Доколе сеешь в плоть – лакомишься, пресыщаешься, сребролюбствуешь, наряжаешься, ценишь красоту лица, знатность рода, ученость, или мудрость века сего, дивишься мишуре, глазеешь на актеров с актрисами, жадно вслушиваешься в суетные речи, смеешься, рукоплещешь, приходишь в восторг от того, о чем иногда нужно было бы плакать, или убиваешь драгоценное время в картежной или бильярдной, тут же прибавим, и фортепьянной, нимало не возбуждающей благочестивого чувства игре (если не аккомпанируешь духовным песнопениям), или проводишь в пустословии целые дни и часы? Все это нимало не принесет пользы твоей душе, когда нужно тебе будет разлучиться с телом и с миром сим, подлежащим тлению и разрушению, и предстать на суд великого Бога, создавшего тебя по образу и подобию Своему и искупившего тебя бесценною Кровию Своею от суеты мира сего, во еже бегати суеты мира. 8 апреля 1872 г. 15 апреля 1872 г. Канун Пасхи. Десять с половиной часов вечера. Брат мой, иерей Григорий, – член Христов и член наш, нашего во Христе братства. Да любим друг друга, да прощаем друг друга ради Христа, бесконечно много нам простившего и прощающего. Буди. Велики эти слова: Даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа. О, если бы так было всегда и не были бы сердца врозь, не говоря уже с людьми, но и с самим собою! 8 апреля 1872 г. 2 Макарий (Булгаков ; 1816 – 1882) – митрополит Московский; выдающийся русский богослов и церковный историк, автор 12-томной «Истории Русской Церкви», «Истории русского раскола», «Православного догматического богословия» и других трудов; преподавал в Киевской, а затем в Санкт-Петербургской Духовных Академиях. С 1851 года – епископ Винницкий; с 1857 года – Тамбовский, затем Харьковский, Литовский и с 1879 года – митрополит Московский. 3 То есть «смерть сочетавает с собою жизнь». Слова из ирмоса 9-й песни канона праздника Успения Пресвятой Богородицы: Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть. По рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Для России всегда было приоритетным именно южное направление. Россия стремилась к установлению влияния на Балканах. Вопрос о владении святыми местами Палестины был не основной причиной, а лишь поводом к Крымской войне. Равно и для войны 1877-1878 гг. защита православных от угнетения хотя и не была простой «зацепкой» - поводом, но имела для правительств значение подсобной задачи. Но даже если бы массы балканских и малоазиатских православных признали территориальное поглощение Россией балканских и прибосфорских земель, то все равно вера в русское оружие не поколебалась. Для покоренных православных Востока русско-турецкая война была освободительной. Русско-турецкой войне предшествовал греко-болгарский церковный спор, особенно обострившийся в 60-е гг. XIX столетия. Этот церковный конфликт является своего рода примером всех сложностей и противоречий, которые имеют место быть в вопросах получения автокефалии. Проблема автокефалии на примере болгарской схизмы 1872 года Как известно, Сан-Стефанский мирный договор 1878 года, заключенный между Российской и Османской империями, признал политическую независимость Болгарии, Сербии и Румынии. После Берлинского конгресса того же года Константинопольский патриарх мог бы по примеру с Румынской Церковью даровать автокефалию Болгарской Церкви. Но этого не произошло по той причине, что Болгарская Церковь была осуждена на Константинопольском соборе 1872 года в ереси «этнофилетизма». Прещения Собора 1872 года были сняты лишь в 1945 году. Не вдаваясь в подробности этого церковного конфликта [iv] , отметим несколько полярных точек зрения (pro et contra) по вопросу болгарской автокефалии и, как следствие, по болгарскому этнофилетизму. Многие толкователи печальных событий 1872 года сошлись во мнении, что «Константинопольский собор 1872 года справедливо осудил этнофилетизм как посягательство на канонический церковный строй» [v] . В чем же истинная причина этого церковного разделения? Как совершенно справедливо заметил в свое время очевидец этих событий Ф.М. Достоевский, на протяжении четырех веков порабощения в деле веры болгары и греки жили между собою мирно: больших смут, ересей, расколов не было. Но вот в XIX столетии, и особенно в двадцатилетие «после великой Восточной войны, как бы потянуло у них тленным запахом разлагающегося трупа: предчувствие смерти и разложения " больного человека " и гибели его царства стало ощущением главным, насущным» [vi] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Во второй половине XIX в., в эпоху Великих реформ и преобразований в России, святитель Феофан сотрудничал со многими церковными изданиями, считая их трибуной, с которой должно звучать пастырское слово, просвещающее, обличающее, призывающее к покаянию и спасению. Святитель отмечал, что «писать – это служба Церкви нужная», и в одной из проповедей говорил, что «печатается не истинное, – мы читаем и не оговариваем; вводится недобрый обычай, – и мы не только не противимся тому, но охотно и сами увлекаемся им». С журналом «Домашняя беседа» (в 1858–1865 гг. журнал назывался «Домашняя беседа для народного чтения») святитель сотрудничал с 1858 по 1877 гг. Главным редактором журнала был Виктор Ипатьевич Аскоченский (1813–1879), который имел православно-патриотическую позицию и сумел привлечь к сотрудничеству святителя Игнатия (Брянчанинова) , архимандрита Леонида (Кавелина) , С.О. Бурачка, Ф.Н. Глинку, А.Н. Майкова, графа М.В. Толстого , Ф.И. Тютчева и др. Обзор и типология публикаций святителя Феофана была сделана нами в отдельной статье « Публикации святителя Феофана в журнале «Домашняя беседа» . По результатам исследования были выделены три типа публикаций: 1) произведения святителя Феофана, вышедшие затем отдельными книгами: «Покаяние и обращение грешника к Богу» (1868 г.); «Порядок богоугодной жизни» (1868 г.); «Пояснительные статьи к трактату „Порядок богоугодной жизни“» (1869 г.); «Душа и тело не есть нечто телесное, а чистый дух» (1869 г.); «Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1870 г.); «Письма о духовной жизни» (1870–1871 гг.); «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия» (1871 г.); «Апофегмы» (1872 г.); «Толкование на 118-й псалом» (1874–1877 гг.); 2) статьи святителя (1869–1870, 1872–1873, 1876–1877 гг.) духовно-нравственного содержания, посвященные вопросам сравнительного богословия, а также полемические статьи о природе ангелов и о переводе Священного Писания на русский язык; 3) отрывки из различных сочинений, преимущественно из «Писем о христианской жизни» (1859, 1861, 1872–1873 гг.), проповедей владимирской и тамбовской паствам (1872–1873 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Первые годы «в великие праздники и воскресные дни святитель служил соборне, с о. архимандритом и братиею, Божественную литургию», 26 кроме того, он «принимал к себе, беседовал с приходящими, выходил гулять и даже, хотя и очень редко, выезжал». 27 Выпускник Тамбовской духовной семинарии И. И. Дубасов, ставший известным краеведом, повествует о встрече со святителем  Феофаном в пустыни в начальный период его затвора: «Кончивши курс своей академии (около 1867 г.), я имел возможность посетить его в Вышенской пустыни, чтобы принять благословение любимого святителя. Помню, я прибыл в пустынь к вечерне, отстоял её и любезно приглашён был в настоятельскую келью достопочтенным о. архимандритом Аркадием. Отсюда, по протекции о. архимандрита, трепетно пошёл я к святителю. Я сомневался: примет ли он меня? Но он принял и долго беседовал со мною – своим академическим ставленником». 28 В 1872 г. у святителя завязалась переписка с редактором «Тамбовских епархиальных ведомостей» архимандритом Димитрием (Самбикиным) , ректором Тамбовской духовной семинарии с 1872 по 1881 г. Переписка велась в течение почти что двух лет – с 1872 по 1873 г. – по поводу тех сочинений, которые святитель направлял в епархиальные ведомости для печатания. В 1872 г. в ведомостях вышло «Толкование Первого послания святого апостола Павла к Солунянам». Епископ Феофан просил редактора ведомостей: «Позаботьтесь, чтоб рассылка была в своё время: получаем иногда номера месяца полтора и два спустя». 29 В этом же письме он дал архимандриту Димитрию как ректору отеческий совет из личного опыта: «Наставники у вас все хороши, но подтянуть надо. Если будете ходить в классы на лекции их, то хоть и ничего не будете замечать им, они будут держать ухо востро». 30 В письме от 22 декабря 1872 г. на жалобы архимандрита по поводу «тамбовского пусторечья» он замечал: «Вы делайте своё дело, а на это не обращайте внимания. Все речи, ходящие по Тамбову, – пришли и ушли, и следа их нет. Народ там простой, крутонравия никакого нет. Пусторечием же он точно богат. Но это вещь совершенно безвредна». 31

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вынеся таковое постановление, мы молимся всеблагому и человеколюбивому Богу и Господу нашему Иисусу Христу, Начальнику и Совершителю нашей веры (Евр. 12, 2), да сохраняет Он Святую Его Церковь непорочной и нескверной от всякой новейшей болезни, — [Церковь], утвержденную на основании апостолов и пророков; а тем, кто сам себя с ней разъединил и утвердил парасинагогу на учении племенного деления [филетизма/этнофилетизма. — И. Д.], да даст Он покаяние, чтобы они, неким образом пробудившись и омыв себя, приблизились к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви; чтобы они в ней прославляли со всеми православными великого вестника мира — Бога, пришедшего примирить всех и проповедовать мир ближним и дальним; ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь». Оценки и исходное значение Ороса Константинопольского Собора 1872 г. В оценке решения Собора 1872 г. (о том, что филетизм=схизма) мнения разошлись: В целом Орос Святого и Великого Собора 1872 г. можно оценить следующим образом. Он имеет предельно общий характер — без каких бы то ни было доказательств и конкретных ссылок на первоисточники канонического права (если не считать Священное Писание). Вина болгар признается также самым общим образом: неясно, кто они — еретики, раскольники или члены парасинагоги (самочинного сборища). Поскольку отвергается именно «учение филетизма», то имеются основания предполагать, что обвинители отнеслись к филетизму как к ереси, но обличили эту ересь более мягко — как раскол или самочинное сборище. Следует также отметить, что ключевой термин Ороса 1872 г. «филетизм» (греч. φυλετισμς) в дальнейшем ушел в тень, и ему стали предпочитать более удачный термин «этнофилетизм» (греч. θνοφυλετισμς) — тот самый термин, который был употреблен в вышеприведенном письме Афанасия IV Византийского. Термин φυλετισμς оказался неудобным из-за своей ограниченности — «племенное» деление, а не национальное. Это можно объяснить историей термина φυλετισμς. С одной стороны, термин φυλετισμς может рассматриваться как калька со слова «национализм» в разных европейских языках (например: франц.

http://bogoslov.ru/article/6195071

Tomus contra Gregorium Palamam [Jul. 1347], 150, 877–91. T TARASIUS СР., patr., 784–806, 98. Apologeticus ad populum (Mansi), 1423–28. Epistolæ 1–7 (Mansi). 1. Imperatoribus, 1423–36. 2–3. Hadriano papæ, 1435–42, 1441–52, 4 .    Joanni Hegumeno, 1451–60. 5 .    Ad patriarchas Alex., Ant. et Hier., 1459–68. 6 .    Summi sacerdotes Orientis ad Tarasium, 1467–76. 7 . Ad episcopos Siculorum, 1477–80. In S. Deiparæ præsentationem (Ballerini), 1481–1500. . Vita, auctore Ignatio, 1385–1424. Notitia G., 1371–72; FH., 1371–76. AA.SS. Comm. prævius in vitam, 1375–86. TARCHANIOTES. Vide LAMPENIUS. TATIANUS, s. II, 6. Oratio adversus Græcos (Maran), 803–88. Nolte emendationes, 1737–44 (1743–501; scholia ex Paris, gr. 174, 1805–8 Index græcitalis, 1605–10. Index scriptorum laudatorum (Nolte), 1817–20 Index rerum, 1611–78 Fragmenta, 1801–2. Nolte emendationes, 1801–6 Maran. Præfatio generalis, t. 6. TELESPHORUS, papa, s. II, 5. Epistola (Mansi), 1081–88. Notitia ex Libro pontificali, 1079–80. TELICUDES. Vide CALLISTUS. THALASSIUS abbas, s. VII, 91. Centuriæ 1–4, 1427–70. Notitia G., 1423–4; FH., 1425–8. THALASSIUS СР., s. V, 91. Libellus ad Theodosium imperatorem (Mansi), 1471–80. THEODORA, imperatrix 1284. Confessio de rebus ecclesiasticus (Iriarte), 144, 792–4. THEODORETUS Cyri, ср., s. V, 80–84. (Ex editione Schulze; t. 84 est auctarium Garnerii a S. recognitum.) Exegeticä Quæstiones in Octateuchum, 80 (I), 75–528. In Genesim, 77–226.. In Exodum, 225–98. In Leviticum, 297–350. In Numeros, 349–400. In Deuteronomium, 399–456. In Josue, 457–86. In Judices, 485–518, fg. 104. 393–4. In Ruth, 517–28, fg. 104, 394–5. Quæstiones in libros Regum et Paralipomenon, 527–858. In I Regum, 527–96. In II Regum, 597–668. In III Regum, 667–744. In IV Regum, 745–800. In I Paralipomenon, 801–18. In II Paralipomenon, 819–58. Interpretatio in Psalmos, 857–1998; 84, 19–32. πινξ τϖ υ ψαλμϖ ν, 80, 1997–1202. Schulze præfatio ad t. I, 80, 21–28. In Canticum, 81 (II), 27–214. In Prophetas, 215–1988. In Isaiam, 215–494.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

59 Например: «“Чесо просишь ты? Того, чтобы просветлились очи сердца моего, чтобы рассеялся мрак объявший мыслительную часть души моей, помрачивший мое мысленное око”» (свт. Иоанн Златоуст) (цит. по 80: 8); «Свт. Григорий Нисский поясняет, что душа “как бы некое тело, но будучи бестелесна, имеет свои бестелесные части одинаковой с собою природы, которыми она, как бы некоторыми знаками, отпечатлевается, изображается и условливается, она, находящаяся вне всякой формы и вида”» (цит. по 80: 9); «Прп. Максим Исповедник предписывает еще, что бы подвижник обуздывал любовью раздражительную часть души, умерщвлял воздержанием вожделевательную, воскрылял молитвою мыслительную» (митрополит Иерофей (Влахос) (108: 140). 60 Например: «Как телесных членов много, и все называются одним человеком, так и у души много членов : ум, воля, совесть, помыслы осуждающие и оправдывающие; но все это связано в один помысел, все это члены одной только души , а душа одна» (прп. Макарий Египетский) (цит. по 80: 10); «Заповеди новые и духовные… обновляют и освящают душу , и сокровенно врачуют все члены ее » (св. Исаак Сирин) (цит. по 80: 10). 61 Например: «…Превзошедший в нее (душу — П. Д. ) грех овладел уже всеми ее составами …» (прп. Макарий Египетский) (цит. по 80: 10). 62 Например: «…Ум состоит в связи с чувственною способностью души…» (свт. Григорий Нисский) (цит. по 80: 11); «В аскетическом подвиге должна участвовать не одна только душа или какая-нибудь одна из ее способностей (воля, ум, чувство) …» (81: 57); «…Способности души суть отдельные между собою силы ее, или нечто такое в ней, чем она, как членами выражает свою деятельность. Говорим “нечто”, разумея, что эти силы невещественны и не имеют бытия, отдельного от души» (80: 12). 63 Например: «Разделяют душу еще и иначе по способностям, видам, или частям, именно: на растительную, которая называется вместе питающей и возвращающей (силой), на чувствующую (ощущающую) и мыслящую» (епископ Эмесский Немесий) (20: 108, 109). 64 Например: «Да уж давно присмотрелись и распределили все действия души на три разряда: — мыслей, желаний и чувств, назвав каждый особою стороною души — мыслительною, желательною и чувствующею» (свт. Феофан Затворник) (21: 23).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

76 Старейший член некогда самого влиятельного Брестского капитула, Тупальский, как человек весьма умный, хлебосольный, общительный, успел объединить всех Жировицких белоруссов, малороссов и великороссов. Он выдал четырех своих дочерей за учителей Жировицкой семинарии, в том числе одну за Прокопия Доброхотова (ныне епископ Олонецкий), а также одну свою родственницу за учителя Александра Кандидова. 77 «Вестник Европы», 1872 г. июнь, стр. 637. «Вестник Западной России», 1869 г. кн. II, т. I, стр. 169–170. Некролог митрополита Иосифа, М. Кояловича. Жарский полагал подчинить базилианский орден покровительству Святейшего Синода, с тем, чтобы не изменялись ни в чем уния с Римом, равно и устав ордена, и, чтобы утверждены были за базилианами оставшиеся у них фундуши. 78 Всех базилианских монастырей было в это время 81 из них 72 мужских и 9 женских, граф Толстой «Иосиф митрополит Литовский», 43 стр. Сравн. «Вестник Европы», 1872 год, июль, 89 стр.; октябрь, 21 стр. 79 Яворовский скончался на 71 году жизни в Супрасле. Местное предание говорит, что Иосиф, будучи в Супрасле, в сентябре того же года, склонял Яворовского искать воссоединения с греко-российскою церковью, на что Яворовский отвечал: «дайте мне спокойно умереть, а после моей смерти делайте, что хотите». Архимандрит Николай, «Супрасльский Благовещенский монастырь», стр. 391. 80 В Полоцк был назначен управлявший Брестской епархией, престарелый митрополит Булгак, сохранив за собою и бывшую Луцкую епархию. Брестская же епархия была присоединена к Литовской, вверенной епископу Иосифу. Вместе с этим исполнилась и еще часть предположений Иосифа и коллегии: вместо четырех прежних епархий остались только две. 81 Нужно заметить, что из 800 церквей Литовской греко-униатской епархии в 80-ти, т.е. В десятой части всех церквей, уцелели еще старинные иконостасы, как бы для напоминания всем о бывшем некогда в стране православии. 82 Протоиерей Плакид Янковский. «На рубеже», в «Литовских епархиальных ведомостях», 1867 год, 1. 84 Бывший профессор в Главной семинарии всех главных деятелей воссоединения, протоиерей М. Бобровский так писал в 1835 году к настоятелю Виленского Свято-Троицкого монастыря Босяцкому: «если справедливо, что наши епископы, не исключая Жарского, дали подписки на присоединение к православию, то уже настал конец унии в Литве», «Русская старина», 1889 год, май, стр. 350.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Такими четырьмя оружиями облекшись, брате мой, мужественно выступай на дело брани и веди ее бодренно, в полной уверенности, что тебе дано будет одержать победу. Ибо ими всеконечно стяжаешь ты совершенное упование на Бога, а такое упование непресташю будет привлекать к тебе помощь Божию и облекать всепобедительною силою. То же и другое, наконец, глубоко укоренит в тебе полное ненадеяние на себя (прп. Никодим Святогорец , 70, 23–25). Источник. Все упование, конечно, Господь. В Нем и успокойтесь, вопия: помилуй мя! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 191). Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 234). Источник. Слабость веры... и скудость упования помилования производятся врагом нашим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 30). Источник. ...Ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на волю Его с полною покорностию принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 152). Источник. Предайте себя в руки Божии... И Он не оставит вас... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 169). Источник. Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну и оставайся с тем, на что упование полагаешь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 172). Источник. Чувство упования на Бога – великое дело. Оно есть итог всех чувств наших к Богу, особенно глубокой веры в Промысл о нас Божий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 52). Источник. Уповайте на Господа, Он блюдет тех, которые Ему себя посвящают (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 68). А если все упование свое возложите на Господа, то Он непременно доведет вас до конца. Сомнения в этом не допускайте даже на волос (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 72). Источник. Внимайте себе и, Господа предзря перед собою, Ему предавайте себя. Однако же не для того, чтобы, сложивши руки, сидеть, а чтобы, ревнуя всесильною ревностию, успеха чаять от единой благодати (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 120). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В 1965-1982 гг. на территории СССР легально действовали следующие религ. орг-ции. Наибольшее число верующих объединяла в себе Русская Православная Церковь, против к-рой в первую очередь была направлена репрессивная политика гос-ва. Число приходов РПЦ постепенно уменьшалось, сократившись с 7523 в 1966 г. до 7007 в 1981 г., офиц. поводом для закрытия храмов служило в основном сокращение населения деревень. Число епархий сократилось с 73 в нач. 60-х гг. до 67 в 1974 г. при числе правящих архиереев в 1974 г.- 58. Грузинская Православная Церковь имела к нач. 80-х гг. 45 приходов, расположенных на территории Грузинской ССР. К нач. 70-х гг. в СССР насчитывалось более 300 старообрядческих приходов. Католич. церковь в СССР в 60-70-х гг. имела общины (в 1976 - 1070) в основном в местах компактного проживания католиков - в Литве и Латвии, зап. областях Белоруссии, Украины и Молдавии. Армянская Апостольская Церковь имела приходы на территории Армении, Азербайджана, Грузии, РСФСР (в нач. 80-х гг.- 38 действующих храмов). В 1961 г. произошел раскол Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), вызванный несогласием нек-рых общин с политической линией руководства ВСЕХБ. «Инициативники» обвинили руководство в соглашательстве с властями и вышли из ВСЕХБ, образовав Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), к-рый не был признан властями. В 70-х гг. во ВСЕХБ входило ок. 3 тыс. общин, в СЦЕХБ - свыше 400. Приходы Евангелическо-лютеранской церкви действовали в основном на территории Латвии, Эстонии и Литвы (в сер. 80-х гг.- 580 общин). К нач. 80-х гг. в СССР существовало 86 зарегистрированных реформатских общин, представлявших Евангелическо-реформатскую церковь Литовской ССР и Реформатскую церковь Закарпатской обл. Украинской ССР. Методистская церковь в СССР действовала на территории Эстонии (в сер. 80-х гг.- 15 приходов). Общины меннонитов объединяли этнических немцев, проживавших в ряде областей Зап. Сибири и республиках Ср. Азии; к сер. 80-х гг. действовали 53 общины, число незарегистрированных общин составляло ок. 100. К сер. 80-х гг. в СССР насчитывалось 235 зарегистрированных орг-ций христиан веры евангельской - пятидесятников , число незарегистрированных общин многократно превышало число действовавших легально. В 1981 г. произошло объединение общин адвентистов седьмого дня, действовавших на территории СССР, число общин увеличилось со 159 в 1968 г. до 342 к сер. 80-х гг. К сер. 70-х гг. в СССР было зарегистрировано 181 объединение иудаистов, столько же общин действовало без регистрации, 2 орг-ции буддистов (ок. 15 существовали без регистрации).

http://pravenc.ru/text/153403.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010