Вскъ, иже въ немъ пребываетъ, не согршаетъ: вскъ согршай, не вид ег, ни позна ег. (2, 3. 3. 11. 1Петр. 2, 22 . Евр. 4. 15 ). 6. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. 6 . Примеч. к 5 ст. – Всякий пребывающий (2, 27) в Нем и пр.: «т. е. кто неослабно следует за добродетелями и никогда не перестает совершать их» (Феоф.); кто желает быть един дух с Господом ( 1Кор. 6, 17 ), памятуя непрестанно, что Он праведен и нет неправды в Нем (7 ст. 2, 29. Пс. 10, 7 ), чист и свят и нет в нем тьмы ни единые (3 ст. 2, 5. Ср. Апок. 21, 27 ). Должно помнить, что здесь, как и в словах 8 и 9 ст., говорится собственно о том, что есть господствующего в душе, вытекающего из внутренней жизни. Если это грехи, если мы еще в союзе с ними, – не хотим отстранить их от себя, даже грехи явные и известные; то на нас падает вся строгость этого приговора. Если новый человек уже рожден от Бога, то он не может грешить, если же когда вследствие слабости и ошибок «будут у него грехи, то они по отношению к нему собственно, – к существу его, всегда как нечто постороннее и совершенно чуждое, связь с чем снова и скоро разрывается. Кто, напротив, делает грехи с охотою и расположением к ним, как собственное дело воли его, тот не видел Христа, – не взглянул на Него глазами духа и веры, как на своего Спасителя; – умалчивая уже о том, что не познал Его. Один взор на Христа, как на Спасителя нашего (5 ст.), в состоянии, следовательно, разорвать всякий союз с Грехом (16). – «Под видением Его Апостол разумеет не видение простым прикосновением глаза или легким воспроизведением в своем воображении чего-либо известного, но нежелание сколько-нибудь обсудить и разузнать дело и присоединиться к Нему» (Феоф.). з. Чадца, никтоже да лститъ васъ. творй правд, праведникъ есть, коже нъ праведенъ есть. (2, 26. 29. 1, 22. 25). 7. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду; тот праведен, подобно как Он праведен. 7 . Дети! да не обольщает вас и проч.: «сказав, что те, которые грешат, не видели Его, утвердительно заповедует: да не обольщает вас никто» (Феоф.). Ср. 1, 8. – Истинно делающий правду – 2, 29 – только тот, кто познал Христа – Его правосудие и правду, в жизни являет это познание и пребывает во Христе (5 и 6 ст.); потому что быть праведным «по образу Христа» (χαϑς Χριστς) возможно только в действительном жизненном общении с Ним. – Между обоими понятиями: делать правду и быт праведным находится различие, и именно в том, что первое означает деятельность, а второе состояние; – одно свидетельствует о другом (Ср. Meyer’s.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Евр. 10:26). Судя по тому, что апостол говорит о грехах к смерти и грехах не к смерти без всякого объяснения и указания на них, можно полагать, что апостолу и читателям его послания эти выражения были понятны, может быть, употреблялись как технические термины, о чем свидетельствует и дальнейшая речь.— О грехе не к смерти пусть верующий молится за брата, чтобы Бог по милости Своей даровал согрешающему принесть искреннее покаяние, простил его и даровал ему жизнь, то есть восстановил его духовную жизнь, ослабленную или подавленную грехом. Относительно греха к смерти апостол не дает такого наставления о молитве, как относительно греха не к смерти. Не запрещает, однако ж, положительно молиться за такового апостол, но и повеления не дает. По-видимому, апостол показывает только, что он не может уверять и быть уверенным в силе молитвы за ближнего, согрешающего смертным грехом, что успеху таковой молитвы противодействует неверие, упорство, ожесточение и закоснение в заблуждениях и пороках согрешающего так. Таким нераскаянным грешникам грех их не простится ни в сем веке, ни в будущем, хотя верующий может молиться за них. — Всякая неправда и проч.: мысль о грехах не к смерти могла повести кого-либо к тому, что могли бы к таковым грехам относиться равнодушно и ослабевать в строгости законных требований. Апостол потому научает строгому исполнению требований закона, так как всякое нарушение закона есть грех, всякая неправда есть грех, достойный наказания. Но не всякий грех угрожает опасностию духовной жизни грешника и подвергает осуждению на вечную смерть.     18Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. 19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. 20Знаем также, что Сын Божий пришел и дол нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 21Дети! храните себя от идолов. Аминь.    18—21. Последние четыре стиха составляют как бы заключение всего послания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Желают люди в милости быть у Царей, князей и вельмож. Ты, христианин, желай и старайся быть в милости у Бога, Вседержителя, Небесного Царя. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» ( Пс.145:3 ). «Но вы, как человеки, умираете и падете, как всякий из князей» ( Пс.81:7 ). «Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не презри» ( Пс.137:8 ). «Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповали на Тебя» ( Пс.32:22 ). «Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей» ( Пс.117:8–9 ). Желают люди видеть Царя или высокопоставленное лицо. Ты, христианин, больше всего желай и старайся видеть Бога. Это всех желаний конец! «Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле. Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек» ( Пс.72:25–26 ). «Как лань желает к источникам вод..., так желает душа моя к Тебе, Боже! Возжаждала душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда приду и явлюсь лицу Божию» ( Пс.41:2–3 ). «Явится Бог богов в Сионе» ( Пс.83:8 ). «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же – лицом к лицу» ( 1Кор.13:12 ). И «увидим Его, как Он есть» ( 1Ин 3:2 ). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Вот, возлюбленный христианин, желания души христианской! Вот воздыхания и внутренние движения христианина, пекущегося о своем спасении! Кто чего желает усердно, того усердно ищет и обретает. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:7–8 ). Желай и ты, душа моя, и ищи добра своего, здоровья своего, богатства своего, покоя и мира своего и прочего. «Желания убогих Ты услышал, Господи. Преданности сердца их вняло ухо Твое» ( Пс.9:38 ). «Господи! Пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое от Тебя не утаилось. Сердце мое смутилось; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И действительно слышим, что некоторые и не удостоены входа в дом брачного пира оного, подобно девам оным, так как тотчас после входа Жениха для них к несчастью затворились двери ( Мф. 25:10 ), а некто и после входа и возлежания за трапезою, увы! с великою суровостию и строгостию изгоняется и отвергается ( Мф. 22:13 ). А причина та, что сперва, живя здесь, не посвящали себя доброй Премудрости, не внимали громкому и далеко слышимому приглашению, и не старались приобщиться трапезе Её и таинствам, но ушли ( Мф. 22:5 ) посему невеждами и невоспитанными, не имеющими пособий к истинной жизни. Ибо, говорится, одни, взяв светильники свои, не взяли с собою масла ( Мф. 25:3 ), а тот, опять, не имел одеяния брачного ( Мф. 22:11–12 ), и не был способным и подходящим к тамошнему веселию и блаженству святых. Посему подвижники и радуются в страданиях своих, как говорит мудрый Павел, восполняя недостаток в плоти своей скорбей Христовых ( Кол. 1:24 ), и благодушествуют, но, егоже опять выражение, в немощах, гонениях, нуждах ( 2Кор. 12:10 ). Потому что, говорит, чем более внешний наш человек тлеет, тем более внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4:16 ). И бегут они не как на неверное, и бьются не так, чтобы только бить воздух ( 1Кор. 9:26 ), совершенно убежденные в том, что когда земной их дом, эта хижина, разрушится, они имеют от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор. 5:1 ). Ибо, говорит, не имеем здесь города, а ищем постоянного, которого художник и строитель Бог ( Евр. 11:10, 13:14 ). Но об этом довольно. Что же скажем и о мучениках Христовых? Потому что если предыдущая речь наша прилично назвала жертвами Премудрости Божией умирающих произвольною смертию и умерщвлением страстей и ежедневно приносящих в жертву добродетели, то что сказать уже о тех славных людях, кои препобеждая природу умирают двойною смертию и становятся жертвами великой Премудрости и чувственно и мысленно? 6 . Но речь об этих пока отлагается; потому что им надлежит и в самой речи следовать за первым и великим и Жертвенным приношением и Архиереем, подобно как и в самых делах подражали прежде принятому Им за нас закланию и смерти, и не преступать даже здесь порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Крест же Христов принес Спасителю не позор, а великую славу: «Отче, говорит Христос, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» ( Иоан. 17:1 ); «не так ли, говорит после Своего воскресения Спаситель, надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою!» ( Лк. 24:26 ). Крест не только прославил Христа, но послужил орудием и нашего оправдания перед Богом ( 1Пет. 2:24 ) и спасения ( Еф. 2:16 ; Иоан. 12:32 ), Крест Христов, – великий жертвенник, на котором Христос принес Себя в жертву за грехи всего мира ( Евр. 9:28 ; Исх. 30:28–29 ), обагрив и освятив его Своей пречистой Кровью; и сравнивать кощунственно св. Крест безгрешного Христа с виселицей преступника может только человек неверующий, или неумеющий «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» ( Лев. 10:10 ). 8) Нужно Христа почитать, а не крест. 8) Мы почитаем не только Христа, а и орудие совершенного Христом спасения, как и в Ветхом Завете израильтяне почтили не только Давида, победившего Голиафа, но и тот меч, которым он поразил Филистимлянина; и несмотря на то, что этот меч обагрен был кровью язычника, он, как орудие победы над врагом, сохранялся в храме, завернутый в особую одежду, «позади ефода» – священной одежды ( 1Цар. 18:6–7 и 21:9). Тем более достоин почитания крест Христов, как орудие победы над врагом всего рода человеческого – диаволом. 9) Тогда, говорят сектанты, почитайте не только Крест, а и гвозди, и молоток, и первосвященников, и Пилата, и Иуду, и воинов, ибо и они послужили к прославлению Христа. 9) Всякое дело оценивается не только само по себе, но и по той цели, для которой совершается. Первосвященники, Пилат и Иуда, предавшие на смерть Христа, и воины, распявшие Его, имели целью своих действий не славу Христа, а поругание и смерть Его, проявив во всех своих делах нелюбовь к Нему, а диавольскую злобу. Следовательно, они не прославление заслужили, а отвращение и сожаление, как сознательные мучители и убийцы. Что касается других, бывших на Голгофе, орудий страданий и смерти Христа – гвоздей, молотка, тернового венца и проч., то и они для нас великая святыня, как предметы, прикасавшиеся к пречистому Телу Христа и обагренные святой Кровью Его, но мы не чтим их изображений поклонением, ибо о них не было прообразов, как о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Отсюда ясно, что празднующие субботу должны исполнять весь закон, данный евреям по выходе их из Египта, а в том законе говорится не об одной субботе, а и об опресноках, о пасхе с агнцем и горькими травами, о мазании дверных косяков кровью и о прочем, что все субботники должны исполнять, иначе будут прокляты. 6) Еще что обязаны делать субботники? 6) Они должны праздновать каждый седьмой год: каждый седьмой год они не должны ни орать, ни сеять, ни жать, ни собирать плодов и винограда: «Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай произведения их; а в седьмый год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай. Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай: да будет это год покоя земли» ( Лев. 25:3–5 ). Нельзя также пользоваться субботникам землею в 49-й и 50-й годы; в эти два года земля их должна пустовать (ст. 8–12). Но сектанты седьмые дни празднуют, а седьмые годы не чтят: не выгодно!.. Субботники еще должны ежегодно отделять для Господа десятую часть всего дохода из земли, из скота, из птицы, фруктов и проч. ( Лев. 27:30–31 ). Должны также отделять десятую часть годового дохода для содержания своего священства, то есть для своих вожаков, непризванных лжепресвитеров ( Чис. 18:21 , Евр. 7:5 ). Но они этого тоже не делают, ибо и это для них не выгодно. 7) В каком положении находится тот, кто ветхозаветную субботу празднует, а прочий ветхий закон не исполняет? 7) Кто признает только закон о субботе, а всего остального закона Моисеева не исполняет, тот находится под проклятием: «Проклят (всякий человек) кто не исполнит всех слов закона сего и не будет поступать по ним»! ( Исх. 27:26 ). «Проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской». ( Иер. 11:3–4 ). «Все, утверждающиеся на делах закона, говорит ап. Павел, находятся под клятвою, ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Гал. 3:10 ). Мы не желаем быть под проклятием Божиим и потому отвергаем весь обрядовый закон Моисеев с его ветхою субботою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Поклонения Молитва, благословения и другие священнодействия у Православных Христиан сопровождаются различными поклонениями, как то: наклонением головы, коленопреклонением и простертием на земле. Все эти роды поклонения, при Богослужении Православной Церкви, совершаются по образу духовного поклонения Церкви небесной и по примеру Ветхозаветной и Новозаветной первенствующей. О духовном поклонении Господу в Церкви небесной свидетельствуют Пророк Давид и Ап. Павел, говоря: да поклонятся Ему (Господу) все Ангелы Божии ( Псал.96:7 ; Евр.1:6 и сн. Флп.2:10 ). В Церкви Ветхозаветной благочестивый раб Авраама, старейший дома его, обладавший всеми его, посланный обручить Исааку жену, когда узнал волю Божию в назначении ему Ревекки, благословив, поклонился Господу ( Быт.24:26,48 ). Апостолы поклонились Господу, благословлявшему их и возносившемуся на небо ( Лк.24:51–52 ), и проч. В постановлениях Апостольских говорится об оглашенных: и приклоншим им главы, Епископ благословляет их 188 . Главопреклонения называются в Церковном Устав малыми поклонами. О молитвенном коленопреклонении Писание многократно свидетельствует. Коленопреклоняющими пред Седящим на престоле небесном Иоанн Богослове видел в Откровении старцев и Ангелов ( Откр.4:10; 7:11 ). Евреи, услышав в Египте повеление Божие от Моисея о заклании Пасхального агнца в знак избавления своего, преклонился народ и поклонился ( Исх.12:27 ). С коленопреклонением молился Соломон в новосозданном храме своем, – и преклонил колени впереди всего собрания Израильтян ( 2Пар.6:13 ). Пророк Даниил в плену Вавилонском три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его ( Дан.6:10 ). И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли ( Неем.8:6 ). Коленопреклонением заключил предсмертную свою молитву Первомученик Стефан, и в сем молитвенном стоянии предал дух свой Богу ( Деян.7:59–60 ). При молитве преклоняли колена Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Примером может служить Даниилово пророчество о седьминах, гл. 9, ст. 24, которое в сем сочинении приводится иначе, нежели в славянском, и иначе, нежели в двух русских сочинениях, уже напечатанных, т.-е. догматическом богословии Терновского (стр. 124) и в книге: первые четыре века христианства (стр. 48), которые впрочем и между собою несогласны; именно: Даниила, гл. 9, ст. 26 в славянском читается: и потребится помазание (Евр. Мессия) и суд не будет в нем; в Алфавите Библии под числом 2162: – истреблен будет помазанник и не станет его у них; в догматическом богословии Терновского: истребится помазанник и не будет у него (власти над народом); в книге: первые четыре века христианства: убиен будет Христос и не за себя. Той же главы 27 ст. читается на славянском: и во святилище мерзость запустения будет, и повторяется в св. евангелии, где сам Господь говорит: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, и проч. Между тем в Алфавите Библии под числом 2163 сие место переведено так: и на крыле оскверненном опустошитель, в догматическом богословии Терновского: и близ крыльев (Серафимов осеняющих престол) будут поставлены мерзости; в книге: Первые четыре века христианства: и за птицею мерзости придет опустошение. 3) Некоторые из приведенных в сочинении мест священного писания, будучи предложены без изъяснения, могут читающего ввести в заблуждение; например под числом 99: Бог не живет в созданных руками храмах; под числом 472: вы имеете помазание от святаго и знаете все: самое сие помазание учит вас всему (Срав. послание восточных патриарх. о православной вере, чл. 12); под числом 695 а неделающему, но верующему в того, кто оправдывает нечестивого, вменяется вера его в праведность (Срав. Того же послания, чл. 13, где сказано: признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе); под числом 876: Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению (Срав. того же послан, чл. 3); под числом 1191: Я знаю и уверен Христом Иисусом, что нет ничего в самом себе нечистого, но нечистым бывает что-либо только для того, кто почитает нечистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Что же касается телесных мук и смерти на кресте, то, по словам М. Антония, Господь не мог их страшиться и «взирать на телесную смерть, как на что-то ужасное» 174 . Он пишет: «Должно опровергнуть ходячее представление о Гефсиманской молитве Христовой, – как будто бы внушенной Ему страхом предстоящих телесных страданий и смерти. Это было бы крайне недостойно Господа, Которого рабы потом (да и раньше – Маккавеи) шли на мучения, радуясь и ликуя среди терзаний их телес» 175 . Поэтому слова Гефсиманской молитвы: «да мимоидет от Мене чаша сия» 176 , относятся, как заявляет М. Антоний, «не к предстоящему Ему (Христу) распятию и смерти, а именно к этому, совершенно было подавившему Его настроению 177 глубокой скорби за столь любимый Им грешный человеческий род... эта-то скорбь и была «чашею», пронести которую мимо Он просил Небесного Отца» 178 . Для подтверждения своего толкования Гефсиманской молитвы М. Антоний ссылается на слова святого Ап. Павла: «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему...» и проч. «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитву и моление 179 . Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» 180 . «Видите, – говорит М. Антоний,– ... Господь молится не об избавлении от распятия и смерти, ибо тогда нельзя было бы сказать, что Он был услышан, так как распятие и смерть Он все же претерпел. Он молился об облегчении одолевавшей Его скорби за греховное человечество: эта-то скорбь и была «чашею», пронести которую мимо Он просил Небесного Отца. Он молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей» ( Мк.14:37 ; ср.: Мф.26:39–42 ; Лк.22:42 ). Из этих изречений не видно, что Господь молился о предстоявших Ему страданиях, а не о том, что Он переживал «в час сей», то есть, в час самой молитвы. Но как же Он был услышан при нашем толковании события? – К Нему явился Ангел и подкреплял Его... Вот в каком смысле Он был услышан, и дальнейшие слова апостола подтверждают наше истолкование Гефсиманской молитвы, как первосвященнической: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию и, совершившись, сделался для всех, послушных Ему, виновником спасения вечнаго, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» ( Евр.5:8–10 ). «Слова эти, заключает М. Антоний, буквально подтверждают то, что мы писали выше: именно, сострадающая любовь Христова является в сердцах наших силою освящающею, и в этом смысле Он наш первосвященник» 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай: да будет это год покоя земли» ( Лев. 25:3–5 ). Нельзя также пользоваться субботникам землей в 49–й и 50–й годы; в эти два года земля их должна пустовать (ст. 8–12). Но сектанты седьмые дни празднуют, а седьмые годы не чтят: не выгодно!.. Субботники еще должны ежегодно отделять для Господа десятую часть всего дохода от земли, от скота, от птицы, фруктов и проч. ( Лев. 27:30–31 ). Должны также отделять десятую часть годового дохода для содержания своего священства, то есть для своих вожаков, не призванных лжепресвитеров ( Числ. 18:21 ; Евр. 7:5 ). Но они этого тоже не делают, ибо и это для них не выгодно. 7) В каком положении находится тот, кто ветхозаветную субботу празднует, а прочий ветхий закон не исполняет? 7) Кто признает только закон о субботе, а всего остального закона Моисеева не исполняет, тот находится под проклятием: «Проклят (всякий человек) кто не исполнит всех слов закона сего и не будет поступать по ним»! ( Втор. 27:26 ). «Проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской». ( Иер. 11:3–4 ). «Все, утверждающиеся на делах закона, говорит ап. Павел, находятся под клятвой, ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Гал. 3:10 ). Мы не желаем быть под проклятием Божьим и потому отвергаем весь обрядовый закон Моисеев с его ветхой субботой. 8) Почему мы празднуем новую субботу, то есть день воскресный? 8) Потому, – что «древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ). «Никто, учит Спаситель, к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9:16–17). 9) Еще почему празднуем день воскресный? 9) День воскресный празднуем потому еще, что Христос в этот день не только избавил нас от рабства диаволу, но Сам возвеличил и освятил именно этот, а не другой какой–либо день и Своими явлениями ученикам и другими великими делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010