2 марта 2017 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В течение поста нам надлежит, каждому в меру своих сил, стать на путь преодоления злых помыслов, страстей, греховных деяний, которые сопровождают жизнь каждого человека. Для того чтобы мы имели возможность совершить этот духовный разворот в своей жизни, Церковь предлагает нам определенные средства. В первую очередь это молитва, которая дает возможность почувствовать Божие присутствие. Именно через молитву мы можем установить связь с Самим Богом и понять, что мы не одиноки, что в наших человеческих трудностях, в нашей борьбе мы можем опираться на Божественную силу. Другим средством является воздержание, пост, который помогает мобилизовать нашу волю и протестировать наше духовное состояние, определить, на что мы способны, есть ли у нас силы справляться с теми духовными задачами, которые стоят перед нами как христианами. И если таковых сил недостаточно, то пост дает возможность эти силы в себе укрепить. Наконец, еще одно очень важное средство преодоления греховных склонностей и одержания победы над самим собой — это милосердие. Святой Иоанн Златоуст, размышляя на тему милосердия, сказал удивительные слова: «Смотри, как высоко милость! Бог с Самим Собой сравнивает человека сострадательного». А далее цитирует известные слова из Евангелия от Луки: будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд есть (см. Лк. 6:36). Удивительные слова! Мы их хорошо знаем, но чаще всего они проходят мимо нашего сознания. А ведь этими словами не только описывается природа Божества — в них указывается на самое, может быть, важное, что надлежит нам совершать в этой жизни. Почему именно милосердие? Когда мы творим милость, мы что-то отдаем от себя другому человеку — материальные средства, некие предметы, внимание, заботу… Мы в каком-то смысле идем против общего течения, потому что движение всей цивилизации направлено на то, чтобы облегчить человеку жизнь, чтобы человек становился сильнее, богаче, обладал большей властью. На достижение этих целей направляются усилия большинства людей. У каждого свой масштаб действий, но целеполагание одно и то же — изредка открыто декларируемое, гораздо чаще скрытое. А совершающий дела милосердия свидетельствует о том, что идет другим путем, который Господь называет узким (см. Мф. 7:14). Не все могут по нему идти, но именно этот путь милосердия ведет нас в Царствие Божие.

http://pravoslavie.ru/101566.html

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 3 апреля 2010 г. 13:30 Дорогие собратья архипастыри, всечестные отцы-пресвитеры, боголюбивые диаконы, благочестивые иноки и инокини, братья и сестры! В светлый и мироспасительный праздник Воскресения Господня сердечно рад приветствовать вас вдохновенными и неизменно великими словами пасхального благовестия: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! В эту светозарную ночь мы пребываем в жизнеутверждающем всеобщем ликовании, ибо событие, которое произошло много веков назад близ древнего Иерусалима, имеет прямое отношение к каждому из нас. Более того, Воскресение Христово обладает поистине вселенским значением, ибо через него Спаситель даровал возможность обрести благодатное единство с Богом каждому откликнувшемуся на Его призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Посему мы ныне совосклицаем вместе со Святителем Иоанном Златоустом: «Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство!» Празднуя Светлое Христово Воскресение, мы свидетельствуем о правоте этих слов, ибо каждый человек, даже самый последний грешник, искупленный Кровью Христа, имеет надежду на спасение. За наши грехи, как и за грехи всего человеческого рода, заплачено драгоценной Кровью Распятого. Чтобы воспринять плоды Искупления, нужно иметь веру и креститься (см. Мк.16:16). Большинство народа нашего крещено, но как же мало тех, кто имеет веру, способную изменить жизнь! Перемена жизни во Христе не означает лишь перемену к лучшему. Это радикальное изменение, приводящее человека к торжеству жизни и полноте бытия (ср. Ин.10:10) как в нынешнем пребывании на земле, так и в веке грядущем. И праздник Святой Пасхи помогает нам явственно почувствовать неразрывную связь не только с событиями двухтысячелетней давности, но и с грядущим торжеством «правды вечной» (ср. Дан. 9:24), когда «будет Бог всё во всем» (1 Кор. 15:28). Мы учимся видеть в человеческой истории осуществление замысла Творца, осознавая глубину «богатства и премудрости и ведения Божия» (см. Рим. 11:33), которыми Всещедрый Создатель ведет человечество ко спасению.

http://patriarchia.ru/db/text/1121092.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Митрофану (Осяку), епископу Гатчинскому и Лужскому 23 марта 2013 г. 14:48 23 марта 2013 года за Божественной литургией в  столичном храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Митрофана (Осяка) во епископа Гатчинского и Лужского ( Санкт-Петербургская митрополия ). По окончании Литургии Святейший Патриарх напутствовал епископа Гатчинского и Лужского Митрофана на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Митрофан! В сей субботний день первой седмицы Великого поста, за Божественной литургией, в этом храме посредством возложения архиерейских рук и по молитвам Церкви на тебя снизошла благодать Святого Духа. Изволением Божиим и решением Священного Синода ты призван к высокому и вместе с тем многотрудному и жертвенному служению. Исполнять его достойно, опираясь только на свои человеческие силы и способности, невозможно. Посему ныне мы соборно молились о том, чтобы Пастыреначальник Господь Иисус Христос ниспосылал тебе всё благое и потребное для беспорочного прохождения предлежащего тебе поприща. В богослужениях, и прежде всего в Святой Евхаристии, обретешь ты помощь свыше, примешь от Бога обильную благодать. Только что мы слышали замечательные слова, которыми закончилась Литургия: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть» (последование Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста). Вот первое и важнейшее дело, к участию в котором Церковь призывает каждого христианина. И ты как преемник апостолов, получивший епископскую власть вкупе с ответственностью за вручаемое тебе стадо словесное, должен омраченная просветити, собрати расточенная (см. ирмос 9-й песни канона ко святому причащению) вокруг Трапезы Господней, дабы всякий верующий в Бога не погиб, но имел жизнь вечную (см. Ин. 3:15). Неустанно трудись над устроением церковной жизни во вверенном тебе уделе, равно как и над воспитанием доброделания в своей собственной душе.

http://patriarchia.ru/db/text/2865968.ht...

Таинство елеосвящения. Историко-динамический очерк Елеосвящение (Соборование) – это одно из семи Таинств, которое, по учению Православной Церкви, служит духовным врачеванием для телесных и духовных недугов, а также дарует больному исцеление тех грехов, в которых он не успел раскаяться, поскольку при помазании тела больного специально освященным елеем на него призывается благодать Божия. Соборование. Фото: azbyka.ru Очевидно, болезни провоцируются человеческой греховной природой. И их источник заключается в грехе. А значит, совершаемое в Таинстве Елеосвящения исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но способствует изменению его мироощущения и отношения к болезням и страданиям. Цель и содержание Соборования, таким образом, заключается не только в обретении телесного здравия, но и в приобщении к праведности, миру и радости во Святом Духе (см.: Рим. 14; 17). Как и все Таинства Православной Церкви, Елеосвящение имеет богоустановленный характер. Об этом свидетельствует святой евангелист Матфей, говоря, как Христос послал апостолов на благодатное делание: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10: 1). При этом апостолы имели прямое указание: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте (Мф.10: 8). Чуть позже стало оформляться чинопоследование Таинства Елеосвящения, более или менее развернутую первоначальную схему которого дает в своем послании апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5; 14, 15) . В древней Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов, чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего. См. свидетельства Апостольских постановлений, Канонов Ипполита, Барселонского папируса, Евхология Серапиона, Дидахе, а также замечания сщмч. Иринея Лионского, свт. Иоанна Златоуста, Оригена и мн.др. .

http://pravoslavie.ru/52676.html

13 апреля 2023 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня день, который по своему значению приравнивается к двунадесятым праздникам, — Великий Четверг. В этот день Святая Церковь торжественно вспоминает установление главного таинства, хотя слово «главное» не покрывает в полной мере значения этого таинства. Это основное таинство, это таинство Церкви — таинство Святой Евхаристии. Обращаясь к своей пастве, Иоанн Златоуст сказал: «Знаю, что многие из вас хотели бы слышать Господа, увидеть Его. Но вы имеете в Церкви большее — через соучастие в жизни Церкви, через причастие Святых Христовых Таин вы не видите, не слышите, а вы соединяетесь со Христом». Никто из нас не сможет описать образ этого соединения. Это тайна, которая сокрыта от человека. Но Церковь верит, все мы верим, что под видом хлеба и вина нам в Святой Евхаристии преподаются истинное Тело и истинная Кровь Самого Спасителя. А если так, то древние слова «С нами Бог! Разумейте, языцы» (см. Ис. 8:8-9) обретают совершенно конкретный, реальный смысл. Если каждый из нас соединяется со Христом в Святой Евхаристии, значит, реально с нами Бог. И, конечно, «разумейте, языцы, и покаряйтеся». Святая Евхаристия есть центр жизни христианина. Это таинство Церкви, как говорил Симеон Новый Богослов, и говорил правильно, потому что в таинстве Евхаристии Церковь являет себя как Тело Христово. Она являет свою сущность, свое естество, и потому таинство Евхаристии и есть таинство Церкви. Вот почему очень большое значение для нашей духовной жизни имеет отношение к таинству Святой Евхаристии. Разные есть практики — некоторые считают, что причащаться нужно один раз в год. Эта практика была порождена псевдорелигиозностью русской интеллигенции дореволюционного времени. Люди уже были практически неверующими, но поскольку Православие было государственной религией, то все чиновники по крайней мере раз в год обязаны были причащаться, а для того чтобы ставить в известность начальство, нужно было в книге расписаться. Вот таким было «благочестие», и нередко причащались марксисты, атеисты, люди, вообще в Бога не верующие и, более того, хулящие Бога. Но без этой росписи в книге, свидетельствующей о том, что человек причастился, он многого лишался, вот и шли на такое лицемерие.

http://pravoslavie.ru/153107.html

Подпишитесь на наш Телеграм В Ветхом Завете Пятидесятница была одним из трех великих праздников, которые были заповеданы Израилю у горы Синай. Событие имело различные названия: праздник жатвы первых плодов, день первых плодов и праздник седмиц. В Новом Завете Пятидесятницей называется день Сошествия Святого Духа на апостолов. Иначе в православной традиции праздник именуется Днем Святой Троицы, потому что в этот день человечеству открылось, что Бог Один, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. События праздника изложены в Книге Деяний (см. 2-ю главу). На апостолов, собравшихся в Сионской горнице в день ветхозаветной Пятидесятницы, сошел Святой Дух в виде огненных языков. В этот день в Иерусалиме собрались множество разных народов, которые услышали каждый на своем языке, как апостолы прославляли Бога. Апостол Петр обратился к собравшимся с проповедью Иисуса Христа. Из числа слушавших его крестились около 3 000 человек. Литургическое почитание До IV века Пятидесятницей назывался не отдельный праздник, а 50-дневный период после Пасхи. Возможно, на 50-й день изначально праздновалось Вознесение Господне. Исследователи предполагают, что разделение на два праздника, Вознесение и Пятидесятницу, произошло после II Вселенского Собора, чтобы подчеркнуть особую роль Святого Духа. В конце IV столетия праздник становится уже общепринятым: появляются первые проповеди свт. Иоанна Златоуста , свт. Григория Богослова , блаж. Августина и других Отцов Церкви , посвященные событиям новозаветной Пятидесятницы. Богослужебные особенности В Русской Православной Церкви храмы в праздник Святой Троицы украшаются березовыми ветвями. Впервые после Пасхи на вечерне верующие вновь обратятся к Богу молитвой «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» Традиционно в первый раз после долгого перерыва это песнопение поется всенародно. Несмотря на то, что вечернее богослужение совершается накануне воскресного дня, гимн «Воскресение Христово видевше…» не поется. Во время Литургии на входе с Евангелием диакон (или священник, если нет диакона) перед тем, как зайти в алтарь, произносит входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя» .

http://blog.predanie.ru/article/pyatides...

Послания апостола Павла. Пособие по изучению и толкованию Протоиерей Стефан Жила Жила Стефан, протоиерей. Послания апостола Павла: пособие по изучению и толкованию/Сретенская духовная семинария. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2019. — 720 с. — ил.      Евангелие Господа нашего Иисуса Христа дошло до нас через святых апостолов, распространявших глаголы вечной жизни (Ин. 6: 68) по всему миру. При этом бесспорно, что на поприще проповеди Евангелия Христова более других потрудился святой апостол Павел (1 Кор. 15: 10), покоривший Кресту Христову многие народы языческого мира. За это он навечно вошел в историю христианства как «апостол народов», так же как святой Иоанн вошел с именем «апостол любви», а святой Петр — «апостол исповедания и камень веры». Автор новой книги издательства Сретенского монастыря, пособия по изучению и толкованию «Посланий апостола Павла» — протоиерей Стефан Жила — преподавал послания апостола Павла и Апокалипсис на кафедре Нового Завета в Московской и Сретенской духовных семинариях. Настоящее издание является плодом его 15-летних исследований. В данном пособии излагается содержание посланий, краткие исагогические сведения о них, приводится доступное толкование, а также уясняются вероучительные истины, касающиеся догматического учения Церкви. Большое внимание уделено раскрытию апостолом Павлом нравоучительных истин, то есть приложению вероучения в христианской жизни. «Как восседает Христос на небесных силах, так восседал Он и на языке Павла. Подлинно достоин был принять Христа этот язык, вещавший только угодное Христу и, подобно серафимам, воспаривший на неизреченную высоту», — сказал об апостоле святитель Иоанн Златоуст, подчеркнув этим исключительную богоизбранность этой личности. Апостольские труды Павла были воистину «жертвой живой, святой, благоугодной Богу» (Рим. 12: 1), безраздельным служением Ему. Четырнадцать посланий апостола Павла занимают в новозаветной письменности почетнейшее место, ибо в них во всей глубине изложены важнейшие истины христианства: об оправдании человека перед Богом, о Церкви, о личности Иисуса Христа и Его миссии, освещены тайны эсхатологии. Притом Апостол со всей ясностью подчеркивает, что его благовестие есть откровение именно Христово, а не его, Павлово (Гал. 1: 11–12); оно есть истинное слово Божие (1 Фес. 2: 13; см.: 4: 15), потому по праву его можно назвать «вторым Евангелием».

http://pravoslavie.ru/118904.html

Не хватает любви Монашествующие – о святости Святость нам кажется чем-то недостижимым, а она – в любви. О навыках и приемах мастерских святости, коими издревле считались монастыри, мы поговорили в блиц-интервью с современными их насельниками: на Афоне, в русской глубинке и в центре Москвы. Нам скажут, что святость – редкий дар и что это лишь исключение из общего порядка жизни христиан. А наше время особенно оскудело святыми. И это так. Но не потому, что так должно быть, – просто мы, вопреки дару, не являем собой то, к чему призваны и предназначены… Соединившись верой духовно и благодатно с первым Святым Человеком – Христом, христиане и получают от Него святые силы, чтобы вести святую жизнь. Богочеловек Христос дал тебе власть уподобляться Ему, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – не страшись, слыша это, страшно не быть таковым. Архиепископ Алексий (Фролов) «Хорошо собеседовать с Господом в сердце своем» Схимонах Иларион , игумен кельи святого Харлампия Нового Скита Святой Горы Афон. Схимонах Иларион. Общение в русской глубинке – Отец Иларион, все мы, христиане, призваны к святости: «Будьте святы, – говорит Господь, – потому что Я свят» (см.: 1 Пет. 1: 16). А как стать святыми? – Я знаю, что святыми нас делает только Господь. Святой – это тот, который живет по законам Божиим. Когда Господу сказали: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою (Мф. 12: 47), – что ответил Христос? Он показал рукой на учеников Своих! Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12: 49–50). Мы – одна семья с Иисусом, с Матерью Божией, если мы живем по-евангельски. Мы – единокровники Христовы, Им и святы. Евхаристия в центре нашей жизни, а это всегда пасхальный опыт прощения и любви. «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим…» Помню, как наш старец Харлампий, это чадо и ученик старца Иосифа Исихаста , собирал нас всех уже своих воспитанников перед тем, как вынести Чашу. «Давай сегодня устроим Пасху!» – говорил он. «Да, сделаем Пасху», – соглашались мы и все становились на колени. Он открывал завесу, читал нам разрешительную молитву и всех причащал.

http://pravoslavie.ru/112841.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в Успенском соборе Кремля 6 сентября 2011 г. 18:00 6 сентября 2011 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие всечестные отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с праздником града Москвы, всей Церкви Русской — с днем перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Митрополит Петр вошел в историю как святитель, особым образом потрудившийся для единства всей Русской земли, всей Святой Руси. Авторитет святителя, который связал своей жизнью и подвигом Киев и Москву, который избрал наш Первопрестольный град местом средоточения всей ответственности Древней Руси — и светской, и духовной, — навсегда вошел в историю Церкви нашей. Уже те, кто жил в эпоху митрополита Петра, сравнивали его с великими святителями — Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, потому что в своей деятельности он сочетал и богомыслие, и пастырскую ревность, и ответственность, и беззаветное служение людям. В сегодняшнем апостольском чтении из Второго послания к Коринфянам мы находим замечательные слова апостола Павла, сказанные как бы в отклонение от главной темы — а темой было направление к коринфянам неких представителей апостола. Святой Павел предлагает коринфянам встретить его посланников с радушием и иметь о них попечение не только духовное, но и материальное. Именно в этой части послания содержатся слова: мы ведь не только Господу трудимся, но и человекам (см. 2 Кор. 8:21). Святитель Петр в полной мере осуществил в жизни своей эти слова апостола — беззаветно служил Господу, укрепляя и объединяя Церковь Русскую, и одновременно послужил человекам, народу своему, в тяжкую годину татаро-монгольского ига.

http://patriarchia.ru/db/text/1615019.ht...

Христиане, постепенно предочищенные и приготовленные Святой Церковью в дни Святой Четыредесятницы, вступают после Недели Ваий в последнюю седмицу Великого Поста, предшествующую Пасхе. Эта седмица называется Страстной, или Великой. Она называется Страстной потому, что посвящена воспоминанию последних дней земной жизни нашего Спасителя, Его страданий («страстей»), смерти и погребения. По объяснению святого Иоанна Златоуста, великой она называется потому, что в эти дни совершены Господом великие дела: разрушено долговременное насилие диавола, поражена смерть, побежден грех, снято проклятие. Господь отверз рай, и небо стало отныне доступно для человека; люди соединились с Ангелами, разрушено и удалено средостение (преграда) греха, и Бог мира примирил небесное и земное через воссоздание, обновление и обожение человеческого естества. Служение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сретенском монастыре в Великую Среду 2009 года. Фото: В.Корнюшин/Православие.Ru С апостольских времен дни Страстной седмицы, соответственно их великому значению, были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в делании добродетелей. Вступая в подвиг Страстной седмицы, Церковь призывает верующих: «От ветвий и ваий, яко от (одного) Божественна (высочайшего, священного) праздника, в (другой) Божественный прешедше праздник к честному Христовых страстей, вернии, стецемся таинству спасительному (соберемся), и Сего видим за нас страсть терпяща вольную». Все службы этой седмицы, отличающиеся продолжительностью и особой умилительностью, расположены так, что в них постепенно воссоздается вся история страданий Спасителя, Его последние, предсмертные слова и Божественныя наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражающееся в песнопениях и в Евангельских чтениях (см. ниже 2–6). Как бы участвуя в страданиях Спасителя, сообразуясь смерти Его (Флп. 3, 10), церковное богослужение принимает характер печали и сокрушения — «сострастия» страстям Христовым.

http://pravoslavie.ru/38199.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010