То, что Он воскрес из мертвых, доказывает, что грех побежден. После Своего воскресения Иисус отправил Своих учеников возвестить об этой победе и о прощении грехов во имя Его ( Лк. 24: 47 ; Ин. 20: 3 ). У Павла богословие греха изложено преимущественно в главах Рим. 1 – 8 . Бог гневается из-за грехов, совершаемых людьми против Бога и друг против друга ( Рим. 1: 18–32 ). Источник греха – неверие. Не прославляя и не благодаря Бога, люди обречены на идолопоклонство, безумие и вырождение ( Рим. 1: 21–25 ). Иногда Бог позволяет греху разрастаться беспрепятственно, до тех пор, пока люди не исполнятся всяческого беззакония ( Рим. 1: 26–32 ). Воображаемый оппонент Павла приводит несколько возражений на эти обвинения ( Рим. 2: 1 – 3: 8 ). Павел отвечает, что, хотя и не каждый грешит настолько тяжко, каждый отступает от того, что считает справедливостью ( Рим. 2: 1–3 ). Если кто-либо исповедует, что привержен завету, имеет ведение и поэтому находится в особых отношениях с Богом, Павел спрашивает, живет ли он в соответствии со своим знанием Божия закона ( Рим. 2: 17–29 ). Все грешники, заключает он, и все стоят в безмолвии, ибо все виновны и ответственны перед Богом ( Рим. 3: 10–21 ). Перечни грехов у Павла охватывают весь спектр неправедных дел, от убийства до злоречия. Несмотря на употребление Павлом термина плоть («греховная сущность» в некоторых переводах), сравнительно немного грехов в этих списках имеют плотскую природу; большинство связаны с разумом или с речью ( Рим. 1: 28 ; Гал. 5: 19–21 ). Как и Иисус, Павел настаивает, что грех – это сила внутри человека, а не просто деяние. Грех порабощает многих, кого Христос не освободил, и ведет их к смерти ( Рим. 6: 5–23 ); поэтому неверующие не могут угодить Богу ( Рим. 8: 5–8 ). Грех не отпускает даже искупленных ( Рим. 7: 14–25 ). Однако принципиальное освобождение от греха приходит благодаря оправданию верою в Иисуса; так что нет осуждения тем, которые во Христе Иисусе ( Рим. 3: 21 – 4: 25; 8: 1–4 ). Дух Божий обновляет верующих и укрепляет их в их трудах ради этого избавления ( Рим. 8: 9–27 ). В остальной части Нового Завета по большей части повторяются темы из Евангелия и трудов Павла. Иаков отмечает, что грех начинается со злых желаний ( Иак. 1: 14; 4: 1–4 ) и, созрев, рождает смерть ( Иак. 1: 15 ). Это и другие библейские указания подразумевают, что беззаконие набирает свою силу благодаря повторениям. Когда человек совершает грех, это может стать, благодаря повторениям, привычкой, пороком и чертой характера. Когда человек подражает грехам других, нечестие может институциализироваться. Все правительство может стать коррумпированным; целая индустрия может основываться на обмане или злоупотреблениях. Общество может облачиться в ткань лжи. Так, один грешник поддерживает другого, и стремление к лживой дружбе с миром делает человека врагом Бога ( Иак. 4: 4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Что же Апостол? Наиболее тяжкого коринфского грешника-кровосмесника он велит отсечь от Церкви. Прочих же увещает «покаяться» и «не грешить» ( 1Кор.5:1–7 ; 1Кор.15:34 ). Эти грешники, стало быть, как были в Церкви Христовой, так и остались в ней после послания Апостольского, – одни, исправив свое поведение ( 2Кор. 7, 11 ), а другие – по-прежнему хромая на оба колена ( 2Кор.10:2,10,12 ; ср.: 3Ин.1:9–11 ). Не ясно ли отсюда, что коринфская Церковь , во времена Апостола Павла, состояла из довольно несовершенных и склонных к падению христиан? А всё же то была « Церковь Божия, освященная во Христе» (ср.: 2Кор. 13, 12 ). Подобное же надобно сказать и о «Церквах галатийских» ( Гал.1:2 ). Эти Церкви, недавно еще просвещенные благодатию Христовой, готовы были отпасть в иудейство ( Гал.1:6 ; Гал.4:9–11 ; Гал.5:1–8 ). Апостол укоряет их за такое маловерие, называете их «несмысленными» ( Гал.3, 1 ), угрожает «анафемой» лжеучителям ( Гал.1, 9 ); но нигде не говорит, что эти немощные христиане перестали составлять из себя « Церковь Божию». Нет: Церквами он их именует, усиливает даже к ним свою нежность, как к дорогим «детям», и отечески терпеливо ждет их возвращения ко Христу ( Гал.4, 19 ). Григорий перебил мою речь. – Что вы всё о падших толкуете? – сказал он. – Обещались идти по порядку, а сами скачете, лишь бы найти себе оправдание? По порядку, так уж по по-порядку... Небось, про ефесскую Церковь молчите!.. – А что же ефесская Церковь ? – То, что Апостол Павел называет ее «святою и верною» ( Еф. 1, 1 ), и не указывает за ней ни одного порока. – Ну, это еще не Бог знает, какое доказательство! Если Апостол не обличает прямо Ефессян во грехах, – не значит, чтобы они и на самом деле были чисты от них. Из Откровения Иоанна Богослова мы знаем, что и ефесская Церковь таки подвержена была слабостям. Правда, она много «переносила» и «трудилась» для имени Христова, ( Откр. 2, 3 ); однако со временем, «ниспала» со своей высоты ( Откр.2:5 ). Ей надлежало покаяться и возвратиться к «прежним делам»: иначе Господь угрожал «сдвинуть» светильник ее «с места его» ( Откр.2:5 ). Вот тебе и ефесская Церковь !

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Гал. 1:7 . Дабы унизить лжеучение иудействующих, которое они выдавали за какое-то иное по существу евангелие, Апостол объявляет, что напротив оно есть не больше как совращение от единого истинного благовествования Христова, нет в нем ничего самостоятельного, «а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить (или исказить) благовествование Христово». Гал. 1:8–9 . Пусть же знают и помнят таковые исказители, добавляет Апостол, что они подлежат отлучению от царства Божия. «Если бы даже мы (т. е. Апостолы), или ангел с неба, стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема! Как прежде мы сказали (это) 72 , так и теперь еще говорю…» Сии одушевленные слова Апостола нужно рассматривать, конечно, только как известный оборот речи (ибо невозможно, чтобы ангел небесный отступил от евангельской истины) – оборот, употребленный для наисильнейшего выражения неизменяемости божественного учения веры христианской. Св. Златоуст примечает, что Апостол так выразился, дабы показать, что «достоинство лиц, хотя бы самых высоких, не принимается в уважение, когда речь идет об истине». Гал. 1:10 . «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым»… Сии слова Апостола вызваны были тем, что иудействующие противники его внушали Галатам, что Павел, не будучи истинным Апостолом, освобождал язычников от соблюдения закона Моисеева лишь для того, чтобы приобрести их расположение и чтобы приноровиться к их отвращению от всего иудейского. Св. Павел счел нужным оговориться по сему поводу, что он служит единому Христу. II. Защитительная часть (Гал. 1:11–2:21) Защищая от клеветников свое апостольское достоинство и доказывая свое равенство с прочими Апостолами, Св. Ап. Павел: а) во-первых, раскрывает божественное, а не человеческое происхождение проповедуемого им евангелия ( Гал. 1:11–24 ), б) во-вторых, ставит на вид, что сие благовестие одобрили и старейшие Апостолы ( Гал. 2:1–10 ), в) в-третьих, рассказывает, как он, в силу братского равенства, обличил самого Апостола Петра ( Гал. 2:11–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Христиане, члены земной Церкви, подвизающиеся против греха, по слову апостола, не спасенные , а спасаемые : «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:47 ). «Слово о кресте... для нас, спасаемых , сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» ( 2Кор.2:15 ; ср. Деян.15:11 ; Рим 8:24 ). «Спасенные народы будут ходить (в новом святом Городе Иерусалиме), когда явятся (стих 1–2) новое небо и новая земля» ( Откр.21:24 ). Опровержение возражений Сектанты говорят: 1) «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28 ; ср. Рим.4:3–8 ; Гал.2:16 ), и Церковь не нужна. а) Под «делами закона» апостол Павел разумеет дела закона Моисеева, имевшего временное значение, до пришествия Господа Иисуса Христа ( Гал.3:24–25 ; ср. Гал.5:3–4 ; Евр.10:1–4 и др.), а не дела любви и милосердия, свойственные вере и обязательные для христианина ( Рим.2:13, 13:8–10 ; 1Кор.7:19 ; 2Кор.5:10 ; Еф.2:10, 6:8 ; Тит.2:11–14 ). Вера рассудочная, как признание истинности евангельского учения, но не проникающая во внутреннюю жизнь души, а потому не выражающаяся в делах любви, – эта вера для спасения человека не имеет никакого значения: имеющий такую веру – «ничто» ( 1Кор.13:1–3 ). Рассудочную веру апостол Иаков называет «бесовскою» ( Иак.2:14–26 ). Апостол Павел свидетельствует, что во Христе Иисусе имеет силу не вера рассудочная, «но вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ), т.е. проявляющаяся в любви, творящая добрые дела (ср. 1Фес.5:8 ; 1Тим.1:14, 2:15 ; 2Тим.1:13 и др.); только такую веру, как всецелую преданность Христу своему Спасителю и Богу в мыслях, чувствованиях и делах, и признавал апостол необходимой для спасения, такую веру и подразумевал в указанных местах ( Рим.3:28 ; Гал.2:16 ). 99 При этом нужно помнить, что, по учению православной Церкви, вера и добрые дела – не заслуга человека перед Богом, обязывающая Его воздавать за них вечными наградами, а являются лишь причинами, производящими в душе человека то расположение, которое делает его способным быть причастником вечной жизни, даруемой исключительно по милости Божией. Душа спасается не от дел своих, а оттого, что внутреннее существо ее обновлено и что она всегда с Богом; дела добрые – выражения внутреннего обновления, душевной перемены (ср. Мф.25:33–46 100 ). 101

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

5. Послания ап. Иоанна. Неоднократно упоминают о «Сыне Божием» (напр., 3. 8; 4. 9, 15; 5. 5, 10). Автор говорит о свидетельстве, «которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем» (5. 10). В 1-м Послании ап. Иоанна говорится, что отвергать Сына - значит не иметь и Отца, тогда как исповедовать Сына - значит иметь Отца (2. 23). Пребывание в Сыне неотделимо от пребывания в Отце (2. 24). Существование своими силами, лишившись учения Сына, означает лишение Бога, в то время как пребывать в учении- значит иметь и Отца, и Сына (2 Ин 9), ибо Отец послал Сына (1 Ин 4. 9-10, 14). 6. Послания ап. Павла. Вспоминая свое призвание, ап. Павел в Послании к Галатам говорит, что Бог благоволил открыть ему Сына Своего (Гал 1. 15-16). На пути в Дамаск ап. Павлу открылось, что Иисус Христос является не только воскресшим и живым Мессией, несмотря на позорную смерть на кресте (ср.: Гал 3. 13), но - Сыном Божиим, Сыном, возлюбившим Бога и предавшим Себя на смерть за Него (Гал 2. 20). Этого Сына Божия, глубоко проникшего в его жизнь, Бог Сам открыл ап. Павлу как исполненного Божественными сущностью и властью. Отныне ап. Павел благовествует о Нем (ср.: Рим 1. 9; 2 Кор 1. 19); он видит призванными к общению с этим Сыном Божиим всех верующих во Христа (1 Кор 1. 9). Их всех Бог предопределил «быть подобными образу Сына Своего», т. е. соединить с прославленным Сыном (Рим 8. 29). Сын Божий, находящийся в непосредственной близости к Богу, берет на Себя Божественную спасительную миссию в мире. Бог не пощадил Своего Сына, говорится в Рим 8. 32 (ср.: Быт 22. 16). Бог предал на смерть за всех людей Своего возлюбленного, единственного Сына (Рим 8. 32; ср.: 4. 25). Потому внешнее выражение Божией любви (ср.: Рим 5. 8) становится также откровением об отношении Христа к Богу: Он - Сын Божий, Который Сам Себя предает за людей (Гал 2. 20). Христос совершает Свое дело примирения как любящий Сын, принимающий любовь Божию и готовый пожертвовать собственной жизнью. Выражение «Сын Божий» здесь избрано не просто по ассоциации со словом «Бог», но означает особый аспект примирительной воли Божией. Его любовь идет так далеко, что Он для дела примирения готов отдать на мучительную смерть на кресте Своего единственного Сына. Любовь Сына Божия, раскрывающаяся в самопожертвовании (Гал 2. 20), в Еф 5. 2, 25 проявляется самостоятельно (вне связи с именем «Сын Божий»).

http://pravenc.ru/text/149441.html

В своих посланиях ап. Павел предостерегает членов основанных им общин от строгого следования букве Закона. Иудео-христианские члены Церкви пытались убедить обращенных язычников в том, что помимо В., действующей любовью ( Гал. 5:6 ) и исполненной покорности Божьей воле (ср. Рим. 1:5 ; Рим. 15:18 ), для спасения необходимо еще и внешнее соблюдение Закона. В посланиях к римлянам и к галатам Павел резко выступает против такой т.зр., одноврем. излагая собственное понимание праведности. Человек обретает спасение или оправдание перед Богом не через исполнение Закона ( Рим. 3:9.20 ; Рим. 4:15 ; Гал. 2:21 ; Гал. 3:2.10.19.24 ), а единственно через В. ( Рим. 3:22.28 ), рождающуюся «от слышания слова Божиего» ( Рим. 10:17 ). Нас спасает В. в Иисуса: мы убеждены в том, что Сын Божий «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ) и что «мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 5:1 ). Рассматривая В. как залог праведности и оправдания, Павел связывает ее непосредств. с Божьим судом. Это не только В. в Бога и упование на Его помощь в нашей земной жизни, но и твердое убеждение человека в том, что он будет оправдан на Страшном суде. Истинное значение такого подхода можно понять, приняв во внимание официальное учение поздней иуд. теологии (на ней воспитывался и сам Павел), согл. которому на Страшном суде не будет искупления. Павел наставляет: в Судный день верующий обретет спасение, т.к. за него ходатайствует Сам Христос ( Рим. 8:34 ). Поэтому он с уверенностью говорит о том, что верующий человек должен радоваться в ожидании этого дня ( 2Тим. 4:7 ). Значение такой В. подчеркивал и Иоанн (см. выше, II,2,б); 5) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ К ЕВРЕЯМ. Все, ранее сказанное о В., обретает особое звучание в Послании к евреям, в котором нашли отражение противоречия, возникшие в палестинской церкви. Начинались новые преследования христиан, но сил противиться им становилось все меньше. Стремясь поддержать своих читателей, автор послания заверяет их в своей готовности помочь им в час испытания: а) БОЖЬЕ ОБЕТОВАНИЕ: мы получили обетование о том, что войдем в Божий покой ( Евр. 4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

VI. Обращение Обращен был самим Христом тогда, когда, дыша угрожениями и убивством на учеников Христовых, ехал в Дамаск, которой в то время был под державою Арефы арапского царя ( 2Кор.11:32 ). Сия победа Господа нашего Иисуса Христа всякого удивления достойна: ибо жесточайшего гонителя в то время, и в самом свирепстве стремлений бывшего, себе усвоил, и не без премудрого совета в стране, языкам подвластной, обратил к вере: потому что ему обращение языков было определено. VII. Должность, им отправляемая В то самое время, когда обратился, самим Христом он поставлен был во апостола ( Деян.9 :1с. снеси Деян.26:12–18 ), и притом во апостола языков ( Гал.1:15,16; 2:7 ; Еф.3:7,8 ). VIII. Противники Павловы, многий труд ему учинившие, и против которых он ревностно вооружался Они были, лжепророки, о которых следующее примечать надобно. 1) Они были родом иудеи ( 2Кор.11:12 . Флп.3:2 ). – 2) Будучи уверены о истине христианской веры, приняли оную. 2Кор.10:7; 11:22 . – 3) Учили, что человек пред Богом оправдается то заслугами Христовыми, то делами закона нравственными и обрядными, от Моисея преданными ( Гал.6:3 ). Сие произошло от того, что они от младых ногтей были приучены к закону Моисееву, и дабы чрез то избежать гонения ( Гал.6:12 ; Флп.3:8 ): ибо в то время, по римским правам, иудеям было позволено отправлять богослужение по их закону, а не христианам, коих и Иудеи больше всех народов гнали. А дабы сие учение доказать, то приводили 4) строжайшие Божие заповеди, в книгах Моисеевых написанные, и ссылались, на апостолов Петра, Иакова и на прочих, говоря, что они закон обрядовый не только не уничтожали, но еще свято сохраняли ( Деян.21:8–22 ), уклонялись от обхождения с язычниками ( Гал.1:11–13 ), и что им должно во всем последовать, потому что они были всегда со Христом и Им были научены ( Гал.2:6 ; 2Кор.11:5 ). – 5) Важность св. Павла, им весьма противившегося ( Гал.11:5 ), всячески покушались унизить, разглашая, что он не быв со Христом и не самим Иисусом научен Евангелию, никак не может в равном уважении быть с Петром и Иаковом; но еще укоряли его во лжи, легкомыслии, в недостатке любви, в обмане и развращении веры ( ); от чего произошли распри и раздоры. Павел апостол их называет нечисто проповедающими слово Божие ( 2Кор.2:17 ), лживыми апостолами, делателями льстивыми, преобразующимися во апостолы Христовы ( 2Кор.11:13 ), служителями дьявольскими ( 2Кор.11:15 ), псами, делателями злыми и отсечением ( Флп.3:2 ), врагами креста Христова и земная мудрствующими ( Флп.3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Значение Авраама в свете Нового Завета В Новом Завете Авраама вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Писатели Нового Завета признают значение Авраама в истории спасения Израиля (Мф 8, 11; Мк 12, 26; Лк 16, 22-24; Лк 19, 9]]; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с Авраамом (Лк 1, 55, 73) и то,что Израиль есть семя Авраама (Лк 13, 16; Лк 16, 24; Лк. 19, 9 и др.), но эта причастность к детям Авраама отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8, 33; Мф 3, 9; Лк 3, 8), ибо Господь Иисус больше Авраама (Ин 8, 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком Авраама по плоти («семя Авраама», Ин 8, 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела Авраама, суть подлинные дети Авраама. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3, 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама (Мф 1, 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама (Мф 1, 1), на котором сбылись пророчества Ветхого Завета. Евангелист Лука упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3, 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3, 13; Деян. 7, 32; Деян. 13, 26; ср. Деян. 7, 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9, 7; Рим. 11, 1; 2 Кор 11, 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9, 7-9; Гал 4, 22-31), т. е. за теми, кто принял веру. Именно вера Авраама имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. Авраам - прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап. Павел подчеркивает именно обетование Аврааму и его веру: еще необрезанный Авраам оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4, 13-15). Согласно Гал 3, благословение Авраама народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3, 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя Авраама и наследники обетования (Гал 3, 29).

http://pravicon.com/info-1620

Камир, слуга 166, 506 Камица, см. Евстафий Камица Камицы 12 Кантакузин, см. Иоанн Кантакузин Кантакузин 268, 313, 316, 317, 321, 352–355, 585, 600 Кантакузины 12 Канц 221 Кара 351 Карай 582 Каратекин, Харатик 190, 191, 196, 523 Караца, см. Аргир Караца Карик 24, 248, 547 Карл Великий, король французский 560 Карпов 47 Каспак 303, 304 Кастамонит, см. Никита Кастамонит Катакалон 64, 66, 448 Катакалон, см. Александр Евфорвин Катакалон Катакалон, см. Кекавмен Катакалон Катакалон, см. Константин Евфорвин Катака-лон Катакалон, см. Никифор Катакалон Катакалон, см. Тарханиот Катакалон Катананк 187, 521 Катародон 388 Катичич Р. 48 Катран 221 Кафаро 580, 585 Каэн К. 526, 579, 584, 586 Кедрин, см. Георгий Кедрин Кекавмен 451, 507, 554 Кекавмен Катакалон 260, 262, 550 Кекавмен Катакалон, сподвижник Исаака I Комнина 550 Кекавмен. см. Михаил Кекавмен Кербога 300–302, 305, 307, 574–576 Кефала, см. Лев Кефала Килич-Арслан I (султан 1092– 1107 гг.) 199, 250, 251, 300, 527, 561, 562, 570, 571, 573, 582, 609, 615 Килич-Арслан, см. Мелик-Шах II Кир 271, 588 Кирил Филист 487 Кица 272 Клемент III, см. Виберт Клеопатра 19 Козьма, пресвитер 623 Колер 558 Коломан Арпадович, Коломан, король венгер-ский 560, 605 Комискорт 156, 499 Комнено Ласкарис 521 Комнин, см. Адриан Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Адриан Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Алексей I Комнин Комнин, см. Алексей Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Андроник Комнин Комнин, см. Иоанн Комнин, отец Алексея I Комнина Комнин, см. Иоанн Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Иоанн II Комнин Комнин, см. Исаак I Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Исаак Комнин, сын Алексея I Ком-нина Комнин, см. Константин Комнин Комнин, см. Мануил Комнин Комнин, см. Никифор Комнин Комнина, см. Анна Комнина Комнина, см. Евдокия Комнина Комнина, см, Мария Комнина, дочь Алексея I Комнина Комнина, см. Мария Комнина, сестра Алексея I Комнина Комнины passim Конрад, коннетабль 578 Конрад, крестоносец 582 Конрад, сын Роберта Гвискара 460

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же значит «Пасха Христова»? Пасху совершили сыны Израилевы, когда выходили из Египта; ныне же Пасху, к празднованию которой побуждает нас святой Григорий, совершает душа, исходящая из мысленного Египта, т. е. греха. Ибо когда душа переходит от греха к добродетели, тогда совершает она Фасех Господу, как сказал Евагрий; Пасха Господня есть переход от зла [к добру]. Итак, ныне Пасха Господня, день светлого праздника, день Воскресения Христа, распявшего грех, за нас умершего и воскресшего. Принесем же и мы Господу дары, жертвы, всесожжения не бессловесных животных, которых Христос не хочет, ибо жертвы и приношения бессловесных не восхотел еси и о всесожжении тельцов и овнов не благоволил (см. Пс. 39: 7), и Исаия говорит: Что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь, и проч. (Ис. 1:11). Но так как Агнец Божий заклан был за нас, по словам апостола, сказавшего: Пасха наша за ны пожрен быстъ Христос (1 Кор. 5: 7), да возмет грех мира, и клятва о нас бысть (см. Гал. 3:13), как написано: проклят… всяк висяй на древе (Втор. 21: 23), да искупит нас от клятвы законныя, и да всыновление восприимем (Гал. 3: 13; 4: 5), – то и мы должны принести Ему некий благоугодный дар. Какой же дар и какую жертву должны мы принести Христу в день Воскресения, чтобы это было Ему благоугодно, поелику Он не хощет жертвы бессловесных животных? Тот же святой научает нас опять и сему, ибо, сказав: «Воскресения день», он прибавляет: «Да принесем самих себя». Так и апостол говорит: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим. 12:1). А как должны мы принести тела свои Богу в жертву живую и святую? Не исполняя более воли плоти и помыслов [наших] (см. Еф. 2: 3), но поступая по духу и похотей плотских не исполняя (см. Гал. 5:16); ибо это значит: умерщвлять уды наши, яже на земли (Кол. 3: 5). Это и называется жертвой живою, святою и угодною Богу. Почему же сие называется жертвой живою? Потому, что бессловесное (животное), приводимое на жертву, когда закалается, умирает – а святые, принося себя в жертву Богу, живые закаляются ежедневно, как говорит Давид: Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения (Пс. 43: 23). Вот что значат слова святого Григория: «принесем самих себя», т. е. принесем в жертву самих себя; будем умерщвлять себя весь день, как и все святые [умерщвляли себя] ради Христа Бога нашего, умершего за нас. Как же они умерщвляли себя? Не любите мира, ни яже в мире (1 Ин. 2: 15), как сказано в Соборных посланиях, но отвергшись похоти плотской и похоти очей и гордости житейской (см. 1 Ин. 2:16), т. е. сластолюбия, сребролюбия и тщеславия, и взяв крест, последовали Христу, и распяли мир себе и себя миру (см. Гал. 6: 14). О сем-то [говорит] апостол: А иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми (Гал. 5: 24). Вот как умерщвляли себя святые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010