Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Дервент [румын. Dervent], муж. мон-рь Томисской архиепископии, митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви. Находится в исторической обл. Добруджа близ с. Галица, жудец Констанца. Тур. название Д. переводится как «место переправы». Первые достоверные сведения о существовании здесь, на месте древнего христ. кладбища, мон-ря относятся к IX в. В 1036 г. монастырская церковь была разрушена печенегами. В XIII-XVII вв. в этой местности неоднократно возникали монашеские общины. В нач. XIX в. на месте древних скитов Добруджи было построено неск. мон-рей, в основном в сев. ее части,- Кокош, Челик-Дере и др. В нач. следующего столетия верующие обратились с просьбой в Томисскую епископию (с кафедрой в Констанце) об основании мон-ря, поскольку место это посещало множество паломников и от источника и хранившейся здесь святыни - Св. Креста происходило много чудесных исцелений. 24 февр. 1924 г. еп. Томисский Иларий (Теодореску) издал указ об учреждении жен. мон-ря. Еп. Геронтий (Николау), вскоре сменивший на кафедре еп. Илария, решил преобразовать мон-рь в мужской. 5 июля 1936 г. закладной камень в основание храма был освящен еп. Геронтием. На строительство были сделаны частные пожертвования, в т. ч. земельные, со стороны состоятельных представителей местного общества. Буд. настоятель и духовник мон-ря иером. Елевферий (Михаил) в качестве сборщика за 3 года обошел все окрестные села; крестьяне работали на строительстве и предоставили монахам гужевой транспорт. Возведение церкви было завершено в 1942 г. Главный престол был посвящен прп. Параскеве, левый придел - Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня (здесь был помещен чудотворный Крест), правый - вмч. Георгию. 13 сент. церковь была освящена. В 1959 г., во времена гонений на правосл. верующих, Д. был закрыт. В 1970 г. монастырская церковь была вновь открыта как приходская для с. Галица. В февр. 1990 г. в Д. началось возрождение монашеской жизни. Были построены новые кельи и гостиница для паломников, обустроен источник. Среди сохранившихся святынь мон-ря - чудотворные Крест и икона Божией Матери «Милостивая» (подарена мон-рю в 1940). В пятницу Светлой седмицы, в день празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник», от мон-ря к часовне у источника проходит многотысячный крестный ход. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/171723.html

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний. Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания. В начале XX века святую обитель часто посещал церковный писатель С.А. Нилус, вместе со своей семьей он прожил на Валдае около 5 лет. Монастырь в годы советской власти После событий 1917 года монастырь ожидала печальная судьба. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Осенью 1918 года советской властью у монастыря были отобраны: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Впрочем, вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены. Новая кампания по изъятию церковных ценностей началась через несколько лет и в тот период Иверский монастырь был разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров, в монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

http://patriarchia.ru/db/text/349319.htm...

Вместе с Валаамской обителью К. м. был главным оплотом Православия на северо-западе новгородских земель, центром просвещения карел, крупным культурным центром средневек. Руси. Из К. м. происходит Коневская Псалтирь, украшенная «звериным» и растительным орнаментом (кон. XIV - нач. XV в.; РНБ ОР. F. п. I. 4). Старшая из записей на рукописи свидетельствует о ее принадлежности «Коневскому и Деревянницкому» мон-рям ( Гранстрем Е. Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. Л., 1953. С. 52), т. е. была составлена не ранее 1581 г.; по формату и оформлению это некелейная книга. Из К. м. происходит и роскошно оформленное Евангелие-апракос «в малый лист» (1523-1524), переписанное коневским мон. Закхеем (бывш. хутынским игуменом) и хранившееся в монастырской б-ке (РНБ. F. 299 (старый НСРК-1945, 111-F); Смирнова Э. С. Искусство книги в средневек. Руси. М., 2011). Рукопись является вторичным вкладом в монастырь, сделанным в 1831 г. архим. Иларионом (Кирилловым). В обители хранилась и пелена с изображением Коневской иконы в центре, по углам - сцены «Благовещение», «Распятие», образы апостолов Петра и Павла (2-я четв. XVI в., Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). В XIX в. мон-рю принадлежало также новгородское Евангелие 3-й четв. XV в. (БАН. Собр. тек. пост. 480), написанное архаическим уставным почерком, восходящим к почеркам XIV в. (см.: Турилов А. А. Предисловие: (Опыт авторец.)//ПССРК, XV. Доп. 1993. С. 31. Примеч. 46). В 1553 г., в пятницу Светлой седмицы, во время пожара сгорели «большая и теплая церкви» с иконами, ограда, кельи, хлебные житницы и жалованные грамоты мон-рю вел. князей Иоанна III и Василия III. Об этом известно из грамоты от 14 сент. 1554 г. Вероятно, в связи с пожаром и обретением мощей преподобного в царствование Иоанна Грозного возвели величественный каменный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, к этому времени относился и небольшой 4-ярусный иконостас со сценами Жития свт. Николая Чудотворца и чудес прп. Арсения, впосл. хранившийся в монастырской Никольской ц.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

А однажды, чтобы убедить сомневающихся в правоте своего тезиса о том, что всякая женщина не более чем скверна, Будда провоцирует свою собственную мать (в том перевоплощении) на убийство его самого 57 … В другом перевоплощении – будучи царем Бенареса, Будда послал своего придворного плута сокрушить добродетель жены жреца, которая хранила верность мужу, – конечно же, ради подтверждения своей спасительной проповеди: “женщин нельзя удержать от соблазна” 58 . Кто в состоянии представить, чтобы подобные легенды слагались вокруг имени Христа? И, кстати, почему Христос, по словам буддистов, якобы учившийся буддизму в Тибете и Индии, первое чудо совершил на брачном пире? Почему он умножил радость собравшихся, умножив вино? Почему не предложил помедитировать на тему об изгрызанном трупе невесты? 59 Так что мне представляется, что попытка Е. Рерих обличить христианство за счет женолюбивого буддизма не отличается уважением к историческим реалиям. – А почему Вы думаете, что у христиан такая педагика не переходит в догматику? – Потому что помню о том, что именно Деву Церковь превознесла выше «Херувим и Серафим». – Но все же сам мужской характер церковной средневековой литературы, о котором Вы сказали, разве не свидетельствует о дискриминации и отлучении женщин от культуры и образования? – Видите ли, этот факт не был никак юридически оформлен. Речь идет о вкусах, а не о репрессиях. Если сегодня есть спрос на книги Акунина и нет массового запроса на Тредьяковского – это еще не означает дискриминации или гонения на допушкинскую русскую литературу. О том, что запрета на женское литературное творчество не было, свидетельствует хотя бы то, что Церковь приняла в свое Богослужение Рождества и Страстной Седмицы песнопения, написанные в IX веке монахиней Кассией (и, кстати, отнюдь не анонимные, но подписанные ее, то есть женским именем) 60 . Кстати, с этой Кассией произошел замечательный случай. В 830 году византийский император Феофил выбирал себе невесту. 11 прекраснейших знатных дев были представлены ему. Феофил вошел в зал, держа в руках золотое яблоко, которое он должен был вручить своей избраннице. Подойдя к Кассии, он сказал: «От жены произошло все злое» (намекая на грехопадение Евы). Кассия же быстро отмела богословские инсинуации императора и ответила Феофилу: «От жены же произошло все лучшее» (имея в виду рождество Христа от Марии). Тут император здраво рассудил, что с такой женой править будет скорее не он, а она. В итоге яблоко было подано Феодоре, которая, стала императрицей. Кассии же не оставалось другой дороги, как в монастырь… Такова легенда 61 . А Феофил и в самом деле кончил плохо: он стал еретиком, уничтожавшим иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Без лишней огласки в «рекомендательном порядке» с начала апреля начали «приостанавливать работу дискотек, ночных клубов, кальянных, боулинга, бильярдных, компьютерных клубов» и иные массовые увеселительные заведения. Но не храмы! Хотя идейным и политическим либералам хотелось бы ровно наоборот. Нужно признать, что приостановка эта шла и идет крайне неуверенно и недостаточно, что отражает засилье в последнее десятилетие в государственной идеологии и политике западнического либерально-гуманистического духа гедонистического угодничества: несомненно, что решительные меры хотя бы по ограничению деятельности капищ потребительско-развлекательной цивилизации (особенно в Великий Пост) вкупе с церковной молитвой, несомненно, дало бы и совсем другую картину заболеваемости в стране. Но чем-чем, а Церковью с Ее священным уставом рационалисту-прагматику можно было бы вполне безболезненно пожертвовать! Тем более, когда почти во всех государствах православных народов храмы были закрыты для мирян, притом зачастую без противления, а иногда и по воле самого священноначалия. И когда вездесущая ВОЗ (взявшая в Белоруссии много редутов посредством «бескорыстной материальной помощи» вплоть до признания нормой содомии и бюджетных операций по «смене пола») напрямую «призывает запретить в Беларуси проведение богослужений» . Тем не менее, Александр Григорьевич изначально твердо заявил, что храмы закрываться не будут и, более того, связал с Пасхой свои надежды на преодоление коронавируса . И на протяжении всего Великого Поста вплоть до Светлой седмицы все храмы Белой Руси и ее столицы исправно служили соборную службу! В сам же день Пасхи Александр Лукашенко уже второй раз за год посетил православный монастырь (чего ранее не случалось вообще), Благовещенский мужской в Лядах под Минском, где разразился речью , которую вполне можно было бы назвать проповедью и признать достойной руководителя русского государства. Из нее особенно следует выделить слова, совсем не характерные для современных светских лиц (и просто невозможных без благодати): «Мы пришли в храм, потому что Он на нас смотрит, и Он нам поможет… Но где-то и накажет за все наши прегрешения, уж слишком в последнее время мы ведем себя не так, как Он нам завещал и завещает… Мы вообще отошли от принципов нормальной морали.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/13/pasha_...

Прочитав первое Евангелие, Владыка Иоанн начал проповедь только что прочитанными словами Спасителя: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин. 13, 34 ). После службы прихожане окружили архиерея плотным кольцом, чтобы защитить его от гонителей. Уже первые архиерейские службы привлекли к святителю Иоанну сердца верующих. Большевицкая власть отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно. У Владыки Иоанна произвели тщательный обыск, учинили ему допрос, но повода для преследований не нашли. Однако власти твердо решили расправиться с архиепископом Иоанном. Вечером в четверг Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста, подошли к келлии Владыки и постучали. Им не открыли, и тогда они стали ломать двери. В это время сбежались монахи и ударили в набат. Дверь была взломана, один из нападавших стрелял в упор в стоявшего посреди келлии архиепископа Иоанна. Но Господь сохранил Своего избранника: монах, прятавшийся сбоку от двери, ударил стрелявшего по руке. Пуля попала Владыке Иоанну в ногу, нанеся небольшую рану. В тот момент в келлии появились сбежавшиеся на звук набата рабочие. Неудавшихся убийц выволокли из помещения и стали бить. Владыка Иоанн защитил их. Большевики не оставили своих намерений расправиться с архипастырем. В мае 1918 года они открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал святитель. Несколько снарядов попали в келлии, смежные с келлией Владыки Иоанна, не причинив ему вреда. В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келлии и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а сам Владыка был увезен в губчека на очную ставку. Был вечер. В храмах начинали служить всенощную. Когда верующим стало известно, что святитель увезен в «дом, откуда не возвращаются», люди решили, что архиепископ расстрелян вместе с другими заключенными. Вернувшись в храм, Владыка Иоанн услышал панихиду, совершаемую по «новопреставленном» архиепископе. В день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи была вновь предпринята попытка захватить Петропавловскую церковь . Но святой архиепископ был спокоен и не только ободрил прихожан, но и подвиг молящихся защитить храм. На этом испытания не закончились. Архиепископа Иоанна арестовали и заключили в темницу. Народ Божий требовал освобождения архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/d...

Этот скит окружен с трех сторон скалистыми горами, увенчанными густым лесом, и только со стороны реки Донца вход в него освобожден. В церкви преподобного Арсения хранится мраморный белого цвета ковчег, в виде саркофага, найденный в развалинах одного храма в Анатолии, близ Тарса, где родился апостол Павел; эту редкость пожертвовал сюда путешественник А. Н. Муравьев. Доступ в скит разрешается мирянам только на третий день Рождества Христова, в пятницу Светлой седмицы, 8 мая и 14 августа. В остальные дни вход дозволяется по особому распоряжению настоятеля обители. На юг от Святогорской обители находится Больничный скит, называемый хутором. Здесь в церкви во имя Ахтырской иконы Божией Матери находится образ ее, источающий обильные милости прибегающим к нему, и образ великомученицы Варвары, с частицами ее мощей. На больничной паперти, у алтарной стены, погребен затворник этой пустыни Иоанн (+1867), над могилою которого ежедневно в 3 часа пополудни совершается панихида. В больничном скиту врачуются не только монашествующие, но и миряне. Пустынь имеет три школы, мастерские — слесарную, столярную, бондарную, колесную, малярную, портняжную и сапожную, кузницу, свечной завод и пасеку. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Десять лет назад в Горловской Епархии Украинской Православной Церкви возрожден Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь. История этой древней обители уходит вглубь веков. Одна из существующих версий связывает происхождение обители с византийскими иноками, бежавшими от преследования императорской власти в период иконоборческой ереси. Часть монашествующих нашла приют в Крыму, а часть из них, поднимаясь по водным артериям Дона и его притока Северского Донца, основали на их берегах многие пещерные монастыри, сохранившиеся до наших дней. Предание, записанное в XIX веке, связывает Святогорье с Киево-Печерской Лаврой, говоря о том, что часть печерской братии после разорении Киева Батыем ушла в Святые Горы. Некоторые исследователи предполагают, что в тяжёлые времена турецкого владычества часть иноков, удаляясь со Святой Горы Афон, избрала для пустынножительства данную местность.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Храмовые праздничные дни: 25 февраля, 26 октября, вторник Светлой седмицы — Иверской икона Божией матери 15 января, 1 августа — преподобного Серафима Саровского Адрес: 65121, Украина, г. Одесса, просп. Маршала Жукова, 10/10 (Школьный аэродром) Проезд: маршрутка 214 (конечная у ворот монастыря),маршрутка 210 (конечная и пройти пешком),маршрутка 121, 149, 191, 197 (ост.Левитана и пройти пешком),трамвай 13 (конечная и пройти пешком),троллейбус 12 (ост.Левитана и пройти пешком). Телефоны: Канцелярия: +38 (048) 729-51-30 Палом. гостиница: +38 (048) 700-11-41 ; +38 (063) 771-41-11 Как добраться: Подробное описание с фотографиями Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь [ править править код ] Пантелеимоновский монастырь Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь был создан по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, на месте бывшего подворья русского Свято-Пантелеимоновского монастыря, находящегося на Святой горе Афон, в 1995 г. Афонское подворье было основано в Одессе в 1876 году, о чем свидетельствуют многочисленные издания, в частности, " путеводитель " 1883 г. Е.Фесенко. После Октябрьской революции 1917 года для Пантелеймоновского подворья, как и для всей Церкви, наступила эпоха испытаний. В 1923 году храм и подворье закрыли. Храм вновь был открыт лишь летом 1944 года. В это же время здесь начинают работать Богословско-пастырские курсы, вскоре преобразованные в Одесскую духовную семинарию. Однако период послевоенной богословско-пастырской жизни Пантелеймоновской обители оказался недолгим. В эпоху хрущевской оттепели, в 1961 году, храм вновь закрывают. В его здании устраивают планетарий, а духовную семинарию переводят в Свято-Успенский мужской монастырь города Одессы. Богослужения вновь возобновятся лишь в 1990 году. А еще через пять лет по благословлению Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела на месте бывшего Афонского подворья основан мужской монастырь. Престольный праздник: в честь великомученика и целителя Пантелеимона - 9 августа.

http://azbyka.ru/palomnik/Одесса

10 марта 1961 года монастырь в Лавре снова закрыли — почти на 30 лет. А через три дня в Киеве произошла техногенная катастрофа —Куреневская трагедия, когда прорвало дамбу, и потоки размытого строительного мусора затопили целый квартал, погубив множество людей. Надо ли говорить, что мало кто тогда не связал два эти события. К тому времени в Лавре оставалось всего 11 монахов, остальных священноначалие, предвидя скорую ликвидацию обители, заранее перевело кого в Почаев, кого в Одессу, кого на Кавказ. А монастырские святыни и утварь — по возможности — раздали прихожанам на хранение «до лучших времен». Но настали они лишь в конце 1980-х: в честь 1000-летия Крещения Руси правительство УССР приняло решение передать нижнюю территорию Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому экзархату Русской Православной Церкви. А когда в лаврских стенах вновь возродился мужской монастырь, в Дальних пещерах начали источать миро три мироточивые главы. «Живый в помощи Вышняго…» Размышления о смерти — и своей собственной, и целых человеческих общин — духовное упражнение, естественное для любого верующего человека. Оно учит относиться к смерти правильно. Да, умирать страшно. И быть свидетелем умирания всего живого, в том числе и монашеской семьи, объединенной не монастырскими стенами, но Духом и Истиной, тоже страшно. Не случайно даже из ближайших учеников Христа лишь у единиц хватило мужества стать свидетелями Его крестной смерти. Но не случайно накануне Страстной седмицы Церковь напоминает нам о воскрешении Лазаря — четверодневного, уже начавшего разлагаться! И сколько раз за двухтысячелетнюю историю казалось, что та или иная Поместная Церковь вот-вот будет сметена богоборческой властью. А сколько раз казалось, что умирает монашество! Но ведь Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город и все место сие (Быт 18:26). И значит, не все потеряно. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/kievo-pecherskaja-lavra-i...

25 мая 1991 г. принято решение об открытии и возрождении древней обители. Разоренная и оскверненная, она была открыта в среду Светлой Седмицы и вновь началась молитвенная и трудовая жизнь. Храмы: Часовни: Подворья: Источник: у р. Нара, близ монастыря, ископанный прп. Сергием Радонежским (ныне городской отстойник). Список чудотворной иконы Неупиваемая Чаша. Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь. Святыни: Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта). Настоятель игумен Кирилл Адрес : 142200 Московская обл., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь. Проезд : СЕРПУХОВСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ВЛАДЫЧНИЙ МОНАСТЫРЬ (женский монастырь) Серпуховский Введенский Владычний Монастырь. Расположен на правом берегу р. Нара, напротив Высоцкого монастыря. Основан в 1360 г. митр. Алексием по повелению Божией Матери, Которая явилась московскому святителю. Первым настоятелем и строителем мужского монастыря был ученик митрополита, его келейник прп. Варлаам. Он также удостоился чудесного видения. «Видех Ангелы держим монастырь, и Захарию во дверех церковных стояща, и Богородицу с рождшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим и посадив Ю на третией ступени». Монастырь никогда не выделялся ни количеством братии (не более 30 насельников), ни богатством. В XVI-XVII вв. обитель превратили в крепость, снабдив боевыми орудиями и припасами. В XVIII в. монастырь пережил период упадка; его приписывали то к Высоцкому, то к Заиконоспасскому монастырям. К началу XIX в. древней обители грозило закрытие. Но в 1806 г. по благословению московского митр. Платона Владычний монастырь был обращен в женский, в результате чего к концу века он пришел в цветущее состояние, а количество насельниц возросло до 400. Особенную память в монастыре оставила блаженная Евфросиния, юродивая Христа ради. Бывшая фрейлина Имп. Екатерины II тайно скрылась из двора и по благословению митр. Платона поселилась во Владычней обители. Неоднократно приезжая в монастырь, свт. Филарет (Дроздов) первым долгом посещал блаженную старицу и беседовал с ней. 3 июня 1855 г. Евфросиния преставилась, имея 120 лет от роду и погребена в приделе церкви село Колюпаново (близ города Алексина).

http://pravoslavie.ru/1877.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010