Иеросхимонах Михаил (1877–1962) Отец Михаил (Питкевич) был последним великим Валаамским старцем. В 1926 году обитель оказалась за пределами России, и в угоду интернациональному экуменическому движению Финская Церковь , руководимая Константинопольским Патриархатом, заставила Валаам перейти на западный календарь. Валаамцев, отказавшихся принять новое летоисчисление, судили, запугивали, ссылали в дальние скиты, с позором выгоняли совсем с монастыря. Некоторые даже были посажены в тюрьму в Выборге как «нарушители порядка». Не выдержав, многие монахи уехали в Сербию и даже в Советский Союз. Отец Тимон (такое имя носил старец до принятия схимы) был во главе Старостильнико в и убеждал других крепко держаться чистоты православия. Уезжать он не хотел и решил все терпеть до конца в своем монастыре. «Хоть живьем закопайте, – отвечал он своим судьям (правящей партии монастыря), – не отступлю от своих слов, от того, что мне заповедал старец еще до поступления в монастырь». Вместо старца Михаила, который был духовником монастыря до раскола и умер от разрыва сердца в ссылке на Предтеченском острове, духовником тех, кто держался старого стиля, стал отец Тимон. Тяжелые дни наступили для оставшихся верными чистоте православия. За ними следили, придирались, обвиняли в том, чего они не делали, издевались. Посылали на всякие неподходящие послушания. Отцу Тимону приказали оставить Гефсиманский скит, где он подвизался, и перевели его в монастырский корпус, дали келлию среди других, что ему было очень тяжело после скитской тишины и уединения. Пользуясь разрешением владыки, «старостильники», испросив себе пустое помещение – «глиномятку» (после прекращения производства изделий из глины), устроили в ней себе церковь , где совершалась служба в четыре часа утра ежедневно. Многие миряне в те дни посещали Валаам, ища у старцев ответа на волновавший тогда всех вопрос о церковном расколе и о том, что правильно и чего надо держаться. Отец Тимон непрерывно продолжал свой молитвенный подвиг, ежедневно служа литургию тихо, незаметно, стараясь не раздражать своих преследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

поиск:   разделы   рассылка Епископ Венский и Австрийский Иларион Памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Источник:  Пресс-служба Представительства РПЦ при европейских международных организациях Вспоминаю свое первое посещение Псково-Печерского монастыря. Было мне тогда лет тринадцать, и на зимние каникулы я приехал в Печоры. Каждое утро, около шести часов, растворялись монастырские ворота, и я оказывался в каком-то волшебном царстве, отделенном от внешнего мира высокими и глухими каменными стенами. В этом царстве, наполненном неземной тишиной, все было необычно, возвышенно, чудесно. Даже воздух казался иным. Долгие монастырские службы, монашеское пение, колокольный звон, иноки в рясах и черных клобуках, бесшумно передвигавшиеся по зимнему снегу: все это производило неотразимое впечатление. В один из сумрачных и морозных дней той далекой зимы я увидел на дворе Псково-Печерского монастыря толпу людей, преимущественно женщин, одетых в теплые пальто и шерстяные платки. Выражение их лиц, сумрачное и озабоченное, вполне соответствовало погоде. Вдруг я заметил, как из дверей братского корпуса вышел пожилой монах невысокого роста, в черной рясе и скуфье, с распущенными серебряными волосами. Как только он появился, толпа ринулась к нему навстречу: люди бежали, обгоняя друг друга, спеша получить его благословение. Лицо старца сияло, подобно весеннему солнцу, и на лицах людей засветилась радость. Это и был отец Иоанн (Крестьянкин), имя которого уже тогда было окружено всероссийским почитанием. Ради того, чтобы увидеть его, чтобы получить его благословение или совет, тысячи людей со всей России стекались в Псково-Печерский монастырь – один из тех немногих духовных центров, которые остались не закрытыми и не разрушенными в советские годы. Отец Иоанн прожил в этом монастыре несколько десятилетий. Перед дверью его кельи всегда сидели посетители, а когда он шел в храм на богослужение, паломники окружали его плотным кольцом. Для каждого отец Иоанн находил доброе слово, каждого умел обласкать, утешить, духовно укрепить. Помню беседы с батюшкой в его келье. У него была характерная манера сажать собеседника рядом с собой и во время разговора класть руку на его плечо, а иногда даже упираться лбом в лоб собеседника. От отца Иоанна всегда исходила необыкновенная теплота и энергия. По окончании беседы отец Иоанн помазывал посетителя освященным маслом, давал с собой иконки, антидор, снабжал духовной литературой, которой тогда так не хватало.

http://religare.ru/2_25800.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.3 из  5) В святую ночь Тихая весенняя ночь спустилась над пробудившейся от зимнего сна землей и величественно раскинула свой таинственный звездный покров.… В густом лесу пахнет молодою, свежею листвою и радостно разносится в чистом ночном воздухе звон монастырского колокола, призывающего народ к светлой заутрене в эту великую, святую ночь Воскресения Христова. Небольшая, бедная обитель почти совершенно затерялась в чаще старых деревьев, плотною стеною придвинувшихся к монастырским стенам со святыми воротами, над которыми виднеется икона Нерукотворенного Спаса с теплющейся перед нею неугасимой лампадой. Все иноки уже давно в храме, хотя служба еще не началась, и только отец Онисифор остался в своей келье, так как злая горячка уже давно приковала его к постели и его шестидесятилетний организм едва борется с упорным недугом… Врач-монах, отец Исидор, с часа на час ожидает кризиса и даже не советует больному отпускать от себя к заутрене келейника Евгения. Но разве можно в эту святую ночь лишать человека высшего духовного утешения? Отец Онисифор сам настойчиво потребовал, чтобы юноша пошел к заутрене. А приказывать и требовать беспрекословного исполнения своих приказаний отец Онисифор научился еще тогда, когда служил в военной службе. Впрочем, как все это было давно! Уже более четверти века, как отставной полковник Михаил Иванович Однобоков бросил блестящую военную карьеру и удалился в эту тихую обитель, которая запечатлелась в его памяти еще со времен юности. Вот как это случилось. Михаил Иванович всего только год как был произведен в офицеры в Нский гусарский полк, квартировавший в это время на юге России в Заднепровье. В августе месяце того года были назначены большие кавалерийские сборы в окрестностях местечка М., и полк, в котором служил молодой корнет Однобоков, двинулся туда походным порядком. Путь был не ближний: верст около двухсот, и с дневками на это потребовалось целых восемь дней, но походная жизнь очень понравилась Михаилу Ивановичу. Постоянная перемена лиц, впечатлений и дивные картины нашего благодатного юга, потонувшие в вишневых рощах беленькие хатки, пирамидальные тополи, белые акации, могучие каштаны…

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Скачать epub pdf Глава 1. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Митрополит Владимир является первомучеником в длинном ряду убиенных и замученных Российских православных архиереев. В то время когда убили в Киеве митрополита Владимира, в Москве проходил Священный Собор Всероссийской Православной Церкви. Весть о мученической кончине старейшего иерарха России глубоко взволновала всех членов Собора. И именно на день его смерти (25 января) Собор и установил ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и мучеников. Высокопреосвященный Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, до пострижения в монашество назывался Василием Никифоровичем Богоявленским. Он родился 1 января 1848 г. от благочестивых родителей в селе Малые Моршки Тамбовской губ., где отец его был священником и впоследствии был тоже зверски убит. Владыка митрополит получил образование в духовном училище и в духовной семинарии, и в 1874 г. окончил Киевскую духовную академию. Далее следует семилетняя педагогическая служба в качестве преподавателя в родной Тамбовской духовной семинарии. В 1882 г. будущий митрополит посвящает себя пастырскому служению в Козлове Тамбовской губернии, где молодой батюшка отец Василий явился ревностным проповедником и учителем народа. В 1886 г. Господь ниспослал первый тяжелый крест отцу Василию. Умирает его дорогая спутница жизни молодая жена, умирает вскоре и единственный малютка ребенок. Отец Василий тогда же удалился в обитель и принял монашество с именем Владимира, но не долго оставался отец Владимир в Козловском монастыре. Дальнейшее служение церкви отца Владимира быстро вело его по иерархической лестнице. В 1888 г. он был посвящен в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1891 г. владыка получил назначение в Самарскую епархию. В то время Самарскую губернию постигло величайшее бедствие от неурожая и холерной эпидемии. Владыка Владимир в эти дни народного бедствия проявил себя великим героем духа, всецело отдавшись служению больным и заботам о голодающих и своим личным примером воодушевлял пастырей на самоотверженный подвиг страждущему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Стопами отца Рассказ протоиерея Константина Семянко Протоиерей Константин Семянко Митрофорный протоиерей Андрей Семянко, невзирая на преклонный возраст, до последних дней сослужил на воскресных и праздничных литургиях в своем приходе – Стратфордском храме Сретения Господня в Коннектикуте, США. 21 октября 2016 года отец Андрей скончался на 90-м году жизни. Теперь рассказ его сына, протоиерея Константина, звучит как эпитафия дорогому батюшке. Отец Константин – душа прихода, неутомимый труженик на ниве Божией, с истинной любовью принимает каждого. Встреча с таким человеком – как глоток свежего воздуха, общение и службы запоминаются надолго. Многие прихожане не говорят по-русски, и хотя служба идет на церковнославянском языке, они неизменно молятся на литургии и вечерних богослужениях. Для англоязычных в доступном месте находится перевод основных моментов богослужения, каждый раз обновляются распечатки с дневными чтениями Апостола и Евангелия. На приходе царит семейная атмосфера, неизменно дружеское общение после трапезы. Поистине постигаешь, что Православная Церковь Христова – дом родной для всех последовавших за Христом и облекшихся в ризу Крещения. Мои родители были воспитаны столпами Православия – Наша семья оказалась в Америке в начале 1950-х. Родители тогда еще не были женаты, хотя и были уже знакомы до приезда в Америку, виновницей всего этого была Вторая Мировая война. Мой отец, живя в Полтаве, и мать, живя в Харькове, оказались в оккупационных зонах, их вывезли на работы, и так получилось, что в конце войны они были в американской оккупационной зоне и попали в Америку в начале 1950-х годов. Протоиерей Андрей Семянко Вот что еще интересно: какая могла быть связь между Харьковом и Полтавой, как получилось, что эти двое людей – мой отец, еще юноша, а мать моя, еще девушка – жили в одном доме в Германии, в городе Гейдельберг, который потом часто вспоминали. Там они и познакомились. Сначала они работали где-то на Волыни, и их перевозили – то у одного фермера должны были работать, то у другого.

http://pravoslavie.ru/118889.html

19. Пятница сырная. Ап. от 70-ти Архиппа. Служба ап. от 70-ти Архиппа не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (подобно службе в среду сырную). На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и апостола, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Не терплю, Чадо...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Грозд всезрелый, Чистая…». По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…» (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – великий отпуст. Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением). По «Достойно…» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди…», но – тропари малого повечерия, а именно: В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи…», тропарь храма. «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». Чтец : «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о Великом Господине…», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самех». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-04/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Иоасаф, епископ Белгородский (+ 1754) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 дек. в день преставления, 4 сент. в день обретения мощей, б июля тесте с Собором Радонежских святых Святитель Иоасаф родился в знатной малороссийской семье Горленко. Славилась она и своим благочестием. Брат и сестра его отца постриглись под именами Пахомий и Анастасия. Отец его, Андрей Димитриевич, любил более всего уединенную семейную жизнь и не выезжал из своего поместья около Прилук. Ни придворная жизнь, ни военная служба не привлекали его. В конце своей жизни он оставил свой роскошный дом и поселился в маленькой келье в лесу, чтобы предаться молитве. Мать святителя, Мария Даниловна, была дочерью гетмана Апостола. Будущий святитель родился 8 сентября 1705 г. — в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, во время литургии, и был наречен Иоакимом. Он был первенцем. Кроме него в семье было еще двое детей: полковник Андрей Андреевич Горленко, имевший многочисленное потомство, и Прасковья Андреевна Квитка. Однажды Андрей Димитриевич сидел на крыльце своего дома, размышляя о судьбе своего старшего сына. Внезапно он увидел небо, как бы объятое пламенем, и посреди этого пламени Пресвятую Богородицу, а у ног Ее — распростертого Иоакима и услышал глас Ее: «Довлеет Ми молитва Твоя». В то мгновение ангел накрыл отрока епископской мантией. По воле Божией отец хотя и был потрясен видением, но забыл о нем и вспомнил лишь по кончине сына. Восьми лет Иоаким поступил в Киевскую Братскую академию, где учились его отец и дядя и где получало образование все малороссийское дворянство. Там господствовало монастырское направление: все преподаватели были иноками, а воспитанники носили подрясники. Посещал Иоаким и Печерскую лавру, и в нем созрела решительность посвятить себя иноческой жизни. Но родители благословения своего ему не дали. Тогда он оставил в Киеве для сношения с ними своего слугу, а сам поступил послушником в Межигорский монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/437957/

IV. Воспоминания Священник Василий Шустин 474 . Отец Варсонофий Оптинский В миру о. Варсонофия звали Павлом Ивановичем Плиханковым. Он происходил из оренбургских казаков, кончил Полоцкий кадетский корпус и в офицерском чине вышел из Оренбургского военного училища. В Петербурге он окончил казачьи офицерские штабные курсы. Участвовал в пограничных боях в Туркестане 475 . Служил в штабе Казанского округа. Родился он 5 июля и считал преп. Сергия Радонежского своим покровителем. «Приходилось, – говорил Батюшка, – делать по службе приемы, приглашать оркестр, устраивать танцы; были карты, вино. Меня это очень тяготило. Лучше бы те деньги, которые затрачивали на эти парадные приемы, использовать на другие цели. Но моя служба по штабу заставляла меня так поступать». Отец Варсонофий рассказывал про свою встречу с о. Иоанном [Кронштадтским] в Москве: «Когда я был еще офицером, мне по службе надо было съездить в Москву. И вот на вокзале я узнаю, что о. Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я вошел в церковь , обедня уже кончалась. Я прошел в алтарь. В это время о. Иоанн переносил Св. Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он вдруг подходит ко мне, целует мою руку и, не сказав ничего, отходит опять к престолу 476 . Все присутствующие переглянулись и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником. Я над ними потешался, так как у меня и в мысли не было принимать сан священника. А теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я не только священник, но и монах». При этом батюшка о. Варсонофий сказал между прочим: «Не должно уходить из церкви до окончания обедни, иначе не получишь благодати Божией. Лучше придти к концу обедни и достоять, чем уходить перед концом...» Другой оптинский иеромонах, Варсис, рассказал мне, что с ним произошел тот же случай, что и со мной, когда о. Иоанн меня приобщил двумя частицами Тела Господня. Это, по его мнению, было указанием на его монашество. Отец Варсонофий не мог объяснить сего случая, но сказал, что он, несомненно, означает что-то важное.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

А.М. Величко Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник После смерти св. Маркиана в Империи вновь возникла проблема выбора императора. Поскольку римское общество было уже давно не столь монолитно и этнически единым, как в старые времена, фактически выбор предопределил не сенат, не армия и даже не патриарх, только-только начинавший ощущать плоды 28-го канона, а наиболее влиятельные фавориты. Самым сильным из них был Аспар, полуалан – полугот по происхождению, первый член сената, уже довольно давно прижившийся при царском троне. Три члена этой семьи – Ардабударий, отец Аспара, сам Аспар и его сын Ардабударий, один за другим начальствовали над войсками Востока 837 . Отец Аспара был женат на дочери знатного гота Плинты, который стал консулом ещё в 419 г., а в 427 г. за воинские заслуги вторично удостоился консульства. Аспар унаследовал полководческий талант Ардабудария и сам отличился в военных походах, также став консулом в 434 г. Ардабударий, старший из трёх сыновей сановника, выделялся отчаянной храбростью, и ему явно симпатизировала военная удача. Он выдвинулся на первые роли в армии ещё при св. Феодосии Младшем и стал консулом, как его отец и дед, в 447 г. Это была поистине боевая семья, пользующаяся заслуженным авторитетом. Однако, как и многие варвары, гот сохранил специфическое отношение к Римской империи. Служба у императора была для него способом обогащения и личного утверждения, и германец был верен царю и государству до тех пор, пока эта верность соответствовала его интересам. Поскольку значительная и наиболее боеспособная часть войска состояла из готов, Аспар не боялся превратностей судьбы. Но, будучи человеком опытным и основательным, заботился о своей репутации, щедрыми подачками покупая расположение средних и низших слоев Константинополя. Ему столица обязана замечательными водохранилищами, выстроенными варваром за собственный счёт в 50-х гг. V столетия. Без сомнения, германец чувствовал себя вполне уверенно, и при определённых обстоятельствах имел шансы претендовать на высшую честь. Однако у Аспара был один существенный недостаток, напрочь перечеркивающий все его амбициозные планы – он был арианином, и он прекрасно понимал, что никогда Церковь и народ не признают его своим царём.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Подмосковье прихожане и духовенство простились с погибшим священником 2 августа, 2013. Новостная служба После крестного хода настоятель храма протоиерей Игорь Кузмин, его супруга Елена и их сын Феодор были погребены за алтарем Успенского храма. 2 августа. ПРАВМИР. 31 июля в селе Успенское Домодедовского района Московской области прошло прощание с трагически погибшими в автокатастрофе настоятелем Успенского храма протоиереем Игорем Кузьминым и членами его семьи. Об этом сообщается на сайте Московской епархии . По благословению Управляющего Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, заупокойные службы возглавил благочинный Домодедовского округа протоиерей Александр Васильев. Ему сослужили священники района, близко знавшие и любившие и отца Игоря, и его семью. С ними вместе молились прихожане Успенского храма и все те, кто был знаком с усопшими. Храм не смог вместить всех, кто захотел придти проститься Торжественно и трогательно пели хоры Успенского храма и сводный хор Домодедовского благочиния под управлением священника Сергия Голева, регента хора Московской епархии и настоятеля храма Воскресения словущего села Колычева. Во время чина отпевания отец Александр сказал слово о жизни и служении почившего настоятеля. Он зачитал телеграмму Владыки Ювеналия со словами соболезнования и молитвенной поддержки родным. После крестного хода настоятель храма протоиерей Игорь Кузмин, его супруга Елена и их сын Феодор были погребены за алтарем Успенского храма. Отец Игорь пришел к Богу уже в зрелом возрасте. Тогда, в начале 90-х годов ХХ столетия, когда разрушенные храмы вновь возвращались верующим, был необычайный духовный подъем, и многие люди самых разных слоев общества с горячим сердцем шли в Церковь, чтобы послужить Господу. Среди них был и будущий отец Игорь. Духовной колыбелью для него стал Знаменский храм села Кузьминское Домодедовского района, где настоятелем в то время был священник Александр Васильев, ныне протоиерей и благочинный Домодедовского округа. Именно он разглядел в этом молодом тогда человеке будущего пастыря и рекомендовал его для священнического служения.

http://pravmir.ru/v-podmoskove-prixozhan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010