возглавлял Русскую Православную Церковь Заграницей в 1920–1936 гг. Митрополит Евлогий (Георгиевский) (1868–1946) в 1921–1931 гг. являлся управляющим русскими православными приходами в Западной Европе. В 1931–1946 гг. возглавлял Временный Экзарх Константинопольского Патриархата в Западной Европе. В 1945 г. инициировал процесс возвращения Экзархата в юрисдикцию РПЦ. Скончался в 1946 г. Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873–1965) в 1915–1919 гг. возглавлял Кишиневскую епархию. В эмиграции с 1919 г. Активный деятель Русской Православной Церкви Заграницей. В 1936–1965 гг. Первоиерарх РПЦЗ. Архиепископ Феофан (Быстров) (1872–1940) в 1913–1919 гг. возглавлял Полтавскую епархию. В эмиграции с 1920 г. До 1931 г. постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ. Архиепископ Феофан (Гаврилов) (1872–1943) в 1917–1920 гг. возглавлял Курскую епархию. В эмиграции с 1920 г. Являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ. Митрополит Ермоген (Максимов) (1861–1945) в 1919–1920 гг. возглавлял Екатеринославскую епархию. В эмиграции с 1920 г. В 1924–1942 гг. являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1942–1945 гг. возглавлял самопровозглашенную Хорватскую Православную Церковь. Расстрелян сербскими партизанами в 1945 г. Архиепископ Гавриил (Чепур) (1874–1933), в 1918–1920 гг. управляющий Челябинской епархией. С 1921 г. являлся членом Высшего церковного управления заграницей, с 1921 г. член Архиерейского Синода РПЦЗ. Епископ Михаил (Космодемьянский) (1858–1925) в 1911–1919 гг. возглавлял Александровское викариатство Ставропольской епархии. В эмиграции с 1920 г. С 1921 г. являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ. Епископ Дамиан (Говоров) (1855–1936) в 1918–1920 гг. возглавлял Царицынскую епархию. В эмиграции с 1920 г. Митрополит Вениамин (Федченков) (1880–1961) в 1919–1920 гг. возглавлял Севастопольское викариатство Таврической епархии. В эмиграции с 1920 г. В 1922 г. принял к исполнению указ патриарха Московского Тихона об упразднении Временного высшего церковного управления заграницей. В 1933–1947 гг. являлся Экзархом Русской Православной Церкви в США. С 1947 г. проживал в Советском Союзе.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Витебск. Троицкий Марков монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1300 - 1400. Адрес: Беларусь, Витебская область, город Витебск, улица Максима Горького, 84а. Координаты: 55.171532, 30.154809 Проезд:трамваи 1, 6, 7 автобусы 1, 10, 17, 20 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Витебский Марков монастырь Свято-Троицкий Марков мужской монастырь Основание Маркова монастыря относится к XIV-XV вв. Есть предание о некоем Марке, имевшем собственный участок земли. Марк уединился для своих благочестивых подвигов и построил на этом участке часовню. Постепенно к нему присоединялись единомышленники по духу. Образовался небольшой скит, который к XV веку вырос в монастырь. К XVII веку монастырь достиг своего расцвета. Его территорию украшали Троицкий собор и Покровская деревянная церковь, построенная в 1650 году. Одним из драгоценных сокровищ в этой обители была чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая была дана как благословение Московским Патриархом Никоном в 1656 году. По усердной молитве у этой святой иконы верующие получали исцеление. После закрытия монастыря в 1920 году, на его территории размещалась милиция и другие учреждения. Монастырь планомерно разрушался. Действующим оставалась лишь Свято-Казанская церковь. В период Великой Отечественной войны храм был поврежден и частично восстановлен в послевоенные годы. Он являлся единственным открытым храмом в городе. Свое новое рождение обитель получила в самом конце ХХ века: 23 ноября 2000 года она была восстановлена в пределах прихода Свято- Казанской церкви. В наши дни в Свято-Казанский храм возвращаются иконы, изъятые отсюда в годы гонений. Так, Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе, сохранив свой инвентарный номер 140, снова в обители. Святыня возглавляет Крестные ходы в дни великих духовных праздников. Ближайшее будущее обители – продолжение работы по воссозданию первоначального исторического облика Свято-Казанской церкви и всего монастыря. Уже поднялся купол – самый большой в Витебске – над церковью, идут работы внутри храма.

http://sobory.ru/article/?object=39179

И вот, в июне 1921 года этот человек на основании решения Политбюро отправляется на Урал, и в том числе в Пермь, где его там уже ждали с нетерпением … Пермский «Истпарт» в целом был образован в декабре 1920 года, тогда официально создали Губернскую комиссию по истории революции и партии. В марте 2022 года пермским историком, архивистом и издателем Н.А. Зенковой были выявлены ранее неизвестные материалы о том, что 28 мая 1921 года в губернской газете появилось объявление, озаглавленное «От Истпарта (обращение ко всем т.т. коммунистам)» : « К 20-му июня в срок созыва губернской партийной конференции предлагается организовать выставку материалов по истории партийных организаций Пермской губернии. Кроме печатных материалов большое место уделяется фотографическим снимкам. Просьба ко все товарищам коммунистам дать на время выставки фотографии из жизни в ссылке, в тюрьме, на каторге и т.д., характеризующие так или иначе жизнь и работу в подполье … (…) Материалы к выставке принимаются с 1-го по 15-е июня – губком комиссия по изучению истории партии…». Широко известны групповые фотографии участников похищения Михаила Александровича Романован и его секретаря Н.Н. Джонсона. Они датируются разными годами (от 1918 до 1927-го). Между тем сопоставление и одновременный осмотр всех введенных в исторический оборот фото, находящихся в разных архивах и атрибутированных разными годами (в разных источниках и публикациях: 1918, 1921, 1924, 1927): « Организаторы и участники убийства Великого князя Михаила Александровича (слева направо): А.В. Марков, Н.В. Жужгов, Г.И. Мясников, В.А. Иванченко и И.Ф. Колпащиков» (ПГАСПИ. Ф.8043. Оп.1Б. Д.185. Л.1, Ф.8043. Оп.1 т.2. Д.184Б); « Организаторы и участники убийства Великого князя Михаила Александровича (слева-направо): Н.В. Жужгов, А.В. Марков, Г.И. Мясников, В.А. Иванченко, И.Ф. Колпащиков, В.А. Дрокин» (ПГАСПИ. Ф.8043. Оп. 1Б. Д.164. Л.1); « В.А. Иванченко и помощник начальника Мотовилихинской милиции Н.В. Жужгов. г. Пермь. 1918 г.» (ПГАСПИ. Ф.8043. Оп.3М. Д.29. Л.3); « В.А. Дрокин, помощник начальника Пермской милиции. 1918 г.» (ГАПК. ФФ. Оп.62п. Д.0189. Л.1); « И.Ф. Колпащиков. 1918 г.» (ГАПК. ФФ. Оп.62п. Д.0308) . (ГАПК. ФФ. Оп.62п. Д.0308. Об.2); « А.В. Марков – один из убийц Великого князя Михаила Романова и его секретаря Николая Джонсона (Жонсона)» (ГАПК. Ф.Ф-62. Оп.62п. Т.1. Д.431. Л.1); « А.В. Марков, комиссар по национализации и управлению культурно-просветительными учреждениями г. Перми. 1918 г.» (ПГАСПИ. Ф.90. Оп.46. Д.6. Л.10) – показывает, что на самом деле сфотографированы они в одном и том же помещении и, судя по совпадению элементов одежды, в одно и то же время.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/12/...

Монастырь хоть и не без сложностей, но постепенно отстраивался. В 1651 году игумен Каллист Дорофеевич Риторайский построил еще одну деревянную церковь – Покровскую. Марков монастырь стал оплотом Православия, потому что знаменитые Жировичский монастырь и Софийский собор находились в руках униатов. В тот период Марков монастырь подчинялся Киевской митрополии, которая относилась к Константинопольскому Патриархату. Земский собор 1653 года принял в подданство русского царя Запорожское казачье войско. 8 января 1654 года в Переяславле состоялась знаменитая Переяславская Рада – военный совет русских воевод и казацких старшин во главе с Б. Хмельницким, на котором было подтверждено, что Украина переходит в русское подданство. Царь Алексей Михайлович вступил в войну, защищая своих единоверцев – белорусов и украинцев. Белорусы радостно встречали русские войска, которые под командованием талантливых воевод Трубецкого и Шереметьева и удалого казацкого полковника Золотаренко достаточно быстро в 1654 году освободили Полоцк, Витебск, Кричев, Оршу, Мстиславль, Копыль, Шклов, Речицу и другие города. Монахи Маркова монастыря, как и другие православные, приветствовали своих единоверцев. Полоцк и Витебск были присоединены к Русскому царству. По решению царя Алексея Михайловича, патриархом Никоном была восстановлена древняя Полоцкая епархия, образованная еще во времена древнерусского Полоцкого княжества. Марков монастырь был переподчинен Полоцкой епархии и отошел к Московскому Патриархату. Война тем временем продолжалась. Попытки польско-литовской армии занять весной 1655 года Полоцк, Витебск и Дисну оказались неудачными – немногочисленные русские гарнизоны, опирающиеся на поддержку местного населения, смогли защитить города. Боевые действия приняли затяжной характер. Многие православные белорусы, чувствуя, что положение неустойчиво, начали переселение в Россию. Чтобы морально поддержать единоверцев, в 1657 году патриарх Никона от имени царя Алексея Михайловича передал витебскому Маркову монастырю в дар список Казанской иконы Божией Матери. Это был небольшой образок (42,6 х 23,1 см), писанный на дереве в византийской манере. И с того времени эта икона является главной святыней Маркова монастыря. И эта икона стала символом единения православных Витебска со своими единоверцами и борьбы за свои религиозные и национальные права.

http://pravoslavie.ru/55995.html

До 1656 г. Марков монастырь, по воле восстановителя его, князя Огинского, был ставропигиею Константинопольского патриарха, а с этого года он вместе с прочими православными монастырями и церквами в тогдашних Полоцком и Витебском воеводствах перешел в ведение московского патриарха; впрочем это продолжалось недолго. Вскоре Марков монастырь поступил опять, на правах ставропигии, в ведение киевских митрополитов, и это продолжалось до 1773 г., т.е. до времени присоединения Белоруссии к России. С 1773 г. монастырь этот, по указу Св. Синода причислен был к Псковской епархии, а в 1795 г. перечислен был от Псковской епархии к Могилевской, и, наконец, от сей последней в 1833 г. перешел в новооткрытую Полоцкую епархию. До 1798 г. Марковым монастырем управляли игумены, а с этого года и доныне он состоит под управлением архимандритов. Из архимандритов сего монастыря заслуживает особенное внимание, как по продолжительности управления монастырем, так и по особым трудами на пользу не только обители, но и целой епархии, архимандрит Павел Чичкевич 1694 . Он был настоятелем Маркова монастыря с 1832 по 1861-й год. О. Павел был сын священника, родом из Могилевской епархии. По окончании курса семинарии, был священником и смотрителем мстиславских духовных училищ. Овдовевши, принял монашество и был настоятелем Невельского Преображенского монастыря, откуда переведен был в 1832 г. в Витебской Марков монастырь с возведением в сан архимандрита; —476— 1866 г. был членом Д. Консистории; в 1833 г. присоединил из унии к православию 400 душ и в 1834 г. 221 душу. По поручению епархиального начальства, свидетельствовал все церкви, воссоединенные из унии с православием; затем, в разное время, по поручениям преосвящ. архиепископа Василия, осматривал церкви в разных уездах Полоцкой епархии, и между прочим в Лепельском, о чем мною было сказано выше. В двадцатидевятилетнее управление архим. Павла Марков монастырь приведен был в большое благоустройство во всех отношениях. Об архим. Павле до сих пор сохраняется в Витебске признательная и почтительная память, как о человеке честном, основательно-образованном, глубоко-религиозном и строгом ревнителе православия 1695 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посадский голова, Константин Григорьев Марков, представитель богатой купеческой семьи, весьма влиятельный в посаде Мелекесе, занимает должность посадского головы уже в течение 18 лет. Отец Маркова и его родня принадлежат к старообрядчеству, но сам Марков приписан к Самарской единоверческой церкви. Судить, насколько искренно его присоединение к единоверию, я не берусь; но во всяком случае – говорить, что он враг православия, что он содействует укоренению раскола в посаде Мелекесе и его округе, – совершенно будет ложно: данных для этого нет никаких. О людях нужно судить по их делам, и я думаю, что закоренелый раскольник и враг православной Церкви едва-ли взял бы на себя почин и деятельное участие в деле построения православного храма, которое Марков вел неустанно с 1891 г. и с многими для себя неприятностями. – Большие денежные средства Маркова и «личная неопороченная репутация» (слова губернатора) ставят его выше подозрений в каких-либо корыстных денежных интересах в бывшем деле или в расхищении церковного имущества, в чём и противники его не обвиняли. – Побуждения, заставлявшие Маркова так дорожить своим участием в этом деле, объясняются, по моему мнению, очень просто. Построение храма в честь св. Благоверного князя Александра Невского в посаде Мелекесе было с самого начала поведено, как дело общественное, долженствовавшее ознаменовать в глазах местного населения память о мученической кончине покойного Государя. При самом возникновении этого предположения, когда дума располагала еще весьма гадательными средствами для его осуществления, она поспешила довести о своём намерении до Высочайшего сведения, за что и удостоилась изъявления Высочайшей благодарности. Марков, как человек, любящий почет, привыкший занимать первое место во всяком общественном деле посада, чванливый, как большинство лиц, вышедших в люди благодаря своему богатству, естественно дорожил тем, чтобы крупное общественное дело, начатое им и на которое, по его мнению, обращено Высочайшее внимание, было окончено под его руководством; а с тех пор как проявились попытки устранить его от этого дела, он, естественно, смотрел на него –как на дело личного самолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти генерала С.Л. Маркова В декабре исполнилось 5 лет со дня установки в России первого памятника участнику Белого движения 16.12.2008 400 Время на чтение 5 минут Памятник генералу С.Л.Маркову 13 декабря исполнилось 5 лет со дня установки в городе Сальске Ростовской области памятника русскому офицеру, одному из основателей Белого движения генералу Сергею Леонидовичу Маркову . Напомним, что в текущем году Информационным агентством «Белые воины» начата подготовка второго (дополненного и переработанного) издания книги «Марков и марковцы», которая увидела свет еще в начале 2001 года и тираж которой полностью распродан. Выпуск издания во многом способствовал продвижению идеи установки памятника, казавшейся многим в те годы попросту «фантастической». Подготовкой книги начатой в 1999 году, фактически началась работа проекта «Белые воины» в его нынешнем виде. К 5-летию со дня установки памятника генералу Маркову, мы предлагаем вниманию читателей ряд непубликовавшихся ранее приказов Сергея Леонидовича по 13-му стрелковому генерал-фельдмаршала Великого князя Николая Николаевича полку относящихся ко времени 1-й Мировой (Великой) войны. Генерал-лейтенант Сергей Леонидович Марков Преподаватель Николаевской академии Генерального штаба С.Л. Марков, прекрасно знал русскую военную историю и немало времени посвятил изучению наследия и увековечиванию памяти генерала Михаила Дмитриевича Скобелева . Так, им был издан сборник приказов «белого генерала» за 1877-1878 гг. Поэтому не случайно, что Марков, знавший какое внимание уделял Скобелев воспитанию офицеров и нижних чинов, сам старался выступать воспитателем своих подчиненных. Приказ N 119 по 13-му стрелковому генерал-фельдмаршала Великого князя Николая Николаевича полку 19 апреля 1915 г Одним из стрелков полка, младшим унтер-офицером Вихляевым получено от отца с Родины следующее письмо: «Все просим мы тебя, чтобы не сдавался в плен до последней капли крови, а кто сдается в плен дуже плохо родителям. Воюй по-прежнему за Веру и Отечество, и за всю Православную Родину».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Капцова, Анна Михайловна, вдова потомственного поч. гражданина Карпова, А. Т., вдова Действ. Ст. Совет. Касимов, Ал-др Дим., Моск. свящ. Кедров, Виктор Иванов., свящ. Моск. Керенский, Алексей С., учит. Краснослоб. дух. училища Кириллов, Ал-др Вас., городск. голова г. Благовещенска Киятский, Мих. Яковл., кандид. М. Д. А. Климент, архимандрит, Настоятель Новоспасского Московского монастыря Ключарев, Иоанн Петр., свящ. Моск. Ключевский, Вас. Осип., проф. М. Д. А. Князев, Ник. Як., свящ., Смотрит. Ефремовск. дух. учил. Коновалов, Дм. Гр., доцент М. Д. А. Колосов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Косминков, Серг. Павл., свящ. Смотр. Холмск. д. учил. Коссин, Гавр. Яков., Моск. свящ. Костылев, И. М. —19— Красновский, Витал. Аникит., Моск. свящ. Красновский, Ник. Аникит., свящ. Моск. Крестианполь, Никанор Игнатьев., свящ. г. Каменца-Подольска Коротков, Сергей Николаевич Крашенинников, Сергей Семенович Крестовникова, Екатерина Иванов., вдова Мануф. Советника Кривошеин А. Королев, Иван Иванович Крылов, Сер. Васил., пом. биб. М. Д. А. Крылов, Ник. Еф. Кукин, Константин Кириллович, пот. почётн. гражд. Кунин, Алексей Алексеевич Кутецов, Ив. Павлов., пот. поч. гражд. Лабзов, Иосиф Глебович Лавров, Дмитр. Васильев., Смотр. Починк. дух. учил. Лебедев, Ал-ий Ал-др., свящ. Моск. Лебедев Лебедев, Вас. Ив., Инспек. Олонецк. д. семинарии Лебедев, Ник. Констант., свящ. Моск. Липеровский, Николай Димитриев., свящ. Московск. Логинов, Андрей Семен., Моск. купец. Ливанский, Илия Васил., прот. г. Орла Лучинин, Вас. Петр., лектор М. Д. А. Любимов, Николай Александров., свящ. Моск. Ленивов, Николай Андреевич Лямин, Сергей Ив., пот. поч. гражд. Мазурин, Конст. Митрофанович, пот. почётн. гражд. Малиновский, Н. II., прот., ректор Подольской дух. семинарии Малютина, II. с-вей Т-во Марков, Вас. Мих., свящ. Моск. Марков, Конст. Мих., свящ. Моск. —20— Марков, П. М., свящ. Московск. Марков, Сергий Мих., свящ. Моск. Масленников, Н. Ф. Модестов, Ник. Ал-дров., свящ. Моск. Модестов, Серг. Серг., прот. Моск. Молчанов, Ал-др Илар., свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако среди членов ВМС не было единства. " Германофилы " , возглавляемые Н.Е.Марковым, видели в Германии единственного союзника для будущей монархической России. Но из-за ухудшения внутреннего положения в Германии влияние внутри ВМС сторонников Маркова уменьшалось. " Франкофилы " , возглавляемые А.Ф.Треповым, наоборот, призывали сделать ставку на Антанту в деле восстановления монархии в России. Характерно, что одним из требований Трепова при вступлении в ВМС, было очищении Совета от фигур, подобных Маркову. Однако Марков удержался на посту главы ВМС, что свидетельствует о силе его влияния на эмигрантов-правомонархистов. Как писал известный русский философ И.А.Ильин, " Атмосфера Высшего монархического совета есть атмосфера Маркова. Он силен волею и темпераментом и грубо умен и грубо хитер, интрига его топорна, очень властолюбив одержим антисемитизмом и масонобоязнью духовная культура за пределами православия для него почти не существует " . Но тут же отмечал: " Марков человек умный, волевой и патриотичный. Не необразованный, прямолинейный и очень властный " . В это период Н.Е.Марков придерживался позиции, согласно которой монархисты должны были дистанцироваться от Белого движения. Открывая Рейхенгалльский съезд, он подчеркивал: монархисты " стоят между красными и белыми " и " должны связать их " . Краеугольный камень русского мира - это Самодержавие. Как только оно пало - " тотчас же уничтожилась русская культура, заколебалась русская Церковь, вернулся языческий " звериный обычай " , распалось русское государство и сгинуло самое имя России " . " История не знает республиканской России, а знает лишь Россию-Монархию, и тем, кому Россия монархическая ненавистна, им ненавистна вообще Россия " . Николай Евгеньевич также считал, что Возрождение России должно начаться с Земского собора, который и призовет Царя. При этом он подчеркивал, что определяющую роль в выборе Самодержца должно играть не формальное право, а Правда Божия. Марков также являлся участником Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви в Сремских Карловцах, проходившего в ноябре-декабре 1921 года, на котором под его руководством был разработан проект " Послания чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим " , содержащий следующие слова: Господь " да вернет на Всероссийский престол Помазанника, сильного любовью народной, законного православного Царя из дома Романовых " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/01/04/...

V. Московской Вознесенской, что в бывшем Варсонофьевском монастыре, церкви священник Алексей Марков Этот Московский священнослужитель в нашествие неприятелей на Москву также не покинул столицы и, когда дошла очередь до его церкви, геройски отстаивал ее имущество от разграбления. Неизвестно, сколько именно неприятельских солдат явилось в Вознесенскую церковь для ее ограбления, а равно не знаем и того, один ли священник Алексей Марков подвизался в защите ее от грабителей, или у него были какие-либо помощники, но несомненно, что при нападении неприятелей на Вознесенскую церковь между ними и указанным священником произошла кровопролитная схватка. Из донесения преосвященного Августина Св. Синоду видно, что при этом случае священник Алексей Марков «претерпел великие побои», что ему «были нанесены язвы» 76 . Но дело не ограничилось одним только избиением ревностного пастыря-священнослужителя. Неприятели учинили над ним дикое, ничем не оправдываемое, издевательство – они обрили священнику Алексею Маркову голову и бороду 77 . А что же – утварь церковная, которая была столь дорога для сего священника и служила предметом особых его энергичных забот? Из того же донесения преосвященного Августина Св. Синоду усматривается, что священник Алексей Марков «сохранил от расхищения неприятельского утварь своей церкви» 78 . Итак, сохранение в целости утвари Вознесенской церкви, а равно и самой церкви, в 1812 году было куплено дорогою ценою тяжких ран и позора, причиненных неприятелями священнику сей церкви Алексею Маркову. С именем священника Алексея Маркова связывается также факт из истории пребывания неприятелей в Москве, который проливает свет на то, как именно неприятели распоряжались с золотыми и серебряными вещами, награбленными в Московских церквях. Оказывается, что, кроме Успенского собора, в котором были устроены для сплавки в слитки золотых и серебряных вещей плавильные печи (горны), неприятели отдавали также эти вещи для обращения их в слитки проживавшим тогда в Москве иностранцам – ювелирам 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010