Т. 1. С. 479, 338; Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения 10, 106–107; Свт. Григорий Нисский . О девстве, 7). Это выражение имеет библейское основание. См. повествование о просьбе израильтян к Едому пройти «царским путем»: позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей [твоих]; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих ( Чис. 20:17 ); см. то же и к царю Аморрейскому Сигону ( Чис. 21:21–22 ); ср.: Притч. 4:27 . – Ред. У преп. Феодора Студита оно чаще всего применяется по отношению к общежительному устроению монашеской жизни как «золотой середине» между крайностями мирской расслабленности и чрезвычайной строгости одиночного аскетизма. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 40; 34; 36; 66; II, 58. £. 410; 92. Σ. 655; Он же. Малое оглашение 47; 102; ср.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 1, 26; Преп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни, 58 (см.: TSGC. Р. 153). – Ред. 27 Судя по указанию на несколько привелигированное положение, данное оглашение обращено к братии монастыря в Саккудионе, само местонахождение которого отличалось уединенностью и тишиной (см.: TSGC. Р. 154). – Ред. 29 Указанная монастырская должность во времена преп. Феодора Студита отличалась по смыслу от современной афонской. Если в последнем случае канонарх лишь читает (поет) начало текста, который затем поет псалт (певчий), то в первом случае канонарх имел весьма широкий круг обязанностей, и в целом на нем лежала организация богослужения и руководство чтецами, певчими и даже каллиграфами (переписчиками), задействованными для тиражирования богослужебных текстов (см.: Leroy, 62). – Ред. 30 Дориносимый ( δορυφορομενος)  – торжественно «носимый на копьях» (от δορς – «копье» и φορω – «носить»). См. «Херувимскую песнь» Божественной литургии св. Иоанна Златоуста . Традиционное толкование: коронация воинами императора. – Ред. 32 Во французском издании (см.: TSGC.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

См.: Кирилл Скифопольский . Житие преп. Саввы Освященного, 58. Преп. Савва упоминается также и в письмах преп. Феодора: 149, 555 (TSGC. Р. 180). – Ред. 65 Преп. Феодор рассматривает взаимоотношения тела и души в человеке с точки зрения аскетической жизни. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 54 («плоть – наш друг и в то же время наш враг»); 5; 10; 13; 32; 36; 41; 48; 67; 81. В то же время тело – враг не как Божие творение (тогда оно – друг), но после грехопадения, когда оно враждует против духа. Ср.: Свт. Василий Великий . Беседа 22, 7; Слово подвижническое 13, 4//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 1. С. 10641066; Т. 2. С. 142; Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 14, 31; 15, 30, 88. – Ред. 66 В «Великом оглашении» I, 54 преп. Феодор сообщает о кораблекрушениях, произошедших в Пропонтиде в районе Кизика. Возможно, что среди этих кораблей был и корабль с монахами, направлявшийся в Студийский монастырь (см.: TSGC. Р. 185). – Ред. 69 Здесь преп. Феодор Студит перечисляет примеры святых, особо прославившихся своим послушанием. Преп. Досифей (f 515) – ученик преп. аввы Дорофея Газского. О нем см.: Преп. авва Дорофей Газский. Сказание о преп. Досифее. Память преп. Досифея Палестинского в Православной Церкви – 19 февраля/1 марта. О преп. Акакии Синайском (f 305) см.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 4, 110. Память в Православной Церкви – 7 июля/20 июля. О преп. Захарии см.: Достопамятные сказания. Авва Захария; Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 72. Память в Православной Церкви – 5 декабря/18 декабря. – Ред. 76 Данное оглашение также было послано в виде письма, а не произнесено самим преп. Феодором. – Ред. 77 Под стихословием ( στιχολογια) подразумевается чтение псалмов стих за стихом, причем не только во время богослужения (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение II, 32. £. 235; 16. £. 110), но также и вне его, например во время работы: (см.: Он же. Великое оглашение I, 14; 32; 35; Великое Оглашение II, 52. £. 378; 69.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Данное письмо не содержит традиционных для прочих оглашений множественного числа в обращении («Братия и отцы») и славословия Богу в конце. Следует объяснить, почему оно находится среди оглашений. Письмо 9 монаху Геласию, также покинувшему монастырь, близко по содержанию данному оглашению. Предположительно письмо 9 относится к годам второго изгнания (809–811 гг.) и в нем также нет упоминания о гонениях или каких-либо внешних затруднениях студитов. Единственная причина, которая может оправдывать помещение письма к Тарасию среди оглашений, – его датировка. Несмотря на молчание этих текстов о датировке, стоит предположить, что один из них оказался среди сборника писем преп. Феодора, потому что община студитов была рассеяна гонением, а другой (письмо к Тарасию) – среди оглашений, потому что был написан во времена, когда монашеская жизнь студитов протекала без серьезных затруднений, в мирный период, вскоре после первого эпизода «михианской» истории. (см.: TSGC. Р. 218). – Ред. 103 Эти слова указывают на то, что Тарасий пережил вместе с другими михианское гонение на монахов преп. Феодора, так как в ряде писем этого периода преп. Феодор использует подобное выражение, не употреблявшееся, когда речь шла уже о гонениях от иконоборцев. Т. е. письмо это написано после 797 г., когда монахи вернулись из рассеяния и собрались вокруг преп. Феодора и Платона (см.: TSGC. Р. 218). – Ред. 125 Перевод в ТФС греческого выражения των ξω (внешние) как «миряне» некорректен. Этим словом еще в Новом Завете именовались нехристиане, т. е. язычники. Само же близкое по смыслу высказывание встречается у Платона («Законы», 736е). – Ред. 126 Лерой замечает, что «Устав» ( " ποτττωαις) преп. Феодора Студита был составлен лишь после его смерти, но и прежде «Устава» в монастырях преп. Феодора существовал регламент, некоторое неписаное правило. Возможно, что преп. Феодор сохранил для своих монахов один из вариантов монашеского правила преп. Феодосия Великого. Ссылки на него встречаются в «Великом оглашении» (I, 53; III, 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Скачать epub pdf БОГОМАТЕРЬ Ты – венец девства, Ты – Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева! Заключительное слово на III Вселенском Соборе ( 113, 252 ) . От князя века сего сокровенно было девство Марии, Ее рождение, также и смерть Господня три громкие таинства, которые совершились в тишине Божией. Священномученик Игнатий Богоносец ( 113, 253 ) . Сила Божия, нашедшая на Деву, осенила ее и Деву соделала плодоносящей. Мученик Иустин Философ ( 113, 253 ) . Одна и та же и Матерь и Дева: ни девство не воспрепятствовало Ей родить, ни рождение не нарушило девства. Святитель Григорий Нисский ( 113, 253 ) . Сказавшая слова: «Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1, 38 ) и после того, как зачала во чреве, Дева, и после того, как родила, Дева, ибо и пророк возвестил не только, что зачнет Дева, но и что родит Дева ( Ис. 7, 14 ) Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 253 ) . Приснодева Мария есть Богородица. Пресвятая Дева Мария родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия во утробе Ее воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое. Так что и в воплощении от Нее Он был, и по воплощении неизменно остается единым Божеским Лицом, каким от века существовал до воплощения. Она родила Господа Иисуса Христа – не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его. С самой минуты Его воплощения было обожено Им, и сделалось собственным Божескому Лицу Его. Так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношения, и рождение от Неепринадлежало собственно Божескому Лицу Его. Она родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть, единосущную нам, которая в Нем Самом получила ипостась. Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 253 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ч. 2. Казань, 1899. С. 414). Одна из новелл св. имп. Юстиниана (B XXVIII, 7, 1 ­­ Nov. 117 c. 8. 9., текст см. в: Basilicorum Libri LX/Ed. H. J. Scheltema et N. Van Der Wal. Groningen-Graven-hage, 1962. P. 1357) устанавливает ограниченное число причин для законного развода. Ссылку на эту новеллу 117 дает патриарх Феодор Вальсамон, когда в комментарии на пятое апостольское правило пишет: «Брак расторгается не иначе как только по причинам, исчисленным в сказанной новелле, которые суть следующие: 1) заговор которого-либо из супругов против царя; 2) прелюбодеяние жены; 3) покушение одного из супругов на жизнь другого; 4) если жена без воли мужа пиршествовала или мылась в бане с посторонними мужчинами; 5) если жена оставалась вне дома своего мужа и притом не у своих родителей; 6) если жена без ведома мужа ходила на конские ристалища; 7) если один из супругов захочет избрать монашескую жизнь» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. [М.]: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. С. 21). Тем самым в глазах патриарха Тарасия Константин заключает незаконный брак при живой супруге, за что, согласно святоотеческим правилам, подлежит епитимии прелюбодея. Правило 9 св. Василия Великого гласит: «Аще же муж, отступив от жены, поймет иную, то и сам он есть прелюбодей, понеже творит ю прелюбодействовати, и живущая с ним есть прелюбодейца, поскольку отвлекла к себе чужаго мужа» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. [М.]: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. С. 195; также: Свт. Василий Великий . Письмо 188//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 2. С. 705–706). Его же правило 58: «Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается Святых Таин» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. [М.]: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. С. 328; также: Свт. Василий Великий . Письмо 217//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 2. С. 776). – Ред. 25 ТФС относит это изгнание к 798 г. Французское издание TSGC приводит две датировки первого изгнания: с марта по август 797 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Житие св. Саввы Освященного, 7–10. – Ред. 437 Здесь определенная неточность. Преп. Евфимий стал основателем своего монастыря (Лавра св. Евфимия), а преп. Савва – основателем Великой Лавры (Мар-Саба); последний некоторое время подвизался под началом преп. Феоктиста в его монастыре, а затем под руководством преп. Евфимия Великого до его кончины в 473 г. Поэтому в буквальном смысле слова одного прославленного монастыря, общего для свв. Евфимия и Саввы, не было. – Ред. 451 Данное оглашение – письмо, отправленное монахам, скорее всего, монастыря Саккудион из Студийского монастыря, на что указывают эти слова преп. Феодора, а также заключительные слова этого оглашения о новопостриженниках и о том, что один из них, авва Ефрем, был знаменитым человеком в городе, т. е. в Константинополе. – Ред. 458 Возможно, речь идет о монастыре Саккудион, так как в «Великом оглашении» II, 66 преп. Феодор говорит об уборке хлеба братией этого монастыря. – Ред 462 Данное оглашение, как видно, было сказано в день памяти свт. Николая Мирликийского (6/19 декабря), в то время как память преп. Саввы Освященного совершается днем ранее – 5/18 декабря. – Ред. 492 См.: Древний патерик. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов 5, 42. – Ред. 495 По своему характеру оглашения 52–74 являются по большей части пастырскими посланиями преп. Феодора малоазийским монастырям его монастырского содружества, находившимся в Вифинии и, вероятно, в районе горы Олимп: Саккудион, св. Христофора, «Трехвратный» и «Чистых», посланными преп. Феодором из Студийского монастыря. См.: TSGC. P. 72–73. Сам преп. Феодор упоминает в 63-м оглашении II части о «беседе через письма». – Ред. 502 Ставракий – логофет дрома, советник императрицы Ирины, евнух, известный государственный деятель, претендовал на власть. Умер 3 июня 800 г. (ODB. P. 1945). – Ред. 509 См.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 14, 32. Далее у преп. Иоанна следуют другие слова: «Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки – ненадмевающееся мудрование».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ибо так благоволил Бог и Спаситель наш Иисус Христос , чтобы мы, имея в них покровителей и врачей душ и тел наших и ходатаев пред Святою, Простою, Несозданною и Единосущною Троицей, всегда избавлялись молитвами их от всякого гнева небесного, вреда и нападения видимых и невидимых врагов, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, единого Бога нашего, во веки веков. Аминь. Тропарь преподобному Феодору 125 Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Феодоре премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим. 81 Имеется в виду гора Олимп в Вифинии (Малая Азия); здесь находился монастырь Символов, в котором Платон был игуменом. – Ред. 84 Монашество автором сравнивается с апостольством с точки зрения отказа от имущества, нестяжания и посвящения всего себя на службу Богу. – Ред. 85 Свт. Иосиф Фессалоникийский (762–830). Память в Православной Церкви – 26 января/8 февраля. -Ред. 87 Мадианитяне и филистимляне – палестинские народы, с которыми Израиль под водительством Моисея вел войны. В святоотеческой литературе под невидимыми и духовными мадианитянами, филистимлянами, амаликитянами и др. подразумевались диавол и нечистые духи – демоны, с которыми приходится вести духовную брань православным христианам. – Ред. 91 Студийский монастырь в Константинополе с храмом во имя св. Иоанна Предтечи построен патрицием и консулом Студием (Studius) , в переводе на греческий язык Евпрепием ( πρπειος) , прибывшим из Рима в Константинополь около 459 г. по Р. Х. 95 Лерой пишет о пяти обителях, которые входили в содружество студийских монастырей. Это Студийский монастырь в Константинополе, Саккудион, монастырь «Чистых», монастырь св. Христофора, Трипилиены или «Трехвратный» (расположен был, возможно, на Олимпе в Малой Азии). (TSGC. P. 72–73). – Ред. 104 Туда приглашали их иконоборцы, составившие собор под председательством нового патриарха Константинопольского Феодота (815–821 гг.). – Ред. 105 Стратиг восточных областей – здесь, по-видимому, начальник Восточной (Анатолийской) фемы. Начальники фем в VIII – середине IX b. были весьма могущественны и сосредотачивали в своих руках военную, финансовую и юридическую власть (см.: ODB. P. 1964). – Ред. 119 Вместо δυαημερεαας предпочитаем читать δυσημερεσας, как во многих рукописях; соответственно этому и переводим: «проведя два дня»; это согласно с хронологическим порядком в рассказе о последних днях Феодора как по житиям его, так и по окружному посланию Навкратия. Читать далее Источник: Творения : в 3 т./Преподобный Феодор Студит. - Москва : Сибирская благозвонница, 2010. - (Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе)./Т. 1: Нравственно-аскетические творения. - 2010. - 845 с./Жизнь и подвиги преподобного Феодора Студита. 3-98 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

«Первообразное предначертание законов составляется или по особенному Высочайшему усмотрению и непосредственному повелению, или же приемлет начало свое от общего течения дел, когда при рассмотрении оных в правительствующем Сенате, в Святейшем Синоде и в министерствах признано будет необходимым или пояснить и дополнить действующий закон, или составить новое постановление. В сем случае места сии подносят предположения их установленным порядком на Высочайшее благоусмотрение». Рассматриваемое изменение 253 ст. Кон. Устава совершено этим же обычным законным порядком и конечно не обратило бы на себя никакого особенного внимания, как дело совершенно обычное, если бы не касалось предмета, составляющая животрепещущий жизненный интерес. Вот в этом-то и дело! – воскликнут ревнители Евангелия. «То болезненное чувство, которое – заключает свою статью один из этих ревнителей – приходится испытывать при чтении 253 статьи в ее новой редакции, усиливается еще неожиданностью появления ее, так как до опубликования ее она не была сообщена российским иерархам для отобрания их авторитетного мнения по этому вопросу». Значит, по мнению «сущего в Китае» законоведа, для изменения 253 ст. Уст. Дух. Кон. нужно было созвать едва не поместный собор Российских иерархов! Неудобоприемлемо и жестоко сие слово. Неужели Консисторский Устав и в частности его 253-я статья старой редакции такая церковная святыня, что касаться ее и очищать ее от мусора могут только святые руки Российских иерархов? По нашему же мнению, ни самым первоначальным, чернорабочим творцам его – канцелярским чиновникам, ни ревизовавшим его преосвященным архиереям сороковых годов, ни окончательно редактировавшим его членам Св. Синода, ни самой Высочайшей Власти, благоволившей законодательно санкционировать эту работу, и на ум не приходило, что эта работа есть такая церковная святыня. – Однако же – возразят нам читатели – Консисторский Устав есть законодательное уложение, на точном основании которого производятся с 1841 г. и до сего дня управление и духовный суд в поместном пределе Православной Российской церкви, именуемом епархии 3 – стало быть он есть святыня церковная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Кому понадобилась такая „новая“ статья закона? Своевольным преступникам, необузданным развратникам? Но Церковь святая зачем привлекается к потворству в разрушении семейного союза православных? Какой ответ дадим мы вопрошающим нас о святости церковного брака? Народ Русский, исстари усвоил браку название закона, – говорят: „закон совершить“ а теперь как он назовёт новые браки по ст. 253-й? Мы, призванные здесь, в чужой стране, блюсти святость догматов православной веры, смущаемся при мысли о новом законе, не имеем оснований для оправдания его пред людьми, даже недавно отставшими от язычества; мы покрываемся стыдом, ужасаемся за последствия, к которым неминуемо ведёт применение нового закона. То болезненное чувство, которое приходится испытывать при чтении 253-ей статьи в её новой редакции, усиливается ещё неожиданностью появления её, так как до опубликования её она не была сообщена российским иерархам для отобрания их авторитетного мнения по этому вопросу. Статья, как легко может убедиться читатель, написана от души, проникнута искренним чувством и священным энтузиазмом героя, ратующего за торжество Евангелия и страдающего от унижения Его... Консисторским Уставом в его новой редакции. Для поражения последнего автор вооружился Святыми Словами Ев. Лк.16:18 и, по-видимому, разгромил наповал... обновлённую статью 253 Уст. Дух. Кон. Так ли это однако же? Эту ли статью он разгромил, или нечто иное? Вникая в течение мыслей почтенного автора, укрывшего своё имя для чего-то – ибо разумение закона есть – по приточнику – весьма доброе дело, стыдиться коего отнюдь не следует – мы пришли к убеждению, что его непобедимое оружие – святые слова Евангелия – ударило не по обновлённой —720— 253 ст. Консисторского Устава, а по чему-то совершенно иному. Позволим себе поделиться с читателями Богослов. Вестника этим убеждением. Обратимся сначала к Консисторскому Уставу, как в первоначальной его редакции 1841 г., так и в самой позднейшей – сего 1904 г. и поставим вопросы: когда и как он возник и что он такое по существу своему?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот в 376 году Василий Великий вновь пишет письма к западным (242 п.), и к Италийским и Галльским (243 п.) епископам и шлет их с Дорофеем. Это посольство было как бы запоздавшим ответом на просьбу западных епископов через Евагрия прислать посланных и письма на Запад (138 п. 873 г.), посему Василий Великий и делает оговорку, что восточные епископы шлют одного Дорофея (с которым отправился и западный посол – Санктиссим, как видно, из 253 п.), а не нескольких епископов, потому что положение дел на Востоке не дозволяет ни одному епископу отлучаться от своей паствы без опасности для нее со стороны еретиков (см. кон. 243-го п.). В названных письмах св. Василий Великий от лица православных епископов Востока изображает бедствия Восточной Церкви и, как-бы вскользь укоряя западных епископов за равнодушие 5 , просит их, чтобы они или через западного императора улучшили их положение 6 , или, в крайнем случай, прислали к ним на Восток нескольких епископов с Запада " посетить и утешить скорбящих и своими глазами увидеть бедствия Востока» 7 . Это посещение Востока западными епископами, по словам св. Василия, потому необходимо, что голос западных епископов как лиц посторонних и известных ревностью по Православию произведет большее действие на Восток, чем слово епископов восточных, с которым свыклись на Востоке (см. 242 п.). Что было получено от западных епископов в ответ на приведенное послание к ним с Востока? Об этом можно судить по отрывкам из писем Василия Великого : к антиохийским пресвитерам (253 п. 376 г.), к Пелагию, епископу Лаодикии Сирийской (254 п. 376 г.) и к Виту, епископу Карров (255 п. 376 г.). В этих письмах Василий Великий пишет, что послание их на Запад произвело благоприятное действие и что, по свидетельству прибывшего с Запада Санктиссима, западные епископы отнеслись весьма сочувственно к бедствиям Восточной Церкви (см. 253 – 255 пп.). Можно думать, что западные епископы в своих письмах, посланных на Восток с Санктиссимом (см. 253 – 255 пп.), обещали даже прислать кого-либо для обозрения восточных церквей, так как Василий Великий в 377 году писал на Запад: «Хотя раны наши остаются такими же» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010