АНГЕЛЫ Прославлять Ангелов – наш долг. Они, воспевая Творца, обнаруживают милость Его и благорасположение к людям. Я говорю об Ангелах, о наших союзниках, ведущих войну против враждебных нам сил, – об Ангелах, один из которых есть Архангел Михаил, состязавшийся с дьяволом из-за тела Моисея и воевавший против вождя персов за свободу народа (см. Дан. 10:13 ). Из числа их и тот, который обратил назад ослицу и удержал Валаама от странного безумия, и когда пророк этот не понимал совершавшегося, голос бессловесного образумил одаренного словом (см. Чис. 22:27 ). Из числа их и тот, который обнажил меч и побудил Иисуса Навина сразиться с неприятелями. Из них также и тот, который в одну ночь поразил сто восемьдесят пять тысяч ассирян и усыпил варваров беспробудным сном смерти (см. 4Цар. 19:35 ). Из них же и тот, который перенес по воздуху пророка Аввакума, чтобы накормить пищей пророка Даниила среди голодных львов (см. Дан. 14:34–36 ). Эти вот и им подобные стоят против врагов и имеют силу также и против страданий. Таков был дивный и божественный Рафаил, внутренностями одной рыбы освободивший девицу из-под власти демона и искусно возвративший зрение слепому старику (см. Тов. 11 ). Нельзя умолчать и о тех, которые служили в Новом Завете; из них по большей части является Архангел Гавриил, открывший предсказание Захарии и наказавший его за недоверчивость немотою, так как они не поверили тому, что бесплодная зачнет ради будущего домостроительства; он возвестил святой Марии безмужное рождение, он указал пастырям путь к пещере и показал Необъятного в яслях, Неописуемого в пеленах, воссылая с ними благозвучную песнь прославления: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк. 2:14 ). Другой Ангел удерживает волхвов от возвращения к Ироду; некоторые служили на земле Творцу при творении ее; иной увещает обручника Девы не отпускать, будто растленную, ту, которая была непорочна; иной внушает ему возвратиться после бегства от избиения Иродом младенцев; хотя и во плоти видели Несозданного, но по примеру рабов служили Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Кто хочет спастись, тот должен принадлежать Единой Святой Православной Церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям. Если кто не повинуется Церкви, если кто отделился от Церкви, если кто раскольник, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил не повинующегося Церкви с идолопоклонником: «если» кто-либо «церкви не послушает,» сказал Он, «то да будет тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18, 17 ). Еще в Ветхом Завете, когда Саул принес самовольно жертву, несогласно с заповеданием Господа, пророк Самуил сказал ему: «худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе» ( 1Цар. 13, 13 ). «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» ( 1Цар. 15, 22–23 ). В Новом Завете возлюбленный ученик Господа засвидетельствовал, что тогда только Господь принимает нашу молитву, когда эта молитва приносится по воле Господа (см. 1Ин. 5, 14 ). Молитвы тех, которые действиями своими противятся Богу, не приняты, отвергнуты Богом (см. Мф. 7, 21–23 ). Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол, а потому они чужды спасения, как чужд его диавол... Раскольники держат продолжительные и тяжелые посты, целые ночи проводят в молитве, кладут многочисленные поклоны, но увы! Труждаются всуе и тщетно, потому что не хотят смириться. Без смирения невозможно быть учеником Христовым. Господь сказал: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11, 29 ). Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинялся Христу. Истинное смирение от послушания, сказал святой Иоанн Лествичник , 375 как и Господь явил Свое смирение тем, что Он был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2, 8 ). Без послушания Церкви нет смирения, без смирения нет спасения: «я смирился, и Он спас меня,» – сказал пророк ( Пс. 114, 6 ). Ересь и раскол содержат в себе, сверх того, хулу на Святого Духа, которая есть смертный грех, непрощаемый Богом человеку ни в сей век, ни в будущий, если человек пребудет в этом грехе. Самая кровь мученическая не может очистить этого греха, по учению святого Иоанна Златоуста . Очищается этот грех только тем, когда человек отречется от своей ереси, оставит раскол и присоединится к Святой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Агиасма великая Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа». «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов .. и на всяку пользу изрядну (сильную)». В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст : «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят» «не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (см. Типикон, 6 января) 1 (4,с.159–160).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

ПОУЧЕНИЕ ТРЕТЬЕ Плод ваш – святость, а конец – жизнь вечная ( Рим. 6:22 ) Этими боговдохновенными словами св. Церковь ныне заключила апостольское чтение. Святой Иоанн Златоуст взял их в качестве важного предмета для назидания слушателей в одном из своих поучений. Святитель Божий слова св. ап. Павла обратил к верующим, усердно посещающим святой храм Божий, и дал им советы о том, как полезно ходить в церковь , и о том, как нужно вести себя христианам по выходе из церкви. Назидание великого учителя да послужит, братия, и к нашей пользе и утешению среди соблазнов и искушений. Находясь в церкви, мы чувствуем себя людьми Христовыми. Благоговейное наше стояние в доме Божием есть подобие ликостояния Божиих Ангелов, приносящих пред Престолом Божиим немолчное славословие. Церковь мы можем назвать домом, где все говорится и совершается благоприлично, высокомудрственно, очищает дух, возвышает мысли, научает и просвещает. Церковь дает плод христианской мудрости и добродетели – зрелый, сладостный и благословенный, а вкушение его сообщает ведение вечной жизни. «Плод ваш – святость, а конец – жизнь вечная». И представить трудно более торжественную действительность: на небесах славословят Господа воинства ангельские, на земле их песнопениям подражают люди, составляя собой гласы преподобных в Церкви. На небесах Серафимы поют Трисвятую песнь, на земле воссылает свои молитвы и прошения и благодарность к Господу многочисленное собрание людей всякого возраста, пола и звания. Одно общее торжество составляют небожители и смертные обитатели земной юдоли. Милосердие Господа собрало их вместе, Дух Святой соединил их, Всеблагий Отец согласил, «да единым сердцем и устами прославят Премудрость Божию, в тайне от века сокровенную» (см. 1Кор. 2:7 ). Вот зачем мы пришли во св. храм. Вот к чему стремимся мы здесь. Вот плод нашего здесь воистину братского боголюбезного собрания. «Плод ваш – святость, а конец – жизнь вечная». Ничто не услаждает в такой степени нашу жизнь, как утешение, получаемое в церкви. Здесь усматриваем в душах наших светлость, радость духовную, веселие от Духа Святого. В церкви для радующихся – новая радость, для скорбящих – утешение, для удрученных – отдых, для труждающихся – успокоение. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

составитель Терещенко Т. Н. ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ (НЕБЕСНОЕ) Царствие Божие внутрь вас есть, – сказал нам Господь ( Лк. 17, 21 ), т.е. в сердце, то и надо его искать в сердце, очищая его от страстей и прилогов вражиих, никого не осуждая и не укоряя (прп. Макарий, 20). Путешествие свое прошу отсрочить до времени, ибо Царствие Божие должно отыскивать не за оградой своей, а внутри, т.е. в сердце своем (прп. Антоний, 20). Вопрос: – Что же есть Царствие Божие? Ответ: – Царствие Божие есть добродетельная о Бозе жизнь, то есть чтобы во смирении, молчании и терпении стяжавать душу свое. И так пребывая, зрите в себе мир Божие, т.е. Царствие Божие, и себя саму в Царствии Божием узрите по кончине своей (прп. Антоний, 20). Все помилованные от Господа будут сподоблены лицезрения Христова; и Царствие Небесное не что иное есть, как радость о Христе Спасителе от лицезрения Его. Так и, напротив, отлученные от Христа будут лишены и Царствия Небесного и отосланы в муку. А святой Златоуст говорит, что быть отлученным от Христа страшнее геенны и мучительнее всякой муки. Преподобный Феогност в последней главе говорит: «Если кто не надеется быть там, где Святая Троица, тот да постарается не лишиться лицезрения воплотившегося Христа». А святой Лествичник в 29 Степени в 14 главе пишет, что достигшие бесстрастия будут там, где Троица. В средней мере находящиеся будут иметь различные обители. А получившие прощение грехов сподобятся быть внутри райской ограды, и последние не должны лишиться лицезрения Христова (прп. Амвросий, 3, ч. 3). В Слове Божием говорится и о Царствии Божием, и о Царствии Небесном: какое в этом различие? Царствие Небесное получают достойные по смерти, в будущей жизни, а Царствие Божие твердо верующие и тщательные приобретают и в настоящей жизни внутри себя, в своей душе и сердце, по сказанному в Евангелии: Царствие Божие внутрь вас ( Лк. 17, 21 ). Как и чем приобретается Царствие Божие внутрь нас? По слову апостольскому, оно приобретается, во-первых, правдой или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним, вовторых, миром с ближними, миром от страстей, миром со своей совестью и миром с Богом через покаяние и смирение. Когда христианин понудится так себя устроить, тогда он получит благодатную помощь и при содействии Святого Духа среди самых скорбей будет радоваться, твердо веруя апостольскому слову, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает ( Рим. 5, 3–5 ); что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас в жизни будущей (см. Рим. 8, 18 ), что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

фото patriarchia.ru 25 августа 2014 г. 13:00 Святейший Патриарх Кирилл: Прощение — это некий механизм очищения нас от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам В неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дмитровское благочиние Московской областной епархии и совершил Божественную литургию в Николо-Пешношском мужском монастыре. По ее окончании Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с проповедью . Поздравив всех с возрождением обители, основанной по благословению преподобного Сергия Радонежского одним из его учеников — преподобным Мефодием Пешношским, Святейший Патриарх отметил, что главная цель возрождения храмов и монастырей, несмотря на всю их красоту, культурную и историческую ценность - открыть людям дорогу к спасению. «Спасение есть правильная, разумная, счастливая жизнь на земле, когда человек возвышается над своими страстями, над ненужными потребностями, - сказал Патриарх Кирилл. - Наверное, кто-то спросит: как же можно спастись? Сегодняшнее Евангельское чтение (Мф. 18:23-35) дает каждому из нас ключ к спасению. И у того, кто вовлечен в круговерть повседневной жизни, и у того, кто помрачил сознание, волю, осквернил свои чувства, ключ к спасению есть в руках у каждого». И пример этого — притча о корыстном должнике, которому царь простил большой долг.  Однако этот человек, будучи прощенным, не простил гораздо меньший долг своему товарищу и посадил того в долговую тюрьму, где «истязали, пока не вернет долг». Когда же царь об этом узнал, он призвал к себе раба, которому простил огромное состояние, и отдал его в руки истязателей. «Эта удивительная притча говорит нам о том, что прощение имеет некое мистическое значение, превосходящее человеческий разум. Прощение есть некая тайна в отношениях между людьми. Исполнение этой тайны прямо относится к Божиему Царству: «уподобилось Царствие Божие царю…» (см. Мф. 18:23). Святой Ефрем Сирин говорит: «Если не прощаешь, оставь пост и молитву». Оставь — они не нужны, они не принесут никакой пользы. А святой Иоанн Златоуст, развивая эту тему, говорит: если кто-то тебе много должен или слишком тебя обидел, поспеши его простить, потому что чем больше простишь, тем больше тебе будет прощено. Оказывается, прощение — это некий механизм очищения нас от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам. И вся наша круговерть, все наше повседневное беспамятство, все наши большие и малые грехи, — все это омывается и стирается из книги жизни и не будет представлено на суд, если мы прощаем!»,- сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

ЦВ 17 (438) сентябрь 2010 /  20 августа 2010 г. Состоялось наречение архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского Слово архимандрита Вениамина (Лихоманова) при наречении во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый Первосвятитель и отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри Церкви Христовой, благословите! Сегодня я, недостойный, призываюсь к служению архиерейскому, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14). Всем сердцем сознаю, что вместить этот подвиг и нести его до конца может только тот, кто обречет себя на «мученичество всей жизни», как называет служение пастырское святой Иоанн Златоуст, и кто, не давая сна очима своима и веждома дремания (Псал. 131, 4), будет неустанно, по слову св. ап. Павла, внимать себе и всему стаду (см.: Деян. 20, 28). Поэтому сокрушаюсь сердцем и трепещу перед принятием великой благодати архиерейства в скудельный сосуд моей души. Всем сердцем я благодарен Богу за то, что Он, Милосердный Господь, призвал меня к высоте священнического служения, которое несу у древних святынь на Ростовской и Ярославской земле вот уже 32 года. Основы святоотеческой веры я воспринял в семье от своих родителей. Будучи студентом Московского университета, имел счастье быть знакомым с митрополитом Алма-Атинским Иосифом (Черновым), отеческая любовь и забота которого покорили мое сердце и окончательно утвердили меня в намерении принять священный сан и посвятить свою жизнь служению Богу и Святой Церкви. Свидетельствую, что все епископы, с которыми я соприкасался в своей жизни, были носителями глубокой веры и преданности Церкви и народу, имели великий дар от Господа, дар к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4, 12), и явились для меня той призмой, через которую я воспринимаю церковную жизнь. Но особым примером в моей жизни являетесь Вы, Ваше Святейшество, когда, взойдя на Московский Патриарший престол, Вы в полноте исполняете заповедь Спасителя, данную ученикам: Шедше, научите вся языки (Мф. 28, 19). Вы идете и учите везде и всюду, и Ваши слова достигают умов и сердец многих людей. Ваше Святейшество! Выражаю Вам свою глубокую сыновнюю благодарность за то, что Вы обратили внимание и на меня, недостойного и немощного, оказали доверие, и, по решению Вашему и Священного Синода, мне определено быть епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии.

http://e-vestnik.ru/news/sostoyalos_nare...

Вопрос: В каком случае причащающийся может принять причастие в свое осуждение, и в чем оно может выражаться? Где есть указания на осуждение в Священном Писании? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Об этом говорит апостол Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29). В комментарии к этому посланию святитель Иоанн Златоуст пишет: «Причина стольких благ, трапеза, источающая жизнь, становится осуждением? Не по своему естеству, говорит он, а по произволению приступающего. Как Его пришествие, доставившее нам те великие и неизреченные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти тайны становятся средством большего наказания для недостойно причащающихся» (Гомилия 28 на 1-е Послание к коринфянам). Из слов апостола Павла видно, что он считает недостойно причащающимся того, кто не рассуждает о Теле Господнем, то есть принимает без веры – как простой хлеб. По мнению святых отцов, недостойно причащаются имеющие злобу на ближнего и находящиеся во вражде, имеющие неисповеданные смертные грехи, зараженные еретическими учениями. Последствиями недостойного причастия бывают недуги, как духовные, так и телесные. «Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, то есть подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости» (Авва Феона; см.: Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. 22 собеседование). Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему страшном видении: «Братия приступили к принятию святых таин. Как только некоторые простирали руки, бесы, как бы предупредив священника, клали им на руки уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые духи отступали от них и с ужасом далеко убегали. Видел он также, что ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукою священника простирал свою руку к алтарю и участвовал в преподании святых таин. И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, как во время бдений, при чтении псалмов и молитв кто-нибудь из братии, по внушению злых духов, предавался помышлениям. И не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братий, приступающих к алтарю» (Руфин. Жизнь пустынных отцов. О Макарии Александрийском).

http://pravoslavie.ru/32629.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверг после Литургии в Храме Христа Спасителя 13 апреля 2017 г. 23:41 13 апреля 2017 года, в Великий Четверток, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником — Великим Четвергом, днем установления Таинства Святой Евхаристии. Этот день приравнивается к двунадесятым праздникам. Он приходится на Страстную седмицу и потому всегда постный, но по сути это великий праздник, потому что Господу было угодно в этот день установить Таинство Святой Евхаристии, которое дает каждому человеку, являющемуся членом Церкви, возможность быть со Христом. И это не фигура речи, как мы говорим иногда о давно почивших людях: «Мы вместе с вами», — всякий знает, что мы можем быть вместе с ними лишь в воспоминаниях. Через Таинство Святой Евхаристии, силой Святого Духа мы реально вместе со Христом. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, причащаясь Тела Христова, мы становимся участниками и сообщниками. Как же понять эти слова? Святитель не поясняет, поскольку в его время все понимали, о чем речь. Но, к сожалению, с течением времени у многих, даже просвещенных богословов, ушло из сознания, что святитель Иоанн Златоуст не прибегал к фигурам речи, а сказал о реально существующем. Причащаясь Тела и Крови Спасителя, мы действительно становимся участниками Святой Тайной вечери, то есть мы среди апостолов, а не среди тех, кого на этой вечери не было и тем более не среди тех, кто затем возложил на Спасителя руки. Но, может быть, это тоже образ? Как можно быть участником того, что было две тысячи лет назад? Как можно быть сообщником тех людей, которые не живут на земле? Святитель Иоанн Златоуст своими словами раскрыл саму суть Святой Евхаристии. Еще Господь на Тайной вечери, благословляя хлеб и вино и называя их Своими Телом и Кровью, сказал, чтобы ученики творили сие , то есть повторяли это действие, в Его воспоминание (см. Лк. 22:19). Силой Святого Духа мы это воспоминание совершаем. И не просто напрягаем память, пытаясь представить себе Тайную вечерю и мысленно увидеть то, что было некогда в Сионской горнице. Совсем не так! Силой Святого Духа мы действительно там — вместе с апостолами, вместе с Иисусом Христом. У Бога нет пространства и времени, и совершенная им Тайная вечеря всегда актуальна — вне времени и вне пространства. Чтобы стать соучастниками Тайной вечери, сообщниками апостолам, нужно совершать Святую Евхаристию, призывать Дух Святой, Который преобразует хлеб и вино в подлинное Тело и подлинную Кровь Христовы и дает нам, причащающимся Его Тела и Крови, реально с Ним соединиться.

http://patriarchia.ru/db/text/4861125.ht...

18 марта 2013 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святому Василию Великому принадлежат замечательные слова: Самое трудное, как кажется, познать самого себя. Глаз, рассматривающий внешнее, не может видеть внутреннего, а ум наш, проницательно взирающий на неправильности чужого, медлит расследовать и познать свои собственные недостатки (см. Святитель Василий Великий. Беседы на шестоднев. 9-я беседа. О животных земных). Эта мысль святого Василия Великого по-разному повторяется в творениях иных отцов Церкви. Некоторые говорят даже сильнее на тему опасности отсутствия попыток у человека разобраться в самом себе. Прп. Нил Синайский говорит, что когда познаешь себя, то возможешь познать и Бога. Он связывает познание человеком самого себя с познанием Бога. Ему вторит и Симеон Новый Богослов, который высказывается еще радикальнее: Если не познаёшь самого себя, то даже Всемогущий Бог не спасет тебя (см. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Слово 31-е). Святой Иоанн Златоуст людей, которые не имеют навыка познания самих себя, сравнивает с безумными, с психически больными, но проводит различие, говоря о том, что психическое заболевание есть заболевание человеческого тела, а вот неспособность разобраться в себе есть проявление развращенной воли. Почему святые отцы уделяют такое большое внимание самопознанию? А потому что без того, чтобы разобраться в самом себе, невозможно освободиться от греха. Человек не может принести искреннего покаяния, если он не знает, почему он совершил тот или иной грех, какие внутренние мысли, помыслы, движения души привели его в состояние греха. И возникает вопрос: а почему же так много людей, которые, по слову Василия Великого, проницательным умом оценивают неправильности другого человека, медлят с познанием своих собственных недостатков? Эта выявленная святым Василием Великим закономерность на опыте известна каждому из нас. Мы с легкостью обнаруживаем недостатки других людей, мы подвергаем их своему строгому суду; и чем строже судим других, тем менее склонны судить самого себя.

http://pravoslavie.ru/60201.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010