Arhiva Una din temele principale ale predicilor Sanctitii Sale Patriarhul Chiril în Prima Sptmân din Postul Mare a fost milostenia 7 martie 2017 10:07 C 27 февраля по 5 марта 2017 года, в течение первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставными утренними богослужениями в монастырях, совершал великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского и Литургию Преждеосвященных Даров, а в заключение возглавил череду субботних и воскресных богослужений в храмах Москвы и Подмосковья. После каждой службы Предстоятель Русской Православной Церкви обращался к пастве со словами поучения, посвященными значению поста как времени усиленной борьбы с грехом. Одними из важнейших тем проповедей Его Святейшества стали связанные между собой темы социального служения, помощи ближним и милосердия. «Когда мы развиваем то, что сегодня называется социальным служением Церкви, мы не вводим ничего нового, мы не используем модную фразеологию, — мы просто пытаемся возродить в рамках прихода, христианской общины, заботу о тех, кто в ней нуждается, — отметил Святейший Патриарх Кирилл в проповеди после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Андреевском ставропигиальном монастыре. — Мы просто хотим, чтобы слова " вера без дел мертва " (Иак. 2:20) относились не только к отдельным людям, но и ко всем нам, к христианской общине, к народу Божиему. И если эта величайшая цель будет достигнута, то тем самым и народ наш, а в глобальном смысле и весь мир удастся удержать от развития в очень опасном направлении, противоречащем Божественному замыслу о мире и о человеке. Такие, казалось бы, простые дела — приходское милосердие, приходская благотворительность, — приобретают эсхатологическое значение, потому что через эту работу мы проецируем в мир иной взгляд на человека и на человеческие отношения». «Очень важное средство преодоления греховных склонностей и одержания победы над самим собой — это милосердие, — сказал  Предстоятель Русской Церкви после великого повечерия в четверг в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре. — Святой Иоанн Златоуст, размышляя на тему милосердия, сказал удивительные слова: " Смотри, как высоко милость! Бог с Самим Собой сравнивает человека сострадательного " , а далее цитирует известные слова из Евангелия от Луки: будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд есть (см. Лк. 6:36). Удивительные слова! Мы их хорошо знаем, но чаще всего они проходят мимо нашего сознания. А ведь этими словами не только описывается природа Божества — в них указывается на самое, может быть, важное, что надлежит нам совершать в этой жизни».

http://patriarchia.ru/md/db/text/4828786...

Молитва — неотлучная спутница души христианина. Если мы ее отогнали, если предпочли в какой-то момент обойтись без нее — значит, наши дела плохи. С молитвы начинается наш день и молитвой завершается. У большинства из нас дома есть молитвословы — разной толщины и разного, надо сказать, качества. Мы знаем утреннее и вечернее правила… Но знаем ли мы, как молиться? Умеем ли мы это делать? Молитва, молитвенное правило — тема нашей очередной беседы с игуменом Нектарием (Морозовым). — Едва ли не любой из нас в свое время переболел авторской гордыней: не нужны мне чужие молитвы, я сам знаю, что Богу сказать… — Да, c этим приходится сталкиваться нередко: люди, впервые приходящие в храм, спрашивают, зачем молиться «чужими словами, когда мне самому есть, что сказать Богу». В отличие от них, человек, уже имеющий опыт церковной жизни, не может не понимать слов апостола Павла, который говорит: мы не можем знать, о чем и как должно молиться, если Дух Святой нас этому не научит (см.: Рим. 8, 26–27). А насколько лично мы способны внимать урокам Святого Духа? Пятидесятники утверждают, что Дух учит каждого из них молиться безотносительно от духовного состояния, от степени духовной чистоты. Но мы-то с вами не пятидесятники, мы сознаем, насколько трудно очистить себя покаянием для того, чтобы ясно слышать голос Духа. А в молитвослове мы находим молитвы тех духовно преуспевших христиан, которые Его голос слышали. Слышали потому, что сами всю жизнь слушались Его. Это такие отцы и учителя Церкви, как преподобный Макарий Великий, Симеон Новый Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Петр Дамаскин. — Да, когда мы открываем все же молитвослов, то с удивлением убеждаемся, что в молитвах, сложенных отцами Церкви, уже есть все, что нам нужно, и что сами мы так не сказали бы. Так начинается приобщение к установленному Церковью молитвенному правилу. Но чем оно должно продолжиться? Следует ли человеку сразу браться читать правило полностью или лучше остановиться для начала на одной-двух молитвах, на тех, которые сейчас ближе всего?

http://pravoslavie.ru/38291.html

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем чадам Русской Православной Церкви ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем чадам Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II [ См. также: Великий пост Страстная седмица Пасха ] Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху: Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующияся Живому Богу и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша. (Песнь 7-я пасхального канона) ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Возлюбленные о Воскресшем Христе Спасителе Преосвященные архипастыри, честные пастыри, смиренные иноки и инокини, боголюбивые миряне - чада нашей Святой Матери Церкви! Со Светлой Пасхой Христовой - самым радостным для христианской души праздником сердечно поздравляю вас, дорогие мои! Что можно добавить к сказанному об этом великом и спасительном событии святителем Иоанном Златоустым, Огласительное слово которого мы слышим в пасхальную ночь? " Воскресе Христос - и радуются ангели! Воскресе Христос - и жизнь жительствует! Воскресе Христос - и мертвый ни един во гробе: Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь! " Что можно добавить к этим исполненным пламенной любви словам великого святого, само имя которого свидетельствует о даре, которым наградил его Господь? Но душа-христианка, трепещущая от радости Воскресения, не может молчать - от полноты сердца глаголют уста. Мы собираемся в храмах Божиих на пасхальные богослужения, чтобы всем вместе, соборно прославлять Тридневно Воскресшего Господа, чтобы ощутить невыразимое блаженство этого величайшего торжества и напитаться его небесной, животворной, мироспасительной радостью. Будем же духовно радоваться в этот день, да не останется никто из нас в печали. Пусть наша радость осветит и согреет тех, кто не смог прийти в храм Божий. Ни с чем не сравнимая пасхальная радость, объединяющая нас, православных христиан, да станет нашим даром осуетившемуся миру, драгоценным, нетленным даром всем ближним и дальним.

http://zavet.ru/aleksi-pasha.htm

Подпишитесь на наш Телеграм О событии Крещения Господня говорится во всех четырех Евангелиях (см.: Мф 3:13–17; Мк 1:9–11; Лк 3:21–22; Ин 1:29–34). При этом каждый из евангелистов по-разному говорит об этом эпизоде, акцентируя внимание на различных подробностях. Будучи около 30 лет от роду, Христос приходит к святому Иоанну Предтече и принимает от него крещение в реке Иордан. И в этот момент совершается важное библейское событие: голос с небес произносит, что Иисус — Сын Божий, и на Христа сходит Святой Дух в виде голубя. Из этого эпизода происходит второе название праздника — Теофания, или Богоявление. После того как Святым Духом было указано на Иисуса как на Мессию, началось общественное служение Спасителя и провозглашение Его благой вести — Евангелия. Литургическое почитание Первые свидетельства о праздновании Крещения Господня появляются на христианском Востоке в IV столетии: в Египте, Сирии и Малой Азии 6 января совершалось празднование Богоявления. Изначально праздник включал в себя два события — Рождество Христово и Крещение Господне. Но со временем западная традиция празднования Рождества Христова в отдельную дату распространилась и на Востоке. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за воспоминанием событий Крещения Спасителя. Богослужебные особенности Богослужение праздника Богоявления во многом сходно с рождественским. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. Накануне праздника утром совершаются Великие (Царские) часы — особое последование 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов с чтением Священного Писания , пением стихир и тропарей, раскрывающих смысл евангельского события. После этого следуют чтение изобразительных и совершается великая вечерня в соединении с Литургией святителя Василия Великого . Во время вечерни читаются 13 паремий. В древности в это время совершалось крещение новых членов общины, после чего они полноценно участвовали в Божественной литургии и дальнейшей церковной жизни. Первое освящение воды происходит после Литургии 18 января. Оно называется великим освящением, а освященная вода — «агиасмой» (с греч. яз. — «святыня»). Уже в IV веке святитель Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорил о чудесных свойствах богоявленской воды:

http://blog.predanie.ru/article/bogoyavl...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вознесение Господне – 1) переселение/перемещение Господа Иисуса Христа (по человеческому естеству) с земли на Небо, в Дом Отца, состоявшееся по завершении Им дела Искупления человека, на 40й день по Воскресении ( Лк.24:50-52 и Деян.1:9-12 ); 2) двунадесятый Церковный Праздник, установленный в честь Вознесения Спасителя, торжественно отмечаемый на 40й день после Пасхи (в 2024 году 13 июня ). Какие события вспоминаются в праздник Вознесения Господня? В день Вознесения Господня Церковь вспоминает события, произошедшие через 40 дней после того, как Иисус Христос воскрес. После Воскресения Спаситель не раз являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию на них Святого Духа, совершившегося вскоре по Вознесении, в день Пятидесятницы. В день Вознесения Господь собрал апостолов, вывел их «из города до Вифании» ( Лк.24:50 ), селения, располагавшегося на Елеонской горе. На Елеонской горе Христос благословил их и стал возноситься на Небо. Во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком. При Его восхождении явились два Ангела – они возвестили собравшимся людям (и в их числе апостолам) о грядущем Втором пришествии Христа (см. Деян.1:9-11 ). Что было после Вознесения Господня? По Вознесении Христовом апостолы вернулись в Иерусалим. Именно там через несколько дней на них сошел Святой Дух. Какова краткая история праздника Вознесения Господня? До конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были единым праздником. Пятидесятницу отмечали не один день в году – это был целый период церковного календаря. Когда Пятидесятница стала самостоятельным праздником, отдельно стали отмечать и Вознесение. Первые упоминания об этом можно встретить у святителя Григория Нисского и святителя Иоанна Златоуста . Где по Вознесении Своем пребывает Иисус Христос? Воскресший Иисус Христос пребывает теперь с Отцом, «одесную Бога» ( Мк.16:19 ; Деян.7:55 ). Сказать иначе, Христос восшел превыше Небес ( Еф.4:10 ). Это, конечно, не означает, что ныне Спаситель вне Земной Церкви. Как Бог, Он присутствует везде, в том числе в каждом христианине; Тело и Кровь Искупителя доступны для потребления верующими в Таинстве Евхаристии. Кроме того, Вознесением Христа не исключается возможность Его особых явлений частным лицам или же группам лиц. В «каком» Теле восшел на Небо Иисус Христос?

http://azbyka.ru/voznesenie-gospodne

Священнику Игорю Зырянову вновь требуется помощь Поселок Усть-Ордынский, 24 июня 2016 года Дорогие друзья, священнику Игорю Зырянову, о котором портал Православие.Ru писал на своих страницах, вновь требуется наша помощь. Отец Игорь — настоятель храма Святой Троицы посёлка Усть-Ордынский Иркутской области, благочинный Усть-Ордынского округа, директор епархиального центра «Путь к дому» во имя святителя Иоанна Златоуста. См. http://www.pravoslavie.ru/77880.html В сфере ответственности отца Игоря — настоятельство в двух храмах, служение благочинного и окормление двух женских колоний. Помощь протестантам, переходящим в Православие, требует сил и времени. После каждого такого случая в жизни священника случаются сильные искушения и трудности. В прошлом году трагически погиб старший сын Зыряновых, в семье осталось трое детей. После этой беды и в результате систематических переутомлений здоровье батюшки подорвалось. В декабре 2015 года ему сделали платную операцию. Благодаря порталу Православие.Ru, расходы на неё были покрыты. Отец Игорь вновь приступил к служению, но проблемы со здоровьем опять вернулись. На днях отцу Игорю вновь стало плохо, и он попал в больницу. Ему экстренно сделали операцию в государственной клинике. Но вскоре потребуется ещё одно оперативное вмешательство. И через два месяца батюшка вынужден будет долечиваться в платном медцентре. Выставлен счёт за операцию – 31 тысяча рублей. Медики, которые осматривали отца Игоря, солидарны в одном: они считают, что у батюшки сильное нервное истощение, и ему необходимо восстановиться в каком-либо санатории на Чёрном море. Такую рекомендацию дал и невролог. Двухнедельное пребывание там обойдётся примерно в 55–65 тысяч, расходы на дорогу – ещё 30–40 тысяч. Эти суммы (на лечение и восстановление в санатории) для семьи сибирского сельского священника, к сожалению, неподъёмны. Семья и друзья отца Игоря просят молитв о скорейшем выздоровлении батюшки, а также оказания посильной финансовой помощи. Итого надо собрать 31 тысячу рублей на операцию и около 100 тысяч на восстановление сил.

http://pravoslavie.ru/94649.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Алексию (Елисееву), епископу Галичскому и Макарьевскому 15 февраля 2017 г. 19:24 15 февраля 2017 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Елисеева) во епископа Галичского и Макарьевского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Алексия на служение. Преосвященный епископ Алексий! Днесь за Божественной литургией ты сподобился принять животворящую благодать Небесного Утешителя. Святой Дух, сошедший некогда на учеников Христовых в Иерусалиме, соделал тебя продолжателем высокого и славного служения сих самовидцев Воплощенного Слова, о Котором они свидетельствовали «даже до края земли» (Деян. 1:8). Поздравляя тебя со знаменательным событием — епископской хиротонией — радуюсь вместе с тобою и со всеми предстоящими людьми, ибо ныне Церковь обрела нового свидетеля веры и архипастыря, учителя благочестия и тайносовершителя. Ныне радуется и Галичская земля, получившая своего иерарха и устроителя жизни церковной, блюстителя словесных овец Христовых и раздаятеля Божественной благодати. Прежде же чем ты отправишься к месту своего служения, выслушай наставление, которое мне по древней традиции и по долгу Предстоятеля надлежит тебе преподать. Пусть руководством тебе в трудах станет речение апостола Павла ко пресвитерам эфесским: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями  (в переводе на русский — епископами), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровию Своею (см. Деян. 20:28). Толкуя эти слова, святитель Иоанн Златоуст вопрошает: «Видишь ли, что он дает две заповеди? — Бесполезно как исправлять только других… так и заботиться только о самом себе. Последнее свойственно самолюбцу, который ищет только полезного для него самого и подобен человеку, закопавшему талант в землю. Говорит об этом (Павел) не потому, будто наше спасение важнее (спасения) стада, но потому что, когда мы внимаем себе, тогда получает пользу и стадо» (Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 44).

http://patriarchia.ru/db/text/4803757.ht...

«Страдная пора. Косцы». Художник Григорий Мясоедов 1887г.      Человеку, впервые читающему Новый Завет, бывает трудно понять, как сила Божия может совершаться в слабости человеческой. Это кажется парадоксом и даже абсурдом, но на самом деле в этом утверждении заключен глубочайший смысл. Мы знаем, что слова об этом – довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12: 9) – были сказаны Господом апостолу Павлу. Святитель Иоанн Златоуст писал, что святой Павел был около полутора метров ростом; мы также знаем, что у него был причинявший ему неудобства и страдания недуг – по мнению некоторых толкователей, гнойный конъюктивит, настолько сильный, что собратья по вере готовы были исторгнуть свои очи и отдать ему (см.: Гал. 4: 15). И когда представляешь себе человека ростом метр пятьдесят, с постоянно слезящимися глазами, которого бьют палками, который борется с какими-то зверями, который попадает в кораблекрушение, которого сажают в тюрьму, но ничто не может остановить его в том деле благовестия, которое он совершает, становится понятно, как в немощи может являться Божественная сила. Мы все очень хорошо знаем, что такое немощь. Но при этом у большинства из нас всё-таки нет достаточного понимания того, что такое человеческая слабость, и правильного к ней отношения, потому что если бы оно было, то в нашей немощи сила Божия тоже постоянно совершалась бы, причем вполне ощутимым образом. Мы знаем и подчас явственно чувствуем, что благодать поддерживает каждого из нас в состоянии бытия – подобно тому, как ток питает электрическую лампочку и она светит. Тем не менее никаких удивительных подвигов, подобных подвигам апостола Павла, мы не совершаем. Что же мешает в нас тому, чтобы слабость претворялась в силу? Слабость – друг или враг? Прежде всего, нужно сказать о том, что большинство наших слабостей – не просто немощи, а греховные привычки, которым мы потакаем. Большинство наших слабостей – не немощи, а греховные привычки, которым мы потакаем После грехопадения и ум, и чувства, и воля человека оказались повреждены, а значит, слабы. Мы можем вспомнить множество ситуаций, когда нам трудно было себя превозмочь, волевым усилием подвигнуть к должному, когда нам нелегко было удержаться от лишних эмоций, когда нам тяжело было сосредоточиться умом на молитве, а не скитаться во время молитвенного правила в своем воображении по всей вселенной. Но суть всё же не в этих трудностях, а в том, как мы к ним относимся: чаще всего мы бываем склонны оправдывать себя этим несовершенством и слабостью нашей природы: «Кто без греха? Вот и я так греховно поступаю, я немощный человек». И вместе с тем, если кто-то при этом такому человеку скажет, что он на самом деле безвольный и слабый, это вызовет бурю возмущения, поскольку в глубине души он себя таковым не считает, а только пользуется этим как инструментом. И понятно становится, почему в этой немощи человек себя не перерастает, почему он оказывается не способен ни на что доброе.

http://pravoslavie.ru/121459.html

Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»      На улице по-ноябрьски холодно: дует пронизывающий ветер, идет дождь со снегом. Это означает, что для христианина наступило время, когда его милостыня особенно ценна. Она способна даже спасти жизнь нуждающемуся человеку. Мы переступаем порог собственного дома и оказываемся в тепле. Дома готовим еду и утоляем голод, если заболели — обращаемся к врачу, покупаем лекарства, проходим обследование. Выходя на улицу, мы надеваем теплую обувь, пальто, шапку, перчатки, теплый свитер, шерстяные носки. Благами, которые нам даны от Бога, важно делиться с теми, кто их не имеет (см. Мф. 25:34–40). Одна монахиня поехала навестить родных в другую страну. В городе она увидела нищего и подала ему милостыню. «Что ты делаешь? — удивились родственники. — Не беспокойся об этом человеке. У нас обеспеченная страна, он найдет себе пропитание». В ответ монахиня сказала: «Неужели вы не задумывались, что Господь через этого человека помогает нам проявить сострадание?» Родные подумали и тоже положили бедняку деньги. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Дай бедному, и, пусть сам ты будешь молчать, тысячи уст заговорят в защиту тебя». Святой называл милостыню выкупом души. Она служит оправданием человека перед Богом. Не будем забывать о тех, у кого нет нормальных условий жизни. Среди нас есть люди, которые не имеют жилья, постоянного пропитания, работы. Бездомным приходится ночевать на теплотрассах, искать пристанище в подвалах и заброшенных домах. Без одежды по сезону человек может погибнуть — замерзнуть, и такие случаи происходят нередко. Трудно зимой не только людям, оставшимся без крова, но и малоимущим семьям с детьми, одиноким матерям, особенно если она растит 2–3 детей. Всем нужны демисезонная обувь, куртки, свитер и кофты по размеру, чтобы не простыть, но все это не все имеют возможность приобрести. Помощь необходима старикам, живущим на маленькую пенсию. Повышение цен на продукты и лекарства для них особенно ощутимо. Тяжело жить, считая каждую копейку, отказывать себе даже в самом необходимом.

http://pravoslavie.ru/125197.html

Афон Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Крест на Святой Горе Афон Афон (греч. Айон Орос) – название православной монашеской республики в составе Греции, Афонского полуострова, Святой Горы и залива. Афон доступен лицам мужского пола. В основном, ездят с двенадцати лет. Паломники могут брать с собой детей или внуков мужского пола, достигших школьного возраста. Иногда даже дошкольников пускают на Афон. Окончательное решение принимается той обителью, через которую паломник запрашивает для себя диамонитирион. На территории Святой Горы запрещено купаться в море, загорать, курить, слушать мирскую музыку, надевать броскую одежду ярких расцветок. Здесь недопустимо ходить в шортах. Нельзя присутствовать на церковных службах в рубашках, имеющих короткие рукава. См. также Виртуальная экскурсия по Афону Содержание Греция Крест и жезл св. Афанасия; чудотв. иконы: «Экономисса» и «Кукузелисса»; мощи св. Василия Великого, св. Михаила Синадского, св. ап. Андрея Первозванного, св. Ефрема Сирина и др. 23754 (Великая Лавра); 23294 (Продром); 23320 (Большой скит св. Анны); 23320 (Малый скит св. Анны); 23319 (Кавсокаливия); 23316 (келья Данилеи) Греция 7 апреля, в день Благовещения Пояс Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы Богоматери «Всецарица» ( XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава свт. Иоанна Златоуста . 41488 (Ватопед); 23621, 23810 (Андреевский скит) Греция 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы Чудотворная икона «Иверская» (Вратарница, Портаитисса), почитаемая с IX века. Сербия 1197 г. 4 декабря, в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы Собрание старинных переносных икон. Пять резных драгоценных камей с изображениями Христа, Богородицы и Святого Димитрия. Знаменитый диптих с 24 миниатюрами. 23797 (Хиландар); 23202 (келья свт. Николая) Греция 1375 г. 7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Мировлитиса» (Мироточащая). Крест Елены Палеолог. Мощи святого Нифонта, патриарха Константинопольского. Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Афон

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010