Разделы портала «Азбука веры» ( 67  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Рождественский Никола Служба в Рождественскую ночь начиналась в четыре утра. Так принято было еще в том, старом храме, который сохранился лишь в памяти стариков. Они же, бабушки и дедушки, сквозь годы веру сберегшие и Бога не оставившие, своему священнику в новой церкви так и сказали: «Ты, батюшка, конечно, все уставы знаешь, но Рождество у нас завсегда рано утром начиналось, и “Кто Бог велий” мы затемно пели, и из вертепа огонек всю церкву освещал…» На том и порешили. Обычно отец Андрей за пару часов до службы на своем стареньком жигуленке из города приезжал, но в Сочельник, накануне Рождества, разыгралась нешуточная метель, и батюшка решил остаться на приходе. Вечером, распрощавшись с очередными колядующими, пошел он запирать церковную дверь, иначе ходоки с кутьей, узнавшие, что священник на ночь домой не уехал, до утра бы его донимали. Проходя через храм (комнатушка батюшки слева от алтаря, за пономаркой располагалась), отец Андрей в очередной раз споткнулся о взгляд с иконы, изображающей, как утверждал местный богомаз, святителя Николая. Странный взгляд. Не пугающий, не укоряющий, а какой-то останавливающий. С иконой этой целая история приключилась. Пришел как-то в храм местный художник, вернее даже не художник, а работник шахтного клуба. Да и как ему было не прийти, если церковь новая расположилась именно в здании бывшего очага шахтерской культуры? Практически все свои работоспособные года, до самой пенсии, рисовал здесь художник афиши, писал лозунги с призывами, составлял стенгазеты и наглядные пособия по технике безопасности. Выполнял эти незамысловатые поручения шахтного руководства и профсоюзов мастер кисти и плакатного пера всегда четко и тщательно, налегая прежде всего на две краски: положительную и призывающую — красную, отрицательную и осуждающую — черную. В церковь художник изначально практически не ходил, не мог смириться с тем, что на его рабочем месте теперь Богу молятся, и там, где раньше его мастерская была, теперь батюшкина келья. Но время шло, все вокруг менялось, да и возраст заставлял о вечном думать. После очередной, невесть откуда взявшейся болезни, когда скрутило так, что и о священнике вспомнил, и на икону, от матери оставшуюся, по-иному смотреть начал, зачастил художник в храм. Даже место себе там постоянное определил: за клиросом, в правом церковном углу, где народа поменьше.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

Священник Виктор Крючков: «Жизнь дана человеку затем, чтобы добро от него шло к другим» Такая служба. Зараменье. Храм Амвросия Оптинского (+ВИДЕО) Михаил и Екатерина П. Мы приехали к священнику Виктору Крючкову в деревню Зараменье. Это 160 километров на север от Твери по не очень хорошим асфальтовым и весьма плохим грунтовым дорогам. Отец Виктор жил в Москве, а здесь поселился в 1991 году. Сейчас ему 83 года. Он служит в храме в честь преподобного Амвросия Оптинского, который нарисовал и построил сам с помощью многих любящих и уважающих его людей. Местность в долине рек Медведицы и Мологи, развитая и богатая до революции, называлась «Тверской Карелией». Сюда в начале XVII века бежали с Ладоги от шведской экспансии православные финноязычные карелы. В составе Российской империи Тверская Карелия переживала беспрецедентный экономический подъем. Свободные плодородные земли не были исчерпаны даже к началу XX века. Революция, гражданская война, особенно коллективизация и раскулачивание, практически дотла уничтожили прежде цветущий край. Отец Виктор Крючков уже и сам стал неотъемлемой частью местной жизни в Зараменье. За плечами у батюшки успешная московская жизнь, учеба у Георгия Данелии, съемка четырех своих фильмов, игра в двух десятках других. Картины и выставки. Еще отец Виктор очень любит петь, знает множество народных песен. Мы разговаривали с отцом Виктором на «ты», поскольку он очень не любит обращение на «вы», говорит, что на «вы» наши предки только врагов называли. – Батюшка, расскажи, как ты стал священником? – Это рассказать невозможно. Я не могу ответить на этот вопрос. Так случилось. Когда еще у Георгия Данелии учился, появилось какое-то нетерпение. Что-то, мне показалось, не так. И в кино что-то не ладилось. Я ушел, вот и все. Получилось то, что получилось. – А в чем для тебя заключается служение людям? Людей надо не учить, а предупреждать: что это нехорошо, что от этого больно, от этого произойдет болезнь – Угадать, что им нужно. И то, что жизнь дана человеку затем, чтобы добро от него шло к другим. Чтобы человек не был злопыхателем. Чтобы человек знал, что вредно другим. Предупреждать надо. Не учить, а предупреждать: что это нехорошо, что от этого больно, от этого произойдет болезнь. Нормальные вещи должны быть.

http://pravoslavie.ru/146612.html

Священник Георгий Тиммер: «Именно в России я увидел безграничную меру святости» С отцом Георгием Тиммером, клириком Никольского кафедрального собора в Брюсселе, я познакомился более двух лет назад. В то время я жил в голландском городе Маастрихте, а по воскресным и праздничным дням ездил в бельгийский Льеж, в одну из русских Церквей. В день Рождества Христова, 7 января 2007 года, отец Георгий сослужил архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Симону в льежской церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». После этого батюшку из Брюсселя мне посчастливилось видеть не один раз. Он приезжал в Льеж совершать литургию – в те дни, когда отсутствовал владыка Симон. Высокий (как и большинство голландцев) и немного худощавый, отец Георгий стремился к строгости и порядку, уча прихожан не опаздывать на Божественную службу и достойно готовиться ко святому причастию. Приятно удивлял русский язык батюшки – правильный, колоритный и с малозаметным акцентом. Впрочем, служение в Льеже было и остается для отца Георгия временным церковным послушанием. Основной его приход – в бельгийской столице. Именно там, в Брюсселе, состоялась наша беседа с отцом Георгием – коренным голландцем с удивительно доброй, искренней и по-русски открытой душой. Эрик (Георгий) Тиммер родился в 1974 году в голландском городе Девентере, в нерелигиозной семье. Еще со школьной скамьи (с 12 лет) начал изучать русский язык. Впервые посетил Россию летом 1992 года. Поездка произвела неизгладимые впечатления на 17-летнего школьника из восточного региона центральной Голландии. – Мы поехали в Россию с группой голландской молодежи, повезли туда гуманитарную помощь, – рассказывает отец Георгий. – Жили и работали в помещениях, где сейчас находится монастырь преподобного Александра Свирского (Санкт-Петербургская епархия). В то время большая часть этих зданий принадлежала психиатрической больнице. Там я впервые посетил православное богослужение. Литургия служилась в пустом храме, без иконостаса и икон, с маленьким, но дивным хором. Все было каким-то особым, все дышало любовью: служба, природа, общение с сельскими жителями. Мне даже показалось, что там, на границе с Карелией, сохранилась толика той великой христианской любви, которой была пронизана русская культура. После первой поездки мы с другом принялись убеждать родителей отпустить нас в Россию на целый год.

http://pravoslavie.ru/31596.html

Содержание От русского издателя От румынского издателя Вместо введения От рождения до настоятельства Детство Посвяти его Матери Божией, и он не умрет! Уход в монастырь Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Поступление в монастырь Если бы мне прожить до тридцати лет Военная служба Десять лет университетов Отче, я умру! Монашеский постриг Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Избрание заместителем настоятеля Иеродиакон Макарий Тэнасе. Во время войны Иеродиакон Макарий Тэнасе. Настоятель Сихастрии Хочу увидеть Клеопу Принятие священного сана Иеродиакон Макарий Тэнасе. Первое всенощное бдение Терпение, Тэнасе! Иеродиакон Макарий Тэнасе. Церковь в огне Иеродиакон Макарий Тэнасе. Бдение Покрову Матери Божией в Сихастрии Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Отец Серапион и милостыня Иеродиакон Макарий Тэнасе. Два года засухи Иеродиакон Макарий Тэнасе. Чудо Божией Матери Архимандрит Арсений Папачок. Он был великий духовный человек и подвижник Жизнь в пустыне Старец Клеопа Воспоминания о жизни в горах Расступитесь, у меня документ от Матери Божией! Самая большая радость Хитрая лиса, лесные крысы, «крысы» и птички Лесная нерукотворная труба Настоятель слатины В монастыре Слатина Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Настоятель Слатины Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Отец Кирилл постник Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Искушение справа Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Авва Каллиопий и смирение Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Что мне делать? Не было другого такого, как он Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Пустынник в общежитии Снова в скитаниях Воскресение Христово в лесу Воспоминания очевидцев Брат, когда я вижу тебя, то не могу забыть… Воспоминания старца Клеопы о временах гонений Возвращение в Сихастрию Не в меру дает Бог духа Снова в Сихастрии А я думал, что тебя зовут Георгий Два кукурузных початка Не делай аборт Ты будешь служить Матери Божией Иди в монастырь М. Можете остаться хоть на неделю Иди, иди, все равно в конце концов придешь сюда! Сделай подарок своей маме Я увидел женщину крадущую Не осуждай старика! Будь осторожен, это от бесов Идите к местному епископу Отец Клеопа – маяк посреди бури Между небом и водой Епископ Афанасий (Евтич), Сербия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Тайна старого сумасброда Нико с наганом за поясом зашел в церковный полумрак этаким надутым индюком 26 сентября, 2015 Нико с наганом за поясом зашел в церковный полумрак этаким надутым индюком Предлагаем вниманию читателей новый рассказ Марии Сараджишвили. Когда к старцу Кириллу Павлову пришли и стали говорить, что сейчас очень много людей в храмах и можно надеяться, что вера в народе начала укрепляться, отец Кирилл попросил набрать полное ведро воды. Когда его набрали, он сказал: «Это – количество людей, которые сейчас ходят в храмы». Потом старец попросил воду вылить… И когда вылили, обратно стекло всего три капли. Отец Кирилл пояснил: «Это – те, кто спасается сейчас». На недоумение присутствующих он ответил: «Большинство людей ходят в храм со словом «дай». Дай здоровье, Господи, дай финансовое благополучие, дай семью, дай детей… Очень мало кто приходит в храм со словами: «Прости, Господи! Прости, что грешил; прости, что не любил; прости, что забыл Тебя». И, к сожалению, большинство этих слов так и не произносит. Посещая долгие годы храмы, они не понимают, что в церковь должен приходить кающийся грешник с покаянным лицом, а не мнимый праведник, который делает одолжение Богу тем, что он в храме находится». С просторов интернета – Слава Богу за всё! – произнес отец Ираклий, усаживаясь за обед. Он был в приподнятом настроении. И служба хорошо прошла, и жизнь радовала, и никаких реальных проблем не намечалось на предстоящий день. Словом, именины сердца. Тут раздался звонок мобильного телефона. Заиграл его любимый «Ноктюрн» Шопена. И как всегда – не вовремя. Звонил его родственник Лаша – росли вместе. После взаимных расспросов нарисовалась такая картина, не вызывающая энтузиазма. В Имеретии умирает его столетний троюродный дядя Нико со стороны матери. И ждет именно его, Ираклия, хочет поговорить напоследок. И нет – чтоб войти в положение и представить реально, чего стоит одна дорога по такой жаре в сотню километров с лишним… Куда ведь проще вызвать местного священника в пределах досягаемости. Пусть выговорится, кто ж будет против.

http://pravmir.ru/tayna-starogo-sumasbro...

29. Среда сырная. Прп. Кассиана Римлянина. Служба прп. Кассиана Римлянина не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и прп. Кассиана, глас 6-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже рече Симеон...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Дева Нескверная...». По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон) . «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...» (с разделением на три части и с великим поклоном после каждой), затем 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и снова один великий поклон в конце молитвы: «Господи и Владыко...» (без разделения на части). Чтец: Трисвятое . По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит великий отпуст. Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением). По «Достойно...» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди...», но – тропари малого повечерия, а именно: В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи...», тропарь храма. «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-13/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть «Сердцем почувствовал его прямоту и трогательную детскость...» О схиархимандрите Херувиме (Дегтяре) Владимир Мельник   00:22 27.08.2013 1958 Время на чтение 3 минуты Долгое время мы с женой посещали Богоявленский собор в Москве . Служба там всегда идет ровно, начинается в одно и то же время, священники очень хорошие, знающие, доброжелательные, уравновешенные. Главное - там почивают мощи святителя Алексия, митрополита Московского. После воскресной службы мы любили постоять на молебне у мощей святого. Другой живой достопримечательностью был многие годы схиархимандрит Херувим (Дегтярь). Седовласый старец с длинными четками всегда стоял с правой стороны от мощей святителя, но в некотором отдалении, за колонной. Рядом с ним всегда стоял сравнительно молодой мужчина по имени Лаврентий. Когда отец Херувим бывал в отъезде, Лаврентий всегда мог сказать - где он и когда будет в Москве. Время от времени к отцу Херувиму подходили люди. Кто с просьбой о молитве, кто с вопросом. Те деньги, которые ему давали, он насколько я понимаю, увозил в опекаемые им женские монастыри - один в Белоруссии, другой в Украине . Как-то и мы подошли к старцу со своими просьбами о молитве. Познакомились, я подарил ему свои книги. Потом стали подходить чаще к нему, всегда брали благословение. Батюшка отнесся к нам приветливо. Однажды после службы мы вместе пошли на Даниловское кладбище, на могилку схиархимандрита Питирима (Нечаева). Отец Херувим очень обрадовался, когда узнал, что моя жена Татьяна работала у владыки на кафедре теологии в МИИТе.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

     Конечно, я наблюдала за ним. Он не знал, не догадывался, что гостья обладает такой чертой – везде присутствовать, многое замечать. Признаюсь, я была уверена, что в Мадриде у священника расслабленная, почти курортная жизнь. Была неправа: глядя на то, как протоиерей Андрей Кордочкин проводит экскурсии по храму, непрерывно общается с прихожанами и захожанами, ездит в отдаленные (километров по 500) приходы, посещает выходцев из СССР в тюрьмах, встречается с представителями местной власти, оставалось удивляться, что ему хватает сил на службы. Кстати о службах: получив назначение в Мадрид, отец Андрей с матушкой Александрой оказались в гараже: несмотря на то, что первый приход Русской Православной Церкви появился в Мадриде в 1761 году, службы совершались в бывших магазинах, переговорных пунктах и мастерских. Так было до 2 мая 2013-го года: служба в Великий Четверг состоялась в настоящем храме — белом, сияющим золотыми куполами. " Что было самым сложным при строительстве церкви? " — спросила я главу строительной фирмы " Интерхест 2006 " Марио Ромеро. Он засмеялся: " Ваши полукруглые своды и нефы, купол. У нас так не строят со Средневековья " . Что ж, сегодня храм святой равноапостольной Марии Магдалины – культурный памятник, который любят и которым гордятся мадридцы. Сюда приезжают специально, чтобы сделать селфи, показывают гостям. И на сайтах по продаже недвижимости она обязательно упоминается. Прилагаются и фотографии. При храме существует " Русский дом " , где испанцы стараются постичь русский, воскресная школа, музыкальная, проходят занятия с усыновленными в России детьми. Кажется, всего и не перечесть. Но о чем-то мы все же успели поговорить с отцом Андреем. Например, почему он решил стать священником, как живется русскому в Испании. И, конечно, о матушке. . - Отец Андрей, я бы хотела начать разговор не с вас, а с вашей жены. Согласно сословию — матушки. Вы оба – россияне, представляющие в Испании Русскую Православную Церковь. Но вот в чем хитрость ее судьбы: выходя замуж за иностранца, женщина попадает в его семью, клан, окружение и постепенно привыкает к новой жизни. Вы оба чужие в Испании. Но в силу профессии, священник довольно быстро вовлекается в социум: к вам приходят люди, вы постоянно востребованы — крестить, венчать, отпеть, навестить в тюрьме. А что в это время делает матушка?

http://pravoslavie.ru/81933.html

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Раб Божий — это звание, которое нужно заслужить 9 апреля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Мы привыкли всегда говорить: «На всё воля Божия». Но отдаём ли мы себе отчёт, что это значит, когда мы произносим эти слова? 9 апреля. ПРАВМИР. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Благовещенском храме Углегорска. По окончании богослужения архиепископ Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом, — сообщает Пресс-служба Горловской и Славянской епархии Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель и благочинный, дорогие братья и сестры! Я от всей души поздравляю вас с Благовещением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, великим двунадесятым праздником, который в этом году пришёлся на дни Страстной Седмицы. Так бывает нечасто. И, несмотря на то, что это дни особые, праздник Благовещения всё равно стоит на первом месте. Мы его празднуем сегодня в этом храме как престольный день. Празднуем торжественно, как будто бы и нет Страстной Седмицы у нас на календаре. Я впервые на Благовещение здесь, в этом храме совершаю богослужение. Так получалось, что каждый год в этот день я богослужение совершал в городе Горловка. Там тоже был Благовещенский храм. И мы в этом храме молились, было соборное архиерейское богослужение, мы торжественно этот день праздновали. В прошлом году, в августе, этот храм в результате прямого попадания снаряда был полностью разрушен. Сейчас на этом месте ничего нет. Здесь настоятель Благовещенского храма отец Виктор, он со мной сегодня приехал на службу. Надеюсь, что когда закончится война, мы этот храм сможем восстановить. Но я с большой радостью приехал сюда для того, чтобы помолиться вместе с вами в этот праздничный престольный день. Праздник Благовещения — это день особенный. Этот день наполнен такой радостью, которая показывает нам, что в мире, в жизни человеческого рода всё совершается по Промыслу и по воле Божией. Ничего без воли Божией не происходит. Что бы ни было, верующий человек, христианин знает, что без Промысла Божия это не происходит.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о слезах и умилении Приснопамятный игумен монастыря Святого Дионисия архимандрит Гавриил рассказывал об имевшем великий дар умиления монахе Геронтии, который подвизался в монастыре Святого Пантелеймона. Будучи уставщиком и проводя день и ночь в храме, он имел неразлучным спутником своей жизни умиление. В свободные от послушания часы он сидел в притворе храма и молился. Левой рукой перебирая четки, правой он утирал текшие у него рекой слезы, используя для этого кусок материи, который он полоскал время от времени в море. Отец Геронтий происходил из Кидонии (Малая Азия). Однажды, защищая молодую христианку от нападавшего на нее с постыдными намерениями турка, он вступил с ним в драку и убил его, намеренно или нет, неизвестно. Пятьдесят лет он тихо и мирно прожил в русском монастыре, как беззлобнейший агнец. В 1911 году, в пятницу 5-й седмицы Великого поста, отец Гавриил – в то время послушник, а впоследствии игумен Дионисиата – оказался в Русском монастыре на последовании Великого канона, которое там совершается в виде бдения. Эта таинственная служба осталась в его сердце незабываемой. Он рассказывал, что видел «как будто в видении» почтенного отца Геронтия, отиравшего слезы во время пения «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?». Когда же он дошел до последнего богородичного тропаря первой песни, его сердце с такой силой предавалось умилению, что он пел, воздвигнув руки к иконе «Всецарица» и глядя с крайним благоговением на Ее ангельский лик, со многими слезами, но в то же время и с сыновней близостью: «Богородице, Надеждо и Предстательство Тебе поющих, возьми бремя от мене тяжкое греховное». И когда приснопамятный старец начал читать житие преподобной матери нашей Марии Египетской, «это было исключительное и незабываемое зрелище. Более пятидесяти старых монахов, в большинстве своем иноязычные русские, сгрудились вокруг аналоя для слушания жития. Одни из них стояли коленопреклоненно, другие, старше первых, сидели на корточках и, не моргая, смотрели на губы почтенного уставщика. Многого они, я думаю, не понимали, но его умилительный тон и все его превосходное чтение приковывали их внимание. И чем более длилось это непревзойденное по выразительности и силе чувства чтение, тем более теплым становился голос старца и его внутреннее сокрушение духа становилось все более явственным... Но когда он дошел до раздирающего душу диалога между аввой Зосимой и преподобной Марией, когда авва вопрошает: «Скажи мне, преподобная Божия...», а та ему отвечает: «Авва Зосима...», сладчайший старец не смог сдержать в себе волнения. Его сердце не выдержало и разрешилось рыданием и неудержимыми слезами, что сразу передалось всему благоговейному собранию...».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010