Во многих местах Северо-Западной Руси день Иоанна Богослова чествовали под именем «Николина Бацки», т. е. Николина отца. Основанием такому наименованию послужило отчасти то, что за этим днем непосредственно следует день свт. Николая Чудотворца, отчасти, быть может, внутреннее сродство обоих угодников Божиих по делам любви к ближнему. В этих делах свт. Николай следовал учению и примеру Иоанна Богослова, как сын следует наставлениям и примеру родного отца. Иоанн Богослов среди русского народа почитался наставником живописного иконного дела. В «Сказании о святых» ему полагалась особая молитва об изучении иконного дела. В русских прописях и азбуковниках XVII в. содержались стихи ап. Иоанну как учителю иконной живописи. По народному убеждению, Иоанн Богослов есть Божий путник. Потому обращались к нему крестьяне, в дальний путь отправляющиеся, за наставлениями. Просили в дороге помогать, от злых недугов охранять. «Иван – на то и путник, что все пути-дороги знает и добропорядочному человеку все расскажет-объяснит, все тайные тропы раскроет, прямые дороги покажет, верные направления укажет». Иоанн власатый, Милостивый, Ростовский Христа ради юродивый († 3.09.1580), происхождения его никто не знал. С собой он носил и постоянно читал латинскую Псалтирь – поэтому думают, что он был иностранцем. Пристанища святой не имел, но иногда заходил к своему духовному отцу, священнику Всехсвятской церкви – Петру и к одной благочестивой вдове. Был св. Иоанн в общении с блж. Иоанном Московским, по прозванию «Большой Колпак». Св. Иоанн был погребен при церкви св. Власия, причем были знамения: гроза и буря. На могиле блаженного происходили исцеления. С 1761 мощи его почивают под спудом в церкви Толгской иконы Божией Матери. До 1917 на гробнице лежали его кипарисовый крест и пергаментная латинская Псалтирь. Память блж. Иоанну отмечается 12/25 нояб, 3/16 сент. и 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых. Иоанн воин (IV в.), святой мученик, служил в войске римского имп. Юлиана Отступника, преследовавшего христиан. Внешне изображая из себя гонителя, св. Иоанн на самом деле старался помочь христианам, предупреждал их о грозящей опасности. В конце концов императору стало известно о тайной деятельности святого – и он был брошен в темницу. После смерти императора святой получил свободу. Оставшуюся жизнь он провел в святости и умер в глубокой старости. Скромная могила его была затеряна. Но святой явился одной благочестивой женщине и указал ей место своего погребения. Мощи св. Иоанна Воина с честью были положены в Константинопольском храме св. ап. Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 230. Слово о Мелхиседеце. Нач. Бяше наречется Мелхиседек безродителен и безсроден, взлюбленик Божий, и отец его нарицается Мелх и мати его зовется Салима. л. 232 об. Слово о Авраме, како угости Святую Троицю. Нач. Авраам имелше в сердци своем гостолюбство и не хотяше ясти в дому своем Дóндеже не приидеть гость в дом его. См. выписку 142 л. 82. л. 237. Слово, како учаше Сара мужа своего Аврама. Нач. Рече Сарра ко Аврааму мужу своему: аз состарехся безчадна, но пойми робу нашу Агару. л. 238 об. Слово, како хотяше Авраам заклати сына своего возлюбленнаго Исака. Нач. Тако сохрани Авраам сына своего Исаака от 80 лет и рече Господь Бог ко Аврааму. л. 240. Слово св. Аврама праведнаго о смерти его, како прииде архангел ко Аврааму. Нач. Егда посла Господь архангела Михаила ко Аврааму и рече ему Господь: иди в дом Авраамов с радостию. См. 730 л. 2. л. 246. Слово о Псалтыри, како быша в мори. Нач. Написа псалтырь Давид царь, якоже обещя Богу, сотвори Псалом 345 и состави книгу. л. 247. Слово св. славнаго великаго мученика Феодора Тирона. Нач. Во дни оны бысть при Костянтине цари обретеся воин красен видением и крепок умом зело и любовен царю Христов мученик избранный Феодор. Житие ложное. Срав. 791 л. 221. л. 255. Слово евангелиста Иоанна Богослова Фео(ло)га на Преставление св. Богородица. Нач. Святей и преславной пречистой Богородице Приснодевеи Марии по обычаю на св. гроб Господа нашего Ис. Христа ходяща кадити. л. 267. Слово Иоанна Златаустаго от пророчества Исаина о последнем времени, покающихся евлогитех Патериму (вероятно, вм. υλγησον Πτηρ). Нач. Кто недивитца, кто нечюдитца о сем веку, и како уставлена суть времена сиа! л. 274 об. Указ, како Господь створи братство крестное. Нач. В то время беша царь, Семиклий имя ему, любя же речи о Христе слышати. Срав. 769 л. 62 об. л. 277 об. Спрос св. Василиа о всем исправлении. Нач. Видех нечестиваго приходяща в церковь людей ради не осудять и поклоняшеся неволею. л. 282. Слово св. отца нашего Иоанна Златоустаг о, патриарха Константинаграда. Нач. Страшна и велия деяния хотящю вам исповедати яже о Спасе нашем Ис. Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Один грозил строгать когтями, другой отвечает: окажешь мне услугу такими терзаниями, уврачуешь мою печень, которая, как видишь, много беспокоит меня. Так они препирались между собою. Но город, как скоро узнал о несчастии и общей для всех опасности (такое оскорбление почитал всякий опасностью для себя), весь приходит в волнение и воспламеняется; как рой пчел, встревоженный дымом, друг от друга возбуждаются и приходят в смятение все сословия, все возрасты, а более всех оружейники и царские ткачи, которые в подобных обстоятельствах, но причине свободы, какою пользуются, бывают раздражительнее и действуют смелее. Все для каждого стало оружием, случилось ли что под руками по ремеслу или встретилось что другое: пламенники в руках, у кого занесенные камни, у кого поднятые палки; у всех одно направление, один голос и общая ревность. Гнев – страшный воин и военачальник. При таком воспламенении умов и женщины не остались безоружными (у них ткацкие берда служили вместо копий), и одушевляемые ревностью перестали уже быть женщинами, напротив того самонадеянность превратила их в мужчин. Коротко сказать: думали, что расторгнув на части правителя, разделят между собою благочестие. И тот у них был благочестивее, кто первый бы наложил руки на умыслившего такую дерзость против Василия. Что же строгий и дерзкий судия? – Стал жалким, бедным, самым смиренным просителем: но явился сей без крови мученик, без ран венценосец и удержав силою народ, обуздываемый уважением, спас своего просителя и оскорбителя» 203 . «С сего времени, – говорит св. Григорий, – брань от мира прекратилась и возымела от Бога правый конец, достойный веры Василия» 204 . Но скорби св. Василия не прекратились; итак как св. Василий со св. Григорием тесно были связаны между собою взаимною любовью как душа с телом то скорбь, вновь испытанная св. Василием, не менее болезненно отразилась и на св. Григории. Поводом к этой скорби послужило повеление о разделении Кесарийской области в гражданском управлении на две части. Кесария осталась главным городом одной половины Кесарийской области, а главным городом второй половины назначен был город Тиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

А св. Григорий Нисский следующей замечательной молитвой обращался в своем слове св. мученику Феодору: «Ходатайствуй за отечество у общего Царя и Господа. Нам угрожают величайшие опасности... Воин, сражайся за нас; мученик, предстательствуй с дерзновением, за своих соотечественников. Хотя ты в другом мире, но всегда знаешь о напастях и нуждах человеческих. Испроси нам мир, чтобы наши св. собрания не прекращались... Молим тебя, не лиши нас и впредь твоего покровительства. Если нужно ходатайство еще более сильное: собери лики мучеников, твоих братий, и помолись со всеми вместе. Молитвы многих праведников покроют грехи народов» 637 . Столь же живо и глубоко сознавал важность предстательства отшедших святых и Григорий Богослов , когда выражал полную свою уверенность в том, что отшедшие святые, став, по сложении с себя телесных оков, ближе к Богу, могут своими молитвами производить больше, чем сколько производили на земле своим учением 638 , и, что к (духовному) восхождению и обожанию служат живыми посредниками мученики 639 , а, также, когда поэтому и он сам обращался к ним о предстательстве и помощи, с молениями, подобными тем, с которыми обращался к священномученику Киприану 640 , св. Афанасию 641 и Василию Великому 642 , прося их, милостиво призреть на него с высоты, управлять его словом и жизнью, и быть его сопастырями и вспомоществовать ему при одолении всех жизненных трудностей и скорбей, для достижения лучшего и полезнейшего. Златоуст же и св. Амвросий, кроме того, разъясняют и те основания, в силу которых христиане могут быть вполне уверены, как в уместности, так и действенности обращения к, сильным своим ходатайством пред Богом, святым, и, вследствие чего, всегда могут они, и обязаны обращаться к ним с молитвами об их предстательстве в полной надежде на их помощь, только бы этого заслуживали своею верою и благонастроенною жизнью. Так, св. Иоанн Златоуст , желая показать, что отшедшие святые далеко не чужды живым, а, напротив, могут принимать и принимают самое живое участие в их судьбе, говорит следующее о мучениках: «мученики суть части и члены наши...

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Пр. Еллий действительно нашел в указанном месте источник ключевой воды и близ него очень вкусные и пахучая растения и ими утолил свой голод с великим духовным веселием. За свою добродетельную жизнь преподобный еще в юности был удостоен от Господа дара прозорливости и чудотворения. Скончался он в глубокой старости, в IV веке. Пр. (по X.M. преподобномуч.) чудотворца. Он пострадал за имя Христово при Диоклетиане; скончался он в мире в Магнезии (в Малой Азии), где основал монастырь. Пр. Стефана Махрищского, Московского чудотворца. Родом из Киева, он сначала подвизался иноком в Печерской обители. Ища совершенного безмолвия, пр. Стефан удалился в местечко Махрище (в 30 верстах от Сергиевой лавры) и здесь, после долгих безмолвных подвигов, основал обитель Св. Троицы (см. Влад. еп.). Ненависть соседних владельцев земли заставила его удалиться отсюда на реку Авнежу, на которой он и основал другую обитель Св. Троицы вместе с учеником своим пр. Григорием Авнежским (см. 15 июня). Великий князь Димитрий Иоаннович снова вызвал пр. Стефана в Махрищскую обитель, где он и подвизался до своей кончины в 1406 г. В 1550 г. мощи пр. Стефана были обретены нетленными и ныне почивают в его обители под спудом. Они прославились многими чудесами. Муч . римлянина. Римский воин, чудесно обращенный ко Христу, он много пострадал за Него и после мук скончался в огне, в I в. 15 . З. Св. мученик Крика и Около 305 г. взятая за исповедание Христа, св. Иулитта была подвергнута жестоким мучениям в г. Тарсе. Трехлетний сын ее Кирик громко плакал, видя ее страдания. Мучитель хотел приласкать его и взять к себе на руки, но дитя рвалось к матери с криком: «я христианин». Озлобленный судья оттолкнул от себя мальчика, и он, катясь по ступеням, разбился до смерти. После сего св. Иулитту повесили, тело ее строгали острым железом, а на раны лили кипящую смолу и, наконец, отрубили ей голову. Кондак, гл. 4. Во объятиих носящи христомученица Иулитта Кирика, на подвизе мужески веселящися взываше: Христос есть мучеников похвала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Лит.: Марр Н. Я. Хитон Господень в книжных легендах армян, грузин и сирийцев//al-Muzaffaryah [Трофей]: Сб. ст. учеников проф. барона В. Р. Розена ко дню 25-летия его 1-й лекции... СПб., 1897. С. 67-96; Esbroeck M., van. Invention des reliques comme attribut impérial: La tunique du Christ à Moscou et son symbolisme//Roma fuori di Roma: Istituzioni e immagini: 21-22 apr. 1985. R., 1985. P. 225-243; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 264-265; 2011. Т. 5. С. 403. Н. Н. Крашенинникова В армянской традиции Распятие Христа. Миниатюра из Евангелия Малатии. 1267–1268 гг. Мастер Торос Рослин (Матен. 10675. Л. 321 об) Распятие Христа. Миниатюра из Евангелия Малатии. 1267–1268 гг. Мастер Торос Рослин (Матен. 10675. Л. 321 об) Л. С. почитается как мученик, его память совершается вместе с прав. Иосифом Обручником, Иосифом Аримафейским, прав. Лазарем и его сестрами Марфой и Марией в окт. (передвижной праздник, напр. в 2015 г. 19 окт., в 2016 г.- 17 окт.). В арм. источниках сведения о Л. С. довольно разнородные и разножанровые: они содержатся в памятниках житийной лит-ры, в богослужебных книгах, в апокрифах и представлены в неск. версиях под заглавиями «Мученичество св. Лонгина Сотника», «История св. Лонгина Сотника», «Предание о нахождении мощей св. Лонкиноса или Лункианоса вместе с сосудом св. Крови Христа». Большинство произведений, посвященных Л. С., опубликованы в многотомном труде М. Авгеряна ( Авгерян. 1813. Т. 7. С. 319-361). Он отметил, что в арм. лит-ре отражена и греч. традиция (согласно которой Л. С. лишь входил в состав стражи и уверовал во Христа, будучи свидетелем Его воскресения) и латинская (где Лонгином назван воин, пронзивший копьем ребра Спасителя). В связи с этим в арм. текстах представлены 2 кардинально разные версии. Первая, «История св. Лонгина Сотника» ( Авгерян. 1813. Т. 7. С. 321-334), является дословным переводом греч. Мученичества (BHG, N 988, ранее приписываемого прп. Исихию Иерусалимскому); ей следуют Четьи-Минеи, синаксари и месяцесловы. Вторая версия близка по содержанию к лат. Мученичеству (BHL, N 4965) и отражена в арм. гомилиариях. Она написана в лучших традициях ранних примеров житийной лит-ры. Пронзивший ребра Христа Лонгин назван и воином и сотником. В течение 28 лет после Распятия он вел подвижническую жизнь и проповедовал Христа. Олицетворением язычества выступает судья Октавий, диалог с которым занимает центральное место в Житии. Для Л. С. важно не его имя, а то, что он христианин, раб Божий( Авгерян. 1813. Т. 7. С. 337-346).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Обратимся прежде всего к определению персонажа. Нам представляется мнение Н.Н. Померанцева, увидевшего в кремлевском воине св. Димитрия Солунского, более близким к истине, нежели позиция Г.К. Вагнера. Г.К. Вагнер исходил из такой иконографической приметы как " курчавые волосы " (8), уложенные на голове святого круглыми завитками, известными именно по изображениям св. Георгия, тогда как волосы св. Димитрия трактовались иначе - в виде спрямленных прядей, ложащихся более прилегающими к голове. Однако, данный аргумент совсем не безусловен. Действительно, прическа кремлевского воина строится при помощи тех же выпуклых " кудряшек " , что и в последующих изображениях деревянных конников. Но построена она иначе. Волосы облегают яйцевидную голову, не создавая характерную для иконографии св. Георгия пышную кудрявую шапку. В данном случае она имеет вид плотно прилегающего к голове " шлема " , спускающегося вдоль щек так, что в фас видны как бы длинные волнистые пряди, доходящие почти до подбородка, причем нижняя буколька акцентирована величиной, спадая вниз в виде своеобразной " капли " . Подобная форма прически является признаком весьма широкого круга икон и рельефов с образом св. Димитрия, восходящих к глубокой древности. Такова, например, икона слоновой кости второй половины X в. с ростовой рельефной фигурой св. Димитрия Солунско-го из Метрополитен Музея в Нью-Йорке. (9) В живописи Х1-ХП вв. это солунский мученик на двух иконах из Государственного Эрмитажа: " Апостол Филипп, св. Федор и св. Димитрий " и " Свв. Георгий, Федор Стратилат и Димитрий " (10), причем к интересующему нас типу ближе персонаж последнего образа, датируемого XII в. По направленности сохранившейся части правой руки и положению левого плеча святого можно думать, что левой, опущенной вниз рукой, воин придерживал щит, а в правой держал высокое копье, подобно двум персонажам упомянутых выше эрмитажных икон. Аналогичным образом построена и фигура св. Димитрия на небольшом мозаичном образе XIV в. из Сассоферрато в Италии, в оклад которого врезана ампула с миром. (11) Следует отметить, что жест этот расходится с известными копиями той солунской иконы, которая, как считают, была написана на " гробной доске " святого и попала во Владимир из Солуни в 1197 г. (12), а затем в Москву в 90-е гг. XIV в. при митрополите Киприане. (13)

http://sedmitza.ru/text/514948.html

2) Михаил Архангел, Стратег небесных Сил. (8 ноября – день тезоименитства Кутузова). 3) Ангел держащий икону: Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. (Благословение митрополитом Платоном императора Александра при отправлении его в армию). 4) Св. Преподобный Сергий Вологодский (7 октября. бегство французов из Москвы). 5) Св. Феофан Печерский (11 октября. Окончательное очищение Москвы французами). 6) Св. Иннокентий Иркутский. (26 ноября. Бегство Наполеона и его армии из России). В южной части коридора, где помещена история заграничных воин 1813 и 1814 гг. 1) Св. Василий Великий . (1 января. Переход через Неман). 2) Св. Феодор Тирон. (17 февраля. Присоединение Пруссии к союзу с Россией для войны с Наполеоном). 3) Св. Мученик Каллиник. (29 июля. Присоединение Австрии к союзу с Россией для войны с Наполеоном). 4) Св. Иаков Боровицкий. (23 ноября. Освобождение Германии от ига Наполеона). 5) Св. Василий Анкирский. (1 января. Переход через Рейн). 6) Св. Иоанн Лествичник . (30 марта. Мир в Париже). 11 Назначение священных изображений для живописи Храма сделано было митрополитом Филаретом для главного купола, пояса парусов, малых сводов, на стенах над хорными окнами и для главного иконостаса. Последующую затем живопись назначали митрополит Иннокентий и преосвященные Леонид и Амвросий. 16 Содержание этого изображения заимствовано из церковной песни: Снисшел еси в преисподняя земли. Оно сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и изведение ветхозаветных праведников. 17 При изображении Благовещения художник не руководствовался общепринятым правилом – изображать Пресвятую Деву пред аналогием с раскрытою на нем книгой: в данном случае он изобразил тот момент, когда Она исполняет свою обыденную работу и видит ангела, благовествующего Ей 20 Общий итог суммы, употребленной на построение Исаакиевского собора в С.-Петербурге с начала его построения в 1818 году до освящения его в 1858 году и затем до совершенного окончания дел в 1864 году, простирается до 23 миллионов руб. сер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда как от языческих образов Волоса и Перуна остались только жалкие обрывки, да и имён-то их у народа не осталось, а сохранились они в летописях. Нужно сказать, что сближению языческих и христианских образов много даёт оснований то, что народ на все предметы (и, в частности, на христианские образы) смотрит с практической, с житейской стороны, останавливается настолько, насколько они представляют пользы или вреда человеку. Дьявол – вредоносное существо, поэтому народ останавливает на дьяволе серьёзное внимание, и в произведениях народной словесности мы найдём развитыми черты вредоносной деятельности дьявола. Святых народ считает своими помощниками. И преимущественно он смотрит на святых с этой стороны. На жизни же святых (за исключением очень немногих святых) он останавливается меньше. Несведущий, слабый в борьбе с разнообразными невзгодами, он внимательно следит по житиям святых, какой святой оказывал содействие в той или другой болезни. И вот находит, что св. Николай Чудотворец помогает на море, на работах и в болезнях, свв. Георгий, Власий и Модест берегут домашних животных, св. Екатерина помогает в муках чадорождения, св. Антипий врачует зубные боли, Киприан защищает от наваждения вражеской силы, мученик Иоанн Воин помогает находить украденные вещи и т. д. Итак, приписываемая народом специальная деятельность святым обусловливалась сказаниями о святых в их житиях. Народ подметил те или другие случаи из жизни святых и сообразно с ними составил и очертил образы того или другого святого, придав каждому специальную деятельность. Такая специализация деятельности святых не противоречит церковному учению. Что касается моральных черт, приданных святым, то нельзя не заметить, что народ, с одной стороны, оттеняет в святых твёрдость духа и устойчивость в трудных моментах своей жизни (таковы: Георгий – в муках, Иосаф – в пустыне, Алексий, Божий человек, – среди соблазнов мира и др.), с другой – нежность, мягкость и доброту по отношению к людям (таковы: Божия Матерь, св. Николай, Иосиф в отношении к отцу и братьям и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Тот, Кто, яко зеницу ока, хранит души простыя и смиренные и всегда посрамляет премудрых в коварстве их, не дал и теперь совершиться умыслу вражию. Среди нощи, но не во сне, является внезапно тогдашнему епископу константинопольскому некий светозарный воин и говорит, чтоб он, немедля собрав духовное стадо свое, дал ему знать об угрожающей опасности, с повелением не покупать в следующие дни ничего на торжище. «Чем же пропитается в сии дни столько людей, вопросил святитель, ибо у многих нет ничего в дому?» – Коливом или вареною пшеницею, ответствовал явившийся, которую ты, нашел у некоторых, должен раздать всем. – «Кто же ты, вопросил патриах, вся ведущий и пекущийся таким образом о братии твоей?» – «Христов мученик Феодор», ответствовал явившийся, т. е., это был тот святой подвижник Христов, который, будучи воином за много лет до сего, в царствование злочестивого Максимиана, претерпел за имя Христово множество ужасных мук и тем после своей мученической смерти заслужил себе в церкви Христовой имя великомученика. Святитель немедля исполнил повеленное свыше, и христиане константинопольские сохранились от осквернения; а злочестивый Иулиан, видя, что замысл его разрушен, велел предоставить прежнюю свободу торжищам. II. Возблагодарим Господа Иисуса, никогда не оставляющего без помощи верных рабов Своих и посрамляющего безумных противников Евангелия и св. церкви. Прославим память св. великомученика, отвратившего чудесным явлением своим искушение и печаль от церкви константинопольской. А между тем возьмем отсюда урок для себя. Какой урок? Тот, что соблюдение св. поста есть вещь весьма важная. Ибо, если бы постом можно было пренебрегать, как вещию безразличною или малозначущею, то им не занимались бы так на небе, и св. великомученик не оставил бы светлых обителей Отца небесного для того токмо, чтобы указать земным братиям своим на средство избежать нарушения поста. Подобные явления святых в нашем мире происходят не иначе, как по причинам самым важным. Как же после сего некоторые осмеливаются думать и говорить, что все равно: поститься или не поститься? Нет, поститься значит быть смиренным и послушным сыном святой церкви; а не поститься значит быть зараженным вольномыслием, самочинием и духом презорства. Поститься значит обуздывать свою чувственность, владеть своими пожеланиями; а не поститься значит быть рабом плоти, находиться в плену у своего чрева. Поститься значит радеть о спасении души своей, искать свободы своему духу, стремиться во след ангелов; а не поститься значит уподобляться бессловесным, кои не знают поста, быть холодным к молитве и к очищению своей души от похотей. Поститься значит каяться в грехах, презирать мирские утехи, приготовляться к вечности; а не поститься значит погрязать в земном, предаваться тленному, идти путем широким, ведущим в пагубу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010