Двины, вниз по ее течению, в расстоянии от городской черты верстах в двух. Название Марков монастырь этот получил от первоначального основателя своего некоего Марка, жившего, как полагают, в конце XV в. – В первой половине XVII ст. (1633–1642 г.) он восстановлен и распространен, был князем Львом Самуилом Огинским, но впоследствии, неизвестно по каким причинам, обращен был в приходскую церковь . – В 1690 г. сын благочестивого князя Льва Самуила, Симеон Карл Огинский, вместо сгоревших монастырских зданий, вновь построил деревянные монашеские кельи и деревянную же церковь , которая 31-го мая 1691 г. освящена в честь св. Троицы и существует доныне. До 1656 г. Марков монастырь, по воле восстановителя его, князя Огинского, был ставропигею Константинопольского патриарха, а с этого года он вместе с прочими православными монастырями и церквами в тогдашних Полоцком и Витебском воеводствах перешел в видение московского патриарха; впрочем это продолжалось недолго. Вскоре Марков монастырь поступил опять, на правах ставропигии, в ведение киевских митрополитов, и это продолжалось до 1773 г., т. е. до времени присоединения Белоруссии к России. С 1773 г. монастырь этот, по указу Св. Синода причислен был к Псковской епархии, а в 1795 г. перечислен был от Псковской епархии к Могилевской, и, наконец, от сей последней в 1833 г. перешел в новооткрытую Полоцкую епархию. До 1798 г. Марковым монастырем управляли игумены, а с этого года и доныне он состоит под управлением архимандритов. Из архимандритов сего монастыря заслуживает особенное внимание, как по продолжительности управления монастырем, так и по особым трудами на пользу не только обители, но и целой епархии, архимандрит Павел Чичкевич 551 . Он был настоятелем Маркова монастыря с 1832 по 1861-й год. О. Павел был сын священника, родом из Могилевской епархии. По окончании курса семинарии, был священнпком и смотрителем мстиславских духовных училищ. Овдовевши, принял монашество и был настоялелем Невельского Преображенского монастыря, откуда переведен был в 1832 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

" ЭТОТ СРЕЖЕТ " В Думе звезда Маркова засияла во всем блеске. Знаменитый русский публицист, " золотое перо " ведущей консервативной газеты дореволюционной России " Новое время " М.О.Меньшиков не без оснований считал Маркова лучшим думским оратором. Как отмечал земляк и единомышленник Николая Евгеньевича М.Я.Говорухо-Отрок, " независимостью своих убеждений, бесстрашием и умением с величайшим апломбом парировать ругательства противника он производил подавляющее впечатление на аудиторию и правые, и левые восторгались его выходками, а кадеты бледнели от злости и называли его " хулиганом " . " Этот срежет " , " он не даст ходу " , " на одного такого орла наших десятка мало " - вот в каких выражениях одобряли его трудовики " . С другой стороны, почти все знавшие Маркова отмечали крайне резкую манеру его полемических приемов. " ...Достаточно было послушать раз-другой обычного глашатая крайне правых Маркова II, чтобы пожелать избавиться от упрека единомыслия с ним. Этот весьма неглупый человек сознательно старался придать своим речам вообще, а полемическим приемам в особенности, такой отвратительный характер базарной ругани что становилось противно " , - отмечал в своих воспоминаниях октябрист С.И.Шидловский. А софракционер Маркова по III Думе (позже националист) В.В.Шульгин отзывался о его полемической манере следующим образом: " У него была такая вызывающая манера говорить, что, соглашаясь с ним, не хотелось соглашаться " . " Шокирующим " называл тон Маркова и Говорухо-Отрок. Н.Е.Марков активно работал в ряде комиссий III - IV Думы (по государственной обороне, по Наказу, бюджетной, финансовой, о путях сообщения, финляндской, для составления проекта Всеподданнейшего адреса, по исполнению государственной росписи, по военным и морским делам, по обсуждению вопроса об участии Думы в ознаменовании 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых), а его выступления в общих заседаниях Думы были посвящены защите самодержавных прав Государя, обоснованию столыпинской аграрной реформы, сохранению правовых ограничений для еврейского населения России. Марков отстаивал введение подоходного налога, выступал в защиту фабричных рабочих от произвола промышленников. Впрочем, наверное, не было ни одного важного государственного дела, по которому не высказался бы Марков.

http://ruskline.ru/analitika/2006/01/04/...

У " матушки "   и  у  дочек  собиралась  радикально  настроенная  молодежь ( " батюшки " не было  видно  на  этих  собраниях);  с  легкой  руки  Струве  и Туган-Барановского во многих московских квартирах вдруг зачитали рефераты  о Марксе, о  социализме,  об  экономике;  " модный "   профессор  Озеров,  патрон Кобылинского, казался даже сочувствующим учению Маркса; он освящал эту  моду тогдашней Москвы; экономист, ученик Озерова,  Лев  Кобылинский,  с  яростью, характеризовавшей все его увлечения, бросался  из  гостиной  в  гостиную:  с чтением рефератов; и, когда в квартире у Марковых молодежь составила  кружок для изучения " Капитала " , Кобылинский здесь вынырнул руководителем кружка: он считал марксистом себя, будучи за тридевять  земель  от  Маркса;  он  считал эрудицию, знание литературы о Марксе и  опыт  своего  чтения  " Капитала "   за самый настоящий марксизм; теперь вижу, что он марксистом и не  был;  но  нам казался марксистом». Это воспоминание относится к 1901 году. Заметим, что В. С. Марков год назад стал протопресвитером, и живут они на Воздвиженке, в доме Крестовоздвиженского монастыря. Лев Кобылинский (Эллис), которого с Белым познакомил «Сережа Соловьев, только что встретившийся с Кобылинским в квартире протоиерея Маркова» был поэтом и критиком  (переводчиком «Цветов зла» Бодлера). По свидетельству современников - лицо чрезвычайно экстравагантное, лишенное даже элементарной бытовой практичности, абсолютно не умеющее обращаться с деньгами. «Либеральность» матушки была относительной, Соловьев вспоминает о первой встрече с ней: «Она не только позволила мне гулять на церковном дворе, но сейчас же позвала своего сына и вверила меня его попечению. Она высказывала радость, что у Коли будет товарищ: А то, за недостатком благородных на нашем монастыре, Коля принужден дружить с сыном трапезника». «Коля» - Николай Владимирович Марков (1885-1966) младший сын, с детства мечтал быть химиком, а из книг предпочитал Жюль-Верна, что вызывало недоумение у Сергея Соловьева, истово религиозного, который дружбу с Колей рассматривал как шаг приближения к «батюшке».

http://bogoslov.ru/person/51198

Причем эти лица большею частью занимают свои места с честью и славою. Таких лиц из духовных немало находится даже по глухим деревням, как, напр., известный о. Первушин, математические работы которого удостоились почетного отзыва Парижской академии. 440 Здесь дело касается, так сказать, источника духовного света, пользуясь которым светит духовенство, а через него и церковь . Обвинение едва ли не большее, чем все предшествующие. Но автор и это обвинение не подкрепляет ничем, и даже не разъясняет, как должно понимать слово «темный», которым он характеризирует духовные школы. В уставах духовных школ, Высочайше утвержденных, говорится, что они суть учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви, что они учреждаются с разрешения Свят. Синода и содержатся на церковные средства, при Всемилостивейше дарованном пособии. Далее уставами определяется весь круг внутренней и внешней жизни этих заведений. Программы предметов, изучаемых в них, также определены ясно, а равно способы и приемы обучения. Как идет дело в этих заведениях de facto, об этом тоже нетрудно узнать по разного рода отчетам. Таким образом, с внешней стороны духовно-учебные заведения не представляют ничего темного или тайного. Все в них доступно интересующимся жизнью их. И с внутренней стороны в них нет ничего темного. Марков говорит, что «в семинариях и духовных училищах не оставалось и намека на религиозно-нравственные начала». Потом, как бы смягчая этот свой слишком строгий приговор, он говорит, что «язычески грубое отношение к религии, крайняя материальность взглядов и вкусов, схоластическое притупление ума, замена лживою риторикою искренности чувства, вот неизбежные плоды бурсацких влияний, где бы, и под каким бы титулом не появлялись они». Но с чего взял Марков, что в училищах и семинариях не осталось даже намека на религиозно-нравственные начала, что схоластическое притупление ума – плоды бурсы настоящей? Он говорит: «Мы слишком давно познали их.... чтобы еще могли сомневаться в этом в настоящую минуту». Потому-то вы, г. Марков, и должны во всем этом усумниться, что вы слишком давно познали все это. Так что пора бы и оставить вам понятия, неподходящие к современной действительности, потому что вредные плоды прежней бурсы, под влиянием нового строя настоящей бурсы, уже не произрастают. Добрые же качества прежней бурсы, а именно: приучение питомцев к довольству самыми малыми средствами, к неустанному бескорыстному труду, в преобразованных семинариях не изгнаны, а получили наилучшее направление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Коссин, Гавр. Яковл., Моск. свящ. Красновский, Ник. Аникит., свящ. Моск. Кременский, Евламп. Вас., свящ. Моск. —22— Кривошеин, Ал-др Парфен., церковн. стар. ц. III кад. корп. Кротов, Сергей Николаевич Кротов, Ефим Степ., Моск. купец Кузнецов, Иван Павл., Моск. купец Кузнецов, Сергей Иванов., Моск. купец Кукин, Конст. Кирилл., пот. поч. гр. Кулюкин, Серг. Львов., препод. Холмской дух. семин. Кутырин, Мих. Дим., Моск. купец Лабзов Лапин, Евг. Никол., препод. Тобольск. д. сем. Лавров, Дмитр. Васил., смотр. Починк. дух. учил. Лапшин, васил. Тарасов. Ласточкин, Мих. Павлин., свящ. Моск. Лебедев, Ал-ий Ал-др., свящ. Моск. Лебедев, Д.А., преподав. Единецкого дух. учил. Лебедев, Ник. Конст., свящ. Моск. Лебедев, Иоанн Матвеев., прот. Моск. Ливанский, Илья Вас., свящ., законоуч. Орловск. реал. учил. Липеровский, Ник. Дим., свящ. Моск. Лихачев, Никол. Ник., преп. Волокол. дух. учил. Лосев. Ал-др Лук., Ман. сов. Лучинин, Вас. Петр., лектор М. Д. А. —23— Любецкий, Димитр. Ив., смотр. Петрозавод. д. учил. Любимов, Никол. Александр., свящ. Моск. Ленивов, Никол. Александр. Лямина, Елизав. Сем., вдова действ. стат. советн. Лямин, Сергей Ив., пот. поч. гражд. Логинов, Ал-др Никол. Малютина, П. с-вей Т-во Маменомнов Ник. Феодор. Мансветов, Иоанн Феодор., свящ. Моск. Марков, Вас. Мих., свящ. Моск. Марков, Конст. Мих., свящ. Моск. Марков, Серг. Мих., свящ. Моск. Мерцалов, Евг. Ал-др., свящ., препод. Олонец. дух. семин. Минервин, Ник. Степ., препод. Лысковск. дух. уч. Миролюбов, С.Д. Миртов, Мих. Конст., свящ. Моск. Мишин, Мих. Иван., Моск. куп. Михайлов. Макс. Дим., Моск. куп. Михайлова. Над. Мих. Модестов. Ал-др Васил., свящ. Моск. Модестов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Модестов, Серг. Серг., прот. Моск. Молчанов, Ал-др Илар., свящ. Моск. —24— Мориц-Ианан Муретов, Митроф. Дим., проф. Моск. Дух. Акад. Мышцын, Вас. Никанор., проф. М. Д. А. Мякишев, Ал-др Феод., пот. поч. гр. Мячин, Ник. Иван., свящ. Моск. Нафанаил, епископ, управляющ. Андроньев. мон. Невский, Пав. Иван., свящ. гор. Твери Недумов, Ник. Семен., свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. С. решил бороться с дьяконом. «Я старался делать ему добро», рассказывал В. С. «Я постоянно хвалил его начальству и старался высказать его заслуги». Дьякон отвечал настоятелю новой ненавистью и враждой. Так длилось два года. Наконец добро победило. Дьякон понял своего настоятеля и всей душой к нему привязался. Этот простодушный и веселый рассказ старого протоиерея (рассказ - без тени рисовки!) многое объяснил мне. «Так вот» - думал я «откуда это веяние благодати, это благообразие. Никто не знал, что В. С. умел отвечать на зло как велел Христос в нагорной проповеди. Вот отчего так благостно сияли его седины, такой мир сходил на душу при его служении». По-видимому, сведенья об отце Владимире можно найти и в воспоминаниях других прихожан. По словам Белого «В церкви все знали, кто где проживает,  как  служит,  какого  достатка, когда дети женятся, сколько детей народят, чем внучата в годах расторгуются, когда успение примут они». Будем искать. Но общее отношение к нему, по-видимому, в большей степени отразил не Белый, а Соловьёв. Недаром 26 января 1876 года «прихожанами Троицкой на Арбате церкви в ознаменовании 25-летнего служения его в сей церкви, поднесён ему наперсный крест с драгоценными украшениями». Семья Марковых Говоря о семье, мы имеем в виду как «большую» семью - род - предки Владимира Семёновича и их потомки, так и «малую» семью - жену и детей. О роде Марковых нам известно совсем немного. Это, по-видимому, было скромное приходское духовенство Московской епархии. Владимир Семенович был первым из семьи закончившим академию. Вслед за ним ее закончили его племянники и внучатый племянник. Отец Владимира Семёновича, Семён Архипович Марков (1806-1884) был священником Московской епархии, Бронницкого уезда Христорождественской церкви в погосте Усмерска.  Он окончил Московскую духовную семинарию в 1826 году. Оба деда были дьячками: по отцу - Архип Васильевич Марков Вознесенской церкви Коломны, по матери - Иван Андреевич Постников - Московской единоверческой церкви. Помимо Владимира Семеновича наибольших успехов в семье добились его племянники, сыновья старшего брата Михаила (1830-1885), служившего диаконом в той же Вознесенской церкви города Коломны, что и дед.

http://bogoslov.ru/person/51198

Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути». Послание подписали Члены Синода: Владимир, митр. Киевский; Макарий, митр. Московский; Сергий, арх. Финляндский; Тихон, арх. Литовский; Арсений, арх. Новгородский; Михаил, арх. Гродненский; Иоаким, арх. Нижегородский; Василий, арх. Черниговский; протопресвитер  Александр Дернов. Московский листок от 23 мая. Избрание делегатов на всероссийский съезд духовенства: «В Епархиальном доме прошли выборы делегатов от Московской епархии. Председателем собрания от духовенства  был кафедральный протоиерей В. С. Марков (опечатка Морозов), от мирян Н. Д.Кузнецов». Решено было назначить митрополита московского демократическим путем, всенародным тайным голосованием Избрание митрополита  явление в России невиданное. Собрание постановило провести выборы митрополита московского в июне в Храме Христа Спасителя  выборщиками от духовенства  (в  число которых по должности должен был войти и кафедральный протоиерей В. С. Марков) и мирян, которые должны быть избраны на приходских собраниях.  Предложенные правила были отосланы на утверждение в Синод, который, утвердив их,  постановил произвести выборы 19 июня в Храме Христа Спасителя. Чрезвычайный съезд духовенства и мирян  по выбору Московского митрополита работал с 19 июля. Первые заседания проходили в Епархиальном доме. Обсуждались кандидатуры: экзарх Грузии Платон, архиепископы Виленский Тихон, Финляндский Сергий, Новгородский Арсений, Кишинёвский Анастасия, епископ Трифон, А. Д.Самарин. Обстановку выборов может проиллюстрировать объявление, обращённое к старостам  обществ хоругвеносцев  (Московский листок наверху первой страницы), призывающее их принять участие в крестном ходе от Успенского Собора Кремля до Храма Христа Спасителя и обратно, во время которого переносилась икона Владимирской Богоматери. Московский листок 21 июня. Избрание митрополита: «21 июня состоялись выборы митрополита Московского. В выборах приняло участие 800 человек (400 от клира, 400 от мирян).

http://bogoslov.ru/person/51198

Сергия Радонежского. Др. здания обители были переданы резинотесемочной фабрике, затем комбинату шелковых тканей. В кон. 70-х гг. XX в. была снесена монастырская колокольня. 23 нояб. 2000 г. решением Синода Белорусской Православной Церкви мон-рь был возрожден. Летом 2002 г. комбинат шелковых тканей передал обители 5-этажное административно-хозяйственное здание. Отреставрирована Казанская ц., в к-рую перенесен список Казанской иконы Божией Матери (XVII в.) в серебряном окладе. Среди святынь мон-ря - ковчеги с частицами мощей святителей Григория Богослова, Питирима, архиеп. Тамбовского, Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского, Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского, а также св. преподобных Дивеевских Елены, Марфы и Александры и икона с частицей мощей вмч. Пантелеимона. Восстановлены жилой и хозяйственный корпуса. Настоятелем М. м. является архиеп. Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов), наместником - иером. Аристарх (Мисник). Ист.: ДРВ. 17882. Ч. 3. 6. С. 300-306; АЗР. Т. 5. 164. С. 194-195; 170. С. 210; 270. С. 280-281; 278. С. 287-288; ОДДС. Т. 2. Ч. 1. Стб. 372; Прил. 30-31. Стб. CCIV-CCVIII; Т. 3. Стб. 136. Прил. 26, 29. Стб. LXXXIV-XCII, CXIII; Витебская старина. Витебск, 1883. Т. 1; 1888. Т. 5. Ч. 1; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. 182. С. 404. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 48; Говорский К. Ист. сведения о мон-рях Полоцкой епархии. Полоцк, 1854; Без-Корнилович М. О. Ист. сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и др. сведений, к ней же относящихся. СПб., 1855. Минск, 1995р. С. 51; Памятная книжка Витебской губ. на 1865 г. Витебск, 1865; Сергий (Василевский), иером. Витебский Марков Св.-Троицкий муж. мон-рь, с видом. Витебск, 1887; Сапунов А. П. Древние иконы Божией Матери в Полоцкой епархии. Витебск, 1888; Зверинский. Т. 1. 290. Стб. 179-180; Павлинов А. М. Древние храмы Витебска и Полоцка. М., 1895; Довгялло Д. И. Марковские гайдамаки: Ист. очерк из истории Витебского Маркова мон-ря XVII в. Витебск, 1896; Св.-Троицкий Марков мон-рь в г. Витебске. СПб., 1911; Поселянин Е. Богоматерь. 2002. Кн. 2. С. 76; Храмы и приходы Витебской епархии Белорусской правосл. Церкви. Витебск, 2002; Apximэkmypa Бeлapyci: Нарысы эbaлюцыi ва i кантэксце. Mihck, 2006. Т. 2: XV - сяр. XVIII ст.

http://pravenc.ru/text/2562368.html

Он называет это «гнусной паутиной турецкого варварства, раскинув­шего свои неуклюжие тенета», – «гнусной паутиною, везде торчащей над головой, везде становящейся между красотой храма и глазами, благоговейно созерцающими ее» («Европейский Восток». Вестн. Евр. 1886 , март, стр. 138 и дал.). Совершенный вздор. Мне кажется, что г. Марков (если только он в самом деле посещал Софию) расписал жалости подоб­ными чертами ни в чем неповинные лампочки магометан, единственно для того, чтобы картинка вышла почувствительнее и потрогательнее. Вообще к словесным излияниям таких писателей, как г. Марков, нужно относиться с большим скептицизмом. Напр. он же (ibid.) ри­торствует: «Вот мы пред св. Софией. Никакой площади, никакого простора кругом. Она сплошь вся застроена примкнувшими к ней сте­нами и лавчонками». Но я должен сказать (как уже и говорил), что св. София находится на обширной площади с фонтанами. Правда, эта площадь не со всех сторон обнимает Софию, но это не мешает ей иметь совершенно открытый вид. Уж был ли г. Марков в св. Софии, находясь в Константинополе? не видел ли он ее с какого-нибудь балкона в Пере? А сведения о ней не заимствовал ли от какого-нибудь словоохотливого кавасса? 1158 Перевод: «откуда упал на нас этот дально-северный и страшный Перун (Россы)? Оплачь (народ) со мной этот Иерусалим (Византию), еще не взятый и не падший в прах, но уже близкий к гибели. Оплачь со мной царицу городов». Беседы Фотия по поводу нашествия Россов изданы у нас дважды: преосв. Порфирием (Успенским) и проф. Ловягиным. 1159 По мнению г. Кондакова и А. Н. Муравьева София лучше даже св. Петра в Риме, с которым только она и может быть сравниваема. 1160 Прежде я думал, что Стамбулом по-турецки называется весь К-поль, но оказывается, что этим именем собственно называется стариннейшая часть города. 1161 Джамиси и значит мечеть. А слово: Кахрие, вероятно, есть искажен­ное греческое слово χρας, т. е. сельский или загородный, каким имено­вался монастырь, из которого переделана мечеть. 1162 Я решил посетить, если Богу будет угодно, и Афон, и Солунь, и Рим с их прославленными памятниками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Православное население Мелекеса было очень признательно преосвященному Владимиру за его высокое покровительство и отныне считало себя безопасным от всяких притеснений со стороны раскольников Марковского толка». Так пишет г. Вельский. Но не так сообщал член строительной комиссии священник Андрей Иванов. Рапортом своим от 7 апреля 1893 г. за 32 на имя его преосвященства о. Иванов сообщил: «Православное население п. Мелекеса ожидает окончания постройки нового храма с напряженным нетерпением; раскольники же в виду многих родственных отношений с православными, и самое главное, в виду предназначения храма служить памятником Царю Освободителю, относятся к постройке такового с сочувствием и одобрением. Что касается строителя храма Маркова, то, по моей священнической совести и по долгу священства, смею объяснить Вашему Преосвященству, что все, за исключением лиц Таратина, Сироткина и др., относятся к нему, Маркову, с искренней признательностью и благодарностью, неоднократно выраженной ему населением публично… И по совести говоря, ежели бы не Марков, то нового храма, если не совсем, то весьма долго не было бы в Мелекесе, ибо он первый подал мысль о сооружении такового, он изыскал источники и собрал нужный капитал и исходатайствовал разрешение на постройку; он же начал и ведет и, можно полагать, с Божией помощью окончит всё сооружение храма. К сему уместным полагаю доложить Вашему Преосвященству, что, кроме сооружения храма, Марков и во всех других случаях оказал своё усердие к делам церкви и желание приносить в этом отношении пользу своему обществу. Так, между прочим, вследствие ходатайства прихожан закрытого и впоследствии сгоревшего деревянного храма, Марков исходатайствовал об учреждении при этом храме другого штата; по его же ходатайству, доходившему до Св. Синода, возвращены в сказанный храм из нового иконы и церковная утварь, взятые туда по случаю упразднения деревянной церкви; по его же предложению эта деревянная церковь была в 1881 г, ремонтирована на средства городской кассы, и на эти же средства приняты были посадской думой страхование церквей, содержание приходского кладбища; по его же предложению была сооружена, в память мученической кончины в Бозе почившего Государя Александра II, каменная часовня; по предложению же Маркова сооружено думою несколько ценных икон, им пожертвованы облачения» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010