Вмч. Георгий. Икона. XI в. (мон-рь Ватопед) Вмч. Георгий. Икона. XI в. (мон-рь Ватопед) В отличие от произведений живописи, где облик Г. рано приобрел устойчивые узнаваемые черты, в малой пластике еще в X в. изображения Г. обладают большим разнообразием и узнаются по начертанию имени этого святого (или по сопроводительной надписи). На бронзовой гравированной детали пояса (сир. регион, VI - 1-я пол. VII в., собрание C. S., Германия) Г. изображен в коротком хитоне и пышном, в крупную складку плаще в типе оранта; по сторонам фигуры - греч. надпись: ΑΓΙΟΣ ΓΕΟΡΓΙΣ. Крест с подписным изображением Г. также в типе оранта был найден в районе совр. г. Смела (Черкасская обл., Украина; хранился в НИМУ, погиб в годы Великой Отечественной войны). Подобного типа кресты-энколпионы с гравированными изображениями Богоматери и святых как орантов были распространены по всему побережью Средиземного м. и датируются IX-XII вв. Военные успехи императоров, небесным покровителем к-рых был Г., сделали его наиболее почитаемым святым в Византийской империи уже в V - нач. VI в., о чем свидетельствуют возведенные во имя вмч. Георгия храмы и мон-ри (см. разд. «Почитание в Византии»). Иконографический тип Г.-воина, в рост, с копьем в правой руке, левой опирается на щит, возможно, восходит к изображению стоящего императора, напр. на визант. монетах и моливдовулах. Среди ранних примеров - моливдовул с изображением Г. на коне, поражающего змея (VI-VII вв., из собрания Г. Шлюмберже, ГЭ). На моливдовулах X-XII вв. Г. чаще представлен как воин, фронтально, погрудно (XI или XII в., ГЭ - на обороте надпись: «Константину Комнину, вестарху и дуке») или в рост (2-я пол. X - 1-я пол. XI в., из собрания Н. П. Лихачёва в С.-Петербурге, ГЭ - с копьем в правой руке, прижатой к груди, и со щитом с левой стороны, облачен в плащ, застегнутый на правом плече), реже - как мученик (XI в., ГЭ - с крестом в руке, на обороте надпись: «Климу, монаху и кувуклисию»). Моливдовулы с изображением Г. сопровождаются не только посвятительной надписью на обороте, но и молитвенным обращением как к Г., так и ко Христу или к Божией Матери, напр.: «Могучий защитник Божий…» (XI в., из собрания Шлюмберже, ГЭ); «Мученик, защити меня, Георгия Вардали» (кон. XI - 1-я пол. XII в., ГЭ). Подобные надписи характерны и для нательных образков (образок X в. из собрания Р. Мартина, ГЭ): «Господи, помоги носящему меня». На моливдовулах палеологовского времени Г. часто изображался в рост, в паре с др. св. воинами (Г. и вмч. Феодор на моливдовуле Трапезундского мон-ря, XIII-XIV вв. (из собрания Шлюмберже), XIII в. (из собрания Лихачёва); с вмч. Димитрием в предстоянии Богоматери Кириотиссе, XIII-XIV вв. (из собрания Лихачёва),- все в ГЭ).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Анатолий Никомидийский, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Анатолий Никомидийский, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Анатолий Никомидийский, мч. Мученик Анатолий (Память 23 апреля по старому стилю) Память мучеников Анатолия и Протолеона отмечается в один день со святым великомучеником Георгием и царицей Александрой. Видя веру и мужество св. Георгия, эти воины уверовали во Христа и открыто заявили об этом. Их тут же обезглавили. ---- Информация от Анатолия (автора pravicon.com) ---------- Следует отличать мучеников Анатолия Никейского (http://pravicon.com/sv-166) и Анатолия Никомидийского (http://pravicon.com/sv-167). К сожалению, большинство икон подписывают просто как " мученик Анатолий " , и не понятно, какой именно. Изучив множество икон, я пришел к выводу, что некоторые различия все же есть: Анатолий Никейский выглядит на иконах моложе Анатолия Никомидийского, не имеет усов и брады. Анатолий Никомидийский был воином, лицо более окрепшее и возмужалое, имеет усы и браду. Часто изображается в воинском облачении (хотя не обязательно). Иногда иконы подписывают " Анатолий-воин " . Это лишь мои наблюдения, не претендующие на энциклопедическую точность. Просто если Вы загружаете неподписанное изображение мученика Анатолия в каталог, смотрите, какому именну мученику оно соответствует. Некоторые иконописцы очень вольно относились к сложившимся традициям, возможно, просто, не имея возможности ознакомиться с иконописными подлинниками, рисовали иконы святых на заказ как сами себе представляли, поэтому можно встретить иконы, которые трудно отнести к какому-то определенному святому, в этом случае остается только догадываться, кто именно изображен на иконе. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Анатолий Никомидийский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1752

В капище, куда приведен был великомуч. Прокопий, были идолы. Мученик, изобразив над ними знамение креста, разрушил их, и они все повелением Божиим превратились в воду, которая потекла через дверь капища, как река. Молитва просвещает ближнего Молитвами великомуч. Прокопия мать его идолопоклонница подвинулась на муки, она сама сказала, что, когда рассуждала о всемогуществе Иисуса Христа, по сокрушении сердца ее, воссиял в уме ее какой то луч, и она познала обман бесовский. Св. Прокопий юродивый Образ жизни юродивого Этот Прокопий днем ходил по городу и казался юродивым; он был от многих в поношении и терпел побои, особенно от детей; а ночью к церкви приходил, где молился за город, людей и обидчиков. А когда хотел не много отдохнуть, он бросался на сорную кучу зимой терпел мороз и снег, ходя полунагим в одной разодранной одежде. Пищу весьма мало принимал, и то от богобоязненных людей; от богатых же и неправду творящих ничего не хотел принимать, и часто многие дни оставался без пищи. Проводя так жизнь, он был как бы произвольный мученик, моривший себя голодом и жаждою; будучи наг и скитаясь, он охотно принимал оскорбления и раны. За такую жизнь Господь дал ему благодать прозорливости – и он мог предсказывать будущее. Так предсказал он страшную бурю и каменную тучу, которую отвратили слезы его и народа пред Царицею Небесною, ибо от иконы Ее стало истекать мvpo в знамение милосердия Ее. Помощь свыше Когда в одну жестокую зиму люди и даже псы отказали ему в приюте, св. Прокопий, на паперти близ церкви сидя, ожидал смерти, – явился к нему ангел с ветвью райскою, разноцветною, и, коснувшись Прокопия, тотчас влил в него теплотворную и животворную силу. 9. Св. священномуч. Панкратий епископ Крест и св. иконы защита против врагов Св. апостол Павел поставил Панкратия епископом в Тавромении, Сицилийском городе, и Панкратий всех граждан этого города просветил и крестил. Однажды диавол вооружил против него какого-то Аквилиана мучителя, который собрав большую толпу воинов, стал приближаться к городу; но воин Христов, утешая христиан, взял в руки

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

О жизни иноков в Кельях см. Истор. прав, монашества на Востоке. П. Казанский. 1854, ч. II, 98-163. Глава 145 Жизнь блж. Геннадия, патриарха Константинопольского, и о чтеце его Харисии Или исправь его, или отлучи. Мы прибыли в киновию на расстоянии девяти миль от Александрии и нашли там двух старцев, которые сказали нам, что они были пресвитерами Константинопольской Церкви. Они нам рассказывали о блаженном Геннадии, патриархе Константинопольском, что он отличался величайшею кротостью, чистотою и воздержанием. Многие докучали ему из-за одного клирика, весьма дурного поведения, по имени Харисий. Призвав клирика, патриарх пытался вразумить его, но вразумления нисколько на него не действовали. Тогда приказал наказать по правилам отеческим и церковным. Но наказание не принесло ни малейшей пользы: дело доходило до волхвования и убийства… Вот патриарх призывает к себе одного из апокрисиариев, посылает его к св. Елевферию (Харисий был чтецом при его храме) и поручает ему сказать: «Св. Елевферий, один из твоих воинов много грешит. Или исправь его, или отлучи!» Апокрисиарий отправился в храм св. мученика Елевферия и стал перед жертвенником. Обратясь к гробнице мученика, простер руки свои и воскликнул: «Святой мучениче Христов, патриарх Геннадий объявляет тебе через меня, грешного: «Твой воин много грешит. Или исправь его, или отлучи!» И на другой день нечестивец был найден мертвым… Все были поражены ужасом и прославили Бога. К главе 145 Об окрестностях Александрии см. кн. Истор. прав, монашества, ч. II, 190. Геннадий был патриархом Константинопольским от 458 до 471 г. Память его 31-го августа. Об апокрисиариях см. прим. к гл. 88. Апокрисиарию патриарха приходилось отправляться в Вифинию, потому что св. мученик Елевферий, пострадавший при императоре Максимиане, был погребен в своем имении, в Вифинии, при реке Сангаре. Св. мученик сам при жизни своей устроил и церковь. Харисий служил при храме. Вифиния – провинция на севере Малой Азии. Глава 146 Видение Евлогия, патриарха Константинопольского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

мученик молитвой сокрушил идолов. Тогда приказано было отсечь и ему голову. Так воин царя земного, св. Георгий, явил себя победоносным воином Царя небесного, отчего и получил название «Победоносца». Мощи его, согласно завещанию его самого, положены в Палестине, в г. Лидде, родине матери его. Св. великомученик Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем в пасть страшного змия. Это вот по какой причине. Недалеко от места погребения св. Георгия, близ горы Ливана, выходил из озера страшный змий, похищавший и пожиравший людей. Змия сочли за божество и начали отдавать ему, поочередно каждое семейство, по одному из детей. Очередь дошла до единственной дочери самого царя. Ее уже привели и поставили у озера. Но лишь вышел из озера змий, как вдруг явился воинственный юноша на белом коне и поразил его в разверстую пасть. Это был св. великомученик Георгий. Тогда царь и весь народ обратились ко Христу. Св. великомученик Георгий особенно чтится у славян и у русских. Много храмов устроено ими в честь св. великомученика. Лик его изображается на русском государственном гербе. В день его памяти, 23 апреля, по совершении молебна, выгоняют впервые после зимы скот для пастбища в поле, так как считают св. Георгия покровителем скота вследствие того, что однажды, при жизни, он оживил павшего единственного вола земледельца. Глава св. Георгия находится в Риме, в церкви его имени. Три пальца и часть плеча его хранятся в монастыре св. Екатерины на Синайской горе. Мученица царица Александра, как сказано уже, была женой царя Диоклетиана, замучившего св. Георгия. Видя, как св. Георгий оставался невредимым среди страшных истязаний, она уверовала во Христа. Когда же молитвой он сокрушил идолов в капище Аполлона, то св. Александра громко воскликнула: «Бог Георгия есть Бог истинный и всемогущий!» Диоклетиан разгневался и велел вести и ее на казнь вместе с Георгием. И она шла на казнь с молитвой на устах, но дорогой, остановившись для отдыха от усталости, скончалась. Празднуют св. Александре и 21 апреля, но настоящий день ее кончины – 23-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Очень сильно звучат названные мотивы в Словах свт. Серапиона Владимирского. Постоянная мысль святителя: мы пострадали за свои грехи; не надо винить в этом ни татар, ни Бога; Бог наказывает того, кого любит, а татары лишь бич Божий; надо покаяться в грехах и начать по-христиански жить; если Бог не простит и не поможет, то никто не поможет; сопротивляться сейчас жестокому народу, под игом которого находимся, значит идти против Бога, против гнева Его и ниспосланного Им наказания. Покаемся, призывает святитель, - и Бог освободит нас от ига (Слова 1981:440-448). В " Слове о Меркурии Смоленском " , с одной стороны, воскрешается русский былинный герой, а с другой - христианский мученик из жития свт. Василия Великого, когда по его молитвам св. мч. Меркурий побил войско Юлиана-отступника, хотевшего захватить Кесарию. Содержание Слова (по одной из редакций) вкратце таково. Когда к Смоленску подступили пономарю Печерской церкви города является Богородица и повелевает позвать Меркурия. Меркурий, войдя в храм, видит Богородицу с Младенцем на золотом престоле. Она посылает его против Батыя. Богородица повелевает ему защитить город, а после победы отдать оружие прекрасному воину, который должен отсечь голову Меркурию. Смоленский богатырь в одиночку побеждает татар, прекрасный воин отсекает ему голову; Меркурий берет голову в руку, а в другую - повод коня и входит в город. Какая-то девушка, видя это, ругает его; тогда он ложится на землю, а конь исчезает. Три дня не могут отнести тело Меркурия в церковь. Но затем смоленский архиепископ видит, как из храма выходят Богородица, архангелы Михаил и Гавриил, переносят тело Меркурия в храм и кладут в гробницу (Слово 1981:204-208). В этом сказании обращают на себя внимание следующие необычные мотивы и детали: Меркурий Смоленский побеждает только силой и помощью Божией (о его храбрости, военном умении ничего не говорится); Меркурий часто молится Кресту Господню, и здесь можно увидеть мотив совмещения и отождествления креста и меча, как оружия и орудия победы не просто над врагом, а над врагом Христианства; Меркурий погибает не от руки врагов, а от посланного Богородицей прекрасного воина (либо св. Меркурия Кесарийского, либо св. архангела Михаила); он герой и освободитель города, он спаситель святых церквей и веры христианской, но на нем лежит кровь убитых людей, хотя они " басурмане " , " поганые " , и Меркурий смывает ее своей кровью; победитель добровольно отдает свою жизнь, погибает как мученик, через отсечение

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Наконец, на северной русской иконе 2-й половины XVI в. святой изображен в скалистой местности, с венцом на голове, на коне, поражающий копьем всадника. Очевидно, перед нами вариация иконографической темы поражения Иоанна Собаки, известная как «Радомировский» вариант. Эпизод с Иоанном Собакой известен и славянской письменности, поскольку сборник чудес Ставракиоса имеется в славянском переводе 1479 г. и был использован в русском месяцеслове архиепископа Макария XVI в. На русских иконах Димитрий, как простой молящийся мученик, оживляет глубокую веру русских людей и не дает остыть её духовной силе. Его образы, с особенными характерными чертами, являются высокими выражениями православного изобразительного искусства и подтверждают единство русской и греческой традиции, нерасторжимой благодаря единству веры. Святость и деятельное присутствие св. Димитрия настолько глубоко и широко проникли в агиографическое предание и религиозное сознание русского народа, что один жизнеописатель XI–XII вв., говоря о братьях Борисе и Глебе, сравнивает их со святым Димитрием, покровителем своего города, и называет город Вышгород близ Киева, где они были похоронены, «вторыми Фессалониками». На иконах XIV в. эти святые изображаются в полный рост в придворной одежде, с мечами и крестами или же на коне и держат копье с развевающимся победным стягом. Иными словами – в тех же иконографических типах, которые напоминают соответствующие святогорские образы. Очевидно, что русская традиция приняла, усвоила и применила к своей исторической и изобразительной традиции все то, что было связано со св. Димитрием. Солунского святого связывает с Борисом и Глебом не военное мужество, а кротость характера и терпение, с которым они претерпели свою мученическую смерть: меч, который они держат, является символом власти, а крест – символом мученичества. Как мы уже говорили, на святогорских иконах Димитрий прежде всего изображается как воин и только вторично – как мученик. Каковы причины того, что именно воинственный изобразительный тип стал особенно распространен не в таком месте, где пребывают воинственные императоры, имеющие нужду в святом воине, святом помощнике, но там, где живут простые, непрестанно молящиеся монахи и подвижники?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дороги, которые не мы выбираем, или Чудо у Тернового Венца Мы оказались в небольшой комнате с круглым столом, в центре которого лежал Терновый Венец Господа! 10 апреля, 2015 Мы оказались в небольшой комнате с круглым столом, в центре которого лежал Терновый Венец Господа! Сейчас модно спорить о чудесах, о том, что они вроде как и не нужны тем, кто верит по-настоящему. Но, несмотря на наши усилия, чудеса происходят. Порой даже тогда, когда мы сначала прилагаем максимум усилий, чтобы было иначе. Об одном таком чуде рассказывает Эльвира Китнис, руководитель паломнического и культурно-просветительского центра св. Фомы в Европе. Не многим знаком святой мученик Маврикий. Это христианин, темнокожий воин из Фив. Он возглавлял легион мучеников и вместе со своими товарищами по оружию принял смерть за имя Христово в четвертом веке. Мученик Маврикий — фреска в храме св. Сорока мучеников в городе Трире Это была одна из тех историй, которые постепенно ломали скепсис и цинизм позднего язычества. Воинов было шесть тысяч шестьсот человек. Это был знаменитый Фивейский легион воинов-мучеников, воспетых кистью Эль Греко. Казнь их была в Трире, на месте, когда-то называемым Марсовым полем. Мы с нашей группой паломников поклонились их мощам, и теперь направлялись в Париж. Перед мощами мучеников Фивейского легиона Мы стремительно врывались в столицу Прекрасной Франции через северную часть города. С этой группой почти все было так же, как и со всеми. Скучая в продолжающейся пробке, паломники неторопливо наблюдали уличную жизнь чернокожих, населяющих окраины Парижа. Многие были слегка разочарованы, многие, не скрывая ужаса, тихо ворчали: «Просто Гарлем какой-то!» Все было, как обычно, кроме одного. Наша группа катастрофически опаздывала к самой главной Встрече! Встрече со святыней, ставшей свидетельницей страданий Господа – Терновым Венцом . Стрелки часов давно миновали три часа. В соборе уже ударил колокол. Так происходит всегда в этот день – пятницу, в три часа дня. Это время, когда Господь умер на Кресте, и разодралась завеса иудейского храма.

http://pravmir.ru/dorogi-kotoryie-ne-myi...

Иными словами, неистинно оно для вас, иудеев, тогда как на самом деле истинно оно само по себе. О Господи преблагословенный, Иисусе, Сыне Бога живого и единственный Спасителю наш, избавь нас от немощи греховного ума и злобы греховного сердца. Осияй нас светом слов Твоих, вечно истинных. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 15 сентября 1. Св. великомученик Никита . Родом из готов, ученик епископа Феофила Готфского, присутствовавшего на Первом Вселенском Соборе. Когда готский князь Атанарик [Афанарих] начал мучить христиан, святой Никита предстал пред ним и обличил его в безбожии и бесчеловечности. Подвергаемый ужасным истязаниям, святой Никита всё громче исповедовал Христову веру и молился Богу с благодарением. Держал он свой ум непрестанно возвышенным и углубленным в Бога, а на груди под одеждой хранил икону Пресвятой Богородицы с предвечным Младенцем Христом, Который был изображен стоящим и держал в Своих руках крест. Икону сию святой Никита носил потому, что Пресвятая Богородица явилась ему и утешила его. В конце концов мучитель ввергнул Христова воина в огонь, в котором святой мученик испустил свой дух, однако тело его сохранилось невредимым и в пламени. Его друг Мариан перенес его тело из Готской страны (сейчас это Валахия и Бессарабия) в Киликию, в город Мопсуест [Мопсуестию], где построил храм в честь святого великомученика Никиты и положил в нем чудотворные мощи [сего] святого страдальца. Святой Никита пострадал и прославился в 372 году. Патриоты истинные – род свой просвещают, Алтари живому Богу созидают. Афанарих Готфский царствовал насильем, Жертвы мертвым идолам приносил обильные. А Никита, храбрый воин Христа Бога, Людям ко спасению указал дорогу. Царь холодным мраком души подданных губил, А Никита – вечным светом убелил. Князю воспротивился ратник без сомнения И народ весь доблестным удивил терпением. В страшном пламени горел, но пребыл нетленным, И доныне цел и здрав – духом дерзновенным. Кровь его пролитая стала знаком новым, Дух вознесся в небо от земли суровой. С истиной Христовой готы приняли крещенье И Никиту славили, вестника спасенья: «О Никита, мученик, глас трубы Господней,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

2. Св. мученик Епимах . [Был] родом из Египта, в Египте [же и] подвизался; [там же] в Египте и скончал мученически свою земную жизнь. Подражая святому Иоанну Крестителю, еще юношей удалился в пустыню. За его горячую любовь к Богу Дух Божий наставил его на всякую истину и без всякого другого учителя дал ему научение, как подобает подвизаться. Однако узнал Епимах, что язычники, не терпя имени Христова, мучают и убивают христиан в Александрии. Весь возгоревшись ревностью по вере, святой Епимах пришел в этот город и сокрушил идолов. Когда язычники стали его за это истязать, он воскликнул: «Бейте меня, плюйте на меня, возложите мне на голову терновый венец, дайте мне трость в руки, напойте меня желчью, распните меня на кресте и пронзите меня копьем – что претерпел Господь мой, то и я хочу претерпеть». В толпе народа, наблюдавшего за мучениями святого Епимаха, была и некая женщина, слепая на один глаз. Горько плакала она от сострадания, взирая на бесчеловечные пытки, которым подвергался сей Божий угодник. И когда палачи строгали тело святого Христова мученика, из него брызнула кровь, причем одна ее капля попала на слепой глаз сей женщины. Внезапно женщина прозрела – так что ее слепой глаз стал здоровым, как и второе [ее око] – и громко возгласила: «Велик Бог, в Коего верует сей страдалец!» Затем святому Епимаху отсекли голову, и душа его отошла в вечную радость Господа. [Произошло это] около 250 года. У Божиего мученика святого Епимаха Не было в сердце никакого страха: Не боялся демонов он и людей неверных, А тем паче – мертвых истуканов скверных. На мученьях радовался он непрестанно И улыбкой чистой бичевал судью-тирана. Хоть покрыто ранами тело честное, Ум вперяет мученик в Царство неземное. Пострадать решил он по подобию Христа, Потому и совесть у него чиста. Что желал – то Бог ему и назначил И чудесной силой наделил в придачу: Тяжкие недуги в людях исцелять, Подавать сердцам их мир и благодать. Воин сей Христов с крестным знамением Крепким адамантом был средь драгих камений;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010