Орос Собора 1872 года фактически отвергал «национальные различия» в Церкви. Но, как справедливо замечали критики Соборных решений, отказывая болгарам в признании их национальных прав, Собор объективно защищал национальные интересы греков. Потому осуждение филетизма всегда оценивалось двояко. В этом осуждении присутствовала каноническая логика, но реальные плоды этого осуждения нанесли Церкви очевидный вред, спровоцировав многолетний греко-болгарский раскол. Осуждение филетизма породило напряженную дискуссию о том, каким образом может (и может ли вообще) проявляться в церковной жизни национальное начало. Мы не будем здесь погружаться в эту дискуссию. Отметим лишь, что критики решений Собора 1872 г. указывали, что Церковь никогда не отвергала национального чувства христиан. Хотя церковные структуры создавались по территориальному принципу, все же Православная Церковь всегда способствовала развитию национальных культур. В. Теплов так писал об этом: «Греки и русские, румыны и болгары и все другие народы могут содержать одну и ту же православную веру и быть едино во Христе, но в то же время каждый из этих народов может исповедовать свою веру на своем природном языке, составляющем самое первое и главное отличие всякой народности» . Идея национального государства, сформировавшаяся в XIX в., оказала решающее влияние на систему Поместных Православных Церквей. На обломках распадающейся Османской империи стали появляться автокефальные Церкви, которые связывали себя с новыми национальными государствами – Грецией, Сербией, Румынией, Болгарией. Несмотря на то, что в Томосах о даровании автокефалий, которые издавались Константинопольским патриархатом в XIX в., соблюдался территориальный принцип распределения церковной юрисдикции, все же в этих Томосах всегда речь идет о создании независимых Церквей в пределах национальных государств. Даже названия новосозданных автокефальных Церквей отражали эту важную идею. При чем сами эти Церкви осознавали себя прежде всего как Церкви национальные . Потому, несмотря на жесткое осуждение «национальных сборищ» в Оросе 1872 года, сама идея национальных Церквей закрепилась в православии. В этом отношении те идеи, которые продвигали лидеры болгарского национального движения, во многом победили, хотя и не в той крайней форме, которую осудил Собор 1872 года.

http://bogoslov.ru/article/6176739

50. В течение этого же промежутка времени Великий Князь был назначен Шефом 1-го Кавказского саперного батальона (1858 г.) и зачислен в списки полков: Л.-Гв. Конного (1862 г.) и Преображенского (1864 г.) и Кондукторской роты (юнкеров) Николаевского Инженерного училища (1863 г.). 52. Его Императорское Высочество Великий Князь Петр Николаевич - ныне генерал- адъютант, генерал-лейтенант, изволит числиться по гвардейской кавалерии. 64. Одно из путешествий Его Высочества (1869 г.), прекрасно иллюстрировано целым рядом талантливых акварелей и карандашных рисунков художника Н. Дмитриева-Оренбургского. Эта редкая коллекция, из которой два рисунка воспроизведены на страницах 61 и 65, ныне принадлежат Е. И. В. Великому Князю Петру Николаевичу. 65. Кроме служебных поездок, предпринимавшихся Его Высочеством во внутренние губернии России и на Кавказ, Он был также несколько раз командирован, по Высочайшему повелению, за границу, для присутствования на маневрах: в 1869 г. - в Кенигсберг, в 1872 и 1876 г.г. - в Берлин. Чтобы в дальнейшем изложении событий не возвращаться к периоду жизни и деятельности Великого Князя в бытность Его Главнокомандующим войсками Гвардии и Петербургского военного округа, заметим, что Его Высочество в течение этого времени, кроме ряда вышеупомянутых ежегодных рескриптов, был удостоен много раз изъявлением искренней признательности Государя за смотры, парады, маневры и учения в Высочайшем присутствии за труды Его, как Председателя комиссии по рассмотрению вопроса о перевооружении нашей армии, за постройку кронштадтских батарей, за отличное исполнение ежегодных чертежных работ Главного Инженерного Управления, и пр. Затем, Его Высочеству были пожалованы следующие иностранные ордена: Датский - Слона (1867 г.), Греческий - Спасителя (1867 г.), Черногорский - Князя Даниила I 1-й ст. (1868 г.), Мекленбург-Шверинский 1-й ст. (1869 г.), Германский и Прусский - Цепь Гогенцоллернскую (1872 г.), от Иерусалимского Патриарха Кирилла - орден Защитника Гроба Господня (1872 г.), Турецкий - Османие 1-й степ., украшенный бриллиантами (1872 г.), Прусский орден - Pour le merime (1872 г.), алмазами украшенный портрет Шаха Персидского (1873 г.), Саксен-Альтенбургский - Эрнестинского Герцогского Дома 1-й ст. (1873 г.), Шведский - Серафима (1875 г.), Прусский крест за 25-летнюю службу (1875 г.) и Итальянский - Благовещения (1875 г.).

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/11/...

Константинопольский Патриарх Григорий VI ни за что не хотел принимать фирман и попытался обратиться ко всем Поместным Православным Церквам, рассчитывая на их поддержку. Но болгары не отступали от своих требований, и Григорий был вынужден уйти на покой. Его преемник Анфим VI (1871 – 1873) занял более гибкую позицию: он пошел на мирные переговоры с болгарскими представителями, обещая им признать в будущем самостоятельность Болгарской Церкви. В результате жесткой борьбы с Константинопольской Патриархией, в 1872 г. болгарам удалось избрать своего первого Экзарха – им стал епископ Ловчанский Иларион. Через 5 дней из-за своих немощей он отказался от этого поста. На его место был избран митрополит Видинский Анфим (1872 – 1877), выпускник Халкинской школы и Московской Духовной Академии, в сан иеромонаха рукоположен митрополитом Филаретом (Дроздовым) . Экзарх Анфим продолжил переговоры с Константинополем, но все было тщетным. Тогда 11 мая 1872 г. 1872 г. Анфим провозгласил Болгарскую Православную Церковь автокефальной. Константинополь ответил протестом, объявил о низложении Анфима, о лишении его священства, сподвижники Экзарха – митрополитам Ловчанскому Илариону и Пловдивскому Панарету – объявлялись отлученными от Церкви, а епископ Макариопольский Иларион предавался геенне огненной и вечной анафеме. Кроме того, Константинопольский Патриарх на Поместном Соборе 16 сентября 1872 г. осудил «филетизм», то есть племенное (народное) деление в Православии, а Болгарскую Церковь объявил схизматической. Греки рассчитывали на то, что схизма напугает болгар, но она еще сильнее закрепила обособление болгар от Вселенской Патриархии. Православная Полнота (Иерусалимский Патриарх Кирилл II, епископат Антиохийской, Румынской, Сербской, Русской Церквей) не приняла этих прещений Константинополя. С первых же дней Экзархат принялся за духовное руководство болгар и их сплочение. Церковные иерархи занялись устройством епархий, развитием народного образования (например, открытие в 1870-х гг. училищ в Рыльском монастыре, Тернове, Самокове), духовно-культурное утверждение болгарской нации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апрель 27-го апреля 1872 года Четверг Фоминой недели. 21 мая. Воскресение. Неделя о слепом. К славе благодати Божией, обновляющей меня. Спиридон [Недельнович] сказал мне сегодня ( 20 октября 1872 г. ), что я на лицо очень молод, юноша. Это от причащения Святых Таин, от моего всегдашнего покаяния. В горной части милостию Божией собрано мною с крестом животворящим (слава Кресту Господню – кроме бесчисленных благ духовных, еще и пищу с питьем и одежду нам подающему) в день святых апостолов Петра и Павла тридцать пять рублей (исключая нищенских), а протоиереем отцом Павлом в той же части прошлый год собрано только 12 рублей. Ныне в соборной части 75 рублей, а отец Матфей – 58 рублей. 30 июня 72 г. Письма в Рузу. [...]. Сколь должен быть возвышен и велик, чист душею священник, совершающий молитвы о людях пред престолом Божиими и совершающий Страшные Тайны! И сколь бедны и недостаточны мы к такому великому и превысокому делу! Как мы обнищали! Как мы мерзки и бессильны! Где дух святыни? Где дух любви нелицемерной? Где дух кротости и незлобия?.. Где сердце чистое, объемлющее любовию всех как братий, как членов своих? О, как глубоко поругано естество мое сатаною и в моем естестве человечество! И сам я презрен в очах моих, и люди, даже высокие власти, как ту же скверну греховную носящие! Но я паче всех поруган и осквернен во глубине, и люди предо мною – ангелы! Я должен всех почитать, любить, особенно высокие и низкие власти, как благоденствию моему и Отечеству моему установляемые, ибо это орудия благости Божией, и в свое время и в своем месте каждая из них приносит великую пользу мне и Отечеству, – да приношу же и я свою долю пользы по благодати Божией. 25 августа 1872 года. Пятница. При чтении акафиста Покрову Божией Матери я ощутил чрезвычайную грубость и черствость сердца от излишнего ядения мясной телячьей студени и фарша мясного с капустой и жирным соусом. Тысячу раз я ощутил себя дурно после пресыщения! Я был сам не свой и дома, и в церкви, и в гимназии. 30 сентября 1872 года. Одиннадцать с половиной часов ночи. Господи, помилуй!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

15) Дмитрий Григ. Извеков (кал. сем.), магистр моск. ак. 1866 г., из наставников калужской семинарии избран на кафедру философии и педагогики в янв. 1872 г. В мае того же года умер в больнице св. Николая, от воспаления мозга. 16) Петр Вас. Никитин (спб. сем.), кандидат Истор. филол. института, в мае 1872 г. избран на греческий язык по найму (9 уроков), состоял учителем 2-й гимназии, но к началу 1872–73 г. отказался, вследствие увеличения уроков в гимназии. Доктор греч. словесности; профессор историко-филол. института и доцент спб. университета. 17) Дмитрий Тимоф. Мегоршй (олон. сем.), магистр. спб. ак. 1867 г., из наставников астрах. сем. избран в авг. 1872 г. на греч. язык; преподавал греч. язык и в ал. -невском дух. училище (1874–75 г.) В 1875 г. определен священником к Знаменской церкви, оставаясь и преподавателем семинарии. 18) Петр Фед. Каптерев (вифан. сем.), кандидат моск. ак. 1872 г., избран преподавателем филос. и педагогики. В 1877 г. издал «Педагогическую психологию». С 1 авг. 1878 г., согласно прошению, уволен от службы при семинарии и поступил смотрителем училища при Волковской купеческой богадельни. Читал лекции педагогики и на высших женских курсах. Ныне преподаватель логики и психологии в Александровском лицее. 19) Михаил Григ. Павлович (минск. сем.), кандидат спб. ак. 1873 г., утвержден в должности учителя словесности спб. сем. по указу св. Синода от 21 сент. 1873 г. С июня 1877 г. по ноябрь 1881 г. состоял секретарем семин., правления; коллежский советник. 20) Р. Фон-Барен, гимназически учит. франц. и нем. яз., состоял преподавателем 4–1й спб. прогимназии и в янв. 1874 г. избран на франц. яз. в семинарию. Умер в апр. 1875 г. 21) Адольф Шлебер, удостоенный звания учителя гимназии, избран в окт. 1875 г. на франц. язык, но в следующем году вышел из семинарии, по назначении в Пензу. 22) Иван Гавр. Рождественский (новгор. сем.), кандидата спб. ак. 1875 г. С сент. 1876 г. приказом синод. об. -прокурора назначен в спб. сем. преподавателем. св. Писания. В 1885 г. представил в совет академии сочинение на магистра «о кн. Есфирь»; коллежский советник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 октября 2005 г. от Брянской епархии: протоиерея Александра Левицкого (1868 — 7 декабря 1937), священника Алексия Тютюнова (1892 — 7 декабря 1937), священника Иоанна Никольского (1866 — 7 декабря 1937), священника Корнилия Удиловича (1877 — 7 декабря 1937), священника Митрофана Корницкого (1873 — 7 декабря 1937); от Московской епархии: священника Константина Соколова (1875 — 25 марта 1938), священника Алексия Красновского (1886 — 11 августа 1938), священника Павла Никольского (1896 — 22 января 1943), священника Петра Успенского (1876 — 12 марта 1938), священника Алексия Троицкого (1875 — 20 февраля 1942), иеромонаха Андроника (Сурикова; 1885 — 22 сентября 1938), протодиакона Николая Тохтуева (1903 — 17 мая 1943), диакона Павла Широкогорова (1878 — 6 марта 1938), Ольгу Кошелеву (1874 — 6 марта 1939); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: игумена Пантелеимона (Аржаных; 1872 — 29 ноября 1937), иеромонаха Евфимия (Любовичева; 1875 — 19 июля 1931). 27 декабря 2005 г. от Архангельской епархии: архимандрита Павла (Моисеева; 1849 — 30 сентября 1918), архимандрита Феодосия (Соболева; 1842 — 30 сентября 1918), иеромонаха Никодима (Щапкова; 1852 — 30 сентября 1918), иеромонаха Серафима (Кулакова; 1874 — 30 сентября 1918), игумена Леонида (Молчанова; 1872 — 13 ноября 1918); от Екатеринбургской епархии: священника Алексия Кротенкова (1878 — 18 апреля 1930); от Московской епархии: протоиерея Димитрия Розанова (1890 — 9 октября 1937), протоиерея Николая Скворцова (1875 — 27 сентября 1937), протоиерея Александра Левитского (1876 — 9 октября 1937), иеросхимонаха Дионисия (Петушкова; 1863 — 10 июня 1931), игумена Владимира (Терентьева; 1872 — 3 марта 1933), священника Василия Малахова (1873 — 24 марта 1937), священника Константина Любомудрова (1879 — 19 ноября 1937), священника Алексия Протопопова (1880 — 4 мая 1938), диакона Николая Аристова (1872 — 10 июня 1931), псаломщика Михаила Маркова (1884 — 12 марта 1938), послушницу Анастасию (Титову; 1873 — 17 декабря 1937), послушницу Марию (Носову; 1872 — 10 мая 1938), послушницу Евдокию (Павлову; 1876 — 20 апреля 1939), Игнатия Маркова (1876 — 10 июня 1931), Петра Юдина (1877—10 июня 1931).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

лет. 1872 г. 20, стр. 314– 317. 447 Церк. лет. 1872 г. 40 и 42. Хр. Чт. 1872 г. окт. Вестник востока. Стр. 324 –342. Прав об. окт. 1872 г. слав. хр. 498– 508. Христ. Чт. декабр. кн. 1872. – Вести с востока. 761– 774. Посладие там же 773– 780. 448 Бодянский, а в след за ним и некоторые другие, полагал, что слав. азбука изобретена была в 862 г.; но это мнение опровергнуто Гильфердингом. Том 1., 299. – Первый, кажется, Добровский, католический священник, принялся за изучение слав. языка. А за ним последовали Юнгман, Ганка, Шафарик, Штур, Обрадович, Караджич, Срезневский и другие. 450 Глаголица– в порядке букв сходна с кириллицей, но отличается от ней своеобразным и вычурным изображением их. Глаголиты или далматские священники, совершавшие богослужение по обрядам западной церкви, но по книгам, писанным на слав. языке, изобретение глаголицы приписывали блаж. Иерониму. Другие же, напр., Шлецер, утверждали, что глаголица произошла от кириллицы вследствие того, что переписчики книг то разукрашали, то по небрежности искажали кирилловские буквы. Аббат Добровский полагал, что глаголица изобретена в XIII в. в Далмации или в Кроации с целью, с одной стороны, сохранить богослужение на славянском языке, а с другой – разницею букв удалить далматов и кроатов от употребления Кирилловских богослужебных книг, содержавших точный перевод греческих богослужебных книг. – Но глаголица употреблялась гораздо ранее XIII века, она и доселе в употреблении в Далмации. Ею писались грамоты и уставы, но преимущественно богослужебные книги. Ею написана и летопись пресвитера дуклянинкого. Пып. 35; 112; 114– 116. Подр. см. «Следы глаголицы в памятниках X века». Вып. 5– пзв. Имп. Ак. н. 1861 г, Шафарика: «о происхождении и родине глаголитизма», М. 1861 г.; Бодянского: «Новые открытия в области глаголицы». Рус. Вестн. 1856 г. Л° 3. – Изображение и название букв глаголицы можно вид. в 10 и 11 тетр. Хр. Древностей 1865 г. 452 Ассемани в своих Kalend. Slav и. IV. р. 408 решительно утверждал, что falsa haec Slavorum traditio,quod s.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Горский Алексей,родился 11 сентября 1855 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1878 гг.). Отец: Иоанн Григорьев († до 1878 г.), священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Троицкая на Воробьевых горах церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 301 об., 302). Горский Алексей,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1864–1872 гг.). Отец: Сампсон Никифоров († до 1872 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Троицкое, на Теплых Станах, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 14). Грузов Алексей,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Илья Иванов Грузов, заштатный дьячок; Московская губерния, Богородский уезд, село Никольское, Тимонино тож, Скорбященская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 8). Гусев Николай,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Николай Иванов († до 1872 г.), священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Стромилово, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 37). Гусев Сергей,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Христофор Кондратьев, диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, Вознесенская при Мануфактурном заводе церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 33). Делекторский Николай,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Димитрий Делекторский († до 1871 г.), священник; Владимирская губерния, Переславский уезд, погост Подлипы, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 21). Державин Димитрий,родился 30 мая 1854 г.; Московская духовная семинария (1870–1877 гг.). Отец: Иван Иванов, диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, Звенигород, Звенигородский Успенский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1812, л. 65; д. 1762, л. 288 об., 289). Державин Иван, родился 26(27?). апреля 1860 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1873–1880 гг.). Отец: Иван Иванов Державин († до 1880 г.), диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, Звенигород, Успенский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1856, л. 22; д. 1762, л. 323 об., 324).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

„Голос ” 1872 62, „Бирж. вед. ” 1872 251: „Или из истории Русской церкви, когда устав духовных консисторий, сосредоточив в руках епархиальных епископов отправление правосудия, уничтожил в подведомых им установлениях всю самостоятельность, которою они пользовались в старое время”. „Голос ” 1872, 62, „Бирж. вед. ” 1872 251: „Если патриарх мог наказывать собственною властью митрополита, равно как и митрополит – епископа лишь временным извержением, то и епископ мог делать своею властью только тоже самое в отношении к прочим священнослужителям”. „Голос ” 1872 62: „Каноны с одинаковою последовательностью поясняют принцип подчинения пресвитеров и диаконов – епископу, епископов – митрополиту, митрополитов – патриарху (Двукр. 13–15)”. „Если епископа мог судить и низложить только собор (Ап. 74); тот же порядок судопроизводства наблюдался и в отношении к прочим священнослужителям”. „Пример, записанный в канонах, красноречиво подтверждает правильность наших выводов: Антиохийский патриарх Домн подверг извержению своею властью подчиненного ему епископа Петра; изверженный обратился к посредничеству Кирилла, Александрийского патриарха, который, приняв сторону осужденного, писал Домну.... Как Кирилл убеждает Домна поступить в настоящем случае в отношении к епископу Петру, отрешенному от места, (т. е. судить его собором), так и каждый клирик, подвергшийся подобному взысканию от своего епископа, имел право принести свое оправдание на собор соседних епископов.... Приговор соборного суда или оправдывал виновного, или подвергал действительному извержению”. Речь г. Барсова, стр. 457, 458: „Власть подвергать виновных взысканиям составляет неотъемлемое право епископа и само собою вытекает из лежащей на нем обязанности надзирать ( πισκοπεν) за соблюдением уставов и правил в подчиненном ему пределе”. Речь г. Барсова, стр. 465, 466: „Каноны не упоминают о суде епископа для дел по обвинениям священнослужителей”. Речь г. Барсова, стр. 459: „Епископ в пределах своей начальственной власти мог взыскать с подчиненного ему клирика за неисполнение и нарушение им обязанностей своего сана и звания”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

220) Палестина. Всемирный Путешественник 1869, 21, 22 и 23, стр. 305–320, 321–334, 337–351, 353–365, с 19 рисунками, сост. по Муравьеву, Норову, Диксону, Головинскому, Сентину и статьям Морского Сборника. Рисунки: 1) караван молельщиков, 2) вид Иерусалима, 3) вид церкви св. Гроба, 4) внутренность церкви св. Гроба, 5) св. Гробница (т. е. наружный вид двух куполов), 6) Дамасские ворота, 7) ворота монастыря св. Марии, 8) иерус. евреи, 9) евреи, молящиеся у стены, 10) мечеть Омара, 11) аравийский фонтан, 12) нива крови, 13) Вифлеем, 14) жители его, 15) Назарет, 16) вид Мертвого моря, 17) Иордан, 18) греческие богомольцы, купающиеся в Иордане, 19) Ночлег каравана богомольцев. Рисунки не отличаются сходством, между тем они заимствуются в газету Гатцука, 1875, 13, 14 и 50. Из статьи Всемирного Путешественника заимствован и текст в газете Гатцука, стр. 226, стр. 244. 221) Мысленное путешествие инока в Иерусалим, или беседы инока со своим старцем, при обозрении плана и зданий Иерусалима, изображенных в том виде, в каком был он во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, – из рукописей преосв. Иеремии, бывшего епископа Нижегородского, Орлов. Епарх. Ведом. 1869, 22, 23 и 24. 222) Палестина (с рисунками), Нива, 1870, стр. 429. 223) О святой земле. Двенадцать чтений для народа, свящ. В. Певцова . 12 книжек, 16 , 293 стр., с рисунками. Спб. 1872, Читаны при Педагогич. Музее Воен. Учебн. Заведений. Превосходная книга для простого народа. (Листок дух. библиографии, 1872, стр. 107; Народн. Школа 1872, стр. 58; Нива 1872, 224) История Турции от победы реформы в 1826 году до парижского трактата в 1856, соч. Д. Г. Розена, бывшего прусского консула в Иерусалиме, пер. с нем. Спб. 1872, 8 . (В ней, между прочим, находятся: Вопрос о св. местах; притязания Франции; выступление на сцену России, т. II, стр. 150–162; решение против притязаний католицизма; решение вопроса о св. местах в пользу России, II, 186). 225) Договоры России с Востоком, политические и торговые, собрал Т. Юзефович. Спб. 1869. 1 р. 50 к. (Библиогр. 1869, стр. 57–65; Вестн. Евр. 1869 , библиогр. заметка; Голос 1869, Сын Отечества 1869, рец. А. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010