Лаврентия и бить тонкою железною цепью с острыми зубцами по голому телу мученика. Кровь мученика обагрила землю, а жестокий Декий кричал: «не хули богов, не хули!» На это святой мученик, страдая, говорил: «я благодарю Бога моего, что Он сподобил меня части рабов Своих, св. мучеников». После этого, приказав прекратить побои, Декий велел принести самые страшные орудия мучений и, указывая на них св. исповеднику, сказал: «всеми этими орудиями я буду мучить тебя, если ты не принесешь жертвы богам». «Я давно желаю всего этого, как пиршества, отвечал св. Лаврентий, ведь для вас это кажется мучением, для нас же это – слава!» «Если так, сказал мучитель, то скажи нам, где скрываются прочие христиане? Пусть приведут их сюда, и они вместе с тобою примут участие в этом пиршестве!» На это исповедник отвечал: «ваши очи недостойны видеть тех, чьи имена написаны на небесах!» Царь собрался идти в Тивериеву палату, туда же он велел привести и св. Лаврентия. В палате царь снова сказал исповеднику: «укажи нам всех нечестивых христиан, и мы очистим от них город, сам же поклонись нашим богам и перестань надеяться на сокровища, которые ты скрываешь: они не спасут тебя». «Рабов Христовых я тебе не назову, а на сокровища действительно надеюсь», отвечал Лаврентий. «Неужели серебром ты надеешься искупить себя от мучений?» спросил царь. «Я раб Христа, отвечал мученик, и уповаю на Него: я знаю, что Он уготовал сокровища небесные Своим служителям». Царь приказал мучить Лаврентия; его били жестоко палками, жгли раскаленными железными досками бока его: он все переносил спокойно, благодаря и славословя Господа. Не довольствуясь этим, мучитель приказал бить св. мученика оловянными прутьями; во время побоев св. мученик воскликнул: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой!» На это небесный голос отвечал святому мученику: «ты должен будешь страдать еще более!» Царь, услышав этот голос, разгневался еще более и велел продолжать мучения; святой же в мучениях продолжал молиться Богу. Тогда один молодой воин, Роман, видя необыкновенную твердость мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После жестокого бичевания воловьими жилами и оловянными прутьями, тело Феодора было палимо огнем и раздираемо острыми орудиями. Св. Феодор в жестоких муках восклицал: «слава Тебе, Боже мой»! После таких истязаний, его заключили в темницу. Чрез пять дней распяли его на кресте, причем вбили острый «и длинный гвоздь во внутренности св. мученика, бритвами резали тело его, а иные пускали стрелы в лице его. «Я же», говорит Уар, описатель страданий святого, «видя его тяжкие муки и слыша болезненные стоны, опустив свиток, на котором писал, с плачем упал к ногам страдальца и сказал: благослови меня, господин мой, и скажи мне последнее слово! – Уар, отвечал мне тихим голосом св. Феодор, не оставляй дела своего, но опиши все мои страдания до конца и запиши день кончины моей!» – Последнее означало, что Феодор просил для себя ежегодного поминовения в церкви в день кончины. Потом, изрекши краткий молитвенный вопль ко Господу, мученик умолк и ничего большие не говорил. Все тело его было растерзано. Палачи оставили тело висеть на кресте; но ночью Ангел Господень снял св. Феодора со креста и исцелил его от язв. Ликиний же еще до наступления утра послал двух сотников с приказанием: «принесите сюда тело умершего Феодора; я вложу его в оловянный ящик и брошу в море, чтобы безумные христиане не взяли и не боготворили его». Когда сотники подошли к месту казни, то, увидевши Феодора сидящим на земле и славящим Бога, сами уверовали во Христа, и с ними семьдесят воинов. Узнав об этом, Ликиний послал наместника своего с тремя стами воинов избить всех уверовавших во Христа. Но и они, видя чудеса величия Божия, также уверовали, а в народной толпе послышались восклицания: «один есть Бог, это – Бог христианский; где Ликиний мучитель? Мы побьем его камнями!» В это время некий воин с обнаженным мечем бросился на Феодора, но царский наместник вырвал меч из рук его и проколол его, а другой воин бросился на наместника и убил его. Феодор, укрощая мятеж, говорил народу: «перестаньте, возлюбленные! Господь Иисус Христос распялся и удержал Ангелов, чтобы они не делали отмщения человеческому роду». Умиротворивши народ и проповедуя Христа Бога, Феодор предался в руки посланных убить его; сказал только Уару: «не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаите; когда же и ты будешь кончать жизнь, завещай похоронить себя со мною налево от меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Душа его в раю вкушает сладости предвечной И с Авраамом веселится в жизни бесконечной. 2. Св. мученик Диомид . Врач из Тарса, из знаменитого рода. Лечил народ и поучал его вере Христовой. По приказу императора Диоклетиана [святой Диомид] был обезглавлен в Никее в 298 году. Воины, отсекшие ему голову и принесшие ее царю, ослепли. Но когда они снова приложили голову к телу и вознесли молитву, то сразу же прозрели [и уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. – Пер.]. 3. Преп. Иоаким Осоговский . Подвизался во второй половине XI века на Осоговской горе, в месте, именуемом Сарандопор, в уединенной пещере. На этом месте впоследствии воздвиг церковь другой подвижник, Феодор с Овечьего поля, которому святой Иоаким явился во сне. На протяжении веков многие чудеса совершались и доселе совершаются перед мощами преподобного Иоакима. 4. Св. мученик Стамат . Крестьянин, родом из Волоса в Фессалии. Когда некий бесчеловечный ага собирал с народа султанскую дань, весьма обижая людей, Стамат с несколькими товарищами отправился в Царьград жаловаться визирю. Однако, выдвигая резкие обвинения против аги, Стамат [косвенно] упрекнул и султановых вельмож – и они взяли его под стражу. Сперва лестью и ласками хотели они склонить его к принятию ислама, суля ему при этом богатство, славу и честь. На это мученик воскликнул: «Богатство мое, слава и честь – это Христос мой!» Тогда турки стали его мучить и наконец обезглавили [на площади] перед [храмом] Святой Софии в 1680 году. Так сей воин Христов удостоился венца мученического. Рассуждение Православная Церковь превосходит все прочие христианские конфессии [в серб, букв.: группы. – Ред.] богатством своего Предания. Протестанты хотят держаться только Священного Писания. Но ведь Священное Писание невозможно изъяснить без [Священного] Предания. Сам апостол Павел заповедует: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, ши посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). Предание о князе Авгаре имеет, без сомнения, апостольское происхождение, хотя Апостолы и не упоминают о нем в своих посланиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– Гликерия, богам ты жертву принеси! – Судья безумный яростно повелевает. – Иначе я сожгу тебя в огне свирепом! Но мученица лишь смеется над тираном: – Един есть Бог, а «боги» – бесы суть! Несчастный разум твой они и помутили! Какие жертвы, о безумный человек? Жертва единая была уж на Голгофе! Жертва вселенская, кровавая и страшная, За человека Вышним Богом принесенная! Все жертвы в с кровью приносимые, Она навеки и повсюду упразднила! Одна лишь жертва после Оной нам осталась, Та, что Господь от нас ждет и поныне: Чистое сердце – алтарь молитвенный, Чистые руки – дела милосердия, Вера, надежда, любовь, благочестие. Жертву сию принести я стараюсь Живому Богу, моему Создателю; Бог Пресвятой лишь такой хочет жертвы, А мертвечины смрадной гнушается! 2. Св. мученик Александр . Славянин, 18-летний воин в армии царя Максимиана. Отказался, вопреки царскому повелению, воздать почести римским идолам, вследствие чего был передан трибуну Тивериану, чтобы тот либо уговорил его отречься от Христа, либо предал мучениям и казнил. Так как все увещания оказались тщетными, Тивериан взял его с собой и повел через Македонию в Царьград, куда и сам намеревался прибыть по долгу службы. В каждом городе, через который пролегал путь, юный Александр был люто мучим; но и христиане повсюду выходили к нему, прося у него благословения и ободряя его в подвиге. За ним следовала и его мать Пимения. В течение этого путешествия Александру неоднократно являлся Божий Ангел, облегчая его страдания и подкрепляя его. В одном поселке, именуемом Карасура, мученик своей молитвой сотворил чудо: когда и ему, и сопровождавшим его воинам докучала жажда, он извел источник студеной воды на сухом месте. На берегу реки Еригона Тивериан приказал палачу отрубить Александру голову, а его тело бросить в воду. Когда палач занес меч над головой мученика, то, увидев стоящих вокруг светлых Божиих Ангелов, испугался, и его рука дрогнула. Александр спросил его, почему рука его дрогнула. Тот ответил, что видит вокруг него каких-то светлых юношей. Желая смерти и соединения с Господом, Александр помолился Богу, чтобы Ангелы отступили и палач не страшился. Так в 298 году палач свершил свое дело. Пимения вытащила тело своего сына из реки и с честью его погребла. От гробницы мученика совершилось много исцелений. По смерти сей мученик явился своей матери и возвестил ей скорый переход в иной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Приидите, мучениколюбцы вси, духовно возвеселимся и торжествуим: днесь бо предлагает трапезу тайную мученик Феодор, веселящую празднолюбцев нас, еже вопити к нему: радуйся, страстотерпче непобедимый, прещения мучителей на земли разоривый. Радуйся, бренное твое тело за Христа Бога отдавый мукам. Радуйся, в различных бедах искусный воин явивыйся небеснаго воинства. Темже молим тя, мучеников украшение, молися о душах наших. [«Придите все, любящие мучеников, будем духовно радоваться и торжествовать, ибо ныне мученик Феодор предлагает таинственную трапезу, увеселяющую нас, любящих праздники, чтобы взывать к нему: «Радуйся, непобедимый страдалец, низложивший на землю угрозы мучителей; радуйся, предавший мукам твоё бренное тело за Христа Бога; радуйся, явившийся искусным воином небесного воинства в многоразличных опасностях. Потому умоляем тебя, украшение мучеников, молись о наших душах».] Тропарь, глас 2 Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся; огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. [«Великая победа веры: среди огня как бы на воде покоя святой великомученик Феодор радовался, ибо, сожигаемый огнём, как сладкий хлеб приносился Троице. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наша».] Кондак, глас 8 Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердцы твоем, противныя силы попрал еси многострадальче, и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый. [«Веру Христову, как щит, принял в сердце твоё, враждебные силы попрал, многострадальный, и венцом небесным венчался навеки, Феодор, как непобедимый».] В 1-ю неделю святой Четыредесятницы Торжества православия Первое воскресенье Великого поста посвящено празднованию Торжества Православия, которое было установлено святой царицей Феодорой. Праведная царица Феодора была супругой греческого императора Феофила иконоборца (829–842), но не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы (догмат иконопочитания был сформулирован в 787 году на VII Вселенском Соборе). После смерти мужа, когда св. Феодора управляла государством вместо малолетнего сына Михаила, в котором она воспитала столь же твёрдую преданность Православию, она восстановила почитание икон, возвратила низложенного патриарха Мефодия и в 842 году созвала Собор в Константинополе, на котором иконоборцев предали анафеме и постановили воспоминать это событие ежегодно в первое воскресенье Четыредесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одежда Божией Матери сделана так, что самый плат или убрусец как бы пришит к верхней одежде. Вообще, в женской одежде не позволяли себе даже малейшее обнажение волос и груди 65 , согласно с внушениями Апостола ( 1Кор.1:5 ) и с народным бытом древних Иудеев. А по тому самому, западный обычай изображать Божию Матерь с открытой головой противен православию. Ни на востоке, ни в нашей древней Руси не видим ни одного подобного изображения. Одежда воина состоит из кольчуги, лат, портов, сверх которых надеты длинные сапоги, чрез правое плечо перекинута разноцветная ткань, называемая ширинкой; на голове шлем; на плечи часто накинута слегка мантия вроде короткого плаща. Воин изображается пешим или на коне; оружие составляют: мечи, копья и щиты; иногда вооружение пишется лежащим у ног, а в руках св. воин держит крест, ветвь, копье со знаменем и свитки, в особенности если мученик. Одежду простеца составляет короткое полукафтанье, пояс, сапоги сверх портов, шапка – при изображении древних Иудеев. Одежда простой женщины в покрое ничем не отличается от знатной, кроме шубы, украшений, поясов и драгоценных зарукавьев, голова тоже закрыта убрусцем. Из сил небесных Архангелы и Ангелы имеют одеждою одну срачицу, пояса, иногда крест на кресте по раменам перепоясанные; крылья их или огнеобразные, или белые. Серафимы имеют шесть крыл. Во всех вообще изображениях не допускалось обнажения членов, кроме лица и частью рук и ног. Но некоторые из Христа ради юродивых, согласно их жизни, изображаются полунагими. Короткие ширинки едва покрывают некоторые части тела 66 ; в руках блаженных, обыкновенно, свитки. Сверх того, изображения святых окружают иногда разнородные предметы, как-то: города, церкви, монастыри, особенно те, кои ими самими были созданы и кои держат они иногда на руках, также палаты, каморы, сады, горы, рощи, реки, долины и проч. Над святыми в облаках Спаситель, Божия Матерь и парящие силы небесные, держащие, в особенности над мучениками, венцы. Часто изображение святого окружено в разных отделах изображениями, относящимися к его жизни. В древности образа сии назывались образами в деяниях, в чудесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Мученичество св. Никиты. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gt. 1613. P. 37) Мученичество св. Никиты. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gt. 1613. P. 37) В X-XI вв. Н. в основном изображался как юный мученик с русыми или темно-русыми волнистыми волосами средней длины и едва пробивающимися усами и бородой. В ранний период, как у большинства воинов, его одеждой были хитон и плащ, в руке он держал крест. Так святой представлен: на реликварии из афонской Великой лавры св. Афанасия (кон. X в.); на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 37, 1-я четв. XI в.) - во время казни, в огне; в росписи каппадокийских храмов, напр. в Хачлы-килисе в Кызылчукуре (нач. X в.), Элмалы-килисе в Гёреме (кон. XI - нач. XII в.); на мозаике в юго-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас (1030-1040) и там же в медальоне на фреске в своде крипты и проч. Тот же образ Н., но с короткой бородой имеется в ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии на п-ове Мани, Греция (991/2) (см.: Δρανδκης Ν. Β. Βυζαντινα τοιχογραφαι τς Μσα Μνης. Αθνα, 1964); в Минологии из Бодлианской б-ки (Bodl. Barocci 230. Fol. 3v, 3-я четв. XI в.) - на фронтисписе между святыми Корнилием и Евфимией; на мозаике мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1049-1055) - в медальоне, с темными волосами. Позже Н. изображали в воинском облачении, как, напр., в базилике Константина в Еникёй в Каппадокии (XI в.). В Минологии на сент. из Британской б-ки он показан полуобнаженным, с повязкой на бедрах, в ожидании казни через усекновение головы (что противоречит Житию), а не в огне (Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 117v, кон. XI в.). С кон. XI - нач. XII в. наибольшее распространение получил образ Н., «видом подобного Христу»: молодой воин с темными длинными волосами и небольшой густой бородой. Этот тип становится предпочтительным для визант. и поствизант. искусства, его описывает и иером. Дионисий Фурноаграфиот (ок. 1730-1733; Ерминия ДФ. С. 198). В этом варианте изображения облик Н. близок к облику св. воина Артемия, с к-рым его нередко помещали рядом и с к-рым при отсутствии надписей его можно спутать. Вместе Н. и св. Артемий представлены: на мозаике Палатинской капеллы в Палермо (1143-1146); на фреске ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези, Македония (1164). В освященном во имя Н. храме в Чучере, Македония (1314), он изображен на фреске у алтаря в особом обрамлении, которое выделяет его среди др. святых как покровителя храма: это воин, правой рукой он опирается на копье, за спиной виден большой щит. Подобный образ Н.-воина сохранился в декорациях церквей свт. Власия в Фрилингианика на о-ве Китира (80-90-е гг. XIII в.), свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320) и др.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБАН БРИТАНСКИЙ [Албаний, лат. Albanus, англ. Alban] (Веруламский), св., первомученик Англии (пам. 23 авг.; пам. зап. 22 июня). Единственный бриттский мученик, почитание к-рого сохранилось и после англосакс. завоевания Британии в V в. А. Б., рим. воин-язычник, укрыл в своем доме скрывавшегося от гонителей пресвитера, к-рый обратил его ко Христу; когда об этом стало известно, к дому были посланы воины, чтобы схватить пресвитера, однако А. Б., надев одежду пресвитера, выдал себя за него. Приведенный к судье, он исповедал Христа, отказался принести жертвы и после пыток был приговорен к усечению мечом. Воин, к-рый должен был казнить А. Б., устрашенный чудесами (пересохло русло реки, забил источник на горе), обратился ко Христу и тоже был обезглавлен. Над могилой А. Б. в окрестностях Верулама (Verulamium) впосл. воздвигли церковь и, вероятно в VIII в., возник мон-рь Сент-Олбанс . Почитание А. Б. фиксируется с 428/29 г. с упоминания о посещении гробницы А. Б. святыми Германом , еп. Осера, и Лупом , еп. Труа (Vita Germani. 16; Bedae Hist. Eccles. I 18). «Страсти св. Албана», традиционно приписываемые Гильде Премудрому (VI в.) (De excidio Britaniae. 10), были, вероятно, составлены в Аутиссиодуре (совр. Осер) ок. 515 г. Хотя имени А. Б. нет ни в 1-й (италийской), ни во 2-й (галльской) редакциях мартиролога Иеронима, о широком почитании его в Галлии свидетельствует упоминание у Венанция Фортуната (Carm. VIII 3). О мученичестве святого повествует также Беда Достопочтенный (Hist. Eccles. I 7), на к-рого в основном опираются позднейшие средневек. историки, Гальфрид Монмутский (Hist. Brit. V 5) и Матвей Парижский (XIII в.) (Chron. maior. I 149). Беда и проч. древние авторы единогласно относят мученичество А. Б. ко времени гонения Диоклетиана (304 или 305), однако утверждения Лактанция (De mort. persecut. 15) и Евсевия Кесарийского (Церк. ист. VIII 13. 13) о том, что правивший в то время на Западе империи Констанций Хлор не преследовал христиан, заставляет нек-рых ученых сдвигать дату мученичества А. Б. к гонениям более раннего времени - 2-й пол. III в. (S. Borig-Could; W. Levison).

http://pravenc.ru/text/115636.html

III, 9 мая). Св. мученик был крещён епископом Антиохийским священномучеником Вавилой, который дал ему имя Христофор (греч. Christos – Христос, phoros – несущий). До этого он имел имя Репрев. Он пострадал в правление римского императора Декия (249–251) в 250 году. Его подвергали страшным и изощренным пыткам, но Господь чудесно спасал его. После многих истязаний он был умерщвлен мечом. День памяти – 9/22 мая. Появление икон, на которых он изображен с песьей головой, связано с легендарными представлениями о народе, из которого он происходил. Одни полагали, что св. Христофор по происхождению был хананеем. Другие вели его родство от канинеев (лат. canis – собака) или кинокефалов (собакоголовых). В славянском Прологе отвергается версия о собакоголовом виде Репрева. Это не помешало некоторым иконописцам изобразить святого с песьей головой. Проникло это и в русскую иконографию. В областном музее «Ростовский кремль» находится большой образ святого Христофора первой половины 17 в. Икона поступила туда в 1893 году из церкви Успения села Богородского Ярославской губернии. Мученик изображен в рост в воинском одеянии. В правой руке держит крест, а левая рука опирается на меч в ножнах. Песья голова приподнята. Справа и слева от нимба поясняющий текст: «Бе лета 248 во царство Декея до крещения бе имя ему Репрев родом от песеих глав от землях человекоядцев имея главу песию саном воин во многих муках в ризу медену разжену обличену последи ж мечем скончася за Христа». Есть мнение, согласно которому, св. Христофор был необыкновенно красив. Он просил Бога избавить его от этого бремени. В результате у него появилась песья голова. Рассказ этот не имеет никакого правдоподобия. Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии. Господь предвозвестил ему о скором исходе из земной жизни: скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мучитель после этих слов пришел в ярость и приказал св. мученика, связав у него ноги, опустить вниз головою в сухой и мрачный колодезь и однажды в день вытаскивать его, и после наложения довольных ударов опять опускать в оный. В таком мучении доблестный воин Христов пробыл девяносто дней. Господь, видя терпение св. мученика Макария, восхотел его утешить в его страданиях Своей благодатью. Так, в одну ночь внезапно явился в колодце необычайный свет и затем разлилось райское благоухание и ангельское невидимое пение. В то самое время при устье колодца находился его отец-отверженник, который наклонился посмотреть на столь необычайное чудо, виденное и слышанное им в колодце, но в то самое мгновение, когда он наклонился, у несчастного выпали глаза из своих орбит, и он за свое вероломство получил достойное наказание, оставшись слепым на всю свою жизнь. Видя это чудо, находившийся вместе со св. мучеником Макарием один турок, томившийся в том же колодце за какую-то вину, уверовал во Христа; впоследствии он за свое исповедание был замучен в местечке Кютагиях, или Котияхи. Мучитель судья, узнав о чуде, случившемся в колодце, велел привести к себе святого. Когда приведен был узник Христов к жестокому мучителю, тогда тот спросил его: – Правду ли говорят, что нынешней ночью в колодезь сходил свет, слышалось в нем пение и исходило оттуда благоухание? – Да, правда, – отвечал святой мученик. Кто верует во Христа, тот не только может увидеть то, что случилось в колодце, но и другое, гораздо большее сего, – и начал было приводить ему примеры от Св. Писания, которому научился он на Святой Горе, – что с большим вниманием слушали находившиеся в судилище магометане. Коварный мучитель, заметя общее внимание к повествованию святого, убоялся, чтобы и они не уверовали во Христа, а потому приказал немедленно его обезглавить, что и было исполнено палачами, которые вывели мученика из Бруссы в овраг, предварительно побили его камнями и затем отсекли ему голову. И таким образом мученик Христов Макарий чрез мечное посечение получил венец победный от десницы Христа Бога, Ему же слава со Отцем и Святым Духом во веки, аминь.

http://isihazm.ru/1/?id=1831

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010