Сентябрь [В случае, когда дни памяти или имена мучеников не удалось привести в соответствие с современным месяцесловом, сохранены данные оригинала.] 1. Святые братья родные Евод, Ермоген и сестра их Каллиста были усечены мечом. Изображение: Св. Евод и Ермоген лежат на земле, обезглавленные, один юный, другой старец; близ них св. Каллиста стоит на коленах подле палача, держащего меч. 2. Святой мученик Мамант – скончался, когда у него исторгли чрево. Изображение: На горе стоит дом и в нем св. Мамант, юный, без бороды, лежит навзничь; воин вонзает трезубец в живот его. 3. Святой священномученик Анфим усечен был мечом. Изображение: За воротами укрепленного города св. Анфим, молодой, с бородою едва показавшеюся, в архиерейском облачении, обезглавленный стоит на коленях; за ним один палач держит окровавленный меч, а спереди другой палач держит отсеченную голову. 4. Святой Вавила и с ним три младенца были усечены мечом. Изображение: Св. Вавила, в архиерейском облачении, старец с широкою бородою, лежит обезглавленный; подле него три младенца на коленах преклоняют головы свои под меч палача. 5. Пророк Захария, отец Предтечи, умерщвлен был между храмом и алтарем. Изображение: В храме под сению водружена трапеза; пред нею св. Захария, старец с длинною бородою, в священнической еврейской одежде, стоит, подняв к небу глаза и руки; а воин, держа его за волосы, что на темени головы, мечом пронзает его шею. 6. Святые Евдоксий, Зинон, Ромил и Макарий были усечены мечом. Изображение: Евдоксий и Зинон, юные, с бородами едва показавшимися, стоят на коленах, простерши руки к небу, а отсеченные головы их лежат пред ними на земле; подле них палач влагает меч свой в ножны; вблизи св. Ромил старец, обезглавленный другим палачом; а св. Макарий, юный, стоит на коленах; палач мечом усекает его в выю. 7. Святой Созонт убит был кольями. Изображение: Святой лежит на земле; два воина бьют его толстыми деревянными кольями. 8. Святые Руф и Руфим усечены были мечом. Изображение: Один из них с остроконечною бородою, а другой с проседью, лежат обезглавленные; подле них стоит палач с мечом. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Новгороде (1363) на щите Л. С. было изображено обращенное острием вниз крыло, уподобившее его средневек. гербу. В визант. памятниках палеологовского времени рядом с Л. С., изображенным средовеком вост. облика, могут располагаться разные персонажи: большое количество мирян-иудеев (на иконе «Распятие Господне» из ц. «Кафисма» Благовещение на о-ве Патмос (XIV в.)), Стефатон, изображенный как юный воин, к-рый держит трость с губкой; за спиной Л. С. наряду с воинами стоят иудеи на иконе «Распятие Господне», закрывающей ставротеку в реликварии кард. Виссариона Никейского (2-я пол. XIV в., Галерея Академии, Венеция). В критской иконописи Л. С. продолжали изображать рядом с ап. Иоанном Богословом, в то время как копье и трость несли др. воины и служители, напр. на иконе кисти Эммануила Ламбардоса (нач. XVII в.; Национальный музей средневек. и совр. искусства в Сиракузах). Та же композиция «Распятие Господне» и образ Л. С. вошли в текст Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (Ерминия ДФ. С. 112). Одиночные образы Л. С. встречаются в поствизант. стенописи греч. мон-рей, в Метеорах, на Афоне, где он представлен как отдельно стоящий рядом со св. воинами или в медальоне, напр. на юж. стороне юж. арки в парекклисионе св. Безмездников мон-ря Ватопед (по датировке В. Джурича - ок. 1371, по Е. Цигаридасу - кон. XIV - нач. XV в., переписано в 1847 «изографом» Матфеем из Янины). В наосе кафоликона мон-ря Ставроникита Л. С. изображен на арке между сев. стеной и сев.-вост. колонной, образуя пару со св. Никифором (1545/46, мастера Феофан Критский и Симеон). Л. С. одет не как воин, а как мученик (хотя в подписи он назван центурионом) в дорогих одеждах, красном плаще, с непокрытой головой; он молод; с темными волосами и округлой бородой. Правой рукой он поднимает 8-конечный крест, левая открыта перед грудью в жесте принятия благодати. В нартексе кафоликона мон-ря Дионисиат на сев. откосе одного из окон (1546-1547, мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас; поновлены в 1866 мон. Мисаилом) Л. С. изображен наряду со св. Онисифором и св. врачами Киром и Иоанном; на юж. стене парекклисиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы при том же кафоликоне - между св. Никифором и Иаковом Перским (1546-1547, мастер Зорзис). Л. С. помещен рядом со св. воинами Георгием и Нестором в нижнем ярусе на зап. стене (к югу) на фресках парекклисиона вмч. Георгия скита «тис Провата» мон-ря Вел. Лавра (1634/35, мастера - монахи Меркурий и Атзалис). В трапезной мон-ря Дохиар (роспись 1700, иером. Дамаскин из Янины) образ Л. С. в медальоне находится на зап. стороне над окнами, между мч. Мамантом и Анастасием Фессалоникийским (Солунским).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

22/5.Х Кавалерский праздник ордена Св. Владимира. 25/8.Х Прп. Сергия Радонежского, чудотворца. Это был великий русский подвижник и восстановитель иночества в московской Руси во время татарского ига. Прп. Сергий (13141392 гг.) принимал деятельное участие в «собирании Руси» и с посохом в руке ходил в Ростов, Нижний Новгород, Тверь и Рязань, чтобы примирить враждующих удельных князей и объединить их под державою московского великого князя. Он же благословил вел. кн. Димитрия Донского на битву с татарами (1380 г.) и дал ему в охрану двух иноков (бывших воинов) Пересвета и Ослябю, которые положили на брани жизнь свою за Отечество. 27/10.X Муч. Каллистрата и дружины его (воин из Карфагена, наученный вере Христовой своим отцом-воином, со слов деда Неоскора, присутствовавш его в числе воинской команды, как при страданиях Господа, так и при Его славном Воскресении. Пострадал при Диоклетиане в 304 г. После долгих пыток Каллистрат был брошен в мешке в море; мешок разорвался, святой остался невредим, а видевшие это чудо персидские воины уверовали во Христа и вместе с Каллистратом были обезглавлены). 28/11.Х Бл. кн. Вячеслава Чешского (ум. 935, князь-мученик, убитый своим братом Болеславом). Октябрь 1/14 Покров Пресв. Богородицы. Этот праздник установлен в воспоминание чудесного видения Богоматери, молившейся за мир и осенявшей Своим Покровом молившихся во Влахернском храме (в Константинополе) христиан. Это было в X в. при нашествии сарацин, которые вскоре после этого видения были побеждены греками. 4/17 Бл. кн. Владимира Новгородского (ум. в 1052г., благочестивый и мужественный воин; в 1042 г. ходил войною на Ямь (финское племя, обитавшее на северном берегу Финского залива) и победил их; в 1043 г. участвовал в походе русских против греков, предпринятом для наказания греков за оскорбление русских купцов в Царьграде и за убийство одного из них). 7/20 Псково-Печерской иконы Божией Матери (в этот день память избавления помощью Богоматери г. Пскова от нашествия французов в 1812 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Febr. I. 777). 30     Священномуч. Ипполит и дружина. Весьма труден вопрос о священномуч. Ипполите. В месяцеслове Василия он называется папою и по сказанию сего месяцеслова пострадал при императоре Клавдие с Хрисиею или по-римски Авреею, Кенсорином, Саваином и многими другими. В римском мартирологе Аврея, Кенсорин префект и Саваин 24 августа, а 22 августа Ипполит, еп. в Порте римском, процветавший по историкам при императоре Александре Севере (222—235); он погружен в водах. Ипполита же папы римской церкви не было. Между тем в римском мартирологе 30 же января есть Ипполит пресвитер в Антиохии, который, впав в заблуждение Новата и снова обратившись в правой вере, в 3 веке сделался мучеником. На вопрос некоторых, какое исповедание он считает за истиннейшее, отвечал: то, которое содержит кафедра Петра, и протянул, шею палачу. Пруденций поэт ок. 400 года в 11 гимне (περ στεφανν) представляет епископа Ипполита пред судом в Порте римском, как принадлежавшего в партии Новата, но теперь обращающегося и умирающего мученически от коней. В римском мартирологе 13 августа есть мученик воин Ипполит, который также умер будучи влеком от коней (он у нас 10 августа). Удивительное смешение Бароний в мартирологе 30 января замечает, что у Пруденция соединены в одно лице три мученика: 13 августа воин, 22 епископ и 30 янв. пресвитер. Некоторые и ныне пресвитера и епископа соединяют в одно лице; по их мнению, Ипполит, родившийся во 2 половине 2 века, слушавший Иринея в Лионе, сделан был пресвитером римским, и потом епископом в Порте римском, подчинился влиянию Новатизма, но пред смертию раскаялся и умер мучеником (см. Herzog. VI, 133). Восточные памятники агиологии, ставя 30 января епископа римского Ипполита вместо пресвитера антиохийского, по-видимому, оправдывают мнение о тождестве сих лиц, но только неточно называют Ипполита папою, а может быть и в них смешение, как и у Пруденции. Мощи священномуч. Ипполита находятся в Риме в церкви св. муч. Лаврентия и папы Дамаса. Мордвин. стр. 298. Хрисию и дружину ее, пострадавших в Остии, Бароний, по актам, относит к 229 году — к временам Александра Севера, Болландисты относят (5 сентября, во временам Галла — к 252 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

I. Hыhe прославляемый Церковью св. великомученик Георгий Победоносец жил в IV веке, в Каппадокии, был знатного рода, отличался воинскими доблестями и достиг высокого звания тысяченачальника. В его время царствовал Диоклитиан, который воздвиг страшнейшее из гонений на христиан. Так однажды, в ночь на праздник Рождества Христова, он сжег храм в Никомидии с 20 000 христиан. Св. Георгий исповедовал веру Христову, и вот, один раз, когда Диоклитиан с своими вельможами и сановниками производил бесчеловечный и беззаконный суд над христианами, вошел в собрание Георгий и начал обличать царя в нечестии и жестокости. Все собрание было поражено поступком Георгия. Тогда Диоклитиан, скрыв свой гнев, начал ласково склонять его к отречению от Христа, но видя непреклонность мученика, приказал бросить его в темницу и потом жестоко мучить. «Скорее ты устанешь мучить меня, чем я терпеть мучения», – говорил св. мученик царю. Царь приказал мучить его нагого на особом колесе. Под колесо подложены были доски с гвоздями. К колесу привязали мученика и вращали его над этими досками. Гвозди, вонзаясь в тело страдальца, изрезали все его тело. Но Бог сохранил его жизнь. Ангел снял его с колеса. Увидев св. мученика живым, император был изумлен, но не вразумился. Между тем два претора, Анатолий и Протолеон, уверовали в Христа, за что тотчас же император приказал убить их мечом. Сама императрица, жена Диоклитиана, Александра, тоже уверовала во Христа. Св. Георгия обули в разожженные железные сапоги с острыми внутри гвоздями, и ударами плетей и палок заставили бежать в темницу; но Господь исцелил св. мученика. Тогда призван был волшебник Афанасий, чтобы он волшебством одолел мученика. Афанасий приготовил самое ядовитое питье, но и оно не подействовало на Георгия, так что Афанасий сам уверовал во Христа, и ему отсечена была голова. Наконец, император позвал Георгия в храм Аполлона, в надежде обратить его к идолопоклонству; но св. мученик молитвою сокрушил идолов. Тогда приказано было отсечь ему голову. Так воин царя земного, св. Георгий, явил себя победоносным воином Царя небесного, отчего и получил название «Победоносца». Мощи его, согласно завещанию его самого, положены в Палестине, в Лидде, родине матери его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

б)  Но совершенно недостоин ни именоваться сыном небесной Матери нашей, ни обращаться к Ней с молитвой тот, кто делается вовсе беспечным о своем спасении и нерадит о покаянии, кто, закосневая во грехах все более и более, приходит, наконец, во глубину зол. Достоин ли такой человек, хотя бы и называться христианином, благодатного покрова Матери Божией? Может ли честнейшая херувимов покрывать Своим ходатайством закоснелого грешника, который своей нераскаянностью второе распинает Сына Ея, отчего вновь оружие скорбное проходит Ее святейшую душу? III. Итак, кто же достоин пребывать в любви и благоволении Божией Матери? Тот, кто христианин не по одному имени, а по жизни и делам своим, кто, веруя в Господа Иисуса Христа, соблюдает Его святые Заповеди и повеления. Тот, кто, и после падения греховного, не остается в закоснении и нераскаянности, но ищет оправдания во Христе покаянием и исповеданием грехов своих, старается очищать свою совесть и омывать скверны души своей слезами умиления и сокрушения сердечного. Потому-то Св. Церковь и научает нас, братия, прежде и паче всего умолять небесную Матерь нашу о том, чтобы Она воздвигла нас из глубины греховной и просветила сердечные очи наши ко зрению спасения. Взыщем от Нее этого первейшего и необходимейшего блага; прочее все, само собою, приложится нам. Аминь. (Составлено по проповедям Димитрия, архиепископа Херсонского, т. II). Поучение 2-е. Св. мученик Леонтий (Побеждающая сила христианской доброты) I. Cb. мученик Леонтий, память коего совершается ныне, был грек, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в г. Триполи, близ горы Ливана. Он исповедовал христианскую веру. Вот как удостоился он венца мученического вместе с двумя воинами-христианами, из язычников, Ипатием и Феодулом. Адриан, римский сановник, ревнитель язычества и враг христианства, отправился в Финикию, чтобы там преследовать христиан. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и отвращал других от поклонения им, Адриан послал трибуна Ипатия с воинами за ним. Около города сам Леонтий встретил их с воинами и, обещав указать, кого они ищут, пригласил к себе в дом для отдыха, предложил им трапезу, принял их с таким радушием, с каким принимаем своих дорогих друзей, а после трапезы объявил, что он-то и есть Леонтий, друг не языческих богов, а христианского. Тогда Ипатий и воин Феодул упали к его ногам и сказали: «И мы хотим быть христианами». Леонтий помолился; вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула, и дождь упал на них из облака; св. Леонтий призвал имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и таким образом крестил их. Когда Адриан узнал обо всем происшедшем, то приказал жестоко мучить всех их; Ипатия и Феодула убили мечом, а Леонтия били так, что он скончался под ударами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сюжет о поражении царя Иоанна Собаки встречается на позднейших святогорских иконах, таких как образ XVIII в. из келлии св. Димитрия в Проватах, 1758 г. из монастыря Каракаллы и 1868 г. из Симонопетры. На иконе XVII в. из келлии св. Димитрия обители Филофея Иоанн Собака также изображается сидящим на коне, что не имеет никаких оснований, судя по письменным источникам, в то время как на иконе 1800 г. того же монастыря он изображается упавшим с лошади. Здесь можно говорить о смешении двух чудес: упомянутого выше и случая с чудом, произошедшим с всадником Радомиром, сыном царя Болгарского Самуила, когда он охотился в окрестностях Фессалоник. Интересна иконография образа XVI в. из монастыря Каракаллы, который, как представляется, не основан ни на какой письменной традиции и является, по всей вероятности, собственным изобретением иконописца. Святой, сидя на престоле, попирает ногами противника, к тому же пронзая его копьем. На иконе XVII в. из обители Пантократора, схожего иконографического типа, копье святого имеет крестообразный наконечник. Крест изображается на конце его копья также и на двух иконах XIX в. – из Нового Скита и на одной иконе представительства Иверского монастыря в Карее, где, помимо описанного, святой изображен в полный рост в военном облачении и пронзает Иоанна, который лежит на земле и которого на второй иконе Димитрий попирает ногами. В гимнографической традиции святой Димитрий – «воин Господень и божественный мученик», «великий воин и подвижник», «поборовший» «наражения врага». Этими словами оправдывается изобразительный тип Димитрия, как воина с крестом в руке, на сравнительно поздних иконах XVIII, XIX и XX вв. из скита Благовещения Пр. Богородицы (1757), из обители Ставроникита (XVIII в.), из скита Св. Димитрия «в овраге», из обители Костамонит (1896) и из скита пророка Илии (начало XX в.). На образе 1862 г. из каливы св. Димитрия в Новом Скиту единственным вооружением его является крест и ветвь, символы его мученической кончины. Те же символы, принадлежащие на самом деле не воину, а мученику, держит он и на иконе 1836 г. из монастыря Св. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой мученик Димитрий Филадельфийский О времени жизни этого святого достоверно не известно. Согласно одним источникам, он жил на рубеже XV–XVI веков, согласно другим – в XVII веке. Святой Димитрий был сыном филадельфийского священника. Когда мальчику было 13 лет, турки вынудили его отречься от Христа, после чего отдали в услужение к высшему чиновнику города. Упорство и высокая нравственность юноши не остались незамеченными – его произвели в офицеры, он стал очень состоятельным и был помолвлен с одной из самых завидных невест в городе. Димитрию исполнилось 25 лет, когда его осенила Божественная благодать и он вспомнил о ранних годах, проведенных в истинной вере. Юноша понял, что понапрасну позволил прельстить себя. Оплакивая свое положение, он решил прилюдно исповедать Христа. Димитрий отправился к правителю и чиновникам Филадельфии и заявил, что после двенадцати лет ослепления был просвещен Духом Святым и понял, что мусульманская религия не может дать спасения. Святой попросил казнить его как можно скорее, чтобы он мог искупить грех. Турки в ярости набросились на Димитрия и, растянув на земле, нанесли ему 315 ударов. Подобно кимвалу звенящему, святой под ударами воздавал хвалу Богу и призывал на помощь святых мучеников. Заключенный после этого в темницу, он противостоял давлению учителей ислама и арабского колдуна. Их попытки переубедить Димитрия остались тщетными: воин Христов был непоколебим. Не сумев сломить волю христианина, турки наутро его отпустили. Тогда, боясь потерять возможность спасения, Димитрий вошел в кофейню, где находилось множество турок. Он во весь голос начал ругать их веру, топча свой белый тюрбан и зеленую одежду. Мусульмане в ярости избили его. Решив, что он скончался, они стали обсуждать, как лучше сжечь его тело, но Димитрий вдруг произнес: «Я готов дать вам денег, чтобы вы купили дров для костра». Тогда турки трижды пронзили его спину мечом, но святой все еще оставался жив. Его повлекли на костер, и по дороге кто-то полоснул христианина мечом по лицу. Святой зажал руками кровоточащую рану и продолжал идти. Когда он остановился перед церковью, чтобы вознести молитву, ему отсекли ноги. В этот момент Димитрий отошел ко Господу. Его тело бросили в огонь, но оно осталось невредимым. Тогда палачи стали рубить многострадальные останки на части инструментами, которыми поддерживают огонь в костре. Впоследствии от честных мощей святого мученика Димитрия произошло множество чудес . Св.Димитрий почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. Св.Никодим называет датой его мученичества 1657 г., однако, согласно рукописям, это произошло в начале XVI в. 15 июня 2013 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/62143.html

На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет дозволено церковным ходити для молитвы или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковнаго на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати во общение. Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою . Считается ли мучеником за Христа тот, кто провоцирует своих гонителей? Церковью, как правило, не признавались святыми мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим поведением. Так, епископ Менсурий Карфагенский (начало IV в.) запрещал своей пастве посещать в темницах тех, кто попадал туда из-за оскорбления язычников, а Эльвирский Собор, бывший в 305 году, прямо постановил, что убитые в походах при разрушении языческих капищ и идолов не должны быть признаваемы мучениками. Является ли мучеником за Христа погибший воин? Павшие в бою воины, в отличие от умученных за веру военнопленных, безусловно не могут быть названы святыми мучениками. Говорить о гибели на войне как о мученичестве допустимо только в риторическом ключе. Является ли мучеником человек, погибший после страданий? В глубине этого вопроса таится вопрос о том, являются ли предсмертные муки спасительными для человека в вечности. Всё зависит от человека, принадлежности его к “кораблю спасения” — Церкви и восприятии им мучений (как очистительных или лишь мешающих “нормальной жизни”). Сами по себе мучения не приближают человека к Богу, а могут и ожесточить его душу. Можно ли добровольно искать себе мученичества? Отвечая на этот вопрос, следует вспомнить, что такое царский путь в жизни христианина. Царский путь – это путь рассудительной умеренности в борьбе со страстями и в стяжании добродетелей, умение найти в любом делании середину между излишеством и недостатком, между ревностью не по разуму и теплохладностью и т. д. Другими словами царский или средний путь состоит в знании своей меры. Поэтому настоящий мученик не «напрашивается» на страдание, но и не кривит душой и не спасается бегством. Св. Григорий Богослов писал: «Закон мученичества таков, чтобы, как щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, так выйдя не отступать, потому что первое есть дерзость, а последнее – малодушие» ( Слово 43 ). Какие мученики упоминаются на проскомидии?

http://azbyka.ru/mucheniki

Она взяла останки своего сына-мученика и похоронила их с честью близ реки Еригоны. У гроба святого Александра сразу стали совершаться исцеления. Вскоре святой мученик явился во сне своей матери, утешил её и сообщил, что скоро и она переселится в Небесные обители. Молитвословия В июне 1989 года по поручению Священного Синода Русской Православной Церкви в ответ на прошение православных христиан из Италии, чей приходской храм был освящен в честь мученика Александра Римского, митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом была написана полиелейная служба святому (опубликована в кн.: Никодим (Руснак), митр. Сборник служб и акафистов. - Харьков: Прапор, 1996. - СС. 211 – 222; http://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-rimskij ). Кондак, глас 4 (текст митр. Никодима (Руснака)) Яко звезда многосветлая, возсиял еси от Рима,/мучениче Александре,/и, яко бисер многоценный, в земли Византийстей радостно под меч/за Христа главу твою преклонил еси/и, сию непорочное благоухание Богу принесл еси,/да красуется Церковь земная и Небесная//во славе исповедников Христовых. Использованные материалы   В кн.: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II, , наряду с паматью " Св. муч. Александра римского в Дризипаре во Фракии при Максимиане (284—305) " , содержится также память " Священномуч. Александра , еп. тивериадского мечем при Максимиане " . Эта память была включена в месяцеслов " Настольной книги священнослужителя " (Том 3. - М.: Издание Московской Патриархии, 1979. - С. 317, http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf ) - " Священномученика Александра, епископа Тиверианского " , однако в Минею. Май, ч. 2, изд. Московской Патриархии, , уже не попала. В греческом " Большом месяцеслове " (ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, , под 13 мая содержится память " γιος λξανδρος Μρτυρας π Τιβεριανν " ( " Святого Александра мученика Тиверианского " ) с разъяснением: " Святой мученик Александр был усечён мечом.

http://drevo-info.ru/articles/5791.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010