением руководствуются некоторые из товарищей наших, думающих, что тех, которые приняли погружение у еретиков, когда они к нам приходят, не должно крестить, потому что, как они говорят, крещение одно. Оно одно потому, что Церковь одна и вне Церкви крещение невозможно» (письмо 58). При активном участии святителя Киприана Соборы принимают решение считать крещение, совершаемое еретиками, полностью лишенным благодатной силы и над всеми приходящими в Православие совершать Таинство крещения. Однако этот взгляд, официально провозглашенный на трех Карфагенских Соборах, вошел в противоречие с традицией римской и вызвал неодобрение со стороны Римского папы Стефана I. Папа Римский, защищая сложившуюся практику, категорически утверждал, что приходящих в Православие еретиков нельзя крестить, а нужно принимать через возложение рук, но при этом проявлял определенную богословскую непоследовательность. Кроме того, он считал действенным даже крещение самых крайних еретиков, например маркионитов, отвергающих Святую Троицу и Божество Сына. Святитель Киприан Карфагенский, получив от папы осуждение соборных решений, обратился к нему с письмом; в нем он доказывал, что у еретиков, у которых нет ни Церкви, ни благодати Святого Духа (а это папа признавал), не может быть действенного крещения. «Не должно предписывать на основании обычая там, где следует доказать рассуждением», — писал святитель и в активной переписке со своими единомышленниками, в частности с Фирмилианом, епископом Кесарии Каппадокийской, приводил новые доказательства в пользу своей позиции .

http://pravoslavie.ru/6128.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010