10 серпня 2006 р. 11:44 Смоленская икона Божией Матери [Стаття] 10 августа по новому стилю (28 июля ст. ст.) Православная Церковь отмечает праздник в честь одной из наиболее почитаемых на Руси икон — чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрией. 30 липня 2006 р. 19:45 Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь [Стаття] 2 августа состоится визит Святейшего Патриарха Алексия в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который отмечает 910-летие со дня своего основания. В связи с предстоящими юбилейными торжествами Пресс-служба Московской Патриархии публикует материал об истории и сегодняшнем дни жизни одного из древнейших русских монастырей. 25 2006 р. 12:52 «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая» [Стаття] Во вторник Светлой седмицы Церковь установила празднование в честь одного из наиболее почитаемых в православном мире чудотворных образов Пресвятой Богородицы — Иверской иконы. 21 2006 р. 09:00 Пасха в Дахау, 1945 г. [Стаття] Воспоминания бывшего узника «R 64923», Глеба Александровича Рара († 2006). Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора. 16 2006 р. 18:17 О Страстной седмице [Стаття] Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. 11 березня 2006 р. 20:19 Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника [Стаття] Статья посвящена истории установления празднования Торжества Православия в первую неделю Великого поста и рассмотрению состава богослужения в этот день 3 березня 2006 р. 18:04 4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) [Стаття] В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников — святых жен и мужей.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Невозможно было мириться с тем, чтобы в наше время, когда возрождаются и во множестве созидаются монастыри, славная своей историей Андреевская обитель Первопрестольного града продолжала нести на себе печать той самой борьбы с монашеством, о которой я сейчас сказал. Поэтому и принято было решение возродить здесь монастырскую жизнь.  Благодарю Вас, владыка, за те труды, которые Вы понесли. Конечно, это самые первые шаги, но мы будем делать все для того, чтобы здесь укрепилась монашеская жизнь. Кроме того, на территории Андреевского монастыря находятся очень важные синодальные учреждения — Синодальная библиотека, Учебный комитет, Синодальный информационный отдел, а также некоторые другие учреждения либо церковные, либо связанные с Церковью, которые работают, в том числе для просвещения людей. Дай Бог, чтобы эта обитель сегодня реально служила духовному просвещению нашего народа, укреплению веры православной не только в сердцах москвичей, но и всех тех, кто будет соприкасаться со святынями и с духовной жизнью этого монастыря». В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святого равноапостольного Кирилла, насельникам монастыря — Священное Писание. Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви осмотрел в сопровождении архиепископа Верейского Евгения помещения Учебного комитета и в сопровождении В.Р. Легойды — помещения Синодального информационного отдела, располагающиеся на территории Андреевского монастыря. Завтра, 26 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл утром будет молиться за уставным богослужением в Зосимовой пустыни, а вечером совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре . Андреевский монастырь. Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Переславльский Никитский 3 класса с 1764 г. общежительный мужской монастырь, в 3 верстах от уездного города, на возвышенном восточном прибрежье Плещеева озера. Существовал уже в XII в. под именем лавры, в которой подвизался преп. Никита Столпник. Храмов три каменных. Крестные ходы из г. Переславля в монастырь совершаются: 24 мая - в день памяти пр. Никиты и 21 июля – в воспоминание избавления жителей города от холеры в 1848 г. Крестные ходы вокруг монастыря бывают: в понедельник Светлой седмицы, 2 февраля и 15 сентября, в 9-е воскресенье на Пасхе совершается крестный ход на колодезь преп. Никиты. В монастыре в конце XV в. начал иноческую жизнь преп. Даниил, основатель Переславского Данилова Троицкого монастыря. Монастырь владеет: хутором в местности «Александрова гора» в 3 верстах от обители, на берегу Плещеева озера; скотным двором в пустоши Чириково, в 12 верстах от обители; лесной дачей Макаровкой, в 10 верстах от обители; мельницей при с. Биберове, в 10 верстах от обители; рыбной ловлей на Сомине озере, в 15 верстах от обители. Монастырь получает из казны 711 руб. 42 коп.. Игумен, монахов 14, послушников 26. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908. Большие испытания выпали на долю древнего Никитского монастыря после Октябрьской революции. В 1923 году Никитская обитель в числе всех остальных монастырей Переславля-Залесского закрывается новой властью, имущество ее реквизируется, что не было разграблено - передано в музей, монахи изгоняются. Все здания и хозяйственные постройки монастыря были переданы новым хозяевам. Так, в 1920-30-е гг. жилые постройки монастыря претерпели значительный ущерб. Здесь нанимали помещения частные квартиросъемщики, среди которых было немало так называемых " лиц без определенных занятий " . Естественно, древним зданиям не пошло на пользу проживание в них подобных личностей, мало того, тогдашние " насельники " Никитского монастыря варварски относились и к храмам обители. Например, один из них, цыган, использовал монастырский собор как конюшню, для чего выломал в нем двери и косяки.

http://sobory.ru/article/?object=00441

В середине XVII века ревнитель просвещения боярин Ф.М. Ртищев на свои средства учредил при Андреевском монастыре училище, ставшее по сути первым по времени возникновения академическим учреждением в Москве. Здесь поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым «ради учения книжного» из нескольких малороссийских монастырей. По просьбе царя Алексея Михайловича киевский митрополит Сильвестр (Коссов) прислал ученых иноков Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого, Дамаскина Птицкого. При монастыре составилось ученое братство, которое занималось переводом книг, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. Учение киевских монахов шло в разрез с московским и потому считалось «несходным истинному правоверию». Федора Ртищева и братию обвиняли в «рушении» православной веры, однако на стороне киевских монахов были митрополит Никон (впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси) и сам царь Алексей Михайлович. В 1685 году училище, основанное Федором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии. С началам так называемой екатерининской секуляризации в 1764 году обитель была упразднена и обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен». Монастырские здания использовались для различных общественных нужд. В 1806 году во вновь отстроенных жилых корпусах открылась богадельня Московского Купеческого общества. В 1923 году храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В советский период постройки монастыря использовались под жилье, а затем для размещения НИИ. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 г. было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. ( журнал 90 ) Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

Южнее Успенского храма находится монастырское кладбище. Здесь погребены многие подвижники обители и одесские архиереи (гробы некоторых владык перенесены в 1987 г. со Слободского кладбища, где они оказались в 1930-х гг. в связи с разрушением Спасо-Преображенского кафедрального собора). 24 декабря 1964 г. на монастырском кладбище был погребен прп. Кукша. Когда старец почил, гражданские власти, не желая допустить стечения людей на похоронах, настаивали на перевозе гроба на Херсонщину – родину о. Кукши. Наместник обители ответил: «У монаха родина – монастырь!» Тогда власти отвели инокам на похороны 2 часа. Пришлось подчиниться. Старец почил в 2 часа ночи, а в 14 часов дня на могиле о. Кукши уже стоял крест. Прп. Кукша, имея дар прозорливости, провидел это и говорил: «Хоронить-то как будут: быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают». А однажды, придя на кладбище и указав на одно из мест, молвил: «Вот здесь будут копать мне могилу, но лежать я здесь не буду, на этом месте зарыт гроб, а мне сделают рядом подкоп». Эти слова сбылись. Молясь на могиле старца и беря с нее горсти земли, духовные чада о. Кукши и другие верующие обретали в душе облегчение от скорбей, исцелялись от телесных недугов. 29 сентября 1994 г. мощи прп. Кукши были обретены и почивают в одном из храмов монастыря. В 2006 г. на кладбище сооружена деревянная часовня свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К знаменитым постройкам обители принадлежит возведенная во 2-й пол. 1940-х гг. летняя Патриаршая резиденция, где в 1967 г. освящен Крестовый храм прпп. Сергия и Никона Радонежских. Отдельный комплекс сооружений – Одесская Духовная Семинария. В 1967 г. здесь создан Церковно-археологический кабинет (собрание церковной старины), в 1980 г. освящен храм св. ап. Андрея Первозванного. В 2009 г. начато сооружение новой гостиницы для паломников. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Икона Пресвятой Богородицы " Живоносный Источник " - пятница Светлой седмицы

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

В 1-й пол. XIX в. каменное строительство в мон-ре активизировалось: в 1809 г. к западу от собора был возведен двухэтажный настоятельский корпус, в 20-х гг. по проекту губ. архит. М. М. Праве - вост. ряд братских корпусов, примкнувший к надвратной церкви, в 30-40-х гг.- каменная ограда с башнями (каждая завершена круглым барабаном и шпилем) и зап. ряд корпусов с кельями и хозяйственными службами. Одновременно был реконструирован в традициях позднего классицизма Свято-Духов собор, на месте ранее существовавших приделов XVII в. с севера и юга к основному объему были пристроены более просторные новые: в честь Покрова Пресв. Богородицы и во имя св. прор. Илии. На основном объеме были устроены карниз и четырехскатная кровля, изменена фасадная декорация. В 1865-1872 гг. по проекту архит. Г. И. Карпова к северу от собора был построен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя св. Иакова Боровичского, в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. Большой вклад в переустройство обители внес игум. Мелхиседек. Монастырский архитектурный ансамбль, сложившийся к сер. XIX в., запечатлен на гравюре 1865 г. (хранится в Боровичском филиале Новгородского музея). В 1871-1881 гг. вместо обветшавшей деревянной часовни на месте явления мощей св. Иакова, к юго-востоку от мон-ря, была воздвигнута каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление» (приписная к Б. м.), в к-рой хранилась почитаемая икона св. Иакова с изображением Иверского образа Богоматери и Б. м. (в наст. время в Новгородском гос. музее-заповеднике). С этой иконы в мон-ре изготовлялись многочисленные копии для богомольцев. В особом футляре в часовне хранилась часть деревянной колоды, на к-рой приплыл прав. Иаков. Во вторник Светлой седмицы в память явления мощей св. Иакова в Б. м. совершался крестный ход. Из мон-ря в городской Троицкий собор совершались крестные ходы в праздники Пятидесятницы, Введения во храм Пресв. Богородицы, в день Сошествия Св. Духа на апостолов, в день перенесения мощей св. Иакова Боровичского. В период первой мировой войны в мон-ре был устроен лазарет для раненых. К 1917 г. в Б. м. жили 16 монахов и 10 послушников, мон-рь владел 908 дес. земли.

http://pravenc.ru/text/153209.html

В оперативном управлении Московской митрополией мне помогают секретарь Патриарха Московского по Московской области протоиерей Дионисий Казанцев и руководитель Юридической службы Московской митрополии иерей Василий Лосев. Следует правильно понимать причины образования новых епархий. Главная цель — отнюдь не пятикратное увеличение численности церковного бюрократического аппарата и не желание усилить административный контроль. Основной принцип нашей деятельности можно сформулировать так: проще, яснее, понятнее и эффективнее. Осуществлять наше служение народу Божию по всем сформировавшимся направлениям нужно таким образом, чтобы люди постоянно ощущали присутствие Церкви в своей жизни, чтобы архиереи были не формально, а реально вовлечены в события, происходящие на канонической территории епархий, вверенных их попечению. Для меня всегда большой радостью является молитвенное общение с Преосвященными архипастырями, духовенством, монашествующими и мирянами, будь то за богослужениями в кафедральном Храме Христа Спасителя, в Успенском соборе Кремля или при посещении храмов и монастырей Подмосковья. 6 ноября 2022 года мною было совершено великое освящение храма равноапостольного великого князя Владимира, главного храма войск Национальной гвардии Российской Федерации в городе Балашихе; 8 ноября — малое освящение воссозданной колокольни-храма в честь мучеников Адриана и Наталии при Знаменском храме поселка Дубровицы городского округа Подольск. 1 января 2023 года я совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца в городе Одинцове. 18 апреля того же года, во вторник Светлой седмицы, я посетил Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь, где совершил Божественную литургию в сослужении архипастырей и духовенства Московской митрополии. 15 октября мною были совершены великое освящение и Божественная литургия в Троицком храме в Коломне. Каковы бы ни были внешние обстоятельства бытия Церкви, целью ее миссии неизменно остается спасение верующих во Христа. Именно это должно быть главным ориентиром в служении архипастырей и пастырей. В сложных условиях необходимо прежде всего помнить о самом важном: о благоговейном совершении богослужений и проповеди слова Божия.

http://patriarchia.ru/db/text/6104417.ht...

Монахини вернулись в обитель прошлым летом, когда отсюда съехала коррекционная школа-интернат. Поскольку Севский Троицкий монастырь восстанавливается как мужской, насельницами поделилась карачевская Николо-Одрина обитель . «Когда въезжали в это здание Келейного корпуса, оно выглядело заброшенным, с многолетними змеиными норами: скорее всего, здесь уже давно никто не жил, — рассказывает монахиня Макария (Швец). — До революции домовая церковь тут располагалась на первом этаже: видите следы алтарной апсиды? Мы собираемся ее ­восстанавливать. Но пока не хватает сил, и домовый храм Всех святых оборудовали в бывшем актовом зале на втором этаже». В воскресные и праздничные дни богослужения здесь совершают священнослужители из Площанской Богородице-Казанской пустыни в соседнем Брасовском районе. Состоялось и первое за сотню лет архиерейское богослужение: в среду третьей седмицы Великого поста Литургию Преждеосвященных Даров возглавил мит­рополит Брянский и Севский Александр. За последние два месяца в этой церкви, рассказывает монахиня Макария, обновилась икона из алтаря трубчевского Спасо-Преображенского храма: «Она была практически черной доской. Только по едва угадываемым деснице и главе Иоанна Крестителя можно было предположить, что это икона Богоявления. Мы хотели ее сначала сжечь, но мне жалко стало — решила повесить в храме. И через два месяца она заиграла! Специалисты говорят, образ ткан золотыми нитями...» Дорога к Святым вратам обители ведет через промзону с лесопилкой. С учетом того что действующих храмов на шеститысячное население города ныне восемь (три монастырских и пять приходских), до монастыря доходят отнюдь не многие местные жители, разве что обитатели близлежащих кварталов по улице Плеханова. «Но мы не ропщем, рассчитываем в первую очередь на собственные силы, — продолжает старшая сестра монашеской общины. — В гараже промзоны сами свои автомашины ремонтируем — местные рабочие поначалу так дивились, несколько дней не могли в себя прийти!» На государственной охране сейчас состоят три здания монастырского ансамбля: помимо Келейного корпуса это просфорня и Духовная консистория. Все остальные строения, за исключением собора, поздние, но стоят, скорее всего, на исторических фундаментах. «Смотрите, судя по сводам красного кирпича, под землей располагались еще монастырские кельи, — мать Макария демонстрирует подвал под одной из угловых башен, приспособленный сестрами под овощной склад. — Во всяком случае, остатки разветвленных подземных ходов, ведших некогда к реке и, возможно, в город, легко прослеживаются. Главный, очевидно, располагался тут, под алтарем соборного храма...»

http://e-vestnik.ru/church/bryanskie_ses...

Приходская была активной: работала школа, существовали сестричество и миссионерский комитет, регулярно (в течение двадцати лет) выпускался «Воскресный листок». Вплоть до окончания войны приход (совместно с берлинским миссионерским комитетом) брал на себя духовную опеку военнопленных и так называемых «остовцев» («восточных рабочих»): печатались иконы, Евангелия и молитвословы, была организована штамповка алюминиевых крестиков. И все это – в условиях военного времени: мюнхенцам приходилось обращаться к главе Германской епархии митрополиту Серафиму (Ляде) в Берлин с просьбой прислать вина и муки для Божественной Литургии. После того как немецкие войска заняли Грецию, Сальваторкирхе была закрыта. Баварское министерство культуры очевидно было недовольно тем, что православные лишились богослужебного места. Проведение богослужений в Сальваторкирхе было предложено Германской епархии Русской Зарубежной Церкви, за которой еще в 1936 году был закреплен статус «корпорации публичных прав». Благодаря этому храм был опять открыт 22 мая 1943 г. (и в феврале 1946 года официально возвращен грекам). В военное время в Мюнхене служило три священника. Оба богослужебных места (Деннингерштрассе и Сальваторкирхе) были переполнены. Молились тысячи верующих. В понедельник православной Страстной седмицы, 30 апреля 1945 года, Мюнхен был освобожден. В ночь с 5 на 6 мая 1945 года православное пасхальное богослужение глубоко впечатлило кардинала Фаульхабера. Живя рядом с Сальваторкирхе, он из своего окна наблюдал за крестным ходом и слушал пение большого хора. Сразу после окончания войны приход, действующий в двух храмах, окормляли 8 священников. Всего в Мюнхене насчитывалось 14 общин. Большинство из них были организованы в лагерях беженцев («ди-пи», displaced persons). В августе 1946 года в Мюнхене, напротив замка Блутенбург (Blutenburg), обосновался мужской монастырь преп. Иова Почаевского. С 1946 по 1950 год здесь же в Мюнхене на Донауштрассе находился и Синод Русской Зарубежной Церкви (Donaustr. – в наше время здание принадлежит австрийскому консульству).

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

С дек. 2000 г. священноархимандритом мон-ря является митр. Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов). После хиротонии в 2011 г. игум. Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского наместником М. а. м. стал иером. Феодосий (Чащин), который в 2012 г. был хиротонисан во епископа Каинского и Барабинского. В том же году наместником был поставлен иером. Павел (Григорьев) с возведением в сан игумена. 8 янв. 2016 г. он был хиротонисан во епископа Колыванского, викария Новосибирской епархии. Кроме того, еще 4 архиерея были насельниками обители: Николай (Чашин), архиеп. Салехардский и Новоуренгойский, Лука (Волчков), еп. Искитимский и Черепановский, Матфей (Копылов), еп. Анадырский и Чукотский, и Феодор (Малаханов), еп. Вилючинский, викарий Петропавловской епархии. Главной святыней М. а. м. является Иверская икона Божией Матери, написанная на Св. земле в кон. XIX - нач. XX в. для иконостаса церкви с. Решеты Кочковского р-на Новосибирской обл. После закрытия и разрушения храма икона находилась у местного жителя. Он закрывал св. образом бочку с соленьями, использовал как перегородку в свинарнике. После смерти крестьянина его родственница принесла мирянке С. Г. Протасенко, пострадавшей в годы репрессий, почерневшую от грязи икону. Уже после смерти Протасенко, в 90-х гг. XX в., ее племянница Е. М. Шульга отдала святыню игум. Филиппу (Новикову), благочинному Центрального областного окр. Новосибирской епархии. Ежегодно на вечернюю службу понедельника Светлой седмицы икону из М. а. м. привозят в Троице-Владимирский собор, расположенный на монастырском подворье в Новосибирске. Летом 2012 г. икону пронесли крестным ходом по с. Решеты. В мон-ре хранятся 2 ковчега с частицами мощей святых, икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, образ блж. Матроны Московской с частицей мощей. Насельники М. а. м. духовно окормляют прихожан подворья в г. Новосибирске, жителей Ордынского р-на (села Верх-Ирмень, Красный Яр, дер. Нов. Шарап, пос. Петровский, дер. Верх-Чик). Арх.: ЦНЦ.

http://pravenc.ru/text/2563800.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010