Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Монастыри Русской Церкви, возникшие в до-монгольский период Монастыри, основанные на Руси в 988—1240 Список составлен А. В. Назаренко и А. И. Самойловым с учетом исследований: Зверинский В. В. Материалы для историческо-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890–1897. 3 т.; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1904. Т. 1. 2-я пол., но со значительными поправками и дополнениями. IX в. Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня XI в. После 1037 Киевский (близ Софийского собора) мужской монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца, освящен вскоре после 1051, разрушен в 1240 После 1037 Киевский (близ Золотых ворот) женский монастырь во имя св. мц. Ирины, разрушен в 1240 После 1051 Киево-Печерская лавра. 1050–1060-е или ранее Киевский женский монастырь во имя свт. Николая Мирликийского. Несколько прежде 1062 Киевский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, разрушен в 1240 До 1060-х Киевский (?) мужской монастырь во имя св. Мины. 1060-е Тмутараканский мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после 1069 Черниговский Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1070 Выдубицкий под Киевом Всеволож мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1072 Киевский на Берестове (Германеч) мужской монастырь во имя Спасителя, разрушен в 1240 и возобновлен. До 1072 Переяславский мужской монастырь во имя св. Иоанна. До 1074 Монастырь во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на реке Альте. До 1076 Киевский в Копыреве конце мужской монастырь во имя св. Симеона, разрушен в 1240 1086 или ранее Киевский Янчин женский монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного, разрушен в 1240 До 1096 Муромский мужской монастырь во имя Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/443871/

Спасо-Запрудненский мон-рь (мужской, в Костроме, основан в XIII в., упразднен в 1764), Спасский мон-рь (мужской, в Галиче, предположительно возник в 1-й пол. XIV в., время упразднения неизвестно), Воскресенский мон-рь (мужской, в Солигаличе, традиционной датой основания считается 1335, но, вероятно, возник ок. сер. XIV в., упразднен в 1764), Авраамиева Верхняя пуст. в честь Собора Пресв. Богородицы (мужская, в с. Коровье Чухломского у., основана во 2-й пол. XIV в., упразднена в 1764), Авраамиева Ризоположенская Великая пуст. (мужская, в с. Озерки Чухломского у., основана во 2-й пол. XIV в., упразднена в 1764), Авраамиев Новозаозерский Успенский мон-рь (мужской, ныне с. Умиление Галичского р-на, основан во 2-й пол. XIV в., упразднен в 1773), Благовещенский Унорожский мон-рь (мужской, в с. Унорож Галичского у., основан, вероятно, в XIV в., существовал уже в нач. XV в., упразднен в 50-х гг. XVIII в.), Георгиевский мон-рь на р. Ноле (мужской, в с. Ст. Георгий Солигаличского у., основан, вероятно, в XIV в., существовал уже в нач. XV в., время упразднения неизв.), Рождественский мон-рь (мужской, ныне близ дер. Мелешино Галичского р-на, возник на рубеже XIV и XV вв., разорен в нач. XVII в. поляками, возобновлен как приходская церковь), Покровский мон-рь (женский, в Чухломе, существовал уже в 1-й пол. XV в., время упразднения неизв.), Спасская Александрова пуст. на р. Воче (мужская, ныне дер. Коровново Солигаличского р-на, основана в нач. XV в., упразднена в 1764), Никольский Кажиров мон-рь (мужской, ныне с. Кажирово Вохомского р-на, считается, что основан в 1423, упразднен в 1764), мон-рь во имя святых Космы и Дамиана (мужской, в Галиче, основан предположительно в 1-й пол. XV в., упразднен до нач. XVII в.), Васильевский Кесарийский мон-рь (мужской, в Галиче, предположительно основан в сер. XV в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.), Никольский Староторжский мон-рь (мужской, в Галиче, основан ок. сер. XV в., в 1668 обращен в женский, закрыт в 1919), Ферапонтов Монзенский в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Какие же это правила и предписания? Постная Триодь говорит о пощении всей братии «по преданию» до пятка первой седмицы Великого поста. При этом дается ссылка на Устав Святой Горы ничего не вкушать в первый день. 32 глава Типикона добавляет «такожде и во вторый». Именно под влиянием этих установлений Триоди и Устава сложился современный афонский обычай проводить первые дни поста в полном воздержании, не вкушая даже хлеба и воды. Типикон, правда, предусматривает в это время послабление для немощных и стариков, которым после вечерни во вторник разрешается хлеб и квас. Во вторник, среду и четверток первой седмицы Триодь Постная полагает на трапезе хлеб и воду, разве что с добавлением соли. Типикон добавляет в среду, после Литургии Преждеосвященных Даров «снеди овощные теплые» и «укроп с медом». В пяток первой седмицы Постная Триодь сначала назначает вино и елей по обычаю Лавры прп. Саввы Освященного, но потом оговаривается, что сие обыкновение оставлено и «за честность дне» едят только горячее со сливами и без масла. Типикон столько же суровый режим предписывает и для среды пятой седмицы и Великого Четвертка. В субботу первой седмицы Постная Триодь не отступает от Устава прп. Саввы, назначая вареные бобы с маслинами, варение с маслом, коливо и вино по красовуле (то есть по стакану). В неделю Православия положена горячая пища с елеем, а также по два стакана вина днем и вечером. Такой же устав питания предусмотрен 32 главой Типикона для всех суббот и недель Святой Четыредесятницы, а также для праздников Обретения главы Иоанна Предтечи, Сорока мучеников и некоторых других. Практика православного Востока допускает во все субботы и недели вкушение икры и черепокожих. Наша Постная Триодь допускает икру только в Лазареву субботу. Признать это разрешение на икру принадлежностью только субботы шестой седмицы, памяти воскрешения праведного Лазаря, мы не имеем никаких оснований, так как эта суббота по торжественности празднества и связанных с ним воспоминаний, стоит наравне с субботой первой седмицы Феодоровской, неделей Православия, неделей Крестопоклонной. В среду пятой седмицы, в навечерие Великого канона Триодь Постная разрешает на елей и вино, но делает суровую оговорку: «внимающии же спастися, воздержанию прилежат», тем самым противореча Уставу. В самый же четверток этой седмицы Триодь разрешает на елей и вино, ссылаясь на афонский обычай есть дважды горячее с маслом и испивать по две чаши вина. Однако тут же упоминает и обычай Студитского устава о сухоядении в это время, предлагая спасающимся самостоятельно избирать «благоугоднейшее пред Богом».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

С того времени доныне песнопения святого отца у нас уважаются и предпочитаются другим“». В этом повествовании весьма ценным является указание на то, что в начале 9 века великопостное богослужение не было ещё окончательно урегулировано в греческой церкви, Триоди в позднейшем её составе ещё не было, но практика студийской обители и песнопения препод. Феодора Ст. во многих местах, особенно в Великой Греции и на о. Сардинии, успели уже получить распространение и даже преобладающее значение. В самой Студийской обители эта практика, конечно, установлена была преп. Феодором, и, может быть, даже нашла своё выражение в книге Триодь, распространившейся отсюда по всему востоку. По крайней мере, невозможно допустить, чтобы, при стремлении все стороны монастырской жизни точно определить и упорядочить, преп. Феодор оставил иноков без надлежащего руководства в таком деле, как отправление великопостного богослужения. Конечно, состав постной Триоди времени Феодора Ст. мог быть иной; она, вероятно, «была короче теперешней и начиналась с субботы мясопустной, в которую справлялось последнее общее поминовение и практически признавалось наступление поста» (Мансветов). В нынешней Триоди именем преп. Феодора Ст. надписываются следующие песнопения: 1 . Трипеснцы на все дни Великого поста, начиная с понедельника 1-й седмицы, за исключением дней воскресных. В Триоди помещаются два ряда трипеснцев; из них второй надписывается именем преп. Феодора – на утрени понедельника 1-й седмицы, всех дней 2-й 5-й седмиц, понедельника и субботы 4-й седмицы, понедельника, среды и пятницы 5-й седмицы, вторника, четверга и пятницы 6-й седмицы. Так как первый ряд трипеснцев на протяжении всей Триоди (за исключением страстной недели) надписывается именем Иосифа, брата преп. Феодора, и так как начало пения трипеснцев предваряется в Триоди (на утрени понедельника 1-й седмицы) таким замечанием: «от стиха: „Тогда потщашася цари Эдомстии“ начинаются трипеснцы и глаголем на 4 тропари господина Иосифа. А на „Господь же царствуяй во веки“ глаголется трипеснец господина Феодора», – то можно полагать с некоторой вероятностью, что препод. Феодору Ст. принадлежат и те трипеснцы второго ряда, которые его именем в нынешней Триоди и не надписываются, т. е. трипеснцы вторника и четверга 4-й седмицы, вторника 5 седмицы и среды 6 седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

328 Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11—13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха — они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста. 329 Святой Иоанн Златоуст — Огласительное слово на Пасху и Беседа 26-я «О низвержении статуй». 330 Понедельник 1-й седмицы Великого Поста, вечерня, стихира на стиховне. 331 Понедельник 1-й седмицы Великого Поста, утреня, стихира на стиховне. 332 Вторник 1-й седмицы Великого Поста, утреня, трипеснец п. 8, 3. 333 Среда 1-й седмицы, 1-я на «Господи, воззвах». 334 Вторник 1-й седмицы Великого Поста, вечерня, стихира на стиховне. 335 Понедельник 2-й седмицы Великого Поста, утреня, канон, п. 1, 2. 336 Четверг 2-й седмицы Великого Поста, утреня, 1-я стихира на стиховне. 337 Вторник 2-й седмицы Великого Поста, утреня, 1-я стихира на стиховне. 338 Вторник 2-й седмицы Великого Поста, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 339 Неделя о Мытаре и фарисее, 2-я стихира на «Господи, воззвах». 340 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 3. 341 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 2. 342 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 1. 343 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 4, 1. 344 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 4. 345 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон п. 1, 3; п. 3, 5; п. 9, 4. 346 Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 4 и 4, 5. 347 Архиепископ Антоний. Постная и Цветная Триодь. Богослужебная заметка. «Русский инок», 1914. 7. С. 416. 348 Неделя о блудном сыне, вечерня, 2-я стихира на «Господи, воззвах». 349 Неделя о блудном сыне, стихира на " » «Славу» на «Господи, воззвах». 350 Недели о блудном сыне, кондак. 351 Неделя о блудном сыне, утреня, ексапостиларий, 3-я стихира на хвалитех и канон, п. 6, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт 13,12–18) XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт 14, 14–20) XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт 15, 1–15) XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт 17, 1–9) XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт 17,1–7, 9–12, 14) XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17,19, 18:11–14, 21:1–8) XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18, 20–33) XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт 22,1–18) XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт 27,1–41) XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт 28, 10–17) XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой сед­мицы Великого поста (Быт 31, 3–16) XXXII. Паремия на вечерне в среду шестой седмицы Великого поста (Быт 43, 26–31, 45, 1–16) XXXIII. Паремия, положенная на вечерне в четверток шестой седмицы Великого поста (Быт 46, 1–7) XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт 49:1–2, 8–12) XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт 49, 33, 50,1–26)     Епископ Виссарион [Нечаев] и его истолковательные труды Епископ Виссарион (в миру – Василий Петрович Не­чаев) родился 13 марта 1822 года в селе Каледине Крапивинского уезда Тульской губернии в семье диакона. Про­исхождение из духовного сословия располагало его к по­степенному постижению классической трехступенчатой системы обучения: духовное училище – семинария – ака­демия, что и было им блестяще исполнено. В 1844 году Василий Нечаев окончил Тульскую духовную семинарию, затем был принят в Московскую духовную академию, обу­чение в которой завершил магистром XVI курса (выпуска 1848 года) в числе лучших студентов. Курсовое (выпуск­ное) сочинение студента МДА Василия Нечаева было по­священо выдающемуся российскому иерарху, богослову и историку, святителю Димитрию Ростовскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

упразднен), Успенский Крепостной (мужской, близ Измаила, существовал в 1643-1856), Рождество-Богородичный скит (мужской, в с. Байталы (ныне Ананьевского р-на), существовал в 1700-1770), Рашковский (Загнитковский) скит (мужской, между с. Рашков Каменского р-на Молдавии и с. Загнитков Кодымского р-на Одесской обл, известен с 1660, упразднен к 1795), Никольский загородный архиерейский скит (мужской, близ г. Очакова (ныне Николаевской обл.), основан в 1849, упразднен в 1917), Никольский скит (мужской, существовал в 1864-1905 близ совр. с. Ларжанка Измаильского р-на), Андреевский скит (мужской, в Одессе, в 1882-1919 существовал как подворье Андрея апостола скита на Афоне, в 1919-1925 являлся самостоятельным скитом), Фуратовский Параскевинский скит (мужской (ныне с. Фуратовка Саратского р-на), основан в 1905, упразднен в 1949), Ферапонтовский Покровский скит (в с. Сатунова Измаильского у. (ныне Новосельское Ренийского р-на Одесской обл.), основан в 1907 как мужской, в 1934-1947 женский), Пасицельский Успенский (мужской, в с. Пасицелы (ныне Балтского р-на), существовал в 1909-1917 и в 1942-1949), Константино-Еленинский Антониевский Осиповский скит (женский, в с. Осиповка Тираспольского у. (ныне с. Йосиповка Захарьевского р-на Одесской обл.), основан в 1915 как скит эвакуированного из Подляшья Вировского Антониевского жен. мон-ря, с 1916 самостоятельный, упразднен в нач. 20-х гг. XX в.), Луполовский Крестовоздвиженский скит (мужской, на хуторе Луполово Балтского у. (ныне село Благовещенского р-на Кировоградской обл.), основан в 1917 как отд-ние балтского Покровского Феодосиевского муж. мон-ря, упразднен в 1929). Другие религиозные группы на территории Одесской области Старообрядчество В состав совр. Одесской обл., территория к-рой окончательно сформировалась в 1954 г., вошли старообрядческие общины исторических регионов: Юго-Вост. Подолья (г. Балта и с. Б. Плоское Тираспольского у. Херсонской губ. (ныне Великоплоское)), Буджака (до 1947 здесь существовала Бессарабско-Измаильская епархия Белокриницкой иерархии ), а также дореволюционной Херсонской губ.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

перенесли на более удобное время - на 1-е воскресенье Петрова поста. Обители О. и К. в. на 1764 г. Штатные: каргопольский Успенский 3-го класса (в Каргополе; основан в XIV в. как мужской, с 1649 женский, закрыт в 20-х гг. XX в.), Александров Ошевенский 3-го класса (мужской, в совр. дер. Погост Каргопольского р-на Архангельской обл.; основан в 3-й четв. XV в., закрыт в 1919, возобновлен в 2008), Александров Свирский в честь Св. Троицы 2-го класса (мужской, в совр. дер. Ст. Слобода Лодейнопольского р-на Ленинградской обл.; основан в 1508, разгромлен в 1918, возобновлен в 1997), Моденский Николаевский 3-го класса (мужской, в совр. с. Модно Устюженского р-на Вологодской обл.; документально известен с 1564, закрыт в 1929), Кий-Островский Крестный 2-го класса (мужской, на о-ве Кий в Онежской губе Белого м.; основан в 1656, закрыт в 1921). Заштатные: Палеостровский в честь Рождества Пресв. Богородицы (мужской, на о-ве Палеостров (Палей) в Повенецком заливе Онежского оз., в совр. Медвежьегорском р-не Карелии; документально известен с 1391, закрыт ок. 1919, возобновлен в 2000), Муромский Успенский (мужской, близ устья р. Муромки, в совр. Пудожском р-не Карелии; основан в кон. XIV в., упразднен в 1788, возобновлен в 1867, закрыт в 1919, возобновлен в 1991), каргопольский Спасо-Преображенский (Спасова Строкина пуст., Вассианов мон-рь; мужской, на правом берегу р. Онеги, напротив Каргополя, ныне Архангельская обл.; согласно ИРИ (Ч. 6. С. 1017), основан в XIV в., документально известен с 1547, закрыт в 1919), Клименецкий (Климецкий) Троицкий (на о-ве Б. Климецкий (Клименецкий) совр. Медвежьегорского р-на Карелии; основан как мужской ок. 1520, закрыт в 1769, восстановлен в 1833 как приписной к Олонецкому архиерейскому дому, с 1860 самостоятельный, в 1906 преобразован в женский, закрыт в 20-х гг. XX в.). Упраздненные в 1764: Кириллов Челмогорский (Челменский, Челмозерский) в честь Богоявления и Успения Пресв. Богородицы (мужской, к юго-востоку от совр. дер. Морщихинской (Лёкшмозеро) Каргопольского р-на Архангельской обл., на берегу р.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Сельце Иршавского р-на, основан в 2010); Костринский Покровский мужской (в с. Кострина Великоберезнянского р-на, основан в 2001, утвержден Синодом в 2006); Ракошинский Покровский мужской (в с. Ракошине Мукачевского р-на); Кичерновский Успенский мужской (в с. Кичерном Воловецкого р-на, основан в 2003); Заболотновский Георгиевский мужской (в с. Заболотном Иршавского р-на, основан в 2010); Ворочевский Покровский мужской (в с. Ворочеве Перечинского р-на; основан в 2012); Приборжавский Серафимовский женский (в с. Приборжавском Иршавского р-на, основан в нач. 30-х гг. XX в. как муж. скит, в 1938 преобразован в женский, закрыт в 1959, возобновлен в 1990); Кушницкий Введенский женский (в с. Кушница Иршавского р-на, основан в 2002); Дубровский Иоанно-Предтеченский женский (в с. Дубровка Иршавского р-на, основан в 1925 как муж. скит, закрыт в 1952, возобновлен в 2000); свалявский Кирилло-Мефодиевский женский (в г. Свалява, основан в 1992); Николаевский женский (в Мукачеве, основан в 1360 как пещерный мужской, с 1646 по 1947 греко-католический, в 1947 возобновлен как мужской, но в том же году преобразован в женский); Домбокский Успенский женский (в с. Домбоки Мукачевского р-на, основан в 1932, закрыт в 1959, возобновлен в 1990); Заречовский Марие-Магдалинский женский (в с. Заречове Перечинского р-на, основан в 2010); Суховский Владимирский муж. скит (в с. Сухом Великоберезнянского р-на, основан в 2015); Покровский мужской (в с. Ракошине Мукачевского р-на, основан в 2002); Чинадиевский мужской в честь Почаевской иконы Божией Матери (в с. Чинадиеве Мукачевского р-на, основан в 2003); Всехсвятский Красногорский мужской (в Мукачеве, основан в 2006). Упраздненные: в совр. с. Заречье Иршавского р-на (основан в 1689, в 1750 присоединен к Имстичёвскому мон-рю); в совр. с. Имстичёве Иршавского р-на (первые упоминания в 1654, в 1727 перешел в унию); в совр. с. Кричеве Тячевского р-на (основан в 1693, закрыт в 1788); в совр. с. Белая Церковь Раховского р-на (основан в XIV в., закрыт в 1788); в совр.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

в 1495), Ильинский Мокрый в «Прусском заполье» (женский, ныне в черте Вел. Новгорода; как монастырь впервые упом. под 1496), старорусский Космодамиановский (мужской, на р. Полисть, близ г. Ст. Русса, ныне Старорусский р-н; упом. в писцовой книге 1497/98 г.), Успенский (женский, в Ст. Руссе; упом. в писцовой книге 1497 г.), Полистский Николаевский (мужской, на левом берегу Волхова, при впадении в него р. Полисть, ныне территория кладбища поселка при ст. Волхов Мост Чудовского р-на; известен с 1499), Скнятин Введенский (первоначально женский, с кон. XVII в. известен как мужской, ныне урочище Шкнятино Солецкого р-на; существовал в 1528), Молочковский Успенский (мужской, ныне дер. Молочково Солецкого р-на; известен с 1539), Подлютовский (под Лютовой горой) Воскресенский (мужской, на р. Ниша, в 3 км от совр. дер. Зайцево Крестецкого р-на; документально известен с 1555), Боровенская Гордеева Михаило-Архангельская пуст. (мужская, ныне дер. Боровно Окуловского р-на; известна с 1562), Волок-Держковский Николаевский (мужской, на правом берегу Мсты, ныне дер. Волок Боровичского р-на; известен с 1581), Медовский Воскресенский (первоначально мужской, в 1-й пол. XVIII в.- женский, ныне урочище Медово Холмского р-на; известен с 1582), Оскуйская Преображенская пуст. (мужская, ныне урочище Спасо-Оскуйский Погост Маловишерского р-на; известна с 1583), Космодамиановский на Поле (мужской, ныне территория дер. Нов. Деревня Новгородского р-на; известен с кон. XVI в.), Миголощинская в честь Владимирской иконы Божией Матери пуст. (мужская, ныне дер. Миголощи Хвойнинского р-на; известна с 1595), Симеонова Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Семёновщина Валдайского р-на; существовала в 1598), Вельевская Галилейская Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Велье-Станы Демянского р-на; основана патриархом Никоном в сер. XVII в.), Крутецкий Николаевский (мужской, ныне дер. Мякишево Хвойнинского р-на; существовал в сер. XVII в.), Менюшский Троицкий (мужской, на берегу Каменского оз., ныне дер. Менюша Шимского р-на; основан в сер.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010