Аминь.     В 1860 году каллиграф Игнатий Полонский преподнес Московскому Митрополиту и священно-архимандриту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Филарету (Дроздову) рукописную книгу большого формата (A3), в которой поместил, написанный им, по-видимому, акварелью, цветной портрет иеросхимонаха Парфения Киевского (см. рис. 301) и написанную на церковнославянском языке «Молитву ежедневную схииеромонаха Парфения Киевского ». Сейчас эта рукопись хранится в библиотеке МДА. Очевидно, что И.Полонский не преподнес бы митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) молитву с портретом Парфения, если бы портрет был не похож, так как митрополит хорошо знал иеросхимонаха Парфения. Портрет ранее нигде не печатался и нигде не был зафиксирован. Печатается впервые в настоящем издании (см цветную вкладку). Современным иконописцам часто приходится писать образы недавно прославленных святых, не учитывая как они выглядели на самом деле. Думается, что эта проблема может быть разрешена использованием в качестве оригинала гравюр, офортов и литографий и ксилографий.   Заключение Со святостью Бог соединил великолепие, потому что нет ничего великолепнее святого ... потому что во святых почивает Бог как Святой. Потому-то Он ставит их не перед лицом Своим, а принимает в собственное святилище и делает Своими сожителями и общниками Своей славы Царства Святитель Иоанн Златоуст Невозможно не согласиться с этими словами Вселенского Златословесного Учителя. Действительно, что на земле может быть великолепнее святости? Красивее, значительнее образа святого человека, общника славы Божией? Представшая пред нашими глазами в этой книге земная жизнь преподобного Парфения Киевского полное тому подтверждение. Спасительно и драгоценно было его слово для безмерно любящих его духовных чад; много мощна и целительна его молитва . Вполне понятны и их желание видеть старца подле себя живым и здравым, и их скорбь после ухода святого старца в блаженную вечность. «В приведенных отзывах и воспоминаниях об иеросхимонахе Парфении лиц, близко его знавших, – писал в 1905 году священник Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Духовно-нравственное понимание Б. как таковой в христианстве неотделимо от пристального внимания к наиболее осязаемому в повседневной человеческой жизни материально-вещественному аспекту Б. и заботы о бедных. Осуждая сребролюбие как «корень всех зол» (1 Тим 6. 10), святые апостолы, отцы и учители Церкви указывают вместе с тем, что зло - именно сребролюбие, а не материальные блага (см., напр.: Maximus Conf. Capita de caritate. III 4). Путь «святой нищеты» (св. Франциск Ассизский ) неизменно почитается, однако и служение богатых имеет свои достоинства, в первую очередь определяемые как раз возможностью благотворить бедным, ибо «бедный» - это и тот, кто заслуживает жалости. «Одно оправдание у бедного,- говорит свт. Иоанн Златоуст ,- недостаток и нужда; ничего больше не спрашивай у него, но если он, хотя бы был порочнее всех, нуждается в необходимой пище, то утолим голод его» (De Lasaro). Вообще жалость, милосердие и деятельная помощь бедным неизменно осознаются как одно из важнейших требований христ. нравственности. Значение этого требования, непосредственно вытекающего из заповеданной Иисусом Христом любви к ближнему (Ин 13. 34), усиливается как благодатностью добродеяний для самого дающего (Господь «Сам сказал: «блаженнее давать, чем принимать»» - Деян 20. 35) (см. Благотворительность ; Милосердие ; Милостыня ; Филантропия ), так и осознанием глубины социальных, антропологических, духовно-нравственных опасностей, заключенных в феномене вынужденной Б. и нищеты, искажающих в человеке образ Божий, вынуждающих его «с мольбою» унижаться перед богатыми (Притч 18. 24), соблазняющих его к подавлению или эксплуатации своих духовно-душевных качеств ради телесного выживания. В совр. мире, огромная часть населения к-рого вынужденно пребывает за чертой Б., нередко в ужасающих условиях, несовместимых с достоинством и Божественным предназначением человеческой личности, глубоко укорененная в традиц. церковной практике помощь нуждающимся остается важнейшим элементом социального служения, социальной ответственности Церкви. Расширение в последние годы возможностей социальной деятельности РПЦ на фоне резкой имущественной поляризации постсоветского общества и лавинообразного возрастания количества людей, оказавшихся за гранью нищеты, придает усилиям Церкви в борьбе с Б. особую актуальность. В принятых Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» подчеркивается церковная позиция: «Призывая искать прежде всего Царствия Божия и правды Его (Мф 6. 33), Церковь помнит и о потребностях в хлебе насущном (Мф 6. 11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования» (VII 1). При этом евангельская заповедь любви к ближнему, как отмечается далее, «должна служить... императивом в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая имущественные» (Там же).

http://pravenc.ru/text/77780.html

занимает важное место в наследии И. Е.; именно с нее И. Е. начинает лит. деятельность. В этом жанре преуспели и его отец Георгий Евгеник, и брат свт. Марк. Перу И. Е. принадлежат каноны мч. Евгению Трапезундскому (вместе с самогласнами), св. Иоасафу, благодарственный канон Божией Матери за спасение от кораблекрушения, службы свт. Николаю Мирликийскому и свт. Спиридону Тримифунтскому, мч. Философу, стихиры 8 гласов, предназначенные для пения на погребении епископов, монахов и священников, и др. (издания и рукописи см.: Stiernon. 1974. Col. 502). Однако наибольшую ценность имеет составленное И. Е. Последование в честь свт. Марка Эфесского ( P é trid è s. 1910). Входящий в Последование синаксарь является одним из основных источников биографии свт. Марка. И. Е. также принадлежит ряд молитв, 5 из к-рых были изданы прп. Никодимом Святогорцем: «К Св. Единосущной Троице» (Επιτομ κ τν προφητανακτοδαβιτικν ψαλμν. Κωνσταντινοπολις, 1799. Σ. 87-88), «К Человеколюбивому Богу и Отцу» (Ibid. Σ. 124-127), «К Господу Иисусу Христу» (Ibid. Σ. 143-146), «К Св. Духу» (Ibid. Σ. 107-110), «К Богородице» (Ibid. Σ. 74-76). Молитвы «К свт. Иоанну Златоусту» (написана по просьбе благочестивого христианина) и «К св. мц. царице Александре Римской» (составлена от лица, носящего имя святой) сохранились в рукописи Paris. gr. 1275. Fol. 395-395v (о др. рукописях см. также: Stiernon. 1974. Col. 503). Риторические произведения И. Е. включают в первую очередь «царские речи», эпитафии, монодии и экфрасисы. Именно в них более всего проявилось лит. мастерство И. Е. Число риторических произведений И. Е. весьма значительно - 8 «царских речей», 5 монодий, 5 эпитафий, 6 экфрасисов. Все они изданы С. Ламбросом, кроме «Монодии на падение Фессалоники», сохранившейся лишь частично (фрагмент содержится в ркп. Ath. Vatop. 461). Речи И. Е. посвящены членам правящего дома Палеологов. Эти речи можно разделить на богословские и утешительные. Богословские речи выделяются в отдельную подгруппу на основании их содержания.

http://pravenc.ru/text/471171.html

Земля сердца становится бесплодной и пустой. Бог рядом, он близ каждого из нас, как говорит святой апостол Павел (см.: Флп. 4: 5), но мы не пользуемся Его благодатью из-за своей рассеянности, компромиссов, на которые идем, по причине телевизора, вступления в общества и организации, действующие без Бога. Человеку надо трезвиться, идти путем добрым и святым и исполнять Божественное учение Церкви, которое не нуждается в корректировке, ибо мудрость мира – все равно что выброшенная тряпка пред Богом (см.: Ис. 64: 6). – Никто не может причинить нам никакого зла извне, и все зло в мире проистекает из этого отстранения человека от Бога. – Святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что никто не может причинить нам зла без нашей воли, даже диавол, всецело устремившийся против нас и жаждущий причинить нам зло, без нашей воли не может сделать нам ничего. Так что никто извне не может причинить нам зла. Святитель Иоанн Зластоуст привел в пример гонения на христиан. Игемоны и палачи, истязавшие христиан, чтобы они отреклись от веры истинной, хотя и творили дело диавола, но тем не менее страданиями, которыми их подвергали, помогали христианами стяжать победный венец. Христиане не отрекались, страдали, умирали и получали венец святости. Враг диавол стоял за спиной тех, кто мучил христиан, чтобы они отреклись от своей веры, угрожал им смертью, чтобы они погубили свои души. А что из всего этого вышло? У них имелась сила, и они выстояли, а злое намерение врага, направленное против них, обратилось для них в славу, они стали мучениками, великими исповедниками, святыми Церкви. Хотя намерение его и было негативным, он хотел причинить людям зло, но его злое намерение обернулось в почитание и похвалу тех, против кого было направлено. Желая причинить зло, враг доставляет венец истинным христианам, которые претерпевают до конца Так и сейчас. Нынешние власти, руководимые диаволом, хотят навредить Церкви, коварно распространяя всевозможные учения и соблазны, деморализующие человека и общество в целом. Намерение злое, лукавое, диавольское, не требующее отречения от веры в Бога напрямую, но тонко внедряющее его в сознание человека всеми средствами пропаганды. И при всем том, диавол и все его слуги не могут причинить зла истинному христианину, поскольку, не веря в Бога и духовное, они видят зло только во внешнем, в страдании, нищете, болезни. Желая причинить зло, враг доставляет венец истинным христианам, которые претерпевают до конца.

http://pravoslavie.ru/154124.html

Куда уж благороднее? Но все же главное в письме отражено — первым против монастырских стяжаний выступил именно преподобный Нил Сорский. И белоезерские пустынники его поддержали. Нестяжательские идеи, к слову, прозвучали и в его сочинении — «Предании о жительстве скитском». В предании о жительстве преподобный Нил Сорский пишет следующее: «Святыми же отцами строго предано нам то, дабы ежедневную пищу и прочее нужное, что Господь и Пречистая Его Матерь для нас устроят, приобретали мы себе от праведных трудов своего рукоделия и работы. Не работающий, – сказал апостол, – да не ест (см. 2 Сол. 3: 10), ибо жительство и нужды наши от наших собственных трудов должны устраиваться. А делать подобает то, что возможно под кровом. Если в общежитиях по нужде похвально и под открытым небом, например, упряжку волов гнать пахать и иное что-либо тяжелое своими силами делать, говорит Божественное Писание, то для живущих уединенно это достойно укора. Если же в нуждах наших не удовлетворимся мы от работы своей, по немощи нашей или по иной какой-нибудь уважительной причине, то можно принимать немного милостыни от христолюбцев — необходимое, а не излишнее. Стяжания же, принудительно от чужих трудов собираемые, вносить к себе отнюдь нам не на пользу, ибо как, их имея, можем сохранить мы заповеди Господни: Хотящему с тобою судиться и взять твою рубашку отдай и верхнюю одежду (см. Мф. 5: 40) и другие подобные, – будучи страстными и немощными? Но должны мы таких стяжаний, как яда смертоносного, избегать и отвергать их…» Что значат слова преподобного Нила: «Стяжания же, принудительно от чужих трудов собираемые»? Видимо, здесь преподобный как раз имел в виду эксплуатацию монастырями зависимых крестьян. Т. е. монастыри выступали в роли коллективных помещиков. Думаю, что преподобный имел в виду именно это, и его последователи, вступившие в полемику о монастырских имениях, действительно следовали его заветам. Интересно, что преподобный даже церковное благоукрашение не одобрял: «Об украшении же церковном пишет святой Иоанн Златоуст: „Если кто-то советуется с тобой, желая принести в церковь священные сосуды или какое-либо иное украшение, повели ему раздать нищим.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/09/ierei_...

Приведем теперь несколько примеров милости Божией, явленной чрез св. угодников Божиих в нашем отечестве. VII. Холера 20-го и 48-го годов, опустошавшая Москву и соседние селения, не коснулась не только Сергиевой обители, но и живущих в Троицком посаде, где находится лавра преп. Сергия. Так просто и естественно все это объяснялось близостию к сим местам великого угодника Божия и силою его молитв... Соприсутствие св. угодников также живо чувствуется и в Киевской лавре и у Соловецких чудотворцев, и в других, так называемых святых местах. (См. брошюру прот. П. Смирнова : «Чудеса в прежнее и наше время», стр. 7 – 12). VIII. Особенным обилием чудес ознаменовано было открытие святых мощей святителя Тихона: слепые прозирали, немые получали дар слова, расслабленные, бесноватые с сведенными руками или с поврежденными другими членами тела мгновенно исцелялись. Чудеса творились всенародно, на глазах всех. (См. там же). IX. Около 60-х годов нынешнего столетия особенное изумление пред величием силы Божией возбудило даже в обильной чудесами Сергиевой лавре исцеление сухорукого – одного из лаврских сторожей, после бывшего ему нощного явления преподобного, при мощах его, в день его святой памяти (Оттуда же). X. В это же время в Москве, при мощах святителя Алексия, почти уже совсем лишившийся зрения прозрел домашний или народный учитель, признанный врачами неизлечимым (Оттуда же). XI. Затем все края России до самых пределов Китая наполнила слава чудес от св. мощей великомученика и целебника Пантелеимона. Многим Господь Бог привел быть довольно близкими свидетелями чудного исцеления бывшей в течение одиннадцати лет скорченною и могшею только ползать при помощи особо устроенных катков Дарии Ивановны Колоколовой, которая в благодарность за дивную помощь Божию восприняла затем пострижение в иночество, с наименованием в честь угодника Божия Пантелеимоною. (Оттуда же). XII. Нельзя, далее, не рассказать о чудесной помощи трех святителей: Василия Великого , Григория Богосова и Иоанна Златоустог о мальчику при страшной опасности для жизни. Дело было так. В селе Саблукове, арзамасского уезда, нижегородской губ., проживает семейство доброго, смиренного и правдивого мельника, крестьянина Кочеткова. Кочетков старик, по своей честности и рассудительности был по выбору старшиною, а сын его Кодрат состоит в должности сельского старосты.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Учитесь смирению у святого апостола Павла! Он ни во что ставит все свои подвиги во имя Христово, всю свою славу при воспоминании о своем грехопадении. Нужно, чтобы каждый из нас видел многие свои скверны, был смиренным перед лицом Господа, сознавая себя грешником и ослушником воли Божией. Нам нужно быть смиренными и друг перед другом, ничем не превозноситься один перед другим, хотя, может быть, и были бы какие-нибудь внешние, земные для этого поводы, потому что грешен каждый из нас. А во имя чего святые апостолы Петр и Павел несли свой тяжелый апостольский подвиг? Во имя любви ко Господу Спасителю и во имя любви к людям, ибо они проповедовали слово Божие, чтобы спасать людей, чтобы не погибли для вечности бессмертные души, но, пробужденные словами их проповеди, готовили себя для вечного блаженного Царства. Такова сила их любви к людям! Святой Иоанн Златоуст говорит об апостоле Павле: «Я не найду слов, чтобы описать, какой любовью к людям пылало сердце этого великого апостола. Его любовь была шире океана, она была ярче и жарче любого огня». Он любил людей, как будто был отцом или матерью, родившими этих людей. Больше того, он был готов даже быть отлученным от Господа, только бы спаслись те люди, которым он проповедовал слово Божие. Пусть погибла бы его собственная душа, но спаслись бы те люди, которых он звал ко спасению. Так говорил он сам! Какая любовь! Каким пламенем исторгалась она из его горячего сердца, о котором он сам говорит, что в нем все вмещаются и никому не тесно, которое всех людей обнимало в себе, всех людей любило этой необычайной любовью (см.: 2 Кор. 6. 11-12)! И эта любовь апостола, такое любящее его сердце подняли его на недосягаемую высоту величия и святости. О, если бы, дорогие мои, хоть крупицу такой любви друг к другу имело сердце каждого из нас! О, если бы наша любовь друг к другу, завещанная Господом, удерживала наши уста, наше сердце, наши шаги, наши руки и ноги от всяких скверн! Ведь такая любовь спасает бессмертную душу для вечности, ибо Господь сказал, что заповедь о любви наибольшая; кто ее исполнит, кто воспитает свое сердце в такой любви друг к другу, тот исполнит весь закон Христов (см.: Мк. 12. 29-31).

http://pravmir.ru/apostolskie-uroki/

   А из Священного Предания святой Горазд приводит три святоотеческие цитаты: блаженного Августина, святителя Иоанна Златоуста и святителя Амвросия Медиоланского, говоривших, что евангельские слова о «камне», на котором созидается Церковь, надо понимать как веру, исповеданную апостолом Петром. Также в примечаниях святитель Горазд пишет: «Основанием какого бы то ни было общества, и чисто человеческого, не может служить человек, но оно должно быть основано на определенной идее; тем менее Церковь христианская может быть основана на человеке, хотя бы этот человек был апостолом; наоборот, она могла и должна быть основана на главной идее христианского вероисповедания, то есть на вере, что Иисус Христос есть Сын Бога Живого» (с. 91).    Далее святитель Горазд переходит собственно к анализу указанного католического аргумента, замечая, что «Господь Иисус Христос не мог воздвигнуть Церковь Свою на личности апостола Петра по следующим соображениям:    1. Церковь нельзя строить на каком бы то ни было человеке, так как люди, даже будучи святыми, могут ошибаться;    2. Господь вскоре же после Своих слов о создании Церкви на камне, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн» (Мф. 16:23);    3. Апостол Петр три раза отрекся от Господа Иисуса Христа» (с. 80).    Слова в той же цитате о даровании апостолу Петру «ключей от Царства Небесного» святой Горазд объясняет как дарование власти «связывать и разрешать, то есть прощать или же оставлять грехи», и напоминает, что эту власть Господь даровал «не только Петру, но всем апостолам, сказав им: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18; см. также: Ин. 20:22—23)» (с. 80).     Вторая цитата, обычно приводимая католиками для обоснования учения о папе, это слова Господа Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32).    Относительно этих слов святой Горазд замечает, что они были сказаны вместе с предсказанием о троекратном отречении апостола Петра и что «Господь Иисус не установил этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви, но хотел сказать ими, что Петр, после того как отречется от Него, в отличие от Иуды не лишится веры, но обратится и именно своим обращением будет остальных укреплять в вере» (с. 81), и далее напоминает аналогичные примеры, когда обратившиеся грешники укрепляли других в вере: самарянка и апостол Павел. Священномученик указывает, что невозможно трактовать эти слова как намерение Христа поставить апостола Петра наставником всей Церкви, так как укреплять в вере своих ближних может каждый, искренне обратившийся к Богу, независимо от того, является ли он наставником, подчиненным или равным им.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3050...

В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (написан не ранее VI века), которое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее начала V века), говорится о происхождении Иоакима «из колена Иудина», а Анны «из рода Давида», и что ее отца звали Иссахар . Иоаким и Анна в творениях святых отцов и учителей Церкви стали примером твердой веры и упования на Бога. Андрей Критский, восхваляя веру Иоакима и Анны, говорит, что они «сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасала в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их, - оба, подражая услышанной некогда молитве Анны (матери пророка Самуила. – прим. П.Л. )... И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого» . Повествование об Иоакиме и Анне содержится в «Толковании на Шестоднев», составленном между 375 и 400 гг. и ошибочно приписываемом Евстафию, епископу Антиохийскому . К преданиям об Иоакиме и Анне также обращались в своих проповедях и другие христианские авторы: Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, патриарх Герман I Константинопольский, Григорий Никомидийский. Основным днем памяти Иоакима и Анны является 9 сентября, попразднство Рождества Богородицы. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (X век) и Типикону Великой церкви (IX–XI века), в этот день в Константинополе совершалась торжественная служба в их честь в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратиях . 9 декабря, в день зачатия Пресвятой Богородицы, совершалась служба святой Анне в посвященной ей церкви в константинопольском квартале Эвурани и в храме во имя святой Анны в Халкопратиях , а 25 июля, в праздник успения Анны, – в церкви во имя святой Анны в Девтероне . Willem S. Vorster. The Protevangelium of James//The Apocryphal New Testament (A Collection of Apocryphal Christian Literature in an English translation). Ed/and trans. J.K. Elliott. New-York, 1993. P. 49. См. Протоевангелие Иакова, 25.1 (перевод И.Свенцицкой): «А я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме, во время смуты скрывался в пустыне до тех пор, пока не умер Ирод, и смута не стихла в Иерусалиме».

http://bogoslov.ru/article/1105892

«Владыко Господи, Отче щедрот, и Боже всякого утешения...» Вот как именует Господа святой Василий. «Отец щедрот», «Бог утешения». Какая детская нежность! Это даже больше, чем в молитве Господней: не просто «Отец», а Отец – источник щедрот, сама Щедрость, сама Благодать, хотящая изливаться, «Бог утешения». Поразительное определение! На прощальной Вечери Спаситель, причастив учеников, объявил им о конце Своем. Они заскорбели. А Он говорит: Вам же лучше. Если пойду, то Утешителя другого, вместо Себя, пошлю, Духа Святого (см.: Ин. 15:26, 16:6–7 ). И сие сбывается в Причащении: Бог Утешитель дает Себя Самого в общение. А дальше упоминается о «преклонивших...главы». Но о них говорится много мягче, отраднее: «Их благослови, освяти, соблюди, укрепи, утверди». Это иные слова, иной тон: они уже хороши, но еще лучшими сделай их, «всякому же делу благому сочетай». И у него (святителя Василия) далее встречается покаянный мотив: «От всякаго дела лукава отстави, ... и сподоби неосужденно причаститися...». Также и в литургии святого Григория Двоеслова нет «страшнаго»; ближе – святому Василию! «Боже Единый Благий и Благоутробный... призри благоутробным оком на вся люди Твоя и сохрани их...» Но есть и другой момент: «На смиренныя призираяй...сподоби вся ны неосужденно причаститися...» Видимо, святой Григорий более сочувствовал тону святого Василия, чем Златоусту. Они и по духу были сроднее: оба – правители, оба – принципиальные, оба – люди долга. Почему же немного иначе думает святой Иоанн Златоуст ? О, он знал грешную человеческую, действительную природу! Он изъяснял послания Павловы – о ядущих и пиющих в суд и осуждение... Он, будучи адвокатом, видел глубину зла в мире. Он в столицах знал всю немощность и слабость человеческую. Он был «проповедником покаяния» всегда. Он был педагог, вызывавший в людях нужные настроения. Потому он и ввел больше о страхе: и в тайной молитве, а для всех и в явной, которая читается и доселе: «Верую, Господи, и исповедую... Помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольныя и невольныя... И сподоби мя неосужденно причаститися...». А потом слова, известные каждому: «Вечери Твоея Тайныя... причастника мя приими: не бо врагом Твоим Тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». И при всем том конец с надеждою: «Да не в суд или во осуждение будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010