Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Меркурий Смоленский, мч. Описания иконы Меркурий Смоленский, мч. - житие Мученик Меркурий Смоленский (память 24 ноября по старому стилю) Воин, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии святой воин тайно вел подвижническую жизнь: был строгим постником, девственником, каждую ночь он втайне от всех воспевал благодарственные хваления Господу. В это время, в 1239 г., татарские полчища Батыя подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Услышав о приближении злых врагов, о разорении Божиих храмов, св. Меркурий скорбел и болел душой; с каждым днем он более и более возгорался божественной ревностью, желая пострадать и положить душу свою за веру Христову. И молитва его была услышана. В соборном храме перед иконой Пресвятой Богородицы молился некий пономарь, со слезами прося об избавлении города от врагов. Вдруг он услышал глас от иконы: «Иди к рабу моему Меркурию на Подолье и тихо скажи ему: тебя зовет Владычица». Когда воин пришел в собор, то сам услышал голос Пречистой Девы, посылающий ег[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. 1814.] Руссие святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 8. Музей СпбДА, табл. 63. Ретушировано. Файл 8350.jpg:   Размер: 648x1178, 0.76 MPix, 85 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (127) , (2) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 8351.jpg:   Размер: 561x580, 0.33 MPix, 54 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (125) , (2) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 8352.jpg:   Размер: 273x1200, 0.33 MPix, 47 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (116) , (2) . Описание: [Москва. 1970-е.] Свв. Меркурий и Михаил. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1957 - 1980 годы. 40.7 х 28. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 8353.jpg:   Размер: 846x1200, 1.02 MPix, 150 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (119) , (2) .

http://pravicon.com/icon-2438

2. Св. мученик Акакий . Сей святой был римским сотником в правление императора Максимиана. Отвечая на суде за свою веру во Христа, он сказал, что унаследовал благочестивую веру от своих родителей и утвердился в ней, видя многие чудесные исцеления от мощей христианских святых. После великих мучений, мужественно перенесенных во фракийском городе Перинфе, Акакий был приведен в Византию, где претерпел новые истязания и наконец был усечен мечом. Благочестно пострадал он и переселился в Царство вечной радости в 303 году. Акакий, воин Царя Небесного, На смерть спешит из тесного. Он душу фимиамом молитвы окрыляет, А судья безбожный его вопрошает: «Что же вас Христос от смерти не спасет? Вам, выходит, муки, а гонителям – почет?! Если Бог Всесильный Он, как ты Его зовешь, Пусть откроет истину и спалит всю ложь!» Но смиренно мученик ему отвечает: «Христос Бог великой милостью сияет, Кроткою любовью и святым долготерпеньем; Ждет Он от грешника всей жизни исправленья, И трудов благих, и подвигов усердных – Покаяньем это зовется в Церкви верных. Каждый верный должен быть готов ко страданьям, Принесть жертву Богу из бездны Если б Христос грешников тотчас карал, Чем бы свою милость к людям являл? Если бы праведники здесь не страдали, Как бы силу Божию всем показали? Перед грешным как бы воссияли?» Рек отважный воин – и кровь свою пролил, В рай небесный, к Богу душой воспарил. 3. Преподобные Отцы грузинские . В VI веке, спустя 200 лет после того, как святая Нина проповедала Евангелие в Грузии, Пресвятая Богоматерь явилась Иоанну, подвижнику антиохийскому, и повелела ему избрать двенадцать своих учеников и идти в Грузию для утверждения православной веры. Иоанн так и поступил. Прибыв в Грузию, эти двенадцать миссионеров были торжественно встречены князем той страны и католикосом Евлалием и тотчас ревностно взялись за свое дело. Народ стекался к ним толпами, и они своей великой мудростью и многими чудесами укрепляли его в вере. Главой этих христолюбивых миссионеров был святой Иоанн Зедазнийский. А имена их суть Авив, Антоний, Давид, Зенон, Фаддей, Исе (Иессей), Исидор, Иосиф, Михаил, Пирр, Стефан и Шио. С апостольским рвением все они утверждали Христову веру в Грузии, основали многие монастыри и оставили после себя немало учеников. Так удостоились они славы на небесах и силы на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В. показан в молении образу Стилиана, стоящего на коленях перед иконой Богоматери и держащего на руках младенца; см.: Красилин М. М., Данченко Е. А. Церковные древности Самарской земли: Кат. М., 2009. Кат. 4). Прп. Симеон Столпник и мч. Иоанн Воин. Икона. Нач. XVIII в. (ЯХМ) Прп. Симеон Столпник и мч. Иоанн Воин. Икона. Нач. XVIII в. (ЯХМ) Сохранились иконы, на к-рых И. В. изображен вместе с местночтимыми восточно-христ. и рус. святыми, относящимися к разным ликам. В 20-30-х гг. XVIII в., когда в московской ц. Благовещения на Бабьем городке появился придел прп. Марона, для него была написана икона этого святого, вместе с И. В. предстоящего образу «Сошествие во ад» (Москва православная. 1994. С. 292); создание подобной иконы для храма, находящегося близ ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка, объясняется почитанием мученика в этой части Москвы (ср. с данными о приделе во имя св. Иоанна Воина, к-рый до 1814 существовал в Казанской ц. на той же улице «у Калужских ворот»). О почитании И. В. в Ярославле свидетельствует его изображение на 2-сторонней иконе рубежа XVII и XVIII вв. с «Распятием» на лицевой стороне (НГОМЗ): мученик вместе с 5 св. ярославскими князьями показан в молении Толгскому образу Божией Матери. Особенно оригинальна икона 1-й трети XVIII в., на к-рой И. В. вместе с кнг. Анной Кашинской представлен в молении образу «Зачатие св. Иоанна Предтечи» («Благовестие Захарии») (частное собрание; см.: MacDougall " s Russian art Auctions: Icons of the Orthodox World. 2 Dec. 2009. L., 2009. N 11. P. 24-25). Образ И. В. соединялся с темой почитания рус. святых и в рамках более сложных программ: в 1740 г. Козьма Иванов Березин написал для иконостаса собора устюжского Иоанно-Предтеченского мон-ря икону мучеников И. В., Георгия и вмч. Димитрия, кн. Александра Невского и Устюжских святых - юродивых Прокопия и Иоанна (парным образом служила икона святителей, среди к-рых были представлены широко почитавшиеся Антипа Пергамский и Харалампий Магнезийский; см.: Сорокатый В.

http://pravenc.ru/text/471095.html

Акакий чудный, воплощенное смирение, Ты послушанием снискал себе спасение. Душа твоя веселья ныне исполняется И имя Церковью святою прославляется. 3. Священномученик Дионисий, епископ Коринфский . Знаменитый пастырь и учитель. Усечен за Христа в 182 году. 4. Св. Тиридат, царь Армянский . Современник Диоклетиана. Сначала жестоко преследовал христиан. Но постигла его Божия кара – и он обезумел, став подобным скоту как некогда Навуходоносор. От умопомешательства его чудесно исцелил святой Григорий (см. 30 сентября). С тех пор и до самой смерти Тиридат провел свои дни в покаянии и благочестии. Мирно упокоился в IV веке. 5. Св. мученик Аполлоний . Римский сенатор. Обвиненный в вере во Христа, он исповедал свою веру перед всем Сенатом, за что [и] был обезглавлен в Риме в 186 году. Рассуждение Божие наказание [иногда] постигает грешников сразу же после греха, чтобы грешники устрашились, а праведники ободрились, иногда же – намного позже, [причем] внезапно и паче [всякого] чаяния, чтобы грешники знали, что Бог ничего не забывает. Дафана и Авирона земля поглотила тотчас, как они согрешили, а царь Валтасар видел руку, написавшую ему смертный приговор в ту минуту, когда чувствовал он себя счастливейшим [из смертных]: на пиру, среди друзей и обожателей. Некоего тяжело больного воина принесли к преподобному Стефану Новому, чтобы тот молитвой его исцелил. Стефан велел ему поклониться иконе Христовой и Пресвятой Богородицы. Воин сделал это – и немедленно обрел здравие. Весть об этом чуде разнеслась во все стороны. Услышав о сем, царь-иконоборец Копроним призвал к себе того воина и допросил. И когда воин исповедал и признал, что получил исцеление от святых икон, царь принялся неистово упрекать его за поклонение святым образам. Испугавшийся воин отрекся пред царем от иконопочитания и постыдился своей веры в [святые] иконы. Когда же вышел он из дворца и сел на своего коня, конь под ним яростно вздыбился [букв.: разъярился. – Ред.], сбросил седока и топтал его ногами до тех пор, пока [тот] не изверг из себя свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

176. Иоанн Воин. Из церкви Двенадцати апостолов Московского Кремля. Последняя четверть XVII века. Музеи Московского Кремля. 177. Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый. XVIII век. Историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва. Известно, что в эпоху барокко античность служила материалом для построения сложной символики. Пришедшая путем многократного отражения мифологизированная античность получила панегирическую функцию. Она широко применялась в живописи, литературе, театре, придворном этикете и празднествах. Поскольку же религиозный символ является еще и «высказыванием и сообщением о духовной и душевной атмосфере эпохи» (Аверинцев, 1985, с. 300), античная (и ренессансная) символика новых икон интересно отразила важные перемены в истории религиозного чувства. Она активно стала использоваться как с целью «самоутверждения» христианского героя, так и с целью утверждения истин реформированной при царе Алексее Михайловиче православной церкви. В этом плане интересный пример представляет собой икона второй половины XVII в. «Иоанн Воин» из собрания музеев Московского Кремля. (илл. 176) Можно допустить, что икона написана под влиянием концепции «Ecclesia militans», что в некоторой степени оказалось созвучно аналогичным явлениям в западнославянском искусстве XVII в., в частности в сарматском портрете (см.: Тананаева, 1979, с. 154–176). Христианский мученик-воин предстает на иконе в красивых и блистательных доспехах на фоне перспективного «голландского» пейзажа, который заменил обычный для рыцарских портретов того времени вид военного лагеря или поля битвы. Икона даже сохраняет характерное для этих портретов сложенное перед моделью оружие – знаки воинского отличия (щит, римский шлем с плюмажем, лук и колчан со стрелами. Ср.: Антонова, Мнева, ГТГ, 1963, т. 2, кат. 968, илл. 161). В правой руке св. Иоанн держит крест – символ своей мученической кончины, а в левой – знамя с четырехконечным крестом и литерами «IC ХС – НИ КА», то есть с сакральными знаками новой литургии, которые появились после реформы патриарха Никона на просфорах в новообрядческой церкви. Они же неизменно включались староверами в их полемические сборники и иконы-картины, о которых мы писали выше (см.: ОР РГБ, ф. 17, 324, л. 35 об. – 36 об.). Отсюда знамя в руке святого символизировало героическую борьбу за реформированное благочестие, против которой выступало старообрядчество; его семантический объем оказывался наиболее глубоким по сравнению с другими фрагментами художественного «текста». Вместе с тем необходимо отметить: если при любой идеализации – обязательной для образной концепции западноевропейских рыцарских портретов – репрезентация модели всегда сопровождалась реалистическими характеристиками, то на данной иконе реальные детали символичны изначально; все включено в игру глубоких религиозных смыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Он предсказал Александру I победу над Наполеоном. За три года указан был ему от Бога день смерти. Скончался св. Тихон в 1783 г. Чрез 63 года, при перестройке церкви, мощи его найдены нетленными; у гроба его совершалось множество чудес. Тогда в 1861 г. Святейший Синод причислил его в лику святых, и мощи его были открыты и положены в раке в Задонском монастыре. Мученик Ипполит был смотрителем темниц в Риме. Когда император Декий приказал ему мучить св. архидиакона Лаврентия (память 10-го авг.), то он, услышав проповедь святого, уверовал во Христа со всеми своими домашними, в числе 19 человек. Он и похоронил св. Лаврентия. Узнав об этом, Декий велел привести к себе Ипполита и приказал мучить его самого. «Я христианин!» – твердил св. мученик, когда его мучили. «Вспомни свой сан и будь нашим другом, приноси с нами жертвы, как прежде», – сказал Декий Ипполиту. «Я воин Христа, Спасителя моего, и желаю умереть за Него», – отвечал мученик царю. Декий обратился к домашним Ипполита о словами: «Пощадите жизнь свою, чтобы не погибнуть с господином своим». Кормилица св. Ипполита Конкордия отвечала царю: «Мы лучше желаем умереть в вере Христовой с господином, чем жить в нечестии с тобой». Декий велел засечь ее оловянными прутьями, а св. Ипполита со всеми прочими отвести за город на смерть. «Не бойтесь!» говорил св. Ипполит своим домашним. Его привязали к коням, и он, влачимый конями, скончался. Тело Конкордии было брошено в нечистое место. Двое христиан, Ириней и Авундий, отыскали тело ее и похоронили, но за это, по приказанию царя, сами были потоплены в нечистотах. Мощи святых Ипполита и Конкордии находятся в Риме. Страстная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1641 г. одной женщине, Екатерине, в селе Палец, Нижегородской епархии и перенесена в Москву, где у Тверских ворот построена была церковь , а потом в 1654 г. монастырь в честь ее явления. Монастырь называется Страстным от иконы. Икона же названа Страстной оттого, что по сторонам лика Богоматери изображены два Ангела с орудиями страстей, или страданий Христовых. Празднуется Страстной иконе еще в 6-е воскресенье после Пасхи в память чудес от нее в этот день. Минская икона Богоматери находится в Минске. Она сначала поставлена была св. князем Владимиром в Киев в Десятинной церкви. Около 1500 г. при разграблении Киева татарами, один из татар бросил ее в Днепр, но она скоро была найдена по необычайному сиянию от нее. 14-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Мученик Рагенер Нортгемптонский Память: 21 ноября/4 декабря «Истинный друг Божий» Церковь Св. Петра в Нортгемптоне, Нортгемптоншир На вопрос о том, кто самый загадочный ранний английский святой, любители англосаксонской святости вполне могут назвать святого Рагенера (Ragener), которого некогда глубоко почитали в Нортгемптоне, главном городе графства Нортгемптоншир. Этот святой воин и мученик за Христа так и остался бы неизвестным, если бы не видения и чудеса, произошедшие через два столетия после его смерти. Согласно средневековому документу, в середине XI века жил отец Брунинг – знатный праведный священник, служивший в великолепной церкви Святого Петра в Нортгемптоне, которая имела статус «minster» (важная церковь). У него был слуга скандинавского происхождения, который однажды отправился в паломничество в Рим, чтобы поклониться мощам апостола Петра. Во время его путешествия ангел явился ему в видении и повелел возвращаться домой. Когда он вернулся в Нортгемптон, ангел снова явился ему и велел передать священнику, что «истинный друг Божий похоронен под полом церкви Святого Петра», и указал ему точное место, где надо искать. Этот святой мученик за Христа так и остался бы неизвестным, если бы не видения и чудеса, произошедшие через два столетия после его смерти Отец Брунинг послушался и обнаружил могилу под полом церкви именно там, где ему было велено искать. Об этом стало известно всем верующим Нортгемптона, но никто не знал, кто лежит в этой могиле. В то время жила тяжелобольная женщина по имени Альфгива, которая была родом из городка Абингдон близ Оксфорда. Ей было крайне тяжело двигаться, и она мечтала об исцелении. Во время Пасхальной всенощной, увидев сверхъестественный свет, она исцелилась у могилы «анонимного святого» и самостоятельно вышла из нортгемптонской церкви Святого Петра – «так, как никогда раньше не ходила». После нескольких дней строгого поста отец Брунинг решился вскрыть гробницу и обнаружил в ней останки человека со свитком. В свитке говорилось, что это святой Рагенер, племянник святого короля и мученика Эдмунда Восточноанглийского (Edmund), который был замучен за Христа вместе с ним язычниками-датчанами в 869-м (или 870-м) году.

http://pravoslavie.ru/154885.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Маркелл, воин, мученик Танжерский († 298, память 30 октября) Св. Маркелл родился в Арзасе (Arzas), что в Галисии, Испания. Он был центурионом и служил в Танжере, что в нынешнем Марокко. Во время праздников по случаю дня рождения императора Максимиана, Маркелл отказался ради своей христианской веры почтить римских богов. Он сдал свою форму, ветвь виноградной лозы, военный знак отличия и оружие. Представ перед судьей Фортунатом, объявил о своей готовности служить Христу. Фортунат думал предложить это дело на рассмотрение императорам Максимиану и Констанцию, они задерживались в Испании, и второй из них благоволил христианам. Однако вместо этого Маркелл предстал перед заместителем наместника Аврелием Агриколаном (Aurelius Agricolan). Он признал себя виновным в том, что отказался подчиняться своему земному начальству, за что и был усечён мечом. Секретарь, который вёл запись заседания, по имени Кассиан (Cassian), был весьма огорчен приговором, отказался вести судебный протокол, за что также был умучен. Согласно некоторым источникам, супруга Маркелла Нонна (память 29 ноября) родила ему сыновей Эметерия (Emeterius) и Каледония (Caledonius), которые также были умучены. Согласно иным источникам, сыновей было двенадцать, и они претерпели мученичество. Среди них – Клавдий, Луперкий (Lupercius), Виктор, Герман, что умучен в Гиспалисе 102 (Hispalis), Серванд (Servandus), что умучен в Эмериде 103 (Emerida), Марин (Marinus), Эстерий (Esterius), Факунд (Facundus), Примитив (Primitivus), Фауст (Faustus), Иануарий (Januarius) и Марциал (Martial). Тело Маркелла в 1471 году было обретено неповреждённым в Танжере и в 1493 году перенесено в Испанию королём Альфонсом V Португальским. Его святые мощи по сей день сохраняются в Леонском храме, освящённом в его честь, история которой восходит к X столетию. Он почитается святым заступником города. В его честь в Леоне также была названа площадь de San Marcelo. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гурий, мученик – см. Деяния Гурия и Шамуны Дада, монах из Амиды (V в.) Дадишо I, 24 католикос Востока (421−456) Дадишо из Бет-Катрайе Дадишо, монах Амиды Дадишо, настоятель мон. на горе Изла Даду, св. Дамиан, коптский патриарх Даниил Салахский, еп. Теллы (VII – VIII вв.) Даниил Скитский Даниил, св. воин Даниил, ученик Иакова Эдесского Декий, император Денха Тагритский, мафриан (660) Дидим Александрийский Димитриан Антиохийский Диоген, en. Эдессы (V в.) Диодор Тарсийский Дионисий Ареопагит (Афинский), Псевдо Дионисий (Иаков) бар Саливи, еп. Амида (1171) Дионисий Телл-Махрский (в т. ч. псевдо), сир. патриарх (818−845) Дионисий Фракийский, грамматик Диоскор, патриарх Александрийский Днахишо – см. Ишоднах Дометай, мученик Домн, друг Ефрема Сирина Дроса, Ирина и Евфимия, св. Ева Евагрий Понтийский Евагрий Схоластик Евгения, св. Евдоксий, мученик Евдоксий, Ромул, Зинон и Макарий, св. Евлогий и Герасим, св. Евномий Евпраксия, св. Евсевий Александрийский Евсевий Кесарийский – см. также Евсевиевы каноны Евсевий Самосатский Евсевий Халкидский Евсевий Эмесский Евстафий Антиохийский Евстафий из Дары (VII в.) Евтих (Евтихий), ересиарх Евфимия Евфросиния, св. Ездра, книжник – см. Апокалипсис Ездры Елена, мать Константина Великого , св. Елизавета, св. Епифаний Кипрский Епифаний, Псевдо Ефрем сын Аппиана, патриарх Антиохийский (527−545) Ефрем Сирин (Map Афрем) Захария Ритор, еп. Митилинский (VI в.) Захария Ритор, Псевдо Зиновий Гезиртский, ученик Ефрема Сирина Зинон, византийский император Зхаишо (Ишозха) – см. Мшихазха Иаков Афраат – см. Афраат Иаков бар Салйви – см. Дионисий бар Салйви, еп. Амида Иаков Бурдеана (Барадей, Занзал) (VI в.) Иаков из Бет-Аве – см. Иаков Лашомский Иаков, еп. Дары Иаков, Египтянин, отшельник (ум. 421) Иаков Лашомский, основатель мон. Бет-Аве – в.) Иаков Нисибинский (IVb.) Иаков Перс, Рассеченный Иаков Серугский Иаков Эдесский, еп. (708) Иаков, брат Господень, апостол, см. также Первоевангелие Иакова Иаков, нотарий Ибн Абу Йакуб ан-Надим – см. Абу-ль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак Ибн Абу Йакуб ан-Надим, Абу-ль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак аль-Варрак аль-Багдади Ибн аль-Ибри – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Св. Меркурий родился где-то на Западе, вероятно, в Моравии, от родителей благородных 394 . «Верою правоверною огражденный, а не полуверием боля» и, следовательно, не Немец, а Славянин, он, по любви к правоверию, которому не просторно было на Западе, вступил в службу Смоленского князя. Высокого роста, мужественный и сильный, он был воин в полной силе слова: но вел втайне жизнь подвижника, был строгий постник, проводил ночи в молитве – и хранил девственную чистоту; православную веру не только исповедовал на словах, но готов был умереть за нее 395 . В 1238 г. полчища Татар приблизились к Смоленску, разоряя все на пути и нагло ругаясь над святынями христианства; они остановились за 25 верст от города, на месте называвшемся Долгомостье; это место, и поныне известное под тем же именем, множеством могил указывает на кровопролитную битву 396 . – Татарами начальствовал великан, гордый гигантским ростом и силою. – Тяжело было блаж. Меркурию видеть, что чистая, святая вера нагло оскорбляется счастливым язычеством; душа его страдала, он горел желанием положить жизнь свою за св. веру, но так, чтобы из того вышло как можно более славы для св. веры и более позора для нечестия. Он молился о том пламенно. В Смоленском соборе, где стояла чудотворная икона Богоматери, благоговейный пономарь ночью во время молитвы услышал голос: «иди к рабу Моему Меркурию на Подолье, – среди двора увидишь ты его, и скажи ему тихо: Меркурий! иди к брани военной, Владычица зовет тебя». Пономарь пошел на Подолье и вот среди двора стоит воин с воздетыми к небу руками. Тихо объявил ему небесную волю пономарь и оба пошли они в храм. Здесь Меркурию сказано, чтобы отправился он на Долгомостье и сразился с великаном, – ему обещана небесная помощь. Меркурий сел на коня и поспешил на указанное место 397 . Он прошел военную стражу, незамеченный никем, и среди неприятельского стана увидел великана. Оградясь крестным знамением, призвав на помощь Вызвавшую его на подвиг, Меркурий убил гордого мурзу и с ним много других Татар. Озлобленные враги поднялись против города и сын великана убил св. Меркурия. Мученик пред смертию молился за город и степняки, приведенные в ужас смертию лучших из своей рати, поспешили удалиться из пределов Смоленских. Благодарные жители Смоленска благоговейно похоронили тело Меркурия в Смоленском соборе. Это было нояб. 24-го 1238 г. 398 . Над местом погребения воина веры повешено было оружие его. Железный шлем и железная обувь его, простотою отделки указывающие на свою древность, хранятся ныне в соборной ризнице. В 16 столетии Смольняне еще знали место крови, где умерщвлен был св. Меркурий; это за городом, в поле 399 . Смоленск в службе поет св. Меркурию: «как столп и твердую стену даровал тебя, Меркурий, сему городу Христос; здесь ныне источаешь ты струю исцелений и помогаешь побеждать поганых» 400 . Ныне мощи св. Меркурия почивают в Смоленском Аврамиевом монастыре, где во имя его есть и храм, освященный в 1755 г. 401 . † Преставление преп. Симона Сойгинского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010