АНГЕЛЫ Ангелы предстоят Богу и вместе со святыми непрестанно поют Ему (4:316, см. МОЛИТВА , 535) (3:194, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ , 344) (4:64, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ , 1143) (2:26, см. БЛАЖЕНСТВО , 52). Ангелы от начала не могут насытиться лицезрением Бога (3:330, см. БОГ , 63). Ангелы святые от удивления, от ужаса, от великолепныя славы (Его) совершают особое служение пред Ним (187, см. БОГ, 63). Ангелы и все небесные силы славы Божией трепещут (1:59, см. БОГ, 62). Ангелы служат СПАСЕНИЮ человека Чудно сие, что видимый свет, по повелению Божию, работает нам, но то чуднее, что и Ангелы святые спасению нашему служат. «Ополчается Ангел Господень окрест боящихся Его» ( Пс. 33, 8 ). «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» ( Евр. 1, 14 ). Преисполнен его Ветхий Завет , но и в Новом много такового служения обретается. Ангел благовествует Пресвятой Деве грядущего в мир Сына Божия, и от Нее плотью рождаемого ( Лк. 1, 26–38 ). Ангел Иосифу, обручнику Ее, является ( Мф. 1:20, 2:13, 19 ). Ангел Захарии является и благовествует зачатие Предтечи ( Лк. 1, 11 ). Ангел пастырям благовествует рождшегося Христа Спасителя мира ( Лк. 2, 9 ). Ангелы на гробе воскресшего Христа сидят и проповедают женам воскресение ( Лк. 24, 4 ). Ангелы при вознесении Господни являются Апостолам, и возвещают им второе Христово пришествие ( Деян. 1, 10 ). Ангел Петра изводит из темницы ( Деян. 12, 7 ). Ангел глаголет к Филиппу: «возстани и иди на полудне» и проч. ( Деян. 8, 26 ). Ангел Корнилию сотнику является ( Деян. 10, 3 и проч.). История церковная о томжде повествует. «Ангел хранитель всякому верному дается, и выну видит лице Отца небеснаго», – глаголет Василий Великий . (В слове о девстве и Пс. 68 -й, т. I.) Служат сии святые и блаженные духи нашему спасению, да мы усердно служим Господу их и нашему, и тако спасаемся (3:171) Ангелы служат верным рабам и помогают в ИСКУШЕНИЯХ Когда Он искушение от диавола терпел, и его козни отражал, Ангелы святые смотрели на то, смотрел и Отец небесный: но когда победил врага, Ангелы приступили и служили Ему. Тако делается и верным Его рабам. При подвиге их присутствуют ангелы святые, «и ополчаются окрест их» ( Пс. 33, 8 ), и смотрят на подвиг их и помогают им; смотрит и Подвигоположник Иисус. Но когда благополучно окончат подвиг свой, радуются о них, и повелением Божиим души приемлют, и переносят в вечный живот. Тако Лазарь, по совершенном в нищете и болезни подвиге, несен был Ангелами на лоно Авраамле ( Лк. 16, 22 ) (5:103–104).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

С 1528 г. в теологическом обиходе лютеране стали называть верой только «спасительную». Указание на это имеется в артикуле 20: «Здесь ведется речь не о той вере, какую имеют даже бесы и безбожники, к-рые тоже верят историям о том, что Христос страдал и восстал из мертвых (Иак 2. 19), но говорится здесь о вере истинной, что чрез Христа мы обретаем благодать и прощение грехов» (20. 23). «И дабы мы обрели такую веру, Бог установил проповедное служение, даровал Евангелия и таинства, коими, как средствами, сообщает Св. Духа, Который творит веру (там и тогда, где и когда желает) в тех, кто слушает Евангелие» (5. 1-2) (в противоположность анабаптистам ). Кто может быть таким служителем? «В церкви никто не должен ни учить публично, ни проповедовать, ни таинства преподавать без надлежащего призвания» (14. 1), однако, кто может считаться «правильно призванным» (rite vocatus), разъяснений нет: апостольское преемство фактически признается необязательным. К таинствам относят Крещение (9) и Причащение (Вечеря Господня; 10). «Подлинное Христово Тело и подлинная Христова Кровь под видами хлеба и вина... истинно присутствуют и в причастии преподаются и воспринимаются» (10.1). При этом не уточняется, что именно используется - квасной хлеб или опресноки (на практике обычно опресноки). В А. и. не заметны отличия лютеран. понимания причастия от католич. или правосл., они обозначились позднее. Признавая реальное и материальное присутствие Тела и Крови в Евхаристии, лютеране на основании 1 Кор 10. 16; 11. 28 отвергли догмат пресуществления (см. Транссубстанциация ). Артикул 22 обосновывает причастие под двумя видами, для клира и для мирян, ссылаясь на 1 Кор 11. 26. В артикуле 24 лютеран. евхаристическое богослужение именуется мессой, но отвергается понимание мессы как жертвы за проч. (кроме первородного) грехи на основании Евр 10. 14. Позднее лютеране констатировали, что термин «месса» неотделим от понимания причастия как жертвы, и в Шмалькальденских артикулах 1537 г. отказались от него. В А.

http://pravenc.ru/text/76808.html

   Но ведь первой иконой, которую увидел сущий ныне мир, был человек, — человек, который был задуман в Предвечном Божественном Троическом Совете (о Котором Библия говорит так: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт.1:26)) и потом воплощен, приняв в Творческом акте Божества форму из самого бесформенного, что может быть, — из праха земного, форму, которая была наполнена таким содержанием, коего не имело и не имеет доселе ни одно из существ, вселенных в мир в процессе Творения: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).    И мир узнал подлинную икону Божества — подлинную потому, что икона эта, человек, несла в себе отблеск всех Божественных качеств — сам Дух Божий.    И если икона — предмет, которому надлежит стать почитаемым в обществе христиан, — освящается как бы опосредованно (через действия священника, который призывает Духа Божия на материальный предмет — и тайнодейственно, в неких словесных, молитвенных формулах призывая благодать, и явно, используя некие материальные же объекты — освященную воду, василки (сиесть — кропило) и проч.: «Благословляется и освящается икона сия благодатию Святаго Духа окроплением воды сея священныя»...), то первоикона, человек, была освящена непосредственно — прикосновением и действием Самого Божества («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:27—28)). Для восприятия этого первоосвящения не нужно было акта веры, который необходим нам теперь (вера, как известно, есть «обличение вещей невидимых» (δι εσοπτρου εν αινιγματι, per speculum in enigmate, «зерцалом в гадании»), тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12; см. также толкование Феофилакта Болгарского на данный стих); «тогда»» — знание упразднится, «ибо мы отчасти знаем, когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится», теперь же «пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1Кор.13:9—10, 13), вера же есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1), или, по-славянски, «обличение вещей невидимых», — обличение же, по словарю, есть «открытие, доказательство твердое и неоспоримое» (Дьяченко Г., свящ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Лк.16:19—26). Поэтому говорит Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (см. выше). § 208. Страшен путь этот плоти нашей. Ибо она хочет в пространстве и во всяких увеселениях, доступных чувствам, жить. Она любит, чтобы все ее почитали, хвалили и все ей поклонялись. Она стремится во всем по воле своей жить. Желающий же на путь узкий войти, должен отречься от всего этого: должен отсечь волю свою; должен оставить прихоти свои; должен не ужасаться бесчестия, поругания, нищеты, изгнания и прочих неприятностей; не должен помышлять об отмщении, и проч. На все это плоть смотрит, а того не видит, чего чувства понять и разум постигнуть не может. Как немощный неискушенный боится лекарства принимать, не зная в нем кроющейся пользы; или как младенцы убегают от бани и плачут, когда матери их моют, поскольку видят только настоящее, а дальнейшего не усматривают, так и немощная плоть наша только на то смотрит, что чувствам доступно, но не видит того, что от чувств удалено. Видит крест и горесть его, но пользы и утешения, горесть ту услаждающих, не видит, поэтому смущается и ужасается. Но чтобы смущение и страх этот уничтожился или уменьшился, желающему узкими вратами войти и тесным путем идти должно не только на видимые, но и на невидимые его обстоятельства смотреть; обращать рассуждение и внимание не только на одни скорби и беды, которые показывают чувства и тем смущают нас, но и на то, что представляет вера христианская. Она представляет нам Бога, как Отца, Который на чад Своих налагает крест от одной любви, а не от гнева. «Господь, кого любит, того нака­зывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» (Евр.12:6-7). Она утешает, что тот же Милосердный Отец присутствует и помогает чадам Своим, под крестом находящимся и воздыхающим. «С ним Я в скорби и избавлю его» (Пс.90:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Др. евр. названием Б. является «микра» (  ,   - чтение), указывающее на публичное чтение Писания во время синагогального богослужения. Евр. библейские книги были написаны на кожаных свитках. В синагогальной традиции Свящ. Писание обычно представляло из себя б-ку, т. е. собрание свитков священных книг. При этом Тора могла представлять собой как цельный свиток, так и для удобства пользования могла быть разделена на 5 отдельных свитков. Священные свитки хранились в специальных сосудах, к-рые иудеи-эллинисты называли τεχος, отсюда и название Πεντατεχος - Пятикнижие. В IV в., по-видимому, под влиянием развивавшейся христ. письменности в иудейской среде происходит переход от свитка к кодексу, правда, это касалось только частного небогослужебного употребления Торы. Такая реформа повлекла за собой создание евр. Б. как полного свода священных книг в одном кодексе; в этой форме она неоднократно воспроизводилась в списках, созданных в разных местах евр. расселения (Палестине, Месопотамии, Египте, Испании), а позднее в печатных изданиях (см. разд. «Рукописи и издания». С. 97-110). Деление евр. Б. на 3 части отражает ступени ее формирования. Историю формирования ветхозаветного канона невозможно проследить с необходимой точностью, так что, говоря о ней, представляется возможным наметить лишь самые основные вехи (подробнее см. ст. Канон библейский ). Очевидно, что раньше всего сформировалось Пятикнижие. Начало процессу собрания священных книг было положено самим Моисеем, повелевшим поместить свою книгу «одесную ковчега» (     - дословно «с краю ковчега»; Втор 31. 26-27) и заповедавшим всенародно читать ее каждые 7 лет (Втор 31. 10-12). Т. о., уже в самом начале своего возникновения Свящ. Писание было противопоставлено проч. книгам как сакральная (помещенная в ковчеге) и богослужебная (периодически читаемая в собрании). В качестве нижней границы формирования и канонизации Пятикнижия может рассматриваться дата находки «Книги Закона» и ее всенародного прочтения при царе Иосии (622 г.

http://pravenc.ru/text/209479.html

Евр. народа стр. 176 по 2 изд.). Близко к этому мнение древних: Оригена , Феодора Иракл., древнего греческого парафраста у Кордерия и Беды, которым следует и Калмет, – именно, что это песнь одного из Вавилонских пленников. Очень вероятно, что писатель ее был в плену (ср ст. 54. 61. 67 и 71) и после возвращения из плена, вполне сознавая такое благодеяние Божие (ст. 26. 65. 92–93), в то же время чувствует на себе и на своем народе остатки угнетения и от языческих правителей, и от внутренних врагов из среды своих соотечественников, и почерпает отсюда новое побуждение сильнее прилепляться к закону Божию и в нем искать себе утешение. 1631 Такого именно мнения о времени происхождения 145–150 псалмов держались и держатся большая часть новейших ученых исследователей Псалтири: Muisius, Grotius, Calmet (Scr S curs compl in h Ps), O v Gerlach, Toluck, Hengstenberg, Ewald, Dillmann, Zunz, Keil, Delitzsch, Ehrt и проч. Подобное мнение об отношении этих псалмов к восстановлению Иерусалима после плена встречается и у древних церковных толкователей: Оригена (Scr S curs compl T 16 p. 744), Златоуста, Феодорита, Евфимия Зигабена , хотя они за исключением Оригена , понимали такое отношение в смысле пророчественном, считая эти псалмы предсказаниями Давида о временах восстановления Иерусалима после плена. 1639 На основании особенно близкого соотношения этих псалмов между собою, в евр. Библии они обыкновенно соединяются в один под именем псалма 147-го. 1660 У псалмов 145, 147 и 148-го такие надписания читаются и в нашем славянском переводе, равно как и в других древних переводах, за исключением халдейского; у прочих же псалмов большею частью только по греческому и латинскому переводам, как напр. у Пс. 110 -го – в Вульгате и у бл. Августина, у Пс. 111 там же и у св. Афанасия, при 112-м псалме – у Евсевия, при 146 Пс. – в Ватиканском списке 70-ти и других древних греческих и латинских Псалтирях, при 150 Пс. – в древнем греческом кодексе Кольберта и некот др. (См. Calmeti Comment in h Ps и Scr S cirs compl.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

3-6). Условием царствования Господа в Израиле является соблюдение народом завета (Исх 19. 3-6). Этот теократический строй характеризуется отсутствием у евр. народа обычных для древнего мира внешних форм гос. власти (института монархии, регулярного войска, бюрократии и проч.) в начале их пребывания в Палестине (период Судей) . Цель такого устройства - сохранить в Израиле, жившем в окружении языческих народов, поклонение Единому Богу ( Лопухин. Государство и общество. 1879. С. 335). Основной принцип теократии заключался в том, что евреи признавали в Яхве единого истинного Бога и своего единственного царя через соблюдение завета и исполнение Его заповедей, а Господь, будучи Богом и верховным правителем всех народов, принимал народ израильский под Свое особое покровительство, чтобы дать ему свободу и благоденствие. Фундаментом всякого законодательства становились заповеди десятисловия (см. Десять заповедей ). В основу экономического благосостояния гос-ва было положено земледелие. Заменив собой скотоводство, оно способствовало развитию любви к своей земле, развивало патриотизм и придавало определенную стабильность обществу ( Лопухин. Государство и общество. 1879. C. 339-340). Справедливое распределение земельных наделов между членами общества принципиально отличало израильское общество от окружающих народов, где земельные наделы были сосредоточены в руках правящего класса. Поскольку народ израильский состоял в завете с Яхве, Господь разделил землю поровну между людьми. Единица деления земли соотносилась с крупными сообществами людей - коленами и племенами (Числ 26. 55; 33. 54), но раздел производился так, что удел зависел от численности колена (Числ 26. 54), поэтому каждый израильтянин муж. пола получал равный участок земли. Чтобы исключить сосредоточение крупных наделов земли в руках отдельных семей, обедневшие члены общества Израиля имели право продавать землю на время до юбилейного (50-го) года, после наступления к-рого надел возвращался владельцу или его наследнику (Лев 25.

http://pravenc.ru/text/182513.html

Выражения: слово законопреступное возложиша на мя, и проч. с еврейского переводятся так «слово велиала пришло на него, он слег, не встать ему более». А это «слово велиала» – некоторыми учеными чрез филологическое объяснение значения еврейских речений переводится так: «болезнь смертельная постигла его, – ему уже не встать от одра болезни». Так говорили враги Давида, злоумышлявшие против него и искавшие его погибели, хотя они и ошибались в своем ожидании. Так понимаются и толкуются изречения стихов 8 и 9 в буквальном смысле. Но они, конечно, изречены Давидом в пророческом смысле о лице Иисуса Христа, Который так говорит о врагах Своих: враги Мои, архиереи, книжники и старейшины народа еврейского, сговариваясь погубить Меня, тайно, на ухо говорили друг с другом (шептаху), имели совещание о предании Меня смерти (см. Мф.27:1 ), помышляху злая Мне. Он богохульствует и за то повинен смерти ( Мф.26:65–66 ), – говорили они на суде своем. Это было слово законопреступное, потому что ложное. А когда римский правитель Иудеи Пилат всенародно говорил, что он никакой вины не находит во Христе, то иудеи кричали ему: «Да распят будет» ( Мф.27:22–23 ). И это слово законопреступное, или противозаконное, потому что закон запрещает осуждать невинного. Еда спяй не приложит воскреснути (востати), – в славянской речи это выражение составляет как будто одно предложение, между тем как в переводе с еврейского, а также и греческого оно состоит из двух предложений: первое (греч.) – «разве не спит он?»; и потом другое – «не встать ему более» (пер. с евр. см. выше). А потому, говоря о врагах Своих, Христос вопрошает: «Неужели кто спит, тот не встанет более? Моя смерть подобна будет сну: как человек самовластно спит и потом встает, так и Я самовластно умру и так же самовластно воскресну». Пс.40:10 Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание. Человеком мира у евреев называли самого близкого человека, друга. Есть с ним хлеб значило быть в тесной связи с ним и быть связанным взаимною благорасположенностью и благодарностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Потом Апостол раскрывает, в чем именно состоит то лучшее, что пришло для людей с поручителем нового завета Иисусом и с Его новым священством. аа) Единоличность и несменяемость священства Христова ( Евр. 7:23–25 ). Не так уверительно и надежно было для людей ходатайство ветхозаветных священников; потому что они сам были люди переменные и изменчивые по причине своей смертности. Между тем как первосвященник нового завета есть единоличный и пребывающий вечно. «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». бб) Святость и безгрешность Христа-первосвященника ( Евр. 7:26–28 ). В многочисленном и сменяющемся ряде смертных священников ветхого завета могли быть всякие люди, и хорошие и менее хорошие, и усердные молитвенники за народ и менее усердные, и даже небрежные и нерадивые. Все же вообще были грешные более или менее люди. Между тем для человечества «подобаше архиерей преподобен, незлобив, безсквернен – и отлучен от грешник» и проч. Таковым первосвященником и был Господь Иисус Христос, не имея нужды ежедневно, как те, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа. «Итак, не величайшее ли это преимущество новозаветного первосвященника, что слово клятвенное Бога Отца после закона ветхозаветного поставило священником – Сына, на веки совершенного»? вв) Близость к небесному престолу Бога Отца. Но самое главное (глава же о глаголемых), по замечанию самого Апостола, в первосвященстве Христовом есть то, что Он воссел одесную престола величествия на небесах, т. е. служение сове отправляет не в земном храме и не в земном святилище, но на небе (см. выше Евр. 1:3 ), и скиния, в которой совершает Он свои священнодействия, создана не человеческими руками, а самим Господом. Под скинией Апостол разумеет здесь очевидно церковь Господню, состоящую из необозримого сонма спасаемых верой во Христа Иисуса. д) Жреческое служение Иисуса Христа на небе в сравнении с жреческим служением левитских священников при скинии Моисеевой, и конечная судьба несовершенного ветхого завета с его неудовлетворительным жречеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

127 Правосл. исповед. част. 1, вопр. 47 в ответ: „Зане (Христос) на Кресте исполняше Свяшенство, Себе Самого принес Богу и Отцу, во искупление рода человеческого». 128 Ирмос и следующий по нем стих в велик. четверток на 3 песни творения Св. Космы, Епископа Маиумского, которого память празднуется Октября 12 дня. Смотр. и выше в Свидет. Ветх. Завета под числ. 8, слова из сочин. „Камень Веры“. 130 Св. Киприан в послан. к Цецилию: „Как древле (в книге Бытия) Священник Мельхиседек, желая преподать Аврааму Законное благословение, предначертал образ жертвоприношения Христова, установленный на хлебе и вине, так и теперь Господь, Который есть исполнение закона и пророков, исполняя и дополняя истину предначертанного образа, привел его в совершение, показав, что вознес хлеб и чашу, растворенную вином“. Другие таинственные причины хлеба и вина см. ниже в Изъяснен. §§ 104 и 133. 134 „Когда надлежало язычникам утверждать клятвою договор, то они вкушали кровь не только животных, но и человеческую» и проч. (Церков. Словар. ч. 2, стр. 59, изд. 2-е, под словом: кровопийца. „Язычники, по принесении жертв своих, собирались около идолов и в честь кумирам пили кровь, от жертв оставшуюся. (Там же част. 3, стр. 85, под словом: снести душу). „Да погибиут звери, имже снедь есть кровь“ (Клим. Алекс, Педаг. кн. 3; гл. 3). Под именем зверей разумеет варварские народы, кровь употреблявшие в пищу. См. Калмет. толк. на Мф.26:26 . 138 Таинственную Евхаристии чашу наименовал Спаситель кровию Завета Нового, во исполнение Пророчества Иеремии: Совершу завет нов (31, 31), и тем обветши древний завет с народом Иудейским, т. е. упразднил, уничтожил, по причине ветхости ( Евр.8:13 ), восстановив между Богом и человеческим родом завет лучший, иже на лучшая обетования взаконися (ст. 6). 141 Злат. Толк. на сие место. – Знамением Богодухновенного молитвенным служит ныне Диакон, возносящии молитвы о людях. 143 Восточные народы на вечерях своих и на пирах или сидят на полу, коврами устланном, поджав под себя ноги, или возлежать на подушках; а когда надобно пить, или есть, то опираются о стол локтями. Так было и прежде. Такие постели в Евангелии ( Мар. 12:39 ) называются возлежаниями. См. Церковн. Словарь под словом возлежати, и ниже в Изъяснен. § 142.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010