В Сретенский монастырь определен по прошению его октября 30 дня 1870 года в возрасте 43 лет. 26 ноября того же года посвящен в иеродиакона. Исправлял клиросное послушание и должность трапезного. 13. Монах Илия (Куликов), 1864–1873. Послушник Иван Куликов. Из мещан. По увольнении от общества определен в число братии Сретенского монастыря 24 августа 1864 года в возрасте 26 лет. Посвящен в стихарь 16 июня 1868 года. В монашество пострижен 8 марта 1869 года. Пономарь. 14. Иеродиакон Серапион, 1873–1879. Из крестьян. Первоначально определен послушником в Бобренев-Голутвин монастырь 16 августа 1863 года. Переведен в Белопесоцкий монастырь 10 июня 1864 года. В монашество пострижен 9 мая 1867 года. В Сретенский монастырь переведен по прошению 31 июля 1872 года в возрасте 37 лет. В иеродиакона посвящен 1 января 1874 года. В 1875 году по прошению его был отправлен в город Киев для богомолья на 3 месяца . 15. Послушник Иван Васильев, 1866–1873. Из крестьян. При увольнении от общества определен в число братии Сретенского монастыря 29 июля 1866 года в возрасте 54 лет. Был часовенным. 16. Монах Иннокентий (Агапов), 1872–1876. Послушник Иван Агапов. Из крестьян. По увольнении от общества определен в Лужецкий монастырь 20 февраля 1871 года. В Сретенский монастырь переведен 30 мая 1872 года в возрасте 36 лет, посвящен в стихарь 20 декабря 1872 года. Исполнял клиросное послушание. В монашество пострижен 30 ноября1875 года . 7 сентября 1876 года был перемещен в пустынь Параклита, что при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре . 17. Иеромонах Герасим (Орлов), Послушник Георгий Орлов. По увольнении его из Мещевского духовного училища определен в число послушников Сретенского монастыря 18 октября 1872 года в возрасте 27 лет. Посвящен в стихарь 20 декабря 1872 года. Исполнял клиросное послушание и должность трапезного расходчика. Пострижен в монашество 22 января 1875 года. 6 апреля 1875 года рукоположен в иеродиакона епископом Дмитровским Леонидом в церкви Саввинского подворья . 23 июня 1881 года рукоположен в иеромонаха в монастырской Владимирской церкви . Указом консистории от 13 марта 1889 года назначен ризничим.

http://pravoslavie.ru/67954.html

Итак, в конце августа (начало заседаний 29 августа) — сентябре 1872 г. в Константинополе состоялся Собор с участием иерархов Константинопольского Патриархата (в т. ч. бывших Патриархов Григория VI и Иоакима II ), Патриархов Александрийского Софрония IV и Антиохийского Иерофея , архиеп. Кипрского Софрония III , а также 25 епископов и нескольких архимандритов (в т. ч. представителей Элладской Церкви). На Большом Соборе 1872 г., который состоялся в Великой Церкви в Константинополе, было принято решение осудить допустивших «филетизм»/«племенные деления» как схизматиков/раскольников . На первом заседании 29 августа 1872 г. патриарх Анфим VI предложил историю болгарского церковного «восстания», которое на тот момент продолжалось уже в течение 12 лет , и обличил лежащий в его основе «принцип филетизма» . По итогам патриаршего доклада была сформирована специальная комиссия по болгарскому церковному вопросу. На втором заседании 12 сентября 1872 г. было рассмотрено заключение комиссии, в котором обосновывалось осуждение филетизма. В начале указывалось, что болгары, во-первых, «имеют принцип филетизма/племенного деления как первоначальную идею» и, во-вторых, «этот принцип филетизма/племенного деления противоречит учению Божественного Евангелия» . «Дух филетизма» стал распространен в пределах «филетической Болгарской Церкви» , которая упоминалась неоднократно вместе с ее защитниками — «филетистами-обновленцами» (ο καινοτομοντες φιλετιστα) . В этом же заключении «церковному восстанию болгар» был приписан также «этнофилетический характер» , то есть введен в использование термин «этнофилетизм», который пришелся по душе современным сторонникам «антирусского мира». На третьем и последнем заседании 16 сентября 1872 г., Собор — в продолжении позиции, выработанной в заключении от 12 сентября 1872 г., — после детального обсуждения и ряда корректировок принял акт о низвержении болгарских архиереев и Орос, объявляющий Болгарскую Церковь схизматической и чуждой Церкви. В Оросе Собора «филетизм» (греч. φυλετισμς) был осужден как ересь, хотя и без упоминания слова «ересь».

http://bogoslov.ru/article/6195071

9. Иеромонах Павел, 1872–1877. Первоначально из низшего отделения Рязанской духовной семинарии определен был на причетническую должность в село Ново-Паники и посвящен в стихарь 22 октября 1857 года. По вдовству определен по его прошению в Данковский Покровский монастырь 30 июня 1862 года. Переведен в Ряжский Димитриев в 1863 году и обратно в Данковский – в 1866 году, там пострижен в монашество 10 января 1867 года. Рукоположен в иеродиакона 2 апреля того же года. Переведен в Рязанский Спасский монастырь в 1868 году, в Рязанский Ольгов монастырь – 4 октября 1871 года. В Сретенский – 11 декабря 1872 года в возрасте 34 лет. В иеромонаха посвящен 23 декабря 1873 года. 9 июня 1877 года по прошению был перемещен в Могилевскую епархию для вступления в должность настоятеля Охорского Преображенского монастыря . 10. Иеромонах Иоанникий, 1872–1878. Из крестьян. По увольнении от общества определен в Гуслицкий Спасо-Преображенский общежительный монастырь 9 июня 1866 года. По прошению его переведен в Лужецкий монастырь 9 сентября 1869 года послушником. Пострижен в монашество 18 марта 1871 года. В иеродиакона посвящен 7 сентября 1871 года. В Сретенский монастырь переведен по прошению 30 мая 1872 года в возрасте 34 лет. Исправлял чреду диаконского служения. Посвящен в иеромонаха 12 июня 1877 года в храме Новоспасского монастыря . По прошению перемещен в Вологодскую епархию 7 июля 1878 года . 11. Иеродиакон Аверкий, 1872–1873. Из крестьян. По увольнении от общества определен в число послушников. В монашество пострижен в московском Богоявленском монастыре 29 января 1861 года. Перемещен в Троицкий монастырь Тверской епархии в 1869 году. Рукоположен в иеродиакона 20 августа 1865 года, перемещен в Симонов монастырь 18 марта 1869 года. В Сретенский монастырь переведен 30 декабря 1872 года в возрасте 42 лет. 12. Иеродиакон Августин, 1870–1873. По увольнении из низшего отделения Владимирской семинарии определен в число послушников Троице-Сергиевой Лавры 10 ноября 1851 года. Посвящен в стихарь 14 июня 1853 года. Пострижен в монашество 24 ноября 1857 года. Сделан хозяином лаврской просфорни 30 июня 1860 года, от этой должности уволен 12 января 1861 года. Послан на Троицкое Сухаревское подворье псаломщиком 22 октября 1865 года. Возвращен в лавру 21 октября 1866 года. Сделан помощником будильника 13 апреля 1867 года и, по увольнении от этой должности, состоял в церкви святого праведного Филарета при клиросном послушании и псалтирном чтении.

http://pravoslavie.ru/67954.html

Константинопольский Патриарх Анфим VI, избранный на престол в 1871 году, был готов найти пути примирения с болгарской стороной (за что подвергся жесткой критике со стороны проэллинской «партии»). Однако большинство болгар просило султана признать Болгарский Экзархат полностью независимым от Константинопольского Патриархата. Углубление распри привело к тому, что Высокая Порта ввела в действие фирман 1870 года в одностороннем порядке. 11 февраля 1872 года османское правительство дало разрешение (тескере) на избрание экзарха Болгарии. На следующий день Временный смешанный совет избрал экзархом старейшего по возрасту архиерея — митрополита Ловчанского Илариона. Он через 4 дня подал в отставку, ссылаясь на преклонный возраст. 16 февраля в результате повторных выборов экзархом стал Анфим I, митрополит Видинский. 23 февраля 1872 года он был утвержден в новом звании правительством и 17 марта прибыл в Константинополь. Анфим I приступил к исполнению своих обязанностей. 2 апреля 1872 года и получил султанский берат, определявший его полномочия как верховного представителя православных болгар. 11 мая 1872 года, в праздник святых братьев Кирилла и Мефодия, экзарх Анфим I с 3 сослужившими ему архиереями, несмотря на запрещение Патриарха, провел праздничное богослужение, после чего зачитал акт, подписанный им и 6 другими болгарскими архиереями, в котором провозглашалось восстановление независимой Болгарской Православной Церкви. Были поставлены митрополиты Экзархата, 28 июня 1872 года получившие от османского правительства бераты, подтверждавшие их назначение. Кафедра экзарха оставалась в Константинополе до ноября 1913 года, когда экзарх Иосиф I перенес ее в Софию. На заседании Синода Константинопольской Патриархии 13–15 мая 1872 года экзарх Анфим I был лишен сана и низложен. Митрополит Панарет Пловдивский и Иларион Ловчанский отлучены от Церкви, а епископ Макариопольский Иларион предан вечной анафеме; церковным наказаниям были подвергнуты все иерархи, клирики и миряне Экзархата. С 29 августа по 17 сентября 1872 года в Константинополе состоялся Собор с участием иерархов Константинопольского Патриархата (в том числе бывших Патриархов Григория VI и Иоакима II), Патриархов Александрийского Софрония, Антиохийского Иерофея и Иерусалимского Кирилла (последний, однако, вскоре покинул заседания и отказался подписаться под соборными определениями), архиепископа Кипрского Софрония, а также 25 епископов и несколько архимандритов (в том числе представителей Элладской Церкви). Действия болгар были осуждены как основанные на начале филетизма (племенных различий). Все «приемлющие филетизм» были провозглашены чуждыми Церкви схизматиками (16 сентября).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

59 . Заявление г. Боголепову (1870 г. Москов. Вед., 114). 60 . Поставление священноинока Павла в игумены (1870 г. Там же, 135). 61 . По поводу заявления Боголепову. (1870 г. Там же, 135). 62 . Белая Криница до приезда Амвросия. (Четыре статьи, напечатанные в Русском Вестнике, 1870 г., 10 и 11, 1871 г., 5 и 7.) 63 . Покушение на жизнь Кирилла Белокриницкого (1870 г. Москов. Вед., 250). —556— 64 . Летопись происходящих в расколе событий. (Десять статей, напечатанных в Современ. Лет., 1871 г., 4, 11, 14, 20, 21, 34, 36, 38, 40, 46–48, 1872 г., 2. Изданы за исключением последней, отдельной книжкой. М., 1871 г.) 65 . Об экспертизе по скопческому делу (1871 г. Москов. Вед., 212). 66 . По поводу «Записки о Венедикте Кралевиче» (1872 г. Русский Вест., 2). 67 . Белая Криница при Амвросие (1872 г. Русский Вестник, 1 и 5). 68 . Собеседование православных со старообрядцами 20-го апреля (1872 г. Москов. Ведом., 120 и 121). 69 . Первое общее собрание членов-учредителей Братства св. Петра митрополита (1872 г. Там же, 247). 70 . Открытие Братства св. Петра митрополита (1872 г. Там же, 326). 71 . Записка об учреждении и первоначальной деятельности Братства св. Петра м., читанная в общем собрании членов Братства 21 декабря 1872 г., в день его торжественного открытия (1873 г. Душеполез. Чтение). 72 . Кирилл Белокриницкий. Некролог (1873 г. Москов. Ведом., 113). 73 . Годичный праздник в Братстве св. Петра митрополита (1873 г. Там же, 324). 74 . Двадцать четыре Отчета по Братству св. Петра митрополита, читанные в день братского праздника 21 декабря в общих собраниях членов 1873–1896 гг. (напечатаны частью в Душеполез. Чтении, большей же частью в Братском Слове, именно 1875, 1876, 1883–1897 гг.). 75 . История Белокриницкой иерархии. Т. 1-й. Москва 1874 г. Тоже сочинение, с новым обширным предисловием (I – XXXII) и заключительными выводами (стр. 497–512), тогда же напечатано особой книгой, под заглавием: «Происхождение ныне существующей у старообрядцев, так называемой австрийской, или Белокриницкой иерархии» (представлено в качестве сочинения на получение докторской степени).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово на освящение соборного храма в г. Лаишеве, сказанное высокопреосвященным   Антонием   архиепископом казанским и свияжским. 20 августа 1870 года   (3–12). Учение о Боге как Творце мира  (13–40). Можно ли позитивным философским методом доказывать бытие чего-либо сверх- чувственного Бога, духовной бессмертной души и т. п.   (41–110). В приложении: Протоколы заседаний совета казанской духовной академии за 1871 год  (97–144). Устройство управления в церкви королевства греческого. Ф. Курганова .  (1–32). 38. 1)  Православный собеседник. 1872. Январь содержание январской книжки православного собеседника 1872 г Толкование на Деяния святых апостолов, сокращенно избранное из толкований святого Иоанна Златоуста  и некоторых других отцев, блаженным Феофилактом, архиепископом болгарским (продолжение)  (161–208). 2) Православный собеседник. 1872.  Часть первая оглавление первой части православного собеседника на 1872 год – Слово в день преставления святителя Христова Гурия, казанского чудотворца, сказанное высокопреосвященным Антонием, архиепископом казанским, 5 декабря 1871 года  (3).  (53) – Древность человека   (13).   (63) – Очерк религиозного состояния крещенных татар, подвергшихся влиянию магометанства. (Миссионерский дневник). Е. Малова (продолжение) (62).  (112) – Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. П.Знаменского (продолжение) (79).   (129) –  о продолжении издания журнала творения святых отцев в русском переводе  в 1872 году.  (165) – отчет о состоянии казанской духовной академии за 1870/71 учебный год (215). –  с 385–432 стр текст ???  (247–294) 3) Православный собеседник. 1872.  февраль содержание февральской книжки православного собеседника 1872 год Деяния вселенских соборов, том VI. Собор константинопольский 3-й , вселенский шестый. ( продолжение)   (449–496). Слово в неделю о блудном сыне, сказанное высокопреосвященным Антонием, архиепископом казанским, 28 января 1868 года (115–123). Очерк религиозного состояния крещеных татар, подвергшихся влиянию магометанства. (Миссионерский дневник). Е. Малова . ( продолжение ) (124–139).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.81 Толстой Д. «Римский католицизм в России» С-Петербург 1876г., с.81 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.81 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.81 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996г. с.81 Успенский Ф. «Сношение Рима с Москвой», с.390 Филарет, архиепископ Черниговский «История Русской церкви I-V периоды» Чернигов 1862г., с.119 Толстой Д. «Римский католицизм в России» С-Петербург 1876г., с.81 Толстой Д. «Римский католицизм в России» С-Петербург 1876г., с.81 Филарет, архиепископ Черниговский «История Русской церкви I-V периоды» Чернигов 1862г., с.118 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.73 Карташов А. В. «Очерки по истории Русской церкви», Том 2. Москва 1992г., с.60 Корольков Н. Ф. «Старец Авраамий Палицын и его деятельность в Смутное время на Руси» С-Петербург 1902г., с.18 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.645 Карташов А. В. «Очерки по истории Русской церкви», Том 2. Москва 1992г., с.62 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.83 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.84 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996г., с.84-85 Тальберг Н. «История Русской церкви», изд. Сретенского монастыря, 1997г.,с.306 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.26 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.27 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.28 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.29

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/03/r...

Святитель Феодорит обогатил и оказал значительное влияние на экзегетическое предание Церкви, как мало кто другой из церковных писателей. Последующие катены непрерывно обращаются к библейским толкованиям блаженного Феодорита . Святитель Фотий причисляет его к величайшим толкователям древней Церкви: «И в целом он является одним из лучших экзегетов, и нелегко найти другого, кто так просто объяснял бы трудное» 1423 . Экзегетическое наследие святителя Феодорита сохранилось в полном объеме, в отличие от многих его богословских трактатов, которые оказались утерянными. Экзегетические труды следующие: Толкование на избранные места Восьмикнижия: PG 80,76–528, критическое издание N. Fernadez Marcos, A. Saenz-Badillos. Madrid, 1979. Толкование на избранные места Царств и Паралипоменон: PG 80, 528–858, критическое издание N. Fernadez Marcos, J. R. Busto Saiz. Madrid, 1984. Толкование на сто пятьдесят Псалмов: PG 80, 858–1997. Толкование на Песнь Песней, в 4 словах: PG 81, 28–213. Толкование на пророка Исаию: PG 81, 216–493; A. Möhle. Theodoret von Kyros. Kommentar zu Jesaia. Mitteilungen des Septuaginta-Unternehmens der Gessel, der Wissenschaften zu Göttingen 5. Berlin, 1932; SC 276, 295, 315. 1980. 1983. Ed. N. Guinot. Толкование на пророка Иеремию, в 12 книгах: PG 81, 496–805. Толкование на пророка Иезекииля, в 16 книгах: PG 81, 808– 1256. Комментарий на Двенадцать пророков: PG 81, 1545–1988. Толкование на 14 Посланий апостола Павла: PG 82, 36–877. Все свои экзегетические сочинения святитель Феодорит написал в период после своего избрания на кафедру в 433 г. Относительно хронологии см.: Y. Azema, DSp 15. 1991. 421–423. CPG III, 6200–6209. Из прочих сочинений Феодорита значение для изучения его библейских толкований и экзегетического метода имеют следующие труды: О Святой и животворящей Троице и О воплощении Господа: PG 75, 1148–1189, 1420–1477, приписываются Кириллу Александрийскому . О том, что и после воплощения остается один Сын, Господь наш Иисус Христос: из Послания 151, PG 83, 1433–1440.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

На 2-м заседании 12 сентября 1872 г. 37 было рассмотрено Заключение комиссии, в котором обосновывалось осуждение филетизма. В начале Заключения указывалось, что болгары, во-первых, «имеют принцип филетизма/племенного деления как первоначальную идею» 38 и, во-вторых, «этот принцип филетизма/племенного деления противоречит учению Божественного Евангелия» 39 . «Дух филетизма» стал распространён в пределах «филетической Болгарской Церкви» 40 , которая упоминалась неоднократно вместе с её защитниками – «филетистами-обновленцами» (ο καινοτομοντες φιλετιστα) 41 . В этом же заключении «церковному восстанию болгар» был приписан также «этнофилетический характер» 42 , то есть введён в использование термин «этнофилетизм», который пришёлся по душе современным сторонникам «антирусского мира». На 3-м и последнем заседании 16 сентября 1872 г., Собор – в продолжении позиции, выработанной в Заключении от 12 сентября 1872 г., – после детального обсуждения и ряда корректировок принял акт о низвержении болгарских архиереев и Орос, объявляющий Болгарскую Церковь схизматической и чуждой Церкви. В Оросе Собора 43 «филетизм» (φυλετισμς) был осуждён как ересь, хотя и без упоминания слова «ересь». Соборный Орос был оглашён 17 сентября в патриаршем храме святого Георгия, а через неделю – во всех греческих церквах столицы. Соборное определение было подписано 32 членами Собора: Патриархами, архиепископами, митрополитами и пр., включая митрополита Дерконского Неофита – самого пламенного сторонника осуждения болгар. Сразу же после Собора Патриарх Анфим VI разослал послания с оповещением о соборных решениях всем архиереям (от 25 сентября 1872 г.) 44 и православным жителям Константинополя (датируется сентябрём 1872 г.) 45 . После Собора другие Поместные Церкви, прежде всего грекоязычные, приняли его чрезмерно строгое постановление скорее формально, чтобы не нарушать мир с Константинопольским Патриархатом. В своих ответах они в целом соглашались с его выбором, не повторяя и не обсуждая никаких конкретных обвинительных формулировок 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В приложении: Протоколы заседаний совета казанской духовной академии за 1872 год. (продолжение)  (77–110).    (953) Устройство управления в церкви королевства греческого. Ф. Курганова . ( окончание)   (529–560).    (987) 6) Православный собеседник. 1872.  Май    (1025) содержание майской книжки православного собеседника 1872 год    Толкование на Деяния святых апостолов, сокращенно избранное из толкований святого Иоанна Златоуста и некоторых других Отцев, блаженным Феофилактом, архиепископом болгарским, ( продолжение) (241–272). Св. Василий великий , его жизнь и проповеднические труды (3–37).    (1061) Очерк религиозного состояния крещеных татар, подвергшихся влиянию магометанства. (Миссионерский дневник). Е. Малова ( окончание )   (38–78).  Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. П. Знаменского. ( продолжение )  (79–128)          (1135)    Oбъяbлehuя  (I-IV)      (1185) В приложении: Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар – мухаммедан.  Н. Красносельцева   (1–64).         (1189) 7) Православный собеседник. 1872.  июнь    (1255) содержание июньской книжки православного собеседника 1872 год    Толкование на Деяния святых апостолов, сокращенно избранное из толкований святого Иоанна Златоуста  и некоторых других Отцев, блаженным Феофилактом, архиепископом болгарским ( окончание) (273–300). Мохаммеданское учение о духовном мире. Н. Остроумов . (129–147). Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. П. Знаменского. ( продолжение )        (148–195). Краткие ответы единоверческого священника на краткое обозрение единоверческой церкви казанского Пафнутия       (196–215). Калиновцы         (216–225). Чистилище у средневековых римско-католических богословов. (226–264). Объявление  I–II. В приложении: Протоколы заседаний совета казанской духовой академии за 1872 год. ( продолжение )      (111–142).        (1423) Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар мухаммедан.  Н. Красносельцева    (65–112).       (1455)   

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010