Все это происходило в 1831 г. в маленьком американском городке Дрезден. Целую неделю выступал там Миллер с вестью о втором пришествии Спасителя. По возвращении домой он застает приглашение от баптистского священника из Полтни, штат Вермонт, прочитать несколько проповедей в его общине. Затем одно за другим последовали приглашения из баптистских, методистских и конгреционалистских Церквей в Нью-Йорке, Нью-Инглэнд, и других местечек и городов Америки. Так Уильям Миллер из фермера превратился в профессионального проповедника. Начало проповеднической деятельности Миллера пришлось на время острого экономического кризиса, охватившего американское общество с начала XIX в. Перед обществом стоял целый ряд острых социальных проблем. Многие в то время рассматривали происходящее в апокалиптических красках: ведь то время было и временем Второго Великого Пробуждения Америки. По всей стране бродили пророки, сошедшие словно со страниц Библии, осуждавшие погрязших в пороках американцев и пугавшие их Божиим судом. Именно в таких условиях и стал Миллер проповедовать, что буквальное второе пришествие – это единственная надежда на восстановление нашей планеты, называя при этом, в отличие от других проповедников, точную дату этого пришествия. Свои пророчества он основывал на изучении Книги Даниила, согласно которой святилище Божие будет оскверняемо в течение 2300 дней (лет). Так как эти 2300 лет, по мнению Миллера, начались с 457 г. до н. э. (год издания указа царя Артаксеркса о восстановлении Иерусалима), то, вычитая из 2300 лет цифру 457 лет, получая 1843 год – год второго пришествия Спасителя. 195 С проповедью этой концепции Миллер и начал выступать в 1831 г. Его проповедническая деятельность встретила благосклонный прием в кругах американских баптистов, методистов и конгрегационалистов. В 1833 г. баптистская община в Лоу Хэмптоне сделал Миллера своим проповедником. В том же 1833 г. Миллер подготовил и издал брошюру, в которой его взгляды на пришествие Спасителя получили дальнейшее развитие, под названием «Свидетельства из Писания и истории о втором пришествии Христовом около 1843 года и о Его личном царстве в продолжении 1000 лет».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Определением Синода от 11−22 января 1911 г. Глубоковский назначен был членом совещания под председательством епископа Тульского Парфения (Левицкого) по возбужденному Министерством внутренних дел вопросу о праве евреев именоваться христианскими именами. По поручению Комиссии Глубоковский подготовил специальную записку «По вопросу о праве евреев именоваться христианскими именами» 2086 , которую доложил в одном из заседаний (с отрицательным заключением, положенным в основу решения Комиссии). Доклад вместе с переработанною и дополненною Глубоковским из других источников «Исторической справкой о домогательствах евреев в России на «право» именоваться христианскими личными именами» 2087 издан отдельною брошюрой под заглавием «По вопросу о «праве» евреев именоваться христианскими именами. Трактат и историческая справка о домогательствах евреев в России на «право» именоваться христианскими личными именами» (СПб., 1911) 2088 . «Именно из-за этого трактата, – заметил Глубоковский в библиографических комментариях, – меня особенно преследовали большевики...)» 2089 . Эту же брошюру Глубоковский называл причиной ареста летом 1919 г. своего брата Александра и последовавшей затем гибели его. Глава 11. «В наших глазах это просто акт мести…» ревизия духовных академий в 1908 г. 14 марта 1908 г. обер-прокурор П. П. Извольский представил Николаю II доклад о целесообразности «приступить к обследованию наших духовных академий, поручив это дело иерархам, пользующимся научным богословским авторитетом и, по прежней деятельности своей, хорошо знакомым с академическим бытом» 2090 . Таковыми он наименовал архиепископа Херсонского Димитрия (Ковальницкого), в прошлом заслуженного профессора, ректора КДА, и архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) , в 1887−1889 гг. исполнявшего должности доцента и инспектора СПбДА, затем ректора МДА (1890−1895) и КазДА (1895−1900). Необходимость ревизии П. П. Извольский мотивировал начатыми по Высочайшему повелению трудами по реформе средней духовной школы, тесно связанными с пересмотром внутреннего строя духовных академий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

С некоторыми из них Глубоковского связывали не только профессиональные, но и дружеские отношения. Он посещал «субботы» Η. П. Кондакова, был частым гостем в петербургской квартире А. И. Соболевского на Пушкинской улице. «Чувствую себя разбитым и оживаю только в Вашем общество – среди хороших людей» 1292 , – признавался ему Николай Никанорович. Своим долгом Глубоковский считал знакомить светских ученых с положением и проблемами духовной школы. Так, в марте 1907 г. он послал Коковцеву «Журналы заседаний Предсоборного Присутствия» (СПб., 1907. Т. 1–4), а в сентябре того же года свою брошюру «По вопросам духовной школы». В ответ Коковцев замечал, что эти материалы для него «как русского и православного человека не могут не иметь интереса» 1293 . Рецензии Глубоковского на книги А. И. Соболевского, Г. Э. Зенгера и других светских ученых печатались в «Христианском чтении», «Страннике», «Гермесе» и других изданиях. В декабре 1913 г. на совещании Комитета по подготовке IV Международного съезда историков, проходившем под председательством А. С. Лаппо-Данилевского, Глубоковский включен был в состав Исполнительного комитета съезда, как «наиболее видный представитель Духовной Академии», о чем сообщал ему Б. А. Тураев 1294 . «Глубокоуважаемый Борис Александрович! – отвечал ему Николай Никанорович. – Я слишком мало надеюсь дожить до 1918 г., ибо время мое близ есть. С подобными делами я незнаком на практике и, пожалуй, совершенно неспособен к ним, как одиночка по натуре и привычкам. Если при этих условиях я буду на что-н[ибудь] годен, то готов посильно исполнять все соответствующие поручения» 1295 . В ответ на просьбу Лаппо-Данилевского «подумать о том, какие учреждения и общества церковно-исторические или археологические следовало бы иметь в виду» при обсуждении вопроса об окончательном составе Исполнительного комитета, Глубоковский подготовил подробнейшую справку 1296 . Она составлена на основе материалов Синодального архива и «других сведений самого разнообразного происхождения» и включает информацию о 35 церковно-исторических или церковно-археологических обществах из 60, существующих в России по подсчетам Глубоковского 1297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Максимом Исповедником в его споре с монофелитами, ср. сноску 412). В конце XVII в. начинается обособление янсенистов от Рима, которое в 1723г. приводит их к установлению собственной иерархии в Голландии. В условиях, сложившихся после I Ватиканского собора, они сближаются со старокатоликами. В XX в. проводят ряд дисциплинарных реформ, сближающих их с протестантизмом. 511 Вместо «маронитов». Мелкитами монофизиты и несториане называют православных («царскими» – единоверцами Византийского императора), часть из которых позднее приняла унию с Римом. В этом контексте Хомяков не назвал бы «раскольниками» ни мелкитов-православных, ни мелкитов-латинян. Марониты откололись от Церкви в VII в., в XII в. приняли унию с Римом, в XIX в. многие ученые считали, что причиной их раскола были споры о юрисдикции. В начале XX в. доказано, что марониты были монофелитами – носители той ереси, которую роковым образом не понял Хомяков. 512 Это замечание объясняет срывающиеся иногда у Хомякова сопоставления старообрядчества с протестантизмом. Но к сходству в некоторых внешних моментах те и другие пришли с противоположных сторон. Беспоповство, о котором здесь говорится, было задумано в начале XVIII в. братьями С. и А. Денисовыми как уход в «пустыню» всего остатка Церкви; таким оно сознает себя до сих пор, оправдывая спасение без причастия примером пустынножителей. Беспоповство было создано перенапряжением противоположного протестантизму духа. 513 1215 года; латиняне считали его вселенским; впервые прибавление внесено на поместном Толедском III соборе в 589 г. (правда, сейчас ученые допускают, что Filioque в Деяниях этого собора – интерполяция; достоверно оно засвидетельствовано только на испанских соборах VII в.). 514 Впервые: L " Union Chrétienne. 1860. 45, перепечатано: EL, 388–400. Русск. пер. впервые: Соч., II, 275–283. Автограф: ГИМ. Ф. 178. Ед. хр. 18. Л. 1–49 об. 27 января 1860 г. о. И. Гагарин выступил на празднике католической организации «Дело восточных школ» с речью «О воссоединении восточной Церкви с Церковью римской», которая была вскоре издана брошюрой: De la Réunion de l " Eglise orientale avec l " Eglise romaine. Discours prononcé par le P. Gagarine, de la Compagnie de Jésus, le 27 Janvier 1860 dans l " église de Notre-Dame de Victoires, а l " occasion de la féte patronale de l " Oeuvre des écoles d " Orient. Paris, 1860. На эту речь журнал «L " Union Chrétienne» поместил два отклика – один краткий до опубликования речи, второй, более пространный, – после: отклики были анонимными, но можно было понять, что авторы – русские. О. Гагарин отвечает на них брошюрой, почти вчетверо больше первой – 75 стр. против 20: Reponse d " un Russe à un Russe. Par le Père Gagarine, de la Compagnue de Jésus. Paris, 1860, – в которой перепечатывает целиком и оба отклика (соответственно: С. 7–9 и 9–12). На эту вторую брошюру отвечает Хомяков, касаясь лишь одного из затронутых в парижской дискуссии вопросов: о понимании слова «соборная» в славянском тексте Символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Сам же объект экспериментов и его личность играет в этом процессе совершенно второстепенную, пассивную роль, и можно выставить за правило, что на свете нет такого субъекта, для которого не нашёлся бы другой человек, способный на него воздействовать и подчинить своей воле. Это достигается непосредственным воздействием истекающей из оператора (магнетизёра) находящейся в нём части физиологической полярной энергии, которая, переходя на данного человека (сенситива), и вызывает в нём соответствующие эффекты, как Suggestio, Catalepsia, Somnambulismus, Lethargia, a также достигается необходимое ему исцеление 210 . (См. брошюру д-ра Погорельского: «Электрофотосфены и энергография», СПб. 1899 г., стр. 1–7, откуда в сокращении взяты предложенные здесь сведения). 2.  Физиологическая фосфоресценция Этот род фотосфен, происходящий в мире животных и растений, имеет для нас решающее значение в том смысле, что здесь появление света не может быть объяснено решительно ничем другим, как присущей этим органическим телам физиологической энергией. Фосфоресценция эта называется ещё произвольной, так как животные, испускающие её, могут по произволу засветиться или потухнуть и по произволу же меняют и силу блеска своего света. Из животных особенно сильный блеск обнаруживают некоторые насекомые, как челоносы (из семейства цикад) и светляки. Особенно богаты такими представителями тропические страны. Свечение светляков в тёмные летние ночи всем известно; известно также, как они по произволу гасят свой фонарь. Светят у них яички, которые и сами по себе, даже удалённые из организма, обыкновенно, сохраняют свою фосфоричность довольно долго, иногда целую неделю. Если раздавить такое яичко, из него вытекает жидкость, продолжающая светиться, пока она не высохнет. Такой же светящейся способностью обладают некоторые породы рыб, как Trachypterus Iris, который при фосфоресценции имеет вид огненного меча, некоторые виды селёдок и другие. Добываемые или выпускаемые из этих рыб светящиеся соки и жидкости, будучи примешаны к морской воде, делают и последнюю сильно светящейся.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вслед за тем Булгаковский издаёт брошюру «Память о покойниках» 173 , в которой говорит об огромной важности молитвенного поминовения усопших и делания добрых дел в их память. Он приводит разные случаи из древнего и нового времени, когда поминовение усопших приносило душам почивших отраду и помощь, изменяя даже их загробную участь. Автор убеждает, что усопшим нужны не украшение могил дорогими памятниками, цветниками и прочим, а единственно молитва и добрые дела в их память. «У всех большей частью одна забота о внешности, о показной стороне, о том, что могут видеть другие, а о душе их, чтобы доставить им истинную отраду, облегчить их тяжкую участь – это в стороне», – писал он. В начале брошюры отец Дмитрий поместил кратенькую бытовую сцену, рассказанную ему якобы одним из близких его знакомых. Но думается, что Булгаковский рассказывает в ней о себе самом. «Когда мне было около 12-ти лет, отец мой, бывало, обращаясь ко мне, говорил: “Стань, сынок, прочитай хотя одну славу 174 по дедушке и бабушке, им легче будет на том свете”. И послушный ребёнок брал, бывало, псалтирь, отыскивал закладку в ней и, едва разбирая славянскую печать, поминал своего дедушку и бабушку, с искренней верой, что им на том свете легче будет. А после ужина, когда вся семья, помолясь Богу, ложилась спать, набожный старец, одевши очки, сам брался за псалтирь, и поминал усопших. Бывало, уже, кажется, совсем засыпаешь и слышишь слова: “Помяни, Господи, души усопших рабов твоих…” и не разберёшь, бывало, доносятся ли эти слова от отца, почти шёпотом и со вздохом им произносимые, или это было лишь представление собственного чтения, только что оконченного. Так, бывало, почти каждый день засыпаешь под это молитвенное чтение. То было давно, когда набожный старец-дьячок приучил своего сына-малютку молиться о покойниках» 175 . В том же году отец Дмитрий начал публикацию небольших бесед под общим названием «Так ли мы живём, как Бог велит?» 176 . Первый выпуск представлял собой беседу на тему о суетности жизни и о том, что необходимо задумываться о Вечном. В конце брошюры автор сообщал: «Во втором выпуске под тем же заглавием, какое дано первому, будет в скором времени напечатана беседа о том: “Веруем ли мы в Бога так, как следует веровать в Него?”».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Отчетный период был ознаменован радостным для России событием: 14 мая 1896 года совершилось коронование Вашего Императорского Величества и Государыни Императрицы. Церковная школа приняла горячее участие в торжестве по случаю этого события. Дни св. коронования для учащихся в церковных школах, старанием воспитателей и учителей, были ознаменованы торжествами. Во всех школах учебные занятия были закончены до 14 мая. В день св. коронования и следующие за ним дни заведующими школами, воспитателями и учителями, были устроены торжественный собрания, торжественные шествия детей с пением священных песнопений и гимнов, чтения статей и патриотических стихотворений. При этом школьникам раздавались портреты Вашего Императорского Величества и Государыни Императрицы, книжки с описанием коронации, брошюры и листки соответственного религиозно-нравственного содержания. В селах церковная школа являлась центром всех коронационных торжеств, благодаря чему и население имело полную возможность провести всенародный праздник сознательно, радостно и достойно. Порядок празднеств был обычно такой. В день св коронования в школе, украшенной флагами, а внутри – зеленью, совершалось благодарственное молебное пение, а на следующий день в школе же или на площади пред школой, среди учащихся и их родителей, после пения школьниками царских псалмов, гимнов и патриотических песен, лучший чтец из учеников читал брошюру или листок о царской коронации. По окончании чтения происходила раздача школьникам портретов Вашего Императорского Величества и Государыни Императрицы, брошюр и т. п., а в некоторых местах и разного рода гостинцев. В память св.коронования Вашего Императорского Величества и Государыни Императрицы волостными и сельскими обществами, приходскими попечительствами, духовенством и лицами других званий были сделаны многочисленные и разнообразные пожертвования на церковно-школьное дело. Как видно из сведений, поступивших в Святейший Синод к 1 января 1898 года, по сему случаю были устроены здания для 95 церковных школ, постановлено открыть 6 церковно-приходских школ и 22 школы грамоты, пожертвовано земли на 9 школ и денежных сумм: на ремонт 6 школ, на содержание 29 школ, на открытие 45 бесплатных библиотек, приобретено икон для 69 школ, киот для 12 школ, портретов Вашего Императорского Величества и Государыни Императрицы для 13 школ. Всех пожертвований на церковно-школьное дело к 1898 году поступило на сумму свыше 116.000 руб. единовременно и до 4.000 руб. ежегодно. Церковно-школьное дело на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В шестидесятых годах эмпирическая простота, ясность и наглядность были признаны началом и концом воспитания и обучения, и в достижении их педагоги доходили до притупляющей детей пошлости. Теперь, напротив, сознаны слабые стороны педагогического опрощения и устраняются крайности его. И в других областях жизни, в науке и в искусстве сильное влияние естествознания сказалось тогда в склонности к опрощению, к натурализму, к практичности: а в настоящее время натурализм в искусстве не признаётся уже высшим достоинством его, и слова „простенький” и „практичный” перестали служить терминами для обозначения высокого качества предмета. В философии произошёл или происходит поворот от материализма к спиритуализму, в искусствах и в литературе – от натурализма к идеализму, в науке – от эмпиризма к умозрению, в жизни – от практицизма к идеализму, вообще же взоры людей стали чаще обращаться к идеальному и небесному, нежели прежде. Третий, очень наглядный, признак наступившего и возрастающего укрепления веры в Бога и упадка безбожия можно видеть в обмелении тех философских и научных течений мысли, которые были или источниками безбожия, или поддерживали его. – Так, цветущая пора философского материализма миновала, например, в семидесятых годах известный материалист Бюхнер читал одну зиму в Германии, другую в Северо-Американских Штатах публичные лекции, в которых он опровергал доказательства бытия Божия и из которых он потом составил брошюру под заглавием Gottesbegriff (Понятие о Боге). И к лекциям, и к брошюре его, как учёная критика, так и ежедневная печать отнеслись довольно равнодушно, мало заметили их. Такие же пустые, нефилософичные и не строго учёные, как и его пресловутая книга Сила и Материя, они не произвели и сотой доли того влияния, которое имела в шестидесятых годах эта последняя книга. Молешотт забыт совершенно. Фогта теперь знают только как учёного зоолога, а не как материалиста. Новых талантливых материалистов и атеистов, которые овладели бы вниманием учёных людей и оказали значительное влияние на общество, не явилось, за исключением разве одного Ницше; да и этот недавно сошёл с ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В 1891 г. Розанов , провинциальный учитель словесности, был уже автором никем не оцененной философской книги «О понимании» (1886) и нескольких статей, которые были замечены: «Место христианства в истории» и очерки о Достоевском и Гоголе. Он прочел в «Русском вестнике» отрывки из леонтьевской статьи о Толстом, горячо заинтересовался самою личностью их автора и выписал его «Восток, Россия и славянство» через Говоруху-Отрока (писавшего под псевдонимом Ю. Николаев). Именно от него Леонтьев узнал, что его писаниями зачитывается молодой Розанов. Константин Николаевич послал ему свою брошюру об отце Зедергольме и короткое письмо (13 апреля 1891 г.). Между ними завязалась оживленная переписка, длившаяся неполных семь месяцев. Лучшая эпистолярная проза Леонтьева – письма к молодым Карцевым (1878): в них обоих, и в сестру, и в брата, он на склоне лет платонически влюбился и ими вдохновлялся... Константин Николаевич увлекся и Розановым, но иначе – интеллектуально; его очень оживило, что вот наконец-то нашелся человек, который его мысли понимает неизмеримо лучше, чем П. Е. Астафьев, Вл. С. Соловьев или же его московские молодые друзья (Кристи, Замараев, Александров, Фудель). Самые близкие ему люди, Мария Владимировна и Губастов, понимали его душевно, сочувствовали его «учению», но такое «домашнее» признание его, конечно, удовлетворить не могло. Леонтьев всю жизнь ждал другого – творческого отклика и дождался его только в последний год жизни. Розанов послал ему свой длинный и еще не законченный очерк «Эстетическое понимание истории» (Леонтьева), позднее переименованный («Теория исторического прогресса и упадка») и напечатанный уже после смерти Константина Николаевича 922 . Статья эта – скорее неудачная, скучноватая. Розанов попытался систематически изложить леонтьевское «учение», а делать этого он никогда не умел. Ему легче было излагать мысли в афоризмах, в лирических фрагментах, в «опавших листьях», в которых он часто отрицал то, что прежде утверждал... Лучшие свои статьи и заметки о Леонтьеве он написал уже в нашем веке; можно утверждать, что Розанов до самой своей смерти страстно проспорил со своим оптинским корреспондентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

цит. брошюру, стр. 104–108; а также выше, стр. 2–3). 1013 Отрывок, начиная с пр. 2, на стр. 61, составляет Сар. quing, I, 67 (Добротолюбие: Умозрит. и деят. главы, 117, т. III 2 , 259). 1018 Разумеются самые общие созерцания о тварном бытии, о самых общих и необходимых его формах (Quaest. ad Thal. LXIV, 708 В; LXV, 757 С). Пройдя их и возвысившись над ними, мысль приближается уже, так сказать, к границам бытия Божественного, вступает в область сверхъестественного и достигает премысленного и таинственного соединения с Богом. 1020 Мир мысленный собственно находится не под временем, а под веком, как формой своего бытия: Ambigua, PG. 91, 1164 ВС. 1397 АВ. 1022 Предлагаемый Акафист не рассмотрен высшей церковной властью и потому печатается здесь не для чтения при богослужении. Ред. 1023 Читатели писем князя Д. А. Хилкова, напечатанных вами в прошлом году, не могли не обратить внимания на то, что орфография автора писем отличается некоторым своеобразием: так, напр., мы нередко встречаем у него довольно необычное употребление заглавных букв, кавычек, а также замечу точкой других знаков препинания и проч. Тем не менее мы предпочитаем, с этой оговоркой, оставить неприкосновенной орфографию автора, за исключением тех случаев, где сохранение ее слишком резало бы глаза, а иногда могло бы вызвать недоумения и относительно смысла речи. M. Н. 1024 H. В. Ковалев, к которому адресованы печатаемые здесь письма князя Д. А. Хилкова, в настоящее время прапорщик русской армии. Родом крестьянин, H. В-ч окончил курс сельскохозяйственного училища, жил в деревне, занимаясь крестьянской работой: пахал, сеял, ухаживал за скотом; служил на железной дороге и на сахарном заводе; занимался шелководством и садоводством; работал на молочной ферме и т. д. – Еще юношей H. В-ч много читал по религиозным вопросам: Паскаля, Л. Толстого, Вл. Соловьева, Добротолюбие и др. Особенно сильное влияние на H. В-ча оказало религиозное учение Толстого. «Я принял умом непротивление» – говорит он, – «его и можно принять только умом; принятое сердцем, уже будет христианство».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010