179 Дан. гл. 7, ст. 10: Матф. гл. 26, ст. 53; Лук. гл. 2, ст. 13; Иуд. ст. 14; Евр. гл. 12, ст. 22; Апол. гл. 5, ст. 11 в др. места. 182 Рисаля-и-Газизя, стр. 69. Сравни толкование Байзави на 69, 17, откуда видно, что в обыкновенное время престол Божий носят, только четыре ангела. 189 В объяснение названий ангельских: стоящие и преклонённые – нужно сказать, что мохаммедане во время своих молитв находятся сначала в прямом положении, стоя на ногах, потом наклоняют спину под прямым углом к вертикальной линии тела и, наконец, становясь на колена, преклоняются до земли, касаясь её лбом. 192 Ангел Гавриил считается самым могущественным ангелом потому, что он приносил откровения Божии Мохаммеду. 200 Так, например, в «Истории Иосифа Древоделя» гл. 6 и 13. В гл. 22–23 Гавриил и Михаил упоминаются вместе, как и в Коране (2, 92). См. также в кн. пр. Даниила, гл. 10. 201 См. «Правосл. Собесед.» 1871, август. «Мохаммеданское учение о загробной жизни человека» и проч. Об Азраиле рассказывается: «Когда Бог Всевышний восхотел сотворить человека (Адама), то повелел Гавриилу, говоря: поди, принеси с лица земли одну горсть праха. Когда Гавриил пошел, чтобы взять прах, земля воспретила ему, говоря: не бери праха моего. Гавриил, уважая это запрещение, не взял праха. Тогда Бог послал Исрафаила. Земля воспретила и ему и он, уважая запрещение это, не взял также праха. Бог послал Михаила. Ему также земля воспретила, и он не взял праха. Бог послал, наконец, Азраила. Когда земля воспрещала ему, он сказал: определение Божие выше твоего запрещения и взял с лица земли одну горсть праха, отчего земля сократилась на 40 аршин от востока к западу. Тогда явился голос от Бога: Азраил! ты жестокосердый и Я постановил такое определение: ты будешь брать души из всех имеющих душу; Я приказываю тебе брать». Касасу-ль-анбияи, стр. 11. 205 Т. е. на правом плече и на левом плече. Этим ангелам мусульмане во время молитвы говорят «мир» и для этого поворачивают твою голову к правому плечу, потом – к левому. Находящимся позади молящихся мусульман иноверцам такие повороты головы кажутся неестественными, на что обратили внимание послы князя Владимира, когда они были у волжских болгар (Рус. Летопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Так возникает постановка вопроса о грехе и зле. Всякий ли грех есть зло? И всякое ли зло есть грех? Или между грехом и злом можно поставить знак равенства? Развязывание войны – несомненный грех, порождающий зло. Всякая война – несомненное зло, могущее служить наказанием за грех. Однако наказание бывает и не за грех. Достаточно вспомнить историю библейского праведника Иова, страдавшего ради посрамления сил тьмы. Но может ли оставаться грех без наказания? Христос молился о прощении Своих истязателей, ибо те «не знали, что делали» (Лк. 23: 34). Совсем другое отношение к сознательным и нераскаянным предателям. Об Иуде Господь не молился, а сказал, что ему лучше было бы не родиться (см.: Мк. 14: 21). В то же время, по мнению авторов Словаря библейского богословия, «наказание продолжает быть одним из звеньев, соединяющих грешника с Богом. Но христианин, живущий Духом, освобожден от наказания (см.: Рим. 8: 1; I Ин. 4: 18). Он признает, что наказание еще совместимо с любовью Отца, когда оно направлено к обращению (I Тим. 1: 20; II Тим. 2: 25). В наше эсхатологическое время единственное и истинное наказание – окончательное ожесточение (II Фес. 2: 10; Евр. 10: 26–29)» . Не потому ли самыми истребляемыми в мире сегодня остаются христиане? По данным религиозных правозащитных организаций, ежегодно убивают около 120 000 христиан. И скорее всего, это еще не окончательное ожесточение. Табл. 12. Равноапостольный князь Владимир. Икона из часовни в пос. Видяево. XXI в. Сами же христиане не считают смерть наибольшим наказанием. Тягчайшей епитимьей являлось и является для них отлучение от святого причастия за проступки против Божественных заповедей (душегубство, разврат, воровство и проч.). «Смертный приговор» в Церкви – это анафема. Сегодня вышеизложенное пожелание Василия Великого воинам воспринимается не менее, а более остро, нежели в былые эпохи. А что изменилось? Разве войн стало меньше? Или мнение Святителя умаляет воинский подвиг? Чтобы понять актуальность 13-го правила, достаточно вспомнить те четыре иконы, по периметру которых иконописцы из Санкт-Петербурга вместо святых ликов разместили иконописные портреты 118 моряков, погибших в 2000 году на атомной подводной лодке «Курск» (табл. 12).

http://pravoslavie.ru/35081.html

762 Св. Григорий наз. «я верю словам мудрых, что всякая добрая и любезная душа, когда разлучится с телом, с которым была соединена, немедленно предощущает и созерцает благо ожидающее ее и наслаждается чудным некоторым удовольствием.... Представляя себе блаженство, которое блюдется для нее, она как бы уже ощущает его, спустя же немного и сродную себе плоть, с которою вместе подвизалась на земле, приняв опять вместе с нею наследует небесную славу». Слово на Кесарии. Тоже св. Златоуст (слова у Никольского 121, 122), Кирилл Иерус. (оглас. 14. п. 26), Иаков визиб. (слово о воскресении мертвых в христ. чт. 1827.ч. 3), св. Амвросий (de bono mortis 10. 11. 47. 11, 48), Феодорит на посл. Евр. 11, 39. 40 . Св. Димитрий ростов. «как праведные награждение, так и грешные мучение совершенно по делам своим не приняли, но примут совокупясь с телом». Т. 5. стр. 9. 764 Слово против неверующих в воскресение, в христ. чт. 1840. ч. 4. См. 30 надгробную песнь его – плачь богача. 765 Бес. 28 на Мат. п. 3. Он же в 39 бес. на 1 пос. Кор. «душа без плоти не восприемлет тех неизглаголанных благ и не предана будет мукам. Ибо все откроется пред судом Христовым, дабы каждый восприял за то, что сделал с телом доброго или худого». Амвросий «одних ожидает наказание, других слава» и проч. De bono mortis с 10. 47. Василий в. In Iesa. 5, n. 166 Григорий двоеслов Dial. 4 n. 28. «Как избранных утешает блаженство; так надобно верить, что нечестивых, со времени исхода их, жжет огнь». 767 Enchirid. ad. Lavrentium c. 100. 109. 110. Чит. еще сочинение de cura pro mortuis, sermo 32. c. 2. De civitate Dei lib. 21. c. 13. «Одни терпят временные наказания только в этой жизни, другие после смерти, иные и ныне и тогда, но прежде того страшного и последнего суда». 768 Св. Афанасий: «каждый, кто снискал некую закваску добродетели, но не успел претворить в хлеб, желавший, но немогший того сделать, по лености ли, по нерадению ли, по недостатку ли твердости, и откладыванием со дня на день предускоренный и предваренный сверх чаяния, не будет забыт праведным Судиею. Он по смерти возбудит в его пользу родственников, направит мысли их и они подвигнутые, поспешат на защиту и помощь к нему; когда коснется Господь сердец их, восполнят недостатки того, за кого молятся». In Lucam. 13, 21. fragm. Иероним: мы говорим, что диавол и его спутники, все нечестивцы, погибают, а христиане, если они предварены в грехе, могут спасаться после казни». Lib.1. Pelug. Тоже св. Киприан (ер. 52. ad. Antoniam), Григорий назиан. в 39 слове на богоявление, Григорий нисс. в слове об умерших в вере, Епифаний (Ноег. 75 n. 3). Слова их приведены у Никольского (стр. 150–152. 100). Сам Кальвин (Instit. lib. 3. с. 10) пишет, что в продолжении 1300 лет учители церкви учили молитве за умерших, но прибавляет: aliquid humani passos esse. А он Кальвин один будто выше человеческих слабостей. Бедная мечтательность!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

24 Τριξκτη , или τριτκτη есть 3-я и 6-я песни утреннего канона, который берутся в данном случае потому, что литургия должна совершаться между 3-м и 6-м часами дня (Goar, р. 108. § 72. Du Cango там же, col. 1605). 25 Μακαρισμα — это Мф. 5:3—12 (Goar, ibid. § 73). 26 Τροπαρον есть общее название для песнопений; Goar его передает чрез modulus ­­ мелодия. В данном случае разумеется: Приидите, поклонимся (Goar, р. 26. § 47; р. 108. § 76). 27 Есть два чтения: σοφαρθ и σοφα ρθο Первым указывается, что Евангелие есть истинная премудрость; вторым призываются молящиеся, чтобы они были с прямым, т. е., приподнятым духом (ibid. p. 108. § 77). 28 Святый Боже, и прочее. 29 У Goar " a читается: Κλευσον , δσποτα (вм. E λγησον , δ .), и в нашем служебн. Повели, владыко (изд. 1890 г.). Goar, p. 55. 30 K αθδρα ­ седалище. Небесное седалище Иисуса Христа как бы изображалось запрестольным возвышением, под самым алтарным сводом (место служащего епископа). См. у Goar " a рисун. р. 11, литера G. 31 Евр. аллилуия и Псалом Давида литургически равнозначны между собою (ibid. р. Ш, §§ 89, 90). 32 Προκεμενον ­ предлежащее (апостольскому чтению). Разумеются главным образом псаломные стихи (до 2-х). Ibid. § 91. 33 Выдержка под звёздочками в нашем тексте повторена второй раз с точностью. 34 В нашем тексте и у Goar " a различаются краткая (как здесь) и пространная (во время приготовления даров) формы этой молитвы (срв. Goar, рр. 53, 55; у нас стр. 399, 406); но в нашем служебнике удержана только краткая форма. 35 Разумеется большой покров на св. дарах. (Goar, p. 55). 36 В словах диакона: «Благослови, владыка, «благовестителя», и проч. под благовестителем разумеется сам диакон; так и y Goar " a (p. Ш, §98); по-гречески: Е αγγελιστν 37 αμβων ­ (место) для восхождения. В древней церкви устраивалось как раз против святых дверей, на средине храма, возвышение. См. у Goar " a, рис. р. 17. 38 Ο κατηχομενοι (у нас неточное оглашеннии) в древней Церкви назывались лица, принимавшие христ. веру, но до крещения обучавшиеся истинам св. веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

, или есть 3-я и 6-я песни утреннего канона, который берутся в данном случае потому, что литургия должна совершаться между 3-м и 6-м часами дня (Goar, р. 108. 72. Du Cango там же, col. 1605). - это Мф. 5: 3 - 12 (Goar, ibid. 73). οο есть общее название для песнопений; Goar его передает чрез modulus==мелодия. В данном случае разумеется: Приидите, поклонимся (Goar, р. 26. 47; р. 108. 76). Есть два чтения: ο и ο ο Первым указывается, что Евангелие есть истинная премудрость; вторым призываются молящиеся, чтобы они были с прямым, т. е., приподнятым духом (ibid. p. 108. 77). Святый Боже, и прочее. У Goar " a читается: ευο, ο (вм. Eο, .), и в нашем служебн. Повели, владыко (изд. 1890 г.). Goar, p. 55. K=седалище. Небесное седалище Иисуса Христа как бы изображалось запрестольным возвышением, под самым алтарным сводом (место служащего епископа). См. у Goar " a рисун. р. 11, литера G. Евр. аллилуия и Псалом Давида литургически равнозначны между собою (ibid. р. Ш, 89, 90). οεεο=предлежащее (апостольскому чтению). Разумеются главным образом псаломные стихи (до 2-х). Ibid. 91. Выдержка под звёздочками в нашем тексте повторена второй раз с точностью. В нашем тексте и у Goar " a различаются краткая (как здесь) и пространная (во время приготовления даров) формы этой молитвы (срв. Goar, рр. 53, 55; у нас стр. 399, 406); но в нашем служебнике удержана только краткая форма. Разумеется большой покров на св. дарах. (Goar, p. 55). В словах диакона: " Благослови, владыка, " благовестителя " , и проч. под благовестителем разумеется сам диакон; так и y Goar " a (p. Ш, 98); по-гречески: Еε =(место) для восхождения. В древней церкви устраивалось как раз против святых дверей, на средине храма, возвышение. См. у Goar " a, рис. р. 17. Ο οεο (у нас неточное оглашеннии) в древней Церкви назывались лица, принимавшие христ. веру, но до крещения обучавшиеся истинам св. веры. Ε - кусок материи (по идее его, должен быть холщевой), на который поставляются дискос и чаша (Goar, p. 112, 103).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1650...

л. 46. От Деаний Апостольскых толкованиа, како бием Павел, проповедаше себе римленина быти. Нач. Ведомо же есть, яко Римлене того ради называхуся от града Рима. л. 46 об. От того же еже приведше Павла, поставишя на Ариеве леде. Нач. Ариев лед судище бе вне града афинейска, имея 50 судий от града честнейша. л. 48. Пролог кафолическим епистолиам. Нач. Малых и мала семеющим небоазнено. То же, что у Матфея ср. Catolicae р. 1–3. И затем непосредственно следуют (л. 49) главы посланий ап. Иакова, Петровых, Иоанновых и Иудина, и (л. 51) всех 14 Павловых, те же самые, какие читаются у Матфея под названием: κθεσις или κεφαλα пред каждым поюсланием. л. 66. Замечание о трудах инока Исаии относительно книги Апостольской, печатаемое доселе: В лето 6091 оглавлен бысть Апостол от Исаии мниха и открыты быша субботы и недели, и проч. Потом перечисляются 22 имени толковников, в числе коих из позднейших упоминается Икумений. л. 67. Сказание Деяний Апостольских, съписаных Лукою евангелистом по летех мнозех страсти Господня. Нач. Сиа книгы Деяния Апостольская наричутса. Это первая половина сказания о кн. Деяний из синописа Афанасиева, откуда взята и вторая, см. выше л. 36. л. 69. Заглавие золотыми буквами: Деаниа св. Апостол, списана святым апостолом и евангелистом Лукою. По окончании книги киноварью: иже сиа книгы писа Лука Феофила наричет, понеже сигклитик и князь, посем епископ антиохийский, сей бо повеле писати Луце Деания Апостольская. Чтений (не сказано сколько), глав 85, свидетельств 26, стихов, гранесь (не сказано сколько). л. 157. Сказание Иаковлева посланиа. Нач. Понеже сам Иаков сиа пишет. Matthaei epistol. Catolic. р. 3. За тем следует самое послание. Так идут далее и все послания – Соборные и Павловы, имея пред собою сказания Евфалиевы. Заметим только приписки о чтениях, главах и стихах на концах посланий, где она есть: л. 177 после 1-ю Петрова: стихов, 236; л. 196 об. после 1-ю Иоаннова: стихов 274; л. 199 после 2-го: стихов, 4; л. 276 после 1-го к Коринф: стихов 870; л. 299 после 2-го к Коринф: чтений 4, глав 10, свидетельств 11, стихов 90; л. 323 об. после послан. к Ефессям: чтений 2, глав 10, свидетельств 6, гранес 312; л. 332 об. после послан. к Филип.: чтений 2, глав 7, гранес 250; л. 342 после послан. к Колос.: чтений 2, глав 10, гранес 250; л. 351 об. после 1-го к Солун.: чтение 1, глав 7, гранес 193; л. 357 об. после 2-го: чтение 1, глав 6, гранес 106; л. 369 после 1-го к Тимофею: чтение 1, глав 18, гранес 236; л. 377 после 2-го: чтение 1, глав 9, свидет. 1, гранес 176; л. 382 об. после послан. к Титу: чтение 1, глав 6, свидет. 1, гранес 97; л. 385 об. после послан. к Филимону: чтение 1, глав 2, гранес 47; л. 410 об. после послан. к Евр: чтений 3, глав 22, свидет. 46, гранес 503.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Поскольку мы не могли взирать на Него и наслаждаться Им в том Его состоянии, в каком Он был, то Он соделался тем же, что и мы, чтобы таким образом мы удостоились наслаждаться Им. Если не можем во всей полноте видеть солнца, созданного в четвертый день, то как можем видеть Бога, Творца оного? В огне сошел Господь на гору Синайскую; народ не перенес сего, и сказал Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть ( Исх.20:19 ). И в другом месте: ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живаго, говорящего из среды огня... и осталась жива? ( Втор.5:26 ). Если слышание голоса Бога говорящего бывает причиной смерти, то как же не причинит смерти видение Самого Бога? Да чему и дивиться? Сам Моисей сказал: я в страхе и трепете ( Евр.12:21 ). 14 . Итак, чего бы ты хотел того ли, чтобы Пришедший для спасения соделался виновником погибели, так как люди не могут снести Его явления, или того, чтобы Он сообщил нам благодать Свою? Даниил не снес видения Ангела, и ты ли можешь зреть Господа Ангелов? Явился Гавриил, и Даниил упал. И каков же был явившийся и в каком виде? Лицо его было как вид молнии ( Дан.10:6 ), а не как солнце, очи его как горящие светильники, а не как печь огненная; голос речей его – как голос множества людей, а не как глас двенадцати полков ангельских. И однако же пророк упал. Ангел, подойдя к нему, сказал: не бойся, Даниил ( Дан.10:12 ), восстань, мужайся, слова твои услышаны ( Дан.10:12 ). Даниил говорит: я встал с трепетом ( Дан.10:11 ). Но он не прежде начал отвечать, пока не коснулось его нечто подобное руке человеческой. Когда явившийся переменился в человеческий облик ( Дан.10:18 ), тогда начинает говорить Даниил. И что же говорит он? Господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне ( Дан.10:16 ): сила и дыхание замерло во мне (ср. Дан.10:16 ). Если явление Ангела лишило пророка голоса и силы, то явление Бога оставит ли в тебе дыхание? Доколе, говорит Писание, снова не прикоснулся ко мне человеческий облик ( Дан.10:18 ), Даниил не приходил в себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Объяснение. И зажжённую свечу требуется поставить на подсвечник, так и светильники Церкви поставляются: Еф.4:11 , а не сами собой приемлют эту честь: Евр.5:4 . Как бы ни сильна была вера или «свет перед людьми», но закон утверждения Церкви на основании апостолов и пророков не уничтожается: Рим.3:30–31 , Еф.2:20 . Притом «светильнику» нужно знать хорошо и Священное Писание: 2Тим.3:15–17 . Ин.17:15–16 . «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам». Объяснение. Это изречение есть только выражение чрезвычайной близости апостолов ко Христу, так как пред величеством Господа, как Бога, как апостолы, ученики Христовы, так и все люди были, есть и будут рабами: Лк.17:10 ; Деян.4:29 ; Рим.1:1 ; Гал.1:10 . Словами «Я вас избрал и поставил...» лишний раз подтверждается та истина, что честь пастырей никто сам собой предвосхищать не должен: Евр.5:4 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 . Деян.1:14–16 . «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его. В те дни Пётр, став посреди учеников, сказал, – было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса». Объяснение. В этом первоначальном христианском обществе не все имели одинаковое положение: отличались одиннадцать апостолов, как принявшие жребий служения (ст.17) и апостольства (ст.25). К этим одиннадцати сопричислен только избранник Божий через молитву апостолов (ст.26), поэтому и спрашивает апостол Павел: «Все ли апостолы?.. Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). Деян.2:47 . «Хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Объяснение. Здесь в первый раз общество верующих названо Церковью. Если говорится здесь, что Господь Сам умножал Церковь (тогда как из 11 ст.1 гл. Деян. видно, что Он уже вознёсся на Небо), то очевидно что Господь совершал это чрез посредство апостолов. Так нужно понимать и проч. места, где говорится, что Господь Сам научает: Ин.6:4–5 ; Евр.8:10 ; Сам привлекает: Ин.6:44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

24 . Выслушайте учение и о целомудрии, во-первых, вы, принадлежащие к сословию монашествующих и дев, на земле равноангельскую проводящих жизнь, а потом и прочие члены Церкви. Великий венец готовится вам, братья; не променяйте важного достоинства на маловажные удовольствия, выслушайте слова апостола: чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства ( Евр.12:16 ). Ты уже вписан в ангельских книгах за решимость хранить целомудрие; смотри, чтобы опять не быть изглаженным за дела блудные. 25 . С другой стороны, ведущие девственную жизнь не возгордись перед теми, которые вступили в брак. Ибо брак... честен и ложе непорочно ( Евр.13:4 ), как говорит апостол. И ты, сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что имеешь золото. Да пребудут в благой надежде и брачные, которые живут в браке как должно, которые вступают в брак по закону, а не по любострастию, следуя необузданной воле; которые знают время для воздержания, чтобы свободно заняться молитвой; которые в церковных собраниях с чистыми одеждами имеют чистые и тела; которые вступили в брак для деторождения, а не по любострастию. 26 . Однобрачные да не презирают вступивших во второй брак: доброе поистине и удивительное дело -воздержание; впрочем, извинительно вступление и во второй брак, чтобы слабые не любодействовали. Хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться ( 1Кор.7:8–9 ). А прочее все – блуд, прелюбодейство и всякий вид невоздержания – да будут удалены вами от себя; да хранится же тело в чистоте Господу, чтобы и Господь призрел на тело. Да будет питаемо тело снедями только для поддержания жизни и для беспрепятственного служения, а не для того, чтобы предаваться ему удовольствиям. О пище 27 . Касательно пищи вот для вас правила, поскольку многие через пищу погрешают. Одни без разбора приступают к жертвам идольским, а другие воздерживаются от них, впрочем, осуждают ядущих, и различным образом в суждениях о пище оскверняются души некоторых, которые не знают основательных причин есть что-либо или не есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

32. А что Павел и все подобные ему Апостолы и прочие после них верущие в Отца и Сына и Святого Духа (Единосущного) исполнены были Духом Святым, для сего выслушай, что Павел ясно пишет в своих Посланиях: и слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении Духа и силы (1 Кор. 2, 4); и в другом месте: иже и запечатле нас (2 Кор. 1, 22) в сие истое Бог, и даде нам обручение Духа (5, 5). И еще: воздвигий Иисуса из мертвых, оживотворит мертвенная ваша телеса живущим Духом Его в вас (Рим. 8, 11). Также в Послании к Тимофею: доброе завещание соблюди Духом Святым, живущим в нас (2 Тим. 1, 14). 33. А что Дух Святый самосущен, и живет, и говорит, и предсказывает, о сем многократно мною сказано было прежде. И Павел ясно пишет к Тимофею: Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры (1 Тим. 4, 1); что мы видим в разделениях Церкви, бывших не токмо в прежние, но и в наши времена, так как заблуждение еретиков различно и многообразно. И в другом месте он же говорит: яже во инех родех не сказася сыном человеческим, якоже ныне открыся Святым Его Апостолом и Пророком Духом Святым и проч. (Еф. 3, 3) И еще: темже якоже глаголет Дух Святый (Евр. 3, 7). Также: свидетельствует же нам и Дух Святый (Евр. 10, 15). И в другом месте взывает к вооруженным правдою, говоря: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий, всякою молитвою и молением (Еф. 6, 17, 18). И также: не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во Псалмех и пениих и песнех духовных (5, 18, 19). И еще: благодать Господа Иисуса и любы Бога, и общение Святого Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13). 34. Все сие и еще многое опущенное разумеющим представляет самосущую, освящающую и действующую силу Духа Святого. Ибо мне не достало бы для повествования времени, если бы я захотел предложить остальные о Святом Духе свидетельства из четырнадцати Посланий Апостола Павла, в которых он различно, достаточно и благочестиво учил о Нем. Впрочем сам Всемогущий Дух Святый да простит, что я по недостатку времени опустил, а вам, слушатели, да подаст совершеннейшее познание того, что опущено. Ибо прилежные из вас узнают сие из многократного чтения Божественного Писания, а сими двумя и прежде сказанными поучениями более утвердятся в вере во Единаго Бога Отца Вседержителя, и в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Его Единороднаго, и в Духа Святаго, Утешителя. Хотя речение и именование сие Духа в Божественном Писании приписывается всем трем лицам: ибо говорится об Отце: Дух есть Бог (Ин. 4, 24), как написано в Евангелии от Иоанна; и о Сыне: Дух лица нашего Христос Господь (Плач. 4, 20), как говорит Пророк Иеремия; и о Святом Духе: утешитель же Дух Святый (Ин. 14, 26); как сказано: однако же учение веры благочестиво понимаемое отвергает Савеллево заблуждение. Итак, возвратимся рассуждением к тому, что теперь мне нужно, и для вас полезно сказать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010