Глава VII. Божественная служба или литургия святого Иоанна Златоустого §1. Литургия Златоустого не первая Все писатели утверждают, что составитель настоящей литургии есть св. Иоанн Златоуст . Известно также и то, что этот св. отец взял те же обряды из прежде составленной литургии св. Василия Великого , но только сократил молитвы. Как о той, так и о другой литургии св. Прокл, ученик св. Иоанна, в книге о предании Божественной литургии, говорит: «апостолы некогда имели обычай совершать Божественные Тайны весьма пространно, читали многие молитвы и оставили нам пример при сем жертвоприношении употреблять длинные молитвы, но после некоторого времени, охладевшие в ревности и усердии к вере и занимавшиеся более делами века сего и мирскими попечениями, начали скучать продолжительностию литургии и едва ходили к слушанию Божественной службы. Видя это, св. Василий принял против сего спасительный способ и первый издал краткую и удобную литургию (о чем см. в житии его). Спустя немного времени, тот отец наш, одаренный златым языком, Иоанн, имея надлежащее и неусыпное попечение о спасении овец, как надлежит пастырю, и снисходя слабости и нерадению человеческого естества, решился вовсе истребить все сети и наваждения сего сатанинского предлога и, исключив многие слова из литургии Василия Великого , составил и издал вместо длинных молитв краткие». §2. Начало литургии есть «благословено Царство» Благословено Царство. Вечернее пение начинается словами благословен Бог наш для показания, что наше боговедение было темное и начальное; утреня начинается: слава Святей, Единосущней и Нераздельней Троице, для показания света древнего закона, а литургия начинается словами: благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, где ясно разделяются Лица Божества. Ибо сначала мы были среди идолопоклонников и знали только то, что есть истинный Бог и Творец всей твари; это и выражается на вечерни. Потом, что Бог есть существо Триипостасное, мы узнали из сеновного пророческого проповедания; это и выражается на утрени. Наконец, после вочеловечения Слова Божия, ясно открылось нам, что сии три Ипостаси суть Отец, Сын и Св. Дух, во имя Которых мы крестились и чрез Которых мы усовершились в боговедении: и это выражается на литургии. Св. Герман спрашивает: «почему на литургии иерей нарицает троичность Божества, а не единство; ибо не говорит: благословен Бог, или: благословено Царство Божие, но различает Лица: благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа?» И потом сам отвечает: «потому что люди в первый раз узнали в трех Лицах Бога чрез вочеловечение Господа, а сие тайнодействие совершается в воспоминание вочеловечения Господня; посему и надлежало в самом начале возвещать миру и проповедать Троицу». §3. Великая ектения древняя

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иеромонах Захария не виноват, но его всё равно наказали Клиническая бандеровщина, похоже, захватывает и священнослужителей канонической Церкви на Украине 15.11.2022 2263 Время на чтение 4 минуты Фото: СПЖ В Киево-Печерской лавре прокомментировали ситуацию с исполнением прихожанами песни о России в одном из храмов обители и рассказали, что в ближайшее время соберут духовный собор. На нем определится судьба насельника – иеромонаха Захарии, который допустил песнопения, сообщает «Союз православных журналистов». Наместник Лавры митрополит Павел заявил, что священнику уже запретили совершать Божественную литургию и служить молебны. «Я уверен, что сам отец Захария не пел этих песен. Мы не поем в храме светских песен, в храме поются лишь величания святым, а не величания кому-то. В храмах мы должны молиться об одном – о мире, о скорейшем завершении войны», – заявил иерарх УПЦ. Уставщик Лавры архимандрит Поликарп (Линенко) пояснил, что это произошло во время молебна у иконы Божией Матери «Всецарица», на который всегда собирается множество людей. «Этот молебен всегда служит один священник, поют его люди, которые собираются. После молебна люди получают от священника помазание освященным елеем от иконы, и поскольку людей много собирается, то группа активистов во время прикладывания к иконе поет разные духовные гимны», – сказал отец Поликарп. Архимандрит добавил, что иеромонах Захария, который совершал молебен, был занят: совершал помазание, общался с прихожанами и попросту не слышал, что они поют «Звон плывет, плывет над Россиею». «На наивысшем уровне лаврского священноначалия этот священник отстранен от совершения богослужения, в ближайшее время соберется духовный собор Лавры, который эту ситуацию разберет и решит, кому какое дать наказание», – заявил отец Поликарп. Тем временем Служба безопасности (СБУ) и полиция Украины начали расследование по видео с песнопениями о России на русском языке в Киево-Печерской лавре. Как грозно заявил глава СБУ Василий Малюк, «мы не допустим таких проявлений».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/15/ie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наталья Родоманова: Некорректно проводить параллели между Православием и ВИЧ-диссидентством В Санкт-Петербургской епархии прокомментировали ситуацию с гибелью больной девочки, удочеренной священником 31.08.2017 909 Время на чтение 4 минуты Следственными органами СКР по Санкт-Петербургу проводится доследственная проверка по факту наступления смерти 26 августа в детской больнице ВИЧ-инфицированной 10-летней девочки, сообщает пресс-служба СК РФ по Санкт-Петербургу. «В ходе проверки из учреждений, где она проходила лечение, будут изъяты необходимые медицинские документы, назначена судебно-медицинская экспертиза, на разрешение которой будет поставлен ряд вопросов, в том числе о причинах ее смерти, правильности назначенного и проводимого лечения, - говорится в сообщении. - Также будет дана оценка действиям медицинских работников и лиц, в должностные обязанности которых входит профилактика преступлений против несовершеннолетних. Ход доследственной проверки находится на особом контроле у руководства Главного следственного управления СКР по Санкт-Петербургу». Руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Максим Плетнев прокомментировал в интервью РИА Новости ситуацию с гибелью неизлечимо больной девочки в городе на Неве. Некоторые издания также утверждают, что отец девочки — православный священник. «Церковь относится к таким вещам однозначно отрицательно. Жизнь нам дана Богом, это дар Божий, ее надо ценить. Господь благословил и медицину, и врачей, об этом говорится в Священном Писании», — сказал отец Максим Плетнев. Он напомнил, что ранее была принята «Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом», в которой говорится о том, как надо помогать людям с вирусом иммунодефицита человека и что делать для профилактики заболеваний. «Конечно, эти люди нуждаются в нашей любви, которую им верующие должны оказывать», — отметил отец Максим.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/31/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Родной батюшка 28.12.2005 480 Время на чтение 9 минут Протоиерей Евгений Федорович Пелешев - батюшка знаменитый на всю Печерскую округу. Его знает и стар, и млад, он уже пятьдесят лет в сане, пятьдесят лет исповедует, причащает, венчает, окормляет, утешает свою многочисленную паству. А несколько лет назад отец Евгений написал интереснейшую книжку о насельниках Свято -Успенского Псково -Печерского монастыря, рядом с которыми выполнял свои послушания. Получился такой " монастырский бестселлер " , книжку нигде не купить - раскупил народ православный. Батюшка внешне похож на генералиссимуса Александра Васильевича Суворова: седой хохолок, небольшая бородка, быстрый и веселый взгляд, шутки - прибаутки, легкая походка почти бегом, но есть твердость и любовь в каждом его шаге по этому бескрайнему полю людской радости и скорби, по этой трудной дороге к спасению. 26 декабря у батюшки именины, ему исполняется 75 лет в день пяти севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Информационная служба поздравляет дорогого нашего протоиерея Евгения Пелешева! Молится о милости Божией нашему батюшке в служении ко Господу, желает здравия: Многая лета! Мы предлагаем нашему читателю интервью с отцом Евгением, которое он дал Информационной службе Псковской епархии 17 декабря, на Варвару Великомученицу. Отец Евгений: Книжку Воспоминаний о насельниках Псково - Печерского монастыря наш Наместник Архимандрит Тихон (Секретарев) передал Святейшему Патриарху. Святейший прочитал и велел ее прочитать по православному радио " Радонеж " . Очень люблю Великомученицу, ведь тридцать лет я служу в ее церкви, Варваринской. А до этого двадцать лет в Залесье. Это, видимо, Промысел Божий, когда умер отец Петр, а он был чистый эстонец, тогда никого не нашлось, кто бы мог служить по - эстонски в церкви св. Варвары. Приход здесь сильный, сету много было. Наш Архиерей, тогда Владыка Иоанн (Разумов) назначил меня служить по - эстонски, а когда я поехал к уполномоченному оформляться, он кулаком по столу стукнул и говорит: " Так я и знал, хочется мне вас посадить " . Один из моих соседей ему доносил, что я хожу по домам и служу, тогда в 1975 году это было запрещено. Но он меня все равно зарегистрировал, раз Владыка назначил на приход. Итак, Слава Богу, все прошло спокойно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Игумен Рафаил (Симаков) и храм Архангела Михаила, что в Бору (+ВИДЕО) Видеофильм из цикла «Такая служба» Михаил и Екатерина П. Мы находимся в 10 километрах к северо-востоку от Углича. Здесь, в глухом сосновом бору, ещё в конце XI века возник монастырь, названный Архангельским. В Смутное время, как и многие другие угличские монастыри, он был разорён поляками. В 1610-м году от рук интервентов погибли 40 иноков монастыря во главе с игуменом Михаилом, а вместе с ними – 300 жителей окрестных деревень. Много позже здесь были построены две деревянные церкви, а монастырь упразднён. В 1787-м году вместо прежних деревянных храмов прихожане построили новый каменный храм, до сих пор украшающий здешний пейзаж. Называется он несколько необычно – храм Архангела Михаила, «что во бору». В конце XIX века рядом с храмом построили высокую колокольню из красного кирпича. Теперь перенесёмся в конец XX века. В деревню Загайново, что неподалёку от храма, переселился из Москвы известный художник-нонконформист Сергей Симаков. Он входил в группу «20 московских художников» и участвовал в знаменитых выставках в подвале на Малой Грузинской улице. Сергей Симаков взялся за восстановление храма Архангела Михаила и внутреннюю роспись храма. Спустя время стал священником, а потом и настоятелем этого храма. После смерти супруги отец Сергий принял монашеский постриг с именем Рафаил. С тех пор игумен Рафаил регулярно проводит службы в любимом храме. А в Угличе работает Галерея современного православного искусства «Под Благодатным Покровом», в которой представлены картины художника Сергея Симакова. Помимо этого, есть клуб с небольшой картинной галереей, где проходят показы фильмов, ведь отец Рафаил ещё входит в состав жюри православного кинофестиваля. Вне всякого сомнения, современную культурную жизнь Углича и Ярославля невозможно представить без отца Рафаила. И ещё хочется рассказать о необычной дружбе, которая возникла у отца Рафаила и знаменитого режиссёра Алексея Балабанова. Продолжалась она несколько лет и закончилась в 2013-м году безвременным уходом из жизни замечательного режиссера. Отец Рафаил был соавтором двух его последних фильмов — «Морфий» и «Я тоже хочу»: помогал с выбором локаций и массовки из актёров местного театра, участвовал в написании сценариев и даже снялся в одной из сцен фильма.

http://pravoslavie.ru/139831.html

Кокшайск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Возрождённому храму в Кокшайске в октябре 2013 года исполнилось 220 лет. Торжественную службу в день юбилея, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, проводил сам Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский отец Иоанн в сослужении священника Покровской церкви, священников из других приходов. Церковь в Кокшайске – это первая православная церковь в  Марийском крае, ей уже 438 лет. Первые здания храмов были деревянные, они приходили в ветхость или сгорали. Во время больших пожаров 1685 и 1747 годов огнём были уничтожены деревянные стены крепости, присутственные места и избы, а также церкви. А во время последнего пожара сгорели все четыре церкви в городе Кокшайске. Вместо них на скорую руку была срублена деревянная церковь, в которой и побывал бунтарь Е. Пугачёв во время пребывания со своим войском в Кокшайске. А каменное здание было построено на средства царевококшайского купца Ивана Ганешина в 1793 году. В 1905-1906 годах вместо старой колокольни возвели новую. В годы безбожия церковь была разграблена, иконы сожжены, кресты и купола сняты. В 1990-е годы началась реставрация здания. Первая служба прошла в восстановленном здании в 1992 году. Первым священником, который внёс большой вклад в возрождение храма, был отец Геннадий, а сейчас здесь служит отец Алексей. При нём проводится большая работа по православному и патриотическому воспитанию детей. Кокшайская церковь является также казачьей церковью, в ней казаки принимают присягу на верность православию и казачеству. Э.С. Патрушев, работник Музея истории Кокшайска Из истории храма Покрова Божией Матери в Кокшайске, первом русском городе-крепости в Марийском крае В нашей местности люди поселились с эпохи мезолита. В самом Кокшайске обнаружено несколько поселений раннего периода эпохи бронзы. Племена, пришедшие с территории нынешних Архангельской и Вологодской областей, принесли с собой и названия рек, на берегу которых жили. Это Малая и Большая Кокшеньга. Реки, между устьями которых находится современный Кокшайск, теперь звучат так: Малая и Большая Кокшага. По названию рек и город, который был основан 439 лет назад по именному указу Ивана Грозного, получил свое название. В «Разрядной книге 1475-1598 годов» сделана следующая запись: «Того же лета (1574 года) посылал государь-царь и великий князь воевод ставить нового Кокшажского города… И тое весну город Кокшагу поставили…»

http://sobory.ru/article/?object=26318

Л.Н. Толстой в конце жизни, отлучённый от Церкви, пытался попасть в оптинский монастырь. Несколько дней жил в гостинице около монастыря, но войти в него так и не решился. Для этого он должен был покаяться в своих грехах, что оказалось выше его сил. Как многие считают, бесы не пустили. А старец Амвросий на вопрос: почему Толстой не вошел в монастырь? — ответил одним словом: «Гордыня». По дороге домой Лев Толстой умер. Ныне в Оптиной пустыне стоит перед Богом и молится за нас старец Серафим. Известная певица Лина Владимировна Мкртчян (в крещении Елена, единственная из певиц лауреат Пушкинской премии Царскосельского лицея) высылает отцу Серафиму каждый номер «Молодой гвардии». «Он вас знает и любит» — сказала она мне перед моей поездкой. Вечером 2 сентября мы с товарищем прибыли в Оптину пустынь, разместились в гостинице в семи минутах ходьбы от монастыря и сразу пошли на службу в главный храм, Введенский собор. Храм был полон народу. Нужно сказать, что служба в Введенском ставропигиальном мужском монастыре идёт постоянно, не кончается никогда, переходя из одного храма в другой. Все восемь храмов всегда открыты. Часа через два в соборе был приглушен свет, и люди потянулись в левую и правую стороны на исповедь. При этом священническая молитва в храме шла непрестанно. С левой стороны исповедь принимал отец Серафим. Я вначале встал за женщинами, которых было подавляющее большинство, но они сами сказали мне, что мужчины идут первыми. Я вышел вперед и встал перед старцем. Он сидел на скамейке, седобородый, с ясными, проницательными синими глазами, которые я разглядел в полуосвещенном храме. Исповедуемых он подзывал к себе сам, разглядывая людей и указывая на человека. Люди вставали перед ним на колени, он нагибался к человеку, тот что-то шептал ему на ухо, и начиналась беседа. Причем мужчин и женщин он подзывал вперемешку. В конце концов, он указал на меня. Я опустился на колени и тихо произнёс: «Отец Серафим, я привез Вам подарки и низкий поклон от Лины Мкртчян. Она сказала, что высылает Вам журнал «Молодая гвардия». А я этот журнал делаю». И назвал имя и фамилию. Я увидел, как осветилось лицо отца Серафима, он заулыбался, в его синих глазах заиграли огоньки. «Да, высылает», — ответил он, выпрямив спину. По его улыбающемуся лицу было понятно, что ему приятно поговорить о чем-то постороннем, а не только о наших грехах. «Читаю, читаю… Про Горбачева и Ельцина правду пишете…». И он с широкой улыбкой и сияющими веселыми глазами начал пересказывать мне одну из недавних статей журнала. «Большое дело делаешь. Спаси тебя Бог», — уже посерьёзнев лицом, сказал отец Серафим.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/07/v_...

«Мне помогают жить слова Иоанна Златоуста “Слава Богу за все!”» Такая служба. Беседа с протоиереем Александром Горбуновым (+ВИДЕО) Михаил и Екатерина П. После начала массового жилищного строительства в московском районе Митино в 90-х годах XX века местность была исследована археологами, и ей присвоили статус памятника истории и культуры, не подлежащего застройке. Так возник ландшафтный парк «Митино», на территории которого удалось обнаружить двенадцать памятников археологического наследия – курганные могильники, селища и городище. Древнейшие из них относят к VII веку до Рождества Христова. Благословение на возведение храмового комплекса во имя святых равноапостольных Константина и Елены на территории ландшафтного парка дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2014 году настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино был назначен протоиерей Александр Горбунов. До этого момента отец Александр имел очень необычный послужной список: он настоятельствовал в православных храмах Копенгагена и Орхуса (Дания), Панамы (Республика Панама), Боготы (Колумбия), а также окормлял приходы в Перу, Эквадоре, Венесуэле, Коста-Рике, Никарагуа, Доминиканской Республике, Гватемале.      – Отец Александр, вы служите в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Этот величественный храмовый комплекс расположен в удивительно красивом месте. Он фактически вписан в ландшафтный парк. Расскажите о нем. На тот момент это был единственный храм в Москве, посвященный Почаевской иконе Пресвятой Богородицы – История этого храмового комплекса связана с периодом возрождения Церкви. Первым настоятелем этого храма был ныне покойный протоиерей Анатолий Стаднюк. Известная церковная фамилия в Москве. Когда он пришел сюда, здесь была военная часть, кольца противовоздушной обороны. Еще старой, довоенной. Я не был свидетелем этих первых очень тяжелых лет его трудов здесь. Тяжелых, потому что по рассказам я знаю, что было крайне непросто. Вначале он жил в палатке, в том числе и зимой. Там ставили тепловую пушку. Храма еще не было. Была еще существующая военная часть: жили солдаты, стояли казармы. Эти два здания переделали потом, они стали приходскими помещениями. Они были одноэтажные. Затем отец Анатолий надстроил второй этаж. Эти здания до сих пор служат нам, служат Церкви.

http://pravoslavie.ru/157991.html

Отец Константина Карловича Зедергольма был реформатским суперинтендентом в Москве. У него было еще несколько братьев; один из них был в последней кампании генералом в Закавказской армии и скончался немного ранее отца Климента. Вот что он мне сам говорил. «Семья наша была хорошая и почтенная, но, знаете, сухая, немецкая семья. Протестантство ничем не отталкивало меня, но ничем особенно и не привлекало. Церковная служба наша мне не нравилась. Я испытывал совершенно другое чувство, когда мне случалось бывать в православной церкви. Религиозные потребности мои были сильны, но все, что говорили наши пасторы, мне было не совсем по сердцу; все это не удовлетворяло меня. Пасторов в Москве я знал несколько, и у каждого из них был личный оттенок. Отец мой был очень серьезный человек, с немного рациональным, скептическим оттенком. Это мне очень не нравилось; другой пастор разыгрывал из себя светского человека, третий был сухой фанатик. А вы не можете себе вообразить, как фанатизм на этой холодной протестантской почве непривлекателен... Я еще не был знаком ни с учением, ни с историей Православной Церкви, когда уже меня начинало влечь к ней и когда формы ее уже начинали мне сильно нравиться... Тут явились и побочные влияния, национальные, вовсе не духовные, но и они, по смотрению Божию, косвенно помогли мне приблизиться к истине. Было обстоятельство, которое укрепило во мне желание стать русским. В университете 1 у меня были два друга, два товарища: покойный поэт Б. Н. Алмазов и Тертий Иванович Филиппов, которые вам, и не вам только, а многим известны. С ними мне было очень весело и приятно. Алмазов был юноша привлекательного характера, любил острить и очень смешил. Т. И. Филиппов был тогда белокурый красавец в русском вкусе; он превосходно пел русские песни. Они оба много говорили мне о русском духе, о русской народности, о русской поэзии... Однажды я сказал: «Тертий Иванович, сделай меня русским». – «Для этого прежде всего надо стать православным», – отвечал он. Вот это желание обрусеть косвенно тоже помогло моему обращению. Желание обрусения, симпатия к русским национальным формам славянофильского даже рода, с одной стороны, а с другой – не удовлетворенные протестантством сердечные религиозные потребности – вот пути, которыми меня привел Господь сперва в Церковь , а потом и сюда, в скит».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Патриарх Кирилл: Уединение, пост и молитва являются особенно сильным средством очищения души 18 августа, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Подвиг тех, кто и вчера, и в древности, и сегодня несет здесь свое служение, является неким свидетельством о том, что особой ценностью в духовной жизни человека являются пост, молитва и уединение. 18 августа. ПРАВМИР. 17 августа 2014 года, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Голгофо-Распятского Анзерского скита Соловецкого монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с проповедью, — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и веся Руси . «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Порфирий, наместник и игумен сей святой обители! Досточтимый отец Евлогий, скитоначальник! Матушки игумении, отцы, братья и сестры! Сегодня действительно важное событие в жизни Соловецкой обители, а в каком-то смысле и в жизни нашей Церкви, потому что по милости Божией Господь сподобил совершить Божественную литургию — в сослужении архипастырей, в присутствии целого сонма архиереев — на этом святом месте, где никогда ранее такой собор архиереев не совершал Божественной службы. Место, действительно, крайне удаленное, как справедливо сказал скитоначальник отец Евлогий. Особенно в старые времена это место было как бы на краю света, потому что даже от Соловецкого острова до Анзера добраться было очень трудно, не говоря уж о том, что зимой — и во времена ледостава, и тогда, когда лед сходил, — всякая связь была невозможна. Но и летом, из-за бурных вод Белого моря, связь с этим островом была очень затруднена. Да и в наше время, поелику монашествующие не пользуются самыми современными и дорогостоящими видами транспорта, эта связь непростая. Может быть, поэтому сюда и устремляются люди, которые желают проводить жизнь в уединении, в посте и в молитве? Для современного человека, живущего в круговерти крупных городов, в повседневных заботах, этот выбор может показаться очень странным. А почему нельзя поститься и молиться в другом месте? А почему нельзя это делать в своей собственной квартире? Некоторые, даже православные, так рассуждая, вообще в храм не приходят, даже по праздникам: я, мол, дома молюсь, а до храма добраться трудно или, может быть, здоровье не всегда позволяет. Так вот, подвиг тех, кто и вчера, и в древности, и сегодня несет здесь свое служение, является неким свидетельством о том, что особой ценностью в духовной жизни человека являются пост, молитва и уединение.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-uedine...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010